Что такое местные инициативы

Что такое местные инициативы

Программа поддержки местных инициатив (далее ППМИ) – это практика инициативного бюджетирования, в основе которой лежит непосредственное вовлечение граждан в вопросы местного значения, определение приоритетных направлений расходования части бюджетных средств, а также последующий контроль за их реализацией.

В Красноярском крае Программа поддержки местных инициатив является частью государственной программы «Содействие развитию местного самоуправления».

Программу реализуют: Министерство финансов Красноярского края и ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» с 2016 года.

Цель ППМИ – решение проблем местного уровня за счет эффективного вовлечения всех заинтересованных сторон: населения, бизнеса, органов местного самоуправления; мобилизация и эффективное использование денежных средств.

ППМИ помогает:

Типология объектов для проектов ППМИ:

Проекты победители определяются по итогам конкурсного отбора.

Обязательными условиями участия в ППМИ являются выдвижение и выбор гражданами приоритетных инициатив для проектов и их софинансирование из различных источников:

Участниками конкурсного отбора ППМИ являются органы местного самоуправления муниципальных округов, муниципальных районов.

В Красноярском крае создана система сопровождения участников ППМИ на базе Проектного центра инициативного бюджетирования (Министерство финансов Красноярского края и ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края»).

Источник

Инициативные проекты: что это? Кому и какие даются права на их реализацию?

В чем проблема?

С 1 января 2021 года в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» появится новая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления — инициативные проекты. По этому поводу принят Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 236-ФЗ.

Мы попросили прокомментировать этот закон и перспективы его применения эксперта сети «Так-так-так» Наталью Мальковец — научного руководителя образовательных программ Центра дополнительного образования и повышения квалификации Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, члена Европейского клуба экспертов местного самоуправления.

Что такое «инициативный проект»?

Инициативный проект, инициативный бюджет — это то, что европейцы называют партисипация, или соучастие, привлечение граждан к развитию, благоустройству, формированию и исполнению бюджетов различных территорий. В нашей стране эти формы находятся в самом начале своего развития.

Для чего предусмотрены так называемые «инициативные проекты»?

Сама идея введения такой новой формы участия населения в осуществлении местного самоуправления как инициативные проекты, неплоха, конечно. Хотя, я считаю, что регулировать инициативу законодательно — дело неблагодарное. Закон никогда не сможет успевать меняться, когда люди проявляют инициативу. Закон не должен мешать инициативе.

В данном случае мы вынуждены согласиться, что введение новой формы участия продиктовано требованием сложившейся современной ситуации. Дело в том, что многие города принимают участие в реализации национальных проектов, и условием такого участия является привлечение широких слоев жителей. Если учесть, что национальные проекты — мера временная, рано или поздно муниципалитеты все-таки получат возможность формировать собственные бюджеты и проекты развития, опыт инициативного проектирования будет нелишним.

Законом предусматривается, что в местную администрацию может быть внесен инициативный проект в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления.

У этой новации есть своя история. Первоначально предполагалось, что федеральный закон должен уточнить некоторые моменты организации процедуры инициативного бюджетирования, которое получило широкое распространение в субъектах РФ в последнее десятилетие. Инициативное бюджетирование осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ и предполагает консолидацию средств бюджетов различных уровней, средств местных жителей и предприятий, расположенных на соответствующей территории, для реализации различных гражданских инициатив. Однако при обсуждении вопроса, видимо, возникла идея узаконить и те процессы общественного участия, которые требуются при реализации национальных проектов. Кроме того, возможны и такие проекты, которые не требуют финансирования.

Что такое местные инициативы. Смотреть фото Что такое местные инициативы. Смотреть картинку Что такое местные инициативы. Картинка про Что такое местные инициативы. Фото Что такое местные инициативы

Что должна содержать заявка на реализацию инициативного проекта?

Прежде всего, хочу отметить, что, к сожалению, в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имеются некоторые нормы, которые весьма сложны для практической реализации. Например, такая процедура, как голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, на практике почти не реализуется. Эта норма задана таким образом, что требования закона выполнить сложно.

Внимательное изучение новой статьи 26.1. «Инициативные проекты» тоже вызывает опасения. Закон вводит требования к тому, что должен содержать инициативный проект, вносимый инициативной группой. Это перечень сведений из 9 пунктов, начиная с описания проблемы, решение которой имеет приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части; ожидаемого результата; обоснования предложений по решению указанной проблемы и заканчивая расчетом необходимых расходов на реализацию инициативного проекта; сведениями о планируемом (возможном) финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц в реализации данного проекта; указанием на объем средств местного бюджета в случае, если предполагается использование этих средств на реализацию инициативного проекта, за исключением планируемого объема инициативных платежей, и другими требованиями. Несоблюдение установленного порядка приводит к отказу в поддержке инициативного проекта.

Что такое местные инициативы. Смотреть фото Что такое местные инициативы. Смотреть картинку Что такое местные инициативы. Картинка про Что такое местные инициативы. Фото Что такое местные инициативы

Что обязаны делать органы местного самоуправления для реализации инициативных проектов?

На органы местного самоуправления Закон возлагает немало обязанностей: принять соответствующие нормативно-правовые акты; вовремя и в полном объеме разместить на официальном сайте муниципального образования информацию об инициативном проекте и об инициаторах проекта; рассмотреть инициативу; организовать, в случае необходимости, проведение конкурсного отбора; обеспечить сбор инициативных платежей Такие обязанности, несомненно, потребуют определенных организационных изменений, подготовки кадров, организации общественного контроля и пр.

Могут ли с инициативным проектом выступить несовершеннолетние?

Да, с инициативой о внесении инициативного проекта дано право выступать гражданам, достигшим шестнадцатилетнего возраста.
Шестнадцатилетние граждане, в соответствии с этим же Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», имеют право принимать участие в организации и деятельности территориального общественного самоуправления. Однако до сих пор, эта, несомненно, уникальная возможность, остается далеко не в полной мере реализованной органами территориального общественного самоуправления (ТОС).

В любом случае мы в рамках Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, партнерских образовательных и некоммерческих организаций спланируем и просветительскую работу, и мониторинг того, каким образом будет складываться практика. В случае необходимости, с нами можно связаться через сайт www.asdg.ru для обсуждения идеи для внесения в качестве инициативного проекта, получить экспертную оценку идеи.

Если у вас есть вопросы по защите ваших прав — пишите нам в раздел «Консультации». Эксперты «Так-так-так» всегда готовы помочь вам.

И подписывайтесь на обновления «Так-так-так»!

Вместе мы делаем мир справедливее.

Сайт «Так-так-так» создан для того, чтобы мы помогали друг другу. Вы тоже можете помочь, поддержав проект

Обязательная информация.

Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-так-так» внесен в Реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента. Мы обязаны размещать этот комментарий, исполняя требование существующего законодательства, но заявляем, что считаем решение Минюста необоснованным и оспариваем его в суде.

Написать комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Что такое местные инициативы

Действие ст. 26.1 не распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2021 (ФЗ от 20.07.2020 N 236-ФЗ).

Статья 26.1. Инициативные проекты

(введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)

1. В целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, в местную администрацию может быть внесен инициативный проект. Порядок определения части территории муниципального образования, на которой могут реализовываться инициативные проекты, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

3. Инициативный проект должен содержать следующие сведения:

1) описание проблемы, решение которой имеет приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части;

2) обоснование предложений по решению указанной проблемы;

3) описание ожидаемого результата (ожидаемых результатов) реализации инициативного проекта;

4) предварительный расчет необходимых расходов на реализацию инициативного проекта;

5) планируемые сроки реализации инициативного проекта;

6) сведения о планируемом (возможном) финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц в реализации данного проекта;

7) указание на объем средств местного бюджета в случае, если предполагается использование этих средств на реализацию инициативного проекта, за исключением планируемого объема инициативных платежей;

8) указание на территорию муниципального образования или его часть, в границах которой будет реализовываться инициативный проект, в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования;

9) иные сведения, предусмотренные нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

4. Инициативный проект до его внесения в местную администрацию подлежит рассмотрению на сходе, собрании или конференции граждан, в том числе на собрании или конференции граждан по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления, в целях обсуждения инициативного проекта, определения его соответствия интересам жителей муниципального образования или его части, целесообразности реализации инициативного проекта, а также принятия сходом, собранием или конференцией граждан решения о поддержке инициативного проекта. При этом возможно рассмотрение нескольких инициативных проектов на одном сходе, одном собрании или на одной конференции граждан.

Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может быть предусмотрена возможность выявления мнения граждан по вопросу о поддержке инициативного проекта также путем опроса граждан, сбора их подписей.

Инициаторы проекта при внесении инициативного проекта в местную администрацию прикладывают к нему соответственно протокол схода, собрания или конференции граждан, результаты опроса граждан и (или) подписные листы, подтверждающие поддержку инициативного проекта жителями муниципального образования или его части.

5. Информация о внесении инициативного проекта в местную администрацию подлежит опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение трех рабочих дней со дня внесения инициативного проекта в местную администрацию и должна содержать сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, а также об инициаторах проекта. Одновременно граждане информируются о возможности представления в местную администрацию своих замечаний и предложений по инициативному проекту с указанием срока их представления, который не может составлять менее пяти рабочих дней. Свои замечания и предложения вправе направлять жители муниципального образования, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случае, если местная администрация поселения не имеет возможности размещать указанную информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указанная информация размещается на официальном сайте муниципального района, в состав которого входит данное поселение. В сельском населенном пункте указанная информация может доводиться до сведения граждан старостой сельского населенного пункта.

6. Инициативный проект подлежит обязательному рассмотрению местной администрацией в течение 30 дней со дня его внесения. Местная администрация по результатам рассмотрения инициативного проекта принимает одно из следующих решений:

1) поддержать инициативный проект и продолжить работу над ним в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о местном бюджете, на соответствующие цели и (или) в соответствии с порядком составления и рассмотрения проекта местного бюджета (внесения изменений в решение о местном бюджете);

2) отказать в поддержке инициативного проекта и вернуть его инициаторам проекта с указанием причин отказа в поддержке инициативного проекта.

7. Местная администрация принимает решение об отказе в поддержке инициативного проекта в одном из следующих случаев:

1) несоблюдение установленного порядка внесения инициативного проекта и его рассмотрения;

2) несоответствие инициативного проекта требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставу муниципального образования;

3) невозможность реализации инициативного проекта ввиду отсутствия у органов местного самоуправления необходимых полномочий и прав;

4) отсутствие средств местного бюджета в объеме средств, необходимом для реализации инициативного проекта, источником формирования которых не являются инициативные платежи;

5) наличие возможности решения описанной в инициативном проекте проблемы более эффективным способом;

6) признание инициативного проекта не прошедшим конкурсный отбор.

8. Местная администрация вправе, а в случае, предусмотренном пунктом 5 части 7 настоящей статьи, обязана предложить инициаторам проекта совместно доработать инициативный проект, а также рекомендовать представить его на рассмотрение органа местного самоуправления иного муниципального образования или государственного органа в соответствии с их компетенцией.

9. Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора устанавливается представительным органом (сходом граждан, осуществляющим полномочия представительного органа) муниципального образования.

10. В отношении инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, требования к составу сведений, которые должны содержать инициативные проекты, порядок рассмотрения инициативных проектов, в том числе основания для отказа в их поддержке, порядок и критерии конкурсного отбора таких инициативных проектов устанавливаются в соответствии с законом и (или) иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае требования частей 3, 6, 7, 8, 9, 11 и 12 настоящей статьи не применяются.

11. В случае, если в местную администрацию внесено несколько инициативных проектов, в том числе с описанием аналогичных по содержанию приоритетных проблем, местная администрация организует проведение конкурсного отбора и информирует об этом инициаторов проекта.

12. Проведение конкурсного отбора инициативных проектов возлагается на коллегиальный орган (комиссию), порядок формирования и деятельности которого определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Состав коллегиального органа (комиссии) формируется местной администрацией. При этом половина от общего числа членов коллегиального органа (комиссии) должна быть назначена на основе предложений представительного органа муниципального образования. Инициаторам проекта и их представителям при проведении конкурсного отбора должна обеспечиваться возможность участия в рассмотрении коллегиальным органом (комиссией) инициативных проектов и изложения своих позиций по ним.

13. Инициаторы проекта, другие граждане, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, уполномоченные сходом, собранием или конференцией граждан, а также иные лица, определяемые законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять общественный контроль за реализацией инициативного проекта в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

14. Информация о рассмотрении инициативного проекта местной администрацией, о ходе реализации инициативного проекта, в том числе об использовании денежных средств, об имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных в его реализации лиц, подлежит опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Отчет местной администрации об итогах реализации инициативного проекта подлежит опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 30 календарных дней со дня завершения реализации инициативного проекта. В случае, если местная администрация поселения не имеет возможности размещать указанную информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указанная информация размещается на официальном сайте муниципального района, в состав которого входит данное поселение. В сельском населенном пункте указанная информация может доводиться до сведения граждан старостой сельского населенного пункта.

Источник

Как заставить власть потратить деньги на вас: система «инициативного бюджетирования»

Комитет гражданских инициатив (КГИ), созданный по инициативе бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина, начинает кампанию по внедрению в российских регионах механизмов инициативного бюджетирования (ИБ). Это система, при которой жители могут сами определять, куда потратить средства казны. В регионах к этому механизму относятся с интересом, но пока настороженно. Эксперты отмечают, что жителям не хватает инициативности, и указывают на трудности, которые могут возникнуть с финансированием проектов ИБ.

Что такое ИБ, и как это работает

19 ноября в Москве пройдет Общероссийский гражданский форум, посвященный формированию новых институтов, необходимых для социального и экономического развития России. В частности, на нем будет обсуждаться механизм инициативного бюджетирования. Уже сейчас один из организаторов форума – Комитет гражданских инициатив – готовит семинары с руководителями регионов и муниципалитетов для продвижения практики среди чиновников, ответственных за формирование бюджета. Кроме того, в стадии заполнения находится сайт проекта budget4me.ru, где каждый желающий может ознакомиться с практикой ИБ.

Инициативное бюджетирование – это один из видов так называемого партисипаторного бюджетирования, при котором граждане непосредственно участвуют в распределении средств региональной казны. В России одним из первых на уровне субъекта РФ этот опыт применил Ставропольский край, который в 2007 году включился в «Программу поддержки местных инициатив» Всемирного банка. С 2013 года к работе подключился КГИ: специалисты комитета разработали методику вовлечения граждан в бюджетный процесс и механизм реализации проектов. Впрочем, для применения механизмов ИБ не обязательно заключать формальные соглашения с какими-либо общественными организациями.

В упрощенном виде механизм выглядит так: формируя бюджет на следующий год, региональные власти закладывают в нем некоторую сумму, которую планируется направить на проекты, инициированные гражданами. Деньги распределяются в муниципалитеты, а уже местные администрации объявляют о проведении публичных собраний, на которых жители предлагают свои идеи. Как правило, речь идет об относительно небольших работах по благоустройству территорий: строительство детских площадок, ремонт дорог, облагораживание скверов. На этом этапе администрация и консультанты отсеивают проекты, не соответствующие формальным критериям (например, если их стоимость выходит за пределы заранее оговоренного региональными властями диапазона).

Отобранные проекты выносятся на общественное голосование, после чего инициативные граждане участвуют в составлении сметы проекта, а при необходимости – в его софинансировании. Подрядчик на проект выбирается через официальный портал госзакупок, а ход выполнения работ контролируют сами граждане, выступившие его инициаторами. Средства на проекты гражданской инициативы должны быть заложены или в бюджет региона, или в соответствующие региональные программы.

«Очевидно, что инициативное бюджетирование – важный элемент повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и эффективности бюджетных расходов. Предстоит усилить интеграцию деятельности в рамках «Бюджета для граждан» и инициативного бюджетирования, развить инициативное бюджетирование на региональном уровне власти», – заявлял ранее министр финансов РФ Антон Силуанов.

Что нужно сделать, если у вас есть инициатива

Если в вашем регионе работает программа поддержки местных инициатив или ИБ и вы хотите принять участие в работе, делать нужно следующее:

1. Узнайте в администрации муниципалитета, когда и где проходит собрание жителей по отбору проектов для участия в программе поддержки местных инициатив или ИБ.

2. Приходите на собрание и участвуйте в обсуждении наиболее актуальных проблем муниципалитета: отсутствие детских площадок, плохое состояние рекреационных зон, низкое качество воды и т. д. Предложите свой вариант решения проблемы. Если ваш проект получит поддержку большинства участников собрания, администрация начнет готовить конкурсную заявку для получения субсидирования. Кроме того, вы можете войти в состав инициативной группы (как правило, в нее входит от 3 до 5 человек), которая будет контролировать реализацию проекта на всех этапах.

3. Люди, попавшие в состав инициативной группы, помогают администрации в подготовке конкурсной документации. Они участвуют в процессе определения объема работ, разработке смет, подготовке фотоматериалов. Вместе с администрацией члены инициативной группы направляют заявку на региональный конкурс, на котором и будет решено, получит ли ваше поселение субсидию.

4. Если ваша заявка официально признана победителем конкурса и региональное правительство одобрило выделение субсидий, то инициативная группа начинает работу по сбору средств с населения, если в вашем регионе программа работает на условиях софинансирования. Параллельно с этим местная администрация готовит муниципальный контракт, условия которого вы также можете оценить на правах общественного контролера. Подрядчик определяется в соответствии с законом о госзакупках (№44 ФЗ).

5. Вместе с остальными участниками группы вы можете контролировать ход строительных работ. После их завершения вместе с главой поселения члены инициативной группы оценивают проведенные работы, отмечают недостатки, которые необходимо устранить, и подписывают акт сдачи объекта в эксплуатацию.

Сколько денег выделяют на ИБ?

Как рассказал Znak.com эксперт КГИ, руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Владимир Вагин, на сегодняшний день интерес к механизмам ИБ проявляет порядка 19 регионов России. «Единственное условие для участия в этом процессе – чтобы у региона было желание развивать эту практику, чтобы на эти цели выделялись средства. Необходимо также создать проектный центр инициативного бюджетирования – наш опыт показывает, что регионам нужны консультанты, которые помогут выстроить все эти процедуры», – рассказал он. В НИФИ уточняют, что проектный центр может существовать в различных формах: как организация, созданная на базе бюджетных учреждений (например, университета), как одно из подразделений органов власти или даже как некоммерческая организация. Главное – чтобы он давал региону и муниципалитетам квалифицированную консультационную поддержку при развитии ИБ.

По словам Вагина, на федеральном уровне развитие практики поддерживает министерство финансов РФ. «Объяснение простое: участие граждан в выборе приоритетов расходования внебюджетных средств существенно повышает эффективность расходов. Пока мы не можем сказать, насколько именно, но и социальные, и экономические эффекты со всей очевидностью об этом свидетельствуют», – уточнил он.

В Германии в год реализуется порядка 100 проектов инициативного бюджетирования на всю страну, а в бразильском городе Порту-Алегри, где впервые и появилось ИБ, доля партисипаторного бюджета может достигать 10-40% годового бюджета города.

Владимир Вагин отмечает, что при поиске средств для финансирования программ ИБ регионы могут либо изыскать дополнительные деньги, участвуя в различных правительственных программах и выигрывая гранты федерального бюджета, либо принять решение часть уже заложенных в бюджет денег выделять на основании механизма ИБ.

Среди российских регионов рекордсменами по субсидированию ИБ становились Тульская и Иркутская области, где в разные годы на эти цели выделялось примерно по 1 млрд рублей. Впрочем, никакой системы по объему бюджетных средств нет. Например, в республике Башкортостан, по словам Вагина, объем ежегодной программы достиг 300 млн рублей (годовой бюджет республики – 143,3 млрд рублей), а на весь Санкт-Петербург, где программа запустилась только в этом году, выделено всего 40 млн рублей при бюджете в 447,8 млрд рублей.

В Башкортостане на один проект выделяется не более 1 млн рублей. В 2016 году в региональном конкурсе на предоставление субсидий победили 458 проектов от поселений и муниципальных районов и 29 проектов от городских округов. Например, 767 тыс. рублей было выделено на щебеночный ремонт дороги протяженностью 1,3 км в деревне Раево, 1 млн направили на ремонт здания сельского клуба в селе Чуюнчи, в Уфе 829 тыс. рублей выделили на поставку оборудования для детской игровой площадки одному из местных ТСЖ.

Владимир Вагин подчеркивает, что инициативное бюджетирование в перспективе позволяет реализовывать более масштабные проекты. «В первую очередь речь идет о городской инфраструктуре, в которой люди заинтересованы. Например, сегодня люди в селах делают себе новый водопровод таким образом, всю систему – от водонапорных башен до автоматики, потому что там проблема водоснабжения стоит очень остро. В городах, конечно, вряд ли водоснабжение находится в числе приоритетных задач, но те же парки, водоохранные зоны и разного рода инфраструктурные проекты создаваться с участием граждан. Да, это несколько большие деньги, чем в привычном нам инициативном бюджетировании, но зато это те объекты, которые реально людей интересуют. Люди готовы относиться к нему как к своему, участвовать и в его создании, и в последующей эксплуатации», – констатирует он. Это косвенно подтверждается и материалами НИФИ, согласно которым граждане и бизнес Костромской области в минувшем году софинансировали проекты ИБ в объеме 119 млн рублей, что почти втрое больше, чем выделенная региональным бюджетом субсидия (40 млн рублей).

В 2016 году желание присоединиться к проекту выразила и Свердловская область, подав заявку на участие в соглашении со Всемирным банком. К числу «перспективных» регионов Урала, которые также могут принять участие в проекте в среднесрочной перспективе, КГИ также относит Челябинскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

В Свердловской области за последнее время неоднократно поднималась тема инициативного бюджетирования, в том числе она обсуждалась минувшим летом на промышленной выставке «Иннопром». Впрочем, как уточнил председатель бюджетного комитета свердловского заксобрания Владимир Терешков, работа по инициативному бюджетированию пока только в планах и реальные параметры проекта пока не просчитывались. В пресс-службе минфина Свердловской области сообщили, что вопрос «давно прорабатывается», но также не предоставили никаких подробностей. «Есть понимание, что это очень важная составляющая открытости бюджета. Но эта тема касается только муниципалитетов и совсем небольших территорий – это должно быть решением их жителей, участвовать или нет», – лишь сообщили в министерстве.

Как еще можно обустроить жизнь вокруг себя

В некоторых российских городах, в том числе в Свердловской области, уже реализуются альтернативные проекты по вовлечению граждан в бюджетный процесс. Например, в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга местная администрация пытается запустить программу «Обустрой свой двор», смысл которой в том, чтобы помочь собственникам многоквартирных домов благоустроить придомовую территорию. Бюджетные средства на реализацию проектов не выделяются: местная администрация оказывает только организационную и консультативную поддержку. «Огромное количество людей готовы высказывать свое недовольство, значительно меньшее – участвовать в общественном контроле, и совсем единицы готовы отдавать деньги на какие-то проекты», – делится опытом руководитель службы заказчика Орджоникидзевского района Алексей Беззуб. Но, по его словам, такие люди все-таки есть. «В этом году за бюджетный счет в районе был отремонтирован один спортивный корт, за миллион рублей. А на частные средства – где-то семь кортов, и средств было потрачено во много раз больше», – отметил он.

Алексей Беззуб указывает на то, что в случае с обустройством дворов жители многоквартирных домов выступают даже не как спонсоры, а как собственники, поскольку придомовая территория, как правило, принадлежит им. «За год силами собственников сделано около 30 дворов. Но в общей массе это количество незначительно, потому что в целом в Орджоникидзевском районе несколько тысяч таких дворов», – говорит он.

По словам Беззуба, «люди иногда готовы писать в прокуратуру, чтобы им управляющая компания починила, например, дорогу, но они не понимают, что этот вопрос не в компетенции УК». «Я объясняю им, что нужно просто «скинуться» и отремонтировать, но на этом этапе у многих наступает ступор», – добавляет он.

По информации районной администрации, стоимость работ в одном из дворов (строительство забора и организация новых парковочных мест на придомовой территории) составила более 1,6 млн рублей. Были использованы средства управляющей компании, а также целевые средства собственников, сбор которых будет производиться через квитанции из расчета порядка 8 рублей за кв. метр в течение 60 месяцев. Администрация и дальше планирует вести разъяснительную работу для вовлечения большего числа собственников в проект.

Система инициативного бюджетирования, по мнению Алексея Беззуба, может подтолкнуть развитие территорий. «Но это не должно быть «халявой» и на один раз. Например, программа «1000 дворов» (региональная комплексная программа благоустройства придомовых территорий за счет бюджета – прим. ред.), на мой взгляд, отбросила назад развитие наших дворов: люди просто продолжают ждать, когда за них все сделают. Надо будет честно сказать: вот это ваш двор, есть программа софинансирования, например, 50 на 50, она будет работать десять лет. И тогда работа пойдет – сначала за бюджетный счет, а потом и за счет собственных средств горожан, потому что «аппетит появится во время еды». Нет сложности в том, чтобы организовать работу по программе – сложность в том, что денег на нее не дадут», – считает он.

Почему люди безынициативны

Несмотря на потенциальные преимущества ИБ, на практике в регионах они внедряются довольно медленно. По мнению аналитика ГК «Финам» Тимура Нигматуллина, причина низкой популярности партисипаторного процесса бюджетирования в регионах и в России в целом – исторически сложившийся низкий уровень инициативы в этом отношении со стороны населения. «В свою очередь, безынициативность связана со многими факторами. Ключевым из них, пожалуй, является широкое использование практики делегирования функций налогового агента работодателю, который платит за работников НДФЛ и платежи в страховые фонды. Подобная практика очень сильно демотивирует население контролировать бюджетные потоки, так как они не воспринимаются как профинансированные из своего кармана», – полагает эксперт.

В свою очередь государство, по мнению эксперта, не было заинтересовано в развитии этого института ввиду того, что до недавнего времени львиную долю консолидированного бюджета формировали доходы, связанные с сырьевым экспортом, что снижало значимость платежей бизнеса и населения с точки зрения формирования доходной части бюджета всех уровней. «При использовании партисипаторного бюджетирования существенного увеличения эффективности расходования средств не наблюдается. Тем не менее ввиду общественного контроля кардинально снижаются коррупционные риски», – подчеркивает аналитик.

Член общественной палаты Екатеринбурга Екатерина Петрова полагает, что использование механизма госзакупок в проектах ИБ – слишком сложный путь.

«При действующей системе может возникнуть недопонимание между гражданами, которые предложили какой-либо проект, и формальными заказчиками по контракту – у чиновников все же свои представления о развитии общественных территорий, иногда весьма специфические. Кроме того, государственные закупки в подобных проектах – благоустройство, дороги – все идет через электронные аукционы, где определяющим фактором является цена. И есть вероятность на выходе получить подрядчика с копеечной ценой, для которого результат работ будет не так важен», – считает общественница.

По мнению Екатерины Петровой, более эффективным способом расходования средств могла бы стать грантовая система, организованная, в частности, через практику распределения так называемого «депутатского миллиона» – бюджетной субсидии, выдаваемой депутатам Свердловской области на реализацию наказов избирателей. «Если такую форму грантов зафиксировать, например, в законе о законодательном собрании Свердловской области, то все становится намного проще, и выгодоприобретателей становится больше», – уверена она. Во-первых, по ее словам, граждане в таком случае формируют сообщество, самоорганизуются, непосредственно участвуя в процессе местного самоуправления. Во-вторых, люди начинают видеть реальную пользу от депутатов, а депутаты получают возможность формировать лояльный электорат как задел на будущее. «При этом посредник в виде государства из процесса исчезает», – подчеркивает Петрова. По ее словам, схожая система сейчас эффективно работает за рубежом, например, в Нью-Йорке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *