Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Что такое метафора

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Рассказываем школьнику о метафорах, эпитетах и сравнениях

Литература наполнена самыми разными важными понятиями — сюжет, рассказ, гипербола, диалог, монолог, эпитет, метафора, сравнение и многие-многие другие. Все они служат для украшения литературной речи. Однако, если в школе эти понятия часто вызывают непонимание, то в жизни, большинство из нас, применяет их даже не задумываясь.

Литературные приемы — мои любимые. Приглашаю вас сегодня к теоретическому разговору, который может помочь и детям-школьникам. Давайте рассмотрим и разберем такие литературные понятия, как метафора, эпитет и сравнение. Выясним их особенности и различия между собой.

Эпитет, метафора и сравнения – три очень важных понятия. Они используются в литературе и в жизни для придания выразительности и яркости. Именно благодаря их грамотному использованию, произведения, а также наша речь становится более интересной и живой.

Нужна ли метафора в жизни или только в литературе?

Если рассматривать картину в целом, то без метафор не только произведения, но и наша речь была бы скучна и невыразительна. Поэтому ответить на данный вопрос можно только утвердительно. Множество метафор настолько прочно уже вошли в нашу жизнь, что порой мы их даже не замечаем. Хорошая метафора может помочь выразиться точнее, при этом лаконично и изящно. Бытовые метафоры все „на слуху“, и используются практически каждым: »голов лопается», «хождение слухов», «обвал цен» и.т.д.

Еще один пример метафоры из повседневной жизни: «до глубины души«. Употребляя это словосочетание, мы вовсе не имеем в виду какие-то физические характеристики души, покуда измерить ее не представляется возможным.

А вспомните любую пословицу или поговорку. Ведь это тоже метафоры. Они искаженно отображают то или иное явление. Наши предки сочиняли их в надежде, что мы поймем их смысл именно так, как они и задумали. Метафоры нужны, чтобы другие люди более точно понимали, что мы хотим донести до них.

Хорошая загадка — это та же метафора, когда мы описываем предмет неожиданным сравнением:

Иногда метафора может помочь посмотреть на что-либо совершенно под другим углом, благодаря чему может родиться очередная гениальная мысль или идея.

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Как придумать метафору

Составить свою метафору просто. Нужно только отпустить свою фантазию на волю. С точки зрения построения метафора представляет собой четыре части: два объекта и два свойства. И одно соединяется с другим.

К примеру, называя человека львом, мы имеем в виду, что он сильный и бесстрашный. Чтобы научиться составлять свои метафоры, нужно разобраться с тем, что это такое, потренироваться находить их в текстах, научиться различать виды метафор и понимать, как их использовать правильно.

Метафора рождается в точке соприкосновения двух явлений или предметов. Например, снег переливается на солнце, как серебро, а потому о нем так и говорят: «Зима посеребрила поля», т.е. укрыла снегом.

Та же точка соприкосновения и в сравнении листьев и золота. — «Золотые леса», имеется ввиду, что пожелтела вся листва.

Гладь озера, когда оно спокойно напоминает зеркало, отсюда родилась метафора — «зеркало воды (озера)».

Ниже в видео представлен небольшой урок по составлению метафоры самостоятельно:

Что такое эпитет и сравнения, как их отличить от метафоры?

Эпитеты и сравнения – это еще два полезных художественных приема, делающих речь насыщенной и интересной.

Что такое эпитет

Эпитет – это яркое образное определение, которое подчеркивают какую-либо характерную черту объекта. К примеру, седой туман, бездонное озеро, золотые руки и т.п. В основном эпитеты выражаются прилагательными.

Посмотрите внимательно на четверостишье А.К. Толстого, вы нашли в нем эпитеты? Посмотрите, как тонко и искусно он их использует.

«Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо,
В полуденных лучах следы недавней стужи
Дымятся. Теплый ветер повеял нам в лицо
И морщит на полях синеющие лужи…»

Отличить эпитет от метафоры можно с помощью преобразования. Если выражение можно превратить в сравнительный оборот, то это метафора, а вот эпитет переделать нельзя. К примеру, в стихотворении А. С. Пушкин «Пчела из кельи восковой летит за данью полевой» улей сравнивается с кельей, то есть мы можем сформулировать это следующим образом: улей, как келья из воска.

А вот посмотрите, как искусно вплетает эпитеты в свои стихи Марина Цветаева: «Льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу — славьте». Эпитеты «льстивые» и «поклонные» превратить в сравнительный оборот никак не получится.

Что такое сравнение

Сравнение – это соотнесение одного с другим, непосредственное сравнение.

Глаза, как море синие.

Перепутать его с эпитетом или метафорой достаточно сложно.

Желаю вам образных и красивых сочинений!

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Метафора — новое значение старых слов и примеры использования

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вы читаете статью, написанную человеком с пламенным сердцем, стальными нервами и золотыми руками. Звучит, конечно, нескромно.

Но зато эти высокопарные определения являются примерами и наглядными иллюстрации тематики этой статьи. Ведь сегодня речь пойдет о метафорах.

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Метафора – это литературный прием, который позволяет сделать текст более ярким и эмоциональным. Заключается он в том, что переносит свойства одного предмета или действия на другой.

Ведь руки не могут быть сделаны из золота, сердце гореть, а нервы не из стали. Все эти определения используются в переносном смысле, и мы прекрасно понимаем, о чем говорят эти примеры:

Определение термина и примеры метафор

Первое определение, что такое метафора, дал еще Аристотель, а это ведь почти 2,5 тысячи лет назад.

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Правда, звучало оно несколько тяжеловато, все-таки автор – философ:

«Метафора – это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род»

Да, звучит как скороговорка, и очень по-философски. Но, по сути, означает то, что мы уже сказали – это перенос свойств одного предмета на другой, которые изначально ему и не очень подходят.

Чтобы было еще понятнее, лучше сразу привести примеры метафор:

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Если вы наблюдательны, то заметили, что метафоры в данных примерах употребляются в разных значениях. Это могут быть существительные, определения и даже глаголы.

Метафоры в литературе

Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии. Например, у Есенина практически каждое стихотворение – это целый набор таких метафорических приемчиков.

Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.

Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.

А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей.

Опять же вода не может быть серебряной, но зато мы понимает, что она очень чистая, а журчание ручья напоминает перезвон серебра. Да и «бежать» вода не может. Метафора означает, что ручей течет очень быстро.

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Как и время на этой известной картине Сальвадора Дали.

В кино

Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

В рекламе

Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.

Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:

Разновидности метафор в примерах

Все метафоры принято делить на несколько видов:

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Все перечисленные виды относятся к простым метафорам. То есть они небольшие по конструкции и, как правило, в переносном смысле употребляется только одно слово. Но есть так называемые развернутые метафоры. Это целые куски текста. И чаще всего их можно встретить опять же в поэзии.

Обратимся за помощью к уже упомянутому Есенину:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.

Метафоры среди нас

Метафоры обогащают наш язык. И многие употребляют их в речи, даже не осознавая этого. Например, когда приписывают людям качества различных животных:

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Очень много метафор в знакомых всем поговорках:

Даже жаргон частенько не обходится без метафор, например, «дать по тыкве».

Кстати, ученые давно доказали, что метафоры активизируют творческую часть мозга. А человека, который в своей речи использует подобные приемы, охотнее слушают.

Источник

Метафора — что это такое, примеры, виды

Различные средства выразительности русского языка делают речь красивой, живой и насыщенной. Одним из них таких тропов является метафора, которая помогает донести информацию до адресата и говорит о наличии образного мышления у автора. Приём распространён не только в литературе, но и в повседневном общении.

Первое определение принадлежит древнегреческому философу Аристотелю: «Это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род».

Метафора, если говорить простыми словами – это перенос названия с одного предмета или явления на другой, основанный на их сходстве (цвет, форма, характер, назначение, расположение и т.д.). Если объяснять кратко и понятно – это употребление слова в переносном смысле или нахождение общих черт у двух понятий и проведение параллелей между ними. Использование скрытого сравнения усиливает эффект сказанного или написанного, появляется глубина описания: бархатная ночь, стальные нервы, серебряные волосы.

Какие метафоры бывают

Метафоры делится на несколько видов. Рассмотрим их подробнее.

Резкие

Яркий и наиболее часто встречаемый вид. В качестве сравнения выступают два противоположных понятия или явления, не связанных по смыслу.

Такие словосочетания строятся на контрасте: пламенный лёд, крылья огня, море проблем, начинка высказывания и др.

Стертые

Общепринятые метафоры, переносное значение которых утратилось с течением времени. Обычно к этому виду относятся многозначные слова.

Такие фразы прочно интегрировались в естественный язык, стали привычными: дуновение ветра, крыло самолёта, ножка стула, горлышко бутылки, стрелка часов и др.

В виде формулы

Стереотипные застывшие выражения, которые не получится перефразировать или разделить на части.

Чаша бытия, червь сомнения, острый язык и т.д.

Образные

Общеупотребительные слова-характеристики, возникающие как результат осмысления человеком объективной действительности. Они обозначают действия, предметы или явления не прямо, а иносказательно. Иначе говоря, слова в этом виде метафоры подбираются на основе ассоциации.

К примеру, жемчужина (поэзии), крест (страдание), пилить (ругать) и др.

Развернутые

В развёрнутый вид включаются целые фразы или абзацы, в которых первая метафора последовательно присоединяет к себе другие, связанные с ней по смыслу. Яркие примеры представлены в стихотворениях:

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть

Как найти метафору

Нередко метафору путают со сравнением. Эти термины нужно разграничивать:

Выявить метафору несложно, если следовать алгоритму:

Например: У неё золотой характер.

Примеры метафор из художественной литературы

Метафора часто употребляется в художественной литературе. Автор использует этот троп, чтобы передать какой-либо образ более наглядно и глубоко, раскрыть идейный смысл произведения и характер героя.

Это средство выразительности можно встретить в прозаических текстах А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, Е.И. Замятина и многих других писателей. Например:

Из передней возвращается он с маслеными глазками и тотчас же аппетитно набрасывается на пирог

(А.П. Чехов, «У предводительши»)

Как дико, страшно все будничное, обыденное, когда сердце поражено, – да, поражено, он теперь понимал это, – этим страшным «солнечным ударом», слишком большой любовью, слишком большим счастьем!

– Ах жизнь моя Анна Григорьевна, она статуя, и хоть бы какое-нибудь выражение в лице.

Спайка, сделанная Анной, оказалась непрочна, и семейное согласие надломилось опять в том же месте.

(Л.Н. Толстой, «Анна Каренина»)

Такой приём часто применяется в поэзии, чтобы развить лирический образ. Разворачивается поэтическая метафора в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, К.Д. Бальмонта, В.В. Маяковского, А.А. Вознесенского и др. Например:

Точно струн, но струн моих.

Я в них чутко всколыхнул

Тихий звон, забытый гул

Слепцы напрасно ищут, где дорога,

Доверясь чувств слепым поводырям,

Но если жизнь – базар крикливый Бога,

Толпа – пестрошерстая быстрая кошка –

плыла, изгибаясь, дверями влекома;

каждый хотел протащить хоть немножко

громаду из смеха отлитого кома

Петергофская нимфа лежала,

на черством ломтике пьедестала

(А.А. Вознесенский, «Кабанья охота»)

В чем ценность метафоры

Предложение с резкой или любой другой метафорой заинтересует читателя или слушателя больше, чем сухо изложенная информация. Текст с запоминающимися и сильными образами лучше воспринимается человеком, развивает в нём ассоциативное мышление и восприятие. Этот приём помогает уловить оттенок смысла описываемого понятия или явления, расшифровать дополнительные связи высказывания.

Итак, метафоры – это важные составляющие художественного произведения и повседневной жизни. Они обогащают наш язык, делают его красочным и выразительным. Главное – не только находить метафорическое слово, но и понимать его значение.

Источник

Метафора в поэзии

К окончанию 2 тура учебной конкурсной серии «Тропы» выяснилось, что задача различения отдельных тропов для многих авторов оказалась сложной. И эпитеты, и сравнения, которые требовалось выявить и показать их мастерское использование в своих стихах, участники конкурсов постоянно путали с метафорами, что не удивительно: в каком-то смысле они похожи: во всех трех тропах присутствует переносный смысл описываемого поэтическим языком объекта, во всех тропах есть элемент выявления сходства чего-то с чем-то.

Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление разных явлений с помощью использования переносного значения слов, где то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором, но не сравнивается с ним напрямую (то есть без использования конструкции предложения, содержащей «как», «подобно», «словно»).

Как, например, в хрестоматийном стихотворении И.С. Никитина:

«Звёзды меркнут и гаснут, в ОГНЕ ОБЛАКА, белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, ПО КУДРЯМ ЛОЗНЯКА от зари алый СВЕТ РАЗЛИВАЕТСЯ».

Давайте понаблюдаем, как наши великие поэты использовали метафоры в своих стихотворениях.

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И ХОР СВЕТИЛ, живой и дружный,
КРУГОМ РАСКИНУВШИСЬ, ДРОЖАЛ.

ЗЕМЛЯ, как смутный сон немая,
Безвестно УНОСИЛАСЬ ПРОЧЬ,
И я, как первый житель рая,
Один В ЛИЦО УВИДЕЛ НОЧЬ.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я ВЗОРОМ МЕРИЛ ГЛУБИНУ,
В КОТОРОЙ с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее ТОНУ.

И вновь, СВЕРКНУВ ИЗ ЧАШИ ВИННОЙ,
Ты ПОСЕЛИЛА В СЕРДЦЕ СТРАХ
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я ОПРОКИНУТ В ТЕМНЫХ СТРУЯХ
И вновь ВДЫХАЮ, не любя,
ЗАБЫТЫЙ СОН о поцелуях,
О СНЕЖНЫХ ВЬЮГАХ ВКРУГ ТЕБЯ.
И ты смеешься дивным смехом,
ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ ЗОЛОТОЙ,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, ГЛЯДЯСЬ В ЖИВЫЕ СТРУИ,
НЕ УВИДАТЬ СЕБЯ В ВЕНЦЕ?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?

И, наконец, примеры использования метафор в революционной поэзии Маяковского.

Маяковский определил метафору как «перемену взгляда на взаимоотношение всех вещей». Он вошел в литературу в такое время, когда революция происходила не только в обществе, но и в искусстве, шли поиски нового поэтического языка. Отсюда обилие необычных метафор в его поэзии.

«Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты».

Маяковский был не только поэтом, но и художником, поэтому в его творчестве слово было часто неразделимо связано с рисунком.

Интересны и метафоры, связанные с редкими у Маяковского изображениями природы. Они нарочно снижены, так как сотворенное человеком для Маяковского всегда важнее, чем воспеваемая в поэтической традиции природа: «За солнцем улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна» или: «Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе».

Про улицу в поэме «Облако в штанах» говорится:

«Улица корчится безъязыкая
Улица муку молча перла.
Крик торчком стоял из глотки.
Топорщились, застряв поперек горла,
Пухлые такси и костлявые пролетки.
Грудь испешеходили.
Чахотки площе».

Как улица уподобляется человеку, так и человек (в частности, сам Маяковский) уподобляется улице:

« По мостовой
моей души изъезженной
шаги помешанных
вьют жестких фраз пяты».

Прием оживления применяется не только к улице, к городу, но еще и к абстрактным понятиям, а иногда к выражениям. Часто оживляется слово и мысль: «мыслишки звякают лбенками медненькими»; крик: «шевелит ногами непрожеванный крик».

В теме любви сквозными метафорами являются пожар («пожар сердца»), медведь («шкурой ревности медведь лежит когтист»). Именно в этой теме особенно четко виден вселенский масштаб некоторых метафор Маяковского:

Млечный путь перекинув виселицей,
возьми и вздерни меня, преступника».
(«Флейта-позвоночник»)

В этой метафоре переплетаются образ космоса и представление о любви как о небесной каре. Такого рода сопоставление не ново в поэтической традиции, как, впрочем, и основы некоторых других метафор Маяковского, но у него метафора доведена до предела и поэтому особенно яркая.

Источник

Что такое метафора и как её использовать в текстах

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Добрый день, друзья-читатели и сочинители!

С вами Елена Никитина, и сегодня на повестке дня метафора. Поговорим о том, что это такое, как ее обнаружить в тексте и для чего используется этот художественный прием.

Пишущая публика сталкивается с необходимостью сделать свое творчество более привлекательным. Для этого применяются различные средства выразительности, или тропы.

Тропы (от древнегреческого τρόπος — оборот) — фразы, употребленные в переносном значении (объект описания наделяется свойством другого объекта). Они используются для создания художественной образности.

Основными тропами считаются метафора и метонимия. Кроме этого, существует аллегория, иносказание, эпитет, синекдоха, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, ирония, катахреза.

Первые три из них многие ученые склонны рассматривать как частные случаи нашего предмета рассмотрения. Теперь о том, что означает слово «метафора».

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Значение термина

Впервые данное обозначение предложил Аристотель, сформулировавший следующее определение.

Метафора — это несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии.

Но ученый понимал метафору очень широко, включая в нее метонимию. С течением времени лингвисты сузили значение понятия, добавив, что перенос значения основан на подобии.

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Таким образом, мы понимаем метафору как троп, описывающий один предмет при помощи названия или признаков другого, схожего. Говоря кратко, уподобление по сходству.

Вот пример с объяснением:

Гуляет ветреный кистень

По золотому войску нив… (В. Хлебников)

Колосья сравниваются с войском, а сила ветра – с кистенем, т. е. природные объекты уподобляются объектам человеческого мира и рукотворным предметам.

Этот троп соединяет несоединимое по признаку цвета, объема, формы, фактуры, назначения предметов, а также вызываемых ими ощущений и ассоциаций:

Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт)

В самом деле, стихии огня и воды достаточно далеко отстоят друг от друга — их сводит воедино только уникальная авторская метафора. В обычной речи мы сказали бы: в плеске прибоя.

Метафора «в чистом виде» не называет сравниваемый объект, но он легко восстанавливается из контекста, как показано выше. Иногда (в данном случае — чтобы показать нарастание тактильных ощущений персонажа) ей предшествует сравнение — его легко можно обнаружить по союзам как, словно, будто и др.

Вдруг, неожиданно для себя, обернулся Барыба и, стиснув челюсти, запустил глубоко руки в мягкое что-то, как тесто (сравнение).

– Ах ты етакой, а? Да ты что ж это, вон что, а? Ну, так уж и быть, для тебя согрешу, для сиротинки.

Потонул Барыба в жарком и сладком тесте (метафора). (Е. Замятин)

Тестом называется тело грузной купчихи Чеботарихи, о чем несложно догадаться, читая отрывок.

Классификация

На самом деле, существуют разные виды метафор, и образная – та самая, о которой ведем речь, – лишь кусочек пирога. Но зато самый лакомый.

Образ – это отражение внешнего мира в нашем сознании. В сознании поэтов он отображается несколько иначе – потому-то мы не перестаем удивляться яркости, неожиданности их метафор:

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. (Б. Пастернак)

Чем более удалены друг от друга, не похожи между собой предметы, сопоставленные в метафоре, тем более сочной и запоминающейся она получается.

Образ здесь может вмещаться в слово, выражаться словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством (смысловым отрывком текста, состоящим из одного или нескольких абзацев, скрепленных общей темой), распространяться на главу или даже разворачиваться в пределах большого произведения (как, например, представление людей как марионеток в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»).

Вот тут мы подходим к видам метафор.

По восприятию выразительности выделяют резкую (живую: крылья огня) и стертую (забытую, неосознаваемую: ножка стула) метафору. К последней близка метафора в виде формулы – она представляет собой застывшее выражение: книга жизни, чаша бытия.

В отдельный вид (и это уже по объему) просится развернутая метафора, которая охватывает весь фрагмент речи, как в стихотворении:

Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя,

И волна, проблистав белизной в вышине,

Точно конь, распаленный от бега и боя,

В напряженье предсмертном домчалась ко мне.

И за нею другие, как белые кони,

Разметав свои гривы, несутся, бегут,

Замирают от ужаса дикой погони,

И себя торопливостью жадною жгут.

Опрокинулись, вспыхнули, вправо и влево,-

И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней,

На песке умирают в дрожании гнева

Языки обессиленных белых огней. (К. Бальмонт)

Реализованная метафора используется для создания комической ситуации, часто представляет собой понимаемый буквально фразеологизм:

Счастье выпало большое,

Молодежь свое возьмет,

Прихватив еще чужое. (Е. Запяткин, творящий под псевдонимом ЗЕВС)

Или вот еще: Ушел в себя, вернусь не скоро.

Функции

Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?

Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.

Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.

Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).

Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

История метафоры

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Если углубляться в историю языка, все наши переносные и вторые словарные значения, такие как ручка двери и горлышко бутылки в прошлом были метафорами. Первый произнесший их художник слова, как и его слушатели, осознавал образность фразы. И настолько всем она понравилась, что прочно закрепилась в языке и утвердилась в качестве единственно возможного варианта наименования предмета.

Более того, так образовывалось едва ли не каждое привычное нам слово. Так, выдающийся ученый А. А. Потебня приводит в пример слово окно: когда-то оно образовалось от слова око, т. е. в поэтическом представлении наших предков связывалось с очами дома.

Именно это метафорическое представление о слове (названное Потебней внутренней формой) и закрепилось в русском языке (а также в чешском, польском, словенском, словацком), в отличие, например, от английского window, образованного от wind (ветер). Кстати, в родственном нам болгарском окно звучит как прозорец, что тоже передает идею взгляда.

И сейчас, как во все времена, метафора принимает живое участие в творении повседневной речи, а вместе с ней – и реальности. Ибо, как сказал В. Гумбольдт, мы воспринимаем мир не иначе как сквозь призму языка, на котором говорим. Да-да, язык не только выражает, но и формирует наши понятия. Кому интересно подробнее, почитайте в интернете о языковой картине мира этноса.

Возвращаясь к теме, напомню, что наименования таких знакомых предметов, как компьютерная мышь и значка @ (собака) – тоже метафоры, только стертые, неосознаваемые как образные выражения. Тем более, поэтичность совсем забудется, когда проводные мышки окончательно исчезнут из употребления.

В разные времена метафора может осознаваться по-разному. Может утрачивать, а может приобретать выразительность.

Так, в повторяющейся строчке из гомеровской «Одиссеи»:

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос… (Перевод В. Жуковского)

для нашего восприятия заря в образе молодой девушки и солнечные лучи в виде ее пальцев определенно метафоричны. Но для древних греков все было иначе. Их божества вначале отождествлялись с природными стихиями, а затем стали антропоморфны (приняли человеческий облик). И эллины верили, что каждое утро сама богиня Эос показывается над горизонтом, а тонкие розовые облачка – ее персты.

Сфера применения

Метафора — главный из тропов, т. к. она рождает яркие, интересные, неожиданные образы.

Перенос значения глубже и тоньше передает чувства, эмоции, ощущения героя (иногда равного автору), а потому широко используется в литературе и публицистике.

Однако не стоит думать, что этими сферами ее употребление ограничено. Человеку свойственна потребность в образности – недаром ей богато украшены народные пословицы и поговорки:

Неизменным успехом у слушателей пользуются рассказчики, уснащающие свою речь различными тропами. Следовательно, в разговорной речи без них не обойтись. Метафора проникает даже в жаргон: получить по тыкве.

В ораторском искусстве для влияния на аудиторию этот прием незаменим. Что уж говорить о рекламе!

Чем ярче образ товара, тем сильнее он воздействует на потребителя. В рекламе важно задействовать именно чувственное восприятие целевой аудитории, что и достигается при помощи данного тропа.

К примеру, слоган — Тамада грузинских вин, придуманный для вина фирмы “Тамада”, создает богатый ассоциативный ряд с щедрым застольем, весельем, знаменитым грузинским гостеприимством, широтой души и т. д., попутно метафорически представляя названную марку как главаря пиршества.

Способ обнаружения

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Если возникает вопрос, как найти метафору в тексте, можно поступить следующим образом:

Бывает, сразу обращает на себя внимание яркий образ, упоминаемый неоднократно. Это развернутая метафора. Как правило, ее видно сразу, потому что она раскрывается с новых сторон во многих фрагментах произведения, как в примере про море (несколько раз упоминается слово конь, упоминаются конские гривы, глаголы, означающие свойственные лошадям быстрые движения и т. д.)

Чтобы убедиться в своей правоте, попытайтесь представить образ буквально (войска золотого цвета, стоящего в поле и разметаемого кистенем, в реальности не существует). Если в реальности предметы не состыковываются между собой, перед вами переносное употребление. Окончательно проверить себя можно по толковому словарю.

Так, клавишей стая — это, как минимум, октава, как максимум — все клавиши фортепиано. Здесь в переносном значении употреблено слово стая, т. к. клавиши уподобляются птицам (а само стихотворение описывает игру на фортепиано), но никак не наоборот.

Пригоршнями водяных горошин
Плещет черноморская
Волна. (С. Есенин)

С горошинами сравниваются брызги, но они не упоминаются в тексте.

Тогда как в другом отрывке этого же стихотворения мы видим сравнение:

Как лампы с абажуром,
Светятся медузы из воды…

Это тоже разновидность метафоры, но ее принято классифицировать отдельно.

Если по цвету, форме, объему, издаваемому звуку, тактильным ощущениям — это сходство. Перед нами метафора. Если по отношениям: материал — предмет, из него изготовленный (она блистала каменьями, т. е. украшениями из камня), действие — орудие действия (все решит меч, т. е. битва) и пр., это отношения смежности. Перед нами метонимия.

Повседневная польза

Метафора существует не только на страницах книг. Она живет в воображении своего создателя. Чем более развито воображение, тем более метафорично мыслит и живет человек. Зачастую такой способ мировосприятия помогает творить не только художественные произведения, но и собственную реальность. Как минимум – формировать отношение к окружающей действительности.

Помню, в студенческие годы мне было проще переносить различные неурядицы, осознавая свою жизнь как кино. Что характерно, такая ассоциация у меня присутствовала и в детстве (под влиянием модных «мыльных опер»), только не совсем отчетливо понималась.

Рожденный примерно на втором курсе «манифест актрисы», неоднократно вспоминаемый впоследствии, помогал мне справляться с разными стрессами:

Моя жизнь — как кадры кинофильма,

Как еще не снятый сериал.

Непонятно только, кто всесильный

Для меня сценарий написал.

Я снимаюсь только в главной роли –

Иногда, к несчастью, не в своей –

В окруженье множества героев

И эпизодических ролей…

Метафоры стимулируют правое полушарие, отвечающее за образное восприятие. Емкий образ вызывает в сознании чувственно воспринимаемые ассоциации. Это не только способствует творческому развитию, но и помогает решить трудные логические задачи. Так наши предки соорудили сложные технические механизмы, наблюдая за строением животных и птиц. Используя метафоры и аналогии, мы порой неожиданно для себя находим выход из ситуации.

Это выразительное средство помогает погрузить человека в транс и наладить общение с ним. Не случайно на метафорах основаны различные магические тексты, например, заговоры:

Месяц в небе, солнце в дубе, червяк в зубе. Аминь, аминь, аминь.

В межличностном общении использование пословиц, поговорок (не без участия данного тропа) помогает выразить свою мысль твердо, не обижая собеседника:

На уроках литературы подмечается, как троп раскрывает внутренний мир автора:

Ах, как птицы поют – так в неволе не спеть.

Это сладкое слово «свобода»!

Соловьи, соловьи, я б хотел умереть

Под акафист подобного рода! (Иеромонах Роман (Матюшин))

В одном емком слове акафист (радостная хвалебная песнь в честь святых) и мировосприятие, и жизненный путь поэта-монаха.

Но ведь люди пользуются метафорами и в обычной жизни. Наблюдение за излюбленными выражениями собеседника, пусть не его собственными, позволяет сделать выводы о его характере, темпераменте, ценностях, кругозоре.

Так, использование «военных» терминов (победа, поражение, атака, наступление): мама меня атакует, я сегодня победил математичку – получил «пятерку». – и т. д. говорит о важности физической и моральной силы для человека.

Изучив речевое поведение собеседника (т. е. его частые выражения, темп и характер высказываний (конструкцию предложений, их объем)), мы можем немного подстроиться под него для облегчения диалога. Мне помогало в работе с умственно отсталыми детьми.

Не случайно метафоры используются в притчах, помогая создать сильные, понятные и запоминающиеся образы, и в детских жанрах фольклора – для развития образного мышления малышей.

Кузница метафор

Как мы видим, повседневная человеческая деятельность без метафор не обходится. Еще важнее правильно использовать этот троп в словесном творчестве, чтобы научиться писать красиво. Любители чтения, а тем паче сочинения, согласятся, что пара-тройка емких фраз освежает, ободряет текст, добавляет ему привлекательности.

Как же сотворить яркие метафоры, украшающие тексты?

По словам А. А. Потебни, «искусство есть деятельность», т. е. поэзия не отображает готовые, а творит новые идеи. Поэтому сложно специально сочинять метафору. Невозможно метафорой отразить существующее – его надо заново выдумать.

Нет, разумеется, описывая море, мы не выдумываем его – оно прекрасно существовало и до нас – мы просто каждый раз придумываем новый его образ. Уверена, для многих бальмонтовское сопоставление прибоя с пожаром, приведенное выше, было весьма неожиданным. Для меня – точно.

Как и в любом творчестве, нужен источник вдохновения. Это не только сама окружающая действительность, но и ее описание классиками и современниками. Больше читайте интересных текстов – и рука сама потянется сотворить нечто не хуже.

Очень хорошо, если вдохновляющее творчество будет разноплановым. Потому что восточная цветистость речи (Он свернул ковер нетерпения и уложил его в сундук ожидания. Л. Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине) – это одно, есенинская природная образность – совсем другое, а выразительность современных авторов – третье. Механизм мышления, традиции и, следовательно, результат отличаются.

Из современников меня очень вдохновляет (как удобно, что далеко ходить не надо!) творчество моей бывшей одногруппницы Ольги Юрьевой.

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Пусть это (пока еще) не признанный автор, но пожелаем ей успеха. А вообще учиться можно не только у великих. Многие художники создают шедевры по мотивам творчества своих детей.

Читая понравившийся текст, задумывайтесь над тем, как создана метафора. С чем сравнивается предмет? А с чем бы сравнили его вы? Попробуйте записать на листочке несколько ассоциаций. Впоследствии к списку можно вернуться, чтобы дополнить его или почерпнуть идею.

Если вам повезло найти творческое общество (хотя бы в лице одного друга), устройте мозговой штурм. Это помогает хорошо. Мои воспитанники из интерната в игре в ассоциации выдавали мне замечательные результаты.

Если собственно метафоры, т. е. скрытые сравнения, даются не очень легко, попробуйте придумать побольше «обычных» сравнений и трансформировать их в метафоры.

Возможно, поначалу ничего, на ваш взгляд, оригинального не получится. Как говорится, терпенье и труд все перетрут.

Все же, творя образ, достойный включения в текст, не забывайте, что до вас его могли сотворить другие. Очень часто в нашей поэзии глаза сравниваются с озерами:

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут… (С. Есенин)

Как озера, глаза твои синие…

В тех озерах — такая синь!

Горизонта теряется линия

В запределье хрустальных глубин. (Динислам Алтынгузин, современный поэт из Башкортостана)

И по запросу Яндекса найдется немало поэтических сопоставлений.

Есть даже рекомендации по составлению комплимента с этой метафорой.

Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Картинка про Что такое метафора в литературе 4 класс примеры. Фото Что такое метафора в литературе 4 класс примеры

Поэтому, как бы ни манила неисчерпаемая бездонность озерного образа, попробуйте переключиться на другие варианты:

Безнадежные карие вишни… (А. Вознесенский)

Или так: эти глаза напротив — калейдоскоп огней… (Т. Сашко)

Кстати, интересно, какие ассоциации с глазами родятся у вас. Делитесь в комментариях!

В заключение – замечательное метафорическое пожелание всем творящим:

Учись, художник, у него,-

И если твой талант крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса,

Где светит вольная зарница,

Где вечный облачный прибой

Бежит по бездне голубой. (К. Бальмонт)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *