Что такое меморандум в кинотеатре
Эксперт отметил эффективность российского Антипиратского меморандума
Благодаря действию Антипиратского меморандума из поисковой выдачи было удалено свыше 30 млн ссылок на нелегальный контент. Об этом в ходе конференции «Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации» сообщил директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.
Эксперт также отметил, что на сегодняшний день среднее время удаления ссылки, внесенной в реестр пиратского контента, составляет порядка 40 минут.
«Это огромное число и по нему оценить масштаб проблемы, с которой нам нужно работать. Особо приятно отметить, что данный механизм получил государственное признание. Надеюсь, в скорое время законопроект, который переносит Антипиратский меморандум из области саморегулирования в нашу нормативную базу, будет принят», — подчеркнул он.
Также Бырдин отметил, что участники Меморандума всячески поддерживают проект, поскольку принимали активное участие в его разработке. По его словам, это один из немногих случаев, когда полноценный инструмент правового регулирования прошел глубокое тестирование и доказал свою состоятельность.
Эксперт подчеркнул, что пример объединения отраслевого сообщества для создания системы саморегулирования, получившей одобрение на государственном уровне, не имеет аналогов в мире.
«В результате закрепления Антипиратского меморандума на законодательном уровне мы рассчитываем, что рост легального потребления будет подстегивать все наши креативные индустрии, во всех сегментах, которые сейчас страдают от пиратства. Это, в первую очередь, кино, музыка, книги, игры и софт», — заключил он.
Антипиратский меморандум был впервые подписан крупнейшими участниками отрасли при участии Роскомнадзора 1 ноября 2018 года, после чего был создан постоянно пополняемый правообладателями реестр ссылок на пиратский контент, с которым каждые пять минут обязаны сверяться поисковики. На удаление появившихся в реестре нелегальных ресурсов отводится шесть часов. Впоследствии Меморандум неоднократно пролонгировался, в настоящий момент срок его действия продлен до 1 февраля 2022 года. Правообладатели уже оценили эффективность такого механизма защиты авторских прав как очень высокую – его реализация привела к росту аудитории легальных интернет-сервисов. Так, в 2019-2020 годах российский рынок онлайн-кинотеатров вырос на 46% (16,7 млрд рублей) и 66% (27,8 млрд рублей) соответственно. По прогнозам аналитиков, в 2021 году рынок может вырасти до 38,9 млрд рублей.
КАК МЕМОРАНДУМУ УЖИТЬСЯ С ПРОГРАММОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ?
Вадим Швец, чьи размышления о маркетинге в кинопрокате читатели CINEMAPLEX активно обсуждали целых три года назад, вернулся в свой блог со свежей статьей, где не без иронии рассматривает тонкости взаимоотношений кинотеатров и дистрибьюторов.
При всём богатстве выбора…
(рекламный слоган)
КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ ИЛИ ДИСТРИБЬЮТОРОЗАВИСИМОСТЬ?
На первый взгляд человеку, непосвященному в тонкости российского кинобизнеса данный вопрос покажется лежащим в двух разных плоскостях. Причем, не пересекающихся. Даже на горизонте. На второй взгляд этот же самый человек решит, что здесь есть какой-то подвох и начнет судорожно вспоминать, сколько же все-таки лет пьяному ежику. И только окончательно поняв, что ни направления полета крокодилов, ни их цвет, не имеют ни чего общего с возрастом, как пьяного, так и трезвого ежика, решит, что вопрос выбора между отношением к потребителю и зависимость от сырья, как минимум, несуразен.
Ан нет! Это же российский кинобизнес! Здесь все может пересекаться – и необязательно на горизонте.
Попробуем разобраться, от чего же поставщики контента определяют маркетинговую политику реализаторов этого самого контента.
Основная проблема – это глубокая монополизация кинорынка в части поставщиков контента. И дело даже не в том, что этих поставщиков мало, а в том, что правами на любой конкретный контент обладает единственный дистрибьютор. Более того, если поставщиков контента будет больше, то глубина монополизации не только не уменьшится, но и увеличится. И вытекает это утверждение из другой проблемы кинорынка – конфликта интересов кинотеатра и дистрибьютора.
Далее без аллегорий. А так хотелось напомнить про желуди, корни и перспективу обезвоживания деревьев. Вернемся к маркетингу. Итак, кинотеатры сегодня в основной своей массе ориентированы не на клиента, а на удовлетворение запросов дистрибьюторов. И основная задача, которая стоит перед кинотеатрами – это лавирование между дистрибьюторами, так как их запросы очень часто взаимоисключаемы, а иногда противоречат здравому смыслу. Почему нельзя делать одновременно и то и другое – ориентироваться на клиента и удовлетворять запросы дистрибьюторов? Ответ в предыдущем параграфе – в конфликте интересов.
Клиентоориентированность строится на двух базовых задачах маркетинга: привлечь и удержать клиента. Притом, что делается это с максимальным учетом потребностей и особенностей этого самого клиента, а точнее групп клиентов, то есть целевой аудитории. И если в привлечении клиентов дистрибьютор очень сильно помогает тем, что обеспечивает кинотеатр новым контентом с рекламной поддержкой, то с удержанием зрителей ситуация складывается прямо противоположенная. Удержание – это как раз те программы лояльности, которые должен реализовывать кинотеатр, то есть программы, которые дают результаты в будущем, пусть даже с ущербом для настоящего.
А вот тут и возникает конфликт тех самых интересов. Дистрибьютору нужно здесь и сейчас. Пусть даже с ущербом для будущего. И для максимального достижения этого результата дистрибьюторы придумали чудесный механизм – МЕМОРАНДУМ! Выполнение коего ставит крест на любых попытках кинотеатров выстроить хоть какую-то более или менее эффективную программу лояльности клиентов. Более того, выполнение МЕМОРАНДУМА превращает эту самую программу лояльности в программу разочарований. И те кинотеатры, которые не применяют программы лояльности, ориентированные на льготные условия при покупке билета (бонусные, дисконтные, дисконтно-бонусные) оказались в более выгодном положении относительно тех кинотеатров, которые решили у себя внедрить эти самые программы лояльности. Так как неоправданные ожидания клиентов для бизнеса хуже, чем отсутствие оных вообще. И даже неожиданные оправдания в виде отсылки на некий МЕМОРАНДУМ от дистрибьютора слабо утешит зрителя. Он же пришел в кинотеатр, а не к дистрибьютору.
Иными словами, лучше вообще ничего не обещать и не делать, чем пообещать много, а выполнить наполовину. Сразу хочу оговориться, что существует большое количество программ лояльности, никак не ограниченных никаким МЕМОРАНДУМОМ, но так как основной продукт в продуктовой линейке кинотеатра – это билет в кино, то и программы лояльности, связанные с этим продуктом, будут самые эффективные.
Так почему же дистрибьютор решил, что он лучше кинотеатра разбирается в том, как кинотеатру сделать большую выручку? Неужели дистрибьютор реально думает, что некий общий для всех кинотеатров МЕМОРАНДУМ способен учесть все особенности взаимоотношений каждого конкретного кинотеатра и зрителя? Притом, учесть так, чтобы этот самый зритель сделал большую кассу? И вообще, есть ли на самом деле ущерб для кассы в настоящем, как считает дистрибьютор, для достижения результатов в будущем?
ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ? ИЗ ОБЛАСТИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ
Здесь я буду строить только догадки, так как хоть какого-нибудь вменяемого и логичного обоснования для применения этого самого МЕМОРАНДУМА у меня нет.
Догадка №1: Если скидки и бонусы не делать, то выручка увеличится.
Ответ: Не увеличится.
Доказательство (методом от противного): Допустим, что в отсутствие скидок и бонусов выручка увеличилась. Соответственно, при увеличении средней цены билета не произошло падения посещаемости. То есть спрос на кинопоказ совершенно не эластичен или малоэластичен по цене. Отсюда следует, что поход в кино является для населения предметом первой жизненной необходимости и не имеет аналогов и заменителей. Данное утверждение хоть и греет душу любому участнику кинорынка, тем не менее не имеет ничего общего с действительностью. Отсюда следует, что утверждение «Если скидки и бонусы не делать, то выручка увеличится» также не действительно.
Догадка №2: Пусть программы лояльности в части скидок и бонусов работают на других фильмах, а на фильмах конкретного дистрибьютора программы лояльности приносят плоды (вершки и корешки).
Доказательство: Других фильмов нет. На все другие фильмы также наложены МЕМОРАНДУМЫ. Отсюда следует, что программы лояльности в части скидок и бонусов работать не будут, и, соответственно, приносить плоды.
Догадка №3: На этот фильм и без всяких там скидок пойдут зрители.
Ответ: Пойдут, но с всякими там скидками пойдут больше.
Доказательство (методом аппроксимации): Если программа лояльности работает на других фильмах, т.е., дает прирост и удержание зрителей, а, соответственно, и выручки, то и на конкретном этом фильме, сходным по основным свойствам с другими, программа лояльности работать будет с аналогичным эффектом.
Догадка №4. Нужно уравнять все кинотеатры в условиях показа фильма, чтобы зрители не пошли в кинотеатр с меньшими ценами на билеты, и не произошло снижение средней цены билета на фильм в целом по стране, что привело бы к уменьшению бокс-офиса.
Ответ: Уравнивание в условиях показа всех кинотеатров приводит, наоборот, к потере выручки.
Доказательство: Каждый кинотеатр методом проб и ошибок на протяжении длительного периода времени определяет ту оптимальную цену, которая соответствует его конкурентному положению, платежеспособности населения, другим факторам, влияющим на цену, и обеспечивает максимальный бокс-офис. Любое изменение этой цены неминуемо приведет к уменьшению выручки.
Все, догадки закончились. Осталось выяснить два извечных российских вопроса: кто виноват и что делать?
Что такое меморандум в кинотеатре
Могу ли я забронировать билеты в кино?
Бронирование билетов доступно только в кинотеатрах «Алмаз Синема Гранд», «Алмаз Синема Порт», «Алмаз Синема Сувар» (г. Казань) и «Алмаз Синема Кинофрэш» (г. Оренбург). Забронированные билеты необходимо выкупить в кинотеатре за 40 минут до начала сеанса. В остальных кинотеатрах сети возможно только приобретение билетов онлайн или в кассе кинотеатра.
Как вернуть купленный билет?
Если у вас поменялись планы, вы можете вернуть купленный билет до начала сеанса.
Чтобы вернуть билет, купленный в кассе кинотеатра, обратитесь к администратору и попросите бланк заявления на возврат билетов. Заполните бланк и отдайте его администратору вместе с билетом в кино и чеком, выданным при покупке билета. После этого вам будут возвращены денежные средства.
Чтобы вернуть билет, купленный через сервис «Рамблер/касса» (в т.ч. на сайте almazcinema.ru), заполните форму на сайте www.kassa.rambler.ru/refund
Чтобы вернуть билет, купленный через сервис «Киноход», заполните форму на сайте www.kinohod.ru/return
Нужно ли мне распечатывать билет, купленный онлайн?
Когда появится расписание на завтра / послезавтра / следующую неделю?
Расписание новую неделю (с четверга) открывается, как правило, во вторник или в среду утром. Расписание на выходные открывается, как правило, в пятницу утром.
Как мне воспользоваться пригласительным билетом / контрамаркой?
Бесплатно по пригласительному билету / контрамарке можно пойти на любой сеанс, кроме:
— сеансов фильмов, ограниченных меморандумом кинопрокатных компаний
— сеансов в VIP залах
— сеансов, на которые не куплен ни один билет
Предъявите пригласительный билет / контрамарку кассиру билетных касс и сообщите, какой сеанс вы хотите посетить.
Что такое меморандум?
Меморандум – это официальный документ кинопрокатной компании, в котором могут быть прописаны ограничения на использование скидок, клубных программ, пригласительных билетов и контрамарок. Ограничения могут действовать на протяжении всего проката фильма или в течение нескольких недель. Уточняйте информацию по меморандуму в кассе или по телефону кинотеатра.
Как сходить в кино дешевле?
В каждом нашем кинотеатре действует своя система льгот. По скидке сходить к нам в кино могут студенты, школьники, дети, пенсионеры, именинники! А в «Улетные дни» любой сможет посмотреть кино по специальной цене в течение всего дня. Узнать, какие постоянные скидки действуют в вашем кинотеатре, можно в разделе «Скидки на сайте.
Кроме того, для наших гостей мы нередко проводим различные акции и розыгрыши. Следите за обновлениями в разделе «Акции» и в социальных сетях!
Могу ли я купить льготный билет онлайн?
Покупка билетов по специальным ценам для льготных категорий гостей (дети, студенты, школьники, пенсионеры, именинники) возможна только в кассе кинотеатра при предъявлении подтверждающих документов.
Действуют ли в кинотеатрах «Алмаз Синема» дисконтные карты / подарочные сертификаты / пригласительные билеты / контрамарки Grand Cinema?
Grand Cinema – это название бывшей сети, объединявшей кинотеатры «Алмаз Синема Алтуфьевский», «Алмаз Синема Азовский», «Алмаз Синема Гранд», «Алмаз Синема Порт», «Алмаз Синема Сувар», «Алмаз Синема Кинофрэш» и «Алмаз Синема Роликс». Дисконтные карты Grand Cinema действуют только в перечисленных выше кинотеатрах. Пригласительными билетами и контрамарками Grand Cinema можно воспользоваться в любом кинотеатре сети «Алмаз Синема».
Lostfilm, lordfilm и других пиратов удалят из выдачи «Яндекса»
До конца года интернет-компании и правообладатели подпишут новую версию антипиратского меморандума. К такому решению стороны пришли в ходе совещания, которое состоялось в Роскомнадзоре 7 декабря, рассказали «Ведомостям» его участники – подписанты действующего меморандума.
В обновленной версии меморандума в итоге появится мера по удалению сайтов-рецидивистов, рассказал «Ведомостям» президент Медиа-коммуникационного союза (МКС) Михаил Демин. В случае если число ссылок, содержащих пиратский контент, на одном домене превысит 100, он будет удален из поисковой выдачи.
Кто должен стать персоной 2021 года?
За три года действия меморандума из поисковой выдачи, согласно статистике МКС, было удалено свыше 31 млн ссылок с пиратским контентом. При этом, по словам Демина, в отношении 20% доменов, внесенных в реестр, было подано более 100 ссылок с нелегальными копиями сериалов и фильмов: «Это говорит о системном характере нарушений. Удаление таких сайтов целиком из поисковой выдачи, предусмотренное согласованными поправками к «меморандуму 2.0», однозначно повысит эффективность борьбы с пиратами, снизит доступность неправомерного контента и будет способствовать росту легального видеопотребления».
Кандидаты на вылет
В 2015 г. правообладатели из кластера «РАЭК/Медиа» составили список из 100 крупнейших пиратских сайтов рунета и большинство из них прекратили свое существование, говорит гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. Но некоторым – Kinogo, Lostfilm, Filmix – все-таки удалось выжить благодаря в том числе регулярной смене доменного имени, добавляет он. К примеру, на Lostfilm, который доступен в поисковой выдаче как «Яндекса», так и Google, можно посмотреть пиратские копии сериала Netflix «Игра в кальмара» и «Нежность» режиссера Анны Меликян – оригинального сериала крупнейшего в России видеосервиса ivi (входит в АИВ), убедился корреспондент «Ведомостей».
На Kinogo, который также доступен в выдаче поисковиков, можно посмотреть анимационную новинку «Энканто», но, судя по качеству видео, это так называемая экранка (снятая в кинотеатре пиратская копия фильма).
На Filmix, который также можно найти через поисковики, доступен сериал «Универ. 10 лет спустя» телеканала ТНТ (входит в «Газпром-медиа»).
Еще одна мера, которую планируется включить в «меморандум 2.0», – это борьба с доменными склейками. Этот инструмент сейчас активно применяется пиратами и позволяет им после удаления ссылки с нелегальным контентом из выдачи за счет склейки страниц возвращаться на те же поисковые позиции, с которых они были удалены, говорит гендиректор АИВ Алексей Бырдин. Механизм борьбы с доменными склейками пока находится в процессе обсуждения с интернет-компаниями, уточнил он.
Предусмотрены в «меморандуме 2.0» и механизмы защиты от удаления из выдачи легальных сайтов, следует из предложений рабочей группы, с которыми ознакомились «Ведомости». Санкции, в частности, не планируется распространять на легальные площадки, к числу которых относятся сайты органов власти, интернет-СМИ, соцсети, видеосервисы, включенные в реестр АВС (аудиовизуальные сервисы) Роскомнадзора и др.
«Подразумевается, что эти ресурсы публичны и контролируются юридическими лицами, которые в случае нарушения авторских или смежных прав могут выступать ответчиками в суде», – указано в предложениях рабочей группы.
Еще одно важное нововведение – действие положений «меморандума 2.0» предлагается распространить не только на аудиовизуальный контент, но и на иные объекты интеллектуальной собственности, кроме фотографий, следует из предложений рабочей группы. В частности, к меморандуму будет предложено присоединиться представителям книжной и музыкальной индустрии, рассказали «Ведомостям» участники совещания в Роскомнадзоре.
История вопроса
Антипиратский меморандум был принят в ноябре 2018 г. Документ дает возможность правообладателям во внесудебном порядке удалять из поисковой выдачи ссылки на страницы с нелегальными копиями своих произведений. Для этого им необходимо направить соответствующую ссылку в специальный реестр, держателем которого является МКС. Интернет-компании обязаны следить за реестром и удалять ссылки в течение шести часов с момента внесения.
Сейчас такой механизм доступен только для создателей аудиовизуального контента – действующих участников меморандума. Это крупнейшие медиакомпании «Первый канал», холдинг ВГТРК, «Газпром-медиа», «Национальная медиа группа», ассоциация «Интернет-видео» (АИВ, онлайн-кинотеатры ivi, Okko, Megogo и т. д.) и Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ, объединяет ведущие российские продюсерские компании). Со стороны интернет-площадок участниками меморандума являются «Яндекс», Mail.ru Group (сейчас – VK) и Rambler Group (сейчас – Okko и Rambler & Co).
Планировалось, что меморандум будет действовать до момента вступления в силу закона на его основе. В июне этого года соответствующий законопроект был внесен в Госдуму депутатом Сергеем Боярским.
Максим Рябыко, член правления Ассоциации по защите авторских прав в интернете (представляет интересы крупных российских издательств – АСТ, «Эксмо», «Альпина», МИФ, «Азбука-Аттикус» и др.), и Никита Данилов, гендиректор Национальной федерации музыкальных индустрий (объединяет в России Universal Music Russia, Warner Music Russia и Sony Music Entertainment), подтвердили «Ведомостям» свое участие в обсуждении новой версии антипиратского меморандума.
Предложения рабочей группы будут включены в текст нового меморандума, который планируется принять до конца 2021 г. Срок его действия – три года. Но вступит «меморандум 2.0» в силу одновременно с законопроектом Сергея Боярского, уточнили «Ведомостям» в МКС и АИВ.
Опрошенные «Ведомостями» подписанты действующего меморандума поддерживают предложения рабочей группы. Вносить новые положения в законодательное поле имеет смысл на следующем этапе, после апробации на практике, заявил «Ведомостям» представитель «Первого канала», добавив, что сейчас крайне важно, чтобы взамен действующего меморандума также заработал закон.
Удаление из результатов поисковой выдачи сайтов, которые систематически нарушают авторские права, является важным и необходимым шагом в борьбе с нелегальным распространением контента в интернете, говорит представитель «Национальной медиа группы»: «Мы полностью поддерживаем принятие законопроекта, при этом считаем необходимым дальнейшее совершенствование антипиратских мер».
Холдинг ВГТРК нацелен на дальнейшее отраслевое взаимодействие и возможность расширения мер, направленных на борьбу с пиратством, заявил его представитель.
О готовности принять новую версию меморандума заявила также Rambler & Co. В VK на момент публикации не ответили на запрос.
Самое важное на текущий момент – принятие внесенного в Госдуму законопроекта, основанного на положениях текущего меморандума, следующим шагом будет дополнение меморандума согласованным отраслью механизмом удаления доменов-рецидивистов из поисковой выдачи, считает представитель «Яндекса»: «Мы надеемся, что такой подход позволит отработать новые механизмы борьбы с пиратами для их последующего внедрения в законодательство, что в конечном итоге приведет к росту популярности официальных видеоресурсов».
Что такое меморандум в кинотеатре
Меморандум (от лат. memorandum – буквально: то, о чем следует помнить) – это оговоренные прокатной компанией (20 век Фокс, Каро, ЦПШ и т.п.) правила, запрещающие в первые недели кинопоказа распространять на тот или иной фильм (как правило, потенциальный хит) пригласительные билеты, различные акции и специальные предложения кинотеатра.
В зависимости от компании сроки ограничения выставляются разные, однако общепринятая средняя величина ограничения – два первых уик-энда (иначе говоря, первые 11 дней) проката фильма. К примеру, когда на странице фильма есть фраза «на фильм действуют ограничения по меморандуму», как правило, означает запрет на обслуживание по пригласительным билетам, а также ограничение по скидкам и акциям, действующим в кинотеатре в дни показа фильма.
Меморандум с 20 по 26 декабря
Пригласительные билеты на этой неделе не действуют на следующие фильмы:
Меморандум с 27 декабря по 3 января
Пригласительные билеты на этой неделе не действуют на следующие фильмы:
Меморандум с 9 января
Пригласительные билеты на этой неделе не действуют на следующие фильмы:
Меморандум с 24 января
Пригласительные билеты на этой неделе не действуют на следующие фильмы:
Меморандум с 7 февраля
Пригласительные билеты, скидки для студентов, пенсионеров и школьников на этой неделе не действуют на следующие фильмы:
Меморандум с 14 февраля
Пригласительные билеты, скидки для студентов, пенсионеров и школьников на этой неделе не действуют на следующие фильмы:
Меморандум с 11 марта
Пригласительные билеты, скидки для студентов, пенсионеров и школьников на этой неделе не действуют на следующие фильмы:
Меморандум с 14 марта
Пригласительные билеты, скидки для студентов, пенсионеров и школьников на этой неделе не действуют на следующие фильмы:
Меморандум с 28 марта
Льготы не действуют первые 4 дня со дня релиза, контрамарки не действуют все время меморандума.
Контрамарки, скидки для студентов, пенсионеров и школьников на этой неделе не действуют на следующие фильмы:
Меморандум с 7 апреля
Льготы не действуют первые 4 дня со дня релиза, контрамарки не действуют все время меморандума.
Контрамарки, скидки для студентов, пенсионеров и школьников на этой неделе не действуют на следующие фильмы:
Меморандум с 18апреля
Льготы не действуют первые 4 дня со дня релиза, контрамарки не действуют все время меморандума.
Контрамарки, скидки для студентов, пенсионеров и школьников на этой неделе не действуют на следующие фильмы:
Меморандум с 11 мая
Льготы не действуют первые 4 дня со дня релиза, контрамарки не действуют все время меморандума.
Контрамарки, скидки для студентов, пенсионеров и школьников на этой неделе не действуют на следующие фильмы:
Меморандум с 21 июня
Льготы не действуют первые 4 дня со дня релиза, контрамарки не действуют все время меморандума.
Контрамарки, скидки для студентов, пенсионеров и школьников на этой неделе не действуют на следующие фильмы:
Меморандум с 18 июля
Льготы не действуют первые 4 дня со дня релиза, контрамарки не действуют все время меморандума.
Контрамарки, скидки для студентов, пенсионеров и школьников на этой неделе не действуют на следующие фильмы:
Меморандум с 26 июля
Льготы не действуют первые 4 дня со дня релиза, контрамарки не действуют все время меморандума.
Контрамарки, скидки для студентов, пенсионеров и школьников на этой неделе не действуют на следующие фильмы:
Меморандум с 22 августа
Льготы не действуют первые 4 дня со дня релиза, контрамарки не действуют все время меморандума.
Контрамарки, скидки для студентов, пенсионеров и школьников на этой неделе не действуют на следующие фильмы: