Что такое месяц на небе для детей
Что заслоняет луну, заставляя ее становиться месяцем
Содержание статьи
Природа лунного света
Как известно, Луна не излучает свет, а лишь отражает его. И потому на небе всегда видна лишь та ее сторона, которая освещена Солнцем. Эту сторону называют дневной. Перемещаясь по небу запада на восток, Луна в продолжение месяца догоняет и перегоняет Солнце. Происходит изменение взаимного расположения Луны, Земли и Солнца. При этом солнечные лучи меняют угол падения на лунную поверхность и потому видимая с Земли часть Луны видоизменяется. Движение Луны по небу принято делить на фазы, напрямую связанные с ее видоизменением: новолуние, молодая луна, первая четверть, полнолуние и последняя четверть.
Наблюдения Луны
Луна — небесное тело сферической формы. Именно поэтому при ее частичном освещении солнечным светом сбоку возникает видимость «серпа». Кстати, по освещенной стороне Луны всегда можно определить, в какой стороне находится Солнце, даже если оно скрыто за горизонтом.
Длительность полной смены всех лунных фаз принято называть синодическим месяцем и составляет она от 29,25 до 29,83 земных солнечных суток. Продолжительность синодического месяца варьируется по причине эллиптичности формы лунной орбиты.
В новолуние диска Луны на ночном небе не видно абсолютно, поскольку она в это время расположена максимально близко к Солнцу и при этом обращена к Земле ночной стороной.
Далее следует фаза молодой луны. В этот период времени Луна впервые за синодический месяц становится видна на ночном небе в виде узкого серпа и наблюдать ее можно в сумерках за несколько минут до ее захода.
Следом идет первая четверть. Это фаза, при которой освещена ровно половина видимой ее части, как и в последней четверти. Разница заключается лишь в том, что в первой четверти доля освещенной части в этот момент увеличивается.
Полнолуние — это фаза, при которой лунный диск видно четко и полностью. Во время полнолуния в течение нескольких часов можно наблюдать так называемый эффект противостояния, при котором заметно возрастает яркость лунного диска, при этом размер его остается прежним. Это явление объясняется довольно просто: для земного наблюдателя в это момент исчезают все тени на поверхности Луны.
Выделяют еще фазы растущей, убывающей и старой луны. Все они характеризуются очень узким серпом Луны типичного для этих фаз серовато-пепельного цвета.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что, по сути, Луну ничего не заслоняет. Просто изменяется угол ее освещенности солнечными лучами.
Почему Луна превращается в месяц?
С самых древних времен ученые заглядывались на небо в поисках ответов на необъяснимые явления. Они записывали перемены в положении звезд, составляли календари по положениям Солнца и Луны. В безоблачную погоду наша планета никогда не выглядит одинокой. Днем светит солнце, ночью луна или месяц. Сначала он маленький, затем нарастает, меняет форму, и в одну прекрасную ночь мы видим на небе целую Луну. Если не замечать этих перемен, то может показаться, что существует два небесных тела – Луна и месяц. Но это совсем не так! Месяц – это форма Луны. Так почему же Луна превращается в месяц? Луна – это естественный спутник Земли. Она двигается вокруг нашей планеты по своему строго определенному пути. Земля, в свою очередь, вращается вокруг Солнца. Получается, что Луна, вместе с нашей планетой тоже вращается вокруг небесного светила, постоянно меняя свое положение относительно и Земли, и Солнца. Когда мы смотрим на Луну или месяц, всегда кажется, будто они светятся. Если бы это было так, светящегося серпа просто не существовало бы. Поднимая ночью глаза на небо, мы бы всегда видели светящееся небесное тело в форме диска. Но мы видим и Луну, и месяц разных форм. Все потому, что спутник Земли не имеет собственного света. Луна абсолютно темная и ее освещает Солнце. В зависимости от того, какую часть освещенной Луны мы видим, перед нашими глазами предстает либо одна из форм месяца, либо целая Луна. При этом выпуклая сторона месяца – освещенная часть Луны – указывает нам на положение Солнца. Таким образом, можно определить в какой стороне оно сейчас находится, даже если его не видно за горизонтом. В течение года Луна 12 раз появляется на небе в виде полного диска и 12 раз полностью убывает. Наблюдая за Луной, это заметили древние ученые, именно поэтому календарный год разделен на 12 месяцев. Движение темной Луны вокруг Земли, а Земли вокруг солнца и есть основная причина того, почему кажется, что мы видим на небе разные светила. На самом деле, у Земли один естественный спутник – это Луна, а месяц – ее узкая освещенная часть, видная землянам каждый месяц. После насыщенного дня в лунную ночь всегда приятно отдохнуть за просмотром захватывающего сериала, например, на сайте по сериалу «Во все тяжкие». Главный герой сериала учитель химии в средней школе, который пытается решить все свои проблемы. На сайте выложено 5 сезонов, за просмотром которых вы проведете не одну лунную ночь. Разница между луной и месяцемЕсли небо потемнело, на нем зажглись яркие звезды и показался рогатый месяц или круглощекая луна, значит, наступила ночь. И хотя все мы знаем, что луна и месяц – это, в сущности, одно и то же светило, интересно поразмыслить, а есть ли между данными понятиями какие-либо отличия, ведь называются же они по-разному. ОпределениеЛуна – спутник планеты Земля, который мы можем наблюдать на небе в темное время суток. Месяц – неполная луна. СравнениеГлавное отличие луны и месяца – в том, какими мы видим их при наблюдении с Земли. Луна представляет собой диск (если она неполная, то он неправильной формы), а месяц выглядит как серп. При этом даже дошкольники знают, что месяц – это один из ликов луны. Каждую ночь спутник Земли – Луна – меняет свой внешний вид, входя в определенную фазу. Почему так происходит? У Луны существует несколько фаз, которые зависят от освещенности ее Солнцем. Они с постоянной периодичностью сменяют друг друга в течение календарного месяца. Фазы Луны – это, по сути, те ракурсы, под которыми мы с Земли наблюдаем освещенную часть спутника нашей родной планеты. Солнце, Луна и Земля постоянно меняют свое расположение по отношению друг к другу. Сама Луна абсолютно темная, она не излучает свет (поэтому, хотя она и считается небесным светилом, это не совсем верное определение). Но ее озаряет Солнце, и если оно освещает Луну лишь частично, то мы можем наблюдать с Земли тот самый месяц, или серп Луны. Причем освещенная сторона Луны (выгнутая сторона месяца) всегда показывает нам, в какой стороне сейчас находится Солнце, даже если оно в этот момент скрыто за горизонтом. Фазы Луны называются новолунием (Луна не видна), неоменией (Луна выглядит как длинный узкий серп), первой четвертью (освещена половина Луны), полнолунием (видна вся Луна целиком), последней четвертью (когда освещена другая половина Луны). От новолуния до первой четверти ночной «фонарик» обычно именуют месяцем, потом – луной, пока в последней четверти она опять не превращается в месяц. Двенадцать раз за год Луна проходит все свои фазы. Поэтому и месяцев в календаре тоже двенадцать. В верованиях древних славян рогатый месяц символизировал мужское начало, а полная луна – женское. Считалось, что за один полный цикл ночное светило превращается из удалого парня-молодца в круглолицую девицу-луну, которая потом становится дряхлой старушкой. Затем всё повторялось вновь. Следует учитывать, что слово Луна, написанное с заглавной буквы, – это астрономический термин (название небесного тела), а слово месяц пишется строчными буквами и не является астрономическим термином. Что такое месяц на небе для детеймесяц серпиком,луна круглая,это не синонимы!а слово полумесяц вообще не воспринимаю названиями это один спутник земли когда то их было три луна Фатта,луна Леля,луна Месяц который сейчас есть луна_это полная,месяц-это половина,полумесяц-совсем кривой,как у мусульман на флаге,так? не знаю. луна круглая, месяц как серп, а полумесяц это половина круга))) наверное))) на пляже: молодой человек, уберите руку с груди. ЭТО Я НЕ ВАМ, ВЫ ОСТАВЬТЕ!! В зависимости от того,насколько земной шар перекрывает солнечные лучи. фразами и освещенной поверхностью луны которую можно увидеть с земли ну луна понятно,месяц например май,полумесяц две недели))))шутка периодами через 2 недели цыкла обращения вокруг своей оси Урок в 1 классе «Почему Луна бывает разной?» Ирина Бодриченко Предмет: Окружающий мир Класс: 1-А Тема: Почему Луна бывает разной? Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других. Развивающие: Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя. Оборудование:нетбуки для учащихся; ноутбук учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь. Ход урока1. Организационный момент. 2. Самоопределение к учебной деятельности. Сегодня вы будете не простые ученики 1 класса, а астрономы. -Кто такие астрономы? (Ученые, которые изучают расположение и движение небесных тел) -А при помощи чего астрономы наблюдают за планетами? (Телескопа, космического телескопа) Мы с вами можем наблюдать за звездами при помощи обычного телескопа. Поднимите руку, кто когда-нибудь смотрел в телескоп. А у ученых-астрономов существует специальный космический телескоп, который при помощи спутника передает данные на Землю. Для астрономов помощник в изучении планет-космический телескоп. -Какой у нас помощник на уроке? (учебник) Проверьте, у всех ли есть учебники на парте. 3. Актуализация знаний. Прежде, чем изучать что-то новое, что нам нужно сделать? (Повторить, то, что уже знаем) В этом нам поможем кроссворд, отгадав его, мы узнаем тему урока. А называется (Земля) 2. Не сидится высоко, Всех нас согревает. (Солнце) 3. Закончите предложение Звезда – это огромный пылающий (шар). – Молодцы! И сегодня мы поговорим о Луне. А именно, почему Луна бывает разной? Чтение стихотворения учащимся. Если очень постараться, Если очень захотеть, Можно на небо подняться И до солнца долететь. И всерьез, не понарошку, Познакомиться с Луной. Погулять по ней немножко И вернуться вновь домой! В конце урока мы поймем, можно ли на самом деле прогуляться по Луне. 4. Объяснение нового материала Был рогатым-круглым стал. Только круг, чудо круг Стал опять рогатым вдруг. (месяц) Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же? Сегодня на уроке мы узнаем, почему мы видим на небе то ЛУНУ, ТО МЕСЯЦ ДАВАЙТЕ ПРОЧИТАЕМ, КАКИЕ ЦЕЛИ УРОКА МЫ СТАВИМ. – Сегодня на уроке, ребята, мы • узнаем, что такое Луна. • узнаем, какую форму имеет Луна. • узнаем, почему Луна выглядит по-разному. • узнаем, как люди изучают Луну. – Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос – Галактика (учитель читает стихотворение) Планеты у Солнца танцуют как дети: Меркурий заводит их хоровод, Чуть дальше Венера в пространстве плывёт. Встречаем мы Землю рядом с Луной И огненный Марс, что кружит за Землёй. За ними Юпитер, из всех великан, И дальше Сатурн в кольцах видится нам. Последние три едва различимы, Мрачны и холодны,но их отличим мы: Уран и Нептун, и кроха Плутон… – Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники. – А что такое спутник? – Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна. – Луна вокруг Земли – природный спутник – А спутники, созданные человеком, называются искусственными. – Человек запускает их в космос для определённых целей,например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей. – Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси. -Движется ли наша планета Земля? Планета Земля движется вокруг своей оси, т. е вращается вокруг себя А)Просмотр обучающего видео. Давайте посмотрим, как происходит вращение Луны вокруг Земли, а Земли вокруг своей оси. К доске выходят 2 ученика:один-Луна, другой-Земля и показывают вращение. Луна вращается вокруг Земли медленно и лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится 2 наши недели. Работа в тетради (стр. 22) В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки. Давайте послушаем одну из этих сказок, после которой вы ответите на вопрос -Появилось ли платье у месяца? Почему у месяца нет платья Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье-то узко и коротко. В назначенный срок пришел месяц за платьем. И снова стал кроить и шить. В третий раз месяц пришел к портному. Так и остался месяц без платья. – Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве. – А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать? – Жёлтая Луна – А почему так? В) Беседа, работа по учебнику. Чтобы узнать этот секрет, откройте учебник на странице 34, найдите 2 рисунок. — Что изображено голубым цветом? (Земля) — Что делает Земля? (она спит) — Значит сейчас какая часть суток? (ночь) — Что изображено жёлтым цветом? (Луна) — Что делает Солнце? (Светит на Луну) — Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю) — А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает) – Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется. – Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом. Физминутка для глаз (видео) С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли. Модели из пластилина. – Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз. И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны. На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря. -Есть ли в них вода? На самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями. Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г. Американские космонавты на Луне – Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело. – И первыми на Луне побывали американские космонавты Армстронг и Олдрин 48 лет назад. -Как одним словом можно сказать «приземлились на Луну»? (прилунились) Их космический корабль назывался Apollon-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку. – Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды. Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх) Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны) Чтобы долететь до солнца (круг руками) Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой) Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево) Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях) Пролетая над землею (разводят руки в стороны) Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут) Чтение вывода в учебнике. 6. Первичное закрепление. Работа на macbook Мы должны распределит, кто живет на планете Земля, а кто может обитать на Луне. 1.-Что такое Луна? 2.-Какую форму имеет Луна? 3-как люди изучают Луну? 8. Проверка знаний с самопроверкой в парах. Сейчас мы с вами проверим, кто готов стать настоящим космонавтом. Положите перед собой листочки для проверки знаний. Луна больше Земли. (+) Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца. (+) На Луне есть воздух и вода. (-) Луна – природный спутник Земли. (+) На Луне живут люди. (-) Луна вращается вокруг Солнца. (-) На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно. (-) В лунных морях много воды. (-) 1 лунный день равен одному нашему дню. (-) С Земли люди всегда видят круглую форму Луны. (+) Итог урока. Рефлексия. Теперь поменяйтесь работой с соседом и возьмите красный карандаш, начинаем проверку. -Что интересного Вы узнали на уроке? — О чем можете рассказать дома? Оцените свою работу на уроке. -Оценка при помощи светофориков. Явление природы «Почему бывает радуга?» Почему бывает радуга? Радуга в небе – это природное явление. Часто после маленького дождика на небе появляется семицветный полукруг. Красивую. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с природой «Вода бывает разной» Конспект занятия по ознакомлению с природой «Вода бывает разной. Организованная образовательная деятельность «Живая – неживая природа. Вода. Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Почему осенью бывает грязно?» «Почему осенью бывает грязно?» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Задачи: Образовательные:. Открытый урок СБО в 9 классе Раздел: Трудоустройство. Тема: Трудоустройство. Выбор профессии. Класс : 9класс Цель: Развитие у учащихся способности к профессиональному. Сценарий мероприятия ко Дню космонавтики «Земли спутница — Луна» в 3 классе Сценарий ко Дню космонавтики «Земли спутница – Луна» (3 класс) Выходят два ученика. 1 ученик Когда в вечернем небе звёзд не счесть, Что. Урок ИЗО в 4 классе «Мудрость старости» Тема «Мудрость старости» Цель урока: Продолжать формировать представления об изучаемом предмете; создать условия для развития интереса. Урок во 2 классе «Природа и музыка» Урок во 2 классе. Раздел: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье Тема урока: Природа и музыка Деятельностная цель: формирование способности. Урок-экскурсия по музыке «Дыхание русской песенности» в 5 классе и в 11 классе «Церковное пение» Подготовка к уроку-экскурсии В гимназии в течении марта 2019 года учащиеся 5 и 11 классов стали инициаторами в организации совместного нестандартного.
|