Что такое мета навыки

Метанавыки: что это такое и зачем их учить?

Авторизуйтесь

Метанавыки: что это такое и зачем их учить?

В последнее время все говорят о метанавыках. При этом до сих пор не ясно, какое у них определение и в чём польза. Мы поговорили с экспертами и выяснили, что такое метанавыки и на какие стоит обратить внимание. А также узнали чем они отличаются от всего, что мы тренировали раньше.

Что такое метанавыки?

Что такое мета навыки. Смотреть фото Что такое мета навыки. Смотреть картинку Что такое мета навыки. Картинка про Что такое мета навыки. Фото Что такое мета навыки

Руководитель отдела разработки и product owner платформы для эффективного онлайн-взаимодействия Granatum.

Впервые термин «метанавыки» сформулировала американский психотерапевт, доктор психологии Эми Минделл, обозначив их как «умения духа». Они являются основополагающими. По сути, это то, что раньше люди воспринимали как черты характера и не видели возможности изменить. Сейчас метанавыки стали инструментом для работы с нашим характером и духом. Фактически этот термин помогает логически выстроить иерархию навыков современного специалиста: hard, soft, meta.

Что такое мета навыки. Смотреть фото Что такое мета навыки. Смотреть картинку Что такое мета навыки. Картинка про Что такое мета навыки. Фото Что такое мета навыки

Специалист по отбору и развитию персонала, основатель карьерных онлайн-сервисов TestOnJob.ru и MyResume.ru

Существование метанавыков – спорный момент. Впервые о них заговорили в 70-х годах прошлого века. Но до сих пор нет ни научной теории их формирования, ни чёткой классификации. В моём понимании, метанавык – это то, как мы живём, как взаимодействуем с миром, насколько осознанно принимаем решения и реагируем на внешние раздражители.

Раньше метанавыки относили к врождённым компетенциям. Сейчас всё больше идут разговоры о том, что их можно сформировать в любом возрасте. И взрослый человек способен научиться выстраивать образовательный путь, отслеживать прогресс в обучении, управлять мышлением.

Что входит в метанавыки?

Что такое мета навыки. Смотреть фото Что такое мета навыки. Смотреть картинку Что такое мета навыки. Картинка про Что такое мета навыки. Фото Что такое мета навыки

Руководитель отдела разработки и product owner платформы для эффективного онлайн-взаимодействия Granatum.

Осознанность: способность осознавать свои действия, мысли, чувства и не жить на автопилоте. Благодаря осознанности человек начинает понимать, что окружающий мир — это результат его действий, что каждую секунду человек выбирает свой путь, совершая те или иные поступки, принимая или не принимая то или иное решение. Овладев этим навыком, нам проще развивать ответственность и другие soft skills.

Планирование не в плане ежедневной рутины, а как способность человека стратегически видеть свою жизнь: составлять глобальный план, правильно рассчитывать ресурсы, анализировать происходящее и корректировать действия.

Личная продуктивность объединяет два предыдущих навыка и позволяет человеку в определённый момент осознанно концентрироваться на приоритизации — решении задачи, выборе лучшего способа и планировании своих действий на перспективу. Это очень важный навык в современном мире. Мы тонем в изобилии информации, задач и дел. А с развитием цивилизации этот поток увеличивается в геометрической прогрессии. И только личная продуктивность позволяет нам не утонуть в нём.

Навыки «4К», которые часто относят к soft skills: креативное и критическое мышление, коммуникация и коллаборация. В их основе лежат именно метанавыки, которые формируют дух и сознание человека. Они позволяют воспринимать всё происходящее сквозь призму этих «4К» — например, не просто создавать новый продукт с применением фреймворков критического мышления, а выстраивать всю свою жизнь в ключе такого мышления.

Постоянное развитие (обучаемость и адаптивность) и проактивность очень важны в контексте постоянной гонки за hard skills, так как позволяют смотреть на мир с позиции первооткрывателя и изобретателя, раздвигая границы уже обретённых навыков. Человек сам выбирает, что произойдёт в его жизни дальше, и у каждого выбора есть свои плюсы и минусы.

Следствием навыков из предыдущего пункта становится отсутствие боязни совершить ошибку. Жизнь — это удивительное приключение, где нет правильных ответов, а есть лишь возможность действовать и делать то, чего никто до тебя не пробовал.

В чём разница между метанавыками и soft skills?

Что такое мета навыки. Смотреть фото Что такое мета навыки. Смотреть картинку Что такое мета навыки. Картинка про Что такое мета навыки. Фото Что такое мета навыки

Руководитель отдела разработки и product owner платформы для эффективного онлайн-взаимодействия Granatum.

Soft skills — это более узкие и конкретные навыки, которые многократным повторением можно довести до автоматизма и не задумываться при их использовании в дальнейшем. Например, целеполагание, умение презентовать, командная работа — это soft skills. Прокачивать их можно при помощи конкретных фреймворков и инструментов, по которым, как по шаблонам, можно действовать в той или иной ситуации.

Метанавыки лежат намного глубже и не видны сразу, но именно они — ключевые и определяющие. Люди, достигнувшие определённых успехов, покорившие те или иные вершины, обладают сильно развитыми метанавыками в одной или нескольких важных для себя областях.

Чем отличается тренировка метанавыков от тренировки soft skills?

Что такое мета навыки. Смотреть фото Что такое мета навыки. Смотреть картинку Что такое мета навыки. Картинка про Что такое мета навыки. Фото Что такое мета навыки

Специалист по отбору и развитию персонала, основатель карьерных онлайн-сервисов TestOnJob.ru и MyResume.ru

После пандемии поднялась волна хайпа на эту тему. Маркетологи активировались и стали предлагать прокачать силу воли или научить учиться всего за неделю. Но надо понимать, эти предложения — рекламный ход, не более. Первый вопрос, который у вас должен возникнуть: как я пойму, что у меня прокачался метанавык? Есть ли какие-то маркеры, которые позволят оценить уровень его развития.

Soft skills можно прокачать на краткосрочных курсах. И на практике мы видим результат от тренировки, хотя оцифровать его тоже сложно. Развитие метанавыков — постоянная работа. Это то, что нельзя прокачать напрямую, как, например, лидерство или управление временем. Метанавыки развиваются в деятельности, при этом есть ряд нюансов:

Что такое мета навыки. Смотреть фото Что такое мета навыки. Смотреть картинку Что такое мета навыки. Картинка про Что такое мета навыки. Фото Что такое мета навыки

Руководитель отдела разработки и product owner платформы для эффективного онлайн-взаимодействия Granatum.

Отличие в тренировке метанавыков от тренировки soft skills состоит в том, что первые мы применяем на практике буквально каждую минуту в своей повседневной жизни. Чтобы понять в деталях, как с этим работать, стоит сходить на обучение по метанавыкам нужной компетенции. Но чтобы освоить их и развить, нужно всего лишь постоянно обращать внимание на них в повседневных ситуациях. Это 100% lifelong learning. Начинайте с малого, хвалите себя за небольшие шаги к осознанности и не останавливайтесь на достигнутом.

Источник

Мета-навыки для жизни и бизнеса

Что такое мета навыки. Смотреть фото Что такое мета навыки. Смотреть картинку Что такое мета навыки. Картинка про Что такое мета навыки. Фото Что такое мета навыки

Что такое мета навыки. Смотреть фото Что такое мета навыки. Смотреть картинку Что такое мета навыки. Картинка про Что такое мета навыки. Фото Что такое мета навыки

Каждый из нас рано или поздно столкнётся с двумя проблемами.

Первая, психологическая — неопределённость, напряжение и стресс, вызванные отставанием внутренних изменений (знаний, навыков и личностных качеств) от внешних изменений (технологий, трендов, запросов общества и бизнеса).

И, в связи с этим, вторая, методологическая проблема — какие навыки нужны в первую очередь и как организовать эффективный процесс самообучения?

Как эти проблемы решаются сейчас? Пару примеров.

Во многих крупных компаниях сверхнагрузка на психику (информационное давление, принятие решений, неопределенность и др.), вызванная рабочими процессами, привела к необходимости введения «разгрузочных» и «перезагрузочных» медитативных программ. В частности, в Google уже более 6 лет успешно применяются mindfulness программы.

Перекос в развитии рационально-логических и технических навыков в бизнесе в последнее время начали компенсировать развитием эмоционального интеллекта. Считается, что EQ позволяет более эффективно достигать жизненные и деловые цели.

В образовательной сфере появился новый тренд — lifelong learning — непрерывное самомотивированное обучение на протяжении всей жизни…

Несмотря на наличие разнообразной информации об этих «особых» навыках и компетенциях, до сих пор нет единой структуры их взаимосвязей и последовательности формирования. Поэтому непонятно — с каких именно навыков начинать обучение, чтобы процесс был эффективен, а конечный результат успешен.

Также до конца не ясно, какую роль такие навыки играют в личном, профессиональном развитии и повседневной жизни.

Все эти вопросы привели меня к созданию нового подхода и новых технологии обучения и развития. В данной статье мы разберём получившуюся карту-схему мета-навыков, которые необходимы каждому из нас.

Что такое мета навыки. Смотреть фото Что такое мета навыки. Смотреть картинку Что такое мета навыки. Картинка про Что такое мета навыки. Фото Что такое мета навыки

Что такое мета-навыки?

Буквально, это значит — навыки, «выходящие за пределы». Исходя из этого, можно выделить 2 типа таких навыков.

Первый — это навыки, выходящие за пределы какой-либо определённой деятельности, а, точнее, навыки, которые связаны практически со всеми возможными видами деятельности. К таким навыкам обычно относят надпрофессиональные, межпредметные или soft skills — «мягкие» навыки. Для удобства будем называть этот тип навыков «мягкими».

Ко второму типу относятся навыки, которые требуют выхода за пределы наших «автоматизмов»: привычного видения, восприятия, мышления и т.д. Для этого нам нужно «сделать шаг назад» и войти в мета-позицию, из которой мы можем ясно увидеть и дать себе отчёт о происходящих процессах внутри нас или с нами.

Некоторые из этих навыков называют метакогнитивными или метапознавательными. В целом этот тип навыков можно было бы обозначить как метапозиционные, но для удобства будем называть их «тонкими», т.е. едва уловимыми и требующими «ювелирного» подхода.

«Тонкие» навыки

В основе «тонких» навыков лежит навык, имеющий множество названий: осознанность, самосознание, присутствие, пребывание в «здесь и сейчас»… Конечно же есть нюансы и различия, но суть одна — это та самая внутренняя мета-позиция «наблюдателя» или «я есть», из которой включаются «тонкие» навыки.

Навык осознанности одновременно самый простой и самый сложный для освоения. Чтобы осознать себя достаточно мгновения, а чтобы научиться пребывать в постоянной осознанности может не хватить и всей жизни…

Следующий навык — это управление вниманием. Значимость данного навыка очевидна — «мы становимся тем, на что направлено наше внимание». Внимание задействовано во всех процессах нашей жизнедеятельности. Все мы используем внимание других и все мы, время от времени, оказываемся жертвами «бесхозности» своего внимания.

Актуальность данного навыка будет повышаться с ростом информационной нагрузки. От того, как мы распорядимся ресурсами своего внимания, будет также зависеть развитие всех последующих навыков. Подробнее о внимании здесь.

Осознанность и управление вниманием — два ключевых мета-навыка, которые дают нам возможность понять то, что важно и нужно изменить в своей жизни и запустить процесс этих изменений.

Следующая большая группа «тонких» навыков известна как метакогнитивные навыки. К этим ментальным мета-навыкам относятся навыки исследования и коррекции своих собственных процессов восприятия, мышления, принятия решения, обучения и др.

Эти навыки позволяют нам научиться управлять своим восприятием, чтобы видеть себя и окружающий мир более точно и адекватно. А также замечать и корректировать когнитивные искажения и ошибки, непродуктивные траектории нашего мышления, разрушительные и тормозящие мысли.

В результате, мы можем находить более подходящие для себя способы принятия решения, обработки информации, самообучения и др.

Только благодаря метакогнитиным навыкам мы можем сформировать новые для себя способы мышления — критическое, творческое, нелинейного, системное, целостное и др.

Сейчас эти ментальные навыки на пике популярности за счёт активного развития наук о мозге и мышлении человека. Но далеко не всё решается «из ума».

К счастью, у нас есть и другие «инструменты». По аналогии с метакогнитивными назовём их метасенсорными. В основе этой группы навыков лежат наши чувства и ощущения.

Навык чтения — это когнитивный навык. Метакогнитивный — отслеживать ясность своего восприятия текста или степень понимания материала.

Способность смотреть — сенсорный навык. Метасенсорный — способность замечать «нечто» в привычном или чувствовать происходящее вокруг.

К метасенсорным «чувственным» навыкам относится интуиция, чувства эмпатии и «первого впечатления», меры и баланса, принятия и удовлетворения, актуальности момента и действия, пространства, времени и т.д.

К сожалению, тема «чувственных» навыков «не раскрыта» в нашей культуре. Это «красноречиво» подтверждается скудностью языка описания нашего чувственного опыта.

А ведь именно чувственные переживания часто содержат решения сложных и запутанных личных и деловых проблем, с которыми наш ум не в состоянии совладать.

По аналогии с «чувственными», можно выделить также группу «ощущательных» навыков. Более научные термины не охватывают весь спектр действия этих мета-навыков, ведь здесь мы сталкиваемся с ещё менее развитым языком описания.

Возможно, поэтому мы часто путаем понятия чувства и ощущения и используем эти слова как синонимы. В английском так вообще всё «просто», одно слово — «sense». И, действительно, не всегда можно отделить одно от другого. Тем не менее, ощущения больше связаны с физическим телом.

К «ощущательным» мета-навыкам относятся способности ощущать нюансы положения и движения тела, а также степень приложения усилия. Благодаря этим навыкам мы можем улучшать осанку, подвижность, координацию и прочие двигательные характеристики нашего тела.

«Ощущательные» навыки лежат в основе сложных двигательных навыков и систем: боевые искусства, хатха-йога, тайцзи-цюань и т.д. Управление внутренним движением (дыханием, энергией) также можно отнести к данной группе навыков.

Тело даёт нам ценную информацию не только о своём физическом состоянии, но и о внутренних психических процессах, и о влиянии на нас ближайшего окружения.

Всё это имеет отражение в наших внутренних телесных напряжениях. Поэтому отслеживание напряжений, выявление их «значения» и создание условий для расслабления — наиболее важные из «ощущательных» навыков.

Навык управления эмоциями — это комплексный навык, который включает в себя «ощущательные», «чувственные» и ментальные составляющие. Чаще всего, эмоция — это наша реакция на «столкновение» наших убеждений и представлений о мире с реальными проявлениями мира.

К «чувственным» навыкам будет относиться оперативное выявление и принятие эмоции. Нахождение и устранение неадекватного убеждения, которое послужило основанием для эмоции — метакогнитивные навыки. «Ощущательные» навыки необходимы для работы с последствиями эмоций, которые «складируются» в нашем теле в виде хронических напряжений.

Что происходит, если не мы, а эмоции управляют нами? Тогда нашими «близкими друзьями» становятся частые и сильные спады настроения, стрессы, усталость и эмоциональное выгорание. Согласно восточным системам оздоровления, именно эмоции «незаметно» приводят к функциональным нарушениям работы органов и систем организма.

Когда мы следуем своим тонким ощущениям и чувствам, отслеживаем разрушительные убеждения, управляем эмоциями — тогда мы движемся к восстановлению, сохранению и улучшению своего здоровья.

И всё это выражается в комплексном навыке саморегуляции — управлении здоровьем, как умении поддерживать баланс и восстанавливать гармонию на всех уровнях нашего существа.

Здоровое состояние приводит к здравым намерениям и мотивациям. И здесь в силу вступает навык самомотивации. Именно этот навык отвечает за наши «движущие силы» и за способность находить «давление изнутри» вместо того, чтобы постоянно искать всё более изощрённые внешние импульсы и возбудители.

Навык самомотивации заключается в сознательном управлении своими ценностями, смыслами и интересом. Создавая или находя новые смыслы деятельности, мы всегда сможем найти полезное в «бесполезном» и интересное в «неинтересном». А наши истинные ценности будут задавать общее направление движения, не позволяя сбиться с пути.

“Тонкие” навыки дают возможность стать самому себе и доктором, и психологом, и тренером. А в месте — навыки самосознания, саморегуляции и самомотивации — создают основу и “центр управления” собой, своими действиями и своей жизнью.

«Мягкие» навыки

«Мягкие» навыки «обслуживают» практически все виды и процессы нашей деятельности. Эти навыки не всегда осознаются, поскольку не связаны с конкретной профессией и обычно формируются случайным образом.

Кому-то повезло с «мягкими» навыками, а кому-то не очень. Речь идёт о навыках принятия решений и самоорганизации, самообучения и саморазвития, а также коммуникативных навыках.

Навыки самоОрганизации включают в себя все процессы нашей деятельности от целеполагания до целедостижения.

Принятие решений и постановка целей с помощью рациональных моделей и схем — это «мягкие» навыки. А вот «подключение» нестандартного восприятия ситуации, предоставление «права голоса» своим чувствам и ощущениям — сфера действия «тонких» навыков.

Расстановка приоритетов, планирование и следование плану — это «мягкие» навыки. «Тонкими» навыками будут способности чувствовать внезапные изменения, следовать актуальности момента, включаться в «состояние потока», отходить от плана или даже полностью его отбрасывать, переходя в «режим спонтанности».

Способность удерживать внимание на задаче и не поддаваться внешним и внутренним отвлекающим раздражителям — это «мягкие» навыки. Способности мотивировать себя, отслеживать своё состояние и корректировать его в процессе работы — «тонкие».

К «мягким» навыкам обработки информацией относятся способности выявлять актуальность и достоверность информации, «переваривать», структурировать и организовывать её в форму, удобную для дальнейшего использования. К «тонким» навыкам — критичность восприятия, видение сути и контекста, высокая скорость обработки информации и т.д.

Вообще, наличие хоть какой-то системы самоорганизации автоматические идёт в зачёт «мягких» навыков. А вот выстраивание системы самоорганизации на основе природных законов (естественного ритма, спадов и подъёмов, синергии и др.) и своих индивидуальных особенностей (темперамент, психотип, социотип и др.) потребует «тонких» навыков.

Благодаря «тонким» навыкам мы можем улучшить свою самоорганизацию и, следовательно, достичь более высоких результатов в любой деятельности.

Навыки самоОбучения обеспечивают процесс преобразования информации и жизненного опыта в знания, умения и качества.

Главный навык самообучения — это навык формирования навыков. Владение технологиями и приёмами усвоения знаний, формирования навыков и их тренировок — это «мягкие» навыки. А «тонкие» — поддержание позитивного, восприимчивого состояния, интереса и желания учиться, а также использование особенностей своего восприятия и мышления для более эффективного обучения.

Очень важен навык выстраивания стратегии (само)обучения или образовательной траектории движения — что именно изучать, в какой последовательности, что полезно совмещать, а что нет.

Мета-навыки универсальны и безусловно полезны, поэтому их развитие — это вопрос последовательности освоения. А вот какие профессиональные знания приобретать — это вопрос выбора — что актуально прямо сейчас, а что может понадобиться через год…

К «мягким» навыкам самообучения относится и навык личностного развития. Необходимость и целесообразность такого развития выявляется с помощью «тонких» навыков самосознания и самоанализа. Это могут быть как отдельные личностные качества, так и целый комплекс качеств и умений, например, лидерские качества.

Самый сложный из навыков самообучения и саморазвития — это навык целостного развития — развитие не только личности, но и тела, энергии, сознания. По сути, действительное развитие может быть только целостным. Развивая отдельные «части» мы лишь приводим целостную «систему» в состояние дисбаланса.

Кстати, «тонкие» навыки как раз и «оперируют» телом, энергией и сознанием. Поэтому критерием целостного развития человека является баланс развития «тонких», «мягких» и профессиональных навыков.

Коммуникативные навыки направлены на установление контакта и взаимопонимания, выстраивание отношений и взаимодействия, а также управление другими.

«Мягкими» навыками установления контакта, например, будут навыки активного слушания и направление внимание на разные каналы восприятия и аспекты сообщения. А вот видение живого человека перед собой, а не манекена, чувствование того, что чувствует другой, — это уже относится к «тонким» навыкам.

К навыкам выстраивания отношений, например, можно отнести «мягкий» навык оказания поддержки партнёру своим вниманием и участием. «Тонкими» навыками будет поддержание интереса к партнёру, осознание и управление процессами энергообмена и т.д.

К «мягким» навыкам налаживания взаимодействия можно отнести навык стремления к сотрудничеству и взаимной выгоде, а не к компромиссу или личной победе любой ценой. «Тонким» навыком здесь будет «чувство локтя», слияние с партнёром в единое целое в процессе деятельности.

Именно «мягкие» и «тонкие» коммуникативные навыки, описанные выше, лежат в основе эмоционального интеллекта и нетворкинга.

И наконец, квинтэссенция «мягких» коммуникативных навыков — навыки управления. И чтобы не получилось как в «Женитьбе Фигаро» Ж.Б. Бомарше — «Ваше сиятельство, вы владеете здесь всем, только не самим собой», — управленцу просто необходимо владеть всеми перечисленными мета-навыками.

К примеру, в компании Unilever уже несколько лет проводится обязательный тренинг по сохранению ментального здоровья и стрессоустойчивости для руководителей. Благодаря этим навыкам они могут помочь и себе, и своей команде в случае необходимости.

Среди особых «тонких» навыков управления можно выделить способность воспринимать подчинённых как живой «организм» и создавать условия для его самоорганизации. Таким образом, достигая вершины управленческого искусства — «управления без управления».

Мета- и проф- навыки

Что такое мета навыки. Смотреть фото Что такое мета навыки. Смотреть картинку Что такое мета навыки. Картинка про Что такое мета навыки. Фото Что такое мета навыки

Как видим, «мягкие» навыки решают очень широкий круг над-профессиональных или, точнее, под-профессиональных задач. Без этих навыков совершенно невозможно обойтись в бизнесе, поэтому на том или ином уровне развития они должны присутствовать.

«Тонкие» навыки дополняют и существенно усиливают «мягкие». Кроме того, «тонкие» навыки раскрывают нюансы любой деятельности и, зачастую, могут полностью изменить деловую ситуацию.

Мета-навыки позволяют более эффективно формировать, развивать и применять профессиональные навыки. Также они позволяют избежать профессиональных деформаций и профессионального выгорания.

Более того, мета-навыки могут отчасти компенсировать недостатки или отсутствие профессионального навыка. Именно данный факт объясняет такие феномены, как «тот, кто хочет делает больше, чем тот, кто может» или «новичкам везёт».

Мета-навыки можно, и даже нужно, рассматривать в более широком контексте, чем профессия или бизнес. Это касается и спорта, и творчества, и всех прочих наших занятий и увлечений.

Многие мета-навыки выходят за пределы тех знаний и умений, которые требовались нам раньше, чтобы быть здоровыми, счастливыми и успешными. Мир меняется слишком быстро и потому жизненно важно не только идти «в ногу», но и, порой, действовать на опережение…

Мета-навыки — это джокеры в «колоде» наших жизненных навыков и умений. Иногда такой джокер случайно оказывается у нас на руках и внезапно… проясняется суть происходящего или разрешается сложная ситуация или реализуется наше намерение или же мы «ни с того, ни с сего» оказываемся в радостно-безмятежном состоянии…

Однако, чтобы эти способности и их эффекты стали управляемыми, нам необходимо осознать их как мета-навыки, которыми можно овладеть и намеренно развивать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *