Что такое место массового пребывания людей разъяснения
Прокурор разъясняет
В целях обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности и формы паспортов безопасности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведённая территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на другом объекте, на которых при определённых условиях может одновременно находиться более 50 человек.
Предусматривается, что перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Федерации или муниципальных образований будет определяться соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД и МЧС.
Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утверждён распоряжением Правительства от 2 ноября 2009 года №1629-р.
— предусматривают составление паспорта безопасности утвержденной формы на каждое место массового пребывания людей;
— закрепляют необходимость оборудования данных объектов системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, освещения;
— содержат иные положения об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
Установлено, что антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем:
— проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий;
— определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов;
— контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей;
— применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей;
— оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.
Принятые решения, в части требований к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей, тесно связаны с мероприятиями по развитию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Реализация постановления позволит обеспечить выполнение комплекса организационных, инженерно-технических, правовых и других мер антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, соблюдение и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.
1 Изображения
Прокуратура
Калужской области
Прокуратура Калужской области
Об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей
В целях обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности и формы паспортов безопасности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведённая территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на другом объекте, на которых при определённых условиях может одновременно находиться более 50 человек.
Предусматривается, что перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Федерации или муниципальных образований будет определяться соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД и МЧС.
Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утверждён распоряжением Правительства от 2 ноября 2009 года №1629-р.
— предусматривают составление паспорта безопасности утвержденной формы на каждое место массового пребывания людей;
— закрепляют необходимость оборудования данных объектов системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, освещения;
— содержат иные положения об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
Установлено, что антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем:
— проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий;
— определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов;
— контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей;
— применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей;
— оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.
Принятые решения, в части требований к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей, тесно связаны с мероприятиями по развитию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Реализация постановления позволит обеспечить выполнение комплекса организационных, инженерно-технических, правовых и других мер антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, соблюдение и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Обеспечение безопасности на публичных мероприятиях, местах массового пребывания людей
Разъяснение отдельных положений требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272 (далее – Требования)
1. Основные критерии по определению перечня мест массового пребывания людей (далее – ММПЛ) содержатся в пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. 35-Ф3 «О противодействии терроризму», согласно которому под ММПЛ понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
Учитывая, что в данном понятии используется словосочетание «при определенных условиях», не каждое общественное место или место общего пользования, площадь которого позволяет разместить более 50 человек, может включаться в перечень ММПЛ.
Кроме того, следует учитывать, что ММПЛ включаются в перечень при соблюдении следующих условий:
их правообладателями не являются федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или они не относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите;
они не подлежат обязательной охране полицией.
В иных случаях при организации и проведении работ в области обеспечения антитеррористической защищенности необходимо руководствоваться требованиями, которые должны быть разработаны федеральными органами исполнительной власти во исполнение подпункта «а» пункта 2 Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД России и МЧС России могут устанавливаться иные не противоречащие федеральному законодательству критерии отнесения территорий и объектов к ММПЛ, в том числе исходя из характера угроз ММПЛ и оперативной обстановки.
2. Основным критерием отнесения ММПЛ к той или иной категории является количество людей, которые при определенных условиях могут одновременно находиться в ММПЛ.
Расчет количества людей, осуществляемый путем проведения мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории ММПЛ в течение 3 дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни, дает представление о средней ежедневной численности посетителей ММПЛ.
Плановое максимальное количество людей определяется исходя из специфики ММПЛ, его площади, а также площади, занимаемой одним человеком с учетом действующих правил и стандартов (например, «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утвержден приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. № 820), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.
Так, если площадь, занимаемая одним человеком, принимается равной 0,5 м², на территории площадью 50 м² одновременно могут находиться при определенных условиях, например при проведении какого-либо мероприятия (без учета занимаемой площади под сцену и другие объекты), 100 человек.
Пропускная способность ММПЛ определяется с учетом его площади, а также скорости и плотности потока людей. При этом скорость и плотность потока можно разделить на низкие (до 3 км/час и до 1 чел/м² соответственно), средние (от 3 до 5 км/час и 1 чел/м² соответственно) и высокие (свыше 5 км/час и более 2 чел/м² соответственно).
Таким образом, по территории шириной 2 м и длиной 25 м (площадь 50 м²) со средней скоростью (4 км/ч) и при средней плотности (1 чел/м²) за одну минуту пройдет 132 человека, при этом одновременно будет находиться 50 человек максимально.
Для мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории ММПЛ могут применяться фотоэлектронные световые барьеры, акустические сенсорные напольные панели, радарные установки, фото- и видеокамеры, аэрофотосъемка, турникеты, ручные счетчики, инфографические счетчики и другие технические устройства.
3. Вопросы организации деятельности межведомственной комиссии по обследованию (далее – комиссия), не урегулированные Требованиями и иными нормативными правовыми актами (в том числе создание постоянной или временной комиссии), определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из потребностей правоприменительной практики.
Вместе с тем полагаем, что целесообразно создавать постоянно действующую комиссию, в состав которой правообладатель ММПЛ привлекается на период проведения обследования и категорирования конкретного ММПЛ, а представители территориального органа безопасности, территориальных органов МВД России и МЧС России – на весь период ее функционирования.
4. Возложение обязанности по непосредственному составлению паспорта безопасности ММПЛ на какой-либо орган (организацию), помимо комиссии, противоречит пункту 14 Требований. Непосредственные полномочия членов комиссии, в том числе по составлению паспорта безопасности ММПЛ, определяются ее руководителем.
Помимо этого информируем, что в настоящее время МВД России с учетом поступающих обращений от органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных заинтересованных органов и организаций, а также граждан осуществляется подготовка методических рекомендаций по реализации названных требований.
Разъяснение отдельных положений требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272 (далее – Требования)
1. Нормативными правовыми актами методика мониторинга одновременного пребывания, передвижения людей на территории места массового пребывания (далее – ММПЛ) не определена.
Применяя на практике пункт 11 Требований, необходимо учитывать плановое максимальное количество людей в соответствии с техническими характеристиками ММПЛ, максимальное фактическое количество людей в рабочий, выходной или праздничный день.
Плановое максимальное количество людей определяется исходя из специфики ММПЛ с учетом действующих правил и стандартов (например, «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утвержден приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. № 820), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.
Дня мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории ММПЛ могут применяться фотоэлектронные световые барьеры, акустические сенсорные напольные панели, радарные установки, фото- и видеокамеры, аэрофотосъемка, турникеты, ручные счетчики, инфографические счетчики и другие технические устройства.
2. При подготовке паспорта безопасности ММПЛ целесообразно использовать имеющийся опыт разработки паспортов безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также паспортов безопасности опасных объектов (приказы МЧС России от 25 октября 2004 г. № 484, от 4 ноября 2004 г. № 506).
При заполнении 4 раздела паспорта безопасности ММПЛ необходимо отражать ближайшие к ММПЛ транспортные коммуникации по каждому виду.
Критериями для оценки социально-экономических последствий террористического акта являются прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта и прогнозируемый размер экономического ущерба.
Также полагаем возможным для оценки масштабов террористических актов учитывать классификацию, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. Учитывая, что разработка типовой формы акта обследования и категорирования ММПЛ не предусмотрена Правилами разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244, а форма акта не регламентирована нормативными правовыми актами Российской Федерации, считаем возможным предложить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвердить названную форму самостоятельно.
В отдельных субъектах Российской Федерации форма акта обследования ММПЛ уже утверждена (например, приказом Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 6 июля 2015 г. № 568 «Об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей»).
При этом рекомендуется включить в него сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении ММПЛ соответствующей категории, а также следующие разделы:
общие сведения об ММПЛ, его наименование, характеристика территории;
организация и состояние работы по обеспечению антитеррористической защищенности ММПЛ, меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций; организация охраны ММПЛ;
организация пропускного режима;
выводы о состоянии антитеррористической защищенности ММПЛ; рекомендации и перечень мер по приведению антитеррористической защищенности ММПЛ в соответствие Требованиям.
Исходя из системного анализа положений Требований, корректировка перечня ММПЛ может осуществляться исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД России и МЧС России при наличии оснований для актуализации паспорта безопасности ММПЛ.
4. Согласно пункту 17 части 3.1 статьи 1 Федерального закона
от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов.
Также информируем, что в настоящее время МВД России с учетом поступающих обращений от органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных заинтересованных органов и организаций, а также граждан осуществляется подготовка методических рекомендаций по реализации Требований.
По вопросу распространения действия постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее – Постановление) на объекты здравоохранения, образования, культуры и социального развития
В соответствии с пунктом 1 требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением, их действие распространяется в отношении названных объектов при соблюдении следующих условий:
они являются местами массового пребывания людей;
их правообладателями не являются федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или они не относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите;
они не подлежат обязательной охране полицией.
Согласно пункту 1 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, утвержденных Постановлением, их действие распространяется в отношении указанных объектов в случае их включения в перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. № 1629-р.
В иных случаях при организации и проведении работ в области обеспечения антитеррористической защищенности названных объектов необходимо руководствоваться требованиями, которые должны быть разработаны федеральными органами исполнительной власти во исполнение подпункта «а» пункта 2 Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244.
Кто имеет право быть организатором публичного мероприятия?
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В соответствии с частью 2 указанной статьи не могут быть организатором публичного мероприятия:
1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;
2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
Как и в какой срок подается уведомление о проведении публичного мероприятия?
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.
В какой период времени можно проводить публичные мероприятия?
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 19 июня 2004 г.
№ 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания текущего дня по местному времени.
Разъясните порядок наложения и исполнения административного наказания в виде запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения
Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и назначается судом в качестве дополнительно наказания за правонарушения, предусмотренные статьей 20.31 КоАП РФ «Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований».
Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 1156.
В соответствии со статьей 32.14 КоАП РФ постановление об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения должно быть исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности.
В целях обеспечения исполнения постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения органы внутренних дел ведут учет лиц, которым назначен указанный вид административного наказания.
Методические рекомендации
по вопросам применения требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
25 марта 2015 г. № 272
(на основании приложения к письму МВД России от 29.12.2015 № 11/10983)
Например, если в лесопарковой зоне еженедельно проходят массовые оздоровительные пробежки граждан, данное место следует включать в Перечень со всеми вытекающими последствиями. Если же там несколько раз в год проводятся какие-либо культурно-зрелищные мероприятия, то в вопросах его антитеррористической защищенности рекомендуется руководствоваться положениями иных нормативных правовых актов.
В отношении таких территорий (мест) действуют положения иных нормативных правовых актов.
Таким образом, при определении конкретных требований к оснащению ММПЛ, целесообразно руководствоваться действующими правилами и стандартам, в том числе:
ГОСТ Р 53704-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. № 1140-ст);
СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утвержден приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. № 820);
приказ Минрегиона России от 5 июля 2011 г. № 320 «Об утверждении свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (вместе с «СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования»);
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390;
ГОСТ 31817.1.1-2012 (IEC 60839-1-1:1988). Межгосударственный стандарт. Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения (введен в действие приказом Росстандарта от 22 ноября 2012 г. № 1034-ст);
Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ Р 51241-2008 (утверждены приказом Ростехрегулирования от 17 декабря 2008 г. № 430-ст);
приказ Росстандарта от 22 октября 2014 г. № 1371-ст «Об утверждении национального стандарта» (вводится в действие 1 января 2016 г., взамен ГОСТ Р 51558-2008).
Под категорированием ММПЛ понимается его отнесение к определенной категории с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта (абзац 1 пункта 6 Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов, далее – Правила).
Целью категорирования является установление дифференцированных требований к обеспечению безопасности ММПЛ.
Критериями для оценки социально-экономических последствий террористического акта является прогнозируемое количество пострадавших и погибших в результате террористического акта, а также прогнозируемый размер экономического ущерба.
Для оценки прогнозируемых масштабов террористических актов учитывать классификацию, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Межведомственная комиссия по обследованию ММПЛ (далее – комиссия) создается в течении 30 дней после утверждения Перечня решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено ММПЛ, руководство деятельностью комиссии осуществляют названные должностные лица либо уполномоченные ими лица.
Вопросы организации деятельности комиссий, не урегулированные Требованиями и иными нормативными правовыми актами (в том числе определение перечня документов по ее образованию и разработка типового положения), определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно исходя из потребностей правоприменительной практики[1].
Рекомендуется создавать комиссию как постоянно действующий координационный орган, который:
— обследует и категорирует ММПЛ;
— составляет акты обследования и категорирования ММПЛ;
— осуществляет плановые и внеплановые проверки выполнения требований к антитеррористической защищенности ММПЛ;
— вносит предложения правообладателю по совершенствованию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности ММПЛ и устранению выявленных недостатков;
— привлекает, при необходимости, к работе представителей собственников объектов, которые располагаются в границах ММПЛ либо в непосредственной близости к нему.
Комиссия, как правило, состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
В состав комиссии включаются:
правообладатели (собственники) ММПЛ или лица, использующие ММПЛ на ином законном основании;
представители территориального органа безопасности;
представители территориального органа МВД России;
представители территориального органа Нацгвардии России;
представители территориального органа МЧС России;
представители структурных подразделений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.
При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах ММПЛ либо в непосредственной близости к нему.
Собственник ММПЛ или лицо, использующее ММПЛ на ином законном основании, привлекается в состав комиссии на период проведения обследования и категорирования конкретного ММПЛ. Представители территориального органа безопасности, территориальных органов МВД России Нацгвардии России и МЧС России могут привлекаться в состав комиссии на весь период ее функционирования.
Председатель комиссии осуществляет руководство ее деятельностью, определяет повестку дня, сроки и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях, инициирует и проводит заседаний комиссии, подписывает акты обследования и категорирования ММПЛ и другие документы, касающиеся исполнения полномочий комиссии.
Заместитель председателя комиссии в отсутствие председателя комиссии осуществляет его полномочия.
Члены комиссии в соответствии с их компетенцией принимают участие в работе комиссии, выполняют поручения председателя комиссии или его заместителя в пределах компетенции органа (учреждения), который они представляют в составе комиссии.
В целях формирования комиссий ММПЛ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления целесообразно направлять в территориальные органы безопасности, территориальные органы МВД России и МЧС России письма о выделении сотрудников для участия в работе создаваемой комиссии.
В ходе подготовки к участию в категорировании целесообразно предварительно изучить информацию об ММПЛ, ознакомиться с составленными ранее актами комиссионных обследований (при их наличии), документами, подтверждающими устранение ранее выявленных недостатков.
В целях планирования проведения обследования ММПЛ целесообразно разрабатывать план-график проведения обследований и плановых проверок, который согласовывается с членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
Правообладателям ММПЛ рекомендуется заблаговременно готовить проект акта обследования с заполнением разделов, относящихся к их компетенции.
Расчет количества людей на территории ММПЛ определяется эмпирическим путем и не требует разработки методики проведения мониторинга. Подсчет количества людей в течение нескольких дней дает представление о средней ежедневной численности посетителей ММПЛ, который является одной из составляющих при осуществлении категорирования этого ММПЛ. Сведения о максимальной вместимости ММПЛ можно получить, например, из справок о проводимых ранее в ММПЛ мероприятиях.
Мониторинг одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории ММПЛ представляет собой систему наблюдений, осуществляемых комиссией на постоянной основе (не менее 3-х дней) посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации о наполняемости (количестве людей в определенное время) и пропускной способности указанных мест.
Нормативными правовыми актами методика мониторинга одновременного пребывания, передвижения людей на территории ММПЛ не определена.
Применяя на практике пункт 11 Требований, следует учитывать плановое максимальное количество людей в соответствии с техническими характеристиками ММПЛ, максимальное фактическое количество людей в рабочий, выходной и праздничный день.
Плановое максимальное количество людей определяется исходя из специфики ММПЛ с учетом действующих правил и стандартов, например «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утвержден приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. № 820), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.
Пропускная способность ММПЛ определяется с учетом его площади, а также скорости и плотности потока людей. При этом скорость и плотность потока можно разделить на низкие (до 3 км/час и до 1 чел/м 2 соответственно), средние (от 3 до 5 км/час и 1 чел/м 2 соответственно) и высокие (свыше 5 км/час и более 2 чел/м 2 соответственно).
Таким образом по территории шириной 2 м и длиной 25 м (площадь 50 м 2 ) со средней скоростью (4 км/ч) и при средней плотности (1 чел/м 2 ) за одну минуту пройдет 132 человека, при этом одновременно будет находиться 50 человек максимально.
Для мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории ММПЛ могут применяться фотоэлектронные световые барьеры, акустические сенсорные напольные панели, радарные установки, фото- и видеокамеры, аэрофотосъемка, турникеты, счетчики, инфографические счетчики и другие технические устройства.
Учитывая, что разработка типовой формы акта обследования и категорирования ММПЛ не предусмотрена Правилами, а форма акта не регламентирована нормативными правовыми актами Российской Федерации, считаем возможным предложить комиссии составлять акт произвольной формы. Акт составляется в течении 10 дней после проведения обследования.
В отдельных субъектах Российской Федерации форма акта обследования ММПЛ утверждена актами органов исполнительной власти.
Работа по правильности и полноте составления актов обследования, их утверждению может быть организована через секретаря комиссии.
После утверждения актов по одному экземпляру акта передается в территориальные органы безопасности, МВД, Нацгвардии и МЧС России. Один экземпляр предоставляется правообладателю ММПЛ.
IV. Паспорт безопасности ММПЛ
Паспорт безопасности ММПЛ является информационно-справочным документом, который составляется комиссией в целях отражения состояния антитеррористической защищенности ММПЛ и перечня необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в ММПЛ. При заполнении паспорта безопасности целесообразно использовать имеющийся опыт разработки паспортов безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, порядок которого установлен приказом МЧС России от 25 октября 2004 г. № 484.
Паспорт безопасности составляется комиссией в течении 30 дней после проведения обследования и категорирования ММПЛ в 6 экземплярах по утвержденной Требованиями форме.
При присвоении паспорту безопасности соответствующего грифа секретности следует руководствоваться положениями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».
Согласование паспорта безопасности проводится в течении 30 дней с момента его разработки.
С учетом сроков, отведенных на согласование паспорта безопасности ММПЛ после его составления, рекомендуется организовать взаимодействие с правообладателем ММПЛ по его доработке.
После согласования паспорта безопасности руководителями территориальных органов безопасности, МВД, Нацгвардии и МЧС России все экземпляры паспорта передаются для утверждения главой муниципального образования.
После утверждения по одному экземпляру паспорта безопасности направляются в территориальные органы безопасности, МВД, Нацгвардии и МЧС России, правообладателю ММПЛ, один экземпляр остается на хранение в администрации муниципального образования.
В случаях, если правообладатель не имеет возможности хранения своего экземпляра паспорта безопасности, хранение данного экземпляра осуществляется администрацией муниципального образования.
В сведениях о технической укрепленности и организации охраны объектов отражается их инженерно-техническое оснащение (основное и дополнительное ограждение периметра, ворота, калитки, оборудование, пересекающие ограждение периметра водопропуски, воздушные трубопроводы, подземные коллекторы и т.д.), технические средства охранной и тревожной сигнализации (защита периметра территории, защита персонала объекта), силы и средства охраны объектов.
Детальное значение непосредственной близости к ММПЛ Требованиями не определено. При заполнении 3 раздела паспорта безопасности ММПЛ указываются, как правило, объекты, которые непосредственно примыкают к территории ММПЛ, а также объекты, которые влияют на антитеррористическую защищенность конкретного ММПЛ в силу своей специфики.
Достаточность мероприятий по защите критических элементов и опасных участков ММПЛ оценивается на основе выводов о выполнении установленных требований к антитеррористической защищенности, задач по физической защите и предотвращению террористического акта.
При заполнении 4 раздела паспорта безопасности ММПЛ рекомендуется отражать ближайшие к ММПЛ доступные транспортные коммуникации.
Критериями для оценки социально-экономических последствий террористического акта является прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта, а также прогнозируемый размер экономического ущерба.
Также для оценки масштабов террористических актов возможно учитывать классификацию, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304.
При заполнении раздела 7 паспорта безопасности следует отражать участки или элементы, на которых наиболее велик риск совершения террористических актов в силу их особенностей (например, наибольшей уязвимости), а также возникновения обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации.
Выводы о надежности охраны и способности противостоять попыткам совершения террористических актов и иным противоправным действиям (раздел 13 паспорта безопасности) осуществляются на основании полноты выполнения мероприятий, указанных в разделах 10, 11, 12 паспорта безопасности ММПЛ.
Масштаб плана-схемы ММПЛ определяется произвольно, с учетом читаемости объектов, обозначенных на плане-схеме.
Исходя из системного анализа положений Требований, актуализация паспорта безопасности ММПЛ осуществляется в порядке, установленном для его разработки.
Инициатором актуализации паспорта безопасности является комиссия либо ее отдельные члены, в том числе правообладатель ММПЛ.
V. Мероприятия по обеспечению
антитеррористической защищенности ММПЛ
В Требованиях определены необходимые минимальные мероприятия для обеспечения антитеррористической защищенности ММПЛ. Собственникам или лицам, использующим ММПЛ на ином законном основании, не запрещается дополнительно обеспечивать их антитеррористическую защищенность без проведения повторного категорирования.
Определение и устранение причин и условий, способствующих совершению в ММПЛ террористических актов, осуществляется, в числе прочего, в ходе реализации полномочий по подготовке и определению перечня ММПЛ, осуществлению организационных мероприятий по обеспечению их антитеррористической защищенности, созданию комиссий, утверждению паспорта безопасности, принятию решения о изменении комплекса мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности ММПЛ в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки.
Причины и условия, способствующие возникновению и распространению терроризма, отражены в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.
При организации и проведении работ в части применения современных информационно-коммуникационных технологий целесообразно руководствоваться Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р.
Мероприятия по защите информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Оборудования ММПЛ необходимыми инженерно-техническими средствами осуществляется в соответствии с названными во введении разъяснений стандартами и правилами.
Комплекс осуществляемых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности ММПЛ зависит от его категории.
Помимо этого Требованиями предусмотрена возможность изменения комплекса мероприятий в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки.
Решение об этом принимается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено ММПЛ.
При этом, независимо от категории, каждое ММПЛ должно быть оборудовано системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
В разделе IV Требований определены общие требования к системам видеонаблюдения, оповещения и связи. Более конкретные требования к указанным системам разрабатываются в техническом задании на проектирование и проектной документации на объект (место), исходя из целей и задач, необходимых для обеспечения безопасности ММПЛ, а также правил и нормативов.
Система видеонаблюдения предназначена для визуального контроля обстановки в выделенных зонах, анализа нештатных ситуаций, проверки поступающих сигналов тревоги, оказания помощи в принятии оперативных решений, документирования данных видеонаблюдения.
Систему видеонаблюдения рекомендуется создавать с учетом требований:
ГОСТ Р 51318.22-99 (СИСПР 22-97). Государственный стандарт Российской Федерации. Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от оборудования информационных технологий. Нормы и методы испытаний (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1999 г. № 561-ст);
ГОСТ Р МЭК 60950-2002. Безопасность оборудования информационных технологий (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 11 апреля 2002 г. № 148-ст);
ГОСТ Р 51558-2008 «Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний»;
Р 78.36.002-2010. Рекомендации. Выбор и применение систем охранных телевизионных;
ГОСТ CISPR 24-2013. Межгосударственный стандарт. Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование информационных технологий. Устойчивость к электромагнитным помехам. Требования и методы испытаний (введен в действие Приказом Росстандарта от 28 октября 2013 г. № 1268-ст);
ГОСТ 30804.3.3-2013. «Совместимость технических средств электромагнитная. Ограничение изменений напряжения, колебаний напряжения и фликера в низковольтных системах электроснабжения общего назначения. Технические средства с потребляемым током не более 16 А (в одной фазе), подключаемые к электрической сети при несоблюдении определенных условий подключения. Нормы и методы испытаний»;
Р 78.36.032-2014. Инженерно-техническая укрепленность и оснащение техническими средствами охраны объектов, квартир и МХИГ, принимаемых под централизованную охрану подразделениями вневедомственной охраны. Часть 2. Квартиры и МХИГ. Методические рекомендации.
Система оповещения в ММПЛ создается с учетом следующих документов:
Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»;
Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (принята протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 июня 2013 г. № 4);
постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;
приказ МЧС России, Мининформсвязи России, Минкультуры России № 877/138/597 от 7 декабря 2005 г. «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г., регистрационный № 7443);
приказ МЧС России, Мининформсвязи России, Минкультуры России № 422/90/376 от 25 июля 2006 г. «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России 12 сентября 2006 г., регистрационный № 8232);
СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности (утверждены приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 173);
СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности (утверждены приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 173);
методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (утверждены МЧС России 24 декабря 2002 г.).
Сроки и порядок оборудования ММПЛ системами видеонаблюдения, оповещения, освещения и управления эвакуацией определяются комиссией, которая осуществляет контроль за выполнением Требований и не может превышать 2 лет с момента подписания акта обследования.
Мероприятия по физической охране ММПЛ являются вопросами договорных отношений правообладателя ММПЛ и организаций, предоставляющих соответствующие услуги. Расчет количества постов и патрулей для обеспечения безопасности ММПЛ различными организациями, осуществляющими охранную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, производится индивидуально, исходя из поставленных задач и заключенных договоров, с соблюдением принципов необходимости и достаточности.
Физическая защита ММПЛ членами общественных объединений осуществляется на основании решений его руководящего органа или общего собрания указанных объединений.
В обеспечении правопорядка в ММПЛ в пределах компетенции участвуют также сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД России, расчет численности которых осуществляется в соответствии с требованиями ведомственных нормативных правовых актов.
Места установки информационных стендов (табло), содержащих схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего ММПЛ, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности определяются комиссией. При этом следует учитывать, что они размещаются, как правило, в местах, не препятствующих передвижению людей, исходя из площади или периметральной протяженности ММПЛ, на расстоянии, достаточном для получения экстренной информации.
Также пунктом 9 Порядка установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства», определены исчерпывающие дополнительные меры по обеспечению безопасности в соответствии с уровнем террористической опасности.
При этом согласно пункту 12 названного Порядка указанные меры осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами, формируемыми в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», в пределах их компетенции, по заранее разработанным ими и доведенным до исполнителей планам.
VI. Порядок осуществления контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности ММПЛ
Согласно пункту 17 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов.
В связи с данным положением, а также исходя из подпункта «б» пункта 7 Правил, порядок контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности ММПЛ, включая должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, а также виды проверок, основания, периодичность и сроки их проведения установлены Требованиями.
Контроль за выполнением Требований осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок.
Задачи проведения проверки – установление фактов соблюдения (несоблюдения) правообладателем ММПЛ требований к антитеррористической защищенности в зависимости от присвоенной категории и подготовка предложений об устранении выявленных недостатков при их наличии.
Документарный контроль заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной правообладателем ММПЛ информации о состоянии его антитеррористической защищенности и устранении ранее выявленных недостатков с приложением подтверждающих материалов (например: акт ввода в эксплуатацию технических средств охраны, акт установки инженерных средств защиты и т.д.).
В ходе выездного обследования предлагается осуществлять проверку выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности ММПЛ и их достаточности, в том числе:
— надлежащего проведения организационных мероприятий;
— состояния инженерно-технической укрепленности и инфраструктуры ММПЛ;
— оборудования системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения;
— состояния физической охраны, обеспечивающей внутриобъектовый и пропускной режим;
— работоспособности технических средств охраны;
— полноты устранения недостатков, ранее выявленных в системе антитеррористической защищенности ММПЛ.
Результаты проверок докладываются руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главе муниципального образования), на территории которого расположено ММПЛ, либо лицу, исполняющему его обязанности.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право выдавать руководителям и должностным лицам организаций предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан.
Вместе с тем предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан в ММПЛ не выдаются, поскольку реагирование на выявленные недостатки антитеррористической защищенности ММПЛ осуществляется посредством направления комиссией предложений правообладателю ММПЛ по их совершенствованию.