Что такое медиация в психологии
Медиатор в психологии переговоров и разрешения конфликтов и его роль
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Конфликты повседневном мире встречаются тебе каждый день. Они бывают разными по своему уровню: обычные — бытовые, глобальные — на общемировом уровне. Многие из них возникают и проходят без твоего непосредственного участия, а другие – требуют от тебя полного присутствия. Не всегда получается найти правильный выход из сложившихся обстоятельств.
Это может зависеть не только от твоего желания разрешить конфликт, но и от того, что обстоятельства, часто складываются не в твою пользу: не то время, не то место, не то настроение.
Кто такой медиатор
Медиация позволяет урегулировать любой конфликт через посредника. Этот посредник называется медиатором.
Медиатор, прежде всего, человек не заинтересованный в соблюдении интересов ни одной из сторон. Его задача – организовать переговоры таким образом, чтобы стороны пришли к взаимовыгодному решению.
Когда ты сама можешь выступить медиатором
Простым примером работы медиатора можешь служить ты сама в случае, если твоя подруга попросила тебя быть посредником в налаживании отношений со своим бывшим, зная заранее о том, что ты поддерживаешь с ним дружеские взаимоотношения.
В этом случае, ты не являешься заинтересованной стороной, конечно, если не считать твоего отношения к подруге и её бывшему, которого она старается вернуть. В любом случае, ты осознаёшь, что должна проявить как можно более нейтральную позицию, потому что неизвестно, как развернутся их внутренние взаимоотношения, а, в случае проявления твоей симпатии одной из сторон, крайней, однозначно, будешь ты.
Исходя из всех вводных данных, ты организовываешь соответствующее мероприятие и создаешь необходимые, комфортные условия для налаживания отношений между твоей подругой и бывшим, которого она хочет, непременно сделать настоящим. Это, собственно, проблема твоей подруги.
Медиатор. Его роль в переговорах, процедуре медиации.
Её бывшему ты звонишь на правах его друга и озвучиваешь приглашение на мероприятие, не забывая упомянуть о присутствии на нем подруги и её желании помириться с ним. После этого занимаешь нейтральную позицию наблюдателя, периодически включаясь в процесс, но не занимая чью-то позицию. Таким образом, ты непосредственно принимаешь участие в урегулировании конфликта, не навязывая вариантов окончательного решения.
Функции медиатора
Итак, функции медиатора:
Медиатор – не переговорщик или консультант
При этом, не следует отождествлять медиатора с переговорщиком. В отличие от переговорщика или консультанта, медиатор:
Из всего вышенаписанного можно сделать однозначный вывод, что медиатор – это не консультант, не юрист, не адвокат, не судья, не психоаналитик или психиатр. Он просто медиатор!
Немного истории
Использование нейтральных посредников в переговорах для разрешения любых споров или при заключении разного рода взаимовыгодных соглашений практиковалось с давних времен. Были известны случаи, описанные в рукописях Древней Греции, Вавилона, Финикии. Посредники всегда признавались уникальными людьми и в некоторых культурах почитались на ряду со жрецами или вождями.
Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels
Первые попытки использовать медиацию в Европе были направленны на урегулирование семейных споров или конфликтов. Полное признание в современном мире медиация получила в конце ХХ столетия, именно в этот период окончательно сформировались её основные принципы.
Основные принципы медиации
В настоящее время основные принципы, правила и условия ведения медиации включают в себя:
Область применения
Область применения медиации в современном обществе также значительно расширилась, и затрагивает следующие области общественный и межличностных взаимоотношений:
Современные направления медиации
Исходя из сфер применения, получили развитие разные направления медиации. В настоящее время можно выделить такие виды медиации как:
Отдельно хочется сказать о возможности использования новых технологий в процессах медиации, в частности, медиация с помощью интернета. Этот вид медиации позволяет разрешать возникшие конфликты в кратчайшие сроки, не взирая на расстояния и время.
Основные психологические приёмы медиации
Развитие медиации — метода взаимовыгодного разрешения конфликта при содействии третьей незаинтересованной и независимой стороны (медиатора) — только набирает обороты в России. Это метод цивилизованного разрешения споров — разрешения споров без обращения в судебные органы. У медиации огромные преимущества перед традиционным способом разрешения споров.
На эффективность процедуры медиации оказывают влияние многие факторы, среди которых, например, мотивированность обеих сторон на совместную работу, их готовность учитывать мнение посредника и принимать предложенное им решение. Конечно, немаловажным является и профессионализм медиатора, знание ситуации, обстоятельств и особенностей конфликта, к которым можно отнести и степень его напряжённости, и его продолжительность. Так, затяжные конфликты труднее, чем мимолётные, поддаются урегулированию.
В процедуре медиативной сессии выделяют несколько этапов. Рассмотрим их. Прежде всего, это выяснение ситуации у каждой стороны: общая информация, причины разногласий и точки соприкосновения.
После этого происходит выяснение потребностей сторон. Важной деталью этого этапа является работа с негативными эмоциями. Психолог обращает внимание на то, как мыслят стороны/представители — наличие обобщений, упущений, искажений в их восприятии и интерпретации ситуации конфликта/спора. Игнорирование невербальных проявлений (мимики, позы, жестов) здесь недопустимо. Кроме того, необходимо понять, что является предметом спора, что именно за этим стоит (потребности, убеждения). Далее следует эмоциональное отреагирование.
Следующий этап предполагает нахождение не менее трёх возможных альтернатив осуществления намерений противоположных сторон. Последующий после этого тайм-аут необходим для обдумывания каждой стороне.
После выбора одной из альтернатив следует заключение соглашения о её реализации. Текст соглашения должен быть составлен так, чтобы он был понятен обеим сторонам, им даётся время на его обсуждение и корректировку.
В ходе медиативной сессии на каждом этапе могут возникать ситуации, в которых появляются некоторые проблемы. Профессиональный медиатор умеет пользоваться приёмами, адекватными каждой из них. Эти приёмы называют «инструментарием»: как у ремесленников есть инструменты, и они используют каждый инструмент для определённой цели, так и медиатор всегда должен «иметь при себе» свои приёмы-инструменты, владеть ими и использовать их целесообразно возникшей ситуации.
Специального «инструмента медиации» не существует, но можно использовать приёмы из других областей (терапия, групповая динамика, модерация, консультирование, тренинги, педагогика для взрослых и т.д.).
Некоторые приёмы знает и умеет использовать каждый медиатор. В ходе медиации следует ознакомить с ними и конфликтующие стороны.
Среди наиболее приемлемых:
— Я не выношу критику в свой адрес.
— Ну, не то, чтобы критику… и т.п.
— Правильно ли я вас понял? Вы сказали, что…
— Итак, мы с вами говорили о том, что…
— Обсуждая этот трудный, волнующий всех вопрос, мы до сих пор рассматривали…
В применении техник активного слушания могут быть ошибки. В литературе можно встретить наиболее часто встречающиеся ошибки, способы их преодоления:
Почему это ошибка? Констатация правильности вместо проверки правильности понимания. Оговорка, которую говорящий часто не замечает.
Способ преодоления: Проверка понимания: правильно ли я понял, что…
Почему это ошибка? Диалог становится односторонним, партнёр не ощущает вклада собеседника в развитие разговора. У него может возникнуть чувство, что его допрашивают, препарируют под микроскопом или дразнят.
Способ преодоления: Органичное повторение: «Мне кажется, я не смогу сделать эту работу»… «Не сможешь…? (Варианты: Эту работу? Сделать эту работу?)»
Почему это ошибка? Неточное предположение о намерениях, мыслях или чувствах другого человека может вызвать у него разочарование, досаду и даже боль.
Способ преодоления: интерпретация в форме уточняющего вопроса или пробной гипотезы: «Я должен зайти к Иванову». «Может быть, тебе нужно убедиться в правильности этих данных, прежде чем принять решение?»
Почему это ошибка? Точная интерпретация принуждает человека «встретиться с самим собой», даже если ему хочется уклониться от этой встречи.
Способ преодоления: интерпретация в форме уточняющего вопроса или пробной гипотезы: «Я должен зайти к шефу». «Ты имеешь в виду, что согласие Иванова облегчило бы продвижение этой идеи?»
Понятие и суть медиации. Школьная медиация
Понятие о медиации и её суть
Изначально, медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Медиации характерны определённые условия и правила ведения, очерёдность действий и фаз, а также медиация основывается на следующих принципах:
Области применения медиации
Школьная медиация (или медиация в школе)
Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет. Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.
Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества. Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и не только.
Что представляет собой служба школьной медиации?
Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.
В основе деятельности служб школьной медиации лежит:
Понятия медиации
Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатор, медиативное соглашение, процедура медиации.
Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Кто такой медиатор?
Медиатор — независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.
Медиация: что это такое, ее преимущества и практика применения в России
Медиация – это способ досудебного урегулирования споров и безболезненное решение конфликтных ситуаций с привлечением независимого специалиста, который поможет вам в переговорах. Медиаторство регулируется российским законодательством и уже давно применяется на практике. Несмотря на это, возможность привлечения медиатора для эффективного проведения переговоров до сих пор вызывает недоверие со стороны граждан.
Юристы «М16-Консалтинг» рассказывают, что такое медиация, какова роль медиатора в суде и чем привлекательна процедура медиации в бизнесе.
Медиация как способ разрешения конфликтов
Если говорить простыми словами о том, что такое медиация, то это, как уже упоминалось ранее, эффективный способ урегулирования конфликтов, при котором сторонам помогает профессионально обученный специалист, то есть медиатор.
Сторонняя помощь в конфликте как инструмент для достижения результата, устраивающего обе стороны, давно зарекомендовала себя с самой лучше стороны. При условии, разумеется, что медиатором выступает профессионал.
Основные принципы медиации
Преимущества медиации
Медиация в бизнесе
Коммерческая медиация – это отличное решение для спорных ситуаций, возникающих между организациями.
Медиатор поможет вам не только сэкономить во времени и финансах, но и сохранить хорошие взаимоотношения, что особенно важно для дальнейшего сотрудничества и долгосрочного партнерства.
Мы настоятельно рекомендуем прибегать к медиации в тех случаях, когда причиной конфликта служат текущие интересы партнеров.
Правила проведения процедуры медиации
Медиатор в определенной степени связан законодательством, тем не менее, конкретного свода правил, общего для всех процедур медиации, нет, есть только локальные ограничения и требования к процедуре.
Стороны медиации также могут предварительно прописать ряд требований к процедуре.
Также возможно наличие свода правил внутри саморегулируемой организации, в рамках которой действует специалист. В остальном же проведение процедуры медиации будет зависеть исключительно от самого медиатора.
Когда предпочтительно проведение процедуры медиации?
Поскольку при медиации возможностей для решения конфликта может быть гораздо больше, мы особенно советуем прибегать к этому методу в тех случаях, когда закон не на вашей стороне, а значит, в судебном порядке шансы выиграть ничтожно малы.
Медиация применяется в гражданском, арбитражном процессах, в трудовых спорах, социальной и семейной сферах.
Медиация часто применяется при семейных спорах
Вот далеко неполный перечень ситуаций, для которых медиация станет лучшим решением:
Внесудебное решение подобного рода споров позволит вам добиться максимального выгодного результата, тогда как в ходе судебного разбирательства это было бы невозможно.
Как происходит медиация: основные стадии
Зачастую процедура медиации представляет собой стол переговоров, за которым встречаются, непосредственно, сам медиатор, а также стороны конфликта.
Если отношения между участниками переговоров напряжены настолько, что создание здоровой обстановки невозможно, стороны не пересекаются и общаются исключительно через медиатора. Такой способ медиации называют челночным.
Важно понимать, что даже при подобном сценарии медиатор сам не предлагает и не выносит решения, а только подталкивает к этому стороны. Он организовывает диалог, помогает участникам переговоров сформулировать собственные требования и донести их до оппонентов, а главное – услышать своего собеседника.
Медиация в суде
На фоне большой нагрузки судебные инстанции положительно относятся к процедуре медиации, а зачастую судьи сами советуют сторонам обратиться за помощью к медиатору.
Если это происходит в разгар разбирательства, то судебный процесс приостанавливается на двухмесячный срок, во время которого стороны должны найти устраивающее всех решение.
При положительном исходе участники конфликтной ситуации заключают медиативное соглашение, которое в дальнейшем будет рассматриваться судом. Судьи оценивают документ на предмет соответствия законодательству, отсутствия нарушения чьих-либо прав и т. д. Впоследствии такое соглашение утверждается судом как мировое.
В то же время необходимо отметить, что даже если медиация применяется уже в процессе судебного спора, все переговоры ведутся за пределами зала суда, а сам медиатор не вправе выступать в суде, свидетельствовать в чью-либо пользу или представлять интересы любой из сторон. Кроме того, услуги медиатора не будут включены в судебные издержки, а значит, сторонам придется пополам разделить их оплату.
Тем не менее, все эксперты отмечают положительный эффект от привлечения профессионального медиатора на этапе судебного спора. Во-первых, стороны могут договориться быстрее, поскольку отпадает необходимость во многих формальностях, а медиатору не приходится совмещать разрешение имеющегося спора с десятками других, в отличие от судьи.
Во-вторых, благодаря тому, что соглашение принимается на условиях, которые устраивают обе стороны, сокращается риск оспаривания решения в будущем. Кроме того, исполнение договоренностей, в отличие от реализации судебных предписаний, будут выполняться быстрее и на добровольной основе.
Иными словами, все участники конфликта получат желаемое, при этом они существенно сэкономят собственное время и сохранят хорошие отношения, что положительно скажется на дальнейшем сотрудничестве.
Эксперты «М16-Консалтинг» отмечают, что наиболее эффективной процедура медиации будет в гражданском и арбитражном процессе. В то же время не удастся прибегнуть к услугам медиатора, если результаты данной процедуры могут коснуться интересов третьих лиц, участия в процессе не принимающих.
Медиация в России
Закон о медиации в РФ действует уже 6 лет, с 2011 года, и в народе больше известен как 193-ФЗ. По нормам закона, процедура медиации применяется как альтернатива судебному или административному разбирательству. Законом предусмотрено широкое использование услуг медиатора в разных сферах.
В то же время вопрос медиации в уголовном процессе пока остается нерешенным. Дело в том, что нормами 193-ФЗ возможность привлечения посредника в решение уголовных споров предусмотрена, однако в УПК РФ аналогичное положение на сегодняшний день отсутствует.
Необходимо отметить, что медиатором в России может выступать и человек без юридического образования. Тем не менее, мы советуем обращаться именно к юристам. Специалист в области права сразу убедится в том, что положения соглашения не противоречат законодательству, а значит сразу будут одобрены судом.
«М16-Консалтинг» имеет успешный опыт медиации.
Услуги медиаторов в Санкт-Петербурге
Не знаете, как эффективно решить конфликтную ситуацию? Профессиональные медиаторы компании «М16-Консалтинг» помогут в быстром и результативном решении спорных вопросов.
Что такое медиация и как она помогает: мнение специалиста семейного центра
9 февраля 2021 года
Не существует таких отношений, в которых возможно было бы полностью избежать конфликтных ситуаций. Даже самые близкие люди хотя бы изредка ссорятся, эмоционально выясняя отношения и стремясь доказать собственную правоту. Одним из эффективных и целесообразных средств разрешения семейных конфликтов является медиация. О том, что такое медиация, рассказывает медиатор семейного центра «Родник» Евгения Максимова.
Помочь начать диалог
Медиация — это альтернативный метод урегулирования конфликта с участием третьей (нейтральной) стороны-посредника — медиатора.
«Здесь важно понимать, что задача медиатора состоит не в том, чтобы вынести какое-то определенное решение. Скорее он помогает сторонам конфликта начать диалог и постепенно перейти к обсуждению противоречий, мешающих членам семьи адекватно воспринимать друг друга. Помогая сторонам осознать истинные интересы и озвучить свои потребности, медиатор способствует налаживанию контакта между членами семьи и выработке решений конфликта», — говорит специалист по медиации семейного центра «Родник» Евгения Максимова.
В семейные центры в настоящее время обращаются семьи с детьми, у которых наблюдаются внутрисемейные конфликты, затрагивающие интересы детей. При этом самостоятельно разрешить ситуацию не удается, но есть желание ее преодолеть. В практике работы медиаторов есть и случаи конфликтов между родителями и подростками, родителями и представителями старшего поколения (бабушками и дедушками), связанных с общением и воспитанием детей (внуков).
Ситуации, при которых может быть применена процедура медиации, могут быть разные. Схематично рассмотрим некоторые из них.
Особенности проведения процедуры
Чтобы провести процедуру медиации, необходимо личное заявление гражданина или направление мирового / районного судьи.
Довольно часто это случаи развода супругов, когда возникают конфликты по вопросам определения места жительства детей, установления порядка общения с детьми. Нередко такие конфликты стороны пытаются разрешить в судебном порядке. Иногда это действительно единственно возможный вариант выхода из сложившейся ситуации. Однако процесс медиации достаточно гибок и имеет ряд преимуществ перед судебным разбирательством.
Задача медиатора — способствовать выработке соглашения между сторонами. Это происходит таким образом, что все решения принимают сами стороны, то есть медиатор не вносит никаких предложений. Он только помогает сторонам пройти через процесс целенаправленного общения, состоящего из определенных шагов.
Самое главное преимущество медиации — что конфликтующие стороны находят решения, при которых не будет ни побежденных, ни победителей. Даже если кажется, что ситуация зашла в тупик и ее невозможно разрешить, такая процедура с использованием специальных техник может привести к удовлетворяющему обе стороны результату.
«Далеко не каждый случай в нашей работе завершается соглашением между конфликтующими сторонами. Однако в подавляющем большинстве в процессе участия в процедуре медиации стороны получают конструктивный опыт совместного обсуждения актуальных спорных вопросов», — говорит медиатор.
Возможности медиации как альтернативного способа урегулирования семейных конфликтов объемны и масштабны, поэтому развитие этого направления работы в семейных центрах актуально и очень перспективно.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы