Что такое межрегиональная кооперация
Развитие межрегиональной и межмуниципальной кооперации как механизмаповышения эффективности управления на субнациональном уровне в Российской Федерации
Межрегиональная и межмуниципальная кооперация является одним из важнейших механизмов повышения эффективности предоставления общественных услуг территориальными органами управления, при реализации которого два или более административно-территориальных образования (региона или муниципалитета) соглашаются совместно работать над любой из поставленных перед ними задач в целях получения взаимной выгоды. Более того, отдельные регионы или муниципалитеты могут не иметь достаточных ресурсов (организационных, финансовых, кадровых, технических и т.п.) для решения всех вопросов локального значения. В таких случаях механизм межрегиональной (межмуниципальной) кооперации может быть рассмотрен как жизнеспособная альтернатива территориальным слияниям малых и «слабых» административно-территориальных образований.
Особенно остро вопрос такой кооперации встает в условиях существенных ограничений бюджетных ресурсов на фоне кризисной ситуации, сложившейся в мире и в Российской Федерации с начала 2020 года. Формализованная и обоснованная координация управления и консолидация бюджетных средств регионов и муниципалитетов может способствовать более успешному прохождению кризисных фаз в экономике и извлечению дополнительных положительных эффектов для социально-экономического развития территории в остальное время.
Между тем, в Российской Федерации только с 2019 г. стали появляться первые формализованные механизмы межрегиональной и межмуниципальной кооперации (горизонтальные субсидии), при этом в федеральных государственных программах по-прежнему отсутствуют мероприятия, направленные непосредственно на стимулирование ее развития. Кроме того, в исследовательской литературе по межрегиональной (межмуниципальной) кооперации применительно к Российской Федерации слабо рассматриваются методологические аспекты апробации зарубежного опыта, научная обоснованность его транслирования в отечественную практику, а также практически не уделяется внимание фактическим потребностям кооперации в российских регионах и муниципалитетах.
Предлагаемый проект направлен на исследование механизмов межрегиональной и межмуниципальной кооперации, которые способствовали бы повышению эффективности управления и бюджетной политики на субнациональном уровне в Российской Федерации. Основной акцент проекта будет сделан на муниципальный уровень, при этом межрегиональная кооперация не останется в стороне, что позволит сделать исследование территориальной кооперации более полноценным.
Межрегиональная кооперация, межрегиональные связи.
Сегодня в межрегиональных взаимоотношениях устанавливаются прямые контакты с крупными финансовыми институтами с целью привлечения инвесторов в регионы. Процесс где-то достаточно развит, но в данном случае происходит совершенствование межрегиональных экономических связей и появляются новые организационные формы экономического сотрудничества. Межрегиональная интеграция представляет интеграцию определенного масштаба в определенных временных рамках. Важнейшей формой является экономическая интеграция, выражающаяся во взаимодействии предприятий и организаций различных регионов. К современным формам межрегионального сотрудничества предприятий относят: создания ряда предприятий – холдингов (в нефтяной, газовой и др. отраслях промышленности). Основная цель – сохранять стабильность функционирования отрасли и рост поступлений от экспорта их продукта. Поэтому они стали монополистами создав по всей территории свои филиалы, которые занимаются координацией деятельности и организацией межрегионального сотрудничества. На внешнем рынке конкурентоспособными могут быль только те предприятия, которые способны объединить в себе: добычу, переработку, транспортировку, сбыт. Поэтому возможно только государственное регулирование их усилий в рамках темпов инфляции. Следующей формой межрегионального взаимодействия является финансово-промышленная группа (ФПГ). Практика их создания была подчинена необходимость реорганизации отдельных промышленных предприятий и концентрации финансовых ресурсов. Эта необходимость была усилена обострившейся конкуренцией с иностранными производителями на внутреннем и внешнем рынках. Финансово-промышленные группы в регионах могут стать реальным институтом при проведении экономической и промышленной политики. Регионы, где сформированы крупные ФПГ, являются Регинами-донорами и обладают реальной финансовой самостоятельностью при проведении бюджетной политики. Создание банков и кредитных организаций – другая форма межрегиональных экономических связей. Создание собственных филиалов в регионах, заключение стратегических союзов крупными банками в разных регионах. Это дает возможность банкам быстрее проводить операции, инвесторам – расширять клиентуру. Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот. По функциям
· Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).
· Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
· Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
· Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
· Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)
· Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.
Формы межрегиональной кооперации предприятий
Теоретически формы взаимодействия различных предприятий крайне разнообразны. Хозяйствующие субъекты в условиях рыночной экономики обладают широкими возможностями во взаимовыгодном сотрудничестве, независимо от их территориального расположения, в установлении производственных, торговых, научно-технических и прочих связей, в том числе через создание специальных интеграционных структур – финансово-промышленных групп, холдингов, ассоциаций и т.п. Процесс сотрудничества предприятий различных регионов принципиально не отличается от взаимодействия предприятия одного региона. В то же время необходимость учета предприятием интересов нескольких регионов вызывает возможность различного экономического воздействия органов государственной власти и иных управленческих структур на процесс такого сотрудничества предприятий: от финансово-организационной поддержки до полного противодействия.
Помимо этого к современным формам межрегиональной кооперации производителей можно отнести:
• ряд предприятий-холдингов, самые мощные из которых возникли в топливной, и прежде всего нефтегазовой, промышленности (РАО «Газпром»). При формировании их организационных структур преследовалась цель сохранить стабильность функционирования отрасли, а также увеличить поступления крупных экспортных доходов в бюджет страны. Поэтому многие из таких предприятий-монополистов, создав на территории страны филиалы и подразделения, в настоящее время фактически осуществляют координацию своей деятельности в различных регионах, организуя межрегиональное сотрудничество внутри своего предприятия;
• финансово-промышленные группы (ФПГ). Практика их создания была подчинена необходимости реорганизации предприятии промышленности и концентрации инвестиционных ресурсов, вызванной формированием новых производственных кооперационных связей, рыночных механизмов финансирования производителей, обострившейся конкуренцией с отечественными и зарубежными производителями. Деятельность ФПГ может дать администрации регионов реальный инструмент для проведения собственной экономической, прежде всего промышленной, политики;
• банковские и кредитные организации. Межрегиональное сотрудничество для коммерческих банков может осуществляться несколькими путями. Очевидно, что самый распространенный механизм межрегионального сотрудничества в банковском секторе – это установление банками корреспондентских отношений. Широкая регионально ориентированная корреспондентская сеть является существенным преимуществом банка и дает ему возможность быстро проводить платежи по территории страны. Другие формы сотрудничества банков разных регионов – заключение стратегических союзов для реализации конкретных проектов, как правило, крупных инвестиционных, установление кредитными организациями прямых отношений с предприятиями и учреждениями других регионов, в том числе путем создания финансово-промышленных групп, а также распространение пластиковых карточек, имеющих хождение во многих регионах.
Таким образом, анализ межрегионального взаимодействия предприятий производственного и непроизводственного секторов в Российской Федерации показывает в целом позитивный характер такого сотрудничества как необходимого элемента сохранения единого экономического пространства страны, что, в свою очередь, является элементом стабильного федерального государства.
«Межрегиональная кооперация – это то, на что сейчас обращено внимание федеральных структур»
«Это довольно интересное начинание. Я не думаю, что подобные соглашения будут распространяться повсеместно, но в отдельных случаях это вполне уместный способ помощи одного крупного успешного региона другому, который в силу обстоятельств оказывается в затруднительном экономическом положении.
Между Курганской и Тюменской областями в целом сейчас устанавливаются перспективные партнерские отношения. В связи с этим такая помощь оказывается не только очень своевременно, но и вполне уместно. Надо еще учитывать, что Тюменский регион в настоящее время реализовал действительно много интересных и масштабных экономических проектов, связанных с разными сферами деятельности, и тюменским властям, конечно, необходим выход в соседние регионы. И подобное соглашение, на мой взгляд, как раз позволяет реализовать эти возможности. Курган же сейчас в такой ситуации, что испытывает острую нехватку инвесторов, партнеров – тех, с кем можно было бы выстраивать долгосрочные отношения.
Кроме того, подобное соглашение имеет не только экономическую подоплеку, но и, по сути, как раз таки является примером нового долгосрочного сотрудничества. Есть понимание, что это в данном случае деньги, которые будут обращены во благо и тому и другому региону. Это же не просто безвозмездная помощь – каждый получает определенные выгоды через какое-то время.
Такая межрегиональная кооперация – это сейчас то, на что обращено внимание заинтересованных федеральных структур. Я полагаю, что сейчас другие субъекты, видя примеры такого сотрудничества, будут активно реализовывать межрегиональные крупные проекты. А подспорьем для этого будут подобные соглашения и другие формы финансовой поддержки».
Фото: правительство Тюменской области
Что такое межрегиональная кооперация
Теоретически формы взаимодействия различных предприятий крайне разнообразны. Хозяйствующие субъекты в условиях рыночной экономики обладают широкими возможностями во взаимовыгодном сотрудничестве, независимо от их территориального расположения, в установлении производственных, торговых, научно-технических и прочих связей, в том числе через создание специальных интеграционных структур – финансово-промышленных групп, холдингов, ассоциаций и т.п. Процесс сотрудничества предприятий различных регионов принципиально не отличается от взаимодействия предприятия одного региона. В то же время необходимость учета предприятием интересов нескольких регионов вызывает возможность различного экономического воздействия органов государственной власти и иных управленческих структур на процесс такого сотрудничества предприятий: от финансово-организационной поддержки до полного противодействия.
Помимо этого к современным формам межрегиональной кооперации производителей можно отнести:
• ряд предприятий-холдингов, самые мощные из которых возникли в топливной, и прежде всего нефтегазовой, промышленности (РАО «Газпром»). При формировании их организационных структур преследовалась цель сохранить стабильность функционирования отрасли, а также увеличить поступления крупных экспортных доходов в бюджет страны. Поэтому многие из таких предприятий-монополистов, создав на территории страны филиалы и подразделения, в настоящее время фактически осуществляют координацию своей деятельности в различных регионах, организуя межрегиональное сотрудничество внутри своего предприятия;
• финансово-промышленные группы (ФПГ). Практика их создания была подчинена необходимости реорганизации предприятии промышленности и концентрации инвестиционных ресурсов, вызванной формированием новых производственных кооперационных связей, рыночных механизмов финансирования производителей, обострившейся конкуренцией с отечественными и зарубежными производителями. Деятельность ФПГ может дать администрации регионов реальный инструмент для проведения собственной экономической, прежде всего промышленной, политики;
• банковские и кредитные организации. Межрегиональное сотрудничество для коммерческих банков может осуществляться несколькими путями. Очевидно, что самый распространенный механизм межрегионального сотрудничества в банковском секторе – это установление банками корреспондентских отношений. Широкая регионально ориентированная корреспондентская сеть является существенным преимуществом банка и дает ему возможность быстро проводить платежи по территории страны. Другие формы сотрудничества банков разных регионов – заключение стратегических союзов для реализации конкретных проектов, как правило, крупных инвестиционных, установление кредитными организациями прямых отношений с предприятиями и учреждениями других регионов, в том числе путем создания финансово-промышленных групп, а также распространение пластиковых карточек, имеющих хождение во многих регионах.
Таким образом, анализ межрегионального взаимодействия предприятий производственного и непроизводственного секторов в Российской Федерации показывает в целом позитивный характер такого сотрудничества как необходимого элемента сохранения единого экономического пространства страны, что, в свою очередь, является элементом стабильного федерального государства