Что такое международный конфликт
КОНФЛИКТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ
Полезное
Смотреть что такое «КОНФЛИКТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ» в других словарях:
Вооруженный конфликт международный — Международный вооруженный конфликт открытое столкновение между вооруженными силами двух или более государств вне зависимости от их масштаба, интенсивности и территориального охвата. Источник: НАСТАВЛЕНИЕ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ ПРАВУ… … Официальная терминология
Международный день ненасилия — На протяжении всей своей жизни Ганди оставался верным своим убеждениям, касающимся ненасилия, даже в условиях жестокого притеснения и перед лицом кажущихся неразрешимыми задач. Теоретическим обоснованием его выступлений, включавших призыв к… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Международный пакт об экономических — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах пакт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года.… … Википедия
международный конфликт — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN international conflict A controversy, disagreement, quarrel or warfare between or among two or more nations or countries, often requiring involvement or monitoring by other… … Справочник технического переводчика
конфликт — Бескомпромиссный, бесплодный, бессмысленный, вздорный, длительный, долговременный, драматический, затяжной, извечный, кровавый, кровопролитный, крупный, мелкий, нелепый, необоснованный, непрестанный (обычно мн.), несерьезный, нескончаемый,… … Словарь эпитетов
Международный трибунал по бывшей Югославии — Не следует путать с другими международными судами в Гааге. Международный трибунал по бывшей Югославии International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia Tribunal pénal international pour l ex Yougoslavie … Википедия
Конфликт в Южной Осетии (2008) — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа … Википедия
Международный уголовный суд — Не следует путать с другими международными судами в Гааге. Логотип … Википедия
Международный аэропорт Нарита — Нарита Международный Аэропорт Страна: Регион: Япония Токио Тип: гражданский Код ИКАО: Код ИАТА: RJAA NRT … Википедия
Конфликт в Сагре — Конфликт в Сагре массовая перестрелка между местными жителями посёлка Сагра, находящегося в 40 км от Екатеринбурга, и приехавшей из Екатеринбурга бандой, произошедшая 1 июля 2011 года. В результате конфликта погиб один из… … Википедия
Международные конфликты
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие международного конфликта
Международный конфликт – это столкновение участников международных отношений ввиду возникших противоречий их интересов.
Понятие международного конфликта происходит из такого явления, как столкновение сторон, то есть крайняя форма обострения противоречий, возникающих между субъектами международного права и международных отношений. Каждый участник конфликта преследует определенную цель по ослаблению другого участника международных правовых отношений.
Международные конфликты имеют свои причины:
Субъектами международных конфликтов являются государства, а также их отдельные представители. Для того чтобы возник конфликт, необходимо возникновение противоречий как минимум между двумя субъектами международных отношений. При этом общество без конфликтов считается мертвым.
Конфликты, которые обусловлены всеобщими потребностями, могут привести к позитивным результатам. Например, национально-освободительное движение тоже является видом конфликтов, в том числе международных, и характеризует наличием кризиса, внезапным и резким ухудшением отношений. Международный конфликт также характеризуется неожиданностью, быстротой, лавинообразностью развития событий.
Виды международных конфликтов
Международные конфликты разделяются на различные категории. В частности, можно выделить следующие виды:
Готовые работы на аналогичную тему
В зависимости от масштабности конфликтов выделяют следующие виды:
Конфликты могут иметь свои мотивы, в зависимости от мотивов выделяют следующие виды конфликтов:
Рисунок 1. Негативное воздействие международных конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Средства разрешения международных конфликтов
Для того чтобы международные конфликты были разрешены, необходимо применять специальные методы. Важнейшим средством разрешения международных конфликтов являются переговоры. Они всегда предшествуют консультациям и работе посреднических миссий, задачей которых также является улаживание конфликтов.
Переговоры имеют очень важную роль при разрешении международных конфликтов. Важность их роли обуславливается следующими позициями:
Важность переговоров обусловлена возрастающей ролью международных отношений и международных организаций. Сегодня существуют, в том числе, и неправительственные международные организации, общественные объединения, к которым прислушиваются государства. В переговорах могут принимать участие специалисты, которые не имеют дипломатического опыта, однако являются специалистами в какой-либо конкретной сфере. Нередко помощь специалистов используется в сложных научно-технических переговорах, переговорах, связанных с экономикой, экологией и так далее.
За счет международных переговоров вырабатывается новая переговорная стратегия, которая предусматривает налаживание отношений между группами государств или между всеми государствами в целом. На сегодняшний день также повышена роль дипломатических служб, ценность каждого из дипломатического персонала. Дело в том, что все государства стремятся достичь позитивных международных отношений, развивающихся в определённом ключе. Нередко, несмотря на напряженные внешние отношения, между государствами происходит взаимодействие в каких-либо сферах, например, в экономической.
Переговоры могут характеризоваться следующими особенностями:
Несмотря на то, что между многими государствами происходят конфликты, они являются неотъемлемой частью сотрудничества, между ними существует неразрывная взаимосвязь. Подобное происходит за счет того, что конфликты, возникающие между государствами, прежде всего, являются конфликтами между людьми. А появление конфликта всегда требуют определенного сотрудничества и взаимодействия. С развитием конфликтов меняются и государства, происходят определенные изменения, наблюдается прогресс. Например, такой процесс произошёл при гонке вооружений США и СССР, когда было освоено космическое пространство, запущены первые спутники, что позитивно сказалось на научно-техническом прогрессе на сегодняшний день. В тоже время необходимо констатировать, что переговоры выходят на первое место в сфере разрешения международных конфликтов.
Типы международных конфликтов
Сущность и типология международных конфликтов. Конфликты на постсоциалистическом пространстве
Сущность и типы международных конфликтов.
Конфликты на постсоциалистическом пространстве: распад Югославии, конфликты в сербском крае Косово. Гражданский конфликт в Македонии.
Сущность и типы международных конфликтов.
Международный конфликт воспроизводит не только объективные противоречия, но и вторичные, по своему характеру субъективные, противоречия, обусловленные спецификой их восприятия политическим руководством и процедурой принятия политических решений в данной стране. При этом субъективные противоречия способны, так или иначе, воздействовать на возникновение и развитие конфликта, интересы и цели сторон, которые во многих случаях представляются достаточно отчужденными от реальных противоречий.
Типы международных конфликтов
В самом общем плане классификацию международного конфликта можно провести по целому ряду оснований, к которым относятся: цивилизационно-культурологические особенности; причины возникновения конфликта; противоречия, лежащие в его основе; характер участников; масштабы; применяемые средства; характер развития; социально-психологические факторы конфликта; его длительность.
По характеру противоречий, лежащих в основе международного конфликта, выделяются экономические, политические, военно-стратегические, геополитические, идеологические, социально-политические, этнические и религиозные противоречия, которые условно можно разбить на две группы: политические и неполитические. Последние в случае их трансформации в национально-государственные интересы приобретают характер политических противоречий. Так, например, казалось бы, чисто географический вопрос, связанный со статусом Каспия как моря или озера, приобретает исключительное звучание при столкновении интересов в области рыболовства прибрежных государств и его решение на данном этапе не исключает конфликтного характера развития.
При анализе противоречий, лежащих в основе международного конфликта, необходимо учитывать их характер. Противоречия могут быть объективными и субъективными, которые могут исчезнуть в связи со сменой политического руководства или лидера одной из сторон конфликта; кроме этого, противоречия могут носить антагонистический либо неантагонистический характер, что скажется на формах, масштабах и средствах развития международного конфликта. Наряду с этим следует учитывать и правовой статус сторон конфликта.
Международные конфликты могут различаться и по своему пространственно-временному масштабу. В данном случае можно выделить глобальные конфликты, затрагивающие интересы всех участников международных отношений; региональные, локальные, которые включают в качестве сторон конфликта ограниченное число участников, двусторонние. В зависимости от длительности международные конфликты могут быть затяжными, средней длительности, краткосрочными.
В зависимости от применяемых средств обычно выделяют вооруженные международные конфликты и конфликты с применением только мирных средств. При этом вооруженные конфликты могут быть конфликтами с массированным использованием военного потенциала и с ограниченным использованием военной силы, что определяется уровнем противоречий между интересами сторон конфликта. В международных конфликтах с использованием только мирных средств последние могут быть задействованы как комплексно, так и выборочно (эмбарго, торговые ограничения снижение уровня дипломатического представительства и т.п.).
Конфликты на постсоциалистическом пространстве: распад Югославии, конфликты в сербском крае Косово. Гражданский конфликт в Македонии.
Пытаясь предупредить сепаратизм, федеральные власти шли на уступки косовским албанцам, в результате чего местное сербское и черногорское население подвергаюсь негласной дискриминации со стороны местных албанских властей и постепенно покидало Косово.
После распада СССР произошла девальвация «особой» роли, которую играла Югославия в геополитических расчетах Востока и Запада. Сократилась помощь из внешних источников
27 сентября 1989 г. парламент югославской республики Словении принял поправки к своей конституции, провозгласившие право республики выйти из состава СФРЮ. Это был первый шаг к разрушению единой Югославии.
В том же 1989 г. албанское большинство Косово выступило с требованиями повысить статус края, объявив его республикой. Сербское население края было напугано. По всей Сербии стали разрастаться антиалбанские настроения.
23 декабря 1990 г. в Словении был проведён референдум, участники которого высказались за независимость Словении. Немедленно вслед за тем такой же референдум был проведен в Хорватии, которая тоже приняла решение о выходе из Югославии. В декабре 1990 г. в Хорватии была принята новая конституция, объявлявшая её «государством хорватского народа». Между тем, 30% населения Хорватии в тех административных границах, которые она имела в составе СФРЮ, составляли сербы. Хорватские сербы проживали компактно.
В апреле 1991 г. парламент самопровозглашенной РСК обратился к Сербии с просьбой принять её в свой состав, но сербский парламент эту просьбу отклонил.
В Югославии развивался политический кризис. Федеральный президиум фактически перестал функционировать. В такой обстановке 9 мая 1991 г. правительство в Белграде приняло решение предоставить особые полномочия Югославской народной армии для проведения операций в Хорватии. Это только усугубило ситуацию. 26 июня 1991 г. Словения и Хорватия заявили о выходе из состава СФРЮ.
Власти в Белграде не признали эти акты. Конфликт федеральной и республиканских властей вылился в кровавые столкновения с участием частей регулярной армии. Начались вооружённые столкновения отрядов хорватских правых и формирований сербов Республики Сербской Крайны.
В Югославии началась гражданская война.Она мало затронула Словению, относительно однородную в этническом отношении и отделённую от Сербии территорией Хорватии.
Гражданская война в Боснии носила крайне ожесточённый характер. Сербы, хорваты и мусульмане практиковали этнические чистки в районах проживания «враждебных» этнических групп, которые выливались в массовые убийства мирного населения. Для расследований военных преступлений на территории бывшей Югославии по решению Совета безопасности ООН 25 мая 1993 г. в Гааге был создан Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ).
Под воздействием США руководство НАТО приняло решение использовать вооружённые силы для вмешательства в Боснии с целью положить конец кровопролитию. В 1994 г. по инициативе США в Боснии была создана Мусульмано-хорватская федерация для более успешной борьбы с боснийскими сербами.
В июне 1995 г. с молчаливого согласия С. Милошевича хорватские вооружённые силы смогли подавить сопротивление сербов в Сербской Крайне и захватили всю её территорию. Десятки тысяч сербов бежали из Хорватии в Сербию. Во второй половине 1995 г., опираясь на резолюцию Совета безопасности ООН № 836 (принятую 4 июня 1993 г.) и в координации с командованием сил ООН по защите «зон безопасности», вооруженные силы НАТО начали наносить авиаудары по позициям боснийских сербов.
В конце 1990-х годов обострился конфликт в сербском крае Косово, население которого состояло из албанцев и сербов при численном преимуществе первых.
Ещё в 1989 г. в ответ на требования албанского большинства объявить край республикой лидер Сербии С. Милошевич де-факто отменил автономный статус Косово. Это не разрешило проблему, так как косовские албанцы продолжали требовать расширения своих прав, выжидая момента для активизации борьбы.
Подписание Дейтонских соглашений послужило косовским албанцам ободряющим сигналом. Последовала активизация сепаратистов. Албанское население Косово не подчинялось белградским властям, создав свои структуры управления. Страны НАТО требовали от С. Милошевича согласия на переговоры с лидером умеренных албанцев Ибрагимом Рутовой.
Международное сообщество зафиксировало в крае нарушения прав человека. Страны НАТО требовали от Белграда отказаться от применения силы. Фактически они стали на сторону косовских албанцев. Конфликт стал предметом рассмотрения в Совете безопасности. 23 сентября 1998 г. он принял резолюцию № 1199 с требованием прекратить военные действия в Косово. Резолюция предусматривала в случае продолжения войны возможность принятия «дополнительных мер» для обеспечения мира.
13 октября 1998 г. совет НАТО принял решение о начале бомбардировок Сербии в случае ее отказа принять требования Совета Безопасности. Правительство СРЮ пошло на уступки и сократило военный контингент в Косово. Напряженность не спадала. Страны НАТО настаивали на введении в Косово многонационального миротворческого контингента, в задачи которого входило бы обеспечение гуманитарных прав всего населения края. В Косово предлагалось осуществить «гуманитарную интервенцию».
20 марта 1999 г. территорию края покинули наблюдатели ОБСЕ, а 24 марта ВВС НАТО начали систематические бомбардировки стратегических объектов по всей территории Сербии, включая Белград (мосты, правительственные здания, аэродромы, места расположения армейских частей и т.д.).
Югославия стала объектом военного нападения НАТО, действия которой не были непосредственно санкционированы решениями Совета безопасности. После двухмесячных бомбардировок сербское правительство было вынуждено согласиться вывести федеральные силы армии и полиции из Косово.
При посредничестве России 9 июня 1999 г. сербские представители и командование сил НАТО подписали соглашение о прекращении огня и выводе правительственных войск из Косово, взамен которых 3 июня 1999 г. в край был введен контингент НАТО. Косово было фактически отторгнуто от Югославии. «Армия освобождения Косово» была легализована под видом косовской военной полиции. Сербское население края почти полностью его покинуло.
Российская Федерация выступала против интервенции в Косово и оказывала Сербии гуманитарную и экономическую помощь. Проблема Косово вызвала напряженность в отношениях между Москвой и НАТО.
В феврале 2008 г. вопреки протестам сербского населения края и правительства Сербии, которую поддерживала Россия, косовские албанцы провозгласили независимость Косово.
После поражения в Косово ситуация в Югославии еще больше осложнилась. С. Милошевич официально отказался от власти, и В. Коштуница был провозглашен президентом. Новое сербское правительство возглавил Зоран Джинджич, по настоянию которого С. Милошевич в июне 2001 г. был выдан Международному трибунату в Гааге по обвинению в преступлениях против человечности в связи с событиями в Косово.
Смена власти в Сербии не остановила дезинтеграции СРЮ. Пришедший еще в мае 1998 г. к власти в Черногории президент Мило Джуканович повёл дело к мирному отделению от Сербии. В марте 2002 г. при посредничестве Евросоюза было подписано соглашение о преобразовании Югославии в Федерацию Сербии и Черногории при сохранении их в составе единого государства. Но Черногория продолжала настаивать на полном отделении от Сербии.
Сходное противостояние возникло в Македонии. Большая часть стран международного сообщества признала это небольшое государство сразу после его провозглашения в 1991 г. под его конституционным названием «Республика Македония». Но против этого выступила Греция, которая имела в своем составе провинцию с одноименным названием. Из-за сопротивления Греции Македонию приняли в ООН под искусственным названием «Бывшая Югославская Республика Македония». Лишь 13 сентября 1995 г. греко-македонские противоречия были урегулированы специальным соглашением, после чего Афины перестали возражать против вступления Македонии в ОБСЕ и Совет Европы.
12 августа 2001 г. при посредничестве Евросоюза и США в г. Орхиде (Македония) состоялось подписание соглашения между македонским правительством и представителями албанских общин. Албанские отряды были разоружены силами миротворческого контингента НАТО (операция «Сбор урожая»), который был введен в албанские районы одновременно с размещением там полицейских частей македонского правительства. В 2002 г. претензии к Македонии выдвинул парламент края Косово, который юридически оставался частью Сербии под управлением ООН. Косовские депутаты заявили о непризнании договора о границе, который был заключен между Югославией и Македонией после провозглашения независимости последней в 1991 г.
Письменно ответить на вопрос: Можно ли было предотвратить распад Югославии. Если нет, то почему? Если да, то что для этого надо было сделать?
Международные конфликты
Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил; это крайняя форма обострения противоречий.
Международный конфликт – это крайняя форма проявления противоречий между участниками международных отношений, это столкновение между ними по поводу ценностей, статусов (положения), власти, обладания редкими ресурсами, а также по поводу перспектив их развития. Цели, которые преследует каждый из участников конфликтов заключается втом, чтобы устранить или ослабить соперника.
Важно усвоить, что конфликты возникают, существуют и развиваются с возникновением, существованием и развитием человеческого общества. Поэтому необходимо и важно выяснить причины международных конфликтов.
К числу основных причин вызывающих и обостряющих международные конфликты в настоящее время необходимо отнести следующие:
1. неравенство участников международных отношений (прежде всего государств) с точки зрения обладания территориальными, материально-природными, людскими, научно-техническими, производственными и другими потенциалами (ресурсами);
2. изменение баланса сил на мировой арене;
3. формирование особой «полярности» в мировом сообществе: одно-, двух-, многополярный мир;
4. наличие и формирование новых этнических, религиозных, идеологических течений, организаций.
Эти и другие причины предопределяют классификацию международных конфликтов. С учетом различных критериев выделяются следующие типы конфликтов:
В зависимости от применяемых средств конфликты подразделяются на:
В зависимости от степени используемого насилия:
– конфликты, основанные на терроризме, захвате заложников.
В зависимости от масштабов конфликтов:
– локальные конфликты (внутри государства);
– региональные конфликты (в отдельных регионах);
– глобальные конфликты (мировые).
В зависимости от мотивов конфликта:
– нетерриториальные конфликты (идеологические, экономические, политические).
Из всех перечисленных категорий конфликтов наиболее опасны для человечества войны и другие насильственные конфликты. Поэтому чрезвычайно важно найти средства недопущения или разрешения международных конфликтов.
Важнейшим средством разрешения международных конфликтов являются переговоры между враждующими (конфликтующими) субъектами международных отношений, которым могут предшествовать консультации и работа посреднических миссий.
Роль и значение переговоров в системе международных отношений, в разрешении международных конфликтов в настоящее время возрастает в сравнении с другими. Это обуславливается тем, что:
2) переговоры стали постоянным и универсальным инструментом международных отношений;
3) переговоры являются основной формой взаимодействия государств, поскольку сопровождаются обязательным совместным принятием решений и поскольку активно воздействуют на дальнейшее уменьшение роли силовых, особенно военных способов решения вопросов;
4) увеличивается объем и количество международных переговоров. Их объектами становятся все новые области международных отношений (в т.ч. экология, социально-политические процессы, научно-техническое сотрудничество и т.д.);
5) возрастает роль международных организаций, в т.ч. неправительственных, общественных, а также специалистов, не имеющих дипломатического опыта, но располагающих значительной компетенцией в различных областях) сложных научно-технических, экономических, экологических и т.д.);
6) вырабатывается новая «переговорная стратегия», которая предусматривает классификацию субъектов международных отношений в соответствии с их обязанностями; повышение координирующей роли дипломатических служб; более четкое выявление категорий ценности для каждой из сторон международных отношений; анализ соотношения между целями, которых хотят достичь субъекты международных отношений, и средствами, которыми они располагают и могут использовать при разрешении конфликтов.
В результате использование различных средств, способов разрешения международных конфликтов, заключаются определенные международные соглашения. Эти соглашения классифицируются по следующим группам:
– соглашения, достигаемые в результате совпадения мнений всех участников переговоров (или конфликтов);
– соглашения, заключаемые в соответствии с законодательными или моральными принципами международных отношений;
– соглашения, которые одна сторона навязывает другой стороне;
– соглашения, которые констатируют, что конфликт потерял свою актуальность и разрешился сам собой.
В заключение изучения данной темы следует, прежде всего, усвоить, что:
1. Наиболее существенными характерными чертами системы международных отношений являются сотрудничество и конфликты. Между ними существует неразрывная связь и взаимосвязь. Это проявляется в том, что процессы международного сотрудничества включают конфликтные элементы. А конфликты предполагают и требуют определенного сотрудничества.
2. С развитием мирового сообщества, мировой цивилизации изменяются соотношения и характер связей между этими категориями международных отношений. Возрастает роль и значение отношений сотрудничества и системы переговоров, как средства разрешения конфликтов.