Что такое массовое общение
Массовые коммуникации
Массовые коммуникации (англ. mass communication ) — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию с помощью сетевых технологий, таких как сети мобильной связи, Интернет, социальные сети и др. большим сегментам населения одновременно.
Содержание
Область исследований
Дисциплина изучает институты средств массовой коммуникации и процессы, такие как распространение различных сообщений, а также воздействие на психику.
Массовые коммуникации в ряду смежных наук
Психология массовой коммуникации — новая, современная метанаука, исследующая психологическим инструментарием массовые коммуникационные процессы, в которых субъектами выступают коммуникаторы (ведущие, авторы программ и т.д.) и реципиенты (массовый получатель информации речевого или текстового сообщения).
Исследования в области массовых коммуникаций
Понятие массовой коммуникации
Массовая коммуникация — это прежде всего процесс производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры. Своеобразная революция средств массовой коммуникации (Интернет): оказывает возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества и отдельного человека. Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и сама может рассматриваться как одна из важнейших глобальных проблем.
Среди глобальных проблем исследователи все чаще называют возможности коммуникации в части воздействия ее на массовое сознание. Развитие масскоммуникационных процессов способствует развитию всей цивилизации. Исходной конфигурацией теорий массовой коммуникации является само понятие «массовая коммуникация».
Элементом теории массовой коммуникации стало понятие «публики», введенное в эпоху возникновения средств массовой коммуникации в работах Г. Тарда, Ч. Кули, У. Липпмана и разработанное позднее Г. Блумером и Г. Лассуэлом.
Под публикой ими понималась такая совокупность людей, которые, в отличие от массы, адекватно осознают свои интересы, активно вовлечены в процесс их реализации и, соответственно, обладают своим прилюдно или публично, выражаемым мнением (что, в свою очередь ставит действия публики в связь с публичной формой осуществления государственной власти).
Основные психологические характеристики массовой коммуникации
Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы:
1. Интерес, подpажание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов
2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание
3. Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией
4. Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМК и т.д.
5. Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК)
6. Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки
7. Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях
8. Формирование слухов с определенными целями
9. Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде)
Одной из важнейших социально-психологических функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.
Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает постоянную динамику и непpедсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, пpаво каждого на получение и pаспpостpанение инфоpмации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.
Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонапpавленный хаpактеp. Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу инфоpмации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным друг с другом pеципиентам. При этом, обpатная связь либо оставлена во вpемени, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда, напpимеp, отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выpазить свое мнение о позиции участника телепpогpаммы. Но в любом случае, психологически объяснимо, что реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и т.д.
На Западе массовая коммуникация исследуется с девятнадцатого века в единстве социальных, психологических и др.аспектов ее воздействия на человека и общество. Наиболее интересны исследования социологии и психологии публичного восприятия при формировании посредством средств массовой коммуникации коллективных представлений, способных интегрировать индивидов как членов массовых аудиторий через сообщение им чувства солидарности друг с другом. Также достаточно интересна психология формирования повседневного опыта массового общения.
Коммуникация массовая
Массовая коммуникация — это один из видов социальной коммуникации (наряду с интраперсональной, интерперсональной и групповой — см. Коммуникация), который подразумевает распространение информации на массовую аудиторию в широком пространственно-временном диапазоне. В отличие от других видов социальной коммуникации, массовая коммуникация осуществляется не на уровне отдельных индивидуумов, организаций и сообществ, а на уровне общества в целом. Коммуникатором в системе массовой коммуникации в большинстве случаев выступают особые социальные институты, собирательно именуемые средствами массовой информации (масс-медиа), персонал которых специализируется на поиске, сборе, создании, переработке и распространении информации. Процесс массовой коммуникации носит однонаправленный и внеличностный характер, поскольку институционально организованный отправитель удален от своего потенциального адресата; при этом необходимая для эффективной коммуникации обратная связь обеспечивается посредством дополнительных специальных исследовательских организаций.
Процесс создания массовой информации носит технологический и достаточно централизованный характер, исходящие информационные потоки локализованы по-своему источнику, информация распространяется систематически и целенаправленно. Информационные продукты, распространяемые по каналам массовой коммуникации, отличаются широким разнообразием по содержанию и форме, и создаются с целью осведомления, просвещения, развлечения аудитории, а также внедрения в массовое сознание тех или иных идеологических или мировоззренческих установок, социокультурных ценностей и норм, побуждения людей к совершению определённых действий и поступков. Каналами массовых коммуникаций служат электронные и печатные средства тиражирования и передачи информационных продуктов: телевидение, радиовещание, компьютерные информационные сети (Интернет), кинематограф, периодическая печать, книгоиздание, аудио- и визуальные средства информации и рекламы и другие.
Становление феномена массовой коммуникации часто связывают с развитием технических средств производства и распространения информации, сформировавшихся в развитую индустрию. Качественно новая ситуация в системе массовых коммуникаций сложилась в связи с глобализацией и универсализацией коммуникационного пространства на основе компьютерных систем и сетей. Такое пространство сочетает в себе элементы массовой, групповой и интерперсональной коммуникации, отдельные виды средств передачи информации (видео-, аудио- и печатные средства и носители информации), создают возможность для немедленной обратной связи, превращая однонаправленную коммуникацию в подобие непосредственного диалога.
Аудиторию массовой коммуникации отличают следующие признаки: социальная неоднородность, рассредоточенность в пространственно-временном отношении и потенциальная неограниченность, анонимность для коммуникатора. Воздействие массовой коммуникации на аудиторию может проявляться в виде изменений в системе ценностей, норм, установок, устремлений, потребностей и интересов людей, в их социальном самочувствии и эмоциональном состоянии, а также поведении. Эффект, произведённый в сознании и поведении аудитории, соответствует намерениям коммуникатора в большей или меньшей степени и зависит от многих факторов, связанных с функционированием каждого из участников и элементов коммуникации. Обратная связь носит, как правило, отсроченный характер, однако с развитием электронных средств массовой коммуникации получают распространение различные интерактивные её формы.
Социальное значение массовой коммуникации состоит, прежде всего, в том, что она как бы удваивает действительность, создавая вторую, символическую, виртуальную реальность, которая не просто отображает действительную реальность, но во многом и замещает её. Отношение аудитории к действительному миру оказывается опосредствованным символической картиной мира, а отношение этой картины к действительности опосредствовано коммуникатором. Как форма социального общения массовая коммуникация в целом способствует интеграции общества, однако это положение нельзя толковать однозначно. В то же время средства массовой информации часто создают различные картины мира для различных аудиторий, усиливая тем самым социальную дифференциацию.
Массовая коммуникация тесно связана с интерперсональной (межличностной) и групповой (публичной), поскольку распространение информации в данном случае имеет вид расширяющегося и разветвляющегося потока: из локального источника по каналам массовой коммуникации — к активной и заинтересованной в получении информации части потенциальной аудитории («лидерам мнения») и от них по межличностным, внутригрупповым, публичным каналам — к остальным членам группы или участникам общения. Для последних отношение полученной информации к действительности будет опосредствовано многоуровневой системой передачи сведений и осложнено сопровождающим её мнением «информационного лидера» группы.
Межличностное и массовое общение
Межличностное общение представляет собой немногочисленные контакты и делится на следующие виды:
— монологическое (неравноправное: императивное и манипулятивное);
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.
Современному специалисту сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера. Давайте же уделим этим проблемам достойное внимание.
В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Как правило, императивное общения используется для установления контроля над внешним поведением партнера, ведь внутренний мир участника общения является прежде собственностью лица и повлиять на него с целью изменения чрезвычайно сложно.
Конечная формула императива является четкой и не завуалированной: «Делай так, как я прикажу!» При этом средствами воздействия являются приказы, требования, поощрения, команды, запреты, запугивания и т.д. Сказанное не означает, что императивное общение имеет только негативную нагрузку и окраску.
Относительно учебно-воспитательной практики, то здесь возможности применения императивного вида общения также ограничены. Хотя с помощью приказов, команд, запретов («не кричи», «не бегай» и др.) можно достичь внешнего исполнения ребенком определенных требований взрослых, однако нормы и ценности, передаваемые таким образом, не становятся ее внутренними личностными убеждениями и, следовательно, остаются внешними проявлениями поведения в соответствующий промежуток времени.
В манипулятивном процессе партнёр по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определённых, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми.
Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как сказал по этому поводу А. А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению. Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений:
1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идёт об общении по принципу «здесь и сейчас» с учётом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнёры испытывают в данный момент.
2. Безоценочное восприятие личности партнёра, априорное доверие к его намерениям.
3. Восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения).
Общаясь, мы стремимся понять друг друга; чем глубже отношения, тем сильнее желание понять не только значение, но и смысл слова. Мы говорим ради того, чтобы поняли нашу индивидуальную мысль, но именно в этом-то часто остаёмся непонятыми.
Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания.
В системе массовой коммуникации можно выделить общие условия функционирования массовой коммуникации :
Массовая аудитория является компонентом массовой коммуникации. Массовая аудитория имеет неоднородную структуру, рассредоточена на определенной территории и является анонимной массой. Понятие «масса» трактуется в социологии неоднозначно. Масса понимается и как толпа, и как публика, и как гетерогенная система. Немецкий философ и социолог Карл Маннгейм (1893-1947) рассматривал массу как продукт машинной техники и «сверхорганизованное» бюрократическое общество.
Социальная значимость информации, способствующая возникновению, распространению и поддержанию функционирования массовой коммуникации является одним из основных условий функционирования массовой коммуникации.
Индивиды включены в сеть реальных общественных отношений и связей, благодаря чему происходит распространение информации. Благодаря массовой коммуникации личности поддерживают отношения с широкой социальной средой. Информация «интересна» массовой аудитории настолько, насколько она соответствует социальным ожиданиям массовой аудитории. Кроме смысловой нагрузки информация должна нести в себе оценочную функцию. Массовый читатель, слушатель, зритель ждет от СМИ оценки происходящих событий, которой большинство из массы потребителей информации верит. Оценочная информация в наибольшей степени способствует формированию общественного мнения. Каждый человек, получив определенную информацию, из нее вычленяет значимые для него элементы. Массовая же информация должна иметь социальную значимость для всей аудитории. Это позволит поддержать функционирование всей системы массовой коммуникации. Значимость информации для массовой аудитории зависит от ее общественной необходимости, насыщенности необходимыми сведениями, демократичности (обращена ко всем и каждом без ограничений), плюрализма (множественность мнений, оценок, позиций), оперативности, инновационности, активности. Форма воздействия информации на массовую аудиторию обуславливается указанными свойствами, а также отсутствием сдерживающих факторов со стороны массовой аудитории.
Средства массовой информации отстаивают интересы «хозяев», поэтому государство должно регулировать процесс распределения сфер влияния на массы, прежде всего законодательными мерами. Монополия на СМИ не должна формироваться ни в какой форме. Нельзя допускать монополии на СМИ ни государства, ни отдельных групп лиц.
Наличие соответствующих средств, поддерживающих процесс функционирования массовых коммуникаций. Массовая коммуникация реализуется через опосредованное общение. Этим и определяются ее средства. Главными средствами массовой коммуникации являются средства массовой информации: печать, радио, телевидение. Интернет, хотя в России законодательно не причислен к средствам массовой информации, в последние годы стал мощнейшим средством массовой коммуникации.
Многоканальность коммуникации. Массовая коммуникация характеризуется преимущественно односторонней направленностью, поскольку обратная связь практически отсутствует. В связи с расширением возможностей интерактивного телевидения, радио, более активного использования звонков в редакции, а особенно с резким расширением сетей Интернет массовые коммуникации становятся взаимно направленным. Такая двухсторонняя связь влияет на организацию массовой коммуникации.
В радио- и телепередачах возможно использование так называемой скрытой обратной связи. Коммуникатор, прогнозируя реакцию слушателя или зрителя на отправляемую им информацию, направляет процесс коммуникации, приспоса6ливая информацию к условиям общения. Правильное конструирование дикторского дискурса, и отбора коммуникативных средств (слов, формул общения, стереотипов речевого поведения), непосредственная адресация передач конкретным социальным слоям уменьшает дистанцию между отправителем и получателем информации.
Многоканальность массовой коммуникации обеспечивается параллельным использованием используются визуальный, аудитивный и аудиовизуальных каналов. Самостоятельный канал массовой коммуникации представляет публичная коммуникация в массовой аудитории с использованием традиционного разговорного языка. Для радио и телевидения также характерно использование форм устной коммуникации, включающей элементы разговорной речи. Пресса использует общелитературный письменный язык. Вариативность языка позволяет регулировать варианты текстов речи и одновременно разграничивать функциональные стили, обусловленное социальной дифференциацией.
Коммуникативная сфера, обусловленная тематикой информации, формирует функциональный стиль коммуникации, ориентированный на определенную социальную группу. Молодежные, женские, религиозные или профессиональные группы пользуются различным словарным запасом, по разному выражают мысль и обставляют свою речь.
Функции и характеристики массовой коммуникации
Американский политолог Г. Лассуэлл выделял три функции коммуникации:
1) обозрение окружающего его мира (информационная функция);
2) корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество через обратную связь);
3) передача культурного начала, что (познавательно-культурологическая функция).
Социально значимые функции массовой коммуникации можно условно объединить в три группы: информационную, регулирующую и культурологическую. Информационная функция способствует гармонизации отношений общества и индивида. Она заключается в предоставлении массовой аудитории актуальной информации о различных сферах жизнедеятельности. Регулирующая функция подразумевает влияние на формирование общественного сознания, общественного мнения и социальных норм и тем самым реализуется функция социального контроля. Культурологическая функция выполняет познавательную задачу в сфере культуры и искусства, сохранения культурных традиций.
Массовое общение. Виды, формы и примеры массового общения
Психологические вопросы всегда занимали значительное место в жизни каждого человека, хоть порой это совершенно незаметно. Каждое наше действие аргументируется определенным психологическим поведением. Распространяется ли это и на общение? Как различают межличностное и массовое общение? Об этом и пойдет речь в данной статье.
Классификация
Массовое общение в принципе не является отдельным видом. Психология подразумевает целый ряд таких видов, каждый из которых имеет свое название и характеристику. Общение – довольно сложный процесс. Именно поэтому его разделяют вот на какие виды:
К слову, именно общение приводит к продуктивности. Практически все люди хотели бы повысить продуктивность дня, недели, месяца и даже года и достигают этого различными способами, не зная, что простое общение может действительно повлиять на повышение работоспособности. Иногда наша продуктивность повышается после общения с человеком, который нас вдохновляет и заставляет двигаться дальше. А иногда просто побывав на одной лекции и послушав мнения других людей, делаешь определенные выводы, которые тоже приводят к повышению собственной работоспособности в целом.
Конкретные виды
От читательского глаза не мог ускользнуть момент, что среди вышеперечисленных видов общения совершенно нет упоминаний об межличностном и массовом общении. Однако данные два вида стали самыми главными в этой категории психологии, именно поэтому их стоить выделить.
С межличностным общением все довольно просто. Оно вполне легко проявляется в моменты разговоров (взаимодействия) с вашими непосредственными контактами. Они также легко регулируются посредством каких-либо общих правил общения, при этом учитывая интересы каждой стороны.
В межличностном общении применяют различные методы – от языковых и неязыковых методов разговора до целых механизмов влияния и психологического воздействия на человека. Такое воздействие довольно часто встречается и в общении также, но об этом мы поговорим в другом пункте.
И хотя в последствии общения партнеры могут привыкнуть друг к другу и даже успеть сменить свои четкие позиции, стоит понимать, что, когда наступит время принимать важное решение, они могут так и не сойтись на одном мнении.
Массовое общение – это такой вид, при котором контактирование происходит на определенной пространственно-временной дистанции. Простой пример: человек может воспринимать любую информацию из прошлого века, прошлой эпохи, абсолютно любую. Однако послать в то время какую-либо информацию он не может.
Еще одним примером массового общения может стать литература. Это и есть передача информации из прошлых времен посредством произведений – стихов, романов, поэм и так далее. Многие музыкальные произведения также несут в себе некую информацию. Такое общение еще называют опосредованным.
Психология утверждает, что с помощью такого общения человек может научиться чувствовать себя единым целым с обществом, которое его окружает, понять обстановку, прочувствовать все события, что происходят в мире. Также это полезно для того, чтобы стать частью человеческой культуры и неотъемлемой частью общества в целом. Именно поэтому данное общение называют массовым – оно направлено на объединение целой массы людей.
Другие типы массового общения
Кроме того, что человек постоянно получает какую-либо информацию от своих, так скажем, предков, есть еще несколько факторов, которые могут быть названы массовым общением.
К примеру, взять любой семинар, тренинг, лекцию, вебинар и многие другие способы общения с широкой аудиторией. Сам процесс происходит посредством обращения ведущего к определенному количеству людей. Они могут при этом задавать вопросы, выражать свое мнение, если это дискуссия или дебаты.
Такой формат уж явно отличается от общения личного – когда контактируешь с кем-то одним. Мы знаем собеседника в данном случае, можем с ним пообщаться долгое время, познаем его позитивные и негативные качества и так далее. Чего мы явно не можем делать с целой аудиторией.
Еще одно отличие, которое не позволяет нам назвать личное и массовое общение одинаковыми, состоит в том, что, разговаривая с человеком, мы можем выбирать его пол, возраст, расу, внешние факторы, национальность, его предпочтения, взгляды, привычки и качества. Уж поверьте, если вам когда-нибудь придется вести тренинг, вам будет крайне сложно выбрать себе аудиторию одинаково по всем параметрам. К вам просто придут люди, и вы не сможете их отсеять. Все эти люди с разными жизненными взглядами, предпочтениями и с совершенно разным опытом.
Сложности
Психология массового общения тем интересна, что имеет определенные сложности. Это нередко замечают те, кто занят в данной сфере психологии и активно практикуют сей вид общения.
Как уже упоминалось, лекции и тренинги подразумевают взаимодействие между лектором и аудиторией. И аудитория состоит из людей, каждый из которых имеет свое личное виденье на ситуацию, собственные выводы и мировоззрение.
Так вот, сложность состоит вовсе не в том, чтобы собрать всех этих людей вместе. Век технологий позволяет сделать это быстро и эффективно. Проблема в том, чтобы угодить каждому из них, удовлетворить каждого пришедшего своим отношением и своей информацией. Это самая основная сложность массового общения. Это то, чему учатся долгие годы, изучая при этом не только необходимую информацию, но и многие психологические аспекты поведения и общения с людьми, искусство привлечения внимания и обращения на себя взглядов. Нужно заставить людей слушать, а значит, работать над дикцией и, что немаловажно, харизмой.
Типы и виды
Различают межличностное и массовое общение, однако и эти два вида могут также делиться на определенного рода типы.
Все мы знаем о том, что любое общение состоит не только из потоков информации, но и из потоков чувств. Эти чувства могут быть позитивными и негативными в том числе. И относится этот фактор не только к массовому, но и личному контактированию.
Тремя примерами массового общения являются:
С помощью трех примеров массового общения можно легко определить, на каком уровне контактирования с людьми находитесь вы или ваши окружающие в самых различных ситуациях.
Техника
Массовое общение – это такой способ обращения к людям, при котором практически невозможно либо же очень сложно не использовать современную технику.
Представьте ситуацию: вы пришли на лекцию, на которую захотело прийти 100 человек. Места есть, все расположились и готовы слушать. Вот только никто, за исключением первых рядов, не услышит голос лектора из-за общего шума и отсутствия микрофона. На таких мероприятиях должны быть запланированы не только обще организационные вопросы, но и вопросы с техническим оборудованием. Микрофон (а еще лучше, если это будет камера, которая может увеличивать изображение говорящего) значительно облегчит прослушивание информации. Собственно, все это можно назвать средствами массового общения.
Телефонные разговоры
У некоторых может возникнуть весьма понятный вопрос: если массовое общение подразумевает общение на расстоянии, а иногда на определенной временной дистанции, то являются ли телефонные разговоры, например, таким видом общения?
Да, это действительно так. И телефонные разговоры, и любые виды переписок являются массовым общением. Почему массовым, а не личным? Если это ваша личная переписка, то тогда, конечно, это личное общение. В противном случае, скажем, групповой телефонный разговор или общий чат будут охарактеризованы как массовое общение.
Манипуляции
Все, наверное, когда-нибудь слышали о таком психологическом воздействии, как манипуляции. Чаще всего, они, конечно, проводятся посредством личного контакта. Однако бывает множество случаев, когда вся аудитория была «подвержена» влиянию одного опытного манипулятора.
Именно поэтому формой массового общения могут стать простые манипуляции с сознанием людей. Обычно это происходит под воздействием одного и того же воспроизведения или текста, который зачитывает диктор. Считается, что манипулировать группой людей легче, чем одним человеком. Это может происходить по той простой причине, что происходит банальная цепная реакция. Так же, как за одним человеком начинает аплодировать вся аудитория, так и воздействие на сознание одного повлияет на сознание всех. Так ли это на самом деле, знают только манипуляторы и опытные психологи.
Фатическое общение
Еще одним видом массового общения является фатическое. Хотя оно и не является непосредственной частью массового контакта, однако встречается также часто.
Фатическое массовое общение – это глупый, практически полностью лишенный смысла разговор и обсуждение, аргументами которых являются краткие фразы, иногда брошенные без разбора.
Данный вид обычно встречается в определенных местах, где людям от скуки просто нечем больше заняться. Важно отметить также и то, что фатическое общение должно регулироваться определенными нормами морали и этики, чтобы ничего не выходило за рамки.
При этом информационный и интеллектуальный уровень такого разговора не слишком высок.
Средства массовой информации
Опосредованным массовое общение называется не просто так. Название подразумевает то, что такое контактирование происходит «посредством» использования каких-либо сфер – общественных, технологических и так далее.
На самом деле, мало кто знает, что массовое общение – это еще и средства массовой информации. Все довольно логично. Также, как лектор общается с помощью микрофона с аудиторией, так и журналист общается с очень широким спектром людей с помощью уже не только микрофона, но и профессиональной камеры, а также услуг операторов и режиссеров.
Кстати говоря, журналист, который пишет статью в газету, использует фактор массового общения наравне со всеми. Он тоже «обращается» к широкой аудитории, в попытках донести какую-либо информацию.
В таком случае, можно с легкостью сказать, что как массовое, так и любое другое общение может иметь последствия и нести ответственность. Это уже отдельная тема для обсуждения, однако важно знать, что любое контактирование не должно завершаться тяжелыми последствиями во избежание этой ответственности.
СМИ не раз подвергались обвинениям за неправильное отношение к информации, ее могли коверкать, переиначивать, разглашать личную информацию или выкладывать фото и видео без разрешения правообладателя. А сколько жалоб на них было после того, как пользователи находили в статьях и эфирах оскорбление в свою сторону!
Проще говоря, абсолютно любые примеры массового общения могут понести за собой разные последствия.
Психология общения
В мире много различных психологических аспектов, которые строятся друг на друге, зависят друг от друга и даже противоречат друг другу.
Но, конечно, основным в психологии всегда было общение. Просто потому, что без него не будет никакой психологии. И все же, общение – это всего лишь маленький пунктик в огромном списке всевозможных видом контактирования в обществе.
Но и сказать, что без него будет лучше или легче, тоже никак нельзя. Все в психологии зависит друг от друга, и даже массовое общения соединяет целые группы людей, заставляет их взаимодействовать между собой, совершать какие-то общие дела и поступки, а потом даже освещать их в средствах массовой информации. Все это помогают делать непосредственно виды общения.
Опосредованное массовое общение не только собирает всех в одном месте и является фактором обсуждения определенной темы. Оно служит отличным источником информации, как бы странно это не звучало. Все же, любые эфиры СМИ, любые тренинги, вебинары, лекции, собрания и митинги – все это создано для того, чтобы человечество владело и передавало информацию.
Любые психологические факторы являются неотъемлемой частью жизни каждого, хотя на первый взгляд это может показаться обратным.
Встречи порождают общение, а общение порождает взаимодействия, поступки, отношения между людьми и многое другое.