Что такое методика исследования
методика исследования
совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.
Смотреть что такое «методика исследования» в других словарях:
методика исследования — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN research technique … Справочник технического переводчика
методика исследования — 1) Метод (прием) исследования. 2) Процедура применения того или иного метода приема. Второе значение наиболее правильное, так как один и тот же прием может использоваться разными методиками. Различия в методике исследования зависят от разных… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Методика исследования — 1) короткий документ на 5 7 страниц, где излагаются: тема исследования, ее актуальность, проблема, объект, предмет исследования, цель, гипотеза, задачи, методы исследования, предполагаемый объем и характер опытно экспериментальной работы,… … Исследовательская деятельность. Словарь
Методика исследования — совокупность приемов, способов организации и регуляции исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Методика исследования самоотношения — (МИС). С. Р. Пантилеев. Предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самооценности,… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Методика исследования восприятия лидерства в детских группах. Е. М. Дубовская — Предназначена для исследования восприятия лидерства в детских группах. Лидерство отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Для выявления лидера в осн. используют социометрическую… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Методика исследования нормативных предпочтений в группе. О. И. Комисарова — Предназначена для исследования предпочтений индивидом разл. типов норм, регулирующих процесс межличностного восприятия в группах со сложившейся системой межличностных отношений. Поведение личности в группе и в целом опо средуются нормами. Нормы… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Методика исследования эгоцентризма в общении и взаимодействии. Т. И. Пашукова — Предназначена для выявления формы эгоцентрической направленности личности и степени ее проявления в межличностном и деловом О. и взаимодействии с др. людьми. В ее основе находится стандартизированное не включенное наблюдение. Процедура… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Методика исследования эготизма. Т. И. Пашукова — Предназначена для диагностики эготизма человека в процессе его О. с др. людьми. Эготизмом называется стремление человека говорить. Это одна из форм эгоцентризма, к рая выполняет функции самопрезентации. Материалом для анализа служит запись беседы … Психология общения. Энциклопедический словарь
Стефенсона методика исследования личности Q-SORT — (Stephenson, 1953) – методика исследования личности с целью для определения 6 основных тенденций поведения человека в реальной ситуации: зависимости независимости, общительности отгороженности, стремления к борьбе – избегания борьбы … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Методы исследования в курсовой и дипломе: примеры
Написать научную работу – это одна из главных задач студента.
Самым сложным является практическая часть исследования. В данной части исследователь изучает проблему и предоставляет результаты своей работы. Как описать то, как проводилось изучение предмета?
Необходимо использовать методы исследования. Именно они помогают показать, как были получены выводы и подготовлены решения научной проблемы.
Сегодня мы решили подробно разобраться, что такое методы исследования и как их использовать в научной работе. Читайте нашу статью до конца, чтобы понять на примерах, какие из методов для вас больше подходят.
Что такое методы исследования?
Какие методы исследования бывают: классификация
Как правильно сформулировать методы исследования?
Пример описания методов исследования в дипломной работе
Какие методы исследования использовать в диссертации и научных работах
Ошибки при формулировке методов исследования
Как проверить работу на плагиат?
Как повысить уникальность текста?
Что такое методы исследования?
Методы исследования – это приемы, с помощью которых вы изучаете научную проблему.
Когда вы выполняете свое исследование, то непременно должны рассказывать в своей научной работе каждое действие. Научный стиль не приемлет простого пересказа: в нашей работе была рассмотрена такая-то проблема. Вам нужно с помощью научных методов показать, как именно вы рассмотрели эту проблему. Может быть, был проведен анализ, то есть вы рассмотрели части, элементы предмета исследования. Может быть, вы провели сравнение предмета с тем «как должно быть» и выявили несоответствия.
Таким образом, методы исследования нужны для того, чтобы описывать процесс изучения предмета исследования и научной проблемы.
Методы исследования помогают достичь цели работы. Поэтому вам нужно четко определить цель и задачи исследования. Затем вы сможете понять, какие действия вам предстоит выполнить. Это может быть эксперимент, с помощью которого вы сможете объяснить научную проблему по психологии. Это может быть модель, с помощью которой вы сможете подтвердить свою гипотезу исследования и т.д.
Пользоваться методами исследования приходится на протяжении всей практической части. Поэтому важно понять, какие методы для вас наиболее подходят. Давайте рассмотрим их классификацию.
Перед классификацией расскажем, что любая научная работа после написания должна отправляться на проверку антиплагиата. Обычно в российских вузах используют сервис Антиплагиат ВУЗ. Это закрытая от свободного доступа система, которая определяет самый точный показатель оригинальности.
Пройти такую проверку с высоким процентом уникальности можно с помощью программы Антиплагиат Киллер. Она скроет все заимствования и повысит процент до 80-90%. При этом сам текст не меняется. Вам не придется ничего делать самому. Только отправляйте заявку с прикрепленным документов. Получившийся результат пришлем без предоплаты.
Также поможет правильно оформить работу по требованиям ГОСТ за сутки.
Какие методы исследования бывают: классификация
Самый частый вопрос студентов – какие бывают методы исследования. На самом деле существует большое количество научных методов.
Однако необходимо также понять, что существует деление на общие методы, а также на специальные. Они выделяются как набор для научных областей. Поэтому в классификации приводятся виды методов исследования с разными уровнями.
1. Общенаучные методы. Они используются в разнообразных науках и делятся на 3 уровня.
Такие методы используются в разных науках, будь то экономика, юриспруденция, журналистика или медицина. Поэтому несколько из них обязательно участвуют в каждой научной работе студента.
2. Дальше мы перейдем к специальным методам, которые подходят только для определенных областей науки. Обычно в университетах проводят курс по изучению специальных методов исследования для конкретной науки. Однако если у вас его не было, то вам обязательно нужно разобраться самостоятельно, какие методы вам могут понадобиться.
Начнем с методов, которые могут понадобиться на направлении юриспруденция.
Теперь определим специальные методы исследования для научных работ по экономике :
Рассмотрим также некоторые специальные методы по психологии :
Таким образом, каждая наука обладает собственным набором научных методов. Вам необходимо обратиться на кафедру, чтобы взять методичку и узнать про специальные методы, либо же найдите их в интернете.
Как правильно сформулировать методы исследования?
Обычно используют такие шаблоны, как-то:
«Перечислим методы исследования…»
«Методы, используемые в нашем исследовании…»
«Для исследования были использованы такие методы…»
Затем вам необходимо выбрать подходящие методы и перечислить их.
Посоветуйтесь с вашим научным руководителем, если вы не уверены, что описали все необходимые методы. Студент может не знать о всех методах – это нормально. Поэтому вы без укорений получите помощь от научного руководителя.
Таким образом вы сможете правильно сформулировать методы исследования.
Методы исследования, как они есть
Любое научное исследование – индивидуально. Это творческий процесс, в котором фантазия, опираясь на факты и достижения, приводит к новому открытию. Несмотря на индивидуальный творческий подход, любое научное исследование проводится с применением общей методологии. В этой статье вы узнаете, что такое методы исследования.
Что такое научное исследование
Структура научного знания по В.С. Ледневу
Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.
Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.
Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Что такое методы исследования
Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.
Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.
В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.
Отличие метода от методики и методологии
Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.
Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.
Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой
Классификация методов научного исследования
Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.
Философские методы
Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.
Общенаучные методы
Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:
Примеры методов исследования
Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.
Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.
Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.
Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.
Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).
Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.
Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.
Классификация общенаучных методов
Методы эмпирического уровня
Метод | Определение | Пример |
Наблюдение | Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений | С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки. |
Описание | Фиксация сведений | Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него |
Измерение | Сравнение по общим признакам | Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора |
Эксперимент | Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого | На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек. |
Сравнение | Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим | Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях |
Методы теоретического уровня
Метод | Определение | Пример |
Формализация | Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде | Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата |
Аксиоматизация | Применение аксиом для построения теорий | Геометрия Эвклида |
Гипотетико-дедуктивный | Создание системы гипотез и выведение из этого заключений | Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем |
Конкретно-научные (специальные) методы
В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.
В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:
Анализ данных эмпирического исследования
Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.
Анализ таких данных происходит в несколько этапов:
Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.
Вместо заключения
А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “Методология научного исследования” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.
Методика исследования
Смотреть что такое «Методика исследования» в других словарях:
методика исследования — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN research technique … Справочник технического переводчика
методика исследования — 1) Метод (прием) исследования. 2) Процедура применения того или иного метода приема. Второе значение наиболее правильное, так как один и тот же прием может использоваться разными методиками. Различия в методике исследования зависят от разных… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Методика исследования — 1) короткий документ на 5 7 страниц, где излагаются: тема исследования, ее актуальность, проблема, объект, предмет исследования, цель, гипотеза, задачи, методы исследования, предполагаемый объем и характер опытно экспериментальной работы,… … Исследовательская деятельность. Словарь
методика исследования — совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Методика исследования самоотношения — (МИС). С. Р. Пантилеев. Предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самооценности,… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Методика исследования восприятия лидерства в детских группах. Е. М. Дубовская — Предназначена для исследования восприятия лидерства в детских группах. Лидерство отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Для выявления лидера в осн. используют социометрическую… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Методика исследования нормативных предпочтений в группе. О. И. Комисарова — Предназначена для исследования предпочтений индивидом разл. типов норм, регулирующих процесс межличностного восприятия в группах со сложившейся системой межличностных отношений. Поведение личности в группе и в целом опо средуются нормами. Нормы… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Методика исследования эгоцентризма в общении и взаимодействии. Т. И. Пашукова — Предназначена для выявления формы эгоцентрической направленности личности и степени ее проявления в межличностном и деловом О. и взаимодействии с др. людьми. В ее основе находится стандартизированное не включенное наблюдение. Процедура… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Методика исследования эготизма. Т. И. Пашукова — Предназначена для диагностики эготизма человека в процессе его О. с др. людьми. Эготизмом называется стремление человека говорить. Это одна из форм эгоцентризма, к рая выполняет функции самопрезентации. Материалом для анализа служит запись беседы … Психология общения. Энциклопедический словарь
Стефенсона методика исследования личности Q-SORT — (Stephenson, 1953) – методика исследования личности с целью для определения 6 основных тенденций поведения человека в реальной ситуации: зависимости независимости, общительности отгороженности, стремления к борьбе – избегания борьбы … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Методы исследования – это важно! Десять примеров того, что обычно пишут авторы, и почему это бросается в глаза рецензенту
Главная » обучение » Методы исследования – это важно! Десять примеров того, что обычно пишут авторы, и почему это бросается в глаза рецензенту
Методы исследования – это один из важнейших разделов научной статьи или диссертации, в котором описываются методики и способы, с помощью которых проводилось исследование. То есть применив эти же методы, любой ученый или исследователь должен получить тот же научный результат.
Существует огромное количество информации, которая посвящена методам исследования, и их классификациям. Я не буду повторяться, так как эта информация достаточно хорошо изложена и в учебниках, и есть в свободном доступе в интернете.
Предлагаю на основе своего опыта рецензирования статей поделиться с вами тем, как видит рецензент возможности автора применить выбранный метод в своей научной работе.
Итак, давайте для начала (хоть эта информация и далеко не новая) определимся с тем, что же является методами исследования, а затем приступим непосредственно к примерам.
1. Что такое методы исследования?
2. Примеры методов научного исследования
А теперь давайте взглянем на те методы, которые авторы статей использовали для реализации своих научных исследований.
Пример 1. Минимализм
Итак, один из авторов пишет:
Когда начинаешь читать все это перечисление, кажется, что выполнено грандиозное исследование, хотя, если обратить внимание на методы, которые выбрал автор исследования, их можно пересчитать по пальцам – их всего три: анализ, обобщение и беседа. Обобщение – это синтез!
Анализ и синтез сосуществуют и дополняют друг друга.
Планомерный вопрос, а что если взять наиболее общие и простые методы (два или три) и использовать из для решения сложных задач? Никто не запрещает. Методы сработают в любом случае, если они будут применяться. Но в нашем примере налицо некоторая диспропорция между простотой методов и достаточной сложностью предмета приложения этих методов в исследовании.
А можно ли брать ни как автор статьи три метода, а всего один метод? Да, можно. Лишь бы результаты исследования были достоверными, и, если дополнительных методов не требуется. Но как правило обработка информации требует применения множества методов, в том числе и специфичных, так что для всестороннего рассмотрения изучаемого явления, как правило, применяют несколько дополняющих друг друга методов.
Пример 2. Анализа много не бывает
Итак, в продолжении разговора, рассмотрим, как автор статьи выбирает один метод – анализ (и при этом его исследование не выглядит плохо), и использует его в начале исследования, а затем применяет другие методы.
Обратите внимание, что анализ используется во множестве случаев, и именно результаты анализа позволяют уже далее выбирать методы исследования – характерные для данной работы, а именно даже разработать специальную анкету для определения нужных параметров и значений. После описательного блока методов исследования, в котором главенствует анализ, затем появляются анкетирование, обобщение и психолого-педагогическая диагностика. Здесь также приводится пример, в котором конкретно показано, как применялся метод анализа учебников, и по каким критериям дана характеристика его результатов.
Пример 3. Подмена понятий
Иногда в требованиях оформления статей в научных журналах указано, что нужно отдельно выделить в тексте статьи описание методов исследования. В таких случаях возможны не состыковки, как в данном примере. В подразделе «Методы исследования» автор приводит перечень: «Новые методы обучения, которые основаны на использовании современных информационно-коммуникационных технологий (вебинары, интерактивные мультимедиа, обучение в режиме онлайн и др.)».
Ничего не подозреваете? Что тут может быть подозрительным? Все современное, высокотехнологичное, в чем может быть вопрос? На самом деле автор даже не скрывает, что вместо методов исследования приводит «новые методы обучения». Так это же совсем разные вещи, и рецензент, и редактор, и читатель ожидают увидеть методы исследования, а не методы обучения. Тем более, что в аннотации статьи ничего не указано, и приходиться смотреть в тексте статьи, и неожиданно видеть методы обучения под названием «методы исследования».
Пример 4. Синергетика и экспликация смысла
Рассмотрим следующий пример. Авторы в описании методов могут «щегольнуть» красивыми словами, для понимания которых (осознавая свою отсталость от передовых веяний) рецензенту (и скорее всего читателю) приходится искать эти термины в интернете.
Один из авторов в методах исследования приводит термин «экспликация смысла». Да, хорошо, да, красиво. Какое объяснение этому термину дает гугл по первой ссылке? «Экспликация выступает как исходная для всякого теоретического сознания процедура рефлексии над смыслом». Что это за действие? Как оно производится? Кем? В какой последовательности? Что происходит в результате экспликации смысла? Порождается новый смысл в результате? Второй подтекст? Не понятно! Но очень красиво, модно и интересно! Да и вообще, почему так мало исследователей проводят экспликацию смысла, это не эффективно, не доступно или не нужно? Что дала экспликация смысла – какой результат был получен в ходе экспликации? На все это автору нужно быть готовым ответить, если это позиционируется в статье. Да и то, что хорошо для лингвиста и режиссера, не всегда подойдет математику!
Что же касается синергетики, то это все хорошо, но дело в том, синергетика даже больше, чем отдельная целая наука.
Если есть резон использовать синергетику в своем исследовании, то хорошо, но тогда первый вопрос – а что тут относится к области исследования синергетики – тут вообще происходит самоорганизация? Если да, то как и почему?
Пример 5. Такой разный анализ, включая анализ с подвохом
Как вы уже поняли, любимым и наиболее часто используемым методом исследователи выбирают анализ. При этом часто дополняют слово анализ чем-то поясняющим. Итак, какие виды анализа будут заявлены авторами в своих статьях в приведенном ниже примере?
Педагогический анализ – это методологически и теоретически правильно осуществляемый процесс исследования элементов, структуры, функционирования педагогического объекта, явления или проблемы, интересующего педагога. Исторический анализ – это конструктивный подход, который часто используется в таких областях как производственные отношения. Социокультурный анализ – метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-философских подходах.
Хорошо, все эти виды анализа существуют. А не будет ли автор удивлен, что, использовав словосочетание «последовательный анализ», он претендует на исследование в области статистики? А что делать, если никакой статистики в рамках статьи не было и нет?!
Статистический последовательный анализ – это раздел математической статистики, изучающий статистические методы, основанные на последовательной выборке, формируемой в ходе статистического эксперимента.
Поэтому авторам при выборе методов исследования необходимо четко осознавать, что именно за метод они выбрали, поскольку может оказаться, что они «случайно» припишут себе такой метод, о котором они даже не знают.
Пример 6. Теоретические и эмпирические методы
Так как теория не отделима от практики, то можно сказать, что в любом исследовании должны разумно сочетаться эмпирические (экспериментальные) методы исследования и теоретические методы, объясняющие и прогнозирующие факты. Рассмотрим пример, в котором два метода – анализ и опрос разделились на два направления – на теорию и эмпирику соответственно.
Пример 7. Методы, о которых не знает гугл
Рассмотрим следующий пример, в котором я объединила несколько обычных методов (аналитической природы), о которых все ясно, и тут неожиданно, в самом конце абзаца будут приведены непонятные для современных исследователей методы.
Приведенный текст читается довольно «гладко», ничего не цепляет глаз, но в то же время этот, казалось бы, хорошо составленный текст требует детальной проработки. Все равно что взять этот текст, как ткань, и как бы распустить ее на нитки, вытягивая их из нее одну за одной. Точно так же можно выделить мысли, идеи, которые скомпонованы в этом тексте, чтобы понять их содержание.
Дело касается «методов формирования этноидентичности, районирования и воспитания через труд». Являются ли заявленные методы авторскими? Попытки найти эти методы и их описания сошли на нет. Интернет не знает таких методов, не знает их описания, не знает результатов применения этих методов, кроме одной статьи, в которой они и упоминаются той же фразой.
Возможно автор статьи и является автором методов, что для автора является само-самим разумеющимся. Но для других исследователей важно – что это за методы, когда и как они возникли, кем и как применялись. Тем более, указано, что это не один метод, а целый опыт применения «методов формирования этноидентичности, районирования и воспитания через труд».
Существует надежда, что авторы этих методов дадут им характеристику, названия (если этих методов много, раз это указано в слове «методы», как минимум не один) и поделятся своими знаниями с научным сообществом. Было бы неплохо понять место этих методов в общей иерархии методов. Но, отправляя статью на рецензирование, стоит задуматься, общепринятые ли методы используются для исследования, а если нет, то как эти методы обоснованы? Кто их автор? Где и когда они применялись? Тем более, если это методы, а не метод. Их не плохо бы перечислить и озаглавить, и охарактеризовать.
Пример 8. Узконаправленные и собственные методы
Рассмотрим два примера, в одном из которых обычные методы исследования (сравнительно-сопоставительный анализ) применяются на материале Южной Кореи, среди которых выделяются специализированные школы, и в них – одаренные дети. То есть идет локализация материала исследования и выбор точно определенного контингента испытуемых. Второй пример показывает, что авторы «далеко пошли», и создали собственные методики, которые соответствуют задачам и целям их исследования.
Конечно же никто не запрещает создавать и опробовать собственные методы исследования, чем больше существует методов исследования, тем точнее исследуется объективная реальность. А изложение содержания методов исследования и их результатов позволяет и другим исследователям пользоваться авторскими наработками.
Пример 9. Экспериментальные методы без указания их результатов
В этом примере авторами заявлено:
Авторы описывают эксперимент, как один из методов исследования, однако, авторы при этом не называют экспериментальную площадку и не упоминают данные, которые принято указывать при описании эксперимента. То есть, что было получено в результате применения этих методов не понятно.
Пример 10. От общего к частному
Ниже приведу очень хороший пример, в котором отражается то, чего не было ранее во всех предыдущих примерах. Для того, чтобы создать хорошее впечатление у рецензента, редактора и читателей, можно просто взять иерархию методов, и расположить в тексте перечисление использовавшихся методов согласно этой иерархии. То есть движемся от общего к частному, проходя все ступени исследования.
Тем, кто затрудняется с выбором методов, можно посоветовать ту же самую простую схему – найти хороший сайт с иерархией, классификацией методов, выбрать для себя подходящие методы и описать их в нужной последовательности. В этом смысле не будет многократно использоваться один и тот же метод применительно к разным вещам, не будет ошибки в названии метода, и как говориться, будет из чего выбирать – во всей иерархии методов что-то да пригодится для конкретного исследования.
Заключение
Методы исследования – это тот раздел научной работы, при написании которого нужно хорошо подумать и описать именно те методы, которые вы использовали при проведении вашего научного исследования.
Используйте общеизвестные научные методы, применив которые, другие авторы смогут повторить ваш научный результат. Критично подходите к формулировкам, чтобы случайно не придумать «новый» метод.
Также рекомендую вам прочитать статью про методологию исследования и рекомендации по написанию остальных разделов научной статьи.
Удачи в публикациях!