Что такое междугородный транспорт
перевозки в междугородном сообщении
3.6 перевозки в междугородном сообщении: Перевозки, осуществляемые между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.
Смотреть что такое «перевозки в междугородном сообщении» в других словарях:
Автомобильные перевозки в междугородном сообщении — 4. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов. Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 N 259 ФЗ (ред. от 28.07.2012) Устав… … Официальная терминология
ГОСТ Р 54028-2010: Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления междугородними пассажирскими перевозками. Требования к архитектуре, функциям и решаемым задачам — Терминология ГОСТ Р 54028 2010: Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления междугородними пассажирскими перевозками. Требования к архитектуре, функциям и решаемым задачам оригинал документа: 3.1 абонентский… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Автомобильный транспорт — I Автомобильный транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Основные сферы всё более расширяющегося целесообразного применения А. т. развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта … Большая советская энциклопедия
Автомобильный транспорт — I Автомобильный транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Основные сферы всё более расширяющегося целесообразного применения А. т. развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта … Большая советская энциклопедия
Городской транспорт — комплекс различных видов транспорта, осуществляющих перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих работы, связанные с благоустройством города. При наличии в системе города городов… … Большая советская энциклопедия
Транспорт в Мариуполе — Мариуполь. Схема движения транспорта … Википедия
Платные дороги в России — Практика платных дорог в мире существует уже давно. Платные дороги и дорожные объекты, например, мосты, туннели, путепроводы и эстакады приносят неплохую прибыль государству и частному сектору. Это помогает хорошему содержанию дорог, обеспечивает … Энциклопедия ньюсмейкеров
Автостанция — в Тегеране. Автобусы для них оборудованы левобортными дверями. Две двери две очереди, отдельно для мужчин, отдельно для женщин. Автостанция (автомобильная станция, автобусная станци … Википедия
Железнодорожный транспорт — I Железнодорожный транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Современный ж. д. транспорт результат длительного процесса развития сети… … Большая советская энциклопедия
Железнодорожный транспорт — I Железнодорожный транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Современный ж. д. транспорт результат длительного процесса развития сети… … Большая советская энциклопедия
Междугородный автотранспорт
Конспект урока 10 класс СБО раздел «Транспорт»
Содержимое разработки
Тема: «Междугородный автотранспорт. Автовокзал. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билета».
Цель: Расширить знания учащихся о междугородном автотранспорте, его назначении, работе автовокзала.
Расширить знания учащихся о междугородном автотранспорте, его назначении, работе автовокзала, об основных автобусных маршрутах Дивеевского района;
Научить учащихся пользоваться расписанием движения автобусов, покупать и заказывать билет.
Способствовать коррекции социальных норм поведения, расширению, уточнению и активизации словарного запаса;
Способствовать коррекции памяти через многократное повторение нового материала;
Способствовать развитию умения четко и последовательно выражать свою мысль.
Способствовать развитию познавательного интереса;
Воспитывать уважительное отношение к мнению товарища.
Оборудование: карта-схема движения автобусов Дивеевского района, таблица «Основные автобусные маршруты Дивеевского района», задание «Выбери верные утверждения».
Организация начала урока
Цель: создание рабочей обстановки, психологический настрой обучающихся.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Прозвенел, друзья, звонок
Отдохнуть вы все успели? (да)
А теперь вперед – за дело.
— Кто сегодня дежурный?
— Все ли присутствуют на уроке?
— Как называется наш урок?
— Какой урок по счету?
— Какое сегодня число?
Сообщение темы и цели урока
Цель: сообщить обучающимся тему урока, поставить перед ними цель.
— Мы начинаем изучать раздел «Транспорт». Знания этого раздела помогут вам в дальнейшей жизни, ведь каждый из вас обязательно будет пользоваться услугами транспорта.
— Тема урока сегодня «Междугородний автотранспорт. Автовокзал» (запись темы урока и даты в тетрадь).
— Сегодня мы вспомним, что такое транспорт, какие виды транспорта бывают, с каким из них мы подробно знакомились в прошлом году.
— Узнаем, какой транспорт называют автотранспортом, его назначение, как пользоваться расписанием движения автобусов, как заказывать билет по телефону.
3. Актуализация знаний обучающихся
Цель: выявить уровень знаний и жизненного опыта обучающихся, привлечь их внимание.
— Что такое транспорт?
— С каким видом транспорта мы знакомились в прошлом году?
— Почему железнодорожный транспорт имеет такое название?
— Как вы думаете, какой транспорт называет автомобильным или сокращенно автотранспортом?
— Кого называют пассажиром?
4. Изложение нового материала
Автотранспорт (автомобильный транспорт) – это вид транспорта, который перевозит грузы и пассажиров по автомобильным дорогам. (запись термина в тетрадь)
— Как вы думаете, в чем преимущество автотранспорта над железнодорожным или любым другим видом, например, воздушным, морским?
— Преимущества автотранспорта – доставка грузов и пассажиров в точно необходимое место.
— Сегодня мы говорим с вами о междугороднем автотранспорте. Как вы думаете, что относят к междугороднему автотранспорту?
— Это автотранспорт, который осуществляет перевозку грузов и пассажиров из одного города или района в другой, т.е. работает между городами.
Автовокзал – это комплекс сооружений для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений в больших городах. (запись термина в тетрадь)
В автовокзал входят:
внутренняя транспортная территория;
— Вспомните железнодорожный вокзал, с которым мы знакомились в прошлом году, тот автовокзал, в котором вам приходилось бывать, и подумайте, что размещается в пассажирском здании.
(комната матери и ребенка, касса предварительной продажи билетов, касса продажи билетов, справочное бюро, медпункт, зал ожидания, камера хранения, полиция, расписание, буфет, служебные помещения: диспетчерская, шоферская, комнаты администрации)
— Что располагается на внутренней транспортной территории автовокзала? (площадка для стоянки автобусов между рейсами и, при необходимости для осмотра и мойки кузова автобусов, перроны посадки и высадки пассажиров).
— Где находится ближайший к нам автовокзал?
— Где находится ближайшая к нам автостанция?
— Чем отличается автовокзал от автостанции?
Цель: снять умственное и нервное напряжение обучающихся.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Основные автобусные маршруты Дивеевского района
— Маршрут – это направление движения транспорта с указанием основных пунктов. (запись термина в тетрадь)
— Поскольку в настоящее время вы проживаете и учитесь в п.Сатис Дивеевского района, навещаете родственников, проезжая по территории района, то мы и будем говорить об основных автобусных маршрутах Дивеевского района.
— На территории нашего района насчитывается более 30 населенных пунктов. Приведите примеры. (работа с картой-схемой района)
— Ребята, скажите, какое село является районным центром Дивеевского района?
— Учитывая такое количество населения, постоянный приток паломников, району просто необходимо хорошо развитое автобусное сообщение.
— Население района обслуживают государственная организация Дивеевская автоколонна и индивидуальные перевозчики.
— Рассмотрим основные маршруты движения автобусов Дивеевской автоколонны.
11:10, 12:45, 14:45, 17:00
8:00,11:05, 14:00, 16:10, 18:10
7:00, 17:25 (ежедневно)
6:00, 7:30, 10:10, 12:30, 14:10, 16:25, 17:25 (ежедневно)
8:20, 9:10, 15:00 (СБ, ВС)
6:00, 7:30, 9:35, 11:50, 13:10, 14:25, 16:30, 17:40
7:00, 17:25 (ежедневно)
— Как вы думаете, от чего зависит количество рейсов автобуса в те или иные пункты?
— Ребята, в таблице встречается слово «транзитный». Что означает это слово?
-Транзитный (проходящий) рейс (автобус) – это движение автобуса из одного района (города) в другой район (город) через лежащий на его пути третий.
Строчка в таблице «маршрут Дивеево-Арзамас, транзит.» означает, что вы можете добраться из Дивеевадо Арзамаса, сев на проходящий автобус, который вышел, например, из Вознесенского и сделал остановку в Дивееве.
— Как правильно приобретать билет в кассе автовокзала, автостанции?
— Билет приобретают, зная маршрут, время отправления и стоимость в кассе. Посадка в автобус осуществляется только при наличии билета по данному маршруту.
— Кроме государственных перевозок, на территории Дивеевского района работают индивидуальные (частные) перевозчики, услугами которых очень охотно пользуются пассажиры. Как вы думаете, с чем это связано?
— Самые популярные на сегодняшний день индивидуальные перевозчики – это «Попутчик» и «Пассажир». Их автобусы выходят из г.Саров и забирают в удобных для дивеевских пассажиров местах.
— Как достать билет на автобус организации «Попутчик» или «Пассажир»?
Сюжетно-ролевая игра «Заказ билета по телефону»
(назначение обучающегося диспетчером, пассажиром, разговор по телефону)
5.Закрепление изученного материала
Цель: закрепить изученный на уроке материал
Работа по карточкам
Задание: выбери верные утверждения
Билет на междугородний автотранспорт покупают в кассе автовокзала, автостанций.
Билет на междугородний автотранспорт можно купить в кассе железнодорожного вокзала.
Билет нужно хранить при себе только до времени его предъявления кондуктору.
Билет нужно хранить до прибытия в пункт назначения.
Если пассажир потерял билет, то ему возвратят деньги в кассе.
Если пассажир потерял билет, то деньги ему не возвращаются.
6.Подведение итогов урока
— О чем мы говорили на уроке?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какую дополнительную информацию вы хотели бы узнать по данной теме?
О видах сообщений и перевозок пассажиров и багажа
Виды сообщения и виды перевозок пассажиров и багажа установлены Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Виды сообщения
перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении
перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов
перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов
перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов
перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации
Виды перевозок
перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок
перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок
перевозки по заказам
перевозки легковым такси
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Правительством Российской Федерации утверждены
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112)
Правила организованной перевозки группы детей автобусами (постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. № 1177)
В помощь организаторам перевозок групп детей автобусами ГУОБДД МВД России подготовлена памятка по организации перевозки данного вида и схема организации надзора за их осуществлением.
СХЕМУ НАДЗОРА ЗА ПЕРЕВОЗКАМИ ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
FAQ по междугородним пассажирским автобусным рейсам
Диск аналогового тахографа с записанной самописцем информацией (графики внизу и справа)
— Я пришёл на остановку за 2 минуты до отправления по расписанию и помахал рукой ушедшему автобусу. Что делать?
Если вы на автостанции или автовокзале, то получать отметку про то, что автобус уехал раньше, а дальше обращаться к перевозчику за возмещением. Обычно такое быстро и просто решается по звонку напрямую либо по обращению дежурного к сотруднику перевозчика. Бывают случаи, когда на вокзале отметку не ставят, тогда надо звонить туда, где был куплен билет. Если же вы просто стоите на остановке в поле, то надо будет позже обратиться к перевозчику. Каждый автобус по закону оборудован тахографом, и перевозчик сможет легко установить, когда автобус уехал с вашей остановки.
— Что это за тахограф на каждом автобусе?
Раньше это было нечто вроде часового механизма, соединённого со спидометром. Самые современные тахографы — это независимый аккумулятор, устройство хранения (обычно onboard-флеш), GPS/Глонасс-приёмник, акселерометр, входы для датчиков (уровень топлива, температура в салоне), интеграционный модуль для CAN-шины. Всё чаще их комплектуют GSM-модемами с M2M-сим-картами для удалённого получения данных перевозчиком (основного лога в реальном времени при наличии сети на маршруте или детальной выгрузки в конечном пункте). Тахографы постоянно совершенствуются, равно как и знания водителей о том, как их обмануть. Задача тахографа — фиксировать нарушения рабочего графика, видеть, когда водитель сгонял на дачу на служебном автобусе или сделал «левый» рейс, знать точный расход топлива.
— Есть ли автобусы с лежачими местами — можно ли ехать лёжа?
— А кто имеет право останавливать автобус для проверок пассажиров?
— Если меня сняли с автобуса полицейские, они компенсируют мне убытки?
Если сняли правомерно, то не компенсируют. И перевозчик в этом случае ответственности не несёт. Если же сняли с нарушениями со стороны внутренних органов, то, конечно, дальше надо обращаться в суд.
— А если я не доехал до конца маршрута из-за ДТП, например?
Обычно перевозчик в таком случае отправляет дополнительный автобус, чтобы забрать пассажиров сломавшегося. Если же продолжение маршрута невозможно, то по нормативу оставшийся сегмент пути компенсируется деньгами. Например, 6,5 рубля за километр. Да, вы можете остаться где-то в степи ночью и получить 200 рублей компенсации потом, и да, дополнительный автобус может приехать через 6 часов.
— Приехали в конечный пункт маршрута на 2 часа позже, я получу компенсацию?
Обычно нет. Если же вдруг у вас сорвалось что-то важное по причине нарушения со стороны перевозчика, можно попробовать подать в суд с доказательствами нанесённого вам ущерба (например, пропущенного рейса самолёта). Если это было не ДТП, не пробка и не что-то ещё вроде пассажира, которому внезапно стало плохо, и вы повезли его в больницу прямо с маршрута, шансы есть. Но обычно такие вещи решаются в досудебном порядке с перевозчиком. Простая подача «на моральный вред» обычно не приводит к успеху. Стандартной страховки, покрывающей опоздания, нет.
— Мы вышли в степи, там был туалет типа «сортир», и я целиком использовал маршрутную квитанцию для нужд гигиены. Меня теперь могут высадить?
Билет должен быть сохранён пассажиром до конца поездки по закону. По идее, если контролирующие органы остановили ТС для проверки, а у пассажира нет билета и не может доказать, что он пассажир, и перевозчик не может предоставить список или посадочную ведомость, где пассажир вписан, — значит, он безбилетный пассажир.
Во второй ситуации, когда у вас есть билет, а у водителя нет списка или посадочной ведомости, то это уже его проблема. Главное, чтобы был билет.
Обратите внимание, что некоторые современные автовокзалы пропускают на рейс по изображению электронного билета с экрана телефона, но правильно такой билет печатать. То есть достаточно распечатать его дома (абсолютно ту же форму, что в электронном билете), часто это можно сделать на автовокзале. Это пока одна из главных причин, почему рост электронных билетов в России идёт так медленно. В перспективе стандарты могут поменяться и будет как на железной дороге, но пока терпите.
— Когда я еду в автобусе из одного города в другой, по нормативам какого города меня будут штрафовать, например, за безбилетный проезд?
На междугороднем автобусе вообще невозможно понятие «безбилетный пассажир», потому что такого человека не должны пустить в автобус в принципе. Но есть городские маршруты (это которые с контролёром и билетами, обычно вы их встречаете внутри города), которые пересекают границы регионов. Но в любом случае вас будут штрафовать по федеральному закону № 220, который действует везде по России. Городских маршрутов через границу России пока нет.
— Кто отвечает за багаж в нижнем отделении автобуса?
За пассажиров и багаж на протяжении всей поездки несёт ответственность перевозчик. Крайне редко сумки в багажном отделении теряются. Но если вдруг такое случилось, ответственность перевозчика застрахована. Имея на руках багажный билет, надо обратиться к перевозчику.
Багаж вы кладёте в отделение сами, вынимаете тоже. Если у вас скоропорт в багаже, никаких претензий к перевозчику выдвигать вы не можете. А водитель и перевозчик не имеют права требовать открыть багаж перед погрузкой (но могут обратиться в МВД за этим, если происходит что-то подозрительное).
Если же вдруг из соседней с вашей сумки что-то вытекло, выбежало и покусало вашу сумку или плюнуло в неё кислотой — это уже чаще всего спор двух физлиц-пассажиров, а не пассажира и перевозчика. Но можно попробовать обратиться с претензией к перевозчику.
— У меня есть билет, я прихожу на вокзал, а меня нет в списках. Что делать?
Возможно два варианта:
Не стоит пугаться, если вы называете сервис по бронированию, а сотрудники автовокзала или перевозчика говорят, что впервые слышат и не работают с ними. Из-за этого клиенты часто ошибочно думают, что билеты ненастоящие. На самом деле, цепочка состоит больше чем из двух звеньев. Поэтому если вы подозреваете, что у вас поддельный билет, то позвоните туда, где этот билет покупали.
— Можно ли ехать в состоянии алкогольного опьянения?
На усмотрение перевозчика. Это среди всего прочего значит, что пьяное тело могут высадить на любой остановке по маршруту, если вдруг оно начало пахнуть, буянить или издавать неправильные звуки.
— Мой сосед начал как трезвый пассажир, но по дороге всосал две бутылки водки. Что делать?
Обратиться к водителю. Он принимает решение, высадить этого человека или нет. Если решает высадить, то может попробовать сделать это сам или вызвать полицию в помощь. С высокой степенью вероятности ваш сосед проснётся в отделении. Также можно попробовать обратиться к сотрудникам полиции на автовокзале напрямую.
— Я забыл багаж в автобусе, что делать?
Багаж доедет до конечного пункта (не того, до которого у вас билет, а того, где заканчивается весь маршрут) и там будет переложен в камеру хранения. Его могут досмотреть для поиска документов, скоропортящихся продуктов и для безопасности.
Для нашедшего вещь на автовокзале составляют акт с подробным описанием внешнего вида найденных вещей и обстоятельств их обнаружения. Одна копия акта остаётся на вокзале, одна выдаётся тому, кто принёс обнаруженную вещь. За хранение багажа (кроме дня поездки) придётся заплатить. Через 30 дней автовокзал может утилизировать или распродать ваш багаж.
Если багаж потеряли, выплатили вам за него деньги, а потом внезапно нашли, можно поменять эти деньги обратно на багаж или оставить багаж перевозчику.
Та же ситуация — это если вы не успели на автобус на промежуточной остановке, и он уехал без вас дальше.
— А если я забыл вещь в салоне, тогда что?
Сценарий выше вполне подходит. Вещь в салоне, в отличие от багажа, может быть не замечена на разворотном пункте (например, маршруте Санкт-Петербург — Петергоф — Санкт-Петербург), и поэтому стоит спросить её ещё в камере хранения начального пункта. Ещё её могут забрать пассажиры, и если это сделано не с целью вручить её вам обратно, то это уже преступление. Надо обратиться в полицию, они получат доступ к камерам салона (если они были установлены) или сделают что-то ещё, чтобы найти ваши вещи, например, попробуют найти и опросить тех, кто сидел рядом с вами. За данными камер лучше обращаться как можно быстрее.
— Что надо знать про остановки?
В расписаниях указывается местное время. Изменения в расписании должны быть объявлены за 10 дней. Расписание должно быть на каждой остановке автобуса. Некоторые остановки могут быть обязательными, а некоторые — по требованию (но все они должны быть указаны в маршруте, поэтому водитель может и должен проигнорировать просьбу «остановите у столба», но должен остановить по вашей просьбе на остановке, если там никого нет, а она указана как необязательная). А ещё он должен заранее вас предупредить про такую остановку. «У башни кто-то выходит?» — вполне нормальное предупреждение. Бывают остановки без посадки — например, конечные для высадки пассажиров.
— Какие есть требования к автобусу для выхода на маршрут?
Автобус должен быть исправен, а водитель — пригоден. Первое проверяется механиком на начальном и конечном пунктах в дорейсовом и послерейсовом осмотрах (это может делаться в парке перевозчика в этом городе, а не на вокзале), водитель же должен иметь допуск медиков, что он здоров, трезв и способен управлять. Диспетчер вокзала также проверяет его путевые листы, чтобы понять, достаточно ли долго он отдыхал между рейсами. При ряде нарушений перевозчик в обход диспетчера вокзала может принять решение о начале рейса. Если в дороге будет выявлено нарушение, то пассажиров высадят, автобус отправят в парк, водителя и перевозчика оштрафуют. Если водитель откажется так делать, его ещё и посадят.
Если на рейс будет допущен пьяный водитель, посадят медика. Если на рейс будет допущен сломанный автобус, посадят механика. Всё серьёзно. Если рейс «белый», конечно.
— Я не поехал, можно ли вернуть билет и получить часть денег обратно?
На рейсах внутри страны есть общие правила возврата:
— За два часа до рейса или больше — 95% стоимости билета (туда не входит комиссия);
— Между двумя часами и временем отправления рейса — 85%;
— Меньше, чем через 3 часа после отправления — 75%;
— Больше чем через 3 часа после отправления возврат уже не делается, т.к. позже кассиры уже не могут поставить отметку для внесения в систему.
Кроме того у перевозчиков и партнеров существуют свои дополнительные правила по возврату билетов.
Самый простой способ после звонка перевозчику (или агрегатору) — в кассе автовокзала. Если там не отдают наличными сразу, то надо поставить на билет отметку о возврате. Там нужна дата и время возврата, ФИО кассира, печать автовокзала, подпись кассира. Но это работает только с распечатанными билетами. Если билет приобретен онлайн, то кассир его печатать не будет и, соответственно, отметку ставить тоже.
Обмен билета делается через возврат одного и покупку другого.
— То есть не бывает невозвратных билетов?
Да. Любой билет, купленный по любой акции, можно вернуть по правилам выше. Обратите внимание, что это не касается трансграничных рейсов (выходящие за пределы государства) — там правила будут другие и часто установленные самим перевозчиком.
— Если автобус никак не приедет, то мне вернут деньги?
Да, если автобус задержался с выездом больше чем на час, можно сделать полный возврат. То же самое, если рейс отменён.
— Как страхуется пассажир?
На всех регулярных рейсах перевозчик обязан иметь ОСГОП — обязательное страхование ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам. Правда, если пассажира хватит кондратий во время поездки и это никак не будет связано с действиями перевозчика, то могут и не компенсировать.
— Возможен ли маршрут без туалета 12 часов?
На усмотрение перевозчика, стандарта нет. Но по отзывам можно сказать, что остановки на «туалет и покурить» достаточно частые.
— Вот эти ремни в автобусе — они нужны?
Да. Действуют обычные ПДД. По ПДД пассажиры должны быть пристёгнуты всё время, им нельзя ходить по салону. Если ребёнок маленький, его надо везти на руках. Специальных детских ремней нет.
— Я могу бесплатно сходить в туалет в конечном пункте?
На территории автовокзала по билету вас должны пускать в туалет бесплатно до поездки и через 2 часа после поездки в конечном пункте (отсчитывается от фактического прибытия). И ещё вас никто не погонит в это же время из зала ожидания. То же самое касается промежуточных остановок, но туалет там должен быть официально по документам — тогда он по билету для вас бесплатен. В реальности вы можете встретить туалет от соседнего помещения, кафе, например.
— Когда перестают продавать билеты?
Междугородние билеты перестают продавать за 5 минут до выезда автобуса по расписанию. Вам могут отказать в продаже билета, если вместимость автобуса закончилась (багаж некуда класть, например), но таких практических случаев мы не знаем. Зато знаем случай, когда человек купил онлайн билет, а потом оказалось, что все места уже заняты. Так называемый овербукинг. В этом случае пассажирам возвращаются деньги в полном объеме, но помощь в пересадке оказывают не все перевозчики.
— Какие нормативы стоит изучить?