Что такое месса в испании
Месса
Содержание
Этимология
Этимология слова «месса» остаётся спорной. Согласно одной версии оно связано с глаголом лат. mittere — «отпускать» и первоначально означало «отпуст», а затем распространилось на всю литургическую службу. Согласно второй гипотезе, оно восходит к латинскому лат. missio — «миссия, послание».
История
Чинопоследование римской мессы сложилось в первые века нашей эры. Примерно с IV века для Западной Церкви стали писаться сакраментарии — полные литургические тексты, но появился ряд местных обрядов в отправлении мессы (галликанский, амвросианский, мосарабский и др.). Помимо Библии, читались и другие книги (в литургии Часов — жития святых и проповеди). Полный индекс со ссылками на все чтения получил название «Спутника книг» — «Comes librorum» или «Liber comitis».
Позже, чтобы упростить процесс, тексты стали выписываться целиком в требуемом для литургии виде. В итоге был создан лекционарий. Под сакраментарием стала пониматься книга епископа или священника, которая содержала принадлежащие целебранту части евхаристической литургии (канон, коллекты, префации и т. д.). Потом получил свою книгу и хор, которая стала называться градуал, псалтерий, а чуть позже — гимнарий (или «liber antiphonarius» [«responsalis», «sequentialis»]). В конце IV века Амвросий Медиоланский в собрании наставлений для новокрещённых, озаглавленном «De sacramentis», процитировал центральную часть канона, где уже было ядро Римского канона мессы (слова «quam oblationem», то есть молитва перед консекрацией). В то же время из сакраментариев выделилось 3 самых главных и полных: Льва, Геласия и Григория, хотя их авторство не доказано. Древнейшим из них является сакраментарий Льва («Sacramentarium Leonianum»), сохранившийся в манускрипте VII века в капитулярной библиотеке в Вероне. Ему предшествовали небольшие книжки («libelli missarum»), содержавшие части мессы, существовавшие в Церкви того или иного диоцеза или местности, но не включавшие канон. Но древнейшим римским миссалом считается сакраментарий Геласия, более полный по сравнению с сакраментарием Льва, содержащий помимо канона несколько вотивных месс. Праздники в нём к тому же были расположены в соответствии с литургическим годом. Древнейший сохранившийся манускрипт его датируется VIII веком и включает часть галликанского обряда.
Понтификат Григория Великого стал крупной вехой в истории римской мессы. В ходе его реформы число изменяемых при каждой мессе молитв было сокращено до трёх — коллекта, секрета и послепричастной молитвы, были введены дополнительные формы «Communicantes» и «Hanc igitur». В то же время был создан знаменитый григорианский хорал. Чин в миссале Пия V 1570 г., если не считать небольших дополнений, очень точно соответствует порядку, установленному Григорием. Григорианский сакраментарий лёг в основу многих поздних, из которых основной — Адриановский, созданный Адрианом I для Карла Великого в 785 или 786 г. В стандартизации литургии в Империи Карлу помог Алкуин, восполнивший пробелы в римском сакраментарии введением фрагментов Геласианского. Алкуиновский римско-галликанский синтез стал окончательной формой римской мессы. Молитвы, произносящиеся у алтаря в своей нынешней форме стали самой поздней частью мессы. Они развились из средневековых обрядов частного приготовления к мессе и получили формальное утверждение в миссале Пия V. Однако практиковались они задолго до Реформации и появились в первом печатном издании римского миссала 1474 г. «Gloria» вводилась постепенно и сначала пелась лишь по праздникам на епископских мессах.
Миссал Пия V был приведён в соответствие с требованиями Тридентского собора и стал называться «Missale Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum» («Римский миссал, восстановленный по указаниям святого Тридентского Собора»). На его основании сформировалась Тридентская месса. Адриан Фортескье, автор «Описания церемоний римского обряда», в 1912 заметил:
Нет сомнений в том, что в каждой реформе можно найти то, что кто-то предпочёл бы не менять. Но справедливая и разумная критика признает, что проделанное Пием V восстановление литургии было в целом весьма удовлетворительно. Мерилом действий комиссии была древность. Она упразднила позднейшие витиеватости и устремилась к простоте, не разрушая, в то же время, красочные элементы, привносящие в суровую римскую мессу красоту поэзии. Она изгнала сонм длинных секвенций, постепенно загромоздивших мессу, но сохранила пять, несомненно, лучших из них; она сократила процессии и сложный церемониал, но сохранила действительно плодотворные церемонии, свечи, возложение пепла, пальмовые листья и прекрасные обряды Страстной недели. Несомненно, нам, жителям Запада, есть чему радоваться, имея римский обряд в форме, сохранённой миссалом Пия V |
После этого было несколько ревизий, но до Второго Ватиканского собора они не имели большого значения. Таковы были в частности бреве Климента VIII «Cum sanctissimum» от 7 июля 1604 г. и «Si quid est» Урбана VIII от 2 сентября 1634. Ватиканский градуал 1906 г. стал содержать возрождённые формы напевов, используемые целебрантом, которые должны быть включены в миссал.
В 1969 была провозглашена ревизия, опубликованная в римском миссале в 1970. Она включала 2 небольших заголовка — «Ordo missae» («Порядок мессы») и «Institutio generalis missalis Romani» («Общее руководство римского миссала»). Главными нововведениями Novus Ordo стали:
В 1975 и 2000 годах Иоанн Павел II сделал ещё несколько небольших ревизий.
7 июля 2007 года папа Бенедикт XVI в motu proprio Summorum Pontificum установил, что латинская месса может совершаться в двух формах: «ординарной», под которой имеется в виду Novus Ordo, и «экстраординарной», то есть тридентской (в редакции 1962 года).
Ординарный чин мессы
Экстраординарный (Тридентский) чин
По воскресеньям и праздникам перед мессой проводится омовение рук. Изначально перед этим никаких молитв не произносилось, но позже в литургических книгах появился 25-й псалом, где читается: «lavabo inter innocentes manus meas» («умываю руки свои между невинными»). Затем начинается собственно месса, которая делится на мессу для катехуменов и для верных.
МЕССА
Полезное
Смотреть что такое «МЕССА» в других словарях:
МЕССА — (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса… … Современная энциклопедия
Месса — (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МЕССА — (позднелат. missa итал. messa, нем. Messe), главное богослужение католической церкви (аналогично православной литургии). текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса bassa низкая… … Большой Энциклопедический словарь
МЕССА — (лат. missa отпущение). 1) римско католическая литургия. 2) музыкальные сочинения, исполняемые, во время литургии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕССА 1) римско катол. литургия, разделяющаяся так… … Словарь иностранных слов русского языка
месса — См. священнодействие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. месса богослужение, священнодействие, литургия, ярмарка, реквием, обряд … Словарь синонимов
Месса — часть католич. богослуженія (когда священникъ причащается, а дьяконъ обращается къ прихожанамъ: ite, missa est (идите собраніе распускается) и собравшіеся расходились). Такъ какъ во время церковнаго празднества часто бывали ярмарки, то Messe (нѣм … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Месса — (messe, лат. missa) нынешнее (со времен Тридентского собора)название литургии у католиков. О происхождении этого названия существуютразличные мнения; всего вероятнее, что оно происходит от латинскогоmittere, посылать, вследствие существовавшего в … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
МЕССА — МЕССА, мессы, жен. (франц. messe). Католическая литургия, обедня (церк.). || Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МЕССА — МЕССА, ы, жен. 1. В католической церкви: литургия. 2. Хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Месса (музыкальное произведение)
Месса — музыкальное произведение, которое представляет собой собрание частей католической литургии латинского обряда, тексты которой положены на музыку для одноголосного или многоголосного пения, в сопровождении музыкальных инструментов или без, для музыкального сопровождения торжественного богослужения в Римско-католической церкви и протестантских церквях высокого направления, например, в Церкви Швеции.
Мессы, представляющие собой музыкальную ценность, также исполняются вне богослужения на концертах, более того многие мессы позднейшего времени специально сочинялись либо для исполнения в концертном зале, либо по случаю какого-либо торжества.
Содержание
История
Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу XIV века музыка к 6 частям ординария заняла главенствующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на Cantus firmus. Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей считается английский композитор Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс было творчество Жоскена Депре (ок. 20 месс), который также был одним из первых, кто использовал прием пародии.
В XVII—XVIII веках было усилено концертное начало: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась т.н. месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.
В эпоху венских классиков важную роль отвели различным симфоническим методам развития, а в эпоху романтизма большое внимание уделялось оркестровке. Мессы сочинялись также на протяжении XX века, основываясь как на традициях, так и на новых течениях в музыке.
Современная история
В 1996 году шведским композитором Фредриком Сикстеном была написана «Месса в стиле джаз», на шведском языке, которая в 1998 году была исполнена на богослужении в шведской церкви в Венерсборге. Видеозапись мессы была показана на шведском телевидении [1] и получила много положительных отзывов в прессе.
В 2006 году в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии была впервые совершена месса под аккомпанемент тяжёлой металлической музыки, подобные богослужения получили название Металлическая месса (фин. Metallimessu ) и стали проводиться в разных финских церквях, собирая массы людей.
Структура мессы
Основной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей:
Большинство композиторских месс написано на этот текст ординария. В современных реконструкциях композиторских месс позднего Средневековья и Возрождения — в целях придания исполнению подлинного характера — текст ординария зачастую прослаивают песнопениями проприя, оригинальными монодическими или их многоголосными (композиторскими) обработками.
Богослужение, во время которого исполняется музыкальная месса, т.е. все части ординария полностью поются, — Торжественная месса или Высокая месса («Высокая месса» — в протестантском направлении Высокой церкви). Если неизменяемые части мессы не поются, а полностью или частично читаются, такое богослужение — Тихая месса или Низкая месса.
Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на одну неизменяемую часть мессы. Из наиболее известных — Kyrie соль минор RV 587, Gloria RV 589 и Credo ми минор RV 591 Антонио Вивальди, Gloria FP 177 Франсиса Пуленка.
Состав исполнителей
Состав исполнителей мессы долгое время определялся эпохой, предписанными церковным руководством (заказчиком) указаниями, канонами и традициями, но мог быть и по желанию самого композитора, поэтому мессы по своему составу весьма разнообразны. До XIX века мессы писались исключительно для мужчин, высокие партии в которых исполнялись мальчиками (дискант, альт) или мужчинами-контратенорами, а также кастратами, что важно учитывать при аутентичном исполнении.
Основные хоровые составы:
МЕССА
Смотреть что такое «МЕССА» в других словарях:
МЕССА — (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса… … Современная энциклопедия
Месса — (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МЕССА — (лат. missa отпущение). 1) римско католическая литургия. 2) музыкальные сочинения, исполняемые, во время литургии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕССА 1) римско катол. литургия, разделяющаяся так… … Словарь иностранных слов русского языка
месса — См. священнодействие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. месса богослужение, священнодействие, литургия, ярмарка, реквием, обряд … Словарь синонимов
Месса — часть католич. богослуженія (когда священникъ причащается, а дьяконъ обращается къ прихожанамъ: ite, missa est (идите собраніе распускается) и собравшіеся расходились). Такъ какъ во время церковнаго празднества часто бывали ярмарки, то Messe (нѣм … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Месса — (messe, лат. missa) нынешнее (со времен Тридентского собора)название литургии у католиков. О происхождении этого названия существуютразличные мнения; всего вероятнее, что оно происходит от латинскогоmittere, посылать, вследствие существовавшего в … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
МЕССА — МЕССА, мессы, жен. (франц. messe). Католическая литургия, обедня (церк.). || Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МЕССА — МЕССА, ы, жен. 1. В католической церкви: литургия. 2. Хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
МЕССА — центральное богослужение Римско католической церкви, католическая литургия, в ходе которой совершается таинство евхаристии, когда, согласно католическому вероучению, хлеб и вино, используемые в богослужении, пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса … Энциклопедия Кольера
Месса
Месса
Месса — музыкальное произведение, в составе которой лежит католическая литургия латинского обряда. Тексты наложены на музыку для одноголосного или многоголосного пения, в сопровождении музыкальных инструментов или без, для музыкального сопровождения торжественного богослужения в Римско-католической церкви и протестантских церквях высокого направления, таких как Церковь Швеции.
Уже начиная с 14 века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались, в основном, на основе постоянных частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу 14 века музыка к 6 частям ординария заняла лидирующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на Cantus firmus. Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей принято считать английского композитора Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс принадлежит творчеству Жоскена Депре (свыше 20 месс). Помимо этого Жоскена Депре первым применял приемы пародии.
В 17-18 веках основной акцент делался на концертное начало: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась так называемая месса-кантата, где отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.
В 2006 году в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии была впервые исполнена месса под аккомпанемент тяжёлой металлической музыки, которые впоследствии были названы как Металлическая месса (Metallimessu) и стали исполняться в разных финских церквях, собирая большое количество людей.
Главной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, состоящий из следующих частей:
I. Kyrie eleison — Господи, помилуй — единственная часть на древнегреческом.
II. Gloria in excelsis Deo — Слава в вышних Богу
III. Credo — ВеруюIV. Sanctus — СвятV. Benedictus — Благословен
VI. Agnus Dei — Агнец Божий
Состав исполнителей мессы на протяжении длительного периода времени опредилялся эпохой, канонами и традициями, но мог быть и по желанию самого композитора, поэтому мессы по своему составу довольно многообразны. До 19 века мессы сочинялись исключительно для мужчин, где высокие партии исполнялись мальчиками (дискант, альт) или мужчинами контратенорами, а также кастратами, что важно учитывать при аутентичном исполнении.