Что такое медицина катастроф и ее задачи

Медицина катастроф

Медицина катастроф – это отрасль медицины, представляющая собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на:

Как самостоятельная область медицины сформировалась в последней четверти ХХ столетия. Является функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), руководство которой осуществляет Минздравсоцразвития России.

Основными задачами медицины катастроф являются:

Планирование и деятельность медицины катастроф осуществляется с учетом:

В целях реализации основных задач медициной катастроф разрабатывается:

В своем составе служба имеет органы управления, медицинские формирования и учреждения. Функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, местном и объектовом уровнях. Важное значение имеет взаимодействие органов и учреждений здравоохранения с военно-медицинской службой и другими министерствами, ведомствами, органами и учреждениями, принимающими участие в ликвидации ЧС.

В интересах службы медицины катастроф МЧС России обеспечивает:

Источники: Гончаров С.Ф., Лобанов П. Всероссийская служба медицины катастроф — подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отрасль здравоохранения России // В книге: Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Медицина катастроф и реабилитация. – М., 1999; Основные понятия и определения медицины катастроф: Словарь. – М., 1997.

Источник

Что такое медицина катастроф и чем она занимается

Что такое медицина катастроф и ее задачи. Смотреть фото Что такое медицина катастроф и ее задачи. Смотреть картинку Что такое медицина катастроф и ее задачи. Картинка про Что такое медицина катастроф и ее задачи. Фото Что такое медицина катастроф и ее задачи

Медицина катастроф — это область медицины, которая занимается оказанием помощи людям, пострадавшим в результате чрезвычайного происшествия. Как правило, врачи, работающие в сфере медицины катастроф, сталкиваются с ситуацией, когда им необходимо за короткий период времени оказать помощь нескольким десяткам человек в достаточно экстремальных условиях работы.

Региональная медицина катастроф

Специализированные центры работают в каждом регионе нашей страны, а головным учреждением является Всероссийский центр медицины катастроф (ВЦМК) «Защита». Но зачастую пострадавшие в результате пожаров, крупных дорожно-транспортных происшествий или наводнений доставляются из регионов в Москву и Санкт-Петербург. Отдел науки «Газеты.Ru» решил разобраться в том, всегда ли могут региональные медицинские центры самостоятельно справиться с последствиями чрезвычайных ситуаций, а также выяснить, в чем заключаются отличия работы врачей из сферы медицины катастроф от работы бригад скорой помощи.

По словам директора Пермского краевого территориального центра медицины катастроф Олега Федоткина, «и та и другая отрасли (скорая помощь и медицина катастроф. — «Газета.Ru») выполняют одну задачу — спасение человеческих жизней». «В повседневном режиме скорая помощь работает по принципу «бригада — пациент», а в условиях чрезвычайной ситуации — «бригада — контингент».

Чтобы механизм спасения работал, нужны центры медицины катастроф, потому что, когда случается ЧС, думать некогда — должны работать алгоритмы», — заявил Федоткин.

О тесном взаимодействии обеих сфер медицинской помощи говорит и директор ВЦМК «Защита», главный внештатный специалист по медицине катастроф Минздрава России, академик РАН, профессор Сергей Гончаров: «При ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций бригады скорой медицинской помощи работают в системе медицины катастроф и выполняют основную роль по оказанию экстренной медицинской помощи в догоспитальном периоде. В состав медицинских подразделений центров медицины катастроф входят не только врачи и фельдшеры скорой помощи, но и хирурги, травматологи, анестезиологи-реаниматологи и другие специалисты».

Хватает ли кадров?

Очевидно, что подготовка врачей для работы в сфере медицины катастроф — процесс длительный и сложный. В настоящее время им занимаются как специализированные кафедры в медицинских вузах (такая есть, например, в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова), так и непосредственно сами центры медицины катастроф. На вопрос о том, хватает ли стране квалифицированных врачей, Сергей Гончаров ответил следующим образом: «Кадровые вопросы в медицине катастроф, несомненно, есть, но они своевременно решаются. Как правило, в наших центрах работают

высококвалифицированные специалисты, мотивация которых определяется не только уровнем заработной платы, но и желанием помогать людям подчас в очень непростых условиях, в условиях чрезвычайных ситуаций. Случайные люди в медицине катастроф не задерживаются».

Олег Федоткин поделился с отделом науки особенностями процесса подготовки своих сотрудников: «Большую роль здесь играют симуляционные центры: мы разыгрываем сцены из реальной жизни, сцены ДТП, задымления, сцены с покореженным автомобилем… Ведь извлечь оттуда пострадавшего — большая наука, неумелыми действиями мы ему можем нанести дополнительные травмы. Мы создаем реальные условия. Представьте: темнота, задымление, двое пострадавших бегают в состоянии ажитации. А доктор в этих условиях должен грамотно выстроить цепочку действий, понять, кому нужна срочная помощь, а кто несколько часов может подождать. Я сам был ликвидатором таких вещей… Пока ты с этим парнем, зажатым в машине, говоришь, он еще более-менее держится. Как только отвлекаешься — все, он сереет, начинает терять сознание. Поэтому психологическая помощь в нашем деле имеет огромную важность — не меньшую, чем помощь медицинская».

Материальных проблем нет

Несколько лет назад анестезиолог-реаниматолог Дмитрий Савченко из домодедовской бригады экстренной медицинской помощи опубликовал в своем блоге запись, в которой в весьма резких выражениях рассказывал о проблемах с материальным снабжением бригад медицины катастроф: об отсутствии помещений для отдыха врачей, острой нехватке лекарственных препаратов, дефиците оборудования и автомобилей. Корреспондент отдела науки «Газеты.Ru» не смог обойти вниманием этот вопрос, однако оба специалиста ответили на него однозначно.

«В субъектах Российской Федерации вопросы кадрового, финансового и материального обеспечения центров медицины катастроф, как правило, оперативно и в приоритетном порядке решаются через региональные органы управления здравоохранения», — сообщил Сергей Гончаров.

Об отсутствии проблем со снабжением заявил и Олег Федоткин: «На сегодняшний день возраст большинства наших автомобилей — не более пяти лет, то есть автопарк довольно состоятельный. Все 260 бригад скорой помощи и 3 наши бригады оснащены на хорошем уровне. С медикаментами проблем тоже нет, по крайней мере по Пермскому краю».

Стоит отметить, что в настоящее время не существует федеральных целевых программ, направленных на поддержку развития медицины катастроф, последняя такая программа («Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф») завершилась в 2006 году. Сейчас действуют программы, связанные с обеспечением химической, биологической или ядерной безопасности населения, а также направленные на повышение эффективности работы спасателей в случае пожаров или дорожно-транспортных происшествий. Разумеется, работа медицины катастроф тесно связана с этими сферами, однако эта отрасль медицины напрямую не упоминается в перечнях служб, задействованных в реализации федеральных целевых программ.

Взаимодействие с центром — «скользкая тема»

Из слов специалистов можно сделать вывод о том, что центры медицины катастроф — как региональные, так и расположенные в Москве и Санкт-Петербурге — должны самостоятельно справляться с чрезвычайными происшествиями. Однако в СМИ нередки сообщения о том, что после крупного пожара или дорожно-транспортного происшествия пострадавшие срочно перевозятся в крупные города. Сергей Гончаров заявляет, что это вовсе не свидетельствует о недостаточном уровне подготовки региональных центров, по его словам, такая ситуация абсолютно нормальна.

«В большинстве чрезвычайных ситуаций служба медицины катастроф на региональном уровне успешно решает задачи по оказанию медицинской помощи пострадавшим и помощь федеральных медицинских учреждений не требуется. Вместе с тем при крупных ЧС с большим числом пострадавших привлекаются силы и средства службы медицины катастроф федерального уровня. В медицинские учреждения Москвы, Санкт-Петербурга и других городов обычно эвакуируют пациентов, нуждающихся в проведении отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи. Это нормальная, отработанная практика», — сообщает директор ВЦМК «Защита».

Олег Федоткин придерживается такого же мнения, однако упоминает и еще об одном — политическом — факторе.

«Начнем с того, что 99% пострадавших лечатся на собственной территории. Но при наступлении масштабной проблемы столичные силы помогают всегда. Однако там может быть, конечно, и политический компонент. Это скользкая тема. Но чаще всего, подчеркиваю, такая помощь не требуется. Что касается трагедии в клубе «Хромая лошадь», случившейся в 2009 году… Я сам был одним из ликвидаторов, — вспомнил Федоткин. — Если память мне не изменяет, тогда из Перми были эвакуированы 100 человек — 67 в Москву и 33 в Санкт-Петербург. Понимаете, районный центр по определению по насыщению медицинскими силами слабее, чем, например, миллионный город Пермь. И естественно, что Институт имени Склифосовского — ведущее лечебное учреждение этого направления — по сравнению с Пермью имеет и большее количество специалистов, и особое оборудование.

Что такое вообще катастрофа? Это резкое несоответствие находящихся на территории сил и средств возникшей ситуации.

То есть для маленькой деревни ДТП с автобусом — десять пострадавших — это уже катастрофа. А если такое же происшествие случится в центре Перми, людей моментально развезут по лечебным учреждениям. И мы срезаем эти пики несоответствия любыми доступными методами. Если наши стационары переполнены, естественно, обращаемся, например, в Москву. Это неизбежно».

Источник

> endstream endobj 71 0 obj > stream Gar’$_.pkA%#44r$6@kgEOp54V.5TSgX351E+C7N1pTuK6f*94;Grmt`o@»_s-Cp+q/»\20]*MI V$+JE-T$N[OJ&AbF)h0Zk:sZ]FiVnL_C41l;kgPU5!W,!H)N\K=l=68MbcBc\Vh^&4M]q=dV@[b 0g9:s:/F8_K;2ak]%VD8,@u5a:5r2):Wl>’eT0O+0fYVr72!cG’ih556hR9U(W>a6?>«oj0+`L ^JF/$HS3SfR[E9n?B[`>e,C(:`(]:c#IiZ*ci=%G

> endstream endobj 76 0 obj > stream Gar’$_.pkA%#44r$6@kgEOp54V.5TSgX351E+C7N1pTuK6f*94;Grmt`o@»_s-Cp+q/»\20]*MI V$+JE-T$N[OJ&AbF)h0Zk:sZ]FiVnL_C41l;kgPU5!W,!H)N\K=l=68MbcBc\Vh^&4M]q=dV@[b 0g9:s:/F8_K;2ak]%VD8,@u5a:5r2):Wl>’eT0O+0fYVr72!cG’ih556hR9U(W>a6?>«oj0+`L ^JF/$HS3SfR[E9n?B[`>e,C(:`(]:c#IiZ*ci=%G

> endstream endobj 79 0 obj 273 endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj xref 0 80 0000000000 65535 f 0000000010 00000 n 0000207756 00000 n 0000207811 00000 n 0000001533 00000 n 0000000210 00000 n 0000001510 00000 n 0000088764 00000 n 0000135033 00000 n 0000002702 00000 n 0000001725 00000 n 0000002679 00000 n 0000003805 00000 n 0000002895 00000 n 0000003782 00000 n 0000007419 00000 n 0000003999 00000 n 0000007395 00000 n 0000012044 00000 n 0000007613 00000 n 0000012020 00000 n 0000013631 00000 n 0000012238 00000 n 0000013607 00000 n 0000029387 00000 n 0000013825 00000 n 0000029362 00000 n 0000043613 00000 n 0000029581 00000 n 0000043588 00000 n 0000057593 00000 n 0000043807 00000 n 0000057568 00000 n 0000065387 00000 n 0000057787 00000 n 0000065363 00000 n 0000067995 00000 n 0000065581 00000 n 0000067971 00000 n 0000070568 00000 n 0000068189 00000 n 0000070544 00000 n 0000073017 00000 n 0000070762 00000 n 0000072993 00000 n 0000076268 00000 n 0000073211 00000 n 0000076244 00000 n 0000078665 00000 n 0000076462 00000 n 0000078641 00000 n 0000082244 00000 n 0000078859 00000 n 0000082220 00000 n 0000086603 00000 n 0000082438 00000 n 0000086579 00000 n 0000088580 00000 n 0000086787 00000 n 0000088556 00000 n 0000088921 00000 n 0000134102 00000 n 0000090043 00000 n 0000090261 00000 n 0000135010 00000 n 0000135190 00000 n 0000181568 00000 n 0000136332 00000 n 0000136550 00000 n 0000182491 00000 n 0000182672 00000 n 0000194738 00000 n 0000182887 00000 n 0000183108 00000 n 0000195112 00000 n 0000195293 00000 n 0000207359 00000 n 0000195508 00000 n 0000195729 00000 n 0000207733 00000 n trailer > startxref 208000 %%EOF

Источник

Медицина катастроф

Медици́на катастро́ф — область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). В подобных условиях зачастую складывается ситуация «один врач — множество больных» («Айболит»), в отличие от остальной медицины, где обычной является практика «один врач — один больной».

Чрезвыча́йная ситуа́ция — внезапно возникшее событие, в результате которого два или больше человека погибли, либо три или больше человека пострадали/заболели и находятся в тяжёлом состоянии. Различают чрезвычайные ситуации локального (1—10 пострадавших), территориального (10—50 пострадавших), регионального (50—500 пострадавших), федерального (более 500 пострадавших) и международного уровня. Существует понятие «чрезвычайная ситуация в медицине» — положение, когда органы здравоохранения (различного уровня) не справляются на месте с наплывом пострадавших.

Содержание

Виды поражений при катастрофах

Задачи Службы медицины катастроф

Служба медицины катастроф России

Находится в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В процессе деятельности обычно работает в тесном взаимодействии с аварийно-спасательными формированиями МЧС.

Структура Службы Медицины Катастроф (СМК) в России

Структура Территориального Центра Медицины Катастроф на примере ГУЗ ТЦМК Московской области

В состав ТЦМК входят:

Центр может работать в трех режимах:

Дополнительная информация

Служба медицины катастроф не имеет собственной выделенной цветографической схемы окраски транспортных средств. Санитарная авиация использует цветографическую схему авиации МЧС (эта техника действительно принадлежит МЧС России). Поэтому лётно-технический персонал — сотрудники МЧС, медицинский персонал — сотрудники аэромобильного госпиталя «Центроспас» МЧС, того или иного Центра Медицины Катастроф и (или) подразделения ФМБА. Санитарные автомобили используют цветографическую схему, установленную ГОСТом для автомобилей скорой помощи: белый или желтый цвет кузова, красная полоса с красным крестом по борту, надписи «03» спереди и сзади автомобиля (в 2010 году ГОСТ изменен — надпись «Скорая Медицинская Помощь» на красной полосе по борту, красный крест спереди и сзади. На машинах, полученных до 2010 года, может сохраняться устаревшая окраска). Без выполнения этих условий автомобиль не может пройти техосмотр, получить разрешение на установку спецсигналов и средств оперативной радиосвязи. Дополнительно могут наноситься надписи «Медицина Катастроф», «ЦЭМП», эмблема СМК — золотой колокол на фоне красного креста и флага Российской Федерации, эмблемы «Звезда жизни» («Star of Life») — синяя шестилучевая «снежинка» на белом фоне, эмблемы ФМБА (ФМБА также не имеет выделенной цветографической схемы окраски транспортных средств) и другие опознавательные знаки. Реанимационно-противошоковые группы военизированных горноспасательных частей, для передвижения на поверхности и транспортировки извлеченных из шахты пострадавших, имеют санитарный автомобиль с цветографической схемой скорой помощи по ГОСТу, с дополнительно нанесенной символикой ВГСЧ.

Форма одежды — синяя или тёмно-синяя с жёлтыми вставками и световозвращающими полосами. Впрочем, цвет обмундирования, в том числе и сезонного, расположение надписей и нашивок может быть различным в разных Центрах медицины катастроф.

Источник

Термины МЧС России

отрасль медицины и службы здравоохранения РФ, изучающая медико-санитарные последствия природных и техногенных аварий и катастроф, разрабатывающая принципы и организацию их ликвидации, организующая и непосредственно участвующая в выполнении комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также в обеспечении медико-санитарным имуществом в районе чрезвычайной ситуации. Создана в 1990 и является функциональной подсистемой РСЧС, руководство которой осуществляет Минздравсоцразви- тия России. Основными задачами М.к. являются: обоснование и проведение единой политики, обеспечивающей снижение уровня медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; участие в прогнозировании социально-гигиенических последствий чрезвычайных ситуаций и выработка рекомендаций по снижению их отрицательного воздействия на условия жизни населения; организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, своевременное оказание пострадавшим догоспитальной и госпитальной помощи; организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций; медицинское обеспечение спасателей и др. граждан, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций; участие в обучении населения, подготовке личного состава органов и сил МЧС России к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и др. В своём составе имеет органы управления, медицинские формирования и учреждения. Функционирует на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях.

109012, г. Москва,
Театральный пр., 3

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *