Что такое материальный подарок
Какие подарки самые неожиданные и приятные
Материальные подарки
Материальные подарки избаловали людей: с одной стороны, магазины изобилуют всевозможными сувенирами, безделушками, приятными вещицами на любой вкус, цвет и кошелек, но с другой, такие подарки перестают быть неожиданными, воспринимаются как обыденные и скоро забываются.
Более оригинальным решением станет подарок ручной работы, который можно изготовить на заказ. Это блокноты, мягкие игрушки, куклы, сумки и другие изделия, у которых есть одно важное преимущество перед другими подарками – они уникальны, единственны в своем роде. Существуют специальные интернет-магазины, сообщества и группы в различных социальных сетях, где продают и изготавливают на заказ подобные изделия.
Но еще приятнее получать подарок, сделанный руками дарителя. Даже если не вы можете похвастаться золотыми руками, можно вырастить цветок, сделать коллаж из фотографий, испечь торт.
Нематериальные подарки
Нематериальные подарки еще более неожиданные и запоминаются надолго. Их можно разделить на два вида: произведение искусства или приятное приключение. К первым относятся такие подарки, как стихотворения, песни, музыка. Если у вас есть поэтический и музыкальный талант, то созданием подарка лучше заняться самостоятельно, в противном случае желательно обратиться к профессиональным поэтам или музыкантам. Вложите в этот подарок свои чувства, постарайтесь сделать стихотворение или песню уникальным, личным произведением, включите в текст детали, связанные с получателем подарка.
Не забудьте красиво оформить такой подарок: напишите от руки или напечатайте стихотворение на плотной бумаге, украсьте ее рисунками или узорами.
Такие подарки, как полет на воздушном шаре, поездка в другой город, выходные на горнолыжном курорте, конная прогулка, мастер-класс по изготовлению мягких игрушек запоминаются на всю жизнь. Вариантов может быть множество, здесь очень важно учитывать вкусы и предпочтения человека, которому вы собираетесь сделать подарок. Молодые девушки оценят романтичные путешествия, любители экстрима будут в восторге от возможности покататься на снегоходах за городом, кому-то понравятся кулинарные курсы.
Перечисленные выше идеи требуют вложения финансов и обращения в специальные фирмы, но можно организовать интересное приключение и самостоятельно. Простой, экономный и приятный вариант – устроить пикник в живописном месте за городом. Можно подарить велосипедную прогулку по красивым местам в городе, которые имеют большое значение для человека. Или подарите свое время и помощь: сделайте своеобразную чековую книжку с несколькими «билетами», которые получатель может использовать в любое время. Например, один билет на помощь по дому в течение часа, другой на совместный поход в кино, третий на приготовление любимого блюда.
Выбираем новогодний подарок. Материальный или нематериальный?
Я обожаю подарки! И даже не знаю что больше люблю — получать или дарить. Когда мой сын был маленьким я обожала наблюдать как он летит к елке прямо в пижаме по следу рассыпанных Дедом Морозом конфет, как замирает прежде чем взять пакет в руки, улыбается и кажется боится дышать. Мой мальчик до последнего верил в существование Деда Мороза и я Деда Мороза никогда не подводила.
Сын вырос, я увлеклась йогой, Японией и заинтересовалась минимализмом. И посмотрела на те же подарки немного с другой стороны.Помню со мной в отделе работала одна барышня. Замечательный специалист и очень интересный человек. Все в своей жизни она казалось делала очень обдуманно. Интерьер квартиры был тщательно обдуман, все вещи гармонировали друг с другом, покупки никогда не были спонтанными. Так вот для нее время праздников превращался в кошмар. Подарки не совпадали с ее вкусом и желаниями, вещи не подходили по стилю, она вздыхала и говорила «Уж лучше бы подарили деньги! Так жаль! И что со всем этим делать!»
Так глядя на предлагаемые мастерами подарки испытываешь умиление и восторг. Но потом задаешься мыслью — а какая в дальнейшем судьба этих вещей?
Нам так хочется чтобы подарок бы использовали как можно чаще, чтобы он был не только красивым, но и практичным.
А что если сделать нематериальный подарок? Он требует не меньше внимания и знаний о человеке которого хотите одарить. Особенно если это рукодельница как и вы.
1. Мастер-классы
Сейчас хорошие скидки на мастер-классы. В том числе и на Ярмарке Мастеров. Возможно Ваша подруга/мама/дочь давно говорила что хотела бы научиться вязать/вышивать/лепить из полимерной глины/валять и т.д. Вы можете приобрести нужный мастер-класс и ваш близкий человек сможет освоит его в удобное для себя время.
Если же предпочтение живому общению и непосредственному контакту с мастером, вы можете оплатить мастер-класс и договориться с мастером. О подарке же сообщить например в открытке с указанием даты и места проведения мастер-класса.
2. Фотосессия
Это останется в Ваших воспоминаниях. Помню в моем детстве это был целый ритуал. Все наряжались, придумывали образы и глядя на фото вспоминаешь веселые моменты связанные с фото. Подарите семейную фотосессию у профессионального фотографа, который сделает замечательные фото подчеркнув лучшее.
Или же как вариант, устроить профессиональную фотосессию товара вашей подруги-рукодельницы на которую она никак не решалась.
3. Курсы
Возможностей масса. Это могут быть курсы по фотографии, или маркетингу, кусы иностранного языка или уроки бальных танцев или же кулинарные курсы. Вы можете ходить вместе. И это будет очень здорово!
4. Подарки сеансов красоты
Почти во всех салонах сегодня можно найти услугу «Подарочный сертификат». Побалуйте своих близких. Это может быть шоколадное обертывание, пилинг или массаж. Прекрасная возможность провести время с подругой и при этом стать еще красивее.
5. Поход на концерт,кино или выставку
Порой за работой и домашними хлопотами мы не находим время для таких мероприятий. Конечно вы должны хорошо знать предпочтения. Классика или современное искусство, балет или современные танцы, кино или театр?
Одно точно, этот подарок оставит массу воспоминаний и впечатлений. Перед походом можно посидеть в уютном кафе и выпить чашечку кофе с пироженым.
6. Занятия спортом
Несомненно это один из самых полезных подарков. Ведь заботиться о здоровье нужно всегда. Подарите абонемент в спортзал или на йогу. Да и по традиции любим мы приурочивать все начинания если не с понедельника, то уж с Нового года 🙂
Но сделайте это деликатно, что бы у обладателя подарка не возникло вопроса «Я что, жирная?»
7. Побег на природу
Давно вы вместе катались на лыжах? А может вспомнить детство и прокатиться на санках? Свежий воздух, природа вокруг во всем своем великолепии. Что может быть лучше. Не забудьте прихватить с собой термос с горячим чаем и сладеньким.
Материальный подарок или нематериальный, решать вам. Самое главное свойство подарка — он должен приносить радость!
Вы в первую очередь дарите свое время, свое внимание и свою любовь!
С наступающим всех праздником! Пусть Новый год будет полон приятных сюрпризов!
Варианты программы лояльности: подарки за покупку
В борьбе за клиентов интернет-магазины пробуют всевозможные способы: рассылают письма о новинках, объявляют о скидках, организовывают бонусные программы, отправляют вместе с заказом подарки, предлагают льготную доставку. Стоит ли завоевывать клиентов с помощью программ лояльности, и как их устраивать, чтобы подарки действительно «работали» — оставляли приятное впечатление о магазине и привлекали постоянных покупателей?
Подарки улучшают настроение покупателей. А что еще?
Используя в качестве «спасибо» презенты, владельцы интернет-магазинов не только действительно вознаграждают людей, совершающих у них покупки, но и:
В поисках нужного товара покупатели часто просматривают ассортимент на самых разных интернет площадках. Поэтому полезно выделиться и запомниться на их фоне. Тем более, что возможно в вашей нише именно ваш интернет-магазин будет единственным, кто радует клиентов приятными презентами.
Подарки по умолчанию ассоциируются с чем-то приятным, радостным. В данном случае позитив будет связан с вашим интернет-магазином. Даже при небольшой материальной ценности презента у клиента сложится впечатление, что он сделал выгодное приобретение, получил больше, чем рассчитывал.
Если клиент заранее будет знать о том, что за покупку он сможет в придачу бесплатно получить определенную полезную вещь, его желание приобрести товар именно в этой торговой точке заметно возрастет.
Материальные и нематериальные подарки: что лучше?
Из вариантов нематериальных подарков часто используют скидки, бесплатную доставку, накопительные бонусы.
Скидки: привлекать покупателей, не значит торговать в убыток
Покупка товара даже с небольшим снижением цены вызывает у покупателя удовлетворение. Скидка может выражаться как в конкретном снижении стоимости единицы товара, так и в более выгодной цене при покупке оптом, при покупке трех по цене двух. При этом усилить выгоду можно с помощью напоминаний, что даже за сниженную стоимость покупатель получит качество и отличный сервис.
При выборе процента скидки нужно ориентироваться на закупочную стоимость и особенности товара. Например, можно порадовать клиентов привлекательным снижением цены, а заодно сбыть неходовой товар или остатки прошлогодней коллекции.
Еще большую значимость скидкам придает их привязка к определенным событиям или действиям покупателя. Например, в честь определенного праздника, дня рождения клиента, за совершение покупки больше установленной суммы, на второй товар, т.д.
Бесплатная доставка — психологическое вдохновение для покупателей
Такое предложение не может не понравиться покупателям, т.к. предполагает дополнительную экономию. Это определенная психологическая уловка, ведь в сознании большинства «получить бесплатно» — выгодно.
Вариаций и подходов к льготной пересылке товаров может быть бесконечное множество. Например, она может распространяться:
Магазину важно заранее оценить уровень денежных потерь, спланировать, какое количество проданного товара сможет принести положительные результаты, продумать сроки реализации данной программы. При необходимости, часть расходов на пересылку можно заложить в стоимость товаров.
Бонусы: разовые или накопительные
Принцип работы бонусных программ — чем больше клиент тратит, тем больше бонусных баллов он получает. На многих покупателей перспектива сэкономить при последующих покупках действует как стимул. Поэтому, нередко, они не только сами выбирают товар в магазине с накопительными бонусами, но и привлекают знакомых сделать покупки со своего кабинета покупателя.
Чтобы слишком щедрые бонусы не ударили по выручке интернет-магазина, этот вариант системы лояльности нужно тщательно продумать: по какому принципу будут начисляться баллы, какой ассортимент товара участвует в программе, четко прописать ее условия для отсутствия недоразумений с покупателями. Важно просто и понятно объяснить клиентам за что и сколько баллов они могут заработать, как и когда ими можно распорядиться.
В качестве дополнительного вознаграждения покупателю можно предоставлять бонусы:
При покупке товара, в зависимости от его стоимости, насчитывается определенное количество бонусов, которые можно сразу же потратить на что-то нужное из каталога магазина. В данном случае клиенты заинтересованы купить товар подороже, чтобы получить больше бонусов на вторую покупку. Такой вариант бонусной программы может проводиться непродолжительное время, для привлечения покупателей.
В такой системе бонусы, получаемые за несколько покупок, будут суммироваться. Покупатель сможет сам определить, в какой момент их обменять на скидку, доставку или дополнительный товар. Длительность этой бонусной программы должна быть обязательно продолжительной, т.к. клиенты будут возвращаться в торговую точку за покупками, рассчитывая на возможность увеличить свою выгоду.
Какие материальные подарки хорошо «работают»?
Чтобы покупатель остался доволен полученным приятным дополнением к основному приобретению, подарок должен быть качественным, не дешевым на вид, полезным.
Если использовать промо-подарки, получится не просто повысить лояльность клиента, но и прорекламировать свой товар. Например, магазин косметики в качестве презента может отправить пробники парфюмерии. Удобно использовать промо-подарки площадкам, основной ассортимент которых — это товары для детей, канцтовары, косметика, товары для животных, др. И еще, совсем не обязательно, чтобы высылаемый презент был из той же категории, что и сам заказ.
Дарить приятные подарки-мелочи менее выгодно с точки зрения завоевания лояльности клиентов. Ведь магнитик на холодильник, открытка или календарик с логотипом магазина, конечно, оставляют приятные впечатления, но вряд ли такие милые пустячки станут стимулом для повторных покупок.
Конкретные, заранее обещанные подарки будут стимулировать посетителей к выполнению условий для их получения: к покупке на определенную сумму, к совершению повторного заказа в этом магазине, т.д. Но, чтобы клиент действительно захотел купить больше, чем изначально планировал, обещанный презент должен быть непустячным и смог заинтересовать.
Важное условие!
Качество подарка и его стоимость — очень важные показатели, несмотря на то, что получают его бесплатно. Презент с браком, явно залежалый и никому не нужный, убьет всю надежду на получение постоянного покупателя. Лучше вообще обойтись без дополнения к покупке, чем присылать дефектную и вызывающую недоумение вещицу.
Если в качестве презента выбирается товар из вашего же магазина, можно завысить его стоимость на торговой странице. Покупатели, обязательно, обратят внимание на его цену, и их ощущение выгоды только повысится.
Чем порадовать покупателей в зависимости от ниши магазина
Каждый владелец интернет-магазина сможет сам определить перечень приятных и полезных вещиц, которыми ему выгодно будет порадовать клиентов. Простор для творчества огромен. Взглянув на предложенный небольшой список возможных подарков для разных ниш, будет легче проявить свою фантазию:
Иногда полезно дать выбор покупателю. Он сам должен решить, что ему выгоднее:
— конкретный подарок или бесплатная доставка;
— предпочесть один из нескольких возможных вариантов вещей;
— выбрать параметры презента (размер, цвет, прочие характеристики).
Информация о подарке: сделать сюрприз или заранее проинформировать
Планируя усилить эффект от основной покупки приятными дополнениями, можно сообщить о таких намерениях клиентам заранее:
Развесить на сайте интернет-магазина баннеры с изображением подарка/подарков и указать, что покупатель получит его за каждый заказ или же при выполнении таких-то условий (при достижении порога общей суммы заказа, при покупке двух товаров, при оформлении заявки в определенные сроки, т.д.). Этот вариант предпочтителен в случае, если подарок действительно интересный, полезный, ценный.
Разместить рекламные баннеры о гарантированном получении презента, но не указывать, какого именно. Такой способ можно выбрать, если презент с натяжкой тянет на ценный и полезный, но он поможет заинтриговать клиентов, доставить им приятные эмоции. Ведь они получат в итоге больше, чем просто оплаченную вещь. Чтобы у клиентов из-за интриги не сложилось неоправданно завышенное ожидание, а при получении посылки — разочарование, к выбору товаров для сюрпризов и к составлению рекламных баннеров нужно отнестись скрупулезно.
Можно делать приятное своим клиентам и без специальных объявлений. Покупатель будет приятно удивлен, увидев в посылке, кроме своей покупки дополнение в виде небольшой вещицы. Чтобы он понял, что это не ошибка магазина, а подготовленный специально для него подарок-сюрприз, в посылку можно вложить флаер, в котором будет сообщаться о презенте.
Особые предложения для покупателей: когда и как устраивать
Все особые условия покупки, с помощью которых задумано привлечь новых и удержать старых клиентов, должны быть честными, прозрачными. Все обещанное обязательно нужно выполнять, иначе покупатели не смогут доверять вашему интернет-магазину, а «сарафанное радио», как известно, вещь серьезная.
Напоминания об акции с подарками должны быть видны не только на главной странице торговой площадки. Можно сделать баннер сквозным, чтобы его обязательно заметили и на товарных страницах, и при оформлении заказа, и в корзине покупателя. Не лишним будет разослать информационную рассылку, а также напоминать о действующих возможностях при обращении к онлайн-консультанту.
Программа лояльности в виде подарков — это показатель статуса и успешности вашего интернет-магазина. Проявляйте фантазию, дарите подарки своим покупателям. Поверьте, они обязательно их оценят!
Slow Soul
путешествия и жизнь в удовольствие
3 идеи нематериальных подарков, которые запомнятся
Когда я спрашиваю людей, что они обычно дарят близким и друзьям, то один из самых популярных ответов “деньги” (или их вариации — например, подарочный сертификат на сумму). Деньги нравятся всем и не дают шанса ошибиться с выбором. Эдакая комфортная зона для дарящего, мол, “на, купи себе чего-нибудь”. Сейчас такие подарки даже перестали упаковывать в открытки, просто переводят через Интернет-банк на карточку. Но когда спрашиваешь, какой самый приятный подарок случалось получать, мало кто вспоминает про купюры. Начинаются истории про памятные моменты, события, эмоции, сбывшиеся мечты и простые радости.
Предновогоднюю суету я больше всего не люблю за подарки, которые ты обязан купить и вручить, иначе ты какой-то не такой. Не заботливый, не любящий, не чуткий. И вот раз должен, то покупаешь подруге очередной косметический набор, ароматическую свечку или шарф, ну или деньги в конверте. Меньше всего мне хочется дарить, потому что надо, а еще меньше — потому что настал час Х. В общем в сегодня я хочу поделиться идеями, которые подойдут тем, у кого ограничен бюджет, кто не хочет дарить лишь бы что, кому надоели подарки в виде конверта с деньгами, кто устал бегать по магазинам, или тем, кто стремится к минимализму. А еще тем, кто хочет подарить эмоции.
ПРО МАТЕРИАЛЬНЫЕ ИДЕИ ПОДАРКОВ МОЖНО ПОЧИТАТЬ ТУТ:
Хендмейд-подарки
Звучит по-детски, но в эпоху фабричного производства и штамповок из Китая, сделанное своими руками становится ценным, уникальным и неповторимым, ведь вы вложили в него не только душу, но и самый дорогой ресурс современности — время. Возможно, вы сделаете рождественский венок, свяжете шарф, шапку или свитер своими руками. Отличным и теплым подарком станет выпечка — пирог, имбирное печенье, пряники, сложенные в красивую коробку, перевязанную ленточкой.
Подарок-впечатление
И я сейчас не о сертификатах, о которых мы зачастую забываем и вспоминаем уже когда дата активации истекла. Не отмахивайтесь от близких бумажками, с которыми им надо куда-то ехать в одиночестве или искать компанию. Сделайте свой сертификат — на совместную прогулку по Рождественским ярмаркам, на спа с лучшей подружкой, на парный массаж с мужем или бойфрендом, на поход в планетарий или в кино с младшим братом. Билеты в театр или консерваторию станут также отличным подарком любителю искусства. Сейчас, когда мир несется вокруг на сверхзвуковой скорости, у нас так мало времени на общение с близкими, что подарить его — настоящая щедрость. Подумайте, чтобы вы хотели сделать для своих родных и друзей, сверстайте сертификат (можно сделать за 2 минуты в сервисе Canva), который можно распечатать или послать по электронной почте, если вы заботитесь об экологии. Тепло, общение, пережитые вместе эмоции и впечатление — это то, что запомнится на годы и не запылится на полке.
Путешествие в подарок
Мы с мужем не дарим друг другу подарки. Не ждем Нового Года или Дня Рождения, если нужно что-то купить или если хотим сделать друг другу сюрприз. Новогодние каникулы для нас — дополнительное время, чтобы поехать куда-нибудь, побыть вместе и набраться энергии и впечатлений. И неважно, поедем ли мы далеко или выберемся в соседний город на пару дней.
Я не хочу ждать повода для подарков, для сюрпризов и для впечатлений, ведь кто знает, быть может, он и вовсе не наступит. Чем старше я становлюсь, тем меньше значат для меня даты, праздники и годовщины и тем более ценен каждый прожитый момент. Мне не нужен один день в году, чтобы украшать дом, доставать красивую посуду, покупать конфеты в коробках, готовить что-то особенное и дарить подарки. Я не живу в ожидании праздника, настроения, вдохновения или чего-то еще, потому что каждый день для меня и есть этот праздник. А настроение, в конце концов, мы действительно создаем себе сами.
Отражение подарков сотрудникам, партнерам и клиентам в бухгалтерском учете
Валентина Александрова, внутренний аудитор компании Acsour
Многие работодатели выбирают подарки в качестве одной из мер мотивации сотрудников и повышения их лояльности. А подарки деловым партнерам к праздничным датам уже стали нормой вежливости. Неудивительно, что на практике у большинства организаций возникают вопросы, как именно необходимо учитывать подарки сотрудникам и партнерам для минимизации налоговых рисков. Зачастую ситуации могут быть нетривиальными и требовать тщательного анализа законодательства и судебной практики.
I. Учет подарков сотрудникам
А) Подарки, не связанные с трудовой деятельностью (к юбилейным и праздничным датам)
Согласно Гражданскому кодексу РФ подарком признается вещь (в том числе денежные средства, подарочные сертификаты), которую одна сторона (даритель) передает другой стороне (одаряемому) на безвозмездной основе (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
С точки зрения НДФЛ
Стоимость подарков, переданных за год одному лицу, в том числе сотруднику, не облагается НДФЛ в части, не превышающей 4 000 рублей (включая НДС) (Письма ФНС от 02.07.2015 N БС-4-11/11559@, Минфина от 18.11.2016 N 03-04-06/67922, от 08.05.2013 N 03-04-06/16327). Применяя данное ограничение, нужно учитывать общую сумму подарков, выданных конкретному лицу в денежной и натуральной форме в течение календарного года. Со стоимости подарков, превышающей 4 000 рублей, необходимо исчислить НДФЛ.
Как исчислить НДФЛ со стоимости подарка (Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692):
если подарены деньги, то потребуется удержать налог при выдаче подарка и перечислить в бюджет не позднее чем на следующий день;
если подарена вещь, то необходимо удержать НДФЛ в день ближайшей выплаты денег одаряемому и перечислить в бюджет не позднее, чем на следующий день. Если до конца года, в котором передан подарок, организация не будет ничего платить одаряемому, надо сообщить ИФНС о невозможности удержания налога.
С точки зрения страховых взносов
Страховые взносы не начисляются на стоимость подарка, переданного (п. п. 1, 4 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, Письма Минфина от 20.01.2017 N 03-15-06/2437, от 16.11.2016 N 03-04-12/67082, Минтруда от 27.10.2014 N 17-3/В-507):
работнику организации, если с ним заключен письменный договор дарения;
физлицу, не являющемуся работником организации (в том числе бывшему работнику, детям работников, клиентам), независимо от наличия письменного договора дарения.
В договоре дарения с сотрудником не должно содержаться никаких ссылок на трудовые и коллективные договоры, а также другие локальные акты организации. Кроме того, в договоре дарения не стоит производить расчет стоимости подарка в зависимости от должности сотрудника, его оклада, трудовых показателей, или каким-либо другим образом устанавливать взаимосвязь между трудовой деятельностью сотрудника и вручением ему подарка. В противном случае у налоговых органов будут все основания считать подарки поощрением за труд и начислить страховые взносы.
Страховые взносы начисляются в том случае, если подарки выдаются сотрудникам на основании трудовых и коллективных договоров без составления договоров дарения (то есть если подарок является поощрением за труд).
Если подарок не связан с трудовой деятельностью, однако письменный договор дарения с сотрудником не был составлен, то существует риск претензий со стороны контролирующих органов. В этом случае наиболее консервативной позицией будет начисление страховых взносов на стоимость подарка.
С точки зрения НДС
если подарок куплен, то на его покупную стоимость (без НДС);
Счет-фактура на подарок выписывается в одном экземпляре и регистрируется в книге продаж, но одаряемому не передается. Если в одном квартале организация дарила подарки нескольким лицам, то на все подарки можно составить один счет-фактуру (Письмо Минфина от 08.02.2016 N 03-07-09/6171).
НДС со стоимости купленного подарка можно принять к вычету при наличии счета-фактуры поставщика.
При дарении товаров, не облагаемых НДС по ст. 149 НК РФ, счет-фактуру можно не составлять (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина от 07.11.2016 N 03-07-14/64908).
Не начисляется НДС на стоимость подарков:
Выданных сотрудникам в денежной форме;
Если компания-даритель применяет УСН.
С точки зрения налога на прибыль
Согласно официальной позиции Минфина России, как при ОСН, так и при УСН стоимость подарка, не связанного с выполнением трудовых функций, в налоговых расходах учесть нельзя (п. 16 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина от 17.11.2016 N 03-03-06/3/67725).
Б) Подарки как поощрение за труд
Трудовой кодекс РФ предусматривает право работодателя награждать своих работников ценными подарками в качестве поощрения за труд (ст. 191 ТК РФ).
В этом случае стоимость подарка выступает как часть оплаты труда, а передача подарка происходит не на основе договора дарения, а на основе трудового договора с сотрудником.
Подарки, выдаваемые работникам как поощрение за труд, по сути представляют собой производственные премии.
С точки зрения НДФЛ
Ситуация аналогична подаркам к праздничным датам: стоимость подарков, переданных за год одному лицу, не облагается НДФЛ в части, не превышающей 4 000 рублей (включая НДС).
С точки зрения страховых взносов
При вручении подарков сотрудникам в качестве поощрения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, нужно начислить взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также на страхование от несчастных случаев (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).
С точки зрения НДС
Стоимость подарка, переданного работнику в качестве поощрения за труд и учтенного для целей налогообложения прибыли, не облагается НДС. Такой позиции придерживаются судебные органы (Постановление ФАС Московского округа от 17.07.2013 по делу N А40-112932/12-91-575, Постановления ФАС Центрального округа от 02.06.2009 N А62-5424/2008, ФАС Уральского округа от 19.01.2010 N Ф09-10766/09-С2).
С точки зрения налога на прибыль
Если вознаграждения в виде подарков предусмотрены трудовыми (коллективными) договорами, и они имеют стимулирующий характер, то затраты на них можно учесть при расчете налога на прибыль (статья 191 ТК РФ, и п. 2 статьи 255 НК РФ, Письмо Минфина России от 02.06.2014 N 03-03-06/2/26291).
При этом важно учитывать, что для целей налогообложения необходимо соблюдать требования п. 1 ст. 252 НК РФ. Поэтому помимо самих видов стимулирующих выплат организации следует установить четкие условия (основания) назначения каждого конкретного вида поощрения. Кроме того, необходимо располагать документами, подтверждающими, что такие условия фактически выполнены премируемыми сотрудниками.
Если в организации разработано положение о премировании (иной локальный акт, регулирующий порядок назначения поощрений), то трудовой (коллективный) договор должен содержать ссылку на такое положение, чтобы учесть данные выплаты для целей налога на прибыль. На это обращают внимание контролирующие органы (Письма Минфина России от 26.02.2010 N 03-03-06/1/92, от 05.02.2008 N 03-03-06/1/81, УФНС России по г. Москве от 14.02.2007 N 20-12/013749б).
В) Применимый документооборот
Во избежание претензий со стороны налоговых органов необходимо правильно оформлять документы при вручении подарков сотрудникам.
Письменный договор дарения
Передача подарка осуществляется на основе договора дарения.
Договор дарения должен в обязательном порядке заключаться в письменной форме, если стоимость подарка превышает 3 000 руб., а дарителем выступает юридическое лицо (п. 2 ст. 574 ГК РФ).
Однако во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов (в части доначисления страховых взносов) рекомендуется заключать письменный договор дарения с сотрудником в любом случае независимо от стоимости подарка.
Если вручение подарков происходит массово, то нет необходимости заключать отдельные договоры с каждым сотрудником. В этом случае целесообразно составить многосторонний договор дарения, в котором каждый из получателей подарков поставит свою подпись (ст. 154 ГК РФ).
Приказ о выдаче подарков
О закупке и выдаче подарков сотрудникам должен распорядиться руководитель компании. Необходимо оформить соответствующий приказ. Для оформления приказа можно использовать унифицированные формы (№ Т-11 или Т-11а). В этом случае необходимо будет составить отдельное распоряжение о закупке подарков.
Однако можно подписать единый приказ в произвольной форме как о выдаче, так и о закупке подарков. К приказу должен быть приложен список тех работников, которым будут выдавать подарки.
Ведомость выдачи подарков
Все выданные подарки сотрудникам и их стоимость необходимо зафиксировать в специальной ведомости, где должны быть отражены Ф.И.О. сотрудника, его подпись, дата выдачи подарка и наименование подарка. Ведомость может быть составлена в произвольной форме. В ведомости должны присутствовать все обязательные реквизиты первичных документов.
II. Учет подарков партнерам, поставщикам, клиентам
А) Подарки к праздничным датам
С точки зрения НДФЛ
Если подарок вручается конкретному физическому лицу, например, сотруднику клиента, и его стоимость превышает 4 000 рублей, то при его передаче организация становится налоговым агентом по НДФЛ.
Получатель подарка не является сотрудником компании-дарителя, значит, удержать налог самостоятельно компания не может. В такой ситуации нужно в течение одного месяца с момента вручения подарка письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета о выплаченном доходе и невозможности удержать с него НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Если подарок вручается не конкретному физическому лицу, а организации в целом, то НДФЛ не исчисляется. При этом следует помнить, что дарение подарков, стоимость которых превышает 3000 рублей, запрещено в отношениях между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ).
С точки зрения страховых взносов
Если физические лица, которым организация дарит подарки, не связаны с ней трудовыми отношениями, стоимость этих подарков не облагается страховыми взносами.
С точки зрения НДС
Для целей НДС передача права собственности на товары на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (ст. 146 НК РФ).
На основании данной нормы Минфин делает вывод, что передача предприятием своим клиентам подарков является объектом налогообложения по НДС (Письма от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, от 19.10.2010 N 03-03-06/1/653). При этом вычеты по НДС при осуществлении указанных операций применяются в общеустановленном порядке.
С точки зрения налога на прибыль
В соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ.
Если предприятие выдает подарки определенному кругу лиц, затраты на приобретение данных подарков не включаются в расчет налога на прибыль (Письма Минфина России от 08.10.2012 N 03-03-06/1/523, от 19.10.2010 N 03-03-06/1/653).
Б) Подарки с логотипом организации (как часть рекламы)
Сувениры – это вещи, на которых изображены средства индивидуализации самой организации или реализуемых ею товаров, работ или услуг (логотип, товарный знак, фирменное наименование и т.д.) (ст. 3 Закона N 38-ФЗ от 13.03.2006, Письмо ФНС от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348). Это могут быть открытки, календари, ручки, пакеты, ежедневники и пр.
С точки зрения НДФЛ
Ситуация аналогична подаркам на праздники: если стоимость сувенира больше 4 000 рублей, то при его передаче физическому лицу организация становится налоговым агентом по НДФЛ.
С точки зрения страховых взносов
Аналогично подаркам к праздникам – страховые взносы не начисляются при вручении подарков физическим лицам, не являющимся сотрудниками.
С точки зрения НДС
Ситуация аналогична подаркам к праздникам: если организация-даритель является плательщиком НДС, то при раздаче сувениров она начисляет НДС так же, как при любой другой передаче права собственности на товары на безвозмездной основе (ст. 146 НК РФ).
С точки зрения налога на прибыль
Учет подарков зависит от того, каким образом происходит вручение данных сувениров.
Если сувениры вручаются не в рамках официального приема
И при ОСН, и при УСН такая передача сувениров третьим лицам (в том числе не являющимся клиентами организации) учитывается в составе нормируемых рекламных расходов (Письмо УФНС по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2).
Для документального подтверждения факта осуществления рекламных расходов, необходимо оформить расходные документы, например, накладную на передачу сувениров работнику, ответственному за их распространение, и отчет этого сотрудника о проделанной работе.
В первичных документах на выбытие вручаемых подарков достаточно указывать только их стоимость и количество без указания адресата. Этот факт подтвердит, что информация о товарах направлена неопределенному кругу лиц, и поэтому такие расходы можно считать расходами на рекламу. Если организация сможет создать такие условия, то можно рассматривать распространение сувенирной продукции в качестве рекламных нормируемых расходов.
Если сувениры вручаются деловым партнерам в рамках официального приема
Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.
Относятся ли к таким расходам затраты на приобретение сувениров (подарков) для деловых партнеров, Налоговый кодекс РФ не разъясняет.
По данному вопросу есть две точки зрения. Официальная позиция Минфина России (Письмо от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136) заключается в том, что расходы на приобретение сувениров для передачи в рамках официального приема не учитываются при налогообложении прибыли, поскольку не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ.
Официальная позиция налоговых органов (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2) позволяет налогоплательщикам учитывать расходы на приобретение сувениров с символикой организации для передачи их на официальном приеме контрагентам. Аналогичное мнение нашло отражение в судебных решениях.
Однако представительские расходы учитываются при определении налоговой базы, только если они экономически обоснованы и документально подтверждены.
Документами, служащими для подтверждения представительских расходов, являются:
1) приказ руководителя организации о проведении представительского мероприятия (с указанием цели проведения мероприятия и работников организации, которые должны в нем участвовать);
2) смета представительских расходов (там должна фигурировать цена сувенирной продукции);
3) договор на изготовление сувенирной продукции, первичные документы на ее передачу и списание;
4) акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных расходов;
5) отчет по произведенным представительским расходам. В нем должны найти отражение:
цель и результаты проведения представительского мероприятия;
дата и место проведения;
программа мероприятия (в ней должно фигурировать вручение сувениров);
состав приглашенной делегации;
участники принимающей стороны;
величина расходов на представительские цели.
Таким образом, для учета расходов на сувениры в качестве представительских для целей налога на прибыль необходимо документально оформить их должным образом.