Что такое мастерство исполнителя
Мастерство исполнителя.
Музыкант-исполнитель – настоящий творец. Он интерпретирует, т.е. по-своему истолковывает музыку, предлагает свое понимание произведения. Нотная запись – это схема, где все указания носят несколько условный характер, представляя исполнителю воплощать их по своему усмотрению. Можно играть или петь чуть громче или чуть тише, чуть медленнее или быстрее, чуть резче или чуть мягче, лиричнее или экспрессивнее. Все зависит от исполнителя – его понимания произведения, даже от его настроения. Практически невозможно одинаково исполнить одно и то же произведение.
Для того, чтобы стать хорошим исполнителем, что нужно сделать?
Каким мастерством должен овладеть исполнитель, чтобы стать самым лучшим?
Как вы думаете, что такое мастерство?
Мастерство – способности, приобретенные человеком в ходе образования и практической деятельности.
Я хочу вас познакомить с Мастерами своего дела, исполнителями: Святославом Рихтером и Мстиславом Ростроповичем.
Портреты исполнителей:
Мстислава Ростропович (виолончелист), Святослав Рихтер (пианист)
По теме урока прослушайте музыкальные произведения:
Oб исполнительском мастерстве
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
Николай Гумилев
Что это за феномен такой, исполнительское мастерство?
Нет, это не мастерство вообще. Потому что когда речь идет об исполнительском мастерстве, мастерство как таковое уже не рассматривается. Это как сила в любви. Или любовь есть, или ее нет.
Это степень умирания или растворения в исполняемом материале. Это слишком красиво и даже довольно близко к сути. Но не все.
Можете объяснить это заявление Игоря Федоровича?
Я отвечу так. Не обязательно все нужно объяснять. Оставьте что-нибудь в своей жизни непонятым.
А у нас что включается в мастерство восприятия живописи? Одна сторона чисто техническая и достижимая. Хорошо знать всю историю искусства. Как минимум. Короче, уметь играть на инструменте.
Но еще нужна чувственная натура, умение понять автора и его переживания. Это уже от рождения, чувствовать научиться наверное нельзя. И проверить нельзя, нет приборов таких.
Художник – мастер, он не должен страдать и лить слезы во время творчества, слезы должен лить читатель или зритель. Художник должен заставить зрителя лить слезы. Леонардо рисовал «Тайную Вечерю» более двух лет. Не до слез. Толстой многократно переписывал «Войну и мир». Микельанджело работал над «Давидом» 3 года. Бах, слушание которого может привести слушателя в экстаз, работал над своими произведениями довольно хладнокровно и методично.
Пианист или скрипач, выходящий на сцену, это нечто иное.
«Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!»
Он выходит на сцену, раскланивается, потом он берет скрипку под подбородок, переглядывается с дирижером, мгновение, и он уже не человек.
«Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей»
Он дух, он чудовище, он нечто непостижимое, он втягивает нас в себя, он забирает всю нашу энергию. В зале одни скелеты, все улетучилось и впиталось дирижером и скрипачем. От них исходит аура, мощное свечение.
Однажды после концерта приятель спросил меня: «Ну, как?»
— Еле дождался конца. Еще пять минут и я умер бы от превышения уровня возможной чувствительности.
«Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток».
Когда, наконец, раздаются последние аккорды. Зал взрывается. Скелеты вскакивают и наполняются плотью и кровью, они неистовствуют, а бедный скрипач изможден, он все отдал, всю энергию, переданную ему из космоса из вечности. Он медленно возвращается к реальности из жуткого мира неимоверных страстей.
«Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг».
Послушайте как Максим Венгеров исполняет Концерт Сибелиуса
Исполнительское мастерство
Исполнительское мастерство — тема, которая волнует всех музыкантов.
Как же добиться успеха на сцене, в чем секрет и каковы условия исполнительского мастерства?
Сразу нужно заметить, что успех на сцене, в первую очередь, зависит от поставленной цели.
Цель – главное условие успешного выступления.
Как преподаватель, я могу судить об учениках музыкальной школы.
Цель – условие успешного выступления
Дети приходят в школу с разными целями: кто-то хочет научиться играть; кому-то безразличны занятия, но родители хотят, чтобы ребенок учился музыке; некоторые дети вообще не понимают – зачем посещают школу.
Но встречаются индивидуумы, у которых горят глаза, они рвутся на сцену, и на сцене, нужно отметить, они как рыбки в воде – чувствуют себя свободно, уверенно – это их стихия, им нравится выступать. Таких детей не нужно уговаривать принять участие в концерте – они всегда готовы, и на таких детей можно положиться – они никогда не подведут, и отнесутся к концерту со всей ответственностью.
А бывают еще и счастливые совпадения, когда
1 – дети любят выступать
2 – при этом они трудолюбивы и работоспособны
3 – у этих детей хорошие музыкальные данные
4 – родственники полностью поддерживают детей в их занятиях.
Нужно отдать должное таким родителям, бабушкам и дедушкам, которые приводят детей в школу, на концерты и репетиции, и полностью посвящают жизнь детям. Но делать это можно по-разному: одни говорят: наши дети должны иметь все самое лучшее. И это самое лучшее сводится к покупке – покупке игрушек, нарядов, телефонов, золотых украшений, которые маленьким детям совершенно не нужны. Тем более, школа – не место, где следует демонстрировать уровень своих материальных возможностей.
А есть родители, для которых самое лучшее – это образование и воспитание, которые рассматриваются как инвестиции в ребенка. Недаром есть поговорка: «Что посеешь – то пожнешь». А еще – «Сейте разумное, вечное, доброе».
И поэтому, и дети, и родители должны четко понимать – чего они хотят от музыкальной школы, и что они ожидают от обучения. Ведь некоторые родители прямо говорят – чтобы не болтался на улице, был занят делом пока родители на работе.
Другие родители видят своих детей музыкантами, их цель – подготовить ребенка к поступлению в музыкальные учебные заведения для получения профессии музыканта. А некоторые родители видят в своих детях звезд, и все усилия направляют на концертную и конкурсную деятельность.
И так, для успеха должна быть поставлена ясная и четкая цель, оговорены все условия ее достижения, составлен план. И остается только идти к этой цели, и работать в дружной команде – семью, школа, ученик.
Цель – это основа и самое главное условие для достижения успеха.
Поочередные действия на сцене
Но почему тогда многие не достигают поставленных целей? Любой музыкант, в том числе и ученик музыкальной школы, хочет поразить публику своим выступлением, мысленно он представляет восхищенные взгляды своих товарищей, одобрение преподавателей, гордость родственников.
А некоторые исполнители представляют, как они сбились, ошиблись. И уже пережили весь ужас поражения и последствия краха.
А ведь такое часто бывает – родителям не хватает мудрости поддержать своего ребенка после неудачного выступления, преподавателям – чувства такта и бесстрастного анализа выступления – что удалось, а над чем следует продолжить работу.
И в результате исполнитель ощущает свое внутреннее самочувствие, а не представляет звучание произведения, темп, характер, сложные пассажи. То есть, перед концертом у выступающего отсутствует трезвый рассудок, им завладевают эмоции, и все внимание направлено на эти ощущения.
Вывод – для удачного исполнения следует думать перед выступлением о произведении. Четко знать и представлять поочередные действия на сцене – выход, поклон, подготовка к началу исполнения, представление темпа произведения, зрительно видеть начало нотного текста, наперед представлять сложные пассажи.
То есть эмоции не должны преобладать над рассудком.
Работа над изучением произведения
И, конечно же, для удачного исполнения необходима хорошая подготовка — постоянная и кропотливая работа над изучением произведения. А это – длительный период.
В этот период на первый план выходит работа над деталями, частями, когда произведение дробится на мелкие отрывки. Работать приходится не только над частями, но и над отдельно взятым звуком, отдельным аккордом.
И вот здесь появляются мелкие цели – выучить текст отрывка, поработать над звуковедением, динамикой.
Очень важно, чтобы исполнитель понимал цель и задачи, какие ставятся перед ним в этой кропотливой работе. Можно попросить ученика повторить, что от него требуется. Когда ребенок выражает поставленную задачу словами, он более точно затем выполняет требования и лучше понимает, чего добивается от него преподаватель.
В этой работе важна каждая деталь, из этих деталей в дальнейшем складывается целостность произведения и исполнения. И эти детали необходимо представлять в воображении, держать в памяти.
В этом может помочь игра без инструмента, например, по крышке фортепиано и по столу. В данном случае у исполнителя развивается воображение и память, что очень важно.
Ведь тому же ученику музыкальной школы следует выучивать на память много произведений, в старших классах произведения объемные, и для многих учеников запоминание нотного текста – большая проблема.
Видеть и смотреть
Чтобы запомнить и представить в воображении произведение, нужно отчетливо его видеть, то есть конкретно разобрать каждую деталь. Потому что смотреть – это одно, а видеть – совсем другое. Видеть – это мысленно представлять, и представлять конкретно, четко, со всевозможными деталями. Помните поговорку – «Смотрит, но не видит»?
Вот эта поговорка очень подходит к описанию работы многих учеников музыкальной школы. Почему? Да потому, что у них нет опыта выучивания произведений на память.
И поэтому нужно постоянно объяснять, что от учеников требуется, анализировать произведение и его части, отдельные эпизоды, звуковедение, аккорды для того, чтобы ребенку легче было выучить произведение.
И чтобы в дальнейшем он знал, как самостоятельно следует выучивать пьесы и что для этого нужно. То есть, ученика следует учить видеть, а не просто смотреть в ноты. Видеть нотный текст и понимать его, читать и запоминать. И уже запомненный текст — представить в воображении и затем воспроизвести его.
Умение слышать
Чтобы воспроизвести произведение, нужно научиться слышать. А для этого очень важно воспитать музыкальный слух – чувствовать интонацию и тембральные краски. Ведь исполнительское мастерство включает в себя множество составляющих.
Артист должен представить содержание произведения, образ, и затем передать его, чтобы слушатель прочувствовал видение и замысел композитора.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Музыкальный образ
и
мастерство исполнителя
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Федор Иванович Шаляпин
1873-1938
Описание слайда:
Фёдор Ива́нович Шаля́пин ( 13 февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актерское мастерство». Занимался также живописью, графикой и скульптурой. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.
Описание слайда:
Образ
Ивана Сусанина
в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки
Описание слайда:
Образ
Фарлафа
в опере «Руслан и Людмила»
М.И. Глинки
Описание слайда:
Образ Варяжского
гостя
в опере
«Садко»
Н.А. Римского-Корсакова
Описание слайда:
Образ Бориса Годунова
в опере «Борис Годунов»
М. П. Мусоргского
Описание слайда:
Портрет Ф.Шаляпина
художника
Б.М. Кустодиева
Описание слайда:
Памятник Ф.И. Шаляпину
в
Казани
29 августа 1999 года у колокольни Богоявленского собора, в котором 2 февраля 1873 года был крещён Фёдор Шаляпин, установлен посвящённый певцу памятник (скульптор А. Балашов)
Описание слайда:
Могила певца на Новодевичьем кладбище в Москве
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Домашнее задание: сообщения об известных исполнителях романсов.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Социализация детей раннего возраста при помощи музыкальных игр
Конспект урока музыки на тему «Мировая слава русской классической музыки: Музыкальные портреты М.И. Глинки и П.И. Чайковского» (3 класс)
Конспект урока музыки на тему «Интонация (Введение в понятие)» (2 класс)
Оркестр народных инструментов «Русские узоры» Дома школьников № 3 и Алматинского Центра Славянской Культуры (АЦСК)
Рабочая программа и КТП по музыке 4 класс Школа России
Статья «Карагандинские музыканты в Перьми»
Статья «Урок аккомпанемента в дистанционном формате»
Презентация по музыке на тему: «Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» (6 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5389149 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Мастерство исполнителя
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учебный предмет : музыка 4 класс
Программа : Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Учитель: Зейналова В.Ю . Класс : 4 «А»
Тип урока : Традиционный урок
Вид урока : Комбинированный
Цель: Познакомить учащихся с великими исполнителями инструментальной и вокальной музыки, показать связь выразительности исполнения с содержанием и настроением исполняемого произведения.
Развивающая: развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, давать обобщенную характеристику;
Образовательная: на примере творчества исполнителей обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, разновидностях оркестров;
Воспитательная: воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству.
Словесные (беседа, рассказ, работа с учебником);
Наглядные (презентация, иллюстрации)
Практические (работа с карточками)
карточки изображением инструментов различных оркестров;
карточки с названием голосов;
игра на музыкальных инструментах
У нас сегодня необычный урок. На нем присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
И перед тем как мы с вами вместе сформулируем тему урока, хочется, чтобы вы послушали наших музыкантов. (играет на трубе – Зейналов Руслан, поет – Российская Ольга, играет на фортепиано- Королев Саша).
Ребята, скажите, мне пожалуйста, что сейчас делали наши музыканты? (ответы ребят) Кем они сейчас были? (ответы ребят). Следовательно, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (ответы ребят) Тема сегодняшнего урока «Мастерство исполнителя». Слайд 1
Мальчики нам играли, а Оля спела нам. Как мы можем назвать деятельность мальчиков, а как Олино исполнение.
А какова же цель нашего урока? (ответы ребят)
Цель : «Познакомиться с великими исполнителями инструментальной и вокальной музыки»
Музыкант-исполнитель – настоящий творец. Он интерпретирует, т.е. по-своему истолковывает музыку, предлагает свое понимание произведения. Нотная запись – это схема, где все указания носят несколько условный характер, представляя исполнителю воплощать их по своему усмотрению. Можно играть или петь чуть громче или чуть тише, чуть медленнее или быстрее, чуть резче или чуть мягче, лиричнее или экспрессивнее. Все зависит от исполнителя – его понимания произведения, даже от его настроения. Практически невозможно одинаково исполнить одно и то же произведение.
Исполнитель, внимательно изучив нотный текст сочинения, старается понять, что хотел выразить в музыке композитор. Чем глубже и содержательнее по материалу произведение, тем больше возможностей для его интерпретации, поэтому каждый исполнитель привносит в произведение свою индивидуальность, и поэтому чем интереснее и значительнее его личность, тем глубже и богаче будет интерпретация.
Сразу же запишем в тетрадях определение слова интерпретация. ( Слайд 4)
А теперь, ребята, откройте учебники на стр.118-119. Как вы думаете. чьи это портреты? (ответы ребят) У нас на развороте учебника есть фотографии великих исполнителей. Это и инструменталисты, и вокалисты. Давайте познакомимся с великими исполнителями вокальной и инструментальной музыки.
На с. 119 мы видим фотографию знаменитого оперного певца Сергея Лемешева. ( Слайд 3)
Советский дирижер Борис Эммануилович Хайкин говорил о Сергее Лемешеве следующее: «Я встречался и выступал со многими выдающимися артистами разных поколений. Но среди них есть только один, которого я особенно люблю — и не только как товарища по искусству, но прежде всего, как артиста, озаряющего счастьем! Это — Сергей Яковлевич Лемешев. Его глубокое искусство, драгоценный сплав голоса и высокого мастерства, результат большой и упорной работы, — все это несет печать мудрой простоты и непосредственности, проникая вам в сердце, задевая сокровеннейшие струны. Где бы ни появилась афиша, извещающая о концерте Лемешева, заведомо известно, что зал будет переполнен и наэлектризован! И так на протяжении пятидесяти лет. Когда мы с ним выступали вместе, я, стоя за дирижерским пультом, не мог отказать себе в удовольствии украдкой посмотреть в боковые ложи, доступные моему взгляду. И я видел, как под воздействием высокого артистического вдохновения одушевлялись лица слушателей».
Я вам предлагаю послушать арию Ленского из оперы «Евгений Онегин» в исполнении Сергея Лемешева и оркестра под руководством Бориса Хайкина. (Слайд 4) (слушание)
-Какая по характеру прозвучала музыка? Каким образом исполнителю удалось передать характер героя? (ответы ребят)
— Если вспомнить классификацию оперных голосов, скажите мне, пожалуйста, каким голосом обладал С. Лемешев? (ответы ребят). Теперь возьмите карточки у себя на столах и составьте мне классификацию мужских и женских голосов.
Теперь я предлагаю послушать пьесу из цикла пьес «Времена года» П.И.Чайковского. (Слайд 6) Вы сейчас прослушали музыкальное произведение. Какое настроение в музыке? Как вы думаете, что помогает исполнителю понять замысел автора?
Рихтер не только музыкант, но и талантливейший художник, он много рисовал и писал, никогда не учившись профессионально. Некоторые из наших лучших старых художников говорили, что если бы Рихтер посвятил свою жизнь живописи, то достиг бы в ней того же, той же высоты, какую он достиг в области пианизма. (Слайд 7)
— А какой оркестр или оркестры вы услышали в 1-ом и 2 –м номере? (ответы ребят).
— Какие оркестры вы еще знаете? (ответы ребят).
Перед вами на парте лежат карточки с изображениями музыкальных инструментов. Вам нужно составить из этих инструментов оркестры. И посмотрим какие оркестры у вас получатся.
Работа с карточками. (Слайды 8,9,10)
А теперь давайте с вами выясним. Кто у нас из исполнителей вокалист, а кто инструменталист? (ответы ребят).
Ребята, скажите мне, пожалуйста, во время ВОВ были ли исполнители? (ответы ребят).
Конечно же были. Маршал Ерёменко Андрей Иванович в своих воспоминаниях писал: «Во время войны мне довелось командовать десятью фронтами, я всегда на всех фронтах встречал артистов, которые своим бесстрашием, самоотверженным трудом поднимали моральное состояние воинов, играя спектакли и концерты в прифронтовой полосе, иногда и прямо на передовых позициях. Артисты умели зажечь сердца бойцов, вдохнуть в них волю, умели иногда посмешить их, что способствовало поднятию их морального состояния». («И музы в бой вели»).
Так советский пианист С.Т. Рихтер во время войны вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде. В блокадном Ленинграде композитор Д.Д. Шосткович тушил пожары и написал своё выдающееся произведение. Находясь в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович работает над 7-й симфонией — «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года — в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей. Упоминание одного из лучших пианистов Советского Союза русского немца С.Т. Рихтера здесь неслучайно, поскольку его деятельность, как и труд многих деятелей культуры, дают образец того, КАК ДÓЛЖНО поступать в ситуации, когда Родина находится в опасности, а народ уничтожают варвары.
Отрывок из стихотворения Василия Лебедева-Кумача.
Кто сказал, что надо бросить
После боя сердце просит
Нынче у нас передышка,
Завтра вернемся к боям.
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш, походный баян?
Кто мне назовет хотя бы одну песню, которая была популярна во время войны? одной из популярных песен во время войны была песня «Катюша». Одной из первых исполнила её исполнила Лидия Русланова. (Слайд 11) Давайте послушаем великую и бесстрашную исполнительницу военного времени Лидию Русланову. (Слушание) (Слайд 12)
Попробуем сами спеть песню «Катюша» и тем самым отдать дань уважения нашим ветеранам. (Исполнение песни) (Слайд 13)
Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Пришло время подвести итог нашего урока и сделать выводы. (Слайд 14)
Домашнее задание: Д.З. у нас для каждой группы будет разное.
1. узнать кем был Дмитрий Кабалевский
2. узнать кем был Мстислав Ростропович.
3. познакомиться с голосами известных оперных исполнителей – мужчин.
4. познакомиться с голосами известных оперных исполнителей – женщин.