Что такое медиаобразование в школе

Что такое медиаобразование в школе

средняя общеобразовательная школа

Добро пожаловать на наш сайт!

что такое медиаобразование

В современном обществе человек находится под воздействием непрерывных потоков информации, в том числе передаваемой по каналам масс-медиа. Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умения верно понимать значения аудиовизуальных образов, и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. Все это способно обеспечить медиаобразование. Его ресурсы уже давно используются в Европе и во всем мире, а в России только недавно стали говорить о необходимости его развития и внедрения в образовательный процесс.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры [Федоров, 2001, с.38].

Оксфордская энциклопедия, определяет медиаобразование как «изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование (media education) связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания. Тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов. Как медиаобразование, так и изучение медиа направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy)»[Dorr, 2001, p.9494].

Медиаграмотный человек обладает развитой способностью к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью [Aufderheide, 1993, p.1; Dorr, 2001, p.9494].

Медиаобразование – часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии [Рекомендации ЮНЕСКО 2002].

Основные направления медиаобразования:

1. медиаобразование будущих профессионалов: журналистов (телевидение, радио, пресса, Интренет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.;

2. образование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, повышение квалификации преподавателей ВУЗов и школ в рамках курсов по медиакультуре;

3. медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, ВУЗах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);

4. медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, клубах и т.д.);

5. дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, сети Интернет;

6. самостоятельное и непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека).

Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ постоянно обостряется. Медиаобразование призвано выполнять уникальную функцию подготовки людей к жизни в информационном пространстве. С этой точки зрения сам факт игнорирования медиаобразовательной подготовки школьников и студентов можно рассматривать и как антигуманный.

С официального сайта Бюро ЮНЕСКО в Москве

п. Головтеево, Малоярославецкий район, Калужская область

Источник

«Медиаобразование – сейчас тренд»!

Что такое медиаобразование в школе. Смотреть фото Что такое медиаобразование в школе. Смотреть картинку Что такое медиаобразование в школе. Картинка про Что такое медиаобразование в школе. Фото Что такое медиаобразование в школе

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

«Медиаобразование – сейчас тренд»!

Российская педагогическая энциклопедия определяет медиаобразование (от английского «education» и латинского «media») как «направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования — подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий».

Однако есть и другие определения этого модного сейчас термина. Чтобы развеять сомнения и понять, что же такое медиаобразование, медиабезопасность, можно ли с помощью медиаобразования заниматься воспитанием личности в школе и где готовят медиапедагогов, мы обратились к Ирине Геннадьевне Катенёвой, кандидату филологических наук, доценту кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета. Кроме того, Ирина Геннадьевна является тьютором магистерской программы «Медиаобразование» в НГПУ.

Что такое медиаобразование в школе. Смотреть фото Что такое медиаобразование в школе. Смотреть картинку Что такое медиаобразование в школе. Картинка про Что такое медиаобразование в школе. Фото Что такое медиаобразование в школе

Учимся критически мыслить или «снимать с ушей лапшу»

– Ирина Геннадьевна, что такое медиаобразование?

На эту тему уже написано много монографий и диссертаций, где даются различные определения медиаобразования. Если рассматривать трактовки этого определения с практической точки зрения, то выделяются два подхода. Первый – широкий, когда медиаобразование рассматривается как обучение при помощи медиа. Сюда входят не только средства массовой информации и соцсети, но и, к примеру, нарисованный комикс, написанное на стене слово. Все будет зависеть от того, кто выступает в роли субъектов медиаобразования.

Второй – узкий подход, когда мы готовим объективного пользователя, подготовленного читателя, зрителя и формируем у него основы критического мышления. Для детей и молодежи это направление реализуется в рамках юнкоровского движения (работа школьных и городских СМИ). Для взрослых – в рамках фактчекинга. Так, в Америке и Европе создается целая система сайтов и курсов, направленных на борьбу с фейк-ньюс (сообщениями в традиционных СМИ и социальных медиа, вводящими в заблуждение, содержащими неправду или полуправду). В качестве примеров таких ресурсов можно привести сайты FactCheck.org и The Fact Checker. В России тоже существуют такие проекты. Например, «Лапшеснималочная», на базе которой бывший редактор сайта «ИноСМИ» Алексей Ковалев раскрывает технологии манипулирования целевой аудиторией.

Нужно всем знать основы медиабезопасности

– Когда нужно начинать медиаобразование? В каком классе или в каком возрасте? Как Вы считаете, в школе должен быть какой-то отдельный предмет по этому направлению?

– Все зависит от цели, которую ставит перед собой учебное заведение. Медиаобразование ведь начинается не со школьной скамьи, а с момента, когда 6-месячный ребенок начинает реагировать на медиа, в частности, на рекламу по телевизору. Здесь медиаобразованием занимается не школа, а семья, хотя я бы это отнесла к категории пассивного медиаобразования. Сейчас наблюдается привычная картина: после ужина вся семья собирается в одной комнате, но не коммуницирует, так как каждый находится в своем планшете, компьютере, телефоне.

В европейских странах элементы медиаобразования включаются уже в детских садах, начиная с 4-летнего возраста, когда ребенок пережил кризис самости и уже осознает себя. Акцент ставится на безопасном телевидении, затем интернете. Это направление становится популярным и в России.

По моим наблюдениям, уроки информационной безопасности следует проводить не только в школе, но и университете. Многие студенты считают, что любую информацию, которую они разместили в соцсетях, можно также легко удалить. А это не так, весь размещенный контент хранится в интернете практически вечно. Есть даже специальные программы, которые позволяют получить к нему доступ. Информацию из личных аккаунтов в соцсетях сегодня оценивают службы безопасности банков, прежде чем принять решение о выдаче кредита. Публичное поведение в социальных медиа – это важный элемент медиаобразования.

В рамках эксперимента часть московских и питерских школ разрабатывает и реализует учебные программы по основам медиабезопасности или основам медиаобразования. На занятиях детям рассказывают не только о небезопасном контенте, но и что делать, если ты столкнулся с троллингом или кибербуллингом, то есть настоящей травлей в соцсетях.

«Цель медиаобразования – осознанные действия»

– Насколько медиаобразованы современные школьники? И можно ли измерить уровень медиаобразования?

– Вопрос из серии: «Можно ли измерить уровень интеллекта»? Кто-то говорит да, кто-то нет. Смотря, что мы имеем ввиду. Если говорить про цифровую грамотность – владение технологиями и программами, например, умение монтировать видео, в этом случае дети грамотнее взрослых. Умение ориентироваться в технических новинках и работать с разными потоками информации – одно из преимуществ поколение Z. Теория поколений, разработанная американскими специалистами Вильямом Штраусом и Нейлом Хоувом, многое объясняет. Современные дети действительно родились с кнопкой на пальце: прекрасно ориентируются во всех новых программах, проектах и т. д. Они понимают, как сделать, но не всегда осознают, зачем это нужно.

Цель медиаобразования – сформировать осознанность своих действий в медиасреде. Не просто так выложить в блог очередной пост или ролик формата «я сегодня это увидел или это съел», а создать информационно насыщенное сообщение. В сфере целеполагания у современных школьников возникают трудности: они воспринимают медиаобразование либо как систему общения, либо как систему развлечений. С точки зрения поколения Z, в жизни все должно быть интересным и развлекательным. С одной стороны, это правильно, потому что в процессе игры любая информация усваивается намного быстрее и хранится в памяти длительный срок. С другой стороны, мы воспитываем поколение инфантов, когда по паспорту человеку 18 лет, а по уровню осознанности – он находится на уровне 8-летнего ребенка.

«Если воспитание рассматривается как превентивная мера – это не имеет отношения к медиаобразованию»

– Тема номера «Медиаобразование как средство воспитания личности». Каким образом можно воспитывать человека с помощью медиасредств? Например, сейчас регистрируется много случаев агрессии в детской среде и в новосибирских школах. Как можно исправить эту ситуацию с помощью медиаобразования?

Агрессивное поведение вообще характерно для подростков, так как это способ заявить о себе миру и противостоять давлению общества и опыта, уже накопленного культурой. Одной из разновидностей агрессии сегодня является кибербуллинг или кибертравля. Это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение компрометирующей информации, в том числе публикация «неприличных» фотографий.

Раньше конфликтные ситуации решались в офлайне: назначались «встречи» после уроков, где-то отношения выяснились стенка на стенку. Сейчас онлайн-общение представляет бОльшее количество ресурсов для нападения, к тому же такой формат общения рассматривается инициатором конфликта как безопасный. Здесь важно обратить внимание на распределение ролей. Есть булли (человек-агрессор), объектом кибербуллинга может стать кто угодно и из-за чего угодно – то, что вы любимчик учителя, то, что вы хуже или лучше всех одеваетесь, что у вас не той формы уши и т. д. В роли заложников оказываются и, так называемые, зрители, которые, как правило, выбирают сторону булли для того, чтобы самим не стать следующей жертвой.

Если воспитание рассматривается как превентивная мера, чтобы, например, на уроке все тихо сидели, в общей группе класса в соцсетях никто ни на кого не нападал, то это не имеет отношения к медиаобразованию. Одна из задач медиаобразования, например, это объяснить ребенку, что количество собранных твоим постом лайков или дизлайков не имеет отношения к твоей реальной жизни, потому что уровень успешности определяется конкретными, а не виртуальными поступками.

«Цензура иногда играет в минус»

– Отдельная тема разговора – медиабезопасность. В нашей стране уже несколько лет действует закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию. Эффективен ли он, на Ваш взгляд? И какими способами еще можно повышать медиабезопасность?

– Этот закон разрабатывался и журналистами, и психологами, и юристами. Он хорош с точки зрения теории, а вот на практике… Сейчас Роскомнадзор очень хорошо мониторит все небезопасные сайты. Более того, сами студенты и школьники могут обращаться к модераторам, если столкнулись с небезопасным контентом. Но очень часто срабатывает принцип противоречия: все, что небезопасно, хочется посмотреть. Запреты только подогревают интерес. Так, в Европе запрещено даже в социальных роликах что-то рассказывать про реабилитацию наркоманов, людей с алкогольной зависимостью, потому что для подростковой среды это своеобразная реклама.

Что касается мер, принимаемых для обеспечения медиабезопасности школьников, то иногда просто перегибается палка. Яркий пример – «купированный интернет» в наших школах. Уже третий год сталкиваюсь с такой ситуацией: когда обсуждаем научно-исследовательские работы, я предлагаю поискать научные статьи в интернет-версии Российской государственной библиотеки им. Ленина, которая называется «Киберленинка». Зайти на школьных компьютерах на этот ресурс мы не можем. На запрос получаем ответ, что «это небезопасный контент». Всё, что связано со словом «кибер», автоматически блокируется. Цензура иногда играет в минус.

«Реперные точки образования – это школьные пресс-центры»

– Как связаны школьные пресс-центры, редакции и видеостудии с медиаобразованием?

– В рамках узкого подхода к трактовке медиаобразования – это в первую очередь работа с юнкорами. Обычно хороший пресс-центр организует всю информационную жизнь школы, лицея, гимназии. В некоторых учебных заведениях Новосибирска даже проводятся декады прессы, когда в интересных мастер-классах, конкурсах, квестах задействована вся школа.

Важным моментом в деятельности школьных пресс-центров и медиастудий является создание информационного продукта (газеты, журнала, видеоролика и др.).

Не бывает игры в журналистику: работая в пресс-центре, юнкор узнает многие секреты корреспондентской кухни. Даже если потом эти ребята не будут журналистами, они станут хорошими специалистами в другой сфере, особенно там, где важна коммуникация. Также те, кто работают в пресс-центрах и медиастудиях, умеют организовать свою деятельность, у них нет проблем с тайм-менеджментом, так как они прекрасно знают, что такое нарушить дедлайн. И уровень мотивации к обучению в школе у таких ребят, как правило, выше, потому что они понимают, что журналисту проще работать, когда у него есть знания в различных областях. Юнкоры могут не только написать текст, но и сократить его, адаптировать для разных информационных площадок (для сайта, группы «Вконтакте» и др.), то есть по сути для разного читателя. Поэтому реперные точки образования – это школьные пресс-центры.

«Я считаю, что медиапедагог тот, кто занимается самообразованием»

– Нужно ли учителей обучать медиаобразованию? Какие возможности есть в Новосибирске для этого? Медиапедагог – кто он, чем должен заниматься, сколько таких специалистов в настоящее время в городе?

В России сейчас всего два университета готовят медиапедагогов в рамках магистратур по направлению «Медиаобразование». В Московском государственном педагогическом университете магистерская программа представлена по направлению «Журналистика». Новосибирский педагогический университет реализует магистерскую программу в рамках направления «Педагогическое образование». Совместно два университета выпустили чуть больше сотни специалистов в сфере медиаобразования.

На практике в современных школах многие учителя-предметники являются медиапедагогами. Они используют различные медиаресурсы для того, чтобы сделать свои занятия интересными. Это не только ролики с «Yotube», но и крупные интерактивные образовательные медиапроекты. В качестве примеров можно привести интересные проекты о русских писателях: видеоэнциклопедия «Чехов жив» (https://chekhov.withgoogle.com), интерактивная карта «Ай да Пушкин» (https://pushkin.yandex.ru), которую создали ко дню рождения классика. На карте отмечено 99 мест, связанных с жизнью поэта. Места разделены на несколько категорий – одни рассказывают о детстве Пушкина, другие – о путешествиях, третьи – о ссылках. Пользователь может самостоятельно выбрать истории или же нажать на игральную кость и прочесть случайный факт из биографии Пушкина.

Часть медиаобразовательных проектов разрабатывают редакции СМИ, например, радио «Arzamas» создало официальное приложение на своем сайте (https://arzamas.academy/), где представлено много проектов, которые можно использовать на уроках литературы, истории, обществознания.

Медиаобразование вышло за пределы школы. Сейчас активно развиваются медиаобразовательные проекты для взрослых. На сайте информационного агентства «РИА Новости» в разделе «Инфографика» (https://ria.ru/infografika/) вы можете найти много интересных тестов, игр, просветительских лонгридов. На сайте общественно-политического издания «Медуза» представлен целый раздел образовательных игр (https://meduza.io/games): «Я ненавижу… Самообучающаяся игра «Медузы» про то, что мы все не любим делать, но делаем постоянно», «Распутай отношения между странами. Простые (и очень сложные!) геополитические задачи “Медузы” на графы». Медиаобразование – сейчас тренд! Именно в формате – медиаобразование для всех.

Для педагогов в Новосибирске организуются курсы повышения квалификации по медиаобразованию и мультимедийной журналистике. Я считаю, что медиапедагог в первую очередь тот, кто занимается самообразованием. Практически все специалисты в сфере медиа рекомендуют сайт «Сделано.медиа» (http://sdelano.media/), где есть интересные проекты по медиаобразованию и пошагово расписано, как их делают профессиональные журналисты, студенты и школьники.

Одним из востребованных форматов, который нравится молодежи, является интерактивный фильм. Его просмотр зависит от решений, которые принимает зритель. Здесь можно привести в качестве примера два замечательных проекта: «Все сложно» (фильм о жизни девушки, которой поставили диагноз ВИЧ-инфекция; https://takiedela.ru/vseslozhno/#) и «Слово» (фильм о языке вражды и нетерпимости в обществе; http://slovo-film.com/). Второй проект является своеобразной провокацией зрителя, так как герои картины зачитывают на камеру различные нетолерантные высказывания, оскорбляющие их убеждения и образ жизни по религиозному, национальному принципу. В процессе просмотра вы можете определить уровень собственной толерантности.

Именно на формирование толерантности направлены проекты, разработчиками которых являются медиапедагоги. В нескольких школах Москвы проводился такой эксперимент: тьюторы и классные руководители готовили для родителей и старшеклассников классные часы в виде игр-квестов, где проигрывались ситуации, связанные с делением людей по принципу «свой – чужой».

«Мы пока не обращаем внимания на взрослое население»

– Какая ситуация с медиаобразованием в других регионах России? Как выглядит Новосибирск на общем фоне? Может быть, нужна какая-то отдельная программа, региональный или городской проект, посвященный исключительно этой теме? А какой подход к медиаобразованию в других странах?

– Есть профессиональное медиаобразование, связанное с подготовкой журналистов, режиссеров, специалистов в сфере рекламы и связи с общественностью. Некоторые университеты вводят дисциплины по медиакритике, направленные на развитие критического мышления. Продвинутые редакции предлагают интересные медиаобразовательные курсы, направленные на развитие медиаграмотности. Например, сотрудники «Лентача» в рамках проекта «Ничоси» объясняют, как работать с соцсетями и пользователями, как ненавязчиво воспитывать, повышать уровень общей культуры, в том числе в процессе просмотра ленты новостей.

В Новосибирске реализуются различные медиаобразовательные проекты для молодежи, так как у нас активно развивается юнкоровское движение: работает много медиацентров, проводятся конкурсы журналистского мастерства для юнкоров. Например, на базе НГПУ каждый год проводится «Медиаполигон» – это творческая лаборатория для команд школьных пресс-центров, созданная по аналогии с творческими заданиями, которые выполняют журналисты крупных российских и зарубежных изданий.

Медиаобразование должно быть связано с конкретными проектами. Так, сотрудники школьных и вузовских пресс-центров организуют и освещают благотворительные акции, участвуют в городских проектах в качестве волонтёров, проводят исследования и восстанавливают неизвестные фаты из жизни Новосибирска. Медиаобразование школьников и студентов является перспективным направлением, которое развивается. На периферии оказывается медиаобразование взрослой аудитории. Меня удивило, что в Стокгольме работает университет для перспективных людей, здесь обучают новым технологиям и новому типу мышления людей «серебряного» возраста. Так как все курсы и мастер-классы бесплатные, их также посещает молодежь. В итоге происходит эффективная коммуникация между разными поколениями. В Новосибирске что-то подобное реализуется на народном факультете НГТУ, где пенсионеров обучают компьютерной грамотности. В сфере медиаобразования мы пока не обращаем внимания на взрослое население.

«Главное, чтобы учитель хотел заниматься этим направлением»

– Дайте совет, что делать школьному учителю, который заинтересовался проблемой медиаобразования. С чего начать, какие ресурсы посмотреть, с кем встретиться?

– Здесь важно определить, какой аспект заинтересовал педагога. Сегодня одним из популярных направлений является игровое проектирование, так как дети хотят, чтобы обучение было не только полезным, но и интересным. Специалисты в сфере медиа каждый месяц готовят обзоры таких ресурсов и новинок. Найти их можно по запросу в любом интернет-поисковике. Много интересных проектов представлено на специальном информационно-образовательном портале «Мел.фм» (https://mel.fm/).

Конкретные кейсы по формирования медиаграмотности, принципам фактчекинга и методические разработки представлены на базе специализированных порталов для педагогов: medianavigator.org, www.mediaeducation.ru, http://mediagram.ru.

Есть ресурсы научного плана, где медиапедагоги делятся своим опытом. Например, практико-ориентированный журнал «Знак. Проблемное поле медиаобразования» и журнал «Медиаобразование», которые есть в открытом доступе. Там можно посмотреть интересный обзор научных, научно-популярных новинок по медиаобразованию, которые публикуются в этих изданиях. Главное, чтобы учитель хотел заниматься этим направлением.

Источник

Медиаобразование. Использование современных педагогических технологий в деятельности классных руководителей и в работе с родительской общественностью

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе.

Он должен находиться в центре инновационной деятельности образовательного учреждения, должен наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса, учитывая гуманистическую основу воспитания.

Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей, где одной из важных, на мой взгляд, является формирование гражданственного сознания.

Современный мир трудно представить без медиа-средств массовой коммуникации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукопись и Интернет). Сегодня медиа-комплексное средство освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах. Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и др.), активизации знаний.

Особенно надо отметить их информационную и просветительскую функции, благодаря которым массовой аудиторией приобретаются разнообразные, часто противоречивые и несистематизированные сведения.

Поэтому в настоящее время актуальна проблема информационно – психологической безопасности всего общества, детей в особенности.
Сейчас, в эпоху становления информационного общества, медиаобразование стало актуальным направлением в современном образовании, отображающим процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации.

Для формирования медиакультуры школьников необходимо педагогам овладеть современными педагогическими технологиями, уметь разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные занятия, используя медиаресурсы. Все это формирует чувство успешности, а энергию для своего интеллектуального роста и учитель, и ученик может черпать только в своих успехах.

Термин «педагогическая технология» не имеет единой трактовки, но исследователи сошлись во мнении, что это системная совокупность приемов и средств, применяемых для лучшего усвоения знаний и достижения запланированных результатов обучения и воспитания.
Важно знать критерии, составляющие сущность педагогической технологии.
Медиаобразование легко вписывается в учебно-воспитательный процесс;

Современные технологии позволяют нам разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.

В настоящее время учителя МО классных руководителей успешно используют следующие технологии, которые согласно ФГОС применяются как в учебной, так и воспитательной работе.

Современное образовательное пространство невозможно себе представить без использования медиаресурсов. Остановлюсь на некоторых современных технологиях, которые наиболее активно использую в своей работе.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ).

Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения и воспитания.

Эта технология очень помогает при составлении сценариев к классным праздникам, при подготовке к школьным мероприятиям, когда каждый класс получает своё задание. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, способ разнообразия форм работы с учащимися, развитие творческих способностей, упрощение процесса общения со школьниками, активизация воспитательной работы в новых условиях.

Например, в школе №149 в 2015-2016 уч.г была открыта инновационная площадка «Классный руководитель 21 века».

Хотелось бы отметить значимость обмена опытом на уровне медиаобразования классных руководителей. Все это помогает педагогу шагать в ногу со временем, а также грамотно и практично организовывать свою рабочую деятельность. Это помогает нам не отставать от научного прогресса, приобщать детей к возможностям современных технологий и быть живым примером для своих учеников.

В 2017 планируется создание Интернет-сообщества родителей класса «Студия родительского роста» (во 2-м полугодии).

Использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника.

Более сложные средства ИКТ позволяют проводить виртуальные собрания родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в школу.

Наличие у школы собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса, параллели, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях.

Кроме этого сайт школы или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников.

Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать успеваемость своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с учителем. Используя средства ИКТ, родители имеют возможность контролировать ход и правильность выполнения школьниками домашних заданий, вне зависимости от изучаемой дисциплины.

Появление мобильных информационных систем, к числу которых следует отнести мобильные телефоны и карманные компьютеры, оснащенные доступом к всемирной компьютерной сети и мобильной телефонии, предоставляют родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией. Во многих учебных заведениях развивается сервис, в рамках которого родители оперативно информируются школой о ходе и результатах обучения каждого школьника. Для этих целей задействованы мобильная почта и SMS-сообщения. Во многих случаях оперативность в информировании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания школьников.

Как правило, виртуальные контакты родителей со школой и родителей между собой формируют неформальное общение родителей и педагогов, что способствует комплексности и взаимной связи учебных и воспитательных воздействий, реализуемых в школе и дома.
Социальное проектирование — технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии — создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я — концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Данная технология хорошо взаимодействует с Технологией сотрудничества — задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Дети учатся работать в команде, оценивая свою работу и успех и успех и работу команды.

В 2014 году объединила технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний.

Учитель, учащиеся и родители совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технология педагогических мастерских.

Ученики сами видят проблему и пытаются найти на неё ответ. В мастерской происходит формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.

Идеальной технологией для проведения классных часов и родительских собраний я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии ученик учится ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Незаменима данная технология при объяснении трудного материала, например «Токсикомания», «Компьютер: за и против».

Технология КТД (коллективные творческие дела) И.П. Иванова.

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Организуя школьное и классное медиаобразование нельзя игнорировать здоровьесберегающую и оздоровительную технологии, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его (физкультминутки, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: походы, семейные спортивные праздники и т.д.).

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – одно из главных направлений работы классного руководителя.

С целью профилактики мы с ребятами проводим классные часы против вредных привычек. Здесь уместен метод проектов.

Мы считаем, что понятие профессионализм подразумевает не только профессиональную компетентность, но и чувство нового, инициативность, умение видеть проблемы, ставить задачи и обеспечивать их решение. Это владение культурой труда, культурой отношений и общения медиакультурой, профессиональной этикой, это умение критически взглянуть на результаты своей деятельности.

Использую Ситуативные технологии.

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Технология «Дебаты» — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам.

Моё внимание привлекает технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого ставилась личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При анализе классного часа учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, развитие творческих способностей.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей.

Использую в своей работе Шоу-технологии.

Рассмотренные современные технологии воспитания позволяют классному руководителю корректировать уровень воспитанности школьников, создают условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Поэтому в моей воспитательной системе класса особое место уделено медиаобразованию.

Проект «КЛАССиК» – создание классной газеты (планируется 1 раз в полугодие)

Участие в интерактивных конкурсах и медиа-проектах (различные уровни), классные часы, мероприятия…

Семейные проект «Об этом надо говорить!» (просмотр/создание и обсуждение видеороликов, Буктрейлеров, презентаций о ЗОЖ, героизме, трагических страниц истории)

Работа с родителями (Он-лайн консультации, интерактивный календарь)

«Студия родительского роста» – во 2-м полугодии планируется создание интернет-сообщества родителей класса.

Главная задача учителя сегодня: определить методы использования средств новых информационных технологий для воспитания школьников. Наша задача теперь — не просто «вещать», но также помочь детям систематизировать ту информацию, которую они получают как в школе, так и вне ее. Это требует совершенно иных принципов организации воспитательных мероприятий, неизбежного отказа от авторитарности, демократизации отношений между всеми участниками педагогического процесса, пересмотра критериев и методов оценки деятельности учащихся.

В заключение следует отметить, что владение воспитательными технологиями обеспечивает классному руководителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения воспитательной технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *