Что такое мастер канал

Обработка мастер-канала

Привет, юзернейм! Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал

Вот мы и добрались до заключительного процесса работы над миксом.

Зачем нужен мастеринг, или обработка мастер-канала?
Многие думают, что на этом этапе скрываются и исправляются все косяки сведения. Однако это не так.

Википедия нам говорит:

« Мастеринг звукозаписей — процесс подготовки и переноса записанной и сведенной фонограммы на какой-либо носитель для последующего размножения. »

Мы просто приукрашиваем звучание, делаем аудиозапись подходящей для определенных носителей, и подходящей для воспроизведения на тех или иных аудиосистемах.

По хорошему счету, мастерингом должен заниматься отдельный специалист на специализированной студии. Да, есть студии для мастеринга (как на картинке ниже) и специалисты, занимающиеся именно им.

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал
Т.е. это – даже не работа звукоинженера, занимающегося сведением.

***
Но поскольку мы не мажоры, будем делать все в цифровой DAW. Возможно, даже в наушниках за 200 рублей Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал

Эквализация
Обычно я не зацикливаюсь на этом, и делаю только 2 вещи:

Да, иногда все же приходится корректировать косяки микса на этапе мастеринга. Но если их слишком много, лучше вернуться обратно к сведению, и устранить все проблемы там.

Среднеквадратичный уровень (RMS).
Я уже рассказывал об RMS (Root Mean Square) уровне сигнала.

Кому интересно, как рассчитывается среднее квадратическое, вот, написано в Википедии довольно понятным языком (что, кстати говоря, странно для нее).

Также я рассказывал о динамическом диапазоне аудиозаписи – разнице между самой тихой и самой громкой нотой.

Как связаны динамический диапазон и RMS?
Взглянем на этот рисунок:

Следственно – чем уже динамический диапазон аудио, тем выше может быть его RMS-уровень без появления искажений.

Как влияет RMS на воспринимаемую громкость звука?
Давайте сравним два примера аудио.

Значит – чтобы звук сделать громче, надо повысить его RMS, то есть сжать его. Так ведь?
Не совсем.

Тихие и громкие звуки в музыке очень важны. Без них не будет ни баланса, ни глубины, ни контраста. Все записи зазвучат «деревянно».

Каждый стиль музыки имеет свой характерный динамический диапазон, и, соответственно, типичные уровни RMS.

Например, в академической музыке (классике) вообще стараются не применять никакого сжатия и обработок. Все сводится к тому, чтобы сделать максимально качественную запись, которая ни в каких обработках нуждаться не будет.

Однако проблема возникает в том, что, например, динамический диапазон симфонического оркестра составляет 80 децибел, а человек в обычной комнате не сможет воспринимать записи с динамическим диапазоном выше 40 децибел. Он просто не услышит тихие звуки. Тогда приходится сжимать аудио.

Поэтому важно – не пережать.

Стандарты RMS
В наборе плагинов от T-Racks есть измеритель уровня Metering, в который забиты стандарты для некоторых популярных стилей музыки. Вот кое-какие из них:

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал
Да, это – не жесткие рамки, но на это вполне можно ориентироваться.

К тому же, всегда можно закинуть чужой трек в секвенсор, измерить RMS-уровень и принять его за эталон.

Как и чем сжимают аудио при мастеринге?
Помните, в статье « Компрессия. Основы компрессии звука » я выкладывал скрин:

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал
Давайте поставим Ratio ∞:1 и посмотрим, что будет с сигналом выше порога.

Я люблю пользоваться максимайзером от iZotope Ozone.

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал
На скрине – важные элементы:

1. Индикатор выходного пикового и RMS уровней.

2. Осциллограмма входного сигнала и график сжатия (синяя полоска сверху сверху).

3. Параметры порога и «потолка».

Чем они отличаются? Порог, Threshold – то же самое, что в компрессорах. Ceiling – максимальный выходной уровень.

Обычно я сюда не лезу, устраивают настройки по умолчанию. Но можно чуть выделить транзиенты и нарулить стереорасширения.

5. Режимы работы максимайзера. Мне нравится, как работает IRC IV Modern.

Получается, достаточно поставить на мастер-канал один максимайзер, и все будет хорошо?

Test_5RMS.mp3
Явно слышны искажения на ритм-партии пианино (хотя я его пережал, но все же). Один максимайзер в цепи не будет работать так хорошо, как два. Всегда, если речь идет о сильном сжатии, два компрессора в цепи будут работать лучше, чем один. Поэтому перед максимайзером я ставлю софт клиппер « Classic Clipper » от T-Racks.

Также вместо софт клиппера можно поставить Vintage Limiter от iZotope Ozone 7.

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал
А вот – со значительным (для наглядности) искажением:

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал
Почти нет никаких перепадов динамики.

Конечно, сильно искажать сигнал не надо, но в разумных пределах добавить насыщения можно.

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал
Не смотря на то, что висит их тут куча, в большинстве случаев работает у меня только FG-MU с минимальным сжатием – он хорош тем, что можно больше воздействовать на стереосоставляющую сигнала, чем на моно.

Но сейчас у нас проблема в том, что в нашем треке на первом и втором аккорде «выстреливают» большие пики, которые не дают сжать его сильнее, и применить больше насыщения. На них просто возникают слышимые искажения.

Если нам не принципиальна громкость, можно эти пики не трогать. Иначе – избавляемся от них:

1. Смотрим на самый верхний компрессор (FG-Gray).

2. Делаем минимальную атаку (ручку до упора влево).

Так же я добавил едва заметное сжатие на FG-MU.

Эксайтером я обычно выделяю верхнюю середину, и немного верхов. Если это требуется, конечно. Редко добавляю нижнюю середину, т.к. можно запросто вместо улучшения звука добавить в него грязь.

Иногда можно использовать для открытия верхов FabFilter Saturn с пресетом Magic Mastering (хотя пресетами я почти никогда не пользуюсь).

Vintage Tape – эмулятор искажений записи на магнитной ленте. Его эффекта часто хватает без всяких настроек.

Imager я использую для подчеркивания стереосоставляющей микса.

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал
Низ увожу в моно (но не полностью), выделяю верхнюю середину, и немного приподнимаю верха с нижней серединой.

Проверка микса перед мастерингом
Так получилось, что RMS формируют в основном низкие частоты. Не знаю, распространяется ли это на кинематики, классику, джаз и подобную музыку – с ней я не работал. Возможно нет, возможно – частично.

Но для музыки с высоким уровнем RMS надо делать такую проверку перед мастерингом:

1. Закидываем в секвенсор сведенный микс.

2. Вешаем на него плагины в такой последовательности: максимайзер, что-то способное отфильтровать все частоты кроме баса, и измеритель уровня RMS (может подойти T-Racks Metering).

3. Сжимаем трек до нужного нам RMS.

4. Срезаем все частоты до 120-140 Гц. Нам нужно, чтобы остался только басовый диапазон.

7. Смотрим RMS трека.

Эпилог
Таким трек был до мастер-обработки

Test_Track_Master.mp3
Я использовал такую цепочку эффектов:

* Компрессия
* Стереорасширитель
* Насыщение
* Софт клиппер
* Максимайзер

Также учтите – после всех сжатий и насыщений может поменяться баланс микса, и что-то станет выпирать. Например, в данном треке стала вылезать перкуссия, поэтому надо вернуться на этап сведения, и опустить ее уровень ниже.

Хорошо, если ваш компьютер позволяет проводить сведение и мастеринг в одном проекте, иначе придется тратить больше времени на открытие, закрытие проектов и экспорт.

Не стоит использовать слишком большие настройки эффектов. Можно запросто с чем-то переборщить, особенно с замыленным слухом. Вообще, лучше не делать мастеринг сразу после сведения.

***
На этом цикл статей по основам сведения можно завершить. Но это – не последняя статья. Ну, по крайней мере, так думаю я )

Думаю написать еще кое-что, а что… буду решать ))

Источник

ДОПИНГ ДЛЯ МИКСА. ФИШКИ ОБРАБОТКИ МАСТЕР КАНАЛА

Как известно, в сведении основная магия звука происходит на индивидуальных дорожках инструментов. И все же есть ряд приемов для мастер канала, которые помогут придать еще больше живости и интереса вашим миксам.

Итак, не откладывая в долгий ящик.

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал

Очень удобно реализовать этот эффект плагином Drawmer от Softube. Это трехполосный компрессор с встроенной регулировкой сырого и обработанного сигналов Dry/Wet. Конечно же этот плагин – не единственный вариант. Есть еще масса компрессоров с ручкой Dry/Wet, которые тоже можно использовать с этой целью.

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал

Больше статей по работе со звуком здесь

Видео по работе со звуком здесь

Как правило, хватает уплотнить один-два частотных диапазона, чтобы сделать их присутствие в миксе более выраженным. Для электронной музыки это, конечно же, область низких частот. Можно скомбинировать компрессию низов с уплотнением верхней середины. Это придаст миксу жирное звучание, так необходимое в электронной музыке. Но и пробивной, яркий характер трека будет с сохранен.

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал

Звукорежиссура

152 поста 1.3K подписчика

Правила сообщества

— в сообществе запрещены оскорбления;

— посты, не соответствующие тематике сообщества, будут переноситься в ленту;

— в сообществе отключена премодерация, поэтому, добавляя посты, убедитесь, что они наполнены качественным контентом, а так же, не повторяют предыдущие посты;

Так же можно увеличить громкость side канала, в разумных пределах, конечно же. Тоже своеобразный укол громкостью.

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал

Создание глубины в миксе

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в феврале 2009 года.
Перевод: Бережной Вячеслав

В реальной жизни мы слышим звук в трёх измерениях, и хотя в стереозаписи все источники, очевидно, размещены перед слушателем (в диапазоне слева – справа звуковой сцены), но существуют определённые методы, позволяющие получить ощущение того, что они находятся также и ближе – дальше (то есть, вглубь звуковой сцены). К примеру, близкие звуки имеют тенденцию быть громче, чем дальние – и это очень легко воссоздать в миксе. Но кроме этого, имеется много других факторов. Таким образом, используя их, Вы сможете добиться намного больших результатов, чем если будете полагаться только лишь на фейдеры, управляющие громкостью. В этой статье я расскажу о многих путях, которыми Вы можете управлять этим аспектом своего микса.

Эквализация для создания расстояния

Если Вы хотите поместить кое-что на задний план микса, это должно быть не только тише фронтальных звуков. В этой партии должно быть меньше и высоких частот, чтобы подражать тому способу, которым их поглощает воздух. Чтобы усилить иллюзию расстояния, Вы можете также срезать и низкие частоты (ниже 150 – 200Гц). Если рассматриваемый инструмент записывается через микрофон, то размещение его дальше от инструмента (на стадии записи) поможет ещё больше укрепить иллюзию.

Срез высоких и низких частот поможет заставить звуки казаться более отдалёнными.

Используйте правильную реверберацию

Обрабатывая ревербератором отдалённые звуки, выбирайте диффузный (рассеянный) тип реверберации – то есть, другими словами, без слишком большого количества деталей. Кроме того, уберите на ней некоторые высокие частоты (так же, как и на источнике). Отдалённые звуки обычно сталкиваются с большим количеством отражающих поверхностей, чем близкие, поэтому Вы можете позволить себе добавить к этим звукам больше реверберации. Тем не менее, не слишком переусердствуйте с этим эффектом, если у Вас нет художественной потребности в нём – современные записи имеют тенденцию быть очень сухими по сравнению с миксами, сделанными в 70 – 80-х годах. Как правило, чем более просторна и разрежена аранжировка, тем больше реверберации Вы можете использовать, не опасаясь затопить всё содержимое. Миксы с плотными аранжировками обычно извлекают выгоду или из меньшего количества реверберации, или из использования так называемой «окружающей» реверберации – то есть такого эффекта, где присутствуют только ранние отражения.

Комбинирование повторяющегося эха и реверберации является отличным способом создания расстояния, особенно если у Вас есть ленточный дилэй (или его виртуальная эмуляция). По сравнению со стандартными цифровыми задержками, их повторы менее стерильны и однородны. Однако, если в наличии только обычный цифровой дилэй,попытайтесь срезать частоты ниже 200Гц и выше 4кГц. Также стоит поэкспериментировать с аналоговой задержкой (или её эмуляцией), потому что она имеет довольно тусклые и неясные повторы.

Чтобы создать впечатление от расстояния, могут использоваться плагины-эмуляторы ленточного эха, такие, как Universal Audio RE201 Space Echo. Если у Вас нет доступа к такому процессору, Вы можете попытаться использовать цифровую задержку, при этом срезав частоты ниже 200Гц и выше 4кГц.

Такие эффекты, как хорус, имеют тенденцию отодвигать звуки назад, заставляя их казаться менее сфокусированными. Таким образом, вы можете использовать его (или подобный ему эффект) на клавишных подкладах, которые предназначены для того, чтобы сидеть позади микса. Вы также можете достичь подобного результата, используя двухканальный питч-шифтер, чтобы создать два дополнительных слоя – один, смещённый на 7 центов вверх, а другой – на такое же количество вниз. Roland Dimension D (или эквивалентный ему плагин) может создать подобное хорусу пространственное распространение, но не давая слишком очевидного ощущения своего присутствия. Если Вы должны использовать хорус на звуке, который должен находиться во фронте микса (как например гитара), то держите этот звук ярким и свободным от чрезмерной реверберации. Обычно это приводит к хорошим результатам.

Модуляционные эффекты, такие, как хорус Roland Dimension D (или его виртуальная версия от UAD), могут помочь расфокусировать звук, убирая его с фронта звуковой сцены и оставляя место для других звуков, которые требуется выдвинуть вперёд. В качестве альтернативы, Вы можете использовать питч-шифтер, немного расстроив каналы и панорамировав их в противоположные стороны.

Вся перспектива – в контрасте: если какие-то звуки убраны назад, и сделаны менее яркими и более реверберирующими, то они должны быть уравновешены более яркими и сухими звуками, находящимися впереди микса. Не делайте ошибку, пытаясь полностью сохранить исходные звуковые качества каждого инструмента. В итоге Вы можете обнаружить, что задник звуковой сцены пуст, а фронт – переполнен (или наоборот).

Ведущий вокал будет казаться очень близким к слушателю, если на нём будет мало (или вообще не будет) реверберации. Вы можете создать очень драматичные эффекты, если сделаете некоторые вокальные элементы абсолютно сухими и добавите «воздуха», подняв частоты между 7 и 10кГц. Вероятно, такую вещь не стоит использовать для всего вокала, звучащего на протяжении всей песни, но для некоторых особенных фраз, которые должны звучать прямо в лицо слушателю, это может быть очень эффективно. Компрессор может усилить дыхание в таких близких вокальных партиях, заставляя их приблизиться ещё больше.

Задержка для глубины

Примите во внимание, что использование задержек вместо реверберации добавляет вокалам больше свободного места. Альтернативно, Вы можете скомбинировать задержку с небольшим количеством реверберации, или использовать реверберацию с большой пред-задержкой (в районе 90 – 110 мс). Как Вы уже знаете, близкие звуки обычно более яркие, чем отдалённые. Поэтому, обрабатывая ведущий вокал, Вы часто сможете позволить себе использовать более яркую реверберацию с яркими ранними отражениями. Зачастую, полезно настраивать два ревербератора: один с искусственным звуком, типа пластины, другой – с ранними отражениями или образцом окружения. Этим путём Вы сможете сбалансировать характер ранних отражений с более очевидным характером листовой реверберации. Также, задержка может быть замечательной для того, чтобы создать звук гитарного соло на большом рок-стадионе, но при этом не отдалить его от слушателя.

Распланируйте свою аранжировку так, чтобы выбранные Вами звуки не входили в противоречие с концепцией микса. Например, яркие подклады гораздо труднее поместить на задний план звуковой сцены, чем более тусклые. Точно так же, если подпевки будут более яркими, чем ведущие вокалы, то они вряд ли усядутся позади его. Есть, конечно, и исключения, где бэки нарочно выдвинуты вперёд (как например в «Video Killed the Radio Star»), но, как правило, ведущий вокал должен быть всегда на первом месте. Чтобы было легче поместить подпевки назад, добавьте к ним большое количество реверберации или сделайте к каждой из партий несколько дабл-треков (по сути дела – это естественный хорус).
Если Вы используете барабанные сэмплы, попытайтесь не очень сильно обрабатывать их эквалайзером – даже если перед Вами стоит искушение сделать их ещё более яркими и большими. Если музыкальный жанр не требует, чтобы барабаны сидели впереди микса, то выбрав для них более естественный звук, Вы облегчите задачу построения правильной перспективы.

Освобождая место для вокалов, Вы можете использовать не только автоматизацию громкости, «наклоняя» такие вещи, как гитары и подклады, но и автоматизацию эквалайзеров, аккуратно срезая в нужных местах высокие частоты. Обычно применяется low pass фильтр с крутизной 12 или 18dB/октава. Он должен сделать аккомпанирующие партии менее яркими в тех местах, где они играют вместе с вокалами. Вы можете использовать эту технику как самостоятельно, так и в комбинации с автоматизацией громкости. Но не слишком переусердствуйте с уменьшением высоких частот, иначе это станет заметным для слушателя – а Вы вряд ли этого хотите. Проверьте свои субъективные ощущения, слушая микс снаружи студии (с открытой дверью). Если Вам удалось создать чувство глубины в миксе, то это будет слышно и здесь. И, заодно, Вы проверите общий баланс всех элементов.

Настройка в контексте

Всегда имеется искушение включать в соло разные индивидуальные элементы и решать, какую же обработку применить к ним. Но если у Вас мало опыта, это может привести к большому количеству больших и ярких звуков, борющихся друг с другом за место во фронте Вашего микса. Поэтому, основное решение о той или иной обработке индивидуальных партий следует принимать с учётом общего контекста микса. В большинстве поп-миксов вокалы находятся ближе всего к слушателю, гитары и основные клавишные партии – немного позади их, примерно рядом с барабанами. Дополнительные элементы, такие, как подклады и бэк-вокалы, могут быть отодвинуты ещё дальше. Послушайте вещь «Won’t Get Fooled Again» группы The Who. Вы заметите, что мощные гитарные и барабанные партии не настолько ярки, как Вы могли бы себе вообразить, и реально помогают вокалу проникнуть в самое сердце слушателя. Таким образом, современная тенденция эквализовывать всё до хрустального блеска не всегда является хорошей стратегией!

Тренируйте свой профессиональный слух – слушайте свои любимые коммерческие записи и пытайтесь определить, какие из описанных методик в них применялись. Скоро Вам легко будет это сделать, и Вы сможете применить эти знания и в своём музыкальном производстве.

Источник

Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал

Что надо знать о мастермайнде:

Что такое мастермайнд

Мастермайнд — это групповой формат близких по духу людей, которые регулярно встречаются вместе, чтобы поддерживать друг друга и помогать с личными и профессиональными проблемами.

Например, если вы потеряли работу, участники группы помогут составить новое резюме, поделятся контактами и порекомендуют вас знакомым.

Здесь вы можете поделиться личными проблемами и мыслями, которые не хотите обсуждать с родственниками или друзьями. Вас поддержат, примут и предложат помощь в ненасильственной форме. При этом того же будут ждать от вас. Мастермайнд — это группа взаимного совершенствования.

Некоторые группы собирают для решения конкретной проблемы. Например, вы запускаете новый проект. Подбираете людей с позитивным опытом, которые помогут не допустить ошибок и довести проект до запуска. После решения проблемы такие группы распускают.

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал

Другие мастермайнд-группы поддерживают друг друга постоянно. В таких группах люди работают над своими целями в коллективе. Каждый вкладывается в успех других участников, поддерживает, делится опытом и ресурсами.

Например, PayPal Mafia — объединение бывших учредителей и сотрудников компании PayPal, среди которых основатель SpaceX и Tesla Motors Илон Маск, президент Clarium Питер Тиль, сооснователь LinkedIn Рид Хоффман.

Идею мастермайнд предложил Наполеон Хилл. Он изучил успешных американцев: Генри Форда, Томаса Эдисона, Теодора Рузвельта и опросил более 500 человек, чтобы найти секрет успеха. В своих книгах «Закон успеха» и «Думай и богатей» Наполеон Хилл описал идею сотрудничества группы людей для помощи и поддержки друг друга. Современные историки критикуют Хилла за обман и мошенничество, а в 2019 году Gizmodo назвал его «величайшим мошенником всех времен». При этом концепция мастермайнд-групп оказалась рабочей и прижилась во многих странах.

Хилл описал концепцию мастермайнд-группы в 1928 году, но такие группы существовали раньше. В 1727 году Бенджамин Франклин организовал Junto Club из 12 человек. Участники клуба собирались по пятницами, чтобы поделиться своими открытиями, обсудить политику, вопросы морали и философии.

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал

Мастермайнд-группа — ваш «личный совет директоров», который поможет достичь своих целей, получить новый опыт и поддержку в трудные моменты. Вот чем он будет полезен:

Какие люди нужны для мастермайнда

Мастермайнд-группа состоит из пяти-восьми человек. В таком составе достаточно людей и жизненных опытов — в большой группе они будут слишком разными. Участники группы должны быть примерно одного уровня: схожий доход, положение в обществе, образование, чтобы никто не завидовал или не смотрел сверху вниз.

В группе не должно быть одинаковых людей, конкуренции за одних и тех же клиентов или проекты. Нужны участники с разной биографией, опытом и взглядом на мир. Разница в жизненном опыте помогает искать оптимальные решения, но если люди слишком разные, диалог может не получиться. Старайтесь выбирать людей из разных сфер деятельности. Так каждый из них привнесет идеи и мысли, которые отличаются от других. Вот примерный состав такой группы: предприниматель, дизайнер в крупной компании, руководитель отдела продаж в небольшой компании, фрилансер-программист и фотограф в студии.

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал

При этом отношения между участниками группы должны быть примерно одного уровня. Не нужно брать родственников или коллег, иначе вы не сможете полностью доверять друг другу.

Как работает мастермайнд

Участники группы собираются в тихом уютном месте: квартире, коворкинге или офисе. Можно созвониться через Google Meet, Zoom или Skype, а несколько раз в год встречаться лично. Одна встреча длится около четырех-пяти часов.

Сначала участники обмениваются новостями по пять-семь минут на человека. Каждый рассказывает, что у него произошло в карьере, саморазвитии, личной жизни, здоровье. Затем участники предлагают проблемы и темы на обсуждение, которые накопились со времени предыдущей встречи.

Что можно выбрать в качестве кейса на группу:

На каждого человека выделяют по 20-30 минут. За это время он подробно рассказывает о своей проблеме или идее, спрашивает совета или делится планами. Затем остальные участники группы дают ему обратную связь по пять-десять минут. Человек, проблему которого обсудили, должен составить план действий и поделиться им с другими участниками. После этого группа переходит к следующей проблеме.

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал

Если вы планировали встречу на четыре часа, она закончится по истечению времени. Проблемы, которые не успели обсудить, переносят на следующий раз. На новой встрече участники рассказывают о том, что получилось или не получилось сделать из намеченного плана.

Принципы и основные правила успеха мастермайнд-группы

Концепция мастермайнд-группы отличается от наставничества или дружеских бесед строгим форматом. Участники должны серьезно относиться к встречам и помнить о принципах мастермайнд.

Как найти подходящий мастермайнд

Если вы хотите собрать собственную мастермайнд-группу, начните с цели. Выберите конкретный аспект жизни, который хотите улучшить. Например, развивать профессиональные навыки, чтобы брать более дорогие и интересные проекты.

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал

Составьте список друзей и знакомых с похожими ценностями. Расскажите им о формате мастермайнд-группы и предложите присоединится. Если таких людей немного, расскажите о создании своей группы в соцсетях. Сходите на мастермайнд-дейтинги — встречи, на которых ищут людей для мастермайнд-групп. Например, такие мероприятия проводят в центре рациональности «Кочерга» в Москве, а проект Random Coffee собирает онлайн-группы для предпринимателей и IT-специалистов с поддержкой экспертов.

Вместе со своей группой придумайте и зафиксируйте основные правила и принципы. Помните о взаимопомощи и уважении. Подпишите документ о неразглашении информации, создайте групповой чат в удобном мессенджере и запланируйте первую встречу.

Как организовать мастермайнд удаленно

Глава практики «Розница» российского офиса компании Spencer Stuart Юлия Садовникова считает, что мастермайнд работает лучше, когда участники общаются лично. Из-за пандемии мы не знаем, когда вернемся к безопасным личным встречам. При этом важно меняться именно сейчас, чтобы выйти на новый виток развития и выиграть после пика кризиса. Формат мастермайнд-группы помогает генерировать идеи для этих изменений, поэтому важно эффективно адаптировать его к новой реальности.

Юлия поделилась алгоритмом и ключевыми принципами организации удаленной мастермайнд-группы, который они разработали и используют вместе с коллегами.

Как оценить эффективность мастермайнд-группы

Коуч, мастермайнд эксперт и консультант по стратегическому развитию Наталья Ядренцева считает, что каждый участник сам оценивает эффективность работы группы.

Участник ощущает, что в одиночку он бы не пришел к таким сильным результатам или совсем не решился на вещи, на которые вдохновила группа. Это подъем энергии и мотивации после встреч.

Некоторые показатели можно измерить. Например, человек присоединяется к мастермайнду, чтобы реализовать свою идею или создать новый продукт. Результатом может быть проверка идеи на жизнеспособность или первые продажи. Есть и косвенные показатели. Например, время существования мастермайнд-группы. Есть группы, которые регулярно продолжают встречи годами. Это говорит о ценности, которую получают участники.

Что такое мастер канал. Смотреть фото Что такое мастер канал. Смотреть картинку Что такое мастер канал. Картинка про Что такое мастер канал. Фото Что такое мастер канал

Как увеличить доверие между участниками

Чтобы увеличить доверие между участниками группы, Наталья Ядренцева предлагает использовать три инструмента.

Проводить мотивационное интервью для формирования группы. Задавайте вопросы, чтобы лучше понять друг друга. Вот примерные вопросы, которые помогут раскрыть собеседника:

Озвучивать истории и благодарности. Личные истории сближают участников и лучше вовлекают в жизни друг друга. Важная часть таких историй — благодарности. Выделите время в конце встречи, чтобы каждый участник поделился: что забирает с встречи, что для него было полезным и кого хочет поблагодарить. Благодарности помогут создать атмосферу открытости.

Применять активное слушание, сильные вопросы и отзеркаливание. Участники мастермайнд-группы делятся своими проблемами, чтобы найти решения в сложившейся ситуации, а не жаловаться. Сильные вопросы и активное слушание помогают членам группы не беспокоиться, что о них думают другие. Делиться своими идеями и ошибками, чтобы учиться вместе. Отзеркаливание — схожие движения, мимика, интонация с собеседником помогают расположить к себе собеседника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *