Что такое международная экономическая интеграция
Экономическая интеграция
Экономи́ческая интегра́ция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, [источник не указан 927 дней] ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.
Выделяют следующие формы экономической интеграции (с усилением интеграции к концу списка):
Основными признаками интеграции являются:
Структурные уровни интеграционных процессов
Уровень | Сущность интеграции на данном уровне |
---|---|
Локальный | Фазы производственного процесса в рамках одной микроэкономической единицы |
Микроуровень | Фазы производственного процесса в рамках совокупности хозяйствующих единиц |
Региональный (областной) | Комплекс взаимодействующих хозсубъектов в определенном регионе внутри государства |
Национальный | Взаимодействующие секторы нескольких региональных комплексов в рамках государства |
Мезорегиональный | Взаимодействующие секторы региональных комплексов в рамках нескольких приграничных государств |
Макроуровень | Взаимодействие национальных комплексов в определенном регионе планеты |
Мегауровень | Интеграция в масштабах глобального экономического пространства |
Преимущества и недостатки
Интеграция отдельных предприятий
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Экономическая интеграция» в других словарях:
Экономическая интеграция — высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении или согласованной межгосударственной экономики и политики. В ходе экономической интеграции происходит… … Финансовый словарь
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — см. ИНТЕГРАЦИЯ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
Экономическая интеграция — (economic integration) сближение и взаимопроникновение национальных экономик, обеспечиваемое концентрацией и переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики. Основные виды интеграционных объединений:… … Экономико-математический словарь
экономическая интеграция — Сближение и взаимопроникновение национальных экономик, обеспечиваемое концентрацией и переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики. Основные виды интеграционных объединений: зона свободной торговли … Справочник технического переводчика
экономическая интеграция — Постепенное объединение в экономическом комплексе национальных хозяйств двух и более государств, в частности, путем устранения национальных экономических барьеров и создания однородных условий международного обмена в данной группе стран … Словарь по географии
экономическая интеграция — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями.… … Словарь экономических терминов
Экономическая интеграция — см. Интеграция (экон.) … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — формирование (при активном участии государственных структур) устойчивых всесторонних связей между национальными хозяйствами двух или большего числа стран, в ходе которого происходит взаимопроникновение (сращивание) процессов воспроизводства,… … Энциклопедический словарь экономики и права
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — (лат. integratio восстановление, восполнение, от integer целый) – сближение, взаимопереплетение экономических объектов (вплоть до объединения). Процесс Э.и. происходит на разл. уровнях. Выделяют Э.и. горизонтальную [когда компания ставит под свой … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — – процесс слияния элементов национальных экономик в форме широкого межгосударственного объединения, действующего в соответствии со специальными соглашениями и обладающего своей организационной структурой, представленной руководящими и иными… … Экономика от А до Я: Тематический справочник
Международная экономическая интеграция
Выделяют следующие формы экономической интеграции (с усилением интеграции к концу списка):
Основными признаками интеграции являются:
Структурные уровни интеграционных процессов
Уровень | Сущность интеграции на данном уровне |
---|---|
Локальный | Фазы производственного процесса в рамках одной микроэкономической единицы |
Микроуровень | Фазы производственного процесса в рамках совокупности хозяйствующих единиц |
Региональный (областной) | Комплекс взаимодействующих хозсубъектов в определенном регионе внутри государства |
Национальный | Взаимодействующие секторы нескольких региональных комплексов в рамках государства |
Мезорегиональный | Взаимодействующие секторы региональных комплексов в рамках нескольких приграничных государств |
Макроуровень | Взаимодействие национальных комплексов в определенном регионе планеты |
Мегауровень | Интеграция в масштабах глобального экономического пространства |
Глобальный мир | ||
---|---|---|
Процессы | Вестернизация • Глобализация (экономическая) • Глокализация • Интеграция • Стандартизация (международная) | |
Общество | Массовая культура • Массовое общество • Общество потребления • СМИ | |
Связанные темы | Культурная ассимиляция • Международная торговля • Научно-техническая революция • Тоталитаризм • Цивилизация |
Торговля | |
---|---|
Определения | Платёжный баланс · Счёт текущих операций (баланс по странам) · Торговый баланс (баланс по странам) · Счёт движения капиталов · Золотовалютные резервы · Сравнительные преимущества · Абсолютное преимущество · Международное разделение труда · Замещение импорта · Международная торговля (страны по экспорту · страны по импорту) · Экономическая интеграция |
Организации и политика в сфере торговли | Всемирная торговая организация · Международный валютный фонд · Всемирный банк · Международный торговый центр · Торговый блок · Зона свободной торговли · Таможенный союз · Торговые барьеры · Импортная квота · Тариф |
Экономические школы | Фритредерство · Нетто-баланс · Саламанка · Меркантилизм · Протекционизм |
Связанные темы | Продажи · Глобализация · Аутсорсинг · Торговая справедливость и Справедливая торговля |
Полезное
Смотреть что такое «Международная экономическая интеграция» в других словарях:
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств. В интересах развития и укрепления М.э.и. Российская Федерация вместе с другими государствами создает таможенные союзы, зоны свободной торговли,… … Юридическая энциклопедия
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики. Выделяют следующие этапы международной… … Таможенное дело. Толковый словарь
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств. В интересах развития и укрепления М.э.и. Российская Федерация вместе с другими государствами создает таможенные союзы, зоны свободной торговли,… … Энциклопедический словарь экономики и права
Международная экономическая интеграция — процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями … Экономика: глоссарий
Экономическая интеграция — высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении или согласованной межгосударственной экономики и политики. В ходе экономической интеграции происходит… … Финансовый словарь
Экономическая интеграция — Экономическая интеграция процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств,[источник не указан 927 дней] ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной… … Википедия
ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ — МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ … Юридическая энциклопедия
Интеграция социалистическая экономическая — сознательно и планомерно регулируемый коммунистическими и рабочими партиями и правительствами стран членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) процесс международного социалистического разделения труда, сближения их экономик и… … Большая советская энциклопедия
ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ — (см. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Международная торговля — Международная торговля система международных товарно денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI XVIII веках. Её развитие один из… … Википедия
Мировая экономика и международные экономические отношения
Международная экономическая интеграция
1. Международная экономическая интеграция
Мировая экономическая интеграция представляет собой экономическое сближение и взаимоприспособление отдельных хозяйств на региональном уровне на основе хозяйственного и политического объединения стран. Появление региональных экономических интеграционных объединений относится к середине XX dека, а в настоящее время их насчитывается более 200.
Существуют общие черты и объективные предпосылки интеграции:
— географическая близость стран-участниц;
— сходство политических структур и режимов;
— общие для стран нормы поведения, правила, обычаи;
Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, к наиболее значимым из которых можно отнести:
Сближение национальных экономик проходит ряд стадий, которые подготавливают почву и создают условия для создания и существования следующего этапа интеграции. Как показывает опыт осуществления интеграционных процессов, выделяется несколько этапов экономической интеграции.
Экономическая интеграция – процесс сближения и сращивания нескольких национальных экономик в региональную систему. Накопленный опыт развития интеграционных процессов в мировом хозяйстве свидетельствует о наличии нескольких этапов в становлении экономической интеграции:
Зона свободной торговли (ЗСТ) – первая интеграционная ступень, предусматривающая договоренность между государствами по поводу свободной от таможенных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами. Зона свободной торговли — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.
Положительными моментами создания ЗТС являются стабилизация и предсказуемость торговой политики государств – участниц такого альянса.
Отрицательные черты подобных соглашений состоят в том, что открытие границ определенного государства для импорта товаров и услуг из других стран может создать определенные трудности для отечественных производителей. Это связано с возможностью усиления конкуренции на внутреннем рынке и, как следствие – опасностью банкротств отечественных производителей из-за их не конкурентоспособности.
Таможенный союз (ТС) возникает на основе соглашений государств-участниц о полном упразднении таможенных пошлин при взаимообмене товарами и услугами. Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа. Как правило, единый тариф распространяется не на все виды товаров и услуг, а на часть из них. ТС является более совершенной интеграционной формой международного экономического сотрудничества, чем ЗСТ, поскольку не только ликвидирует таможенные ограничения, но и требует от стран-участниц проведения единой внешнеторговой политики. Установление единого тарифа на определенные товары или услуги дает эффект потому, что либо позволяет защитить страны Союза от внешней зависимости, либо создает условия для стимулирования производства конкурентоспособной продукции внутри Союза, что благоприятно повлияет на внутрисоюзный рынок и тем самым усилит развитие интеграционных процессов внутри ТС.
Единый рынок (ЕР) или Единое Экономическое Пространство (ЕЭП) представляет более совершенную форму экономической интеграции, чем ЗСТ и ТС, при котором ликвидируются барьеры между государствами не только во взаимной торговле, но и для свободного перемещения услуг, капиталов и граждан. Помимо всего, имевшего место на предыдущих уровнях, он предусматривает унификацию технических норм, единых экологических требований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзного предпринимательства. Создание ЕР является длительным, сложным и противоречивым процессом. Особую трудность, как показал опыт создания Европейского общего рынка, представляет здесь проблема квот – т.е. установления долей в производстве, реализации и покупках товаров как внутри, так и за пределами каждой страны-участницы и единого рынка в целом.
Экономический Союз (ЭС) – высшая форма современной межгосударственной интеграции. Он представляет собой объединение государств на основе создания единого экономического, правового, военного и информационного пространства. ЭС, как правило, является составной частью межгосударственного союза, который означает образование единого рынка без границ и предполагает в дополнение ко всем вышеперечисленным интеграционным мероприятиям проведение государствами – участниками скоординированной единой макроэкономической политики и создание системы коллективного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионе. Экономический союз формируется одновременно с валютным, предполагающим фиксацию валютных курсов и в перспективе, введение единой денежной единицы.
Последние два этапа могут включать в себя определенные подэтапы, связаннее со спецификой той или иной интеграционной группировкой.
У всех этих ступеней, или видов интеграции есть общая характерная особенность — между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. В результате в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция и где под действием рыночных регуляторов (цен, процентов и т.д.) возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают, так как повышается производительность труда и экономятся расходы на таможенный контроль.
Международная экономическая интеграция
Концепции международной экономической интеграции
Международная экономическая интеграция (МЭИ) — процесс экономического взаимодействия стран на основе интернационализации производства, т. е. международной производственной кооперации и международного разделения труда.
В конце XX в. международная экономическая интеграция стала важным фактором ускоренного развития экономики отдельных регионов и повышения конкурентоспособности стран — членов интеграционных объединений.
Экономическая интеграция определяется следующими условиями (факторами):
Предпосылками международной экономической интеграции стали:
В основе теории МЭИ лежит принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе международного разделения труда.
В теории МЭИ существуют различные концепции, обусловленные разными оценками интеграционного механизма.
Сторонники неолиберализма (В. Репеек, М. Аллэн) считают МЭИ единым рыночным пространством в масштабе нескольких стран, где действуют стихийные рыночные силы.
Сторонники корпорационализма (С. Рольф, У. Ростоу) утверждают, что интеграцию международной экономики осуществляют не рыночный механизм и государственное регулирование, а международные корпорации, способствующие рациональному и сбалансированному развитию мирохозяйственных связей.
Теоретики дирижизма (Я. Тинберген, Р. Санвальд, И. Штолер) считают, что МЭИ возможна на основе общей экономической политики и согласования национального законодательства стран с целью создания оптимальной структуры общего хозяйства.
Российские ученые-экономисты М. М. Максимова, Н. П. Шмелев, Ю. В. Шишков подчеркивают, что МЭИ свидетельствует о развитии МРТ, интернационализации производства, влиянии рыночных механизмов на взаимное приспособление национальных хозяйств.
Цели международной экономической интеграции:
Уровни международной экономической интеграции
Первый уровень МЭИ означает, что между странами заключаются преференциальные торговые соглашения, рассматриваемые как подготовительный этап интеграции.
На втором уровне интеграции страны создают зону свободной торговли, предусматривающую полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при их сохранении в торговле с третьими странами.
Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами, услугами и полную свободу их перемещения внутри рынка. Органы управления таможенного союза — межгосударственный совет на уровне министров и постоянно действующий межгосударственный секретариат.
На четвертом уровне интеграции страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — труда и рабочей силы, возникает общий рынок.
Межгосударственная координация экономической политики осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств, встречах руководителей политических ведомств и поддерживается работой постоянно действующего секретариата.
Пятый уровень МЭИ характерен для экономического союза (ЭС). Наряду с общим таможенным тарифом, свободой движения товаров и факторов производства в нем предусмотрена координация макроэкономической политики, унификация законодательства в валютной, бюджетной и денежной областях. Возникают новые органы управления ЭС, наделенные правом принимать решения без согласования с правительствами стран — членов ЭС.
Принципиально возможен шестой уровень МЭИ — политический союз, который может предусматривать передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Пока ни одной из интеграционных группировок такой уровень развития не достигнут.
Интеграционные объединения в мировой экономике
По данным Всемирной торговой организации (ВТО), в мире насчитывается более 30 интеграционных объединений различного типа. Движущей силой МЭИ являются предприятия, заинтересованные в достижении оптимального масштаба своей деятельности. Они используют следующие преимущества интеграции:
Ограничения суверенитета при интеграции государств могут нанести ущерб отраслям производства страны, ранее защищенным от импорта товаров протекционистскими мерами.
В связи с этим некоторые страны, проводя независимую национальную политику, отказываются от единых унифицированных требований сообщества (Великобритания, Швейцария отказались от введения евро).
Государства — члены интеграционных объединений могут игнорировать требования (правила) ВТО о предоставлении режима наибольшего благоприятствования третьим странам.
Партнерам по МЭИ предоставляются большие льготы, нежели другим странам.
На пути к общемировой (в рамках ВТО) экономической интеграции многие страны на ближайшую перспективу предпочитают узкую регионализацию.
Большинство интеграционных объединений находится на ранних подступах к поставленным целям (Африканское экономическое сообщество, провозгласившее целью создание экономического союза 51 африканской страны, будет организовываться в течение переходного периода длительностью 34 года, начиная с 1994 г.).
Независимо от провозглашенных целей и названий, большинство группировок находится на уровне либо преференциальных торговых соглашений, либо зоны свободной торговли, которые наиболее просты для реализации.
В 1988 г. между США и Канадой было заключено Соглашение о зоне свободной торговли, а в 1992 г. образовалась Северо-американская ассоциация свободной торговли — НАФТА (США, Канада, Мексика). НАФТА открыла путь к созданию единого континентального рынка, свободе перемещения товаров и услуг, капитала и труда.
В рамках НАФТА увеличение экспорта приводит к росту числа рабочих мест. Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет около 70%, а Канады во внешней торговле США — 20 (для сравнения: в ЕС доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет около 20%, а доля Франции во внешней торговле Германии — около 10%). В Мексике значительно вырос объем иностранных инвестиций. Имеют тенденцию к усреднению социально-экономические показатели в странах НАФТА, растут объемы торговли между странами.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе, дающем 60% мирового производства ВВП, сложился азиатский четырехугольник: Япония — Китай — новые индустриальные страны (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур) — АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (1967): Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины). Интеграция данных стран происходит на базе АСЕАН и включает три направления:
АТЭС (1989) — Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, в котором состоит Россия, включает 21 государство, образующих зону свободной торговли.
В активизации МЭИ в Южной Америке все большую роль играет МЕРКОСУР — общий рынок стран Южной Америки, созданный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем; в 2012 г. присоединилась Венесуэла. Это крупнейший рынок Латинской Америки (55% населения — более 300 млн чел.; совокупный объем ВВП — приблизительно 3 трлн долл.; 40% прямых зарубежных инвестиций), достигнутая форма интеграции — таможенный союз.
Среди других объединений МЭИ Южной Америки выделяются:
В Африке МЭИ началась в конце 1960-х гг. Наиболее активными интеграционными группировками в Африке являются:
К проблемам развития МЭИ в Африке относят разные уровни экономического развития стран, однородность и недиверсифицированность экономики, неразвитость инфраструктуры, политическую нестабильность.
СНГ (Содружество Независимых Государств) — объединение суверенных государств (Азербайджан, Армения, Республика Беларусь, Грузия (до 2009 г.), Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) — образовано в соответствии с договором между ними в 1991 г. на территории бывшего Советского Союза.
Основой создания СНГ стал принцип формирования новых хозяйственных связей (сведение к минимуму произвола администрации, многосторонняя и двухсторонняя координация, наднациональное регулирование). Актуальная задача — создание экономически однородного поля хозяйственной деятельности предприятий, расположенных на территории СНГ (зоны свободной торговли, единого информационного пространства). Постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом организации является Исполнительный комитет СНГ. Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ.
В дальнейшем на основе общности социально-экономических, технологических и внешнеторговых интересов был создан таможенный союз некоторых стран СНГ (1995 г.), преобразованный в 2000 г. в Евразийское экономическое сообщество — ЕврАзЭС (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан (приостановил членство в 2008 г.)). Интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС имеют базовое значение для стран СНГ.
По мере становления единого экономического пространства поставлены задачи создания и развития зоны свободной торговли, таможенного союза, платежного союза, общего рынка труда, общего аграрного рынка, общего инвестиционного и научно-технического пространства.
Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС (или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России) окончательно сформирован в 2010 г. с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза от 27.11.2009 г. № 17.
Результаты интеграции в СНГ противоречивы: из достигнутых договоренностей большинство не было выполнено, но Содружество не распалось и доказало целесообразность своего существования.
Европейский союз (ЕС), насчитывающий в своем составе 27 европейских стран, был образован в 1992 г. ЕС законодательно закрепил следующие цели:
Экономический и валютный союз государств ЕС формирует единое экономическое пространство, в котором действует валюта ЕС — евро. Финансовыми инструментами ЕС являются различные фонды (регионального развития, социальный, фонд сплочения и др.). Европейский инвестиционный банк способствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
Главными органами управления ЕС являются Европейский совет, Еврокомиссия, Европарламент. Вспомогательные и консультативные органы — Экономический и Социальный комитет, Комитет регионов, Счетная палата (Палата аудиторов).
ЕС является основным торговым партнером России. На него приходится 61% импорта и 62% экспорта РФ. Поставки из России покрывают 20% всех нужд ЕС в импортном топливе.
Расширение ЕС предоставляет России прямой доступ к рынку ЕС, насчитывающему 500 млн человек и дающему около 22% мирового ВВП. ЕС и РФ планируют создать четыре общих пространства (экономическое, безопасности и правосудия, внешней безопасности, исследований и образования).
Критерии международной экономической интеграции и тенденции ее развития
Для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом, в 1990-х гг. Всемирный банк сформулировал следующие принципы (критерии):
В большинстве случаев позитивные эффекты интеграции превышают негативные. Общие закономерности этого следующие:
Последние десятилетия лидером в мировой экономике остаются Соединенные Штаты Америки. На современном этапе их лидерство обеспечивается главным образом превосходством над другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системой мирохозяйственных связей по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.
Современная промышленность США потребляет около 1/3 всего добываемого в мире сырья. Страна обладает самым емким рынком машин и оборудования. На его долю приходится свыше 40% реализуемой в развитых странах продукции машиностроения.
Корпорации США прочно удерживают мировое первенство по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппаратов, сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, полупроводников и новейших мощных интегральных схем, лазерной техники, средств связи и т. д. На долю США приходится свыше 50% крупных нововведений, генерируемых в развитых странах.
Прочные позиции удерживают США и в обработке накопленных массивов знаний, предоставлении информационных услуг. Этот фактор играет очень существенную роль, так как быстрое и качественное информационное обеспечение стало все больше определять эффективность работы всего производственного аппарата.
В настоящее время в США сосредоточено 75% банков данных, имеющихся в развитых странах. Поскольку в Японии, как и в Западной Европе, нет равнозначной системы банков данных, еще длительное время их ученые, инженеры и предприниматели будут продолжать черпать знания в основном из американских источников. Это усиливает их зависимость от США, влияет на коммерческую и производственную стратегию потребителя информации.
Западная Европа занимает особое место в мировом хозяйстве. На ее долю приходится около 23% совокупного ВВП и 7% населения мира.
Основная экономическая мощь региона приходится на четыре крупные высокоразвитые в промышленном отношении страны — ФРГ, Францию, Италию и Великобританию, которые сосредоточивают 50% населения и 70% ВВП.
На долю Западной Европы приходится около 20% мирового производства сельскохозяйственной продукции. Ведущими производителями сельскохозяйственных товаров являются Франция (14,5%), ФРГ (13%), Италия (10%), Великобритания (8%).
Атомная энергия производится и потребляется в 10 странах. В целом в Финляндии, Бельгии, Швейцарии на нее приходится 15-20%, в Швеции и Франции — свыше 75%.
Процессы дифференциации, протекающие во всех подсистемах мировой экономики, следовательно, и в развивающихся странах, привели к выделению особой группы стран и территорий, которые получили название “новые индустриальные страны” (НИС). Эти государства отличаются более высокими темпами экономического роста, более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран. К НИС относятся: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг; Аргентина, Бразилия, Мексика (НИС “первой волны”); Малайзия, Таиланд, Чили (НИС “второй волны”); Индонезия, Турция (НИС “третьей волны”); Филиппины, Иран (НИС “четвертой волны”).
Наиболее динамичной является группа государств Восточной и Юго-Восточной Азии, в которую входят Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Малайзия, Таиланд и Филиппины, а также Индонезия. Именно в этом субрегионе и формируется обширное азиатское “технологическое пространство”.
Стратегии экономического развития азиатских НИС опираются прежде всего на экспортно ориентированное производство готовых изделий. Поэтому эти страны превратились в крупнейших поставщиков обуви, одежды, текстильных изделий, бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичной продукции на мировом рынке.
В Латинской Америке производство, за исключением Чили и Мексики, либо модернизируется слабо (в Аргентине, Бразилии), либо не модернизируется совсем, что предопределяет низкую конкурентоспособность экспортных товаров. Преобразования в экономике зачастую осуществляются в отрыве от социальной сферы, с нарушением системного подхода к реформированию.
Африка в геополитическом, экономическом и цивилизованном отношении состоит из двух достаточно различных субрегионов: территории, расположенной к югу от Сахары, и Северной Африки, типологически более близкой Ближнему Востоку. На континенте сосредоточено большинство беднейших государств планеты (32 из 52 стран региона относятся к группе “наименее развитые страны мира”), и их положение остается крайне неблагополучным. Африка — континент, который за предыдущее десятилетие становился не богаче, а беднее.
Характер и темпы экономического роста африканских стран находятся под воздействием ряда сдерживающих факторов, среди которых, помимо негативного влияния расточительного государственного сектора и неразвитой экономической инфраструктуры, следует назвать внутреннюю политическую нестабильность, межгосударственные конфликты, сокращение притока финансовых ресурсов извне, ухудшение условий торговли, затруднение доступа к международным рынкам.
Африканские страны пока еще находятся на стадии апробации различных моделей экономического развития, которые построены на разгосударствлении собственности, либерализации хозяйственной деятельности и стабилизации финансовой сферы. При этом более заметных результатов они добились только в достижении количественных показателей приватизации, которая по существу означает лишь смену собственности и вовсе не обязательно влечет за собой качественные изменения в экономике.
Не довольствуясь западными рецептами, африканские страны обращаются к опыту новых индустриальных стран Азии, где правительственные структуры и верно выбранные критерии научно-технического прогресса сыграли решающую роль в ускорении экономического развития.
- Что такое международная экономическая деятельность
- Что такое международно правовой обычай