Что такое мастер коносамент и домашний коносамент
Домашний коносамент
В данной статье будет рассмотрен домашний коносамент (House Bill of Landing, HBL) и его отличия от линейного (Master Bill of Landing, MBL). Основная цель выпуска домашнего коносамента – минимизация участия грузоотправителя в процессе организации перевозки. Задачи по локальному сервису и размещению букинга в…
В данной статье будет рассмотрен домашний коносамент (House Bill of Landing, HBL) и его отличия от линейного (Master Bill of Landing, MBL).
Основная цель выпуска домашнего коносамента – минимизация участия грузоотправителя в процессе организации перевозки. Задачи по локальному сервису и размещению букинга в морской линии берет на себя NVOCC оператор. Он же и выпускает HBL для грузоотправителя. Домашний коносамент является дополнительным и второстепенным по отношению к линейному, который будет оформлен перевозчиком (морской линией) для NVOCC оператора.
Описание основных игроков морской логистики Вы можете найти в нашей статье “Участники морской перевозки”.
Если говорить о FCL (Full Container Load) отправках, то домашний коносамент должен содержать ту же информацию о грузе, что и линейный. Данные об отправителе (Shipper), получателе (Consignee) и уведомляемой стороне (Notify) будут различаться.
Домашний коносамент будет содержать следующие данные:
В то же время, в линейном коносаменте указываются:
Таким образом получается, что морская линия несет ответственность только перед NVOCC оператором, а он, в свою очередь, перед владельцем груза.
Вся остальная информация в коносаментах, такая как: название судна и номер рейса, описание и характеристики груза, номера контейнеров и пломб на них, должна быть идентичной.
Что такое мастер коносамент и домашний коносамент
АЗИЯТОРГСЕРВИС | ВЭД и логистика запись закреплена
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ МОРСКОЙ КОНОСАМЕНТ (MBL) ОТ ДОМАШНЕГО КОНОСАМЕНТА (HBL)?
Все импортеры небольших партий товара сталкивались с особенностями транспортных документов для сборных грузов (LCL). И речь, конечно, о грузовых партиях для разных получателей, которые перевозятся в одном контейнере. У новичков сразу появляется два вопроса: «А почему коносаментов два, и, чем они отличаются?»
Так почему экспедитор (перевозчик) предоставляет импортеру не один транспортный документ, а целых два? Все просто. Сборный груз занимает лишь часть контейнера, а морская линия принимает к перевозке только контейнер как целую единицу. Отсюда и появляются два документа:
HBL точно повторяет MBL в части описания груза. Основное отличие – в MBL в графах «Грузоотправитель» (Shipper), «Грузополучатель» (Consignee) и «Уведомляемая Сторона» (Notify party) указываются другие компании по сравнению с HBL.
Всё о морском коносаменте
Основной документ при международных морских перевозках, коносамент фиксирует логистические данные, необходимые для таможенного оформления, а также подтверждает право на получение груза в порту. При этом сама система коносаментов сложна и богата нюансами. Упорядочим их, а заодно рассмотрим заполнение океанского коносамента.
Виды коносаментов и их назначение.
Коносамент (сокращённо к/с), по-английски Bill of Lading (сокращённо BL или B/L) — основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.
В реальной практике используется с полдюжины различных видов коносаментов, которые необходимо чётко различать:
Оборотные и необоротные коносаменты
Поскольку коносамент служит не просто товаросопроводительным документом, но подтверждает право собственности на груз, он может выполнять роль ценной бумаги, но только если оформлен как оборотный (negotiable bill of lading). Такой коносамент позволяет владельцу распоряжаться ещё не прибывшим в порт грузом: купить, продать или заложить в банк. Все оборотные коносаменты относятся к так называемым ордерным (to-order bill of lading), оставляющим возможность изменять владельца груза, пока последний находит в пути, причём не один раз. Таким образом, посредством оборотного коносамента, ещё не полученный груз может быть объектом товарно-денежного оборота, что и определяет его название.
Напротив, необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) однозначно и бесповоротно фиксирует лицо, обладающее правом собственности на груз. Их также называют именными (straigth bill of lading), как противоположность ордерным.
Теоретически существует ещё одна форма — коносамент на предъявителя (bearer bill of landing), где получатель груза вообще никак не фигурирует, а груз выдаётся «предъявителю сего». Но они в реальной жизни практически не используются.
Оформление коносамента и получение груза
Коносамент указывает владельца груза, но в реальной практике не всё так просто! Чтобы успешно получить товар в порту, важно ориентироваться в нескольких важных нюансах оформления коносамента.
Оригинал, копии и драфт коносамента
Самое важное, что следует знать и помнить, — груз выдаётся лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L). Никаких исключений!
Оригинал обычно выпускается в трёх экземплярах, каждый из которых имеет свой порядковый номер и общее количество. Обычно один остаётся в линии, а два других передаются отправителю.
Для получения груза по именному коносаменту (straight, non-negotiable BL) достаточно предъявить один любой оригинальный экземпляр. Если же речь идёт об ордерных коносаментах, то в линию сдаются все оригиналы для поиска и проверки последней записи о владельце груза!
Копии коносамента пригодятся для целей таможенного оформления партии, оприходования на складе, других юридических действий с товаром. Во всех вопросах кроме получения груза они полностью эквивалентны оригиналу.
Черновик или драфт коносамента (BL draft) — это предварительно заполненный документ, направляемый перевозчиком для проверки данных, не имеет юридической силы. Выпуск черновика предшествует изготовлению оригинала.
Телекс-релиз и сданный коносамент
Передача бумажного оригинала коносамента получателю груза посредством международного почтового отправления — отдельная «головная боль». Помимо забот для обеих сторон, такой способ сопряжён с риском задержки или даже потери бесценного документа (вспомните почту России).
Суть её заключается в следующем. После загрузки товара на борт судна и выпуска океанского коносамента, отправитель несёт оригинал не на почту, а в офис морской линии на «своём берегу», который, получив и проверив MBL, тут же даёт своим коллегам в порту прибытия разрешение выдать груз указанному в коносаменте получателю. На принятом линией коносаменте ставится штамп, и коносамент считается «сданным» (surrendered Bill of Lading).
Таким образом, на момент захода судна в порт назначения все условия для выдачи груза оказываются выполнены: получатель определён в коносаменте, и оригинал предъявлен в линию. Разница лишь в том, что это было сделано не в порту прибытия, а в другом офисе.
Когда описанный способ появился, подтверждение передавалось посредством телекса, отсюда и появилось название «телекс-релиз». Сейчас для этих целей используется Интернет.
Помимо обоюдного удобства, телекс-релиз помогает в исполнении сторонами финансовых обязательств по контракту. Очень часто вариант окончательного расчёта за товар до момент его отправки не устраивает покупателя, а выдача груза без оплаты — абсолютно неприемлема для продавца. В силу своих особенностей, коносамент помогает найти компромисс. Оставаясь на руках у поставщика товара, оригинал коносамента выполняет роль обеспечения выполнения покупателем своих обязательств по оплате. А возможность телекс-релиза делает схему технологичной и быстрой: покупатель производит оплату по факту прибытия груза в порт, а продавец сдаёт оригинальный MBL в линию, чуть только видит деньги на своём счету. Вся процедура занимает от силы два рабочих дня!
Заполнение коносамента
Как выглядит и что содержит коносамент? Обязательные реквизиты коносамента и место каждого в документе неизменны, вне зависимости от маршрута и компании-перевозчика. Найти их полный список не составляет труда.
Важно, что коносамент содержит логистическую информацию, используемую на таможне (подробнее о пакете документом читайте в этой статье). Поэтому остановимся на основных графах, значимых с точки зрения таможенного оформления партии (номера в списке соответствуют индексам на изображении):
Домашний коносамент
Домашний коносамент (house bill of lading, HBL) – это коносамент, выпускаемый экспедитором (NVOCC), нередко – в дополнение к линейному (linear), или мастер-коносаменту (master bill of lading, MBL). Домашний и линейный (мастер) коносаменты часто рассматривают как альтернативы друг другу, разницы в товарораспорядительных свойствах между ними нет. Первый – подтверждает договор между отправителем и транспортной или экспедиционной компанией, оператором смешанной перевозки, но не линии; второй – между отправителем и морской линией.
Домашний коносамент выпускается самим экспедитором или уполномоченной организацией FIATA (если экспедитор является ее членом). Линейный коносамент выпускается одновременно с домашним, но в электронном виде, хранится в электронной системе перевозчика. Мастер-коносамент в этом случае не содержит реальных данных отправителя и получателя, а сам коносамент грузовладелец, скорее всего, никогда не увидит.
Агент отправителя по распоряжению отправителя выписывает телекс-релиз у агента судоходной линии в порту отправления, чтобы покупатель мог получить контейнер в порту назначения. В телекс-релизе (его еще называют экспресс-релизом, потому что виден в электронной системе перевозчика в течение суток с момента выпуска) есть ссылка на электронную версию линейного коносамента. В релизе указывается, что получить контейнер возможно без предоставления 3 оригиналов коносамента.
Для чего нужен домашний коносамент
Хоум коносамент выпускается экспедитором в дополнении к мастер-коносаменту, когда это требуется условиями аккредитива или банковскими условиями. Например, банк может выставить такие условия сделки, которые для линии (морского перевозчика) будут неприемлемыми. Тогда экспедитор в дополнении к linear b/l, который будет выпущен в любом случае, выпускает house b/l.
Документ нужен и в том случае, когда продавец передал груз на хранение перевозчику (экспедитору), а тот еще не погрузил его на судно. В этом случае поставщик использует домашний коносамент для представления его в банк в качестве подтверждения отгрузки груза и получения причитающегося по условиям договора купли-продажи платежа.
Банки могут перестраховываться, выставляя условие clean on board, при котором перевозчик не сможет высказать претензии к состоянию груза после его погрузки на борт. Не всякая судоходная линия согласится на подобные условия, что и порождает потребность в house bill of lading. Т.е. преимущество, которое дает домашний коносамент клиенту перед линейным сводится к возможности выполнения всех банковских условий.
Отличия домашнего от мастер коносамента
Главное отличие между двумя видами bill of lading – в том, кто выпускает документы и кто фактически владеет грузом. В MBL при наличии HBL отправителем и получателем груза является экспедитор. По домашнему коносаменту линия не обязана выдавать груз никому, в том числе реальному владельцу, т.к. для перевозчика имеет силу только MBL, где указан получателем экспедитор.
Домашний коносамент дает экспедитору широкие возможности по манипулированию клиентом – нередко требуются депозиты за использование контейнера, может взиматься плата за возврат порожнего контейнера в сток морской линии. Наконец, недобросовестный экспедитор имеет возможность вообще забрать груз и увезти его в неизвестном направлении. Решение подобной ситуации возможно будет только по суду.
Также нужно понимать, что существует множество видов домашних коносаментов. С практической точки зрения важно обратить внимание на организацию, выдающую домашний коносамент. Например, Maersk не предоставит никаких документов, пока не получит письма от NVOCC-оператора (например, Kuehne+Nagel), что контейнер нужно выдать именно указанному получателю.
К крупным NVOCC можно отнести Kuehne+Nagel, Panalpina, Schenker, Militzer&Munch и др. Они имеют филиалы в странах отправления, зарегистрированы в местных ТПП, в FIATA. Они имеют право на выпуск домашних коносаментов, признаваемых банками (для Letter of Credit). Такие домашние коносаменты могут использоваться даже для таможенного оформления (признаются некоторыми таможнями).
В Новороссийске, впрочем, HBL тяжело признается таможней даже в связке с MBL (инспекторы часто требуют копии договоров между поименованными в документах получателем и отправителем груза, например, Kuehne+Nagel China и Kuehne+Nagel Russia).
Риски с домашними коносаментами
Когда house b/l выписывается случайным экспедитором возможны различные варианты развития событий:
Не застрахованы грузополучатели и в том случае, если HBL выпускается проверенным компаниями – в этом случае риски возникают, например, когда груз уже в пути, а отправитель хочет поменять получателя.
МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ БОЛЬШИХ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
Итак…. важный документ, который перевозчик должен выдать грузовладельцу после принятия груза на борт судна – это коносамент – документ, являющийся подтверждением договора перевозки товара и содержащий основные ее условия, а так же удостоверяющий право собственности на отгруженный товар. Это своеобразная расписка, подтверждающая передачу товара перевозчику. Самое важное, что только коносамент дает право грузополучателю требовать передачи ему товара от перевозчика при доставке его в порт назначения.
Коносамент может быть выдан на предъявителя; на имя определенного получателя (именной коносамент); приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент). Оформляется в нескольких оригиналах (как правило, не менее трех). Все оригиналы коносамента вместе называются полным комплектом (full set).
После того, как перевозчик или его агент удостоверится, что товар полностью погружен на судно, он выпишет коносамент и передаст один экземпляр отправителю. Отправитель в свою очередь направит грузополучателю, а грузополучатель сдаст в местный офис морской линии, или экспедитору. При этом должны быть сданы все три оригинала коносаментов.
Если вдруг, при выдаче груза, предоставляется один экземпляр коносамента то, согласно международным правилам, остальные становятся недействительными. Упаси вас бог потерять все экземпляры…. Грузополучателю и грузоотправителю придется составить официальные письма в адрес морской линии с описанием сложившейся ситуации, гарантией отсутствия каких-либо претензий к линии и с просьбой выпустить новые коносаменты. Кроме того, понадобится внести залог в размере, пропорциональном стоимости груза и заплатить сверхнормативные простои в порту.
Чтобы избежать подобных ситуаций, а так же в случаях, когда нет времени ждать оригиналы коносаментов в порту назначения, льготные сроки хранения очень быстро заканчиваются, можно воспользоваться – Телекс-релизом – это форма разрешения на выдачу груза получателю, указанному в коносаменте.
Схема работы такая: оригиналы коносамента выдаются грузоотправителю после выхода судна из порта погрузки. Требуя Телекс-релиз, он возвращает все выпущенные оригиналы обратно в морскую линию или агенту. Судоходная линия, или агент, удостоверившись, что возвращены именно те экземпляры, которые были изданы ранее, отправляет агенту в порту выгрузки сообщение (телекс релиз), подтверждающее, что все оригиналы коносамента по данной перевозке были возвращены. После этой процедуры и оплаты стандартных линейных сборов (хранение, демередж, разгрузочно-погрузочные работы) груз может быть выдан указанному в коносаменте грузополучателю без предъявления оригиналов коносамента.
Следует обратить внимание, что Телекс-релиз выдается только на именной коносамент. В случае с ордерным коносаментом агент в порту назначения разрешит выпустить груз только после получения оригиналов.
На практике можно столкнуться с понятиями «линейный коносамент» и «домашний коносамент». Очень часто одновременно на один и тот же груз выпускаются два комплекта коносаментов – линейный и домашний.
Линейный коносамент выпускается непосредственно морской линией для ее заказчика — компании-экспедитора, клиентами которой являются отдельные организации, субъекты внешнеэкономической деятельности.
Домашний коносамент выпускается компанией-экспедитором (агентом) для конкретного грузоотправителя и очень удобен при перевозке сборных грузов. В этом случае все строится следующим образом: агент забирает грузы со склада отправителя и привозит к себе на склад. То же самое он делает и с остальными грузами, в итоге для отправки в контейнер собирается товар от нескольких отправителей. Для каждого из них заполняется отдельный – домашний коносамент.
Содержание обоих коносаментов полностью совпадает в части описания характеристик груза (детали по судну и рейсу, описание груза, количество мест и т.д.). Различается только содержимое граф «грузоотправитель», «грузополучатель», «сторона, подлежащая уведомлению».
(master bill of lading, MBL)
(house bill of lading, HBL)
агент-экспедитор в стране отправления
реальный отправитель (поставщик)
агент-экспедитор в стране назначения
Сторона, подлежащая уведомлению о прибытии груза
агент-экспедитор в стране назначения
Использование домашних коносаментов страхует от рисков неуплаты со стороны покупателя: пока не будет оплачен счет агента-экспедитора (портовые сборы, вознаграждение агента и др.), агент не выдаст отправителю комплект домашних коносаментов. Отправитель не вышлет коносаменты получателю, пока не получит оплату за товар, а без предоставления получателем оригиналов домашних коносаментов экспедитор не выдаст груз.
Вместе с тем, настоящим владельцем груза для морской линии юридически является экспедитор, т.к. он указан получателем в линейном коносаменте. Поэтому следует тщательно проверять экспедиторов, чтобы не оказаться заложником недобросовестных партнеров.
Следующее, на что хочется обратить внимание – это ценообразование на морской фрахт. Под фрахтом может пониматься как наем всего судна, либо его части для доставки груза в порт назначения (обычно на одном судне перевозится груз сразу от нескольких отправителей), так и плата за транспортировку товара. Тарифные ставки всегда формируются заранее, что позволяет заблаговременно рассчитать стоимость доставки груза. Грузоперевозчик не вправе увеличивать тарифную ставку на транспортировку, даже если судно уходит из порта не полностью загруженным.
Тарифная ставка зависит от вида и объема контейнера, дальности маршрута, порта отправления и места назначения. Кроме фиксированной суммы фрахта существует обязательная доплата, которая компенсирует затраты судовладельца на терминалах в портах (надбавка за подготовку документов, сопровождающих погрузку и разгрузку продукции; дополнительная плата за обработку товара в порту) либо на закупку топлива (сбор, учитывающий колебания цен на масло и топливо). Тарифная ставка и обязательная доплата формирует стоимость фрахтования.
Следует иметь ввиду, что тарифные ставки часто пересматриваются, так как зависят от времени года, загруженности линий, сроков доставки, возможных рисков (например, военные действия в зоне движения судна) и др. При этом ставка может долгое время оставаться неизменной, а затем резко изменяться в большую или меньшую сторону.
Вы договорились с поставщиком, что товар будет готов к отгрузке 24 марта. Запросили стоимость фрахта у своего экспедитора, рассчитали бюджет и 25 числа на складе поставщика загрузили контейнер и доставили в порт. Что-то с таможней или с документами пошло не так, товар погрузили на судно только 31 марта, коносамент выпустили 01 апреля. А с 01 апреля у перевозчика наступил новый период, и произошло повышение ставки на 100 USD. Вроде немного, но неприятно…. несмотря на то, что груз был загружен на судно 31 марта, стоимость фрахта придется оплатить по ставкам, нового периода, по дате выпуска коносамента (01 апреля).
Еще один нюанс, фрахт за перевозку зависит от типа контейнера. Стоимость стандартных 20DV и 40DV контейнеров самая низкая по сравнению с другими типами. Эти связано с их востребованностью и приспособленностью для погрузочно-разгрузочных работ, крепления на судне, хранения в пору. Не стоит считать, что если 40-футовый контейнер в два раза больше 20-футового, то и его фрахт будет в два раза больше. Это заблуждение. Перевозка 40-футового контейнера обойдется вам дешевле, чем перевозка двух 20-футовых. Это связано с тем, что кроме физического перемещения контейнеров происходит большая организационная работа по их учету, оформлению документов, работе с отправителем и получателем. При этом единицей учета является один контейнер и неважно, какой он.
Ставка на морской фрахт, применяемая для перевозки одного контейнера называется спотовой. Она зависит от ситуации на рынке морских перевозок и всегда больше, чем ставка на один контейнер в случае, если вы собираетесь перевозить 20 контейнеров сразу. Чем больше контейнеров, тем больше скидка морской линии.
Однако, приобретение морского фрахта напрямую у морской линии не означает, что ставка будет ниже, чем у агента. Арифметика проста: агент перевозит в месяц 300 контейнеров, и на каждый из них имеет от морской линии скидку в 200 долларов. Вам он продаст фрахт на 100 долларов больше, чем покупает у линии. Всем хорошо и выгодно….
Напоследок о том, чего следует ожидать после того, как контейнер с грузом прибудет в порт назначения. Для получения права вывоза за пределы порта необходимо оплатить внутрипортовые сборы агенту морской линии, чьими силами перевозился контейнер, либо экспедитору, который перевыставляет счет, полученный от агента морской линии. Совокупность и величина этих сборов у каждой линии своя, но, как правило, различаются они незначительно.
Портовые сборы включают в себя, из обязательных:
— выгрузку контейнера с корабля на причал, внутрипортовое перемещение и погрузку на транспортное средство для вывоза за пределы порта;
— сбор за вывоз контейнера;
— вознаграждения агенту морской линии.
Кроме того, по факту возникновения взимаются следующие сборы:
— перемещение контейнера на специальные площадки для взвешивания, таможенного досмотра, МИДК (сканирование груза) и обратно;
— выгрузка груза из контейнера;
— хранение в порту (аренда контейнерной площадки) сверх установленного времени;
Следует иметь ввиду, что агент морской линии в порту назначения всегда выставляет счет за свои услуги, поскольку затрачивает силы и время на обработку контейнера, но не всегда сообщает об этом клиенту. Поэтому советую уточнять, данный момент, чтобы дополнительные расходы не явились для вас неожиданностью.