Что такое метафора в литературе 4 класс примеры
Что такое метафора
Рассказываем школьнику о метафорах, эпитетах и сравнениях
Литература наполнена самыми разными важными понятиями — сюжет, рассказ, гипербола, диалог, монолог, эпитет, метафора, сравнение и многие-многие другие. Все они служат для украшения литературной речи. Однако, если в школе эти понятия часто вызывают непонимание, то в жизни, большинство из нас, применяет их даже не задумываясь.
Литературные приемы — мои любимые. Приглашаю вас сегодня к теоретическому разговору, который может помочь и детям-школьникам. Давайте рассмотрим и разберем такие литературные понятия, как метафора, эпитет и сравнение. Выясним их особенности и различия между собой.
Эпитет, метафора и сравнения – три очень важных понятия. Они используются в литературе и в жизни для придания выразительности и яркости. Именно благодаря их грамотному использованию, произведения, а также наша речь становится более интересной и живой.
Нужна ли метафора в жизни или только в литературе?
Если рассматривать картину в целом, то без метафор не только произведения, но и наша речь была бы скучна и невыразительна. Поэтому ответить на данный вопрос можно только утвердительно. Множество метафор настолько прочно уже вошли в нашу жизнь, что порой мы их даже не замечаем. Хорошая метафора может помочь выразиться точнее, при этом лаконично и изящно. Бытовые метафоры все „на слуху“, и используются практически каждым: »голов лопается», «хождение слухов», «обвал цен» и.т.д.
Еще один пример метафоры из повседневной жизни: «до глубины души«. Употребляя это словосочетание, мы вовсе не имеем в виду какие-то физические характеристики души, покуда измерить ее не представляется возможным.
А вспомните любую пословицу или поговорку. Ведь это тоже метафоры. Они искаженно отображают то или иное явление. Наши предки сочиняли их в надежде, что мы поймем их смысл именно так, как они и задумали. Метафоры нужны, чтобы другие люди более точно понимали, что мы хотим донести до них.
Хорошая загадка — это та же метафора, когда мы описываем предмет неожиданным сравнением:
Иногда метафора может помочь посмотреть на что-либо совершенно под другим углом, благодаря чему может родиться очередная гениальная мысль или идея.
Как придумать метафору
Составить свою метафору просто. Нужно только отпустить свою фантазию на волю. С точки зрения построения метафора представляет собой четыре части: два объекта и два свойства. И одно соединяется с другим.
К примеру, называя человека львом, мы имеем в виду, что он сильный и бесстрашный. Чтобы научиться составлять свои метафоры, нужно разобраться с тем, что это такое, потренироваться находить их в текстах, научиться различать виды метафор и понимать, как их использовать правильно.
Метафора рождается в точке соприкосновения двух явлений или предметов. Например, снег переливается на солнце, как серебро, а потому о нем так и говорят: «Зима посеребрила поля», т.е. укрыла снегом.
Та же точка соприкосновения и в сравнении листьев и золота. — «Золотые леса», имеется ввиду, что пожелтела вся листва.
Гладь озера, когда оно спокойно напоминает зеркало, отсюда родилась метафора — «зеркало воды (озера)».
Ниже в видео представлен небольшой урок по составлению метафоры самостоятельно:
Что такое эпитет и сравнения, как их отличить от метафоры?
Эпитеты и сравнения – это еще два полезных художественных приема, делающих речь насыщенной и интересной.
Что такое эпитет
Эпитет – это яркое образное определение, которое подчеркивают какую-либо характерную черту объекта. К примеру, седой туман, бездонное озеро, золотые руки и т.п. В основном эпитеты выражаются прилагательными.
Посмотрите внимательно на четверостишье А.К. Толстого, вы нашли в нем эпитеты? Посмотрите, как тонко и искусно он их использует.
«Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо,
В полуденных лучах следы недавней стужи
Дымятся. Теплый ветер повеял нам в лицо
И морщит на полях синеющие лужи…»
Отличить эпитет от метафоры можно с помощью преобразования. Если выражение можно превратить в сравнительный оборот, то это метафора, а вот эпитет переделать нельзя. К примеру, в стихотворении А. С. Пушкин «Пчела из кельи восковой летит за данью полевой» улей сравнивается с кельей, то есть мы можем сформулировать это следующим образом: улей, как келья из воска.
А вот посмотрите, как искусно вплетает эпитеты в свои стихи Марина Цветаева: «Льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу — славьте». Эпитеты «льстивые» и «поклонные» превратить в сравнительный оборот никак не получится.
Что такое сравнение
Сравнение – это соотнесение одного с другим, непосредственное сравнение.
Глаза, как море синие.
Перепутать его с эпитетом или метафорой достаточно сложно.
Желаю вам образных и красивых сочинений!
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Метафора — новое значение старых слов и примеры использования
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вы читаете статью, написанную человеком с пламенным сердцем, стальными нервами и золотыми руками. Звучит, конечно, нескромно.
Но зато эти высокопарные определения являются примерами и наглядными иллюстрации тематики этой статьи. Ведь сегодня речь пойдет о метафорах.
Метафора – это литературный прием, который позволяет сделать текст более ярким и эмоциональным. Заключается он в том, что переносит свойства одного предмета или действия на другой.
Ведь руки не могут быть сделаны из золота, сердце гореть, а нервы не из стали. Все эти определения используются в переносном смысле, и мы прекрасно понимаем, о чем говорят эти примеры:
Определение термина и примеры метафор
Первое определение, что такое метафора, дал еще Аристотель, а это ведь почти 2,5 тысячи лет назад.
Правда, звучало оно несколько тяжеловато, все-таки автор – философ:
«Метафора – это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род»
Да, звучит как скороговорка, и очень по-философски. Но, по сути, означает то, что мы уже сказали – это перенос свойств одного предмета на другой, которые изначально ему и не очень подходят.
Чтобы было еще понятнее, лучше сразу привести примеры метафор:
Если вы наблюдательны, то заметили, что метафоры в данных примерах употребляются в разных значениях. Это могут быть существительные, определения и даже глаголы.
Метафоры в литературе
Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии. Например, у Есенина практически каждое стихотворение – это целый набор таких метафорических приемчиков.
Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.
Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей.
Опять же вода не может быть серебряной, но зато мы понимает, что она очень чистая, а журчание ручья напоминает перезвон серебра. Да и «бежать» вода не может. Метафора означает, что ручей течет очень быстро.
Как и время на этой известной картине Сальвадора Дали.
В кино
Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:
В рекламе
Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.
Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:
Разновидности метафор в примерах
Все метафоры принято делить на несколько видов:
Все перечисленные виды относятся к простым метафорам. То есть они небольшие по конструкции и, как правило, в переносном смысле употребляется только одно слово. Но есть так называемые развернутые метафоры. Это целые куски текста. И чаще всего их можно встретить опять же в поэзии.
Обратимся за помощью к уже упомянутому Есенину:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Метафоры среди нас
Метафоры обогащают наш язык. И многие употребляют их в речи, даже не осознавая этого. Например, когда приписывают людям качества различных животных:
Очень много метафор в знакомых всем поговорках:
Даже жаргон частенько не обходится без метафор, например, «дать по тыкве».
Кстати, ученые давно доказали, что метафоры активизируют творческую часть мозга. А человека, который в своей речи использует подобные приемы, охотнее слушают.
Метафора — что это такое, примеры, виды
Различные средства выразительности русского языка делают речь красивой, живой и насыщенной. Одним из них таких тропов является метафора, которая помогает донести информацию до адресата и говорит о наличии образного мышления у автора. Приём распространён не только в литературе, но и в повседневном общении.
Первое определение принадлежит древнегреческому философу Аристотелю: «Это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род».
Метафора, если говорить простыми словами – это перенос названия с одного предмета или явления на другой, основанный на их сходстве (цвет, форма, характер, назначение, расположение и т.д.). Если объяснять кратко и понятно – это употребление слова в переносном смысле или нахождение общих черт у двух понятий и проведение параллелей между ними. Использование скрытого сравнения усиливает эффект сказанного или написанного, появляется глубина описания: бархатная ночь, стальные нервы, серебряные волосы.
Какие метафоры бывают
Метафоры делится на несколько видов. Рассмотрим их подробнее.
Резкие
Яркий и наиболее часто встречаемый вид. В качестве сравнения выступают два противоположных понятия или явления, не связанных по смыслу.
Такие словосочетания строятся на контрасте: пламенный лёд, крылья огня, море проблем, начинка высказывания и др.
Стертые
Общепринятые метафоры, переносное значение которых утратилось с течением времени. Обычно к этому виду относятся многозначные слова.
Такие фразы прочно интегрировались в естественный язык, стали привычными: дуновение ветра, крыло самолёта, ножка стула, горлышко бутылки, стрелка часов и др.
В виде формулы
Стереотипные застывшие выражения, которые не получится перефразировать или разделить на части.
Чаша бытия, червь сомнения, острый язык и т.д.
Образные
Общеупотребительные слова-характеристики, возникающие как результат осмысления человеком объективной действительности. Они обозначают действия, предметы или явления не прямо, а иносказательно. Иначе говоря, слова в этом виде метафоры подбираются на основе ассоциации.
К примеру, жемчужина (поэзии), крест (страдание), пилить (ругать) и др.
Развернутые
В развёрнутый вид включаются целые фразы или абзацы, в которых первая метафора последовательно присоединяет к себе другие, связанные с ней по смыслу. Яркие примеры представлены в стихотворениях:
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть
Как найти метафору
Нередко метафору путают со сравнением. Эти термины нужно разграничивать:
Выявить метафору несложно, если следовать алгоритму:
Например: У неё золотой характер.
Примеры метафор из художественной литературы
Метафора часто употребляется в художественной литературе. Автор использует этот троп, чтобы передать какой-либо образ более наглядно и глубоко, раскрыть идейный смысл произведения и характер героя.
Это средство выразительности можно встретить в прозаических текстах А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, Е.И. Замятина и многих других писателей. Например:
Из передней возвращается он с маслеными глазками и тотчас же аппетитно набрасывается на пирог
(А.П. Чехов, «У предводительши»)
Как дико, страшно все будничное, обыденное, когда сердце поражено, – да, поражено, он теперь понимал это, – этим страшным «солнечным ударом», слишком большой любовью, слишком большим счастьем!
– Ах жизнь моя Анна Григорьевна, она статуя, и хоть бы какое-нибудь выражение в лице.
Спайка, сделанная Анной, оказалась непрочна, и семейное согласие надломилось опять в том же месте.
(Л.Н. Толстой, «Анна Каренина»)
Такой приём часто применяется в поэзии, чтобы развить лирический образ. Разворачивается поэтическая метафора в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, К.Д. Бальмонта, В.В. Маяковского, А.А. Вознесенского и др. Например:
Точно струн, но струн моих.
Я в них чутко всколыхнул
Тихий звон, забытый гул
Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям,
Но если жизнь – базар крикливый Бога,
Толпа – пестрошерстая быстрая кошка –
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома
Петергофская нимфа лежала,
на черством ломтике пьедестала
(А.А. Вознесенский, «Кабанья охота»)
В чем ценность метафоры
Предложение с резкой или любой другой метафорой заинтересует читателя или слушателя больше, чем сухо изложенная информация. Текст с запоминающимися и сильными образами лучше воспринимается человеком, развивает в нём ассоциативное мышление и восприятие. Этот приём помогает уловить оттенок смысла описываемого понятия или явления, расшифровать дополнительные связи высказывания.
Итак, метафоры – это важные составляющие художественного произведения и повседневной жизни. Они обогащают наш язык, делают его красочным и выразительным. Главное – не только находить метафорическое слово, но и понимать его значение.
Метафора в поэзии
К окончанию 2 тура учебной конкурсной серии «Тропы» выяснилось, что задача различения отдельных тропов для многих авторов оказалась сложной. И эпитеты, и сравнения, которые требовалось выявить и показать их мастерское использование в своих стихах, участники конкурсов постоянно путали с метафорами, что не удивительно: в каком-то смысле они похожи: во всех трех тропах присутствует переносный смысл описываемого поэтическим языком объекта, во всех тропах есть элемент выявления сходства чего-то с чем-то.
Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление разных явлений с помощью использования переносного значения слов, где то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором, но не сравнивается с ним напрямую (то есть без использования конструкции предложения, содержащей «как», «подобно», «словно»).
Как, например, в хрестоматийном стихотворении И.С. Никитина:
«Звёзды меркнут и гаснут, в ОГНЕ ОБЛАКА, белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, ПО КУДРЯМ ЛОЗНЯКА от зари алый СВЕТ РАЗЛИВАЕТСЯ».
Давайте понаблюдаем, как наши великие поэты использовали метафоры в своих стихотворениях.
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И ХОР СВЕТИЛ, живой и дружный,
КРУГОМ РАСКИНУВШИСЬ, ДРОЖАЛ.
ЗЕМЛЯ, как смутный сон немая,
Безвестно УНОСИЛАСЬ ПРОЧЬ,
И я, как первый житель рая,
Один В ЛИЦО УВИДЕЛ НОЧЬ.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я ВЗОРОМ МЕРИЛ ГЛУБИНУ,
В КОТОРОЙ с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее ТОНУ.
И вновь, СВЕРКНУВ ИЗ ЧАШИ ВИННОЙ,
Ты ПОСЕЛИЛА В СЕРДЦЕ СТРАХ
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я ОПРОКИНУТ В ТЕМНЫХ СТРУЯХ
И вновь ВДЫХАЮ, не любя,
ЗАБЫТЫЙ СОН о поцелуях,
О СНЕЖНЫХ ВЬЮГАХ ВКРУГ ТЕБЯ.
И ты смеешься дивным смехом,
ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ ЗОЛОТОЙ,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, ГЛЯДЯСЬ В ЖИВЫЕ СТРУИ,
НЕ УВИДАТЬ СЕБЯ В ВЕНЦЕ?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
И, наконец, примеры использования метафор в революционной поэзии Маяковского.
Маяковский определил метафору как «перемену взгляда на взаимоотношение всех вещей». Он вошел в литературу в такое время, когда революция происходила не только в обществе, но и в искусстве, шли поиски нового поэтического языка. Отсюда обилие необычных метафор в его поэзии.
«Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты».
Маяковский был не только поэтом, но и художником, поэтому в его творчестве слово было часто неразделимо связано с рисунком.
Интересны и метафоры, связанные с редкими у Маяковского изображениями природы. Они нарочно снижены, так как сотворенное человеком для Маяковского всегда важнее, чем воспеваемая в поэтической традиции природа: «За солнцем улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна» или: «Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе».
Про улицу в поэме «Облако в штанах» говорится:
«Улица корчится безъязыкая
Улица муку молча перла.
Крик торчком стоял из глотки.
Топорщились, застряв поперек горла,
Пухлые такси и костлявые пролетки.
Грудь испешеходили.
Чахотки площе».
Как улица уподобляется человеку, так и человек (в частности, сам Маяковский) уподобляется улице:
« По мостовой
моей души изъезженной
шаги помешанных
вьют жестких фраз пяты».
Прием оживления применяется не только к улице, к городу, но еще и к абстрактным понятиям, а иногда к выражениям. Часто оживляется слово и мысль: «мыслишки звякают лбенками медненькими»; крик: «шевелит ногами непрожеванный крик».
В теме любви сквозными метафорами являются пожар («пожар сердца»), медведь («шкурой ревности медведь лежит когтист»). Именно в этой теме особенно четко виден вселенский масштаб некоторых метафор Маяковского:
Млечный путь перекинув виселицей,
возьми и вздерни меня, преступника».
(«Флейта-позвоночник»)
В этой метафоре переплетаются образ космоса и представление о любви как о небесной каре. Такого рода сопоставление не ново в поэтической традиции, как, впрочем, и основы некоторых других метафор Маяковского, но у него метафора доведена до предела и поэтому особенно яркая.
Что такое метафора и как её использовать в текстах
Добрый день, друзья-читатели и сочинители!
С вами Елена Никитина, и сегодня на повестке дня метафора. Поговорим о том, что это такое, как ее обнаружить в тексте и для чего используется этот художественный прием.
Пишущая публика сталкивается с необходимостью сделать свое творчество более привлекательным. Для этого применяются различные средства выразительности, или тропы.
Тропы (от древнегреческого τρόπος — оборот) — фразы, употребленные в переносном значении (объект описания наделяется свойством другого объекта). Они используются для создания художественной образности.
Основными тропами считаются метафора и метонимия. Кроме этого, существует аллегория, иносказание, эпитет, синекдоха, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, ирония, катахреза.
Первые три из них многие ученые склонны рассматривать как частные случаи нашего предмета рассмотрения. Теперь о том, что означает слово «метафора».
Значение термина
Впервые данное обозначение предложил Аристотель, сформулировавший следующее определение.
Метафора — это несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии.
Но ученый понимал метафору очень широко, включая в нее метонимию. С течением времени лингвисты сузили значение понятия, добавив, что перенос значения основан на подобии.
Таким образом, мы понимаем метафору как троп, описывающий один предмет при помощи названия или признаков другого, схожего. Говоря кратко, уподобление по сходству.
Вот пример с объяснением:
Гуляет ветреный кистень
По золотому войску нив… (В. Хлебников)
Колосья сравниваются с войском, а сила ветра – с кистенем, т. е. природные объекты уподобляются объектам человеческого мира и рукотворным предметам.
Этот троп соединяет несоединимое по признаку цвета, объема, формы, фактуры, назначения предметов, а также вызываемых ими ощущений и ассоциаций:
Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт)
В самом деле, стихии огня и воды достаточно далеко отстоят друг от друга — их сводит воедино только уникальная авторская метафора. В обычной речи мы сказали бы: в плеске прибоя.
Метафора «в чистом виде» не называет сравниваемый объект, но он легко восстанавливается из контекста, как показано выше. Иногда (в данном случае — чтобы показать нарастание тактильных ощущений персонажа) ей предшествует сравнение — его легко можно обнаружить по союзам как, словно, будто и др.
Вдруг, неожиданно для себя, обернулся Барыба и, стиснув челюсти, запустил глубоко руки в мягкое что-то, как тесто (сравнение).
– Ах ты етакой, а? Да ты что ж это, вон что, а? Ну, так уж и быть, для тебя согрешу, для сиротинки.
Потонул Барыба в жарком и сладком тесте (метафора). (Е. Замятин)
Тестом называется тело грузной купчихи Чеботарихи, о чем несложно догадаться, читая отрывок.
Классификация
На самом деле, существуют разные виды метафор, и образная – та самая, о которой ведем речь, – лишь кусочек пирога. Но зато самый лакомый.
Образ – это отражение внешнего мира в нашем сознании. В сознании поэтов он отображается несколько иначе – потому-то мы не перестаем удивляться яркости, неожиданности их метафор:
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. (Б. Пастернак)
Чем более удалены друг от друга, не похожи между собой предметы, сопоставленные в метафоре, тем более сочной и запоминающейся она получается.
Образ здесь может вмещаться в слово, выражаться словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством (смысловым отрывком текста, состоящим из одного или нескольких абзацев, скрепленных общей темой), распространяться на главу или даже разворачиваться в пределах большого произведения (как, например, представление людей как марионеток в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»).
Вот тут мы подходим к видам метафор.
По восприятию выразительности выделяют резкую (живую: крылья огня) и стертую (забытую, неосознаваемую: ножка стула) метафору. К последней близка метафора в виде формулы – она представляет собой застывшее выражение: книга жизни, чаша бытия.
В отдельный вид (и это уже по объему) просится развернутая метафора, которая охватывает весь фрагмент речи, как в стихотворении:
Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя,
И волна, проблистав белизной в вышине,
Точно конь, распаленный от бега и боя,
В напряженье предсмертном домчалась ко мне.
И за нею другие, как белые кони,
Разметав свои гривы, несутся, бегут,
Замирают от ужаса дикой погони,
И себя торопливостью жадною жгут.
Опрокинулись, вспыхнули, вправо и влево,-
И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней,
На песке умирают в дрожании гнева
Языки обессиленных белых огней. (К. Бальмонт)
Реализованная метафора используется для создания комической ситуации, часто представляет собой понимаемый буквально фразеологизм:
Счастье выпало большое,
Молодежь свое возьмет,
Прихватив еще чужое. (Е. Запяткин, творящий под псевдонимом ЗЕВС)
Или вот еще: Ушел в себя, вернусь не скоро.
Функции
Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?
Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.
Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.
Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).
Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
История метафоры
Если углубляться в историю языка, все наши переносные и вторые словарные значения, такие как ручка двери и горлышко бутылки в прошлом были метафорами. Первый произнесший их художник слова, как и его слушатели, осознавал образность фразы. И настолько всем она понравилась, что прочно закрепилась в языке и утвердилась в качестве единственно возможного варианта наименования предмета.
Более того, так образовывалось едва ли не каждое привычное нам слово. Так, выдающийся ученый А. А. Потебня приводит в пример слово окно: когда-то оно образовалось от слова око, т. е. в поэтическом представлении наших предков связывалось с очами дома.
Именно это метафорическое представление о слове (названное Потебней внутренней формой) и закрепилось в русском языке (а также в чешском, польском, словенском, словацком), в отличие, например, от английского window, образованного от wind (ветер). Кстати, в родственном нам болгарском окно звучит как прозорец, что тоже передает идею взгляда.
И сейчас, как во все времена, метафора принимает живое участие в творении повседневной речи, а вместе с ней – и реальности. Ибо, как сказал В. Гумбольдт, мы воспринимаем мир не иначе как сквозь призму языка, на котором говорим. Да-да, язык не только выражает, но и формирует наши понятия. Кому интересно подробнее, почитайте в интернете о языковой картине мира этноса.
Возвращаясь к теме, напомню, что наименования таких знакомых предметов, как компьютерная мышь и значка @ (собака) – тоже метафоры, только стертые, неосознаваемые как образные выражения. Тем более, поэтичность совсем забудется, когда проводные мышки окончательно исчезнут из употребления.
В разные времена метафора может осознаваться по-разному. Может утрачивать, а может приобретать выразительность.
Так, в повторяющейся строчке из гомеровской «Одиссеи»:
Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос… (Перевод В. Жуковского)
для нашего восприятия заря в образе молодой девушки и солнечные лучи в виде ее пальцев определенно метафоричны. Но для древних греков все было иначе. Их божества вначале отождествлялись с природными стихиями, а затем стали антропоморфны (приняли человеческий облик). И эллины верили, что каждое утро сама богиня Эос показывается над горизонтом, а тонкие розовые облачка – ее персты.
Сфера применения
Метафора — главный из тропов, т. к. она рождает яркие, интересные, неожиданные образы.
Перенос значения глубже и тоньше передает чувства, эмоции, ощущения героя (иногда равного автору), а потому широко используется в литературе и публицистике.
Однако не стоит думать, что этими сферами ее употребление ограничено. Человеку свойственна потребность в образности – недаром ей богато украшены народные пословицы и поговорки:
Неизменным успехом у слушателей пользуются рассказчики, уснащающие свою речь различными тропами. Следовательно, в разговорной речи без них не обойтись. Метафора проникает даже в жаргон: получить по тыкве.
В ораторском искусстве для влияния на аудиторию этот прием незаменим. Что уж говорить о рекламе!
Чем ярче образ товара, тем сильнее он воздействует на потребителя. В рекламе важно задействовать именно чувственное восприятие целевой аудитории, что и достигается при помощи данного тропа.
К примеру, слоган — Тамада грузинских вин, придуманный для вина фирмы “Тамада”, создает богатый ассоциативный ряд с щедрым застольем, весельем, знаменитым грузинским гостеприимством, широтой души и т. д., попутно метафорически представляя названную марку как главаря пиршества.
Способ обнаружения
Если возникает вопрос, как найти метафору в тексте, можно поступить следующим образом:
Бывает, сразу обращает на себя внимание яркий образ, упоминаемый неоднократно. Это развернутая метафора. Как правило, ее видно сразу, потому что она раскрывается с новых сторон во многих фрагментах произведения, как в примере про море (несколько раз упоминается слово конь, упоминаются конские гривы, глаголы, означающие свойственные лошадям быстрые движения и т. д.)
Чтобы убедиться в своей правоте, попытайтесь представить образ буквально (войска золотого цвета, стоящего в поле и разметаемого кистенем, в реальности не существует). Если в реальности предметы не состыковываются между собой, перед вами переносное употребление. Окончательно проверить себя можно по толковому словарю.
Так, клавишей стая — это, как минимум, октава, как максимум — все клавиши фортепиано. Здесь в переносном значении употреблено слово стая, т. к. клавиши уподобляются птицам (а само стихотворение описывает игру на фортепиано), но никак не наоборот.
Пригоршнями водяных горошин
Плещет черноморская
Волна. (С. Есенин)
С горошинами сравниваются брызги, но они не упоминаются в тексте.
Тогда как в другом отрывке этого же стихотворения мы видим сравнение:
Как лампы с абажуром,
Светятся медузы из воды…
Это тоже разновидность метафоры, но ее принято классифицировать отдельно.
Если по цвету, форме, объему, издаваемому звуку, тактильным ощущениям — это сходство. Перед нами метафора. Если по отношениям: материал — предмет, из него изготовленный (она блистала каменьями, т. е. украшениями из камня), действие — орудие действия (все решит меч, т. е. битва) и пр., это отношения смежности. Перед нами метонимия.
Повседневная польза
Метафора существует не только на страницах книг. Она живет в воображении своего создателя. Чем более развито воображение, тем более метафорично мыслит и живет человек. Зачастую такой способ мировосприятия помогает творить не только художественные произведения, но и собственную реальность. Как минимум – формировать отношение к окружающей действительности.
Помню, в студенческие годы мне было проще переносить различные неурядицы, осознавая свою жизнь как кино. Что характерно, такая ассоциация у меня присутствовала и в детстве (под влиянием модных «мыльных опер»), только не совсем отчетливо понималась.
Рожденный примерно на втором курсе «манифест актрисы», неоднократно вспоминаемый впоследствии, помогал мне справляться с разными стрессами:
Моя жизнь — как кадры кинофильма,
Как еще не снятый сериал.
Непонятно только, кто всесильный
Для меня сценарий написал.
Я снимаюсь только в главной роли –
Иногда, к несчастью, не в своей –
В окруженье множества героев
И эпизодических ролей…
Метафоры стимулируют правое полушарие, отвечающее за образное восприятие. Емкий образ вызывает в сознании чувственно воспринимаемые ассоциации. Это не только способствует творческому развитию, но и помогает решить трудные логические задачи. Так наши предки соорудили сложные технические механизмы, наблюдая за строением животных и птиц. Используя метафоры и аналогии, мы порой неожиданно для себя находим выход из ситуации.
Это выразительное средство помогает погрузить человека в транс и наладить общение с ним. Не случайно на метафорах основаны различные магические тексты, например, заговоры:
Месяц в небе, солнце в дубе, червяк в зубе. Аминь, аминь, аминь.
В межличностном общении использование пословиц, поговорок (не без участия данного тропа) помогает выразить свою мысль твердо, не обижая собеседника:
На уроках литературы подмечается, как троп раскрывает внутренний мир автора:
Ах, как птицы поют – так в неволе не спеть.
Это сладкое слово «свобода»!
Соловьи, соловьи, я б хотел умереть
Под акафист подобного рода! (Иеромонах Роман (Матюшин))
В одном емком слове акафист (радостная хвалебная песнь в честь святых) и мировосприятие, и жизненный путь поэта-монаха.
Но ведь люди пользуются метафорами и в обычной жизни. Наблюдение за излюбленными выражениями собеседника, пусть не его собственными, позволяет сделать выводы о его характере, темпераменте, ценностях, кругозоре.
Так, использование «военных» терминов (победа, поражение, атака, наступление): мама меня атакует, я сегодня победил математичку – получил «пятерку». – и т. д. говорит о важности физической и моральной силы для человека.
Изучив речевое поведение собеседника (т. е. его частые выражения, темп и характер высказываний (конструкцию предложений, их объем)), мы можем немного подстроиться под него для облегчения диалога. Мне помогало в работе с умственно отсталыми детьми.
Не случайно метафоры используются в притчах, помогая создать сильные, понятные и запоминающиеся образы, и в детских жанрах фольклора – для развития образного мышления малышей.
Кузница метафор
Как мы видим, повседневная человеческая деятельность без метафор не обходится. Еще важнее правильно использовать этот троп в словесном творчестве, чтобы научиться писать красиво. Любители чтения, а тем паче сочинения, согласятся, что пара-тройка емких фраз освежает, ободряет текст, добавляет ему привлекательности.
Как же сотворить яркие метафоры, украшающие тексты?
По словам А. А. Потебни, «искусство есть деятельность», т. е. поэзия не отображает готовые, а творит новые идеи. Поэтому сложно специально сочинять метафору. Невозможно метафорой отразить существующее – его надо заново выдумать.
Нет, разумеется, описывая море, мы не выдумываем его – оно прекрасно существовало и до нас – мы просто каждый раз придумываем новый его образ. Уверена, для многих бальмонтовское сопоставление прибоя с пожаром, приведенное выше, было весьма неожиданным. Для меня – точно.
Как и в любом творчестве, нужен источник вдохновения. Это не только сама окружающая действительность, но и ее описание классиками и современниками. Больше читайте интересных текстов – и рука сама потянется сотворить нечто не хуже.
Очень хорошо, если вдохновляющее творчество будет разноплановым. Потому что восточная цветистость речи (Он свернул ковер нетерпения и уложил его в сундук ожидания. Л. Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине) – это одно, есенинская природная образность – совсем другое, а выразительность современных авторов – третье. Механизм мышления, традиции и, следовательно, результат отличаются.
Из современников меня очень вдохновляет (как удобно, что далеко ходить не надо!) творчество моей бывшей одногруппницы Ольги Юрьевой.
Пусть это (пока еще) не признанный автор, но пожелаем ей успеха. А вообще учиться можно не только у великих. Многие художники создают шедевры по мотивам творчества своих детей.
Читая понравившийся текст, задумывайтесь над тем, как создана метафора. С чем сравнивается предмет? А с чем бы сравнили его вы? Попробуйте записать на листочке несколько ассоциаций. Впоследствии к списку можно вернуться, чтобы дополнить его или почерпнуть идею.
Если вам повезло найти творческое общество (хотя бы в лице одного друга), устройте мозговой штурм. Это помогает хорошо. Мои воспитанники из интерната в игре в ассоциации выдавали мне замечательные результаты.
Если собственно метафоры, т. е. скрытые сравнения, даются не очень легко, попробуйте придумать побольше «обычных» сравнений и трансформировать их в метафоры.
Возможно, поначалу ничего, на ваш взгляд, оригинального не получится. Как говорится, терпенье и труд все перетрут.
Все же, творя образ, достойный включения в текст, не забывайте, что до вас его могли сотворить другие. Очень часто в нашей поэзии глаза сравниваются с озерами:
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут… (С. Есенин)
Как озера, глаза твои синие…
В тех озерах — такая синь!
Горизонта теряется линия
В запределье хрустальных глубин. (Динислам Алтынгузин, современный поэт из Башкортостана)
И по запросу Яндекса найдется немало поэтических сопоставлений.
Есть даже рекомендации по составлению комплимента с этой метафорой.
Поэтому, как бы ни манила неисчерпаемая бездонность озерного образа, попробуйте переключиться на другие варианты:
Безнадежные карие вишни… (А. Вознесенский)
Или так: эти глаза напротив — калейдоскоп огней… (Т. Сашко)
Кстати, интересно, какие ассоциации с глазами родятся у вас. Делитесь в комментариях!
В заключение – замечательное метафорическое пожелание всем творящим:
Учись, художник, у него,-
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой. (К. Бальмонт)