Что такое медуза сми
Интернет-издание Медуза как канал коммуникации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Meduza – это русскоязычное СМИ, зарегистрированное в Латвии
Типологический анализ интернет-издания «Медуза»
Проект Медуза изначально был разработан в качестве новостного агрегатора, однако в первый же год работы стало понятно, что редакция может создавать собственные материалы, и это позволило им отойти от этого формата. Однако, несмотря на все усилия редакции и упорный труд Медузу нельзя отнести к успешным стартапам в финансовом плане. Издание убыточно и держится во многом на доходах от нативной рекламы. Однако партнерских материалов недостаточно и Медуза предполагает вариант поддержки от инвесторов и от аудитории.
Финансовая независимость является одним из ключевых условий существования любого независимого медиа.
Аудитория издания состоит в основном из людей в возрасте от 25 до 34 лет. В первую очередь Медуза ориентируется на аудиторию Лента.ру.
Читатель при просмотре материала может найти его в социальных сетях Facebook, Twitter, «Вконтакте». Кнопки соцсетей расположены и наверху страницы, и внизу. Кроме того, присутствует поле подписки на рассылку «Вечерней медузы».
Ежемесячно Медуза дарит часть рекламного трафика достойным культурным проектам, нуждающимся в поддержке. Эта помощь состоит в установке баннера проекта на определенный период. При этом важно отметить, что Медуза не помогает тем проектам, которые имеют рекламные бюджеты.
Что касается периодичности обновления информации, на сайте в среднем каждый день выкладывается около 50 материалов. Некоторые информационные поводы в течение дня отрабатываются по несколько раз в разных рубриках, при этом используются разные формы подачи.
Готовые работы на аналогичную тему
Интернет-издание не имеет ограничений по распространению, исключение составляет только блокировка государством. Например, сайт издания недоступен в Узбекистане и Казахстане, однако редакция предоставляет аудитории пути обхода блокировки.
Медузу можно отнести к новостному типу изданий. Она стремится к привлечению аудитории в количественных показателях. Редакция издания стремится к достижению максимального количества просмотров, лайков, репостов, однако при этом она не имеет ясного представления о том, для кого пишут. Материалы на сайте издания представлены в развлекательных форматах, которые привлекают пользователя своей интерактивностью, а также возможностью получать общественное одобрение, публикуя их на своих страницах. Издание в целом сосредоточено на росте своей аудитории и собственном развитии.
Работа с аудиторией
Сайт – основной, но не единственный медиаканал Медузы. Кроме сайта редакция активно использует инструментарий новых медиа социальных сетей, мобильных приложений и мессенджеров. На всех площадках текстовые формы работы имеют ряд различий, что зависит от предпочтений аудитории.
Работа с аудиторией в основном проходит во второстепенных медиаканалах, как правило, в соцсетях.
Данные платформы дают возможность вовлекать пользователей в коммуникативный процесс, тем самым развивая культуру участия. Издание имеет профили в таких социальных сетях, как:
Выбор этих каналов коммуникации обусловлен тем, что интерфейс и профили социальных сетей схожи, однако характеристики аудитории различаются. Например, аудитория «Вконтакте» активна, однако не нацелена на серьезный межличностный диалог и серьезные обсуждения. Как правило, это короткие комментарии, которые выражают эмоциональное состояние автора.
Facebook первым предоставил аудитории возможность дифференцировать эмоции, возникающие в результате ознакомления с постом. Здесь можно детально отследить реакцию аудитории.
Среди всех используемых Медузой соцсетей Твиттер имеет наиболее новостной характер. При этом не предполагается развернутых обсуждений, Твиттер – это оперативная площадка.
Инстаграм в данном издании не является новостным медиаканалом. Большая часть постов – это фотографии из редакции, фотографии авторов, снимки из разных мест, иллюстрации к текстам. Это позволяет установить доверительные отношения с читателями и показать им авторов.
Самая низкая частота обновлений канала на сайте «Одноклассники». Аудитория канала в этой соцсети самая неактивная.
Таким образом, издание на данных площадках использует разные подходы к информированию аудитории и по-разному позиционирует свой продукт. Слоган издания в зависимости от профиля в соцсети звучит по-разному.
Твиттер является новостным каналом, на котором публикуется в среднем 2-3 новости в час. Присутствие сообщества в «Одноклассниках» лишь номинально. Записи в Твиттере в основном идентичны публикациям на самом сайте. В Фейсбуке и «ВКонтакте» же можно увидеть ироничные комментарии, осмысленные подводки, цитаты.
Что касается фрагментации новостей, то во всех социальных сетях информационные поводы отрабатываются самым подробным образом. Определяющими в выборе содержания и форме подачи информации являются коммуникативные потребности аудитории. Это можно легко отследить на порядке формирования ленты новостей в «ВКонтакте» в Фейсбуке.
Интернет сайта издания изначально не предполагал возможности комментировать материал, а социальные сети никак не ограничивают пользователей в этом (за исключением тех случаев, когда это запрещено законом). Однако интересно не просто наличие формы обратной связи и комментариев, но их содержание. Например, пользователи Фейсбука оставляют осмысленные обсуждения, в то время как аудитория «ВКонтакте» чаще всего демонстрирует поверхностность суждений.
Активность аудитории в соцсетях зависит в первую очередь от потребности вписать ситуации в собственную сетевую действительность. А комментарии и лайки появляются только в том случае, когда материал действительно привлекает внимание.
Как представитель СМИ, я ступаю на тонкий лед говоря, что в большой степени СМИ тоже несут ответственность за те репрессии, которым они подвергаются. С одной стороны, силовики, работающие на митинге, должны понимать простую и главную вещь: журналист — вообще не сторона конфликта. По долгу службы он обязан присутствовать на событии, если оно происходит, он в этом смысле человек подневольный, его дело — осветить происходящее и проинформировать общественность о событии. Но на этом последнем этапе и происходит главная загвоздка, из которой в том числе, я убеждена, и растут те самые репрессии.
Откроем, например, издание «Медуза», признанное на днях иноагентом. Сама редакция неустанно создает себе образ своего парня, окруженного сияющим нимбом неподкупности, независимости и объективности. Но давайте посмотрим на то, о чем они пишут. Заголовок от 27 января 2021 года — «Кажется, на митинг нельзя идти без телефона. Или наоборот? А как подготовиться? Инструкция Медузы». Или еще один — «Что точно НЕ нужно делать до, во время и после митинга? Максимально короткая инструкция Медузы». Это — уже апрельский заголовок, и таких у издания много, и все они связаны с несогласованными митингами. Почему это манипуляция? Потому что у читателя, подружившегося с тем своим парнем, осиянным нимбом объективности, в образе которого выступает издание, не возникнет сомнения, что на митинг идти не надо. Такие заголовки вносят в сознание читателя мысль — все идут, это дело решеное, а то, что можно не пойти, даже не обсуждается, так что и ты иди.
Или, к примеру, когда в апреле этого года на Донбассе был убит мальчик Владислав Шихов, родившийся в 2016 году уже на войне, и ничего, кроме войны не видевший, многие СМИ, называющие себя свободными и либеральными, либо вообще ничего об этом не написали, либо подали информацию под таким заголовком — «Трудно представить фейковые новости вокруг гибели ребенка. Песков — о новых жертвах в Донбассе и «блужданиях» российских войск у границ Украины». Это заголовок той же «Медузы», недавно признанной иноагентом. Что из него почерпнет читатель, который привык читать только заголовки? Что новость о гибели ребенка — фейк, это непременно отложится в его сознании, потому что тут рядом стоят два слова «гибель» и «фейк». И сделано это намеренно. А еще ему в подсознание непременно внесется ощущение — сами виноваты, хотели же, чтобы возле вас блуждали российские войска, вот и получайте.
Все эти заголовки лично у меня вызывают горький смех из-за своей грубейшей манипуляции, и до недавнего времени я верила в то, что каждому читателю такая манипуляция будет хорошо видна. Но я ошибалась. Она далеко не каждому видна. И связано это с кризисом в журналистике вообще. Она, став в большинстве своем непрофессиональной, отучила читателя от качественного чтения. И теперь пишет «максимально коротко», боясь, как бы читатель интеллектуально не перетрудился и не обиделся бы на издание за то, что оно его заставляет думать, не плюнул бы и не ушел туда, где не так «многабукв». При этом, безусловно, такая же пропаганда существует и на федеральных каналах, но та, по крайней мере, не скрывает того, что она пропаганда, и главным образом отталкивает зрителя контентом своих отвратительных ток-шоу.
Первое, что я слышала на блокпостах — «Ой, журналист. Да вы ж все врете!». Журналист расценивался как солдат. Но не реального фронта, где бойцы сидят в окопах и двигаются танки, а более могущественного — информационного. Ты мог бы одержать реальную победу на реальном фронте, но если бы каналы и газеты сказали, что ты проиграл, ты бы все равно был проигравшим. И чем больше рос информационный фронт, чем больше в него добавлялось сетевых изданий, каналов, блогов, тем могущественней он становился. И чем больше он рос, тем, увы, непрофессиональней он становился, и тем выше была ненависть к журналисту, который, мало того, что все врет, но еще и всегда занимает чью-то сторону. Он необъективен.
«Ну, конечно, они все читают, — ответил мне высокопоставленный чин МВД на встрече с журналистами в Пятигорске. — И им обидно. Потому что такую неправду про себя читают, что…»
Он не договорил. Но и на вопрос ответил только со второй попытки. Не хотел на него отвечать. Но все ведь ясно — силовиков, которые читают необъективный, всегда что-нибудь сопровождающий контент, сложно убедить в том, что журналист — третья сторона, вернее, он вообще не сторона конфликта. Он над ним — воспаряет на сильных независимых крыльях объективности, чтобы по возможности дать своему читателю или зрителю отстраненный от собственных пристрастий взгляд. Не может росгвардеец или омоновец нейтрально воспринимать человека, который только что выложил заметку «Почему я все-таки пойду на митинг!». И поэтому должно меняться не только отношение силовиков к нам, но и наше отношение к профессии. Впрочем, я понимаю, что заставить силовика не махать дубинкой проще, чем переделать информационное пространство. Ведь тогда придется начинать с тех самых вузов, которые учат будущих журналистов сопровождать.
«Медуза»: почти все в российской власти выступили против QR-кодов
Фото: Лилия Шарловская
В понедельник стало известно, что Госдума снимает с рассмотрения законопроект о QR-кодах на транспорте. По данным издания «Медуза» (выполняет в России функции СМИ-иноагента), власти решили отказаться от этой инициативы. Более того, против законопроекта изначально были многие депутаты и представители кабмина.
Изначально предполагалось, что Госдума обсудит законопроект 14 декабря. Но в воскресенье вечером спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин написал в своем личном телеграм-канале, что документ планируют снять с рассмотрения. На следующий день Совет Госдумы действительно вернул законопроект на доработку. Этому предшествовало рассмотрение документа в регионах. Несмотря на то что три четверти региональных заксобраний его одобрили, обычные граждане стали открыто выступать против принятия закона.
Источник издания в окружении Володина утверждает, что сам он изначально был против инициативы, понимая, что у людей реакция будет негативная. Именно поэтому спикер Госдумы опубликовал в своем телеграм-канале пост, посвященный законопроекту, и открыл комментарии к нему – в итоге он получил обратную связь в виде 700 тысяч отзывов, преимущественно негативных. При этом источник отметил, что против принятия закона выступал не только Володин.
По данным издания, два законопроекта – о QR-кодах на транспорте и в общественных местах – с самого начала стали предметом спора в правительстве. Сторонниками жестких мер стали «санитары» – вице-премьер Татьяна Голикова, глава Минздрава Михаил Мурашко и глава Роспотребнадзора Анна Попова. При этом представители экономического блока во главе с вице-премьером Андреем Белоусовым выступили против.
Не поддержали инициативу и в администрации президента. Там сочли, что она станет крайне непопулярной среди россиян. Источник в Госдуме рассказал «Медузе», что еще в середине ноября депутаты были убеждены, что законопроект нужно принимать, несмотря на протесты населения. Теперь же настроения изменились. Власти отмечают, что уже само обсуждение инициативы привело к росту темпов вакцинации.
Как делается «Медуза». На самом деле
Необходимое вступление
Это первый пост «Медузы» в Medium, поэтому необходимо краткое вступление: мы здесь будем рассказывать не о том, что мы делаем, а о том, как мы это делаем. Вы видите только сайт и приложения «Медузы», но за этим стоит работа редакции, разработка — и нам есть что об этом рассказать. Первое доказательство — сегодня. Итак.
Монитор. Внутренний редактор «Медузы»
Центром жизни любого издания является его админка (она же CMS, она же внутренний редактор, она же бекэнд, как хотите, так и называйте, но мы для простоты будем называть ее ужасным словом админка, или Монитором). Здесь пишутся и публикуются тексты, в ней работает вся редакция. Качество админки определяет не только скорость работы, но и атмосферу в редакции: если админка медленная и неудобная, это вызывает постоянное раздражение тех, кто ею пользуется. Идеальная админка — та, которую не замечаешь. Кроме того, если админка плохая, редакция ненавидит отдел разработки. Если редакция ненавидит отдел разработки, они никогда не будут работать вместе. Если они никогда не будут работать вместе, можно забыть о новых медиа: никуда дальше публикации простого текста с картинкой вы не уйдете.
Возможно, админка — это вообще главная разработка для интернет-издания.
В общем, при разработке админки важно исходить из нескольких постулатов:
То, что мы вам сейчас покажем — уже вторая версия Монитора. Первая была сделана с реактивной скоростью: за три месяца. Вторая запустилась несколько дней назад.
24 часа
Это главный экран Монитора: как следует из названия, на нем видны все материалы, которые проходили через Монитор за последние 24 часа. Материалы делятся на опубликованные и те, которые находятся в работе. Верхняя желтая плашка называется «Заветы» и используется для важных объявлений.
Экран «24 часа» скоро ждут серьезные изменения. Про это будет отдельный пост.
Календарь
Наглядный пример того, что при разработке админки стоит сосредоточиться на обязательном. Календарь создавался для планирования: редактор создает материал на через неделю и помнит, что дедлайн грядет — в первой версии Монитора виджет календаря выводился также на экран «24 часа». В действительности оказалось, что подавляющее большинство редакции занимается новостями, где планирование по определению отсутствует. Той же малой части редакции, которая занимается долгими историями, проще пользоваться бумажными стикерами, приклеенными к стеклянной стене. Календарь стоит пустым напоминанием о зря потраченном времени и деньгах.
Учитесь на наших ошибках.
Выпуск
Опубликованный материал не увидят пользователи сайта и он не попадет в RSS, если выпускающий редактор не поставит его в Выпуск. Процесс выпуска материала выглядит так:
Как только редактор начинает совершать активные действия в выпуске, для всех остальных экран блокируется:
Все разделы «Медузы» собираются вручную, никакой автоматики.
Все материалы
Ну, тут все просто: это архив. С поиском по типу материала, дате, редактору и названию. Не будем на этом долго задерживаться.
Наружка
Вся редакция имеет доступ к внутренней статистике: сколько кликов собирают материалы, которые сейчас стоят на экранах. Статистика дается за полчаса и за все время.
Статистика
Это внутренняя статистика по редакторам и типам материалов — тоже открыта всем (вообще, в Мониторе нет ролей пользователей, все перед Монитором равны).
Среднее время, потраченное на материал — цифра лукавая и не всегда показательная.
Источники
Сложнейший экран, давшийся нам немалой кровью. Как вы знаете, «Медуза» — агрегатор, то есть в основе издания — материал со ссылкой на какой-нибудь источник. Казалось бы, все просто. Все просто, да не совсем. Источники бывают разные. Бывает, что один сайт — это несколько источников (Вконтакте, Фейсбук, ЖЖ и т.д.). Бывает, что один источник — это несколько сайтов (Алексей Навальный). Поэтому у источников бывают субисточники и синонимы. Вот так, например, выглядит страница источника под названием Вконтакте:
Про экраны всё (оставшиеся экраны совершенно технические и ничего интересного о них сказать мы не можем). Переходим к процессу создания материала — то есть нажимаем на зеленый квадратик в левом верхнем углу.
Создание материала
То, что вы видите — интерфейс создания новости, самого простого материала из тех, что у нас есть. Вот так выглядит написанная и опубликованная новость:
2. К любому источнику автоматически добавляется скриншот (его делает робот, редактор к этому отношения не имеет). Делается это на случай, если нас обвинят в неверном цитировании: у нас всегда хранится оригинал.
3. Источник (если он есть в Мониторе) определяется автоматически. То есть в случае, когда редактор копирует в поле источника ссылку vedomosti.ru/чтототам, то Монитор сразу же поймет, что это газета «Ведомости» и привяжет материал к источнику.
4. В материале могут одновременно работать несколько человек — мы блокируем материал по полям. Более того: один редактор видит, что делает другой:
5. У полей бывают ограничения по знакам — работает как в твиттере.
6. Все текстовые поля автоматически проходят через типограф. Типограф сторонний, он плохой, но лучше пока не найден. Видимо, придется делать самим.
7. С недавних пор работает постоянное автосохранение — то есть не надо все время жать на кнопку «Сохранить» и терять половину материала по любому поводу.
То, что мы показываем — это редактор новостей. Редакторы других типов материалов выглядят очень похоже, показывать их не очень интересно. Интересно вот что: в последней версии мы развели в разные интерфейсы редактор текста и фоторедактор. По двум причинам: во-первых, так фоторедактор может работать параллельно с редактором, во-вторых, им нужны совершенно разные вещи, которые плохо уживаются рядом.
Фоторедактор
Фоторедактор — это альтернативный вид материала, доступен по ссылке из каждого материала. Выглядит вот так:
В фоторедакторе нельзя править тексты, зато удобно работать с картинками. Значительное количество полей просто убраны. При желании поле текста можно уменьшить до минимума и заняться только фотографиями:
Фотографии можно вставлять только между абзацами. Чтобы вставить фото, нужно перетянуть его из левой области в правую в специально предназначенное для этого поле:
Монитор сообщает, какого размера фотография загружена, предлагает ее поменять прямо в тексте без удаления, посмотреть в полном размере, а также двигать по тексту вверх и вниз.
Публикация материала
При публикации материала редактор смотрит, как материал будет выглядеть и в вебе, и в приложениях. Превью на данный момент не совсем точное, но мы работаем над этим. Кроме того, пару недель назад мы стали автоматически генерировать картинки, с которыми материал уходит в соцсети — они тоже выводятся в превью, здесь же их можно поправить:
Мы пока тестируем эту функцию, поэтому такие картинки не уходят наружу. Запустится вот-вот.
А также
Несколько дней назад мы запустили быстрый способ создания и редактирования статей. Находится он не в Мониторе. Это расширение для Chrome.
Если установить расширение и нажать на него, когда вы читаете материал на «Медузе», то вы сразу немедленно попадете в Монитор. Вот так:
Или вы нашли интересный текст, скажем, в издании Афиша-Город:
Монитор создал материал — вместе с привязанным источником, заголовком и даже текстом (который мы, разумеется, перепишем, но это упрощает и ускоряет работу редактора).
Это всё?
Для начала да. Подпишитесь на наш Medium, мы будем рассказывать тут обо всем, что придумываем. Со своей стороны, будем рады любым идеям.