Что такое меренге танец
Энциклопедия танца: Меренге
Экспрессивная музыка меренге не позволит стоять на месте. Зажигательный танец провоцирует и манит, зовет влиться в темпераментные и чувственные па
Меренге – необыкновенно популярный танец в Латинской Америке. Его родина – Доминиканская республика. Этот танец весьма привлекательный для новичков, так как координация между движениями рук и ног здесь менее важна, чем в других латиноамериканских танцах. Именно легкость в овладении основными движениями меренге способствовала популярности этого танца далеко за пределами Доминиканской республики и Латинской Америки. Меренге танцуют во всем мире. Во многих школах, прежде чем приступить к обучению танцам латиноамериканской бальной программы, изучают меренге, так как, овладев его основными па, легче перейти к более сложным комбинациям других танцев.
История возникновения танца
Характерные движения танца породили и другие версии возникновения меренге. Согласно одной, танец придуман рабами, связанными цепями в шеренгу и вынужденными тянуть одну ногу. Другая версия связана с национальным героем одной из многочисленных революций в Доминиканской республике. Раненый в ногу герой был вынужден хромать и тянуть ногу. Благодарные соотечественники, подражая ему, во время танца делали то же самое.
В 19 столетии меренге стал одним из самых популярных танцев в Доминиканской республике и в странах Карибского региона. Ни одно празднество и не один танцевальный фестиваль не обходится без этого танца.
Что такое меренге?
Движения меренге носят чувственный, эротичный характер. Большую роль в танце играют элементы импровизации и флирта. Меренге – это парный танец, но, довольно часто в нем присутствуют сольные элементы, как возможность продемонстрировать партнеру и окружающим свое мастерство.
Основное движение танца – прогулочный шаг в такт музыке. Количество шагов зависит от желания танцующих. Основная трудность для начинающих танцоров заключается в том, что шаг меренге требует противоположного продвижения вправо.
Костюм для меренге предполагает множество самых разнообразных украшений.
Виды
Известно несколько видов меренге. Наиболее популярные из них считаются:
В обоих видах меренге пары не разделялись во время танца, но вторая разновидность танца характерна множеством фигур и танцевальных украшений.
В первозданном виде танец состоял из трех частей: пасео, меренге и халео. Но первая, медленная часть, быстро исчезла, а основная часть увеличилась с 8-12 тактов до 38-48. Третья часть – халео – включила в себя экзотические ритмы.
Особенности меренге
Главной особенностью танца является постоянный телесный контакт партнеров. Даже когда танцоры выполняют индивидуальные па, они никогда не отпускают руки друг друга. Танцоры могут выполнять меренге как плотно прижавшись друг к другу, так и на расстоянии вытянутой руки. Доминиканцы предпочитают танцевать меренге более обособленно друг от друга, чтобы иметь возможность продемонстрировать свое индивидуальное мастерство. В других странах Латинской Америки, наоборот, пара танцует, прижавшись друг к другу, подчеркивая чувственный характер танца.
С музыкальной точки зрения, особенностью меренге является изменение темпа в сторону ускорения, заключительная часть часто звучит намного быстрее, чем начальная.
Энциклопедия танца: Меренге
Экспрессивная музыка меренге не позволит стоять на месте. Зажигательный танец провоцирует и манит, зовет влиться в темпераментные и чувственные па.
Меренге – необыкновенно популярный танец в Латинской Америке. Его родина – Доминиканская республика. Этот танец весьма привлекательный для новичков, так как координация между движениями рук и ног здесь менее важна, чем в других латиноамериканских танцах. Именно легкость в овладении основными движениями меренге способствовала популярности этого танца далеко за пределами Доминиканской республики и Латинской Америки. Меренге танцуют во всем мире. Во многих школах, прежде чем приступить к обучению танцам латиноамериканской бальной программы, изучают меренге, так как, овладев его основными па, легче перейти к более сложным комбинациям других танцев.
История возникновения танца
Характерные движения танца породили и другие версии возникновения меренге. Согласно одной, танец придуман рабами, связанными цепями в шеренгу и вынужденными тянуть одну ногу. Другая версия связана с национальным героем одной из многочисленных революций в Доминиканской республике. Раненый в ногу герой был вынужден хромать и тянуть ногу. Благодарные соотечественники, подражая ему, во время танца делали то же самое.
В 19 столетии меренге стал одним из самых популярных танцев в Доминиканской республике и в странах Карибского региона. Ни одно празднество и не один танцевальный фестиваль не обходится без этого танца.
Что такое меренге?
Движения меренге носят чувственный, эротичный характер. Большую роль в танце играют элементы импровизации и флирта. Меренге – это парный танец, но, довольно часто в нем присутствуют сольные элементы, как возможность продемонстрировать партнеру и окружающим свое мастерство.
Основное движение танца – прогулочный шаг в такт музыке. Количество шагов зависит от желания танцующих. Основная трудность для начинающих танцоров заключается в том, что шаг меренге требует противоположного продвижения вправо.
В танце используется большое количество фигур, таких как вращение корпусом и бедрами, движения плечами во все ускоряющемся темпе. Партнер и партнерша находятся в положении подобном вальсу и выполняют основные па «paso de la empalizada» в сторону. Затем пара может выполнить фигуру «меренге для танцзала» — повороты по часовой или против часовой стрелки. Музыкальное сопровождение осуществляется под музыку размером 2/4 или 4/4.
Костюм для меренге предполагает множество самых разнообразных украшений.
Виды меренге
Известно несколько видов меренге. Наиболее популярные из них считаются:
салонный меренге (merengue de salón)
фигурный меренге (merengue de figura)
В обоих видах меренге пары не разделялись во время танца, но вторая разновидность танца характерна множеством фигур и танцевальных украшений.
В первозданном виде танец состоял из трех частей: пасео, меренге и халео. Но первая, медленная часть, быстро исчезла, а основная часть увеличилась с 8-12 тактов до 38-48. Третья часть – халео – включила в себя экзотические ритмы.
Существует еще и фольклорный меренге — «типико», этот танец и сейчас является составной частью доминиканских национальных шоу-программ.
Особенности меренге
Главной особенностью танца является постоянный телесный контакт партнеров. Даже когда танцоры выполняют индивидуальные па, они никогда не отпускают руки друг друга. Танцоры могут выполнять меренге как плотно прижавшись друг к другу, так и на расстоянии вытянутой руки. Доминиканцы предпочитают танцевать меренге более обособленно друг от друга, чтобы иметь возможность продемонстрировать свое индивидуальное мастерство. В других странах Латинской Америки, наоборот, пара танцует, прижавшись друг к другу, подчеркивая чувственный характер танца.
С музыкальной точки зрения, особенностью меренге является изменение темпа в сторону ускорения, заключительная часть часто звучит намного быстрее, чем начальная.
Танец Меренге
Меренге (исп. merengue) — музыкальный стиль и танец Доминиканской Республики, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран.
Музыка меренге
Меренге характеризуется быстрым темпом и условно состоит из трех частей: ритмическая часть, мелодическая часть, вокал.
Для исполнения меренге необходимо не менее трех музыкальных инструментов, два из которых — традиционные для Антильских островов: гуиро (или гуира) и тамбора. Тамбора — ударный инструмент африканского происхождения, деревянный барабан, обтянутый козлиными шкурами.
На тамборе играют, ударяя ладонью по одной стороне и деревянной палочкой — по другой стороне, а также по ободу.Гуиро — инструмент из плода сушеной тыквы, на которую наносили горизонтальные насечки, проводя по которым деревянной палочкой, извлекали звук.
В современном меренге также используется гуиро из жести, которая имеет вид трубки с гофрированными стенками. Оба этих инструмента отвечают за ритмическую часть меренге и используются как в фольклорном, так и в популярном вариантах.
Фольклорное меренге (merenguetpico)
Главным инструментом в «типико» — ансамбле является кнопочный аккордеон. Аккордеон дает яркий, насыщенный звук и оставляет широкий простор для импровизации.
Соло на аккордеоне — неотъемлемая часть фольклорных композиций. Аккордеонист в подавляющем большинстве случаев является также и лидером-основателем группы.
В фольклорном меренге также часто применяются мараки и язычковая маримба (marimbadelengetas). Последняя представляет из себя деревянный ящик с отверстием в передней части, частично закрытым металлическими пластинами. Играют на язычковой маримбе, ударяя по пластинам рукой либо оттягивая их.
Классическое и современное меренге
В современном меренге аккордеон практически не участвует. Его заменили клавишные — фортепиано и духовые — труба, тромбон, саксофон.
Труба и тромбон, как широко используемые в музыке «тропического» направления, делают мелодию веселой и торжественной. В частности, оглушительные партии труб характерны длямеренге с острова Пуэрто-Рико. Доминиканские музыканты чаще вводят в оркестр один или два саксофона; в этом случае мелодический рисунок становится более сглаженным. Фольклорные ансамбли в некоторых случаях также используют саксофон.
Танец меренге
Меренге — энергичный парный танец, движения которого носят легкий эротический характер; в этом танце очень важен элемент флирта и импровизации. Меренге нередко танцуется соло, как шоу-вариант.
Существует ошибочное мнение, что базовый шаг меренге имитирует хромающую походку, и поэтому меренге как танец — малопривлекателен и неинтересен для исполнения. Это мнение возникло в кругах танцоров, копирующих латиноамериканские танцы через современные бально-спортивные школы, а не непосредственно от носителей культуры.
Оригинальный танец меренге использует большое количество фигур и украшений, в частности, круговые движения бедер, вращение корпусом, движения плечами в убыстренном темпе. Многие из этих движений произошли из фольклорного варианта меренге.
История меренге
Зарождение музыкального жанра.
Происхождение меренге до сих пор вызывает споры. Имеется несколько версий зарождения этого жанра:
Первое меренге сочинил и исполнил Хуан-Баутиста Альфонсека(Alfonseca, JuanBautista, 1810—1875), доминиканский композитор, руководитель военных оркестров и автор первого гимна Доминиканской Республики
Впервые меренге прозвучало как триумфальная мелодия после битвы при Таланкере (1844), где доминиканские войска одержали победу над гаитянами (Rafael Vidal).
Историографы склоняются к мнению, что третья версия происхождения меренге наиболее правдоподобна. Так, в 1838—1849 годах получил широкое распространение танец упабанера (upahabanera), который вошел в моду сначала в Пуэрто-Рико, а потом и в Санто-Доминго.
Одно из движений этого танца называлось «меренге». Похоже, это название нигде не упоминалось до тех пор, пока полковник Альфонсека не начал включать фрагменты этой популярной мелодии в свои произведения.
Сначала меренге исполнялось с помощью народных инструментов, наиболее доступных, таких, как трес, куатро (разновидности карибских гитар), доминиканскаябандуррия.
В конце прошлого века в Доминиканскую Республику был завезен из Европы диатонический аккордеон, который, благодаря удобству в обращении с ним, заменил бандуррию и гитары. Но в то же время мелодические возможности аккордеона налагали некоторые ограничения на музыку, и поэтому меренге с тех пор практически не претерпело изменений.
Происхождение танца
Меренге стремительно завоевывало симпатии доминиканского общества и постепенно вытесняло некоторые другие танцевальные ритмы, такие, как тумба. Тумба была сложным танцем, требовавшим от танцоров больших физических усилий, в ней было одиннадцать фигур. Относительно простой танец меренге очень быстро занял место тумбы.
В те времена танец меренге представлял собой следующее: мужчина и женщина, обнимая друг друга, совершали движения в разные стороны и делали повороты направо или налево. Это называлось «салонное меренге» (merenguedesal?n), в котором партнеры никогда не разделялись. Также существовал другой вариант этого танца, «фигурное меренге» (merenguedefigura), где танцующие делали множество движений-украшений, но и в этом случае пары не разделялись.
Танец состоял из трех частей: пасео, меренге и халео. Пасео, выход пар под медленную мелодию, вскоре исчез. Меренге, основная часть танца, увеличилась с 8-12 тактов до 32-48. Халео, завершающая часть, также претерпела изменения благодаря включению в нее экзотических ритмов и в конце концов перестала быть составной частью меренге.
Развитие меренге до 1930 года
ХаймеКолсон, «Меренге». 1938.
Несмотря на то, что меренге быстро завоевало симпатии народа, высшее общество очень долго выступало против нового жанра, так как меренге имело африканские корни.
Другие доминиканские ритмы того же происхождения не подвергались нападкам со стороны аристократии, так как это были в основном ритуальные танцы, которые практиковались в сельской местности, вдалеке от состоятельного общества, в то время как меренге уже танцевали в бальных салонах наравне с классическими танцами.
Другой причиной того, что меренге долго находилось в немилости у состоятельных классов, были тексты песен. Большинство из них были вульгарны и изобиловали бранными словами, таким песням было не место в приличном танцевальном салоне.
В 1875 году президент Улисес Франсиско Эспайльят (Espaillat, UlisesFrancisco) начал кампанию за запрещение меренге. Это было уже не нужной мерой, так как меренге к тому времени уже ушло из больших городов и сделалось популярным в сельских регионах. Особенно широкое распространение оно получило в регионе Сибао (и, возможно, поэтому эта местность считается родиной меренге).
В начале ХХ века началось движение за возрождение меренге. Известные музыканты того времени хотели, чтобы меренге вновь зазвучало в салонах. Для этого тексты, сопровождающие музыку, необходимо было избавить от вульгарных выражений. Долгое время попытки оправдать меренге были безуспешны.
Ситуация резко изменилась в 1930 году, когда Рафаэль ЛеонидасТрухильо, кандидат в президенты, пригласил для своей предвыборной кампании народные оркестры (conjuntos), исполнявшие «pericoripiao», традиционное меренге. Большую роль в популяризации меренге сыграло и распространение радио.
Известные исполнители меренге в 1910—1930 годах: Франсиско «Ньико» Лора (Francisco «?ico» Lora), Антонио Абреу (AntonioAbreu).
Меренге в эпоху Трухильо (1930—1961)
Семья диктатора Трухильо всячески способствовала распространению народной доминиканской музыки. В этот период меренге начинает постепенно распространяться за пределы страны, благодаря росту количества радиостанций в Доминиканской Республике и во всем Карибском регионе. Известно, что уже в 30-е годы меренге-оркестры возникли в Венесуэле, Колумбии, США, на Кубе. В это время стали известными такие исполнители, как Альберто Бельтран (AlbertoBeltrn), АнхельВилория (?ngelViloria), Луис Калаф (LuisKalaff), ХосеитоМатео (JosetoMateo).
Меренге в наши дни
С падением диктатуры Трухильо в 1961 году меренге получило новое развитие. Демократизация доминиканского общества дала музыкальным коллективам большую творческую свободу. Как результат, мелодии меренге стали разнообразнее и насыщеннее. Тексты, ранее излишне политизированные, стали уходить в сторону более повседневных тем. В 60-е годы возникли такие коллективы, как «Комбо Шоу» Джонни Вентуры (ElComboShowdeJohnnyVentura), оркестры КукоВалоя (CucoValoy), Феликса дель Росарио (F?lixdelRosario).
В 70-е, в стремительно растущих городах — Санто-Доминго и Нью-Йорке, центре доминиканской эмиграции, — меренге приобретает статус популярной музыки. Меняется также концепция музыкальных коллективов, теперь они называются группами (в противовес оркестрам), наиболее известными из которых становятся Milly y LosVecinos, ConjuntoQuisqueya, WilfridoVargas y LosBeduinos, LosHijosdelRey.
В эпоху 80-х на доминиканскую музыку оказали влияние многие зарубежные музыкальные стили, в частности, рок и джаз. Это способствовало ещё большему росту мелодического разнообразия в меренге. Аранжировщики меренге вводят в обработки новые инструменты (скрипка, виолончель, синтезатор и другие).
Среди исполнителей становятся известными Хуан-Луис Герра и его оркестр «4.40» (JuanLuisGuerra y 440), ДиониФернандес (DioniFern?ndez), Алекс Буэно (AlexBueno), Рамон-Орландо Валой (Ram?nOrlandoValoy), Фернандо Вильялона (FernandoVillalona), СерхиоВаргас (SergioVargas), Рубби Перес (RubbyP?rez), «Братья Росарио» (LosHermanosRosario), и среди аранжировщиков — МануэльТехада (ManuelTejada).
В конце 80-х—начале 90-х, во многом благодаря усилиям двух музыкантов, доминиканца Джоси Эстебана (JossieEsteban) и пуэрториканца Альберто «Ринго» Мартинеса (Alberto «Ringo» Mart?nez), произошел рост популярности меренге в Пуэрто-Рико. Эстебан и Мартинес, основатели собственной группы LaPatrulla 15, создали множество новых молодежных групп, таких как Ca?aBrava, ZonaRoja, LasNenasdeJossie y Ringo; открыли много молодых талантов — в частности, популярных певиц Ольгу Таньон и Селинес (Celin?s).
Развитие музыкального жанра как в Пуэрто-Рико, так и в Доминиканской Республике идет практически параллельно. В этот период меренге приобретает статус коммерческой музыки — альбомы многих исполнителей попадают на музыкальные рынки Америки, Европы и Азии.
Однако, с середины 90-х пуэрториканское меренге претерпело значительные изменения, в основном в сторону упрощения ритма и мелодий. В конце 90-х возникло ещё одно течение — нью-йоркское меренге, которое отличалось ещё большим примитивизмом текстов и мелодий.
Также в конце 90-х в Доминиканской Республике и доминиканских общинах Нью-Йорка возросла популярность фольклорного «меренге типико». В 1997 году нью-йоркская группа Fulanito выпустила сенсационный альбом «Guallando», который явился сплавом меренге типико с современными городскими ритмами (рэп).
Музыкальные критики считают, что начиная с 2000 года меренге переживает кризис.
Коммерциализация меренге нанесла серьёзный ущерб самобытности жанра: множество групп-однодневок наполнило рынок альбомами низкого качества.
Тем не менее, «ветераны жанра», такие как Хуан-Луис Герра (JuanLuisGuerra), Милли Кесада (MillyQuezada), Джоси Эстебан, ВильфридоВаргас, продолжают работать над выпуском новых альбомов в надежде на будущее возрождение меренге.
Меренге (танец)
Анастасия Кулагина собрала несколько фактов о танце.
Самое основное,
что Вам надо запомнить:
Кстати, название пирожного по-французски пишется meringue, но суровые испанцы произносят так же, как танец.
У меренге есть корни в Венесуэле и на Гаити, однако основной его родиной считается Доминиканская республика.
История
Первые упоминания о «меренге» как музыкальном жанре относятся к середине XIX века. По одной из версий, «меренге» напрямую происходит от популярной в то время кубинской мелодии и танца «Upa habanera». Часть этого танца как раз и называлась «el merengue». По другой версии, меренге прозвучала как триумфальная мелодия после битвы при Talanquera (Таланкера) в 1844 (кстати, это год основания Доминиканской республики), где доминиканские войска одержали победу над гаитянами.
Есть ещё одна версия, согласно которой первую мелодию меренге написал и исполнил Хуан-Баутиста Альфонсека (Alfonseca, Juan Bautista, 1810—1875), доминиканский композитор, руководитель военных оркестров и автор первого гимна Доминиканской Республики.
История танца
По одной из версий, меренге — это танец рабов собиравших сахарный тростник. Рабы были скованы попарно и двигались в ритм барабана, который сопровождал их работу. Так возникла характерная для танца «хромота».
Другая версия обязана происхождением многочисленным доминиканским революциям. Вся деревня вышла приветствовать некоего хромого генерала. Из уважения все повторяли «хромоту» движений его танца.
По третьей версии, меренге возникла из смеси африканских танцев и французского менуэта, который слуги пытались повторить.
XIX век
Первые меренге еще называли «Perico ripiao» («Рваный попугай»), по названию борделя, где эта музыка исполнялась. Газетные статьи 70-х годов XIX века называли меренге пошлым танцем – тексты песен были весьма вульгарны. По этой причине доминиканская элита долго не принимала это направление. В 1875 году президент Улисес Франсиско Эспайльят (Espaillat, Ulises Francisco) даже ввёл запрет на меренге. Но к тому времени меренге ушло в сельскую местность, особо популярно оно было в регионе Cibao (Сибао) близь города Santiago (Сантьяго). Возможно поэтому Сibao часто считают родиной меренге.
XX век
В начале XX века популярными исполнителями меренге были Франсиско «Ньико» Лора (Francisco «Ñico» Lora), Антонио Абреу (Antonio Abreu). Звучало это так:
Огромную роль в популяризации меренге сыграл диктатор Рафаэль Леонидис Трухильо (Rafael Leonidas Trujillo). В годы его правления с 1930 по 1961 музыка меренге стала национальным символом (Трухильо сам был родом из сельской местности и посчитал что сельский стиль музыки для этого уместен). Очень много песен было написано по его заказу: тексты были политические и восхваляли Трухильо.
С падением диктатуры Трухильо меренге получило творческую свободу. Мелодии стали разнообразней, а тексты ушли от политизированности в сторону повседневных тем.
Структура танца
Первоначально меренге танцевали не в парах, но в общем круге, причём партнёр и партнёрша находились на расстоянии вытянутых рук. Танец состоял из трёх частей:
Со временем пасео исчезло из танца. Основная часть увеличилась до 32-48 тактов. В халео добавлялись экзотические ритмы, а затем оно тоже перестало быть частью меренге.
Первоначально различали два типа меренге:
На заставке — картина Jose Morillo
История возникновения танца меренге
Меренге – зажигательный и чувственный танец, привлекающий своим темпераментом, экспрессией. Родиной танца является Доминикана. Меренге является любимым танцем у латиноамериканцев. Благодаря легкости движений и простоте становится все больше поклонников данного танца по всему миру.
История возникновения танца меренге до сих пор вызывает многочисленные споры. Наиболее распространены следующие версии появления танца:
1. Музыку для танца написал доминиканский композитор Хуан – Баутисту Альфонсеке, который был руководителем военного оркестра. Именно он сочинил и исполнил первый гимн Доминиканы;
2. В честь победы доминиканских войск над гаитянскими прозвучала торжественная мелодия после сражения, которая состоялась в 1844 году. Мелодия вдохновила на появление танца. Считается, что танец появился в провинции Сиабо. В 1844, когда шли бои с гаитянскими войсками, одержавшие победу доминиканские солдаты напевали веселую песню, которая высмеивала сбежавшего с поля боя командующего одного из доминиканских полков. В середине 19 века это мелодия звучала повсеместно и стала любимой и популярной, полностью заменив другие ритмы того времени;
4. Еще по одной версии происхождение меренге стало возможным благодаря рабам, возделывающим плантации сахарного тростника. Чтобы рабы не сбегали, их за ноги пристегивали оковами друг к другу. Поэтому они тянули одну ногу. Чтобы рабы работали в определенном темпе, надсмотрщик бил их розгами, задавая скорость;
5. После одной из многочисленных войн в Доминикане прославленный солдат, получивший ранение в ногу, после победы вернулся в свое село. Жители стали праздновать победу, прославляя подвиги бойца. В его честь они копировали движения и прихрамывали на одну ногу, так и появился знаменитый на весь мир танец.
Сначала музыку для танца меренге исполняли на трех и четырехструнной гитаре, доминиканской бандуррии. А когда в республику был ввезен аккордеон, то музыка стала воспроизводиться на нем. Именно поэтому за многие годы мелодия танца остается неизменной.
Музыка танца очень многогранна и на его протяжении может изменяться, увеличивая скорость ритма, что вносит огромное количество радости и положительных эмоций исполнителю.