Что такое методическое сопровождение
Методическое сопровождение – это комплекс мер, направленный на поддержку педагогов, обладающих разным уровнем квалификации. Именно такое определение использовалось раньше в научной литературе. С течением времени образовательный процесс и вся педагогическая система существенно усложнились. Сегодня повсеместно идет модернизация учебной деятельности, внедряются различные образовательные технологии. У участников процесса появляются новые возможности и абсолютно новые потребности. Все это приводит к существенному усложнению содержания методического сопровождения деятельности преподавателей.
Вам будет интересно: Метод расчета молярной массы сульфата бария
Историческая справка
Такие понятия, как «методическая служба», «методическая работа», стали использоваться в начале 20 столетия. Однако некоторые сведения о зарождении этих форм деятельности можно обнаружить в источниках 19 века. К примеру, в Положении о гимназиях 1828 г. рекомендуется формировать педсоветы для обсуждения методов и содержания обучения.
Во второй половине 20 века стали созываться так называемые съезды учителей. К ним подготавливались выставки дидактического материала, педагогических трудов, выполненных учащимися и преподавателями. На таких съездах участники зачитывали доклады о своих успехах, делились с коллегами проблемами. Кроме того, анализировались уроки, которые посещали попечители образовательных учреждений. Все это говорит о том, что уже в те годы стали определяться ключевые составляющие методической деятельности. Тогда же начали появляться предметные секции – прообразы существующих сегодня объединений педагогических работников.
Вам будет интересно: Что такое косвенная речь и как она используется?
С конца 20 в. в литературе стали использовать термин «методическое сопровождение».
Истоки создания системы
Знаменательным событием в истории формирования основ учебно-методического сопровождения стал Всероссийский съезд, посвященный вопросам народного образования и проходивший с 5 по 16 января 1914 г. На нем впервые было заявлено о необходимости формирования службы педагогов-инструкторов. Они должны были получить теоретическую и практическую подготовку и избираться учительскими организациями. В обязанности таких педагогов-инструкторов входили поездки по разным школам, демонстрация перед преподавателями новейших методов и приемов обучения, чтение докладов, а также проверка результатов, достигнутых образовательными учреждениями.
Вам будет интересно: Необычные прилагательные: примеры, прилагательные-комплименты
В 1920-х гг. советская власть объявила курс на ликвидацию безграмотности. В школы хлынул поток неспециалистов, и методическое сопровождение педагогов приобрело особую актуальность. Руководство такой деятельностью было возложено на специализированные «бюро». Впоследствии они были преобразованы в методические кабинеты, некоторые из которых стали институтами усовершенствования учителей.
Создание организационной базы
В 1930-х гг. в первых редакциях Положений о педагогических (методических) кабинетах были отражены обязанности методических работников. Они включали в себя следующее:
К 1960 годам сформировались формы методической работы, ставшие впоследствии традиционными. В этот же период стали появляться первые связанные с ними серьезные научные исследования. Так, к примеру, в своей диссертации В. Т. Рогожкин выделил 3 ключевые организационные формы:
Новый виток в развитии системы
В конце 20-го – начале 21 века произошла смена научной парадигмы. Сегодня методическое сопровождение – это ключ к осмыслению инновационных идей, сохранению и упрочению педагогических традиций, стимулированию новаторского поиска, совершенствованию педагогического мастерства. Преподавательская деятельность в условиях модернизации образовательной системы весьма многогранна. Она тесно связана с проведением ЕГЭ, введением профильного обучения, совершенствованием не только структуры, но и содержания образования. В качестве одного из ключевых направлений модернизации системы выступает внедрение психологических методов в педагогический процесс.
Задачи и цели
Как показывает анализ историко-педагогических изданий, главная цель системы методического сопровождения – это повышение профессионального уровня педагогического работника. Проблема недостаточной квалификации преподавательского состава не теряет актуальности и сегодня.
Вам будет интересно: Как быстро выучить казахский язык самостоятельно?
Одна из важнейших задач методического сопровождения – это реализация новых программ, направленных на реформирование образовательной системы.
Компонентный состав системы
В структуре методического сопровождения образовательного процесса выделяются следующие аспекты:
Методический блок, в свою очередь, включает в себя следующие модули:
Информационно-методическое сопровождение предполагает обеспечение педагога необходимыми сведениями о современных образовательных технологиях, оказание консультативной помощи и пр.
Стадии реализации методических программ
Внедрение научно-методических разработок должно осуществляться поэтапно. Только в этом случае можно ожидать положительного эффекта от работы. Основными этапами реализации программ по методическому сопровождению являются:
Формы работы
Программно-методическое сопровождение осуществляется через:
Методическое сопровождение ребенка (как полноправного участника образовательного процесса) может осуществляться с помощью современных обучающих технологий, в том числе дистанционным методом, через диалог, игру, фокус-группы и пр.
В последнее время стала популярной такая форма, как «скайп-сопровождение». Она предполагает удаленное пошаговое индивидуальное обучение. Такая форма методического сопровождения образовательного процесса не ограничивается количеством сеансов. Каждая последующая встреча начинается с проверки домашнего задания. Если оно не выполнено либо выполнено неверно, то сеанс не проводится.
Ключевые условия
Эффективность методического сопровождения и в ДОУ, и в общеобразовательных учреждениях обеспечивается за счет:
Роль методического сопровождения в современной образовательной системе
Сегодня к выпускникам школ и вузов предъявляются повышенные требования. Воспитать человека, способного быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях жизни, успешно самореализовываться, могут только высококвалифицированные педагоги. Это означает, что учителя должны обладать не только психолого-педагогическими, дидактическими, предметными умениями и знаниями, но и достаточным потенциалом, ключевыми составляющими которого являются внутренние убеждения, ценности, установки.
Именно на развитие всех этих качеств, знаний, умений и направлена методическая работа в образовательном учреждении. Ключевым условием ее эффективности является активное участие самого педагога в процессе саморазвития и самореализации.
Научно-методическое сопровождение обеспечивает социализацию и адаптацию преподавателя. Так, принимая активное участие в процессе, учитель получает определенный статус и закрепляет его за собой. Более того, он получает возможность решить проблему, связанную с профессиональным самосохранением, преодолением отставания достигнутого уровня профессионализма от новых требований, предъявляемых к образовательному процессу. Методическое сопровождение помогает педагогу избавляться от устаревших взглядов, способствует повышению его восприимчивости к изменениям, происходящим в обществе. В результате учитель становится более конкурентоспособным.
Главное в методическом сопровождении – это оказание действенной, реальной помощи. Она представляет собой комплекс практических мероприятий, основывающихся на научных достижениях, передовом педагогическом опыте. Методическое сопровождение направлено на всестороннее повышение профессионального мастерства и компетентности педагога, реализацию творческого потенциала каждого учителя в отдельности и всего коллектива образовательного учреждения. В конечном итоге это приведет к росту уровня воспитанности, образованности и культурного развития обучающихся.
Требования к современному учителю
Модернизация отечественной педагогической системы, обновление всех элементов образовательного процесса. В настоящее время педагог творчески, комплексно, на высоком профессиональном уровне должен уметь решать сложные задачи, в частности:
Все эти требования определяют роль современного педагога не как обычного «предметника», но как исследователя, психолога, технолога. В связи с этим методическая работа приобретает особое значение и способствует развитию педагогического мастерства.
Заключение
В связи с тем, что методическая деятельность может оказывать существенное влияние на качество воспитания и обучения, на итоговые показатели работы учебного заведения, ее можно рассматривать как один из важнейших факторов управления педагогической системой. Сопровождение и поддержка связаны главным образом с преодолением конкретных сложностей, возникающих у субъектов образовательного процесса. Методическая деятельность предполагает заранее спланированную непрерывную работу, направленную на предупреждение проблем при освоении новых образовательных технологий. При этом субъект образовательного процесса самостоятельно определяет, нужна ему поддержка или нет.
Методическое сопровождение педагогов как компетентность старшего воспитателя ДОУ
Смирнова Ксения
Методическое сопровождение педагогов как компетентность старшего воспитателя ДОУ
Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта.
Цель сопровождения:
— стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда;
— формирование у педагогов мотивации и готовности к продвижению по индивидуальной траектории профессионального развития.
Задачи сопровождения:
1. Создать условия, обеспечивающие методическое сопровождение педагогов с учетом педагогического стажа, возраста, квалификации педагога, его отношения к профессиональной деятельности (на основе дифференцированного подхода).
2. Создать эффективную поэтапную систему методической помощи с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из этапов.
3. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами образования.
4. Формировать новые ценности в профессиональной деятельности.
Этапы методического сопровождения:
1 этап: Аналитико-диагностический
2 этап: Проектировочный
3 этап: Реализация маршрута
4 этап: Контрольно-оценочный
I этап- аналитико-диагностический
Цель: Получение информации о возможностях, потребностях и интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности, выявление проблемы.
• изучение учебно-методического комплекса;
• собеседования с педагогами;
• диагностика и самодиагностика профессиональных затруднений.
II этап- проектировочный
Цель: Совместное проектирование маршрута профессиональной деятельности, разрешение имеющихся проблем.
• разработка плана самообразования;
• план работы по повышению квалификации;
• обобщение и распространение педагогического опыта.
III этап– реализация маршрута (практический)
Цель: Реализация деятельности педагога, оказание помощи педагогу путем использования активных методов и форм повышения квалификации.
• Курсы повышения квалификации;
• Школа педагогического мастерства.
Стимулирование педагогической активности:
• Методический день;
• Ярмарка-презентация опыта педагогов.
Коррекция самообразовательной деятельности:
• Ресурсы методического кабинета;
• Анонсирование новых поступлений.
IV этап- контрольно-оценочный
Цель: Совместное обсуждение результатов решения проблем.
• Анкетирование родителей, коллег;
• Удовлетворенность педагога своими достижениями.
Результат реализации методического сопровождения педагогов:
наличие позитивной динамики в повышении квалификации педагогов, уровня их профессиональной компетентности;
стимулирование потребности к развитию личностного и профессионального потенциала в профессиональной сфере;
удовлетворенность результатом собственной профессиональной деятельности;
рост числа участников конкурсов педагогических достижений;
развитие готовности педагогов к дальнейшему самообразованию;
достижения воспитанниками оптимальных результатов.
Сущность профессиональной деятельности старшего воспитателя, организующего методическое сопровождение воспитателя.
Профессиональная компетентность старшего воспитателя: диагностика, проектирование, реализация и оценка маршрутов профессиональной деятельности воспитателей.
Методическое сопровождение как компетентность старшего воспитателя:
• Изучать воспитателя в педагогическом процессе детского сада, получать информацию о возможностях, потребностях и интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности;
• Проектировать и помогать в реализации маршрутов профессиональной деятельности воспитателей в контексте решения общих задач дошкольного образовательного учреждения;
• Организовывать взаимодействие с воспитателями, координировать их взаимодействие друг с другом и с другими субъектами педагогического процесса;
• Использовать предметно-развивающую среду образовательного учреждения, организовывать работу с ресурсами методического кабинета с учетом запросов воспитателей;
• Организовывать процесс самообразования, повышать собственную профессиональную компетентность.
Основные направления методического сопровождения:
• Организационно-методическая деятельность
Аналитическая деятельность включает в себя:
— Мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов
— Выявление затруднений дидактического и методического характера в коррекционно-образовательном процессе
— Изучение и анализ состояния и результатов методической работы методических объединений
— Создание базы данных
— Мониторинг состояния результатов и перспектив развития ДОУ
— Сбор и обработка информации о результатах работы в учреждении
— Изучение, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта
Информационная деятельность включает в себя:
— Формирование банка информации
— Организация сетевого информационно-коммуникативного обслуживания ДОО
— Ознакомление педагогов с новинками литературы и опытом инновационной деятельности других учреждений, педагогов
— Анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, ИКТ технологиями
— Информирование о новых направлениях в развитии дошкольного образования
— Участие в проведении курсовой подготовки педагогических работников ДОО по проблемам информатизации системы образования
Организационно-методическаядеятельность включает в себя:
— Проектирование и планирование текущей педагогической деятельности
— Отбор форм организации педагогического процесса
— Подготовка и проведение конференций, педагогических чтений, семинаров. Конкурсов
— Организация работы методических объединений
— Подготовка педагогов к аттестации в аттестационный период
— Планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов
— Организация консультационной работы для педагогов, занимающихся с детьми с ОВЗ
— Популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований
— Консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания воспитанников
Структура методического сопровождения
Деятельностный аспект: мотивы – задачи – содержание – форма – методы – результаты.
Содержательный аспект: три взаимосвязанных направления подготовки педагогов: методическое, теоретическое, психолого-педагогическое.
Управленческий аспект: компоненты: педагогический, планирование, организация, контроль и регулирование.
Схема критериев методического сопровождения
1. Критерии результативности
2. Критерий рационального использование
рабочего времени педагогами 3. Критерии роста удовлетворённости педагогов своим трудом
Основные формы методического сопровождения по повышению профессиональной компетентности педагогов:
— традиционные (коллективные и индивидуальные)
— инновационные (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные)
Инновационные фронтальные формы:
— Педагогическая гостиная
— Аукцион педагогических идей
— Педагогические советы
Инновационные подгрупповые формы:
— Школа молодого воспитателя
— Совет по охране прав детства
— Совет укрепления здоровья воспитанников
— Обмен опытом работы
— Совет педагогов
Инновационные индивидуальные формы:
— Республиканские и всероссийские конкурсы
— Обобщение опыта работы
— Обучение в учебных заведениях
— Педагогическое портфолио
— Обучение на курсах повышения квалификации
Эффективность методического сопровождения воспитателяопределяется по следующим показателям:
— По отношению к старшему воспитателю: обогащение профессиональной компетентности, готовность решать профессионально-методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя детского сада;
— По отношению к воспитателю: Удовлетворенность организацией методической работы в дошкольном учреждении, возможность включаться в решение приоритетных задач работы детского сада, исходя из личностно-профессиональных возможностей, потребностей и интересов;
— По отношению к дошкольному образовательному учреждению: Эффективность реализации текущих задач, повышение качества педагогического процесса. Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в том,что: методическое сопровождение воспитателя рассмотрено как способ организации методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, позволяющий максимально удовлетворять потребности педагогов в получении своевременной методической помощи при решении образовательных задач детского сада;
Перспективы методического сопровождения (с учетом компетенций профессионального стандарта педагога)
• Формировать готовность педагогов работать с любым ребенком, разными детьми, принимать их, повышать профессиональную компетентность в организации педагогического процесса для детей общеобразовательных групп, комбинированных групп, детей с ОВЗ, ООП, инклюзии.
• Формировать готовность педагогов работать с одаренными детьми, сопровождать их развитие (проектировать ВОМ, ИОМ);
• Развивать компетентность педагогов во взаимодействии со взрослыми участниками (субъектами) образовательного процесса (коллеги, специалисты, рабочие группы, творческие группы, социальные партнеры, родители, сетевые проекты);
• Инновационное развитие педагога (освоение инновационных практик и проектирование собственных инноваций в дошкольном образовании, их распространение в ДОО и за ее пределами;
• Поликультурное и этнокультурное развитие педагога, билингвистическая компетентность;
• Освоение мониторинговых процедур образовательного процесса и умение использовать его результаты в образовании детей.
• Развитие умений педагогов анализировать образовательную деятельность, проводить самоанализ и самокоррекцию. Повышение личной ответственности педагога за результаты ОП.
Диагностика «ИКТ-компетентность педагогов ДОО» Диагностика «ИКТ-компетентность педагогов ДОО» Разработала старший воспитатель МАДОУ детский сад №11 г. Павлово Казакова О. А. Общепользовательская.
Интеллектуально-творческая игра «Профессиональная компетентность воспитателя» Интелектуально – творческая игра «Профессиональная компетентность воспитателя». Цель: Активировать форму повышения квалификации педагогов.
Методическое сопровождение педагога по вопросу личностного развития ребенка в разных видах деятельности Тема: Методическое сопровождение педагога по вопросу личностного развития ребенка в разных видах деятельности Форма проведения: методический.
Методическое сопровождение деятельности педагогов в Дюсш Спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы,.
Методическое сопровождение формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. Статья посвящена.
Методическое сопровождение педагогической компетентности педагогов как фактор повышения качества экологического образования В настоящее время активно осуществляется процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем. В условиях введения ФГОС.
Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана-проекта инновационной площадки» Введение. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Согласно требованиям Федерального государственного.
Консультация «ИКТ — компетентность педагогов ДОУ» Статья на тему: «ИКТ — компетентность педагогов ДОУ» Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы,.