Что такое мелизмы в пении
Что такое мелизмы в пении
Что такое мелизмы в вокале? Для чего они нужны? Как овладеть техникой пения мелизмов и что вообще такое техника пения мелизмов. В этой статье мы подробно рассмотрим все эти вопросы.
Мелизм – это мелодическое украшение в музыке, будь то вокальная или инструментальная музыка. Мелизмы – это общий термин различных украшений мелодии, при которых мелодическая и ритмическая линия остаются неизменными. Какие же виды мелизмов существуют в вокальной музыке? Рассмотрим основные:
Трель. Это повторяющееся быстрое поочерёдное исполнение двух звуков. На нотном стане обозначается волнистой линией над основной нотой трели.
Форшлаг. Это короткий звук предшествующий основному. На нотном стане записывается маленькой нотой перед основным звуком. Бывает короткий, состоящий из одного звука, бывает длинный, состоящий из нескольких звуков. Также, форшлаги бывают перечёркнутыми и не перечёркнутыми. Перечёркнутые форшлаги исполняются быстро, не меняя длины основного звука, не перечёркнутые форшлаги делят основной звук по длительности вдвое. То есть исполняются за счёт длины основного звука.
Группетто. Это опевание основного звука сверху или снизу, состоящее из четырёх звуков, исполняющееся за счёт длительности основного звука.
Мордент. Состоит из трёх звуков: основного, вспомогательного, основного. Существует два вида мордента: 1 – вспомогательный звук исполняется на секунду выше основного; 2 – вспомогательный звук исполняется ниже на секунду основного.
Как овладеть техникой исполнения мелизмов? По сути говоря, мелизмы разучиваются так же как и основная мелодия. Специальной техники овладения вокальными мелизмами не существует, ведь это всего лишь дополнительные ноты, которые должен исполнить вокалист. Так что достаточно уметь читать мелизмы в нотах и знать, что зашифровано под каждым обозначением.
Для чего нужны мелизмы? Мелизмы используются во многих музыкальных жанрах, они служат для украшения мелодии, наполнения её дополнительными элементами, чтобы разнообразить звучание, выразить необходимые эмоции, придать музыке неповторимый колорит.
Мелизмы в вокале и музыке – что это?
Что делает мелодию красивее? Добавляет особенный почерк и стиль, делает переливчатой и ласкающей слух? Конечно, мелизмы, или фиоритуры. Фигуры, добавляющие к звуку «соловьиные трели», добавочные тона, которые используются при игре на музыкальных инструментах и в пении. Наверное, каждый музыкант любит украшать своё исполнение фиоритурами, чтобы звук лился мягче, душевнее, эмоциональнее.
Кто придумал мелизмы и их обозначения? Как они вошли в музыкальный обиход и поселились практически в каждом классическом произведении? Какие бывают разновидности мелизмов для разных музыкальных инструментов и человеческого голоса?
История орнаментики
Орнамент – это украшение в виде узора на предметах или стенах здания, на оружии и даже на теле человека. Он призван сделать связанную с ним поверхность особенной, выполнить тематический акцент. Такие же орнаменты музыканты издревле решили делать в своих мелодиях, только не красками и камнями, а звуками. Такое «прихорашивание» музыки вспомогательными тонами назвали орнаментированием, а учение о способах и приемах украшения – орнаментикой.
Традиционно орнаментика связывается с импровизацией. Это позволяет выстроить немудреную цепочку эволюции от вольной орнаментики в народном музыкальном творчестве до средневекового импровизированного дисканта и диминуций эпохи Возрождения. Однако церковная музыка не очень располагает к «соловьиным трелям» и предпочитает строгое следование канонам, поэтому решим, что отправной точкой развития истории мелизмов стал XVI век в Италии.
Мелизматический вокал в классическом исполнении иллюстрирует американская оперная дива Joyce di Donato. Итак, ария Элен «Tanti affetti» из оперы «Дева озера» Дж. Россини:
Гуманизм и антропоцентризм того времени, интерес к глубоким душевным переживаниям человека и тяга к красоте привели к распространению мелодических украшений в музыке. Именно из ренессансной техники «выкристаллизовались» мелизмы, которые мы используем и поныне. Большую популярность имели музыкальные орнаменты в произведениях для клавесина. Из-за специфического устройства этого инструмента звуки, извлекаемые музыкантом, быстро затухали. Мелизмы позволяли продлить звучание, сделать его более льющимся.
Разновидности современных мелизмов
Основные виды мелизмов:
Вокал, фортепиано, скрипка, гитара – мелизмы присутствуют в обиходе любого музыканта. Самое любимое мелодическое украшение гитаристов – апподжатура, это «прислоненная» нота, похожая на форшлаг, однако более длительная.
Как научиться владеть техникой мелизма?
Овладение мелизмами в совершенстве – непростая задача. Главное правило для музыкантов – многочасовые упражнения и развитие техники, скорости игры.
Вокалистам, чтобы владеть спецификой опевания нот, необходимо тренировать и укреплять связки, развивать дыхание при помощи диафрагмы.
Мелизмы в музыке: основные виды украшений
Мелизмы в музыке – это так называемые украшения. Знаки мелизмов относятся к знакам сокращённого нотного письма, а задачей употребления этих самых украшений является расцвечивание основного рисунка исполняемой мелодии.
Изначально мелизмы возникли в пении. В европейской культуре некогда существовал, а в некоторых восточных культурах и до сих пор сохранился мелизматический стиль пения – пения с большим числом распевов отдельных слогов текста.
Мелизмы играли большую роль в старинной оперной музыке, в той области к ним относились различные виды вокальной орнаментики: например, рулады и колоратуры, которые певцы и певицы с большим удовольствием втавляли в свои виртуозные арии. Примерно с того же времени, то есть с XVII века украшения достаточно широко начали использоваться и в инструментальной музыке.
Какие есть виды мелизмов?
Данные мелодические фигуры обычно исполняются за счёт времени звучания предыдущих нот, или за счёт непосредственно тех нот, которые украшаются мелизмом. Именно поэтому длительность такого оборота обычно не учитывается в длительности такта.
Основные виды мелизмов это: трель; группетто; долгий и короткий форшлаг; мордент.
Каждый из видов мелизмов в музыке имеет свои установленные и заранее известные правила для исполнения, и собственный знак в системе нотных символов.
Что такое трель?
Трель представляет собой быстрое повторяющееся чередование двух мелких по длительности звуков. Один из звуков трели, обычно нижний, назначается основным, а второй – вспомогательным. Знак, обозначающий трель, как правило, с небольшим продолжением в виде волнистой линии, ставится над основным звуком.
Длительность исполнения трели всегда равна длительности ноты, избранной основным звуком мелизма. Если трель необходимо начать со вспомогательного звука, то его обозначают маленькой нотой, идущей перед основным.
Относительно трелей сущесвует красивое поэтическое сравнение их с пением стиц, кое, впрочем, возможно отнести и к остальным мелизмам. но только при соблюдении соответствующей образности – например, в музыкальных произведениях о природе. Просто есть и другие трели – дъявольские, злые, например.
Как исполнять группетто?
Украшение «группетто» заключается в достаточно быстром исполнении последовательности нот, которая представляет собой опевание основного звука верхним и нижним вспомогательным. Расстояние, между основным и вспомогательными звуками обычно равняется секундному интервалу (то есть это соседние звуки или соседние клавиши).
Группетто обычно обозначается завитком, напоминающим знак математической бесконечности. Этих завитков два вида: начинающийся сверху и начинающийся снизу. В первом случае музыкант должен начинать исполнение с верхнего вспомогательного звука, а во втором (когда завиток начинается внизу) – с нижнего.
Кроме того, длительность звучания мелизма также зависит от места расположения знака, который его обозначает. Если он расположен над нотой, то мелизм должен исполняться все время его длительности, однако если он стоит между нотами, то его длительность равна второй половине звучания указанной ноты.
Короткий и длинный форшлаг
Этот мелизм – один или несколько звуков, которые стоят непосредственно перед украшаемым звуком. Форшлаг бывает как «коротким», так и «длинным» (нередко его также называют «долгий»).
Короткий форшлаг порой (и даже чаще всего бывает именно так) может состоять из всего-то лишь одного звука, который в этом случае обозначается маленькой восьмой нотой с перечеркнутым штилем. В случае наличия в коротком форшлаге нескольких нот, их обозначают меленькими шестнадцатыми и ничего не перечеркивают.
Длинный или долгий форшлаг всегда образуется при помощи одного звука и входит в длительность основного звука (как бы разделяет с ним одно время на двоих). Обычно обозначается маленькой нотой длительностью вдвое меньшей, чем основная нота, и с неперечеркнутым штилем.
Мордент перечёркнутый и неперечёркнутый
Мордент образуется от интересного дробления какой-нибудь ноты, в результате которого нота как бы рассыпается на три звука. Ими являются два основных и один вспомогательный (тот, который вклинивается и, собственно, дробит) звуки.
Вспомогательный звук – это верхний или нижний соседний звук, какой положен по гамме, иногда для большей остроты расстояние между основным и вспомогательным звуком с помощью дополнительных диезов и бемолей сжимают до полутона.
Какой играть вспомогательный звук – верхний или нижний – можно понять по тому, как изображён символ мордента. Если он не перечёркнут, то вспомогательный звук должен быть на секунду выше, а если, наоборот, перечёркнут, то ниже.
Мелизмы в музыке являются отличным способом придать мелодии лёгкость, своеобразную прихотливость характера, стилевую окрашенность под старинную музыку, не используя изменения ритмического рисунка (по крайней мере, в нотной записи).
Мелизмы в вокале: как научиться их петь самостоятельно
Мелизмы — это общее название группы вокальных украшений. К ним относятся: форшлаг, мордент, группетто, трель.
Техника вокальной мелизматики позволяет сделать основной звук сложнее, красивее. Как правило, у состоявшихся певцов техника этих вокальных «бриллиантов» как почерк индивидуальна, так как в процессе обучения и роста вокалиста вырабатывается свой индивидуальный стиль исполнения этих завораживающих нотных переливов. Так, например, ярко выделяется стиль исполнения мелизматики у великой Уитни Хьюстон. При этом ее «почерк» мелизмов менялся со временем (ранняя и зрелая Хьюстон).
На стадии обучения вокалу прекрасно будет, если багаж знаний ученика будет пополняться мелизматическим стилем не одного исполнителя, а нескольких. Другими словами, нужно учиться петь у многих великих. И на этой основе будет созревать уже свой собственный стиль и почерк.
Идеально, если у обучаемого есть высокопрофессиональный педагог по вокалу, с которым можно заниматься 2-3 раза в неделю. Очень хорошо, если ученик обладает музыкальным образование, нотной грамотой, сольфеджио и имеет дома музыкальный инструмент. Зачем это нужно? Мелизмы представляют за собой зачастую совокупность мелких нот, которые сходу не спеть. Поэтому приходится в медленном темпе играть себе эти ноты, выучивать, а затем переходить к тренажу в более быстром темпе.
Что же делать тем, кто не имеет дома инструмента, нет рядом педагога, и человек не знает нот? В этом случае приходится полностью полагаться на отличный музыкальный слух и хорошую память. Самым лучшим способом снять мелизмы является многократное прослушивание данного приёма в оригинальном исполнении и многократный их повтор до того момента, пока не удастся спеть совокупность этих нот абсолютно точно как в оригинале.
Для ускорения процесса сегодня существуют обучающие вокальные тренажёры с уже готовым набором мелизмов, выстроенным по степени их сложности. Так от ученика требуется лишь регулярный тренаж дома, а именно повтор мелизмов близко к оригиналу, а еще лучше — петь абсолютно точно, как в оригинале. Записанные треки можно прослушивать на компьютере, онлайн можно уменьшать темп записи, таким образом уделяя внимание мелким подробностям нотной совокупности.
Самое главное в этом деле – это, безусловно, желание ученика научиться владеть своим голосом, и, в частности, освоить такой потрясающе красивый прием как мелизмы. Только усердие и напряжённый труд является залогом всегда звучащего искрящегося голоса.
Мелизм – это техника украшения вокала, не меняющая ритмический рисунок и темп мелодии. Исполненные на одном дыхании, мелизмы обогащают песню, наполняют ее яркими красками и эмоциями.
Мелизмы, или по-другому, распевы, существовали столетиями. Их начали использовать еще в раннем средневековье при пении церковных псалмов, трактов и кондаков. Католики, православные и византийцы искусно применяли данный метод, придавая исполнению колорит и усиливая эмоциональное воздействие произведения.
Полный список всех существующих мелизмов займет страницы. Но и без перечисления понятно, насколько непроста мелизматика, и как важно для исполнителя научиться искусно владеть хотя бы одним или двумя видами.
Краткое описание приемов
Трель. Эта техника заключается в быстром и многократном чередовании двух соседних звуков, где первый становится главным (гармоническим). Длина трели обычно не превышает длину ноты, взятой за основу мелизма. Найти образец трели легко: достаточно послушать «Песню Трубадура» из мультфильма «Бременские музыканты».
Глиссандо (slide). Слово «слайд» означает скольжение, в вокале это плавное прохождение всего диапазона от нижней ноты к верхней. Различают открытое (акцентируемое) и закрытое (завуалированное) глиссандо. Открытое прослушивается в песне «You Lost Me» в исполнении Кристины Агильеры, а закрытое – у Уитни Хьюстон (Whitney Houston) в ее шедевре «Run to you».
Триоль (не путать с трелью!). Это группа из трех одинаковых по длительности звуков, время звучания которых равно двум другим звукам. Другими словами, суммарная длительность основы вместо двух делится на три. Этим приемом виртуозно владеют Уитни Хьюстон и Селин Дион (Celine Dion).
Пение на клиросе предполагает чтение текстов и хоровое пение во время богослужения, с соблюдение гармонии голоса и мелодии.
Как научиться петь на клиросе
Чтобы научиться правильно петь на клиросе потребуется освоить навыки воспроизведения определенных звуков. Для этого требуется также регулярно слушать псаломщика и пытаться повторять за ним, имитируя манеру произношения.
Кроме того, важно разучить гласы – систему напевов, используемую в православном песнопении Гласы бывают нескольких типов и отличаются между собой способом ритмического и мелодического исполнения.
Самые распространенные гласы – это:
Каждый из них состоит из восьми ладов, и имеет разные напевы. Регулярное разучивание гласов помогает освоить технику клиросного пения. Помимо ежедневных занятий следует изучать церковную литературу, написанную на церковнославянском языке, а также ноты песнопений. При регулярном чтении и напевании можно научиться правильно петь на клиросе.
Нетрудно сделать вывод, что мелизмы в вокале не просто украшают песню, но и выгодно выделяют исполнителя среди коллег по цеху. А сохранить голос звонким и здоровым особенно в такой непростой момент поможет Гомеовокс – надежное средство защиты гортани и связок от повышенных нагрузок.