Что такое место возникновения затрат в бюджетировании
Бюджетирование на предприятии: что это такое, с чего начать формирование и ведение бюджета компании
Какого бы размера ни была компания, она стремится заработать деньги и потратить их на развитие бизнеса. Важно правильно корректировать финансовые потоки, составлять сметы, разбираться, куда уходят деньги фирмы, чтобы не допустить банкротства и работы в минус. Для этого требуется система бюджетирования предприятия, в статье мы расскажем, что это такое и как этим пользоваться.
Описание
Так называют обширный процесс по формированию и делению финансов, изменению имеющихся планов в соответствии с новыми фактами, управлению деньгами на основе различных показателей.
Бюджетом называют общность всех доходов и трат в любой компании. От его размера зависит, насколько успешным будет завод или магазин, и как он станет функционировать.
Понятие бюджетирования затрагивает не только юридических лиц, но и обычных граждан. Каждый отдельный человек контролирует собственные заработки и траты. Кроме того, он способен двигать и влиять на экономику государства совместно с миллионами таких же людей. Любой вправе предлагать идеи для расходования из казны государства.
Для жизни завода или офиса, любой формы деятельности жизненно необходимо грамотно распределять денежные потоки. Следует эффективно управлять текущими возможностями, чтобы преумножить будущие.
Бюджетирование — это метод понять и проанализировать, на что уходят финансы в течение периода.
Что включает в себя система: ее задачи
Все основано на планах и деньгах: собственных или заемных. При помощи распределения можно заранее узнать, как будут уходить средства в течение года, месяца или пятилетки.
Бюджетирование способствует правильной организации финансов, обдумыванию их движения. Для этого используется анализ настоящей деятельности и состояния. Если тщательно подходить к этому вопросу, удастся принимать наиболее эффективные решения относительно развития предприятия.
Выделим 5 основных задач, с которыми можно справиться с помощью грамотно выстроенного бюджета.
Текущее планирование
Это инструмент, который позволяет найти наиболее рациональные пути использования имеющихся трудовых, материальных и иных ресурсов. Если в фирме не занимаются этим, то и успешной деятельность компании назвать нельзя.
Но непрофессиональный план не учитывает целей бизнеса, а также не может стать главным для разбора и принятия решительных действий. Важно, чтобы документ составлялся знающим человеком на основе реальных данных и не для отчетности, а для практического использования. Такая документация после всех расчетов покажет, сколько реально денег у предприятия для всех проектов.
Составленный финансовый отчет в идеальных условиях должен захватить не только краткосрочные, но и далекие перспективные направления.
Оборудование
Насколько обоснованы затраты
Серьезный пункт, который отвечает на вопрос «куда потратили деньги». Любую статью для расходования необходимо обосновать и подтвердить ее целесообразность.
Оформление базы для анализа
В такой отчетности легко разобраться. Она позволяет понять, насколько правильными были конкретные траты, какие из проектов оказались успешными. С ее помощью можно строить дальнейшие цели с учетом ошибок прошлого. Своевременные корректировки улучшают финансовые показатели.
Повышение эффективности
Если профессионально вести бюджетирование, то повышается производительность, развиваются прибыльные направления и минимизируются бессмысленные затраты. Рекомендуется посвящать руководителей среднего звена в дела и планы компании, чтобы они были мотивированы на достижение результатов.
Выявление и минимизация рисков
В смете обязательно становится видно все бизнес-нюансы. Можно вовремя остановить развитие направления, если оно не приносит должного результата. Слишком рискованные операции оказываются под вопросом и выполняются в последнюю очередь.
Бюджетное управление и его особенности
Грамотно построенное бюджетирование позволяет добиться сразу нескольких целей:
В перечне мы указали только основные цели, которые позволяет достичь правильно спланированное бюджетирование. Этот процесс играет важную роль.
Какие функции выполняет
В любой компании есть задачи, которые легче оптимизировать и решить после введения контроля за денежными потоками. Они отличаются в разных сферах деятельности, но составление плана будет выполнять функционал одинаковой направленности:
На примере: предприятие должно запланировать свои действия, учесть затраченные ресурсы и полученную прибыль, проконтролировать выполнение.
Важные составляющие системы бюджетирования
Это совокупность действий, которые направлены на повышение производительности и эффективности работы. Правильное применение позволяет оперативно достигать поставленных задач.
Системный подход обеспечивает скоординированную работу разных подразделений ради достижения общих целей и выведения показателей экономики на новый уровень.
Применение бюджета дает массу достоинств:
Бюджетный цикл: что это, какие этапы включает
Так называют отдельный период планирования и распределения доходных и расходных статей. Это цикличное действие, повторяться оно будет с периодичностью, которую установят на предприятии.
Важно соблюдать последовательность этапов бюджетирования, но для чего это нужно? Чтобы не допустить путаницы, контролировать все изменения, наладить производство и увеличить прибыль.
Каждый раз это действие содержит 3 фазы:
Виды и методы бюджетирования на предприятии: с чего начать
Существует 3 главных разновидности. Их строят исходя из:
В первый формируются все предстоящие доходные/расходные процедуры, в него включаются расчеты прибыли, перемещений финансов и других планов относительно наличных и безнала. Это главный вид, цель которого заключается в планировании распределения денег внутри организации. Создавать и контролировать его необходимо, чтобы обеспечить платежеспособность и прибыль фирме, не допустить дефицита.
Вторая разновидность содержит:
Если финансовый план выражает общий ход средств, операционный отвечает за конкретные направления с цифрами.
Инвестиционный подвид включает в себя все, что относится к инвестированию. Среди прочего это:
Бюджетирование не может начинаться с одного вида планов. Если вы задаетесь вопросом, как составить бюджет организации, мы рекомендуем провести анализ работоспособности и продуктивности, прописать сметы по каждому. Необходимо хранить отчет по всем направлениям, это положит начало составлению глобальной отчетности комплексно по заводу и отдельно по подразделениям.
Процесс ведется с целью увеличения реальных результатов от деятельности. Предприятие чаще ориентируется на собственные принципы, ищет подходящие пути. Допускается обойтись без четкой детализации мелких или побочных ответвлений. Но расчеты проводить необходимо, чтобы не допустить ухудшения финансовой ситуации.
Бюджет организации и его состав
В широком понимании это учет всех активов. При более тщательном разборе это множество документов, результатов и анализа, которые позволяют составить несколько смет для планирования дальнейшей работы.
О главных типах мы говорили выше. Состав проще представить в виде небольшой схемы:
Приток ДС | Бюджет | Меняется долг по поставщикам и оплате труда | Смена объемов запасов сырья и материалов | Бюджет по производству | Меняются объемы запасов готовой продукции | Бюджет по отгрузке | Меняется долг по покупателям |
Обычно цепочка представлена в виде простой структуры:
Бюджетирование по процессам
Необходимость модернизации классики
На многих предприятиях методика бюджетирования не менялась (или почти не менялась) в течение долгих лет. В своем нынешнем виде она малоприменима для управления, как и данные классического бухгалтерского учета. Принимая решения на основе предоставляемой таким образом информации, следует иметь в виду, что она или не соответствует специфическим требованиям предприятия, поскольку построена на основе регламентных положений, или поступает не в срок, в результате чего руководитель использует “мертвую” либо негибкую, скованную действующим законодательством отчетность. Как следствие, бюджетный учет зачастую существует сам по себе, и, чтобы изменить его данные, сделав их пригодными для бюджетирования, соответствующей службе приходится прилагать титанические усилия, преодолевая попутно сопротивление бухгалтерии, цели и задачи которой не совпадают с установками бюджетного отдела. Знакомая ситуация, не правда ли?
В некоторых компаниях бюджетный учет строится на основе бухгалтерского и фактически подменяется последним: различаться могут только способы подачи информации. Такой подход не вполне корректен. Принятие управленческих решений предполагает рассмотрение проблемы, объекта или действия с различных точек зрения. Достижение этой цели обеспечивается введением бюджетного учета, в котором бухгалтерские данные анализируются с принципиально иных позиций, что создает необходимую базу для принятия быстрых и корректных решений.
Конечно, не стоит огульно ругать бюджетирование в том виде, в каком оно существовало раньше: у него есть свои положительные стороны. Это выверенная методология, налаженный механизм действия — в отличие от нового, который еще предстоит создать, а потом превратить в понятную и привычную для топ-менеджмента базу принятия решений.
Внедрение новой системы — процесс сложный и, как правило, болезненный; есть риск не довести дело до конца, в результате чего предприятие, истратив значительные ресурсы, может не достичь поставленной цели. Принимать решение о внедрении новой системы имеет смысл только тогда, когда возможности предшествующей модели полностью исчерпаны: она или не отражает необходимые для управления данные, или не соответствует требованиям высшего менеджмента.
Ошибки, возникающие на этапе изменения бюджетного учета, давно известны и подробно описаны, что, однако, не мешает руководству совершать их снова и снова, особенно на предприятиях, модифицирующих учетную систему собственными силами.
На мой взгляд, классическое современное бюджетирование тоже нуждается в доработке, хотя и обладает многими характеристиками, обеспечивающими своевременное предоставление необходимой информации. К ним относятся:
Однако данных, представленных в подобном формате, в ряде случаев не хватает для принятия взвешенных управленческих решений или объективного отражения дел на предприятии (хотя, конечно, все зависит от структуры и специфики бизнес-процессов конкретной компании).
Ориентируемся на процессы!
Крупное предприятие — это разветвленная структура со множеством подразделений, между которыми существуют сложные связи. Ее можно представить как совокупность определенных процессов и функций (далее эти понятия будут рассматриваться как синонимы):
Как правило, функции сгруппированы по отделам или управлениям. При этом один отдел может быть задействован в нескольких процессах или выполнять несколько разных функций, например, отдел информатики и связи обеспечивает телефонную связь, ремонт компьютерной техники, разработку и сопровождение программ.
Недостаточно учитывать расходы только в местах их возникновения. Как принимать решение о целесообразности повышения или понижения затрат, перерасходе или экономии денежных средств в том или ином отделе? Предположим, подразделение нуждается в увеличении финансирования — сразу возникает вопрос: “На какие процессы или функции будут отнесены эти затраты?” Для ИТ-отдела — в нашем примере — это будут телефонная связь, ремонт техники или разработка новой программы. Как правило, все эти затраты группируются в бюджете административных расходов, если же речь идет о производственных издержках — в бюджете производства. Конечно, можно пойти по пути дробления бюджетов на более мелкие вплоть до составления сметы на конкретного работника. Но это приведет к утяжелению бюджетной структуры, которая, потеряв гибкость, только осложнит учет.
Выходом из сложившейся ситуации может стать применение Activity-Based Budgeting (ABB) — бюджетирования, построенного на процессно-ориентированном подходе. Это относительно новый инструмент, малая распространенность которого во многом связана с нежеланием компаний делиться опытом использования технологий, которые они считают своим конкурентным преимуществом.
Функциональное бюджетирование
Необходимо отметить, что данная модель отличается от классической схемы ABB, вследствие чего настоящую статью нельзя рассматривать как методическое пособие по внедрению процессно-ориентированного бюджетирования. Данная технология, разработанная для нужд конкретного предприятия, заимствовала необходимые решения из различных методик.
При разработке бюджетной структуры используются следующие измерения:
Учет, ведущийся по данной схеме, дает возможность определить:
Но, как отмечалось выше, один ЦФО может осуществлять несколько функций или принимать участие в нескольких процессах. Позволяет ли данный формат бюджета получить ответы на следующие вопросы: во что обходится предприятию разработка нового программного оборудования (поддержка существующей компьютерной сети)? Не выгоднее ли вывести данную функцию на аутсорсинг? Каковы основные направления расходов транспортного отдела?
В целях получения соответствующей информации можно дробить бюджеты, но, как уже отмечалось, это влечет за собой усложнение их структуры и возможное возникновение тупиковых ситуаций.
Сложная структура
Разберем ситуацию на примере стивидорной компании, оказывающей услуги по перевалке 20- и 40-футовых контейнеров. При планировании первым делом составляются отдельные бюджеты затрат на перевалку 40- и 20-футовых контейнеров. Дополнительно формируются бюджеты затрат на процессы выгрузки, погрузки и прочие операции.
При наложении этих бюджетов образуется весьма непростая структура, а если учет ведется еще и по видам грузов, система усложняется многократно. Логичным решением в данной ситуации является ввод дополнительного измерения процесса или функции. Тогда при сохранении бюджетов 20- и 40-футовых контейнеров процессы выгрузки, погрузки и дополнительных операций будут отражены в пятом измерении — “Процессы”. Применение OLAP-технологии (OnLine Analytical Processing — технологии, облегчающие аналитику и доступ к данным) позволяет получить данные по затратам на перевалку контейнеров в разрезе операций, их себестоимость — в разрезе перевалки 20- и 40-футовых контейнеров и т. д. Фактически этот процесс можно рассматривать как аналог функционального бюджетирования, но использование его как дополнительного измерения добавляет гибкости системе учета.
Затраты на процессы могут быть перераспределены в соответствии с установленными правилами. Экономист может изначально не знать, с какой конкретно функцией связаны данные расходы, но у него есть возможность отнести их на процесс более высокого уровня, а затем регламентно распределить эти затраты по конечным функциям. В конце концов все расходы могут быть соотнесены с конечной продукцией, что позволит рассчитать ее себестоимость.
Внедрение данной методики дает положительный результат только в случае применения современных компьютерных баз данных, использующих OLAP-технологии. Вести бюджетный учет “вручную” или в программе Excel крайне затруднительно.
Применение процессного бюджетирования позволяет:
Этапы большого пути
Данную методику рекомендуется использовать после составления стратегических карт предприятия. Порядок разработки бюджетной структуры таков: формируется модель ЦФО, затем определяются структуры бюджета, его статей, конкретных процессов, далее статьи бюджета совмещаются с процессами; последний этап — наложение ЦФО на бюджетную структуру.
Рассмотрим упрощенный вариант бюджетирования по предлагаемой методике в стивидорной компании, занимающейся перевалкой контейнеров.
В организационной структуре предприятия можно выделить несколько ЦФО (рис. 1), которые являются центрами затрат. В рамках данной статьи рассматриваются только бюджеты доходов и расходов (рис. 2) без учета движения денежных средств (статьи бюджетов имеют очень разветвленную структуру, что делает их перечисление нецелесообразным).
При создании модели необходимо избегать дублирования измерений учета и статей в зависимости от характера затрат. При наличии, например, статьи “Услуги сторонних организаций” нет необходимости добавлять к ней “Услуги сторонних организаций прямого производства” и т. д. Данную детализацию можно получить из других измерений: “Бюджет”, “ЦФО”, “процесс” (рис. 3).
Также необходимо отметить, что затраты по процессу, например, “Юридическая поддержка предприятия” не равны расходам юридического отдела: на данный процесс будут отнесены издержки других центров затрат, например транспортного участка (перевозка сотрудников отдела), ремонтного отдела и др.
Бюджет — Статья — Процесс
Структура наложения статей и процессов на бюджет — это объемный документ, поэтому в статье приведены лишь выдержки из него (табл. 1). Начальный этап — составление и утверждение структуры наложения. Далее каждый ЦФО планирует свою деятельность в рамках утвержденной модели, что дает возможность сверки и анализа затрат центров ответственности (в случае учета при утверждении бюджетной структуры всех видов затрат).
Устанавливая связи между позициями “Бюджет” и “Статья бюджета”, обратите внимание на то, что одна статья может быть связана со многими бюджетами. Необходимо постатейно определить, на какие процессы могут быть отнесены затраты (доходы) связки “Бюджет” — “Статья бюджета”. Составление данной схемы требует тонкого понимания бизнес-процессов предприятия.
Наложение ЦФО — Бюджет — Статья — Процесс
Данная бюджетная структура не предусматривает перераспределения косвенных функций на производственные. При необходимости затраты по процессам “Руководство” и “Бухгалтерия” можно с использованием драйверов перераспределить на прямые расходы.
Структура наложения бюджета на центры затрат (точнее, ее часть) представлена в табл. 2.
Полученная на предыдущем этапе структура в данном случае рассматривается в разрезе ЦФО.
Применение OLAP-технологии (простейшим примером которой является сводная таблица) позволяет с различных точек зрения анализировать данные и структуру затрат. В табл. 2 представлен разрез “Бюджет — ЦФО — Процесс — Статья”. При возникновении необходимости в рассмотрении структуры затрат процесса “Руководство” соответствующий документ будет получен без особого труда (табл. 3).
Итак, стоимость функции “Руководство” складывается из расходов центров затрат “Руководство” и “Транспортный участок” (в данном примере остальные центры затрат остались “за кадром”).
Продолжая “вращать” бюджетный куб, можно получить всю информацию по конкретной статье, а также проанализировать ее в разрезе остальных измерений.
Потенциальные пользователи
Процессное бюджетирование необходимо в работе:
Моделирование бюджета по процессам позволяет быстро получать разносторонние сведения, а именно это необходимо для эффективного управления предприятием.
Принципы разработки классификаторов затрат
Вихров А.А., Ведущий консультант отдела управленческих технологий Департамента управленческих технологий и проектирования учетных систем аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем». Окончил факультет экономики и управления Уральского государственного технического университета по специальности «Информационные системы в экономике». Занимался разработкой систем управленческого учета и бюджетирования в группе компаний «Ява», Объединенной металлургической компании, ОАО «РЖД». Автор ряда научных публикаций. (Москва)
При построении систем управленческого учета и бюджетирования финансовые менеджеры компаний сталкиваются с необходимостью разработки классификаторов, в том числе классификаторов затрат. Система классификаторов — это фундамент управленческого учета. Данную статью можно рассматривать как методическое и практическое руководство по формированию целостной системы справочников для управления затратами, которая должна отвечать потребностям бюджетной системы и быть эффективной с точки зрения постановки учетного процесса. В рамках предлагаемой концепции особое внимание уделено местам возникновения затрат, их классификации и принципам выделения. Кроме того, определяется положение классификаторов затрат в общей системе классификаторов, а также их значение для бюджетирования.
Большинством российских компаний вопрос о необходимости формирования системы управленческого учета давно решен положительно. Цели ее внедрения очевидны, укажем только две основные: обеспечение планирования, координации, контроля производства и мотивации менеджеров посредством системы бюджетирования; предоставление руководству компании информации, необходимой и достаточной для принятия стратегических и оперативных управленческих решений, таких как выбор оптимального портфеля продукции и объема производства, установление цены, покупка/производство, инвестиции/дезинвестиции в подразделение или продукт и т. д.
В процессе разработки системы управленческого учета после определения финансовой структуры предприятия, круга основных пользователей системы и их требований возникает необходимость формирования классификаторов. Система классификаторов — это своего рода фундамент управленческого учета. Она лежит в основе бюджетных форм и их взаимосвязей, форм отчетности, методов калькуляции, структуры информационных систем.
Изменение уже используемых классификаторов — длительный и трудоемкий процесс, поскольку зачастую сложно установить, в каких методологических документах и информационных системах они уже применяются.
Иногда основное внимание уделяют составлению бюджетных форм или форм отчетности, на основании которых затем разрабатывают систему классификаторов. Для нее в этом случае характерны следующие недостатки: односторонность: обеспечивает только одну функцию управления (планирование, учет, контроль или анализ); негибкость: основанная на конкретных формах отчетов, она не позволяет составлять другие отчеты с использованием тех же данных; недостаточная полнота и несогласованность: системы бюджетов и отчетов могут не полностью представлять все аспекты финансово-хозяйственной деятельности.
Необходимо понимать, что разработка системы классификаторов — это самостоятельная деятельность, в которой можно использовать имеющиеся бюджетные и отчетные формы как материал, но нельзя непосредственно переносить их в классификаторы. Следует с самого начала тщательно подойти к построению оптимальной системы классификаторов, которая не потребует переработки в дальнейшем. Ниже рассмотрены принципы составления классификаторов, сформулированные на основе опыта работы в этой области.
Общие принципы разработки системы классификаторов
Начнем с необходимых определений. Под классификатором подразумевается систематизированный перечень каких-либо объектов (свойств объекта). Отдельные элементы классификатора называются позициями.
Система классификаторов предназначена для систематизированного представления объектов управления, необходимого для осуществления управленческого процесса. Поэтому она должна строиться на основании требований процесса и характера объектов управления.
Процесс управления можно разложить на четыре составляющие: планирование, учет, контроль и анализ. Рассмотрим требования к системе классификаторов применительно к этим составляющим.
1. Единство классификаторов для учета и планирования. При проведении контроля сопоставляются плановые и фактические данные, что требует использования в системах планирования и учета единых классификаторов.
2. Возможность применения техники управленческого анализа. Для осуществления планирования, контроля и анализа необходимо применять технику управленческого анализа, классифицировать объекты в зависимости от их поведения, характера и т. п. Например, запасы разделяют на группы А, В, С по значимости, затраты — на переменные и постоянные в зависимости от поведения и т. п.
3. Согласованность. Классификаторы взаимосвязанных объектов должны быть одинаковы или сопоставимы. Это дает возможность производить последовательное сквозное планирование, например, на основании бюджета затрат формировать бюджет закупок, а на основании бюджета закупок — бюджет платежей.
Примеры основных цепочек классификаторов, которые необходимо согласовывать:
виды дебиторов — виды доходов — носители затрат — для планирования и контроля продаж, расчетов с дебиторами и рентабельности видов продукции;
элементы затрат — виды материалов, услуг, оплаты труда — виды кредиторов — для планирования и контроля использования, закупки ресурсов и расчетов за них.
4. Привязка к центрам ответственности. Поскольку классификаторы описывают объекты управления, они должны соотноситься с субъектами управления — центрами ответственности, т. е. за каждой статьей должен быть закреплен центр ответственности, а каждому центру ответственности должен соответствовать набор статей классификаторов. Например, центр ответственности «Служба главного энергетика» может отвечать за позиции «Расчеты по электроэнергии» справочника кредиторов, «Запчасти для ремонта энергооборудования» справочника материалов и «Энергоцех» справочника мест возникновения затрат.
5. Нормализованностъ. Каждый объект учета должен быть представлен в одном классификаторе, а каждый классификационный признак — только один раз. Это упрощает учет и обеспечивает необходимую гибкость формирования отчетности. В теории баз данных подобная оптимизация количества позиций справочников называется нормализацией. Например, при использовании единого справочника «Статьи в разрезе элементов» при наличии 10 статей и 10 элементов получается справочник из 100 позиций. На его основе можно сформировать отчет «Статьи в разрезе элементов», но построить отчет «Элементы в разрезе статей» — сложно. Также непросто изменить или добавить дополнительный элемент — это придется сделать в каждой статье. Разделение на справочники статей и элементов позволяет избежать этих проблем.
6. Полнота и прозрачность. Позиции каждого классификатора в совокупности должны полностью описывать объект со степенью детализации, необходимой для контроля всех его значимых аспектов. Для этого достаточно, чтобы в классификаторе присутствовала позиция «Прочие», на которую приходилось бы не более 5% от общей суммы по всем позициям классификатора.
7. Однозначность и взаимоисключаемость. Каждая позиция классификатора должна однозначно описывать объект, при этом все статьи должны быть взаимоисключаемы: любая операция соотносится только с одной статьей. Этот принцип наиболее значим для учета. При этом название позиции следует сделать коротким (не более трех-четырех слов), иначе оно не будет помещаться в печатные и электронные формы. В случае если краткое наименование непонятно, соответствующие пояснения даются в методике. Например, если статья «Ремонт оборудования» разделяется на позиции «Текущий» и «Капитальный», в методике должно быть пояснено, чем именно отличаются эти виды ремонта.
Все описанные выше требования к системе классификаторов для управления сведены в табл. 1.
Требование/Составляющая процесса управления | Планирование | Учет | Контроль | Анализ |
Единство классификаторов для учета и планирования | Х | Х | Х | |
Возможность применения техники управленческого анализа | Х | Х | Х | |
Согласованность | Х | Х | ||
Привязка к центрам ответственности | Х | Х | ||
Нормализованность | Х | Х | ||
Полнота и прозрачность | Х | Х | Х | |
Однозначность и взаимоисключаемость | Х |
Особенности классификации затрат
Принципы формирования классификаторов затрат следует рассмотреть более подробно, т. к. система управления затратами является основной и наиболее сложной частью управленческого учета.
Рассмотрим сущность затрат как объекта управления. Затраты возникают при использовании экономических ресурсов в процессах производства и реализации продукции, а также во вспомогательных процессах. Исходя из этого, данную систему можно разложить на управление: себестоимостью продуктов; эффективностью процессов; использованием ресурсов.
Для управления себестоимостью продуктов необходимо точно соотнести понесенные в периоде затраты с произведенными продуктами. Для отражения всех затрат, связанных с производством продукта, предназначен справочник носителей затрат. Он включает в себя все продукты и услуги, производимые предприятием, в том числе для собственного потребления.
Наиболее простой и точный способ — прямо отнести все потребленные ресурсы на произведенные продукты, однако его можно использовать только в некоторых видах единичного производства (например, в строительстве). На большинстве современных предприятий, характеризующихся механизированным и автоматизированным массовым производством, на продукты можно прямо отнести только малую часть ресурсов (преимущественно основные материалы), сформировав таким образом прямые затраты. Все остальные затраты (косвенные по отношению к носителям затрат) можно прямо сопоставить только с местами их возникновения (МВЗ). Для определения эффективности бизнес-процессов, контроля деятельности подразделений и распределения затрат на носители необходимо выделить процессы, осуществляемые в каждом МВЗ, установить их измерители и на этом основании перенести затраты или на носитель, или на другое МВЗ. С этой целью формируется справочник МВЗ.
Для управления эффективностью процессов необходимо сопоставлять измеритель процесса и затраты на него. Если в долгосрочном периоде все затраты должны быть обусловлены только измерителем, то в краткосрочном периоде поведение затрат в пределах одного МВЗ более сложно. Для управления затратами в разрезе основного и вспомогательных процессов, а также для разделения их по поведению в пределах одного МВЗ вводится справочник статей затрат.
Схематично представление бизнес-процессов справочниками МВЗ и статей показано на рис. 1.
Управление использованием ресурсов осуществляется с помощью справочника элементов затрат. В табл. 2 представлены задачи управления затратами и необходимые для них классификаторы.
Управление/классификаторы | Носителей затрат | МВЗ | Статей | Элементов |
Себестоимостью продуктов | Х | Х | ||
Эффективностью процессов | Х | Х | ||
Потреблением ресурсов | Х |
Классификация носителей затрат
Поскольку носители затрат — все производимые предприятием продукты, состав этого классификатора полностью зависит от специфики бизнеса.
Его статьи можно разделить на следующие группы: продукция/внешние работы, услуги/внутренние работы, услуги. Дополнительно для работ и услуг можно использовать вспомогательный справочник заказов, на котором будут отражаться затраты по каждой конкретной работе, услуге. Такой справочник иногда целесообразно использовать и для серийной продукции (например в авиастроении).
Классификация мест возникновения затрат
Место возникновения затрат (МВЗ) — структурное подразделение предприятия (далее именуемое структурной единицей), которое характеризуется тем, что производимые в нем процессы являются причиной возникновения затрат. Местами возникновения затрат могут быть рабочие места, отдельные агрегаты, участки, бригады, цеха, отделы.
Название МВЗ должно отражать процесс, который в нем производится (например «Участок обжига извести», «Газоспасательная станция», «Служба качества»). Это позволяет рассматривать себестоимость как в разрезе МВЗ, так и в разрезе процессов. При этом отпадает необходимость в отдельных статьях, обозначающих процессы.
По отношению к производству МВЗ делятся на основные и общие.
К основным МВЗ относятся структурные единицы, напрямую вовлеченные в производство готовой продукции (полуфабрикатов) или оказывающие услуги другим основным МВЗ. Они оцениваются по двум критериям: объему деятельности (измеритель) и количеству затрат. Среди основных МВЗ можно выделить: первичные МВЗ (основные подразделения: цеха, участки, бригады), которые напрямую связаны с производством готовой продукции, работ, услуг или полуфабрикатов (их затраты непосредственно переносятся на носители затрат пропорционально объему деятельности в МВЗ по изготовлению каждого продукта); вторичные МВЗ (вспомогательные подразделения: цеха, участки, бригады, в том числе в составе основных производственных цехов, не вошедших в состав первичных МВЗ), которые предоставляют услуги другим основным МВЗ (их затраты переносятся на другие МВЗ напрямую, через внутренние заказы или произведенную продукцию).
К общим (накладным) МВЗ относятся подразделения, не участвующие непосредственно в производстве. Их затраты нельзя разнести на носители затрат или на счета других центров затрат посредством объективно измеряемых единиц объема услуг (деятельности). Они включают: сбытовые МВЗ, которые отвечают за реализацию продукции (их затраты относятся на период с возможным разделением по видам продукции); материальные МВЗ (склады, кладовые), которые отвечают за приобретение и хранение материалов (их затраты могут относиться на МВЗ — потребителей материалов или на период); общецеховые и административные МВЗ (администрация цеха, лаборатория, административные службы предприятия), которые ответственны за управление, администрирование производственным процессом, а также его поддержку (их затраты разносятся на производимую продукцию как накладные — пропорционально фонду оплаты труда или другой подобной базе, либо относятся на период).
Общие принципы выделения МВЗ
Основой для разработки структуры МВЗ служит следующая информация: организационная и финансовая структура предприятия; схема производственного процесса; схема движения материальных, энергетических и информационных потоков.
При выделении МВЗ следует руководствоваться следующими общими принципами: территориальная и функциональная обособленность предприятия; возможность организации учета затрат; значительный объем возникающих затрат; соответствие структуре центров ответственности. Границы МВЗ (группы МВЗ) должны совпадать с границами центров ответственности. Для этого необходимо, чтобы МВЗ (группы МВЗ) были организационно обособлены.
Исходя из организационной и финансовой структуры предприятия и в соответствии с данными принципами строится первоначальная структура МВЗ с их группировкой по видам.
Порядок выделения МВЗ
Анализ первичной структуры выявляет необходимость слияния или разделения некоторых МВЗ.
Для основных МВЗ должно выполняться следующее условие. Существует единая, типичная измеряемая единица (измеритель), которую можно использовать для измерения объема услуг (деятельности), предоставляемых каждым МВЗ. Если вся продукция однородна (например, чугун), выпуск может выражаться в количестве продукта, в других случаях работу агрегата целесообразнее определять в машино-часах. Этот измеритель позволяет распределять затраты, возникшие в МВЗ, на носители затрат или на другие МВЗ. Если нельзя применить единый измеритель, МВЗ должно быть присоединено к другому основному МВЗ или отнесено к общим.
Далее производится анализ производственного процесса в первичных МВЗ для выделения участков или агрегатов в качестве отдельных МВЗ. Это возможно в следующих случаях.
1. Перед группой участков происходит разветвление технологической цепочки. Это означает, что продукт в дальнейшем может обрабатываться на разных участках, на каждом из которых возникают затраты. Например, после штамповки заготовка попадает в цех механической обработки для отделки на одном из многих станков. При использовании «котлового» учета невозможно установить реальные затраты по переделке продукта, учитывающие стоимость работы на этих участках, а также сравнить выработку и затраты на каждом из альтернативных агрегатов.
2. Зависимость поведения затрат от выпуска продукта различна на каждом участке цепочки. Объем продукции, изготовленной на одном агрегате (например, в постоянно работающей печи), мало влияет на количество затрат, а на другом (например, прокатном стане) — существенно, поэтому отнесение таких участков в одно МВЗ затрудняет разделение затрат на постоянные и переменные.
3. На промежуточном складе полуфабрикатов скапливаются значительные запасы продукта. В этом случае затраты на его обработку будут учтены в стоимости запаса, а не распределены на весь выпуск.
Затем проводится анализ вторичных МВЗ. Вспомогательное подразделение квалифицируется как МВЗ при наличии хотя бы одного из факторов: подразделение выполняет работы (услуги) более чем для одного МВЗ-потребителя. Большая часть вспомогательных цехов на предприятиях относится к этой группе (например, автотранспортный цех, котельная, инструментальный цех); осуществляется контроль соответствия затрат и результатов деятельности подразделения.
В случае если МВЗ, определенное на первоначальном этапе как вторичное, не отвечает этим условиям (например, участок химических отходов осуществляет утилизацию отходов только для одного МВЗ), оно присоединяется к МВЗ, для которого оказывает услуги.
Классификация статей затрат
Помимо основного, в каждом МВЗ протекают вспомогательные процессы, связанные с поддержанием в работоспособном состоянии средств производства, обеспечивающих выполнение основного процесса и управление. При этом в краткосрочном периоде только переменная составляющая затрат на основной процесс зависит от объема деятельности (измерителя) МВЗ. Исходя из этого, а также из возможности применения техник управленческого анализа и привязки к центрам ответственности, предлагается выделять для каждого МВЗ следующие базовые статьи (табл. 3).
Вид затрат | Измеритель процесса в МВЗ | Ответственное лицо (пример) | Используемые ресурсы (пример) |
Основной процесс (переменные) | Текущее значение измерителя | Начальник цеха, мастера смен | Материалы Технологическая электроэнергия Сдельная зарплата основных рабочих |
Основной процесс (постоянные) | Плановое (максимальное) значение измерителя | Начальник цеха, мастера смен | Повременная зарплата основных рабочих Вода на охлаждение оборудования |
Содержание и ремонт оборудования | Показатель сложности и изношенности оборудования | Начальник цеха, главный механик | Зарплата ремонтных рабочих Смазочные и обтирочные материалы Запчасти |
Содержание и ремонт зданий и коммуникаций | Площадь зданий | Начальник цеха, отдел капстроительства | Отопление Освещение Инвентарь Запчасти |
Управление и организация труда | Численность персонала | Начальник цеха, отдел охраны труда, служба персонала | Зарплата аппарата управления Спецодежда Командировочные Услуги связи, охраны, реклама и т. п. |
Прочие процессы |
Эти статьи могут при необходимости детализироваться по поведению и периодичности возникновения затрат.
Статьи, связанные с содержанием и ремонтом, разбиваются на относящиеся отдельно к содержанию, текущему и капитальному ремонту, — эти виды работ производятся с разной периодичностью. Иногда в такой статье можно выделить переменную составляющую.
Статьи по управлению и охране труда разделяются на отражающие дискреционные (к ним относятся разовые затраты, возникающие в результате решения руководителя, например, на рекламу, консультационные услуги или командировки) и обусловленные затраты.
Для носителей затрат следует применять классификатор статей, разделяющий себестоимость продукции на прямые, косвенные переменные и косвенные постоянные расходы. Такой классификации достаточно для проведения анализа рентабельности продуктов.
Для выделения амортизации в отчетности (с целью расчета EBITDA — Earnings Before Interest, Taxes Depreciation and Amortization и подобных показателей) в справочниках статей дополнительно может выделяться позиция «Амортизация».
Классификация элементов затрат
Элемент затрат представляет собой вид экономического ресурса, используемого для осуществления процессов производства. Основными элементами затрат являются: оплата труда, отчисления на социальные нужды, расходы на материалы и услуги, амортизация, прочие затраты. Кроме того, в качестве отдельного типа ресурса можно рассматривать внутренние услуги. Анализ по элементам необходим для оценки потребностей в конкретных ресурсах, а также для текущего контроля их потребления (например, с помощью лимитно-заборных карт). Поэтому целесообразно детализировать приведенные выше статьи исходя из: структуры основных потребляемых ресурсов, потребности в планировании количества таких ресурсов (однородных групп ресурсов); разделения по центрам ответственности; взаимосвязи с ресурсными справочниками.
Пример справочника элементов (фрагмент справочника металлургического завода).
— лом
— чугун
— ферросплавы
— прочие основные материалы
— проектные услуги и НИОКР
— агентские услуги
— таможенные услуги, сертификация
— аудиторские и консультационные услуги
Для облегчения планирования закупок ресурсов на основании бюджета затрат, а также для проведения сквозного анализа следует обеспечить сопоставимость справочника элементов затрат и ресурсных справочников. Этого можно достичь как параллельной разработкой этих справочников, так и отказом от справочника элементов затрат. В этом случае виды ресурсов формируются на основе аналитических резервов корреспондирующих счетов. Например, виды материалов устанавливаются по классификатору материалов, т. е. в качестве элемента каждой номенклатурной позиции, списанной на затраты, берется вид, к которому относится данный материал (так, феррованадий относится к виду «Ферросплавы» в классификаторе материалов).
Место классификаторов затрат в системах планирования и учета
Как видно из схемы (рис. 2), классификаторы применяются, с одной стороны, в качестве аналитики (субконто) счетов бухгалтерского учета, с другой — для обозначения статей бюджетов.
На этом рисунке показаны счета бухгалтерского учета (РСБУ), поскольку они используются на всех предприятиях и на их основе часто строится управленческий учет. Вместо них могут употребляться аналогичные по содержанию счета системы управленческого учета, если последняя формируется независимо.
Примеры отчетных форм
Каждый классификатор представляет собой некое измерение, ось координат, поэтому на основе комбинаций справочников можно составлять отчеты, предоставляющие информацию для различных целей. Рассмотрим наиболее типичные примеры.
Отчет о себестоимости произведенной продукции. Он содержит следующие данные: виды продукции/объем выпуска/прямые затраты/косвенные переменные затраты/косвенные постоянные затраты.
Подобный отчет в сочетании с отчетом о доходах может способствовать принятию управленческих решений, касающихся: изменения структуры, объема и цен реализации (на основе анализа маржинальной прибыли по продуктам); мотивации менеджеров по продажам (на основе выполнения плана по маржинальной прибыли); выбора альтернативы: производить самостоятельно/покупать на стороне (на основе сравнительного анализа себестоимости продукции собственного производства и рыночных цен на аналогичную продукцию); инвестиций/дезинвестиций в продукт (на основании анализа прибыли по продуктам).
Составленный по аналогичной форме бюджет позволяет прогнозировать прибыль компании.
Отчет о деятельности МВЗ.
Наименование МВЗ
Наименование измерителя
Величина измерителя
Переменные затраты
Элемент 1
Переменные затраты на измеритель
Постоянные затраты — статья 1
Элемент 1
Всего затрат
Всего затрат на измеритель.
Этот отчет может служить базой для принятия таких управленческих решений, как: мотивация менеджеров подразделений (на основе выполнения плана по переменным затратам на единицу выпуска, постоянным затратам на период); инвестиционные или иные мероприятия по повышению эффективности деятельности МВЗ (на основе сравнения производительности с отраслевым или иным нормативом).
Отчет о потребленных ресурсах (затраты по элементам).
Наименование МВЗ
Элемент 1
Элемент 2
Этот отчет обеспечивает необходимой информационной базой управленческие решения, связанные с: разработкой норм потребления ресурсов при планировании и контроле (на основе анализа данных за несколько периодов); выявлением причин отклонений (ценовых/количественных, по типам ресурсов), группировкой отклонений по причинам и центрам ответственности, мотивацией менеджеров и пересмотром норм.
Составленный по аналогичной форме бюджет позволяет рассчитать потребность в ресурсах для планирования закупок и платежей.
Отчет о затратах на содержание и ремонт оборудования: наименование МВЗ затраты на ремонт оборудования.
Отчет может служить основой для управленческих решений относительно: мотивации руководителя центра ответственности, функционально отвечающего за ремонт оборудования (например, отдела главного механика); замены оборудования (если затраты на ремонт превышают затраты на новое оборудование).
При внедрении системы управленческого учета необходимо тщательно подойти к разработке системы классификаторов. Оптимально разработанная система классификаторов не потребует в дальнейшем серьезных переработок, влекущих за собой переработку всей системы управленческого учета.
В первую очередь необходимо определить основные требования к системе классификаторов на базе особенностей процесса и объекта управления. После этого в соответствии со сформулированными принципами осуществляется разработка классификаторов. Для управления затратами формируются классификаторы носителей, мест возникновения, статей и элементов затрат.
В завершение осуществляется привязка классификаторов к учетной и бюджетной подсистемам в виде справочников счетов и статей бюджетов.
1. Друри К. Управленческий и производственный учет. — М.: ЮНИТИ, 2002.
2. Управленческий учет: официальная терминология CIMA. — М.: ФБК-Пресс, 2004.
3. Мюллендорф Р., Карренбауэр М. Производственный учет. — М.: ФБК-Пресс, 1996.
4. Николаева С. А., Шебек С. В. Корпоративные стандарты от концепции до инструкции: практика разработки. — М.: Книжный мир, 2003.
5. Врублевский Н. Д. Управленческий учет издержек производства: теория и практика. — М.: Финансы и статистика, 2002.
6. www.imanet.org.
7. www.cimaglobal.com.
© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021