Что такое меню раскладка в детском саду
СОСТАВЛЕНИЕ ЕЖЕДНЕВНЫХ МЕНЮ-РАСКЛАДОК
На основании перспективного меню ежедневно медицин-
ская сестра составляет меню-рас кладку (в 2 экземплярах
под копирку), являющуюся документом для получения про-
дуктов из кладовой и рабочей ведомостью для повара по
расходу продуктов на блюда в отдельные приемы пищи.
1 Приказ Министерства здравоохранения СССР, Министерства просве
щения СССРн Министерства торговли СССР «Об организации правильного
питания детей в учебно-воспитательных и лечебно-профилактических
учреждениях» от 31 марта 1980 г № 1—87/2556/08—5/23—5 и от 11 апреля
1980 г. № 26-М.
Один экземпляр передается повару, другой остается у заве-
дующей, которая по истечении дня передает его в бухгалте-
рию. По этому экземпляру меню-раскладки бухгалтерия
списывает продукты и ведет накопительную ведомость по
учету израсходованных за месяц продуктов.
В меню-раскладке проставляют дату, общее количество
питающихся детей и отдельно детей, находящихся в учреж-
дении в данное время, а также количество питающихся
сотрудников. Дети, получающие индивидуальное питание,
выделяются отдельной графой. В специальной графе пере-
числяются блюда на каждый прием пищи и указывается
расход продуктов для их приготовления.
В меню-раскладке точно указывается полное наименова-
ние продукта и его сорт, категория, вид технологической
обработки (мясо или птица 1-й или 2-й категории, рыба с
головами или филе, молочные продукты с указанием жир-
ности и т. д.). Расход продуктов одного и того же наименова-
ния определяется на каждое блюдо в отдельности, а не на
все приемы пищи. Например, в обед расход Картофеля или
масла проставляется на первое и второе блюдо не общей
Цифрой, а на каждое в отдельности. Расход продукта на
изготовление блюда (цифра в числителе) должен соответ-
ствовать принятой рецептуре, картотеке. Произвольная вы-
писка продуктов на блюда не допускается. Она ведет к от-
клонениям в составе питания, нередко бывает причиной
Не Довложения и занижения калорийности, а подчас завуали-
рованного злоупотребления. На практике к таким же послед-
ствиям приводит и недифференцированный подход к выписке
продуктов на блюда для детей разного возраста в детском
дошкольном учреждении (ясли-сад). Например, первое блюдо
по меню для детей всех возрастов готовится в одном котле.
Выход его для детей дошкольного возраста — 250 г, для
раннего — 150 г, т. е. на 40% меньше. Значит продукты,
выписанные на всех детей одинаково, не могли быть израс-
ходованы полностью, что может рассматриваться как вы-
писка дополнительных продуктов, наносящая ущерб питанию
1етей.
Раскладка для приготовления того или иного блюда
должна быть постоянной. Если по принятой рецептуре не
достигается необходимое качество блюда, например, при
указанном количестве крупы каша получается слишком гу-
стая или наоборот, тогда проводят пробную варку в при-
сутствии медработника и представителя группы народного
контроля. Результаты пробной варки оформляют актом. Акт
утверждается заведующей детским учреждением и является
обоснованным документом для расхода продукта на данное
блюдо.
Чтобы улучшить качество блюд и разнообразить меню,
квалифицированным поварам предоставляют возможность
разрабатывать свои «фирменные» блюда. Однако, прежде
чем готовить эти блюда детям, необходимо продегустировать
их в присутствии заведующей, врача, медсестры и персонала
детского учреждения. Введение такого блюда в меню согла-
совывается с врачом санэпидстанции.
В тех случаях, когда какой-либо продукт для составлен-
ного меню своевременно не доставлен, он должен быть за-
менен на равноценный: белковые продукты заменяются на
белковые, овощи — другими овощами. Так, продукт, содер-
жащий животные белки, например мясо, следует заменять
рыбой, творогом, яйцами. Нельзя допускать замену мяса и
рыбы мучными и крупяными изделиями. В зимне-весенний
период возможна замена свежих овощей квашеными, а све-
жих фруктов — консервированными, сухими фруктами или
соками. Не допускается замена овощей крупами, молока сме-
таной, компотом, чаем. Молоко вообще не должно ничем за-
меняться. В отдельных случаях допускается использование
сухого или сгущенного молока.
Замену продуктов проводят с таким расчетом, чтобы
количество белка и жира в суточном рационе не изменялось.
При этом пользуются таблицей замены продуктов (приложе-
ние, табл. VI). Например, намечено было приготовить рыбное
блюдо, но рыба в учреждение не доставлена. В этом случае
по картотеке подбирают подходящее мясное блюдо, учитывая
стоимость и, главное, содержание животного белка в нем.
При составлении меню-раскладки нужно учитывать су-
точный объем пищи и массу каждого блюда. Объем пищи
должен соответствовать возрасту ребенка (табл. 6).
Таблица 6. Примерный объем (в мл) илн средняя масса (в г) отдельных блюд для детей от 1 года до 14 лет * |
* По рекомендациям: Организация питания в детских стационарах: Метод, указания /М во здравоохранения СССР.— М., 1984.— 32 с. |
Для детей с индивидуальным питанием в меню-раскладку
вносится коррекция в соответствии с их потребностью в
питательных веществах и энергии на 1 кг долженствующей
массы тела, которая соответствует возрасту. Дети раннего
возраста должны получать на 1 кг массы тела беЛка и жира
по 3,5—4 г, углеводов — 15—16 г, 95- 110 ккал, дошколь-
ного — соответственно по 3—3,5 г белка и жира, углеводов —
12—15 г, 90—100 ккал.
Ребенку с избыточной массой мучное блюдо заменяют
овощным, часть белого хлеба — черным, уменьшают порцию
каши, вместо картофельного гарнира дают содержащий
меньше углеводов капустный, вместо сладкого компота —
яблоко и т. д.
У детей с недостаточной массой тела стремятся развить
аппетит, давая перед обедом дрожжевой напиток, кусочек
сельди или соленого огурца. Важно, чтобы такие дети обяза-
тельно ели первое блюдо, в особенности овощные супы, так
как они стимулируют работу пищеварительных желез. Вна-
чале можно давать не всю порцию. Иногда вместо общего
первого блюда им предлагают 100 г мясного бульона. Это
подготовит интенсивную пищеварительную обработку вто-
рого, более калорийного блюда и лучшее его усвоение.
Родителям детей с недостаточной массой тела необходимо
разъяснить, что в питании не следует злоупотреблять жир-
ными и сладкими блюдами, снижающими аппетит. Лучше
давать белковые продукты, побольше овощей и фруктов.
Ответственным моментом при составлении меню-рас-
кладки является определение выхода блюд. Без этого нельзя
проконтролировать вложение продуктов, а также правильное
распределение пищи между детьми.
Выход каждого блюда отмечается в меню-раскладке и в
меню, которое вывешивается для родителей. Причем во вто-
рых блюдах раздельно указывают выход мясного или рыб-
ного изделия, гарнира, соуса и других продуктов, дополняю-
щих его. Отдельно записывают выход блюд для детей ран-
него и дошкольного возрастов.
Меню-раскладку с подробным указанием выхода блюд
подписывают медицинский работник, повар и утверждает
заведующий детским учреждением.
Для определения выхода блюд учитывают процент отхо-
дов при холодной обработке и изменение массы продукта при
тепловой. Некоторые Продукты (мясо, рыба, овощи) при теп-
ловой обработке уменьшаются в массе. Для них определяют
потерю массы Другие продукты (крупы, макаронные изде-
лия, мука) увеличивают массу, дают привар, припек. Эти
данные приведены в специальных таблицах (приложение,
табл. I—IV), в которых указаны отходы при холодной обра-
ботке: для овощей с учетом сезонных изменений их качества,
для мяса с учетом упитанности (говядина 1-й и 2-й катего-
рии), для рыбы в зависимости от ее вида (хек, морской
окунь и т. д.) и способа технологической обработки (рыба
с головами, без голов, филе).
Потери при тепловой обработке указаны в таблице 12.
Для ряда продуктов более точный выход определяется
только в процессе приготовления пищи. На величину его
влияет качество продукта, количество изготовляемых пор-
ций, интенсивность нагрева и т. д.
Выход мясных блюд. Поясним, как определяется выход
котлет, на примере. Согласно таблице I (приложение), отходы
при холодной обработке мяса 1-й категории составляют 26 %,
для мяса 2-й категории — 29,5 %. Это значит, что из 1 кг
мяса 1-й категории выход мякотн составит (1000 — 260) =
= 740 г, а из мяса 2-й категории — (1000 — 295) = 705 г.
Процент отходов дается в целом по туше. Однако детские
учреждения получают в большинстве случаев отдельные
части туши, поэтому практический выход мякоти будет не-
сколько иной. Как же определить выход, если, например,
из мяса по меню необходимо приготовить котлеты?
Разберем два варианта (с мясом 1-й и 2-й категории).
Получена котлетная часть говяжьего мяса 1-й катего-
рии, из которой фактический выход мякоти соответствует
расчетному. Раскладкой намечено приготовить котлеты паро-
вые для детей раннего возраста и жареные для детей до-
школьного возраста.
Меню-раскладка продуктов для приготовления котлет
Что не так с питанием в детских садах
И почему это надо менять
Я нутрициолог — помогаю людям построить сбалансированный рацион и здоровые отношения с едой.
Я работаю не только со взрослыми, но и с детьми. Например, составляю меню для частных детских садов, которые ориентированы на доказательный подход к здоровью.
Меню в детском саду должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам для детских учреждений и методическим рекомендациям Роспотребнадзора. Эти нормы должны поддерживать здоровье детей — будущих взрослых.
Но на практике российские нормы питания сильно отличаются от общемировых рекомендаций: детям предлагают слишком много калорий и мало полезных веществ.
Расскажу, что не так с питанием в детских садах России и как это можно исправить.
Как победить выгорание
Как составляют меню в детских садах
Еду для детей могут готовить прямо в садике или заказывать у организаций общепита. Если сад готовит еду самостоятельно, ему придется выполнять все требования к организации питания: помещению, оборудованию, сырью. Например, кухня должна включать семь помещений. Такие возможности есть не у каждого детского сада.
СП 2.4.3648-20 — санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
Если детский сад заказывает еду в учреждениях общепита, то достаточно одного помещения для организации питания — там еду разогревают, режут, складывают и едят. В этом случае количество и площадь помещений привязаны к количеству детей: на одного человека должно приходиться не менее 0,7 м2.
Как бы ни добывал питание детский сад, меню должно соответствовать определенным правилам. Эти правила устанавливает не садик и не городская администрация, а Роспотребнадзор и санитарный врач России — именно они подготовили документы, которые лежат в основе планирования меню в детских садах России:
Методические нормы по рациональному питанию объясняют, сколько калорий, белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов должен получать россиянин в зависимости от пола, возраста и типа труда — умственного или физического. Эти рекомендации разработал НИИ питания РАМН, а утвердил Роспотребнадзор в 2008 году.
Рекомендации в целом не противоречат общемировой практике. Например, доля белков животного происхождения должна быть 60% — такое же количество рекомендуют и в других странах. Количество овощей и фруктов в нашем меню тоже похоже на общемировые нормы, а вот сахара и калорий ощутимо больше.
Новая версия санитарно-эпидемиологических норм по питанию детей, или коротко санпин, вступила в силу в январе 2021 года и будет действовать минимум шесть лет. В этом документе главный санитарный врач России объясняет, как должно выглядеть меню и какими должны быть продукты, а также как их хранить. Например, нельзя хранить на одной полке в холодильнике охлажденное мясо и овощи, а питьевую воду в кувшине нужно менять каждые три часа, даже если дети не выпили все.
В санпине есть особые требования к ежедневному питанию детей-сирот. Им нужно давать больше овощей — 300 вместо 220 г, фруктов — 260 вместо 100 г. Но объем неполезных продуктов тоже увеличивается. Например, суточное употребление сахара доходит до 55 г, в то время как дети 3—7 лет без статуса сироты получают 30 г.
Если нарушать нормы санпина, можно получить штраф: заведующий детским садом заплатит от 5000 до 10 000 Р — это суммы для должностных лиц. То, как на кухне соблюдают правила, проверяет Роспотребнадзор: после жалобы родителей или по графику — раз в три года.
Но есть в этом санпине и такие требования, которые не смогут как-то улучшить здоровье детей, а скорее, наоборот, в долгосрочной перспективе могут привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и ожирения. Особенно это касается переизбытка сахара, калорий и одновременного недобора клетчатки и ненасыщенных жиров.
Некоторые пункты нашего санпина расходятся с рекомендациями международных ассоциаций, занимающихся охраной детского здоровья: Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН, Европейского сообщества гастроэнтерологов, гепатологов и специалистов пищевой индустрии, Национального института здравоохранения США и Минздрава Великобритании.
Чтобы показать отличия в системе питания детей, мы сравнили рекомендации санпина с практикой других стран и рекомендациями ВОЗ. Для этого мы изучили 10 дневных меню в случайно выбранных детских садах в крупных городах России: по два понедельника, два вторника и так далее. Чтобы верно оценить количество рыбы, мы взяли меню двух четвергов — «рыбных» дней.
Вот эти меню, вы тоже можете их изучить:
Итак, вот какие проблемы есть в меню в российских детских садах.
Слишком много калорий
Санпин рекомендует детям 3—7 лет употреблять 1800 ккал в сутки. На практике этот показатель выше. Например, меню в одном московском детском саду содержит блюда с общей питательной ценностью 2220 ккал.
ВОЗ рекомендует девочкам 4—6 лет употреблять 1545 ккал в сутки, мальчикам — 1715 ккал. Средним значением для дошкольников независимо от пола будет 1630 ккал.
Вот нормы в других странах:
Стоит учесть, что в западных рекомендациях указаны нормы калорий за весь день. Но дети едят не только в саду, поэтому российские 1800 ккал только за время в садике могут быть для дошкольника перебором. Возможно, такая высокая калорийность блюд в санпине обусловлена тем, что не все дети охотно едят в садике: многие оставляют на тарелке половину порции и даже больше. Тем не менее у каждого третьего российского ребенка до 13 лет есть лишний вес — и этот показатель растет с каждым годом.
Слишком много свободных сахаров
По санпину детсадовец может съедать от 30 г сахара в сутки. Но Европейское сообщество специалистов по питанию детей рекомендует употреблять только до 20 г.
При этом по факту суточное меню в детских садах содержит больше сахара. Например, по вторникам в детском саду в Казани дети получают 40 г сахара — мы смогли легко это посчитать, потому что администрация указала количество сахара в ежедневном меню.
В садах, где не указано общее количество сахара в меню в день, мы считали его по рецептам для поваров — технологическим картам. В России блюда, которые предприятия общепита могут готовить для детей, перечислены в утвержденных сборниках. Готовить другие блюда или отступать от утвержденных рецептов запрещено.
Поэтому если мы хотим узнать, по какому именно рецепту готовят манную кашу или сколько сахара, манки и молока в нее кладут, мы можем посмотреть эту информацию в сборнике рецептур. На десять выбранных садов мы получили среднюю цифру — 67 г сахара в день.
Это не противоречит санпину, поскольку в правилах указан не верхний предел сахара, а минимум.
Выходит, что ежедневно дети съедают в 3,5 раза больше безопасного количества сахара. Главные источники свободных сахаров в рационе детей в детских садах — компоты, чаи и витаминизированные напитки.
Для детей-сирот особые правила: к завышенным нормам потребления сахара им добавляют еще около 40% и вместо 30 г дети получают минимум 55 г сахара в сутки.
Слишком много соли
Однако ВОЗ рекомендует уменьшать количество соли для детей исходя из их потребностей в энергии по сравнению со взрослыми. Например, если взрослый человек в среднем употребляет 3000 ккал в день, а дошкольник — 1630 ккал, то в сутки ребенок должен получать 2,7 г соли. Это значит, что нормы потребления соли в санпине завышены почти в два раза по сравнению с рекомендациями ВОЗ.
На деле же вычислить, сколько соли в день съедает ребенок в детском саду, практически нереально: производители в России не обязаны указывать, сколько соли содержится в 100 г продукта.
Замена фруктов соками и неизвестное количество клетчатки
Санпин разрешает заменять одни продукты другими: например, вместо говядины давать детям говяжью печень, вместо питьевого молока — сгущенное с сахаром, а свежие фрукты заменять соком. Замены разработаны с учетом пищевой ценности, то есть калорий. Количество клетчатки, витаминов и минералов, судя по всему, значения не имеет.
В меню в детских садах мы видим, что свежие фрукты дети получают раз в день — на второй завтрак. Обычно это груша, яблоко или апельсин: каждый детсадовец съест 80—100 г. Если на кухне решили заменить фрукт соком, то порция будет больше: 106—133 г сока.
Но такая замена фруктов соками снижает количество поступающей клетчатки и увеличивает и без того высокое содержание свободных сахаров в детском меню.
Количество фруктов для детей и взрослых — рекомендации Министерства сельского хозяйства США
Клетчатка — неперевариваемый компонент продуктов, важный источник пищи для микроорганизмов в человеческом кишечнике. Она снижает риск развития неинфекционных заболеваний и смерти от них. Взрослым рекомендуют 25—29 г клетчатки в день. Детям нужно меньше: ребятам старше 3 лет — 10—20 г клетчатки в сутки по нормам Роспотребнадзора и 15—20 г по нормативам Минздрава Великобритании.
Мы не знаем, выдерживается ли эта норма в садиках: в параметрах меню фигурируют калории, белки, жиры и общее количество углеводов, но сколько там клетчатки, мы можем только догадываться.
Хотя клетчатка и относится к углеводам, говорить о ее количестве, основываясь на общем количестве углеводов в продукте, нельзя. Например, 30 г углеводов может быть в одном банане, двух морковках или одном батончике «Твикс». При этом в шоколаде почти не будет клетчатки, но будет 18 г сахара, а в банане и моркови — 0 свободных сахаров и 5,4 г клетчатки.
Слишком мало овощей
Детям до 7 лет санпин рекомендует съедать 220 г овощей и 140 г картофеля в сутки. Это соответствует мировой практике, но есть проблема: фактически в детских садах эта норма не выдерживается.
Мы сравнили 10 меню, и, судя по ним, в среднем дети получают примерно 190 г овощей и 93 г картофеля — это на 21% меньше необходимой нормы.
Много ультраобработанных продуктов
В эту категорию входит обработанное мясо — сосиски и колбаса — и другие продукты глубокой переработки: выпечка, кондитерские изделия, сладкие напитки. По российским нормам детям нельзя давать сырокопченую колбасу, а вареную можно включать в меню только в детских домах: воспитанник 3—7 лет получит 10 г колбасы в сутки.
Зато в обычных детских садах разрешены другие ультраобработанные продукты: выпечка, хлеб, фруктовые соки. Такая еда содержит много калорий, но мало питательных веществ.
Исследования показывают, что дети, которые регулярно получают 30—50% калорий из ультраобработанных продуктов, чаще сталкиваются с нарушением липидного обмена и ожирением. Исследования на взрослых показывают, что у людей, которые получают больше 15% всех калорий из ультраобработанных продуктов, риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 58% выше.
В меню типичного дня детсадовца больше 21% калорий представлено в виде продуктов с высокой калорийностью, но невысокой питательной ценностью: соков, компотов и чая с сахаром, выпечки, джемов и хлеба из муки высшего сорта.
Такое питание может повысить риск развития ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Кроме того, ультраобработанные продукты могут вытеснять другую еду из рациона: дети активнее едят сладкую кашу, белый хлеб и выпечку, чем овощи, фрукты, рыбу и бобовые.
Слишком мало растительного белка
Роспотребнадзор рекомендует употреблять 35 г растительного белка в сутки. Такой белок содержится преимущественно в бобовых и орехах, а их в текущем меню в детских садах крайне мало или нет совсем. Недобор по этим пищевым группам приводит к недобору по клетчатке и ненасыщенным жирным кислотам — главным компонентам диетической профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и рака.
Из 10 исследуемых меню ни в одном не оказалось орехов. Растительный белок дети получают в основном из гречневой каши, зеленого горошка и немного из хлеба.
Слишком мало рыбы
Американская академия педиатрии и Минздрав Великобритании рекомендует есть две порции рыбы в неделю, причем в одной порции должна быть рыба жирного сорта, например скумбрия или лосось. Для детей это количество рыбы — около 60 г в неделю.
Текущие правила рекомендуют давать российским дошкольникам 37 г рыбы в день, в том числе слабо- или малосоленой. Это адекватное количество, однако на практике рыбу часто заменяют мясом или молочными продуктами. Так можно: в таблице замен в санпине указано, что вместо 100 г трески можно предложить ребенку 87 г говядины или 105 г творога.
Но в этом случае норма рыбы не выдерживается. А рыба и морепродукты — единственный гарантированный источник омега-3 ненасыщенных жирных кислот в рационе. Тех самых, которые ассоциируются со снижением рисков сердечно-сосудистых заболеваний.
Из 10 детсадовских меню, которые мы изучили, блюда из рыбы были только в половине. Если посчитать средний вес рыбных блюд, то получим 57 г — похоже на нормальное количество. Но на деле вес порции складывается не только из веса рыбы. Например, в уху из минтая кладут картофель, морковь и масло. Скорее всего, чистой рыбы дети получают около 30—40 г в неделю — это в два раза ниже нормы.
Почему это проблема
Такое меню не нанесет вреда ребенку ни за день, ни за неделю, ни за две. Но за несколько лет могут сформироваться нездоровые привычки в питании.
Ребенок, привыкший завтракать манной кашей, батоном и чаем с сахаром, с высокой долей вероятности вырастает во взрослого, для которого такой завтрак — норма.
Регулярный дисбаланс в питании — фактор риска развития ожирения, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Получается, что, закладывая детям нездоровые привычки в питании, мы растим из них взрослых с рисками развития смертельных заболеваний.
Что можно изменить
Глобальное изменение меню в детских садах — сложный и долгий процесс, целиком завязанный на государственные органы. Любое отступление от меню чревато и для администрации садика, и для поставщика еды, решившего положить поменьше сахара в компот. Поэтому обвинять садик в плохом меню непродуктивно.
На уровне государства необходимо пересмотреть нормы калорий — вероятно, это поможет снизить суточное количество сахара в детских меню. Также необходимо пересмотреть нормы в санпине: увеличить количество овощей, рыбы, бобовых, орехов и цельнозерновых углеводов, снизить количество соли, исключить замену фруктов соками, а напитки с добавленным сахаром детям вообще не давать.
Однако частным детским садам можно и самим кое-что предпринять, чтобы питание детей стало более сбалансированным. Например, они могут утверждать меню, выбирать другого поставщика еды или готовить самостоятельно. Да, меню должно соответствовать требованиям санпина, но норму в 1800 ккал можно получить не за счет сладких булочек и каши из обработанного зерна, а благодаря бобовым, жирной морской рыбе, цельнозерновым углеводам, большому количеству овощей и фруктов, молочной продукции без сахара.
Так у детей будет шанс добрать норму по клетчатке, омега-3 жирным кислотам, растительному белку и не превысить при этом норму по соли и сахару.
Как помочь своему ребенку
Кормить завтраком дома. Постарайтесь включать в него ненасыщенные жиры, например орехи и семечки, а еще цельнозерновые углеводы: хлеб из ржаной муки и муки второго сорта, крупы с оболочкой, овощи и фрукты. Быстрый и полезный вариант — смузи с овсянкой, орехами, фруктами и кисломолочным напитком без сахара.
Научить ребенка пить воду и просить ее, когда он чувствует жажду. Текущий санпин предусматривает обязательное наличие питьевой воды в любом садике, поэтому у ребенка всегда должен быть выбор, сладкий компот ему выпить или стакан воды. Отдельно можно попросить воспитателя не напоминать специально про компот, а ставить стакан с водой.
Приносить свою еду. Этот пункт особенно актуален для детей с особой диетой или лечебным питанием. Не исключено, что у вас получится добыть у педиатра справку о необходимости есть меньше сахара и больше овощей. Чтобы принять ребенка со своим ланчбоксом, в садике должен быть холодильник и микроволновая печь. Если техники нет, то поговорите с воспитателем, чтобы ребенка не заставляли доедать, если он не хочет.
Научить ребенка делать здоровый выбор. Семья играет определяющую роль в формировании пищевых привычек ребенка: дети чаще едят овощи и фрукты, если они видят, что родители и сами выбирают такую еду. После садика ребенок часто ужинает дома, поэтому лучше предложить ему то, чего он не добрал в садике: нарезку свежих овощей, брокколи или капустный салат, рыбу, бобовые и прочие продукты, более полезные, чем сладкая манная каша.
Что в итоге
Меню в детских садах и школах в России имеет недостатки: сахара, соли и калорий в нем больше, чем допускает международный научный консенсус. Мало овощей и фруктов, а углеводы представлены в основном рафинированными источниками, почти полностью лишенными клетчатки: манными кашами, сладкими напитками. Красное мясо встречается чаще, чем рыба и бобовые.
Вот что можно сделать, чтобы российских детей в детсадах кормили в соответствии с международными рекомендациями: