Что такое мдп в таможне

Книжка МДП (международные дорожные перевозки) или Carnet TIR – транспортный документ, который значительно ускоряет и упрощает прохождение процедуры таможенного транзита на границе, гарантирует оплату налогов и пошлин и страхует товарную партию от возникающих при транспортировке рисков.

Действует Carnet TIR во всех странах-участницах Конвенции МДП 1975 года (на сегодняшний день это сорок три страны, включая Европейское экономическое сообщество). Российская Федерация является полноправным членом Конвенции несмотря на то, что в 2013 году у страны были некоторые разногласия с ЕЭК ООН, создателем Конвенции.

Конвенция базируется на четырёх основных принципах:

Применяется при перевозке автомобильным транспортом. При таких перевозках автотранспортное средство зачастую перемещается по территории нескольких государств и пересекает несколько границ. На машине должна быть закреплена синяя табличка с белой надписью «TIR», для упрощённой идентификации на границе.

Книжка МДП (Carnet TIR) представляет собой сброшюрованные листы в обложке, на которых указана подробная информация о товарной партии и все данные о перевозчике и маршруте перевозки. Листы сформированы парами: белый и зелёный. Белый лист оформляется при въезде, а зелёный лист при выезде из той или иной страны. По ходу маршрута листы книжки отрываются таможенниками на границах, проставляются специальные отметки на оставшихся корешках.

Книжка МДП имеет собственный уникальный номер, который состоит из двух латинских букв и семи цифр, а также срок действия, в течение которого она может быть использована.

Источник

Что такое TIR (книжка МДП)

Книжка МДП (TIR) — обязательный документ для автомобильной перевозки грузов.

Книжка МДП (TIR) (или CarnetTIR, ТИР-карнет, ТИР) — один из основных документов в международных автомобильных перевозках грузов. Разработан, чтобы максимально ускорить и облегчить процедуру международной автомобильной перевозки за счет сокращения таможенной волокиты на границе. Книжка МДП (ТИР) действует на территории стран, подписавших соответствующую конвенцию. В России с недавних пор применяется ограниченно.

Книжка МДП (TIR) позволяет перевезти грузы через границы и таможни без лишних задержек. Водитель предъявляет книжку МДП (TIR), таможенник вырывает из нее нужный листок. Книжка МДП (TIR) — гарантия того, что товар перевозится с соблюдением всех норм, предъявляемых к международным автоперевозкам, и что таможенная пошлина обязательно будет уплачена.
Действенность книжки МДП (TIR) обеспечивает Международный Союз Автомобильного Транспорта (МСАТ или IRU). В России — Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП). МСАТ/АСМАП гарантируют таможне уплату таможенных сборов до 60 тысяч евро.

CarnetTIR — это документ транспортной компании и применяется TIR только в международных автомобильных перевозках грузов. В РФ ТИРы продаются только через АСМАП, туда же по окончании перевозки сдаются погашенные ТИРы. Каким условиям нужно удовлетворять, чтобы получить ТИР, можно узнать в АСМАП. Все книжки-ТИР именные, с уникальным номером. Тешить себя надеждой, что кто-то добрый сможет одолжить вам ТИР на одну перевозочку в обход АСМАПа, смысла не имеет.

Книжка МДП (TIR): недостатки

Книжка МДП (TIR) не подходит для дорогостоящих грузов, сумма таможенных сборов по которым превышает 60 тысяч евро. Но на территории РФ ужесточились правила перевозки грузов по книжке МДП (TIR). В особенности, правила при импорте грузов.
В 2013 году ФТС РФ постановила что книжка МДП (TIR) — недостаточное обеспечение уплаты таможенных сборов. Усложнилась международная перевозка груза. Возросли расходы перевозчика.
Помимо книжки МДП (TIR) теперь требуют:

Больнее всего решение ФТС РФ ударило по сборным грузам. В книжке МДП (TIR) возможно указать до трех таможенных назначений. Но на деле по ТИРу можно доехать только до первой российской таможни назначения. Там книжку МДП (TIR) принудительно закроют, и дальше груз поедет по другой таможенной процедуре.

В импорте грузов книжка МДП (TIR) урезана до перевозок недорогих цельных грузов с одной таможней назначения (на территории РФ). В Европе, как и раньше, книжка МДП (TIR) действует без ограничений и избавляет от многих проблем.

При перевозке книжке МДП (TIR) вероятность попасть на досмотр в той же самой Польше, на выходе из ЕС, куда больше. Поэтому многие перевозчики все также открывают книжку МДП (TIR) в Европе, едут до первой российской таможни назначения, а там оформляют новое обеспечение, как правило гарантийное поручительство.

Источник

Что такое книжка МДП и как ее оформить

Система транспортировки грузов, значительно сокращающая время пересечения границ транзитных государств, была создана в рамках Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Первые инициативы состоялись еще в 1949 г. и только в 1975 г. с учетом приобретенного опыта и новых законов была разработана современная версия Конвенции. Документ вступил в силу в 1978 г. и до сих пор утверждает единственную глобальную систему таможенного транзита более, чем в 50 странах мира.

Что такое мдп в таможне. Смотреть фото Что такое мдп в таможне. Смотреть картинку Что такое мдп в таможне. Картинка про Что такое мдп в таможне. Фото Что такое мдп в таможне

Книжка МДП обеспечивает безопасность транспортных средств и контейнеров, контролируемый доступ к перевозимому грузу, взаимное признание правил всеми странами, подписавшими документ. Позволяет перевозчику обходиться без национальных таможенных документов и национальных гарантий уплаты таможенных сборов.

Что такое книжка МДП?

Таким образом, Carnet TIR упрощает таможенную процедуру, сокращает временные издержки, связанные с прохождением границ. Документ используется для платежа таможенных сборов, а также в случаях необходимости страхования ущерба, возникшего во время следования груза по международному маршруту. Подтверждает завершение перевозки. Существует электронная система, которая предоставляет возможность отслеживать книгу на маршруте следования груза, поэтому события, отраженные в документе, могут быть легко проверены сотрудниками таможен. Подробное описание в книжке каждого прохождения границы в последствие упрощает расследование претензий, споров и конфликтных ситуаций.

Представляет собой блокнот с отрывными и неотрывными цветными листами:

Что такое мдп в таможне. Смотреть фото Что такое мдп в таможне. Смотреть картинку Что такое мдп в таможне. Картинка про Что такое мдп в таможне. Фото Что такое мдп в таможне

Что такое мдп в таможне. Смотреть фото Что такое мдп в таможне. Смотреть картинку Что такое мдп в таможне. Картинка про Что такое мдп в таможне. Фото Что такое мдп в таможне

Что такое мдп в таможне. Смотреть фото Что такое мдп в таможне. Смотреть картинку Что такое мдп в таможне. Картинка про Что такое мдп в таможне. Фото Что такое мдп в таможне

В целом книжка издается на французском языке. Только надписи на лицевой стороне обложки дублируются на английском. В заполненном варианте документ должен содержать информацию о странах отправления и назначения, таможне отправления и назначения, последовательности прохождения транзитных таможен и их отметки, данные о грузе с описанием и кодом ТЕ ВЭД, а также о транспортном средстве, выполняющем доставку. Указывается количество грузовых мест, и приводится список сопроводительных документов.

Книжка вместе с транспортным средством (контейнерами) представляется в каждой таможне (отправления, назначения и транзитных).

Согласно конвенции МДП срок действия книжки не может быть больше 75 дней, начиная от даты ее выдачи. Даже в последний день действия документа еще можно открыть ТИР и начать транспортировку. Книжка будет действовать, пока перевозка не завершится в таможне назначения.

Виды книжек

Книжки МДП выдаются с разным количеством листов. Выбор зависит от количества таможенных поцедур, запланированных на маршруте перевозки. Стандартные варианты блокнотов содержат 20, 14, 6 или 4 листа.

Что такое мдп в таможне. Смотреть фото Что такое мдп в таможне. Смотреть картинку Что такое мдп в таможне. Картинка про Что такое мдп в таможне. Фото Что такое мдп в таможне

Что такое мдп в таможне. Смотреть фото Что такое мдп в таможне. Смотреть картинку Что такое мдп в таможне. Картинка про Что такое мдп в таможне. Фото Что такое мдп в таможне

Что такое мдп в таможне. Смотреть фото Что такое мдп в таможне. Смотреть картинку Что такое мдп в таможне. Картинка про Что такое мдп в таможне. Фото Что такое мдп в таможне

Важно! Используется по 2 листа на каждую таможню отправления, каждую транзитную страну и каждую таможню назначения. В дополнение в книжке должно остаться еще 2 листа.

Оформление книжки МДП

Для одного транспортного средства или одного состава транспортных средств книжка МДП заполняется шариковой ручкой только в одном экземпляре непосредственно владельцем (перевозчиком), работником таможни, сотрудником АСМАП.

Темно-желтая обложка заполняется АСМАП в момент выдачи документа и перевозчиком. Грузовой манифест дублирует всю информацию отрывных листов и заполняется владельцем с предельной аккуратностью, чтобы информация соответствовала данным в транспортных документах и отрывных листах. Бланк манифеста содержит обязательные реквизиты:

Белые и зеленые листы заполняются сотрудником таможни. Корешок белого цвета предназначен для таможни отправления и ввоза стран транзита и назначения. Корешок зеленого цвета – для таможни вывоза или назначения. Если книжка МДП задерживается, то используется отрывная часть задней обложки, которая выдается перевозчику в качестве подтверждения ее наличия.

Где можно получить книжку МДП?

Книжку выдает представительство IRU страны-участницы конвенции TIR в России – это АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков). Чтобы получить Carnet TIR, заявитель должен иметь разрешение ФТС на выполнение международных перевозок грузов, оплатить соответствующий взнос, быть аккредитованным АСМАП и получить специальный сертификат на автотранспорт для международных грузоперевозок.

Что такое мдп в таможне. Смотреть фото Что такое мдп в таможне. Смотреть картинку Что такое мдп в таможне. Картинка про Что такое мдп в таможне. Фото Что такое мдп в таможне

Особенности применения TIR в России

После распада СССР Россия стала правопреемником союза, который присоединился к Конвенции в 1982 г. Сегодня за внедрение системы МДП несет ответственность Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП). С 2013 г. в РФ действие книжки значительно ограничили, так как ФТС не считало книжку способной предоставить достаточное обеспечение для уплаты таможенных сборов. Таможня РФ признает книжки, открытые в других странах, но сама их не открывает. После прохождения первого российского таможенного поста ТИР закрывается, и нужно предоставлять гарантийное обязательство уплаты пошлин.

Важно! АСМАП гарантирует выплату таможенных платежей, если сумма не превышает 60 тыс. евро. В остальных случаях перевозчик должен вносить гарантийное обеспечение.

Какие грузы запрещено перевозить, используя книжку МДП?

Есть общепринятые в мире правила, согласно которым с книжкой МДП нельзя перевозить спирт (в т.ч. спиртсодержащую продукцию за исключением вина и пива) и табак (в т.ч. изделия из него кроме табака-сырца).

Для стран Европейского союза существуют дополнительные ограничения:

Проверка книжки МДП

Статус книжки МДП может быть легко проверен в любой момент следования по маршруту. Документ отслеживается в реальном времени с помощью специального приложения SafeTIR, разработанного IRU. SafeTIR позволяет:

Данные обычно загружаются за сутки, после чего к информации открывается доступ перевозчику, таможенным органам, уполномоченным сотрудникам организации, которая выдала книжку, страховым компаниям. Если выявляются нарушения процедуры МДП, то перевозчик обязан выплатить компенсацию АСМАП.

Правила заполнения книжки МДП

Книжка МДП может быть заполнена непосредственно владельцем в той части, в которой она должна быть им заполнена. Существуют подробные инструкции, которые помогут разобраться с многочисленными разделами. Но поскольку к точности и аккуратности заполнения документа предъявляются строгие требования, то рекомендуется делегировать функцию экспедиторам или таможенным брокерам, работающим на каждом таможенном пункте. Они должны внимательно сравнивать данные с инвойсами, упаковочными листами, CMR.

Если ошибка допущена, то исправления выполняются посредством вычеркивания некорректно внесенной информации и заверяются таможенной печатью. Если не выполнить одно из условий, то книжка становится недействительной.

Грузовой манифест заполняется на языке страны отправления (таможня может разрешить заполнять на другом языке). Данные впечатываются или вписываются разборчиво, чтобы легко читались. Иногда представители таможенных органов могут потребовать перевести манифест на национальный язык их государства, поэтому перевозчику лучше подготовить качественные переводы и иметь их при себе.

Что такое мдп в таможне. Смотреть фото Что такое мдп в таможне. Смотреть картинку Что такое мдп в таможне. Картинка про Что такое мдп в таможне. Фото Что такое мдп в таможне

Парные белые и зеленые листки отрываются и заполняются сотрудниками таможни, а корешки остаются в книжке. Все отрывные листы должны быть подписаны владельцем книжки или его представителем. Первый лист отрывается в стране отправления после того, как осмотрен, опечатан и опломбирован груз. Второй лист отрывается, когда груз выезжает за пределы таможенной территории страны отправления. После выполнения доставки заполненная книжка МДП должна быть сдана в гарантийное объединение АСМАП.

Важно! Если во время транспортировки повредились таможенные пломбы и/или нанесен ущерб грузу, перевозчик должен обратиться в ближайший таможенный орган (или в другую компетентную организацию). Его сотрудники должны составить протокол, который остается в книжке МДП до доставки груза в таможню назначения.

Образец книжки

Образец с расшифровкой книжки МДП, который можно скачать здесь, поможет самостоятельно заполнить бланки.

Больше примеров заполнения на официальном сайте ASMAP

Ошибки при заполнении и штрафы

Таможенные органы тщательно контролируют заполнение книжки с соблюдением требований Конвенции. Важна не только точность данных, но и аккуратность их введения.

Если будут выявлены ошибки в книжке МДП, допущенные даже таможенными органами других стран до того, как груз поступил на таможенную территорию РФ, то груз невозможно будет ввести на территорию России. Ошибки подлежат исправлению. Старые данные должны быть вычеркнуты, а точная информация дописана на всех соответствующих листах МДП. Внесенные изменения необходимо заверить сотрудником таможни, который оформлял TIR, и перевозчиком. За указание неверных данных и другие неисправленные ошибки выписывают штраф. Документы переоформляются, а груз, на время исправления ошибок, может быть задержан.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года

(КОНВЕНЦИЯ МДП, 1975 г.)

Работа над созданием упрощенной транзитной системы для международных дорожных перевозок (МДП) началась под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) вскоре после окончания Второй мировой войны с целью уменьшить трудности, с которыми сталкиваются международные перевозчики. В 1949 г. несколько государств подписали первое Соглашение МДП, которое позволяло упростить процедуру перевозки грузов в международном товарообороте при сохранении необходимого уровня гарантий и таможенной безопасности. Положительный опыт существования новой системы предопределил принятие в 1959 г. Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН первой редакции Конвенции МДП. В 1975 г. Конвенция была доработана с учетом технических достижений, изменений таможенных и транспортных процедур, а также опыта, накопленного в процессе ее использования.

На сегодняшний день уникальный международный режим МДП для автомобильных перевозок позволяет обеспечить транспортировку грузов от таможни страны отправления до таможни страны назначения без уплаты каких-либо сборов и без дополнительных досмотров на границах в транзитных странах, что значительно повышает эффективность экспортно-импортных операций и способствует развитию торгово-экономического сотрудничества между участвующими странами путем упрощения и гармонизации административных, в частности пограничных и таможенных, формальностей в области международных дорожных перевозок.

Договаривающимися сторонами Конвенции МДП являются 65 государств (страны Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки). Ряд государств из Юго-Восточной Азии изучают возможность присоединения к Конвенции. Таким образом, Конвенция МДП на сегодня уже имеет глобальный характер (охватывает практически все континенты кроме Австралии) и отмечается тенденция к постоянному увеличению числа Договаривающихся Сторон, а по своему содержанию и экономическому эффекту в международном масштабе она не имеет альтернативы.

Высшим органом управления Конвенции МДП, состоящим из официальных представителей правительств всех Договаривающихся сторон, является Административный комитет. Ежегодно он проводит 2 заседания под эгидой ЕЭК ООН, цель которых обсуждение и принятие поправок к Конвенции, а также обмен мнениями между компетентными государственными органами и международными организациями по проблемам функционирования системы МДП. Текущие вопросы прорабатываются группами экспертов стран-участниц. Председателем Административного комитета в настоящее время является г-н Рекай Шен (Турция).

Компетентным органом, ответственным за применение Конвенции МДП на территории России, в соответствии с решением Совета Министров СССР от 1974 года, является Министерство транспорта. МИД России подключился к работе по Конвенции МДП в качестве координатора осенью 1995 года на основании поручения Правительства АЧ-П2-24746 от 14.08.95г. и в сотрудничестве с Минтрансом России, ГТК России и Российской ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) проводит на международных встречах согласованную и одобренную Правительством позицию.

В подобной ситуации по инициативе России и при поддержке других стран-участниц в 1994 году Административным комитетом было принято решение о пересмотре положений Конвенции МДП 1975 года с целью совершенствования системы управления международными дорожными перевозками, повышения требований к пользователям данного режима и усиления их ответственности за нарушения, а также для пересмотра существующей системы гарантий. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. №1035 на МИД России возложена общая координация работы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по пересмотру Конвенции.

МСАТ со своей стороны заключил соглашение с новой страховой компанией и начал процесс в Арбитражном суде Франции с бывшим пулом страховщиков (обеспечивавшим гарантии по книжкам МДП до 1994 года, сумма претензий России по которому составляла порядка 80 млн. долл.США) о неправомерности досрочного расторжения контракта.

С целью создания более устойчивой, четкой и ясной системы глобального таможенного транзита Рабочая группа ЕЭК ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, начала работу по пересмотру отдельных положений Конвенции МДП.

Этап I процесса пересмотра был завершен в 1999 г. Его результатом стал контролируемый доступ к системе МДП для перевозчиков, национальных гарантийных ассоциаций, выдающих книжки МДП, и МСАТ. Также была внесена ясность в работу международной системы гарантий и создан Исполнительный совет МДП.

Этап II процесса пересмотра вступил в силу в мае 2002 г. поправки ясно и однозначно определяют юридические и административные обязанности таможенных органов, перевозчиков и международной организации, на которую дополнительно была возложена ответственность за эффективную организацию и функционирование международной системы гарантий.

В 2000 г. началась работа над этапом III, основная цель которого внедрение в систему МДП современных технологий обработки данных.

В 1999 году был учрежден Исполнительный совет МДП (ИСМДП), который состоит из 9 представителей Договаривающихся Сторон, избираемых на двухгодичный срок с правом последующего переизбрания. На 34-ой сессии Административного комитета (февраль 2003 г.) состоялись выборы ИСМДП на 2003-2004 гг. Российскую Федерацию в Исполсовете представляет Начальник отдела Управления организации таможенного контроля ГТК России Н.Г.Рыбкина. Сессии Исполсовета МДП созываются по мере необходимости для оперативного решения возникших проблем, в том числе для осуществления контроля за деятельностью МСАТ в рамках Конвенции МДП (эмиссия, распространение и архивирование книжек МДП, функционирование централизованной гарантийной системы, страхование ответственности и безопасности автоперевозчиков и т.д.). Все принятые Исполсоветом решения должны утверждаться Административным комитетом.

Очередная 106-ая сессия Рабочей группы Европейской экономической комиссии ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, состоится 2-6 февраля 2004 г. в Женеве.

Источник

Что такое мдп в таможне

При применении настоящей Конвенции:

a) термин «операция МДП» означает перевозку грузов от таможни места отправления до таможни места назначения с соблюдением процедуры, так называемой процедуры МДП, установленной в настоящей Конвенции;

b) термин «ввозные или вывозные пошлины и сборы» означает таможенные пошлины и все другие пошлины, налоги, сборы и прочие суммы, взимаемые при ввозе или вывозе или в связи с ввозом или вывозом грузов, но исключая суммы и сборы, ограниченные по величине до приблизительной стоимости оказанных услуг;

c) термин «дорожное транспортное средство» означает не только механическое дорожное транспортное средство, но также любой прицеп или полуприцеп, предназначенный для его буксировки таким транспортным средством;

d) термин «состав транспортных средств» означает сцепленные транспортные средства, которые участвуют в дорожном движении как одно целое;

e) термин «контейнер» означает транспортное оборудование (клетка, съемная цистерна или другое подобное приспособление);

i) представляющее собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее грузов;

ii) имеющее постоянный характер и в силу этого достаточно прочное, чтобы служить для многократного использования;

iii) специально сконструированное для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов;

iv) сконструированное таким образом, чтобы была облегчена его перегрузка, в частности с одного вида транспорта на другой;

v) сконструированное таким образом, чтобы его можно было легко загружать и разгружать;

vi) имеющее внутренний объем не менее одного кубического метра.

«Съемные кузова» рассматриваются как контейнеры;

f) термин «таможня места отправления» означает любую таможню Договаривающейся Стороны, где для всего груза или части его начинается международная перевозка с соблюдением процедуры МДП;

g) термин «таможня места назначения» означает любую таможню Договаривающейся Стороны, где для всего груза или части его заканчивается международная перевозка с соблюдением процедуры МДП;

h) термин «промежуточная таможня» означает любую таможню Договаривающейся Стороны, через которую дорожное транспортное средство, состав транспортных средств или контейнер ввозится или вывозится в ходе операции МДП;

j) термин «лицо» означает как физическое, так и юридическое лицо;

k) термин «тяжеловесные и громоздкие грузы» означает любой тяжелый или громоздкий предмет, который из-за своего веса, размеров или характера обычно не перевозится в закрытом дорожном транспортном средстве или в закрытом контейнере;

l) термин «гарантийное объединение» означает объединение, признанное таможенными органами Договаривающейся Стороны в качестве гаранта для лиц, использующих процедуру МДП.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *