Что такое менора в религии
Что такое менора в религии
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).
В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.
Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.
Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23).
Что символизирует православный семисвечник?
Семисвечник – неотъемлемая часть инвентаря алтаря каждого православного храма. Он располагается напротив Горнего места у Престола (называется запрестольным) или непосредственно на Престоле (напрестольный). Семисвечник – особый светильник с семью ответвлениями, на концах которых расположены свечи или лампады (чашечки с маслом), возжигаемые во время богослужения.
История семисвечника
Впервые семисвечник упоминается в Ветхом Завете в связи с устройством первого храма – скинии во времена скитаний еврейского народа по пустыне. Золотой светильник (евр. менора) был отлит из цельного куска золота весом в 35 кг (Исх. 25: 31) и установлен пророком Моисеем по повелению Божию в скинии. Затем его расположили в алтаре Иерусалимского храма. Менора была выполнена в виде толстого стебля с шестью ветвями на круглой подставке. Ее стебель и ветви венчали лампады, наполненные лучшим оливковым маслом. Возжигались они вечером и не тушились до утра (Лев. 24:3).
Существует предание, согласно которому средняя лампадка горела дольше других, хотя количество масла во всех чашечках было одинаковым. Чудо прекратилось за 40 лет до уничтожения Второго Иерусалимского храма.
В Ветхом Завете семисвечник – символ присутствия среди молящихся в храме людей Господа, Который в Священном Писании именуется светом для всех живущих на земле или светильником (Пс. 103:2; 2 Цар. 22:29).
Со временем в иудаизме менора утратила духовное значение, превратившись в национально-религиозный знак (эмблему) Израиля. Она стала символом иудаизма и теперь красуется на гербе государства Израиль.
Семисвечник в христианстве
В первые века христианской церкви алтари храмов освещались двумя свечами, символизирующими два естества (человеческое и божественное) Господа нашего Иисуса Христа. Кроме символики, такое количество свечей было связано с тем, что богослужения проводились тайно из-за преследования христиан, а небольшой свет привлекал меньше внимания.
Спустя время, когда христианство стало официальной религией и стали строить храмы, то, устраивая церковный алтарь, священнослужители начали ориентироваться на его описание в Священном Писании (поскольку Иисус Христос не уничтожил Ветхозаветный закон, а дополнил его), и семисвечник занял свое прежнее место.
Кроме указаний Господа по устройству скинии на месторасположение семисвечника повлияло видение апостола Иоанна Богослова, увидевшего 7 огненных светильников перед престолом Господа (Откр. 4:5).
Что символизирует семисвечник?
По словам иеромонаха Иова (Гумерова) новозаветная Церковь унаследовавшая Богооткровенную религию Ветхого Завета, восприняла семисвечник в качестве священного символа благодатных даров Святого Духа (Откр. 4:5).
В Новом Завете духовный смысл семисвечника получает глубинное значение. Теперь он означает не только присутствие Бога среди верующих людей, но и служит напоминанием каждому православному человеку об изливаемой на него Божией благодати, которая преображает людей, дает возможность спасения и соединения с Богом через Таинства Церкви.
Менора
Мено́ра (ивр. מְנוֹרָה — менора́, букв. «светильник») — золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.
Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе Государства Израиль.
Содержание
Менора в Скинии
Описание Меноры
Согласно Библии, предписание об изготовлении Меноры (как и всей священной утвари в Скинии), а также её описание были даны Богом Моисею на горе Синай (Исх.25:9).
И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе. [1] По преданию, эти указания оказались для Моисея такими сложными, что Всевышнему пришлось самому сотворить светильник. [11] Описание Меноры в Библии изобилует образами, явно заимствованными из ботаники: ветви, стебель, венчики, завязи, цветки, миндалевидные чашечки, лепестки. По словам израильских исследователей Эфраима и Ханы а-Реувени: [12] В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения — марва (Salvia Judaica или Salvia Hierosolymitana). Независимо от того, был ли этот вид шалфея первоначальным образцом для создания меноры или нет, представляется более чем вероятным, что она представляла собой стилизованную форму дерева. Свет Меноры наполнял Святилище и освещал священников во время службы. Масло для менорыЗажигание менорыИстория МенорыПериод Первого ХрамаПериод Второго ХрамаПосле разрушения ХрамаСуществуют разные версии о дальнейшей судьбе храмовой Меноры. Менора могла быть захвачена во время первого разграбления Рима вестготами под началом Алариха в 410 году. Однако более вероятно, что Менора, золотой Стол и другие священные сосуды были захвачены при разграблении Рима вандалами в 455 году, после чего были увезены ими в свою столицу Карфаген. [52] Согласно Прокопию, по совету одного из иудеев, предсказавшего несчастья от реликвий, император Юстиниан приказал отправить иудейские сокровища в христианские храмы в Иерусалиме. Если даже Менора возвратилась в Иерусалим, скорее всего она была переплавлена в золото в одном из многочисленных разграблений города в средние века. Это могло случиться при разорении Иерусалима персидским царём Хосровом в 614 году, тогда же была захвачена христианская святыня Животворящий Крест. Менора могла быть уничтожена и много позже, при захвате города крестоносцами в 1204 году во время четвёртого крестового похода. Сегодня репродукцию Меноры (в натуральную величину) можно увидеть в Старом городе в Иерусалиме. Эта менора построена Институтом изучения Храма в соответствии с галахическими и историческими источниками. [55] В начале 2002 года главные раввины Израиля Йона Метцгер и Шломо Амар получили аудиенцию у главы римско-католической церкви Иоанна Павла II. Среди прочих вопросов раввины интересовались и судьбой меноры, так как по одной из существующих версий, она может находиться в подвалах Ватикана. По утверждению официальных лиц из папской канцелярии, золотая менора давно утеряна. Использование в качестве еврейского символаСо времени разрушения Храма менора утратила своё практическое значение в повседневной еврейской жизни. В числе других предметов храмовой утвари, Талмуд [56] запрещает делать точную копию храмовой Меноры, поэтому у большинства светильников, изготовленных в более позднюю эпоху, отсутствуют сложные декоративные элементы, по этой же причине наряду с семисвечником встречаются и изображения меноры с четырьмя, шестью или девятью ветвями. Происхождение символаЖивя в христианском окружении, евреи ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Начиная со II века, менора становится символом иудаизма, главным образом, в противовес кресту, который превратился в символ христианства. По этой причине она является своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение меноры, это однозначно свидетельствует о том, что захоронение — еврейское. Вот некоторые возможные причины избрания меноры в качестве сугубо еврейского символа: В древностиДолгое время учёные сомневались в том, что описание меноры принадлежит эпохе не ранее V или IV веков до н. э. Однако с тех пор как в Каппадокии были найдены ассирийские печати с изображением светильника с семью разветвлениями, древнее происхождение меноры не оспаривается. Семисвечники были обнаружены при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана (главным образом — в слоях, относящихся к XVIII—XV вв. до н. э.). Однако это были глиняные светильники в форме мисочки с семью углублениями для фитилей, либо с семью чашечками. Лишь изредка эти светильники имели ножки. Древнейшие изображения еврейской меноры имеются на монетах (Матитьягу) Антигона II, последнего царя Иудеи из династии Хасмонеев (37 г. до н. э.), на фрагменте штукатурки, обнаруженном при раскопках Верхнего города Иерусалима времён Ирода I (37—4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало I в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30 г. н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70—130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г. н. э.). Начиная со II века, в диаспоре среди евреев распространяется обычай украшать изображениями меноры стены гробниц и саркофаги. В некрополе Бет-Шеарима (II—IV вв.), где были захоронены и евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Римские катакомбы (конец II—IV вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры. В Израиле менора изображалась на мозаичных полах синагог, на фресках и росписях. Менора символизировала веру в будущий приход Мессии, каббалисты приписывали ей мистическое значение. По этой причине изображения меноры нередки на стеклянных сосудах, печатках, камеях, амулетах и т. п. При этом на предметах, изготовленных в Израиле, по сторонам меноры обычно изображали шофар и совок, а на изготовленных в странах диаспоры — лулав и этрог. Начиная с середины IV в. н. э., глиняные светильники с рельефным изображением семи- и девятисвечника появляются в античных городах. Подобные керамические лампы были обнаружены в Карфагене, Афинах, Коринфе. Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги V века в Эйн-Геди. В Средние века менора становится также распространённым элементом иллюминированных рукописей, а также окладов. Позже Менора стала в синагогах характерным рисунком для «Мизрах» (по 7 слов (Псал. 113:3) соответствуют 7 её ветвям), иногда она служит орнаментом и на Ковчеге для свитков. На амулетах порою встречаются 7 слов или 7 стихов, которым также придают вид меноры. Что такое менора в религииВ этот список входят оригинальные светильники менора и ханукия. Менора
Ряд современных историков оспаривает такое развитие событий, утверждая, что подобные многосвечные светильники имели довольно широкое распространение именно среди народов, населявших территории современных Сирии и Эрец Исраэль. Просто пришедшие сюда евреи приспособили уже известный предмет обихода для своих нужд. Нечто подобное впоследствии часто происходило и в христианстве, когда его проповедникам приходилось приспосабливать языческие верования и традиции для нужд своей религии.
Однако при всем уважении евреев к меноре символом иудаизма ее изображение стало после жесточайшего поражения от римлян в ходе восстания в I веке н.э. После ликвидации древнего Израиля как государства сотни тысяч пленников-евреев заполнили просторы великой империи, и изображение меноры для них постепенно стало религиозной и национальной эмблемой.
10 февраля 1949 года в недавно сформировавшемся государстве был официально представлен герб Израиля. Он являл собой щит синего цвета с изображенным на нем семисвечным светильником менорой, основанием которого выступает каменная кладка. ХанукияПредставляет собой светильник несколько иного типа и является неотъемлемым атрибутом праздника Ханука. Ханукия очень похоже на минору, только вместо 7, она имеет 9 рожков. Если менора предназначена для использования исключительно как обыденный аксессуар и зажигается ежедневно, то ханукия – это праздничный еврейский светильник. В отличие от меноры зажигается ханукия строго в период еврейского праздника Хануки – восьмидневного празднования чудесной победы Маккавеев в период восстания против греков.
В древние времена ханукии подвешивали на стенах домов слева от входных дверей. Когда же открытое использование еврейских символов в Европе попало под запрет, данный светильник стали зажигать внутри дома. Изменялась и его конструкция. Если раньше это был просто набор масляных светильников либо подсвечников, выстроенный в одну линию и прикрытый в задней части пластиной из металла (обычная мера противопожарной безопасности), то начиная с X века, они получили собственный стандарт, а в XVIII—XIX веках даже было налажено их массовое производство. При этом главным оставалось одно правило: все 8 горелок располагались на одном уровне, что вовсе необязательно для меноры, и различался каждый отдельный огонек.
Материалом для ханукальных светильников мог служить самый разный материал: от камня и глины до различных типов металла вплоть до драгоценных. Форма и размеры данных предметов специально не оговариваются, ограничиваясь только финансовыми возможностями заказчиков и фантазией изготовителей. В результате наиболее совершенные конструкции стали настоящими произведениями искусства.
менора( מְנוֹרָה ; буквально `светильник`), восходящее к Библии обозначение семиствольного светильника (семисвечника), одного из культовых атрибутов скинии, затем — Храма. Изготовление меноры (как и всей священной утвари в скинии, а также ее устройство) было предписано Богом Моисею на горе Синай (Исх. 25:9). Согласно Библии (Исх. 25:31–40; 37:17–24), менора была выкована цельной из таланта (вероятно, около 30 кг) золота и состояла из центрального ствола с основанием (согласно Талмуду, Мен. 28б, — в виде ножек высотой в три ладони при общей высоте меноры в 18 ладоней, то есть около 1,5 м; Раши в комментарии к Исх. 25:31 утверждает, что ножек было три) и шести отходящих от ствола ветвей (по три справа и слева). Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась третьим «бокальчиками» ( гви‘им), состоявшими из скульптурных изображений завязи миндалевидного плода и цветка, а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями и наверху. Горелки были съемными, но неясно, служили ли ими верхние «бокальчики» или особые лампадки ( нерот). В скинии менора помещалась в святилище перед южным краем завесы ( парохет), скрывавшей от глаз Святая Святых (см. Храм. Архитектура Первого храма), симметрично столу предложения ( шулхан ха-паним; Чис. 4:7), стоявшему перед северным краем завесы (Исх. 26:35; 40:24). Первосвященник зажигал менору в сумерки и очищал ее горелки утром (Исх. 30:7–8), она горела всю ночь (ср. Сам. 3:3), и в книге Исход (27:20; также Лев. 24:2–4) ее пламя названо нер тамид (буквально `постоянный светильник`). Семисвечники обнаружены и при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана (главным образом — в слоях, относящихся к периодам средней и поздней бронзы, то есть к 18–15 вв. до н. э.; в лежащих выше слоях такие находки редки). Но это лишь глиняные светильники в форме мисочки с семью углублениями для фитилей, либо плошки с семью чашечками. Изредка эти светильники имеют ножки. В Храме, построенном Соломоном (10 в. до н. э.), было десять нарядно отделанных золотых менорот — пять вдоль северной и пять вдоль южной стен зала ( хехал; II Хр. 4:7, ср. I Ц. 7:49–50), а также серебряные (I Хр. 28:15), но Библия их описания не дает. Меноры упомянуты в составе храмовой утвари, захваченной вавилонянами при втором взятии Иерусалима (Иер. 52:19), но не значатся в перечне предметов из Храма, возвращенных в Иерусалим при Кире (Эз. 1:7–11). В II Ц. 4:10 светильник в доме простого горожанина также назван менора. Из этого можно заключить, что в тот период менорой назывался любой светильник, и лишь позднее (судя по всему — в конце эпохи Второго храма; см. Храм. Второй Иерусалимский храм) этому слову вернули специфический смысл как обозначения храмового семисвечника. Золотая менора Второго храма была захвачена вместе с остальной храмовой утварью Антиохом IV Эпифаном в 169 г. до н. э. (I Макк. 1:21) и отправлена в Сирию. В 164–163 гг. до н. э. Ие худа Маккавей, очистив Храм, обновил всю его утварь (I Макк. 4:49–50). Источник не уточняет, из чего она изготовлялась, и мудрецы Талмуда, не знавшие, сколь богат был Иерусалим эллинистической эпохи, полагали, что первоначально новая утварь была железной, а «когда же они [жители Иерусалима] стали богаче — из золота» (Ав. Зар. 43б). Иосиф Флавий свидетельствовал, что новая менора была золотой (Древ. 12:318) и что три из ее семи лампад горели также и днем (там же, 3:199). Он же писал, что эта менора, захваченная римлянами при взятии Иерусалима Титом в 70 г. н. э., была отправлена вместе с другими трофеями в Рим, где император Веспасиан их поместил в построенный им храм Мира (Война, 7:158–162). Существует версия, что менора была из Рима перевезена во дворец византийских императоров и уничтожена в 1204 г. во время 4-го крестового похода. Начиная со 2 в. распространяется обычай, особенно в диаспоре, украшать изображениями меноры стены гробниц, саркофаги и т. п., а в Эрец-Исраэль — вводить их в декор синагог и в их оснащение. В противовес кресту как символу христианства менора становится символом иудаизма. Римские катакомбы (конец 2–4 вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры. В некрополе Бет-Ше‘арима (2–4 вв.), где были захоронены также евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Живя в христианском окружении, эти евреи, видимо, в большей мере ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Предполагают, что меноре придавалось также и мессианское значение и она символизировала веру в будущий приход Мессии. Мистическое значение приписывали меноре каббалисты (см. Каббала). Изображения меноры нередки, например, на стеклянных сосудах, печатках, камеях и т. п. Причем, как и в декоре синагог, на предметах, изготовленных в Эрец-Исраэль, по сторонам меноры обычно изображали шофар и совок, а на изготовленных в странах диаспоры — лулав и этрог. На относительно ранних изображениях ветви меноры завершают «бокальчики» (либо на одном уровне, либо образуя дуговую линию), на более поздних — ветви заканчиваются на одном уровне и их соединяет поперечная планка для установки лампад. Наряду с семисвечником встречаются изображения меноры с четырьмя, шестью, девятью ветвями, что объясняется запретом Талмуда (например, Р хШ. 24а) точно воспроизводить храмовую менору. Этот запрет, однако, не соблюдался строго. Порой форму девятиствольной меноры придают хануккие — светильнику для Ханукки. В настоящее время менора (наряду с маген-Давидом) — наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема. Она служит основным элементом герба Государства Израиль. Бронзовая декоративная менора работы английского скульптора Бенно Элкана, подаренная парламентом Великобритании, установлена в парке напротив Кнесета; она украшена литыми рельефами, изображающими сцены из еврейской истории. Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнесета, выполненной М. Шагалом.
|