Что такое мельница для детей

Конспект экскурсии в старшей группе «Ветряная мельница»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК» СЕЛА МИРОНОВКА ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Конспект – экскурсии в старшей группе

«ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА».

Негодяева Вера Андреевна

С. МИРОНОВКА 2021 Г.

Конспект – экскурсии в старшей группе «Веряная мельница»

Дошкольный возраст очень важен для становления личности. Именно в этот период важно прививать малышам любовь к природе своего родного края, вызывать интерес к его культурным ценностям, социальным объектам. Помогут это сделать экскурсии, которые регулярно организуются в дошкольном учреждении. Эта особенная форма учебной и воспитательной работы даёт возможность проводить наблюдение за предметами и явлениями в естественных условиях. При этом у ребёнка развивается мыслительная деятельность и эмоциональная сфера.

Актуальные педагогические приёмы

Во время проведения экскурсии воспитатель детского сада использует особые педагогические приёмы и методы.

Экскурсия проводится живо и увлекательно, педагогу следует избегать формального учения. Дети должны усваивать знания непринуждённо, даже не догадываясь об этом. В отличие от традиционной формы занятия демократический стиль общения воспитатель заменяет на более мягкий и доверительный. Ведь, например, если на природе сделать ребёнку резкое замечание, громко окликнуть его, то особое эмоциональное, созданное в результате общения с живым миром, сразу разрушится.

Цели проведения экскурсий в ДОУ

Экскурсия как особая форма образовательной деятельности решает три группы задач.

1. Образовательные. Дошкольники получают конкретные новые знания по определённой теме, расширяя свой кругозор.

2. Развивающие. Все виды экскурсий совершенствуют мыслительные операции (анализ, синтез, умение обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и пр., а также формируют у ребёнка внимание, наблюдательность (психическая деятельность сосредоточена на определённом объекте, сенсорные способности, воображение.

Воспитательные. Данный вид деятельности способствует формированию у воспитанников ДОУ нравственно-патриотических и эстетических чувств, развивает эмоциональную отзывчивость.

— Познакомить детей с понятием «музей»

— знакомить детей с условиями быта и жизни древних сельчан,

— расширять кругозор в историческом развитии детей.

— Воспитывать патриотические чувства,

— доброжелательные отношение друг к другу,

— уважение к национальной культуре.

— развивать любознательность, познавательный интерес к предметам рукотворного мира.

Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом русского народа.

Материал: ручник, макет мельницы, мука, зерна пшениц, ведра, ухват, котелок, булочки

Х о з я й к а- воспитатель. (встречает детей на Матренином подворье)

Что такое мельница для детей. Смотреть фото Что такое мельница для детей. Смотреть картинку Что такое мельница для детей. Картинка про Что такое мельница для детей. Фото Что такое мельница для детей

Здравствуйте ребятушки, рада вас видеть на Матренином подворье! Ребятки а вы любите отгадывать загадки?

На горе-горушке стоит старушка,

Руками машет, хлеба просит.

Дети: (Мельница)

Хозяйка: Конечно, это мельница (подводит детей к макету мельницы и крутит ее). Дует ветер, крутит мельничные крылья, вот и кажется, что кто-то на горе руками машет. Кто помнит, что на мельнице делают? Давайте, руками покрутим, как мельница крыльями, и покричим, попросим ветер, чтобы сильнее дул и быстрее мельницу крутил.

Дуйте, дуйте, ветры в поле,

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки.

Испекли нам пирожки!

Внутри мельницы есть большие круглые камни, они жерновами называются. Крылья вертятся и заставляют шевелиться жернова, а между жерновами зерна в муку растираются. Давайте, потрем ладошку об ладошку,как жернова друг об дружку трутся: ладоням даже горячо стало! Только ладошки мягкие,зернышки между ними не разотрешь: какими были, такими и остались. А камни-жерновки крепкие, твердые. Крутятся они, трут друг друга, а мука так и сыплется. Пойдёмте посмотрим.

Мельницы разные бывают. Этой мельнице ветер работать помогает, крылья ей крутит, поэтому она называется ветряная.

а мельнице озорничать некогда, она крутится, да трудится. Смотрите, сколько муки с мельницы везут: целый воз! Работает она, не устает, хоть сто мешков муки намелет, хоть двести – большая она, сильная.

Но есть у большой мельницы младшая сестричка, маленькая ручная меленка. Вот она, посмотрите (показать ручную мельницу). На ней тоже можно муку молоть, только совсем немного, горсточку. Попробуем эти зернышки в муку смолоть на ручной мельничке. Зернышки у нас пшеничные, значит, и мука пшеничная получится. Засыплем их вот сюда (показывает, закроем крышкой, а теперь будем ручку вертеть. Внутри нашей меленки тоже есть круглые камни-жернова, между которыми зерна в муку растираются. Вот и мука посыпалась – белая, пшеничная! Пусть немного, зато сами намололи. Теперь гречневую муку молоть станем! Какие зерна для этого взять надо? Попробуйте еще раз мельниками побыть. Похожа гречневая мука на пшеничную? Из гречневой муки пекли блины на Масленицу, из овсяной варили кисель – густой, кисловатый. Таким киселем Деда Мороза под Новый год угощали,задабривали: окно открывали,протягивали на улицу ложку киселя и кричали: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес!»

Намололи муки, теперь мельница пусть отдохнет, а мы про нее сказку послушаем, да не только про меленку, а и про петушка, про деда с бабой и жадного барина. (Знакомим с русской народной сказкой «Петушок – золотой гребешок и чу до-меленка».)

Не завидуй, не жадничай, не воруй! Пусть будет одна горсточка муки, но честно добытая. Тогда и блины, и пирожки из этой муки будут вкусными и сладкими – ешь да похваливай!

Что такое мельница для детей. Смотреть фото Что такое мельница для детей. Смотреть картинку Что такое мельница для детей. Картинка про Что такое мельница для детей. Фото Что такое мельница для детей

Ребята, а давайте я вам покажу как из муки хлеб раньше пекл! Расскажу и покажу. А вы мне поможете….Воспитатель- хозяюшка вместе с ребятами месят тесто, подробно ведётся рассказ о печке и приготовлении в ней.

Хозяйка. Понравилась вам наша экскурсия? Вам было интересно? Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего?

Посещение музеев и памятников

Музейные экскурсии приобщают дошкольников к миру культурных ценностей, а также к истории родного края. Они способствуют формированию художественного вкуса, ведь, ребята не просто воспринимают красоту произведений искусства, а дают им эстетическую оценку (речь, в первую очередь, идёт об искусствоведческих экскурсиях).

Музейная педагогика приобщает детей и к красоте народного быта. Кстати, музеи русской избы создаются во многих дошкольных учреждениях. Это очень полезно для воспитания в дошкольниках патриотизма и трепетному отношению к культуре своего народа. Всегда интересно проходят посещения музеев народных промыслов (ведь, ребята затрагивают эту тему на занятиях по изобразительному творчеству в детском саду).

экскурсии — важная часть педагогического процесса в ДОУ. Для детей это не просто интересное времяпрепровождение, но и образовательная деятельность, развивающая мышление, формирующая эмоциональную сферу, тренирующая также и физическую выносливость. За счёт наглядности и доступности в процессе экскурсии ребята незаметно для себя усваивают новые знания и получают массу положительных эмоций. В результате у дошкольников воспитываются эстетические чувства, уважение к чужому труду, гордость за свою малую Родину, стремление оберегать природу.

Что такое мельница для детей. Смотреть фото Что такое мельница для детей. Смотреть картинку Что такое мельница для детей. Картинка про Что такое мельница для детей. Фото Что такое мельница для детей

Что такое мельница для детей. Смотреть фото Что такое мельница для детей. Смотреть картинку Что такое мельница для детей. Картинка про Что такое мельница для детей. Фото Что такое мельница для детейКонспект музыкального занятия-экскурсии в старшей группе и презентация «Малютки-хомлины в Калининграде» Конспект музыкального занятия-экскурсии в старшей группе и презентация «Малютки-хомлины в Калининграде» Цель: Расширение знаний детей о.

Что такое мельница для детей. Смотреть фото Что такое мельница для детей. Смотреть картинку Что такое мельница для детей. Картинка про Что такое мельница для детей. Фото Что такое мельница для детейКонспект прогулки-экскурсии в парк Победы с детьми старшей группы Задачи: • познакомить детей с парком Победы города, героями-земляками; • расширять знания дошкольников о событиях Великой Отечественной.

Конспект виртуальной экскурсии по сафари парку «Кудыкина гора» в старшей и подготовительной группах детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект виртуальной экскурсии.

Что такое мельница для детей. Смотреть фото Что такое мельница для детей. Смотреть картинку Что такое мельница для детей. Картинка про Что такое мельница для детей. Фото Что такое мельница для детейКонспект экскурсии к пешеходному переходу с детьми старшей группы Цель: закрепление знаний детей о наземном и надземном пешеходном переходе. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения; вспомнить.

Что такое мельница для детей. Смотреть фото Что такое мельница для детей. Смотреть картинку Что такое мельница для детей. Картинка про Что такое мельница для детей. Фото Что такое мельница для детейКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Что такое мельница для детей. Смотреть фото Что такое мельница для детей. Смотреть картинку Что такое мельница для детей. Картинка про Что такое мельница для детей. Фото Что такое мельница для детейКонспект экскурсии в типографию с детьми старшей группы Цель: Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Познакомить.

Что такое мельница для детей. Смотреть фото Что такое мельница для детей. Смотреть картинку Что такое мельница для детей. Картинка про Что такое мельница для детей. Фото Что такое мельница для детейКонспект экскурсии в зимний сад для детей средне-старшей группы «Незнайка, просит о помощи!» Конспект экскурсии в зимний сад для детей средне – старшей группы «Незнайка, просит о помощи!» Цель: формирование экологической культуры.

Источник

Что такое мельница для детей

У дерева есть корни, у людей – прошлое. Осеки корни – усохнет дерево. То же бывает и с людьми, если они жизнь своих отцов и дедов не пожелают знать. Человек на землю приходит и уходит, а дело его – злое или доброе – остается, и от того, какое дело оставлено, живущим радость либо тягота и горе. Дабы не увеличивать тягот и не множить горя, живущие должны знать, откуда что проистекает.

Постепенно уходят из нашего быта многие предметы домашнего обихода. Сегодня не только городские дети, но и многие деревенские уже не видят в действии такие предметы, как коромысло, ухват, кочерга, чугунок, да и прялки, на которых «три девицы под окном пряли поздно вечерком». А ушат, в котором предлагал плескаться Мойдодыр?

Хорошо, что во многих школах есть музейные комнаты или музеи. Уникальные предметы, документы, собранные в течение немалого времени детьми и педагогамипо всей деревне, а также и по близлежащим деревням, нашли свой уголок в данных хранилищах старины.

Бывая в музее, невольно задаешься вопросами. Кому принадлежали те или иные вещи? Какова история появления этих вещей? А для чего же они были нужны? Как мало сегодня остается людей, которые своими глазами видели эти предметы в действии. Как трудно сегодня узнать, кому они принадлежали, и кто их изготовил.

В музее нашего села есть уникальная вещь, которая, как мне сказал папа, принадлежала нашей семье, а точнее семье моей бабушке по папиной линии Глазковой Валентины Тимофеевны. (Приложение 1). Это ручная мельница. Глядя на этот экспонат, я не мог понять, как при помощи двух тюлек можно молоть муку или получить крупу? Мне захотелось изучить историю этого предмета, его устройство, кем они использовался, и каким образом мельница оказалась в нашем музее, т.е. изучить биографию этого экспоната, также узнать о других видах мельниц. А также сделать декоративную мельницу для нашего сада.

Объект исследования – различные виды мельниц.

Предмет исследования – ручная мельница – крупорушка.

Цель: изучить краеведческий материал, связанный с историей различных видов мельниц, используемых на территории нашего края, села, в том числе ручной мельницы – крупорушки.

— изучить краеведческую литературу по истории происхождения мельниц;

— собрать сведения о ручных мельницах-крупорушках, действовавших в личных хозяйствах крестьян;

— встретиться с людьми, которые могут рассказать об исследуемых предметах

— сделать декоративную мельницу для сада.

Гипотеза: встречаясь с людьми старшего поколения, работая с научной краеведческой литературой, можно установить историю возникновения вещей и описать их.

— обследование объектов с фотофиксацией;

— анализ и систематизация материала;

В работе использованы материалы историко-краеведческого музея им. Ю.И. Бельгарова, справочная и краеведческая литература, интернет-ресурсы.

Практическая значимость: моя работа может быть использована на уроках краеведения, классных часах, при проведении экскурсий.

Для чего создавали мельницы?

Мельницы вырабатывали энергию, необходимую для откачки воды, при изготовлении бумаги, помола зерна, распиливания лесоматериалов и множества других промышленных заданий, но все же основной работой водяного колеса оставался помол зерна.

1.1. Водяная мельница

Дорога часто шла через мельничную плотину. Из омута под плотиной всегда можно было наловить рыбы, в пруду плавали утки, гуси, на заливных пойменных лугах сочно зеленела трава. Пруд и плотина оживляли сельский пейзаж. (Приложение 3)

В основном в народе использовалась водяная мельница, но в тех местах где их установка была не возможна, уже появлялись ветряные мельницы.

1.2. Ветряная мельница.

Русскими плотниками создано много разнообразных и остроумных вариантов ветряных мельниц. Уже в наше время зафиксировано более двадцати разновидностей их конструктивных решений. Из них можно выделить два принципиальных типа мельниц: «столбовки» и «шатровки». Первые были распространены на Севере, вторые — в средней полосе и Поволжье. Оба названия отражают также принцип их устройства. У мельниц-столбовиков мельничный амбар вращался на врытом в землю столбе. Опорой служили либо дополнительные столбы, либо пирамидальная бревенчатый сруб. 2

1.3. История возникновения мельниц.

Водяная мельница. В стихотворении, датированном 98 – 90 г.г. до н.э., Антипарт приветствует появление первых мельниц: «Дайте отдых своим рукам, о работницы, и спите безмятежно! Напрасно будет петух возвещать вам о наступлении утра! Дэо поручила работу девушек нимфам, и они легко теперь прыгают по колесам, так что сотрясаемые оси вертятся вместе со своими спицами и заставляют вращаться тяжелый жернов». В эпоху Карла Великого, в 340 году как заимствование из Рима водяная мельница появилась в Германии, на реке Мозель. В это же время возникли первые водяные мельницы в Галии (Франция). 3

На Руси водяные мельницы появились не позднее 12 века. На равнинных реках необходимый для работы мельницы напор воды обеспечивался плотинами. Лопасти водяного колеса опущены в воду и приводятся в движение течением реки. Водяная мельница использовалась не только для перемалывания зерна в муку, но в производстве бумаги для перетирания сырья, в производстве пороха. Так в середине 16 века на реках работали бумажные мельницы, к водяному колесу приспособили кузнечный молот – получился «самоков». В 1655 году на реке Яузе по указу царя Алексея Михайловича были построены две пороховые мельницы. Создание водяной мельницы считается важным шагом в истории развития техники. Это был первый шаг на пути к машинному производству.

2.1.Мельницы нашего края, села.

Ставрополье – аграрный край. С давних времён на территории региона выращивают зерновые культуры. Для помола зерна строились мельницы по всему краю. Сейчас как-то даже сложно представить, но даже в Ставрополе в своё время были ветряные мельницы. В Ставрополе были и водяные мельницы. Одна из них принадлежала купцу Сипягину и находилась в окрестностях нынешнего Комсомольского озера. Если быть точнее, то на месте бывшего пионерского пруда. Это было значительных размеров деревянное сооружение с двумя жерновами, амбаром для зерна и готовой продукции. На протяжении долгих десятилетий эта мельница благодаря дешевизне оставалась рентабельной. Вплоть до Великой Отечественной войны бывшая «сипягинская» мельница продолжала работать на воде речки Ташлы, пока здесь не установили керосиновый двигатель. И лишь в 60-е годы мельница, простояв в общей сложности около 70 лет, была разобрана. 4

В селе Медведском (ныне Гофицком) в начале XX века насчитывалось около 28 водяных мельниц, которые строили на берегу рек Буйвола и Медведка, водоем перегораживали насыпной дамбой, делали в стороне отвод и устанавливали колесо. В том месте получался глубокий омут. Мельницами владели зажиточные крестьяне (Смольяниновы, Жиренкины, Якимовы, Лукьянчиковы и др.). После революции мельницы у них отобрали в пользу советской власти и стали использовать по назначению колхозами вплоть до войны. В дальнейшем они были заброшены в связи с распространением электрических зерномолок. Старые сооружения были разобраны на стройматериалы местным населением. В настоящее время встретить сохранившуюся старую мельницу не представляется возможным. 5

Помимо водяных мельниц в селе часто использовали ручные мельницы, особенно, если поселение находилось на расстоянии от мельниц.

2.2. Устройство ручной мельницы

Ручная мельница выполнена из цельного бревна, состоит из двух раздельных частей. Во внутренние стороны верхней и нижней части мельницы вбиты около 2 тысяч мелких чугунных пластинок, благодаря которым зерно при вращении верхней части мельницы дробилось и превращалось в муку. Сбоку в нижней части мельницы прикреплен лоток, по которому перемолотое зерно медленно сыпалось в приготовленную емкость. В верхней части есть три отверстия: одно служило для засыпки зерна, другие – для ручки, с помощью которой вращалась мельница. Ручки вставлялись разные, в зависимости от количества зерна и от количества работающих человек. Если работал один человек, то ручка вставлялась короткая, если несколько – то длинная. Для прочности и большего давления в третье отверстие вставляли жердь и прикрепляли её к потолку. Для того, чтобы мука сыпалась в нужном направлении, края нижней части мельницы чаще были обиты по кругу железом. Высоту мельницы делали разной, зависело это от мастера или от заказчика и размеры доходили до 1 метр в высоту и полметра – в ширину. (Приложение 5)

А как же зерно на этом агрегате превращалось в муку?

Зерно, через отверстие в верхней части попадало на соприкасающиеся поверхности бревен, разбивалось, по прорезным желобкам поступало в короб, затем через отверстие-сход сметалось в мешок. После первого пропуска зёрен они превращаются в крупу, при многократном перемалывании можно было получить муку. Впоследствии шло просеивание через сито. Данный продукт использовался для изготовления каш и похлебок. В полученном раздробленном зерне часто попадались опилки от деревянных жерновов. Если учесть, что подобные агрегаты использовались в трудные неурожайные годы, то вполне обоснованно, что опилки оставались в продукте в качестве наполнителя, в который еще добавлялась крапива и лебеда.

2.3. Из истории одной мельницы

Ручная мельница-крупорушка в сельском музее появилась давно. Передала ее в музей моя бабушка Глазкова Валентина Тимофеевна. История о том, как мельница попала в их большую семью, предается из поколения в поколение.

Отец моей бабушки, очень рано остался сиротой и вместе с братом ходили по селам, помогали людям по хозяйству, тем самым зарабатывали на жизнь. В 18 лет он женился. Жена его, Варвара Степановна, родом была из селения Бойчара, Туркменского уезда.

Семья Варвары Степановны жила в достатке, и там впервые мой дед увидел эту ручную мельницу. Водяная мельница находилась далеко, и ехать каждый раз было неудобно. Тогда на помощь приходила крупорушка. Чаще ее использовали для помола муки для животных и приготовления крупы. Мололи рожь, ячмень, пшеницу, горох. Хотя работа эта не из легких, но часто заставляли молоть детей, дети по очереди крутили мельницу. Как уже упоминалось выше, такие мельницы были не в каждой семье, поэтому мельницу нередко просили впользование односельчане. А тесть Степан Степанович и теща Аграфена Васильевна были людьми добрыми, готовыми помочь своим односельчанам, и всегда делились своим имуществом, из-за чего и пользовались в деревне большим уважением. Но в тоже время, они бережно относились к ней. По их рассказам эту мельницу изготовил для семьи родителей Степана Степановича в конце 19 века бродячий умелец (к сожалению, имени мастера никто уже не знает). Этот умелец ходил по деревням и по заказу жителей изготавливал крупорушки, во время работы жил в семье, становился ее членом.

Эту крупорушку родители Варвары Степановны, отдали дочери в приданное. Мой прадед был на «седьмом небе от счастья». Благодаря этому подарку, семья моего прадеда выжила в трудные для них времена.

Такова легенда этого экспоната, а Валентина Тимофеевна решила после смерти родителей передать мельницу-крупорушку в сельский музей, ведь в частном хозяйстве кроме членов семьи никто ее не видит и свою ценность теряет, а в музее она вновь приобретает эту ценность. Музей получает уникальную вещь, которая даст возможность рассказать детям у жизни, быте наших предков прошлых столетий, окунуться в мир наших прародителей. (Приложение 6)

2.4. Изготовление декоративной мельницы для сада.

Каждый владелец приусадебного участка имеет желание сделать свои владения более привлекательными. Одним по душе функциональные постройки, такие как бани, беседки, спортивные площадки и т. д. Другие предпочитают декоративные изделия наряду с массой зеленой растительности. Есть и такие, которые умудряются гармонично сочетать функциональные и декоративные строения с зеленой растительностью.

После того, как я собрал материал для своей исследовательской работы, вопроса не возникло, какое декоративное украшение украсит наш сад.

Мельница получилась необычная по дизайну, Она представляет собой совершенно самостоятельное произведение, насыщенное не только технически, но и изысканными, художественными находками.

Декоративная мельница смотрится оригинально и практично. (Приложение 7)

В ходе работы мне удалось:

1) найти и исследовать архивные источники;

2) выполнить описание краеведческого объекта;

3) восстановить процесс функционирования водяной мельницы со слов старожилов села и составить схему работы водяной мельницы.

Проводя данное исследование, я ещё раз убедилась, сколько интересных и значимых исторических событий ещё недостаточно изучено. И моя работа, я думаю, является маленьким шажком к изучению истории моей малой Родины.

Калашников И. Жестокий век. Издательство:Эксмо-Пресс, 1998

Шляхтина Л.М «Основы музейного дела». Издательство: высшая школа, 2009

Изображение ручной мельницы. [Электронная публикация] // По материалам сайта https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=09bb6949e429944d03be0f4e63c52adc&n=13

Интересное о мельницах. [Электронная публикация] // По материалам сайтаhttp://vad-doronin.narod.ru/WindMill_WindMill.html 22.03.2018

Сазонов Д.А. Мельничное и крупорушное дело [Электронная публикация] // По материалам сайта http://davaiknam.ru/text/konkurs-issledovateleskih-kraevedcheskih-rabot-otechestvo-nomi

Макет ветряной мельницы [Электронная публикация] // По материалам сайта http://www.domechti.ru/wp-content/uploads/2013/05/dekorativnaya-melnica-dlya-sada-08.jpg

Макет ветряной мельницы. [Электронная публикация] // По материалам сайта http://mobilizacia.kiev.ua/uploads/posts

Макет водяной мельницы. [Электронная публикация] // По материалам сайтаhttps://www.kursdela.biz/upload/medialibrary/0b5/0b5af287fedc15ac1bcec0ded2f04351.jpg

Макет водяной мельницы. [Электронная публикация] // По материалам сайтаhttps://i.artfile.me/wallpaper/09-10-2014/2048×1366/raznoe-melnicy-les-reka-melnica-vodyanay-874265.jpg

Гриднева Екатерина Ивановна, 1940 г.р.

Гузеев Борис Николаевич, 1938 г.р.

Корнеев Юрий Геннадьевич, 1965 г.р.

Глазкова Валентина Тимофеевна.

Ручная мельница. Экспонат историко-краеведческого музея им. Ю.И. Бельгарова с. Гофицкого.

У стройство ручной мельницы

Передача живой памяти о предках внукам и правнукам через память вещей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *