Что такое международное экономическое право

Международное экономическое право

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

Понятие, предмет и особенности международного экономического права

Международное экономическое право (МЭП) — это отрасль международного права, которая представляет собой систему международно-правовых норм и принципов, регулирующих международные экономические отношения между субъектами международного права.

В предмет МЭП входят торговые, коммерческие отношения, включая отношения производственные, научно-технические, валютно-финансовые, в областях транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной и иной собственности, туризма и т.п.

В. М. Шумилов выделяет наиболее важные группы отношений, которые составляют, главным образом, предмет МЭП:

Международное экономическое право тесно связано с другими отраслями, институтами международного права. Отдельные нормы и институты МЭП являются общими для МЭП и для других отраслей международного права, а также комплексных институтов международного права. Так, режим рынка транспортных услуг в области авиаперевозок регулируются международным воздушным правом, режим морских исключительных экономических зон, режим морского дна — международным морским правом.

Система МЭП состоит из общей и особенной частей.

К общей части относятся следующие институты: отраслевые принципы МЭП; субъекты МЭП; международно-правовой статус «операторов» международных экономических отношений; международно-правовой режим различных видов ресурсов, включая «международное имущественное право»; «право экономической интеграции».

К особенной части МЭП относятся: международное торговое право; международное финансовое право; международное инвестиционное право.

Источники и принципы международного экономического права

Источниками МЭП являются международные договоры, международные обычаи, решения международных организаций, общие принципы права, национальное законодательство.

Международные договоры как источники МЭП подразделяются на многосторонние и двухсторонние договоры.

К многостопным договорам относятся:

К многосторонним договорам в области инвестиций относятся: Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.; Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) 1985 г.; Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (Соглашение ТРИМС), действующее в системе ВТО.

Многосторонние договоры в финансовой сфере разработаны в рамках Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Существует система международных товарных соглашений: по сахару, олову, каучуку, алмазу и т.д.

Многосторонние договоры в МЭП делятся на общеэкономические и специальные договоры.

К общеэкономическим относятся договоры об экономическом сотрудничестве. Они предусматривают принципы экономического сотрудничества между государствами, устанавливают основные формы и сферы такого сотрудничества (например торговые, финансовые, инвестиционные договоры и др.).

Специальные договоры подразделяются на следующие виды:

Основными двухструнными договорами в МЭП являются: торговые договоры; договоры о свободной торговле; договоры о взаимных поставках отдельных видов товаров и услуг; договоры о приграничной торговле; договоры о правовом положении торговых представительств или смешанных комиссий; договоры о сотрудничестве в таможенном деле и др.

Двусторонними договорами в финансовой сфере являются договоры: по вопросам валютного регулирования; по платежнорасчетным вопросам; о предоставлении кредитов; об урегулировании долгов; о борьбе с отмыванием незаконных денежных средств и др.

В области инвестиций заключаются двухсторонние договоры о поощрении и защите иностранных инвестиций; об избежании двойного налогообложения; о совместных инвестиционных проектах; о создании совместных предприятий; о передаче ценных бумаг и др.

В качестве примера обычно-правовых норм МЭП служит Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. (Lex mercatoria).

В качестве источника МЭП также вступают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, например:

К этому виду источников МЭП можно отнести решения международных конференций, содержащиеся в Заключительном акте ЮНКТАД «Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию» 1964 г. и др.

К отраслевым принципам МЭП можно отнести: принцип национального режима; принцип наибольшего благоприятствования; принцип преференциального режима; принцип экономической недискриминации.

Принцип национального режима означает, что граждане и юридические лица иностранного государства пользуются на территории данного государства теми же правами и привилегиями, которые предоставлены местным гражданам и юридическим лицам в области экономических отношений.

Принцип предоставления национального режима заложен в право ВТО и составляет в нем ключевую опору всей системы.

Принцип наибольшего благоприятствования означает, что государство предоставляет гражданам и юридическим лицам иностранного государства такие же права и привилегии, которые предоставлены любому третьему государству, его вещам и лицам. Этот принцип применительно к международной торговле закреплен в тексте Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и других договорах пакета ВТО.

Суть принципа преференциального режима состоит в предоставлении развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран. Основной формой преференций являются тарифные льготы, фиксируемые в виде пониженных ставок импортных пошлин. При предоставлении преференций развитые государства должны соблюдать определенные условия: вводить их без дискриминации и воздерживаться от требования взаимности. Со своей стороны страны, получающие преференции — страны бенефициарии, должны соблюдать одну общую обязанность — воздерживаться от злоупотребления правом пользования преференциями, в частности, путем реэкспорта товаров, происходящих из третьих стран.

Принцип экономической недискриминации означает, что каждое государство должно обеспечить в своей экономической системе одинаковые (равные) общие условия для всех иностранных государств, их вещей и лиц. Например, все иностранные предприятия находятся в стране пребывания в общем — недискриминационном — режиме в том, чтобы арендовать помещения или землю.

Существуют еще другие принципы:

Субъекты международного экономического права

Субъектами МЭП являются государства, и международные организации, обладающие международной правосубъектностью.

Государство является основным субъектом как МЭП, так и международного права в целом.

Одна из функций государств является экономической. Для осуществления экономической функции государства: а) сами вступают в качестве собственника средств производства и участниками экономических отношений, монополизируют экономику, в том числе внешнеэкономические связи; б) не участвуют в экономике, а регулируют отношения частных собственников на рыночной основе, выступая в качестве коллективного менеджера, управленца.

Государства как субъекты МЭП обладают определенными экономическими правами и несут экономические обязанности. Данные экономические права и экономические обязанности закреплены в

Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. Согласно гл. II Хартии государства имеют следующие экономические права:

К экономическим обязанностям государств относятся:

Государства стали принимать активное участие в международных частноправовых отношениях. Эти отношения регулируются преимущественно внутренним правом каждого государства.

Государство вступает в международные частноправовые отношения, когда другой стороной являются физические и юридические лица.

Особенностью участия государства в международных частноправовых отношениях является то, что оно обладает юрисдикционным иммунитетом. Иммунитет государства состоит в том, что государство неподсудно суду другого государства (равный над равным не имеет власти).

Выделяют три вида иммунитета: 1) судебный — государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, кроме случаев прямо выраженного им согласия на это; 2) от предварительного обеспечения иска — имущество государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера в целях обеспечения иска (например, на имущество не может быть наложен арест и т.п.); 3) от принудительного исполнения вынесенного судебного решения — государство, его имущество не может быть подвергнуто мерам принудительного исполнения судебного или арбитражного решения.

В международных частноправовых отношениях участвуют наряду с государством отдельные государственные органы. Согласно ст. 4 Проекта статей ответственности государств за международные правонарушения «действия государственного органа рассматриваются согласно международному праву как действия самого государства… независимо от того, каково место этого органа в структуре органов государства».

Институт преференций разграничил государства — субъекты МЭП по уровню экономического развития:

Что же касается дифференциации государств по «степени рыночности экономики», то с этой точки зрения практически сложилась градация государств:

К международным организациям как субъектам МЭП относятся: ООН, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международная торговая палата (МТП), Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европейский Союз. К ним также относятся: «Большая семерка» (G-7) и «Большая двадцатка» (G-20), Парижский и Лондонский клубы кредиторов и др.

Право на развитие и новый международный экономический порядок

Концепция нового международного экономического порядка зародилась с появлением на международной арене новых независимых государств в 1950—1960 гг.

Развивающие страны выдвинули требования структурной перестройки мировой торговли и финансовой системы для установления нового международного экономического порядка. К этим требованиям относятся:

Установление нового международного экономического порядка «требует в качестве необходимого условия коренных изменений в политическом, социальном, культурном и других аспектах жизни общества, которые приведут к новому международному порядку. Новый международный экономический порядок связан с концепциями устойчивого развития и общего наследия человечества».

Правовую основу нового международного экономического порядка составили три документа, принятые Генеральной Ассамблеей ООН: Декларация и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств. Эти документы являются важным этапом в формировании концепции нового международного экономического порядка.

В соответствии с п. 4 Декларации новый международный экономический порядок должен быть основан на следующих принципах:

В доктрине международного права высказываются мнения, что концепция нового международного экономического порядка так и не была реализована, многие из провозглашенных принципов носят рекомендательный характер. Однако для установления нового международного экономического порядка требуются преобразования основополагающих рекомендаций 1974 г. в специальную универсальную конвенцию о новом международном экономическом порядке.

Существуют международные механизмы помощи развивающимся странам:

Всемирная торговая организация

Всемирной торговой организацией (ВТО) является международная организация, специализирующая в области международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

Организация была создана в 1995 г. на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и заменила его. Учредительным актом ВТО является Марракешское соглашение об учреждении ВТО 1994 г. Организация состоит из 164 государств-членов. Штабквартира находится в Женеве.

Функциями ВТО являются:

Организация занимается развитием исследований и сектора экономических исследований и сбора и распространения экономических данных.

Основными принципами ВТО являются:

Главным и высшим органом является Министерская конференция ВТО, состоящая из представителей всех членов, которая собирается не реже одного раза в два года. В компетенцию Конференции министров входит решение следующих вопросов: освобождение от обязательств по Соглашению об учреждении ВТО или любому соглашению системы ВТО; утверждение поправок к Соглашению об учреждении ВТО или любому соглашению системы ВТО; утверждение соглашения о вступлении нового члена в ВТО.

Следующим органом является Генеральный совет, объединяющий глав представительств государств-членов, который собирается по мере необходимости. Он предпринимает действия для осуществления сотрудничества с другими межправительственными организациями, сфера деятельности которых связана со сферой деятельности ВТО, а также предпринимает необходимые действия для проведения консультаций и осуществления сотрудничества с неправительственными организациями.

Генеральный совет обладает полномочиями по созданию групп экспертов и третейских групп для рассмотрения конкретных споров, утверждению докладов, представляемых указанными группами, утверждению докладов апелляционного органа, контролю исполнения всех решений, принятых в связи с регулируемыми спорами, предоставлению разрешения на применение ответных мер в случае неисполнения участником спора принятых в ходе его рассмотрения решений. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц.

В рамках ВТО функционируют еще Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по аспектам интеллектуальной собственности, связанным с торговлей, Комитет по связанным с торговлей инвестиционным мерам осуществляют свои функции под руководством Генерального совета.

Существуют еще комитеты по торговле и окружающей среде: он занимается влиянием торговли на окружающую среду; торговле и развитию: занимается третьим миром, особенно наименее развитыми странами; ограничениям в отношении целей платежного баланса: предоставляет консультации по торговым ограничениям для целей платежного баланса; Комитет по бюджету, финансам и администрации.

Секретариат ВТО возглавляется Генеральным директором, который назначается Конференцией министров. Функции Генерального директора носят исключительно международный характер.

Процедура присоединения к ВТО носит сложный характер: национальная экономическая политика государства, желающего стать членом ВТО, должна соответствовать стандартам ВТО; проводятся переговоры с заинтересованными государствами об условиях доступа на рынок государства-кандидата; итоговые договоренности отражаются в докладе рабочей группы; данные договоренности утверждаются Генеральным советом и ратифицируются государством-кандидатом.

Способом принятия решений в ВТО является консенсус. Главной формой сотрудничества государств в рамках ВТО считаются многосторонние переговоры.

Нормы Устава ВТО и приложенных к нему многосторонних торговых соглашений составляют международно-правовой институт, который можно обозначить термином «право ВТО».

Основным объектом права ВТО являются внутренние правовые режимы государств-членов, касающиеся торговли. Через соглашения ВТО происходит гармонизация и унификация внутреннего права участвующих в ВТО государств, обеспечивается приоритет международного права по отношению к национальному законодательству.

Вопросы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли практически переданы из-под национальной юрисдикции в юрисдикцию ВТО, из-под внутреннего регулирования в международно-правовое регулирование.

Право ВТО ведет международную торговую систему в сторону единого глобального торгового пространства с полной свободой трансграничного движения товаров и услуг. При этом его нормы и принципы позволяют эффективно защитить государственные интересы отдельных стран, благодаря системе исключений из общих правил. Главное — научиться пользоваться этими исключениями.

В праве ВТО имеются материальные и процессуальные нормы.

Материальные нормы регулируют крупные сектора международной торговли — торговля сельскохозяйственными и текстильными товарами, торговля услугами, правами интеллектуальной собственности.

Право ВТО воздействует на развитие международной финансовой системы и международной инвестиционной системы.

Международное финансовое право

Международное финансовое право — подотрасль международного экономического права, которая представляет собой совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих отношения в международной финансовой системе.

Международное финансовое право регулирует отношения между субъектами (государствами, международными организациями) по поводу:

Предметом международного финансового права являются: права и обязанности государств по обеспечению финансовых потоков; правовой статус вещей и лиц (денежных единиц, прочих финансовых инструментов, банков и т.п.); порядок и формы международных расчетов; вопросы функционирования платежного баланса; условия обратимости валют; предоставление кредитов; долговые обязательства; финансовая помощь и т.п.

В систему международного финансового права входят следующие международно-правовые институты: международное платежное право; международное бюджетное право; международное долговое право; международное налоговое право; институт, регулирующий отношения по борьбе с отмыванием преступных доходов, и др.

Принципами международного финансового права являются: принцип государственного суверенитета в отношении национальных финансов и финансовой системы; принцип свободы платежей и расчетов по внешней торговле; принцип свободы выбора валютного курса под контролем МВФ; принцип свободы участия частных лиц на международном валютном рынке в соответствии с национальным законодательством; принцип свободы выбора платежно-расчетных систем в двусторонних отношениях при ненанесении ущерба международной финансовой системе; принцип недискриминации при предоставлении кредитов; принцип возврата (погашения) государственных внешних долгов; принцип льготного кредитования развивающихся стран; принцип совместных действий по недопущению финансовых кризисов; принцип оказания финансовой помощи в случае финансового кризиса и др.

Международное инвестиционное право

Международное инвестиционное право — подотрасль международного экономического права, совокупность международноправовых норм, регулирующих трансграничное движение инвестиций.

Международное инвестиционное право регулирует несколько групп отношений с участием государств и международных организаций, и в частности:

К источникам международного инвестиционного права относятся международные договоры, международно-правовые обычаи, нормативные акты международных организаций. Широкое распространение получили двусторонние соглашения: о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений); об избежании двойного налогообложения; Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г., на основе которой в 1988 г. было учреждено Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государством и физическими или юридическими лицами других государств 1965 г.; Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), действующее в системе ВТО.

Вопросы и задания для самоконтроля

Источник

Международное экономическое право

Понятие и источники международного экономического права

В современном международном праве имеется большое число норм, посвященных вопросам экономического сотрудничества. Объем регламентации и качественное своеобразие предмета регулирования свидетельствуют о том, что в международном праве сформировалась отрасль «международное экономическое право».

Источниками данной отрасли являются:

Большую роль в международных экономических отношениях играют документы международных неправительственных организаций, например, Международной торговой палаты. В числе таких документов можно назвать: Унифицированные правила по инкассо 1978 г., Правила Инкотермс 1990 г., Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1994 г. и т.д. Имея характер рекомендаций, указанные документы становятся обязательными для участников внешнеэкономических отношений в случае прямого указания на это в национальном законодательстве и/или в контракте.

Международные экономические организации

Важную роль в регламентации экономических отношений играют международные организации, как универсальные (учреждения ООН), так и региональные (Европейская конференция министров транспорта, Черноморское экономическое сотрудничество) и двусторонние организации (смешанные комиссии и пр.).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН. В задачи ЮНКТАД входит: поощрение международной торговли; координация принятия многосторонних документов в области торговли и т.д.

Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) учреждено в 1988 г. в качестве дочерней организации МБРР и входит в систему ООН. Задачами МАИГ являются: поощрение иностранных инвестиций, предоставление гарантий, включая страхование рисков инвестиций в государства — члены МАИГ.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г. Членами Банка могут быть как европейские организации, так и неевропейские страны — члены МВФ, а также Европейский Союз. Капитал ЕБРР состоит из взносов государств-членов. Цели ЕБРР: поддержка экономического развития стран Европы; оказание помощи в проведении экономических реформ и др.

Можно также различать международные организации общего характера, преследующие, помимо экономических, политические, оборонительные и др. цели (Европейский Союз, СНГ и т.п.), и специализированные экономические организации, регулирующие отдельные аспекты межгосударственного сотрудничества (Европейский патентный союз, международные организации по нефти, сахару, каучуку, кофе и т.д.).

Европейская конференция министров транспорта создана в 1953 г. в целях координации деятельности европейских государств в сфере транспорта, гармонизации развития национальных транспортных систем. Конференция разрабатывает рекомендации и резолюции, предлагаемые впоследствии участвующим государствам.

Международно-правовая защита капиталовложений

Как известно, приток иностранных инвестиций является важным фактором стабилизации экономики. Привлекательный режим капиталовложений обеспечивает целый комплекс мер — льготное налогообложение, выплата компенсаций в случае вооруженных конфликтов и беспорядков, беспрепятственный перевод прибыли за рубеж, независимость органов по решению возникающих инвестиционных споров и т.д.

Государства активно сотрудничают в деле поощрения и защиты капиталовложений. Так, во многих европейских государствах предусматривается предоставление иностранным инвесторам национального режима, устанавливается льготный налоговый режим, закрепляется процедура суброгации (уступки инвесторами своих прав при наступлении страхового случая своему государству).

Россия в настоящее время является участником порядка 30 двусторонних договоров о поощрении и защите капиталовложений. Кроме того, Россия ратифицировала многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г., заключенное в рамках СНГ.

Договоры дают перечень лиц, могущих быть инвесторами. Под инвесторами понимаются: физические лица, являющиеся гражданами договаривающихся государств; юридические лица, созданные в договаривающихся государствах.

Термин «капиталовложения» охватывает все виды имущественных ценностей, которые инвесторы одного государства вкладывают на территории другого, и в частности:

Капиталовложения инвесторов договаривающихся государств не могут быть национализированы или подвергнуты мерам, равным по последствиям национализации, за исключением случаев, когда такие меры применяются в общественных интересах, в установленном законодательством порядке, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Компенсация должна соответствовать реальной стоимости национализируемых капиталовложений. Компенсация выплачивается без необоснованной задержки в свободно конвертируемой валюте и свободно переводится на территорию другого государства.

Соглашения гарантируют инвесторам после уплаты ими соответствующих налогов и сборов беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с капиталовложениями.

Государство, на территории которого был нанесен ущерб капиталовложениям инвесторов в результате какого-либо вооруженного конфликта, введения чрезвычайного положения или гражданских беспорядков, предоставляет таким инвесторам в отношении восстановления имущества, компенсации и других видов урегулирования режим не менее благоприятный, чем режим, который она предоставляет собственным инвесторам или инвесторам любого третьего государства.

Важным аспектом правового режима иностранных инвестиций является возможность независимого и беспристрастного разрешения инвестиционных споров. В соответствии с положениями Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств 1965 г. (находится на ратификации в Федеральном Собрании РФ) определен орган по разрешению такого рода споров (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) и предусмотрена процедура арбитражного разбирательства.

По соглашениям о капиталовложениях споры между государством и инвестором, возникающие в связи с осуществленными капиталовложениями, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации, могут быть переданы по выбору инвестора в:

Международные налоговые соглашения

Одним из важных направлений международного сотрудничества в сфере экономики является взаимодействие государств по вопросам налогообложения. Россия участвует в нескольких десятках международных налоговых соглашений. В их числе:

В договорах об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов предусмотрен перечень налогов, на которые они распространяются; определяются территории, на которые распространяется действие данных соглашений; дается расшифровка некоторых категорий международного налогового права («компания», «лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве», «постоянное представительство» и др.); регламентируется порядок налогообложения доходов иностранных юридических лиц и доходов от отдельных видов деятельности; содержатся правила об устранении двойного налогообложения.

Договорами устанавливаются особые правила в отношении налогообложения доходов директоров компаний, юристов, врачей, спортсменов, студентов, ученых и других категорий граждан.

Следует учитывать, что все соглашения по налоговым вопросам непосредственно применяются в РФ и имеют, в случае коллизии, приоритет перед нормами российского налогового законодательства.

Международные таможенные соглашения

Россия активно сотрудничает с государствами и международными организациями в сфере таможенных отношений, в частности, участвует в создании таможенных союзов, зон свободной торговли, деятельности таможенных организаций, заключает международные соглашения по таможенным вопросам. Качественное своеобразие таможенных отношений, а также объем и качество их международно-правового регулирования свидетельствуют о том, что в современном международном праве идет формирование новой самостоятельной отрасли — международного таможенного права. Можно назвать сотни соглашений по таможенным вопросам: Конвенции о номенклатуре для классификации таможенных тарифов 1950 г., Конвенции об оценке товаров в таможенных целях 1950 г., Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г., Основы таможенного законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств 1995 г. и др.

Выделяются следующие направления международного сотрудничества в области таможенных отношений: определение таможенного режима; создание таможенных союзов и организаций; унификация национальных таможенных правил и процедур; развитие средств тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов.

Различают три вида таможенного режима.

Национальный режим заключается том, что предприятия и граждане одного государства приравниваются в сфере таможенных отношений к физическим и юридическим лицам другого государства.

Режим наибольшего благоприятствования означает предоставление другому государству, его физическим и юридическим лицам условий, которыми в таможенных отношениях пользуется любое третье государство.

Режим преференций предполагает предоставление другому государству, его физическим и юридическим лицам особых льгот и преимуществ в области таможенных отношений.

В ряду международных таможенных организаций центральное место занимает Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Генеральное соглашение о тарифах и торговле было подписано в 1947 г. и вступило в силу в 1948 г. Сегодня в эту организацию входят свыше 130 государств, в том числе и Россия. Функции ГАТТ заключаются в регулировании торговой политики государств, подготовке и принятии соглашений по экономическим вопросам, урегулировании межгосударственных споров.

Деятельность ГАТТ была направлена на обеспечение соблюдения следующих принципов:

Члены ГАТТ, в частности, обязались сокращать таможенные пошлины и сборы, унифицировать процедуру их взимания, принимать меры к сближению систем национального хозяйственного законодательства, предоставление преимуществ в торговле развивающимся странам.

В 1994 г. было подписано соглашение, предусматривающее создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО).

Основная цель ВТО — содействие экономическому сотрудничеству государств в интересах повышения жизненного уровня путем обеспечения полной занятости, роста производства и торгового обмена товарами и услугами, оптимального использования источников сырья с целью обеспечения долгосрочного развития, охраны окружающей среды.

Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из представителей всех государств-членов. Созывается раз в два года; создает вспомогательные органы; решения принимаются консенсусом. Исполнительный орган — Генеральный совет, в ведении которого находятся Орган по решению споров, Орган по торговой политике, различные комитеты. Организационной деятельностью занимается Секретариат ВТО.

Совет таможенного сотрудничества (СТС) был образован в соответствии с Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества 1950 г. (Россия участвует). Цели СТС: исследование вопросов взаимодействия национальных таможенных систем; обеспечение более тесного сотрудничества государств — участников Конвенции, обмен информацией о таможенных процедурах и таможенном регулировании; унификация таможенного законодательства стран-участниц; разработка рекомендаций и проектов конвенций по таможенным вопросам.

Органами СТС являются Совет, Постоянный технический комитет и Генеральный секретариат.

Штаб-квартира Совета располагается в г. Брюсселе.

Международные транспортные соглашения

Международное транспортное право представляет собой группу международных принципов и норм, регламентирующих вопросы перевозки грузов и пассажиров по территории двух или нескольких государств, и в настоящее время представляет собой подотрасль права международного сотрудничества в области экономики.

Следует учитывать, что перевозки морским, воздушным, железнодорожным и автотранспортом осуществляются на основании как универсальных транспортных конвенций (Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1929 г., Конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. и др.), так и в соответствии с двусторонними соглашениями о транспортном сообщении и перевозках (Россия участвует в нескольких десятках таких соглашений).

По общему правилу, универсальные конвенции применяются независимо от национальной принадлежности судна, перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя или любого другого заинтересованного лица. Конвенции применяются также в том случае, если перевозки, входящие в область их применения, производятся государствами или правительственными учреждениями или организациями. Нормы двусторонних соглашений применяются в качестве специальных норм по отношению к положениям многосторонних конвенций.

Под перевозчиком в конвенциях понимается лицо, которым или от имени которого с грузоотправителем заключен договор перевозки груза. Фактический перевозчик — лицо, которому перевозчиком поручено осуществление перевозки груза или части перевозки.

Термин «грузоотправитель» означает лицо, которым или от имени или от лица которого заключен договор морской перевозки груза с перевозчиком, или любое лицо, которым или от имени или от лица которого груз фактически сдается перевозчику в связи с договором морской перевозки. «Грузополучатель» — это лицо, управомо-ченное на получение груза.

Понятие «груз» включает и живых животных; в тех случаях, когда товары объединены в контейнере или подобном приспособлении для транспортировки или когда они упакованы, «груз» включает такое приспособление для транспортировки или упаковку, если они предоставлены грузоотправителем.

Правила перевозок различными видами транспорта регламентируются специальными источниками.

Международные воздушные перевозки.

Положения о международных воздушных перевозках содержатся прежде всего в Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1929 г. (в 1955 г. Конвенция была дополнена Гаагским протоколом, в котором участвуют около 100 государств, в том числе Россия), Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. Помимо указанных документов, Российской Федерацией заключено несколько десятков двусторонних соглашений о воздушном сообщении.

Конвенция 1929 г. применяется при международной перевозке людей, багажа или грузов, осуществляемой посредством воздушного судна, как за плату, так и бесплатно. Конвенция применяется к перевозкам, совершаемых государством или юридическими лицами. В Конвенции регулируются вопросы выдачи перевозочных документов (проездных билетов, багажных квитанций, воздушно-перевозочных документов), содержание договора перевозки, устанавливаются правила об ответственности перевозчика, регламентируются вопросы смешанных перевозок.

Двусторонние соглашения определяют порядок установления и эксплуатации международных воздушных линий. Государства назначают национальные авиапредприятия для эксплуатации договорных линий по обозначенным маршрутам, устанавливают условия предоставления и аннулирования разрешений, регламентируют вопрос о тарифах, таможенных пошлинах, правилах авиационной безопасности и т.д.

Международные железнодорожные перевозки.

Вопросы железнодорожных перевозок регулируются прежде всего Конвенцией о международных железнодорожных перевозках 1980 г. Эта Конвенция объединила тексты Бернской конвенции о железнодорожной перевозке грузов 1890 г. и Бернской конвенции о железнодорожной перевозке пассажиров и багажа. Конвенция устанавливает правила перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, условия платежей и страхования грузов в пути, ответственность железных дорог, порядок предъявления претензий и исков.

В отношениях РФ со странами Восточной Европы действует Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС).

Международные морские перевозки.

В международном торговом судоходстве сложились две формы перевозок: регулярные и нерегулярные (чартерные). Регулярные перевозки оформляются коносаментом, выдаваемым перевозчиком грузоотправителю при передаче груза перевозчику. Чартерные перевозки осуществляются чаще всего с помощью посредника на основании фрахта, заключаемого в соответствии с правилами и национального законодательства.

Правовой статус коносамента урегулирован Конвенцией об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. и Протоколом к ней 1968 г. (Россия в Конвенции и Протоколе не участвует).

Конвенция 1924 г. дает определения понятий, используемых в морской перевозке (перевозчик, договор морской перевозки, перевозка, грузы, коносамент, судно), устанавливает правила принятия грузов и выдачи коносамента, пределы ответственности перевозчика и др.

Вопросы морских перевозок регламентируются в РФ двусторонними соглашениями о торговле, судоходстве и мореплавании и другими документами.

Международные автомобильные перевозки грузов.

Правила международных автомобильных перевозок грузов урегулированы многосторонней Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 г. (Россия участвует), а также двусторонними соглашениями о международном автомобильном сообщении (их несколько десятков).

Конвенция 1956 г. применяется к договорам дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

Необходимо учитывать, что применение Конвенции не зависит от места жительства и гражданства или государственной принадлежности заключающих договор сторон.

Конвенция определяет лица, за которые несет ответственность перевозчик, порядок заключения и изменения договора перевозки, требования, предъявляемые к накладной, порядок приемки и передачи грузов, ответственность перевозчика, предъявление претензий и исков, правила перевозки несколькими перевозчиками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *