Что такое массовая истерия
Массовая истерия: причудливые случаи в истории
Хорошо задокументированная, но не до конца понятная, концепция массовой истерии восходит ко многим поколениям. И определяет случаи, когда многие люди верят в ложные недуги или обстоятельства. Психологи на протяжении всей истории тщательно исследовали множество случаев эпидемий истерии. Но пока есть только догадки относительно того, что скрывается за загадочным состоянием. Мы рассмотрим различные типы истерии и ряд самых странных примеров, задокументированных в истории под названием — массовая истерия.
Массовая истерия на мероприятии Beatles. фото: www.historicmysteries.com
Массовая истерия — это состояние женщины?
Термин «истерия» является индикатором ошибочного мифа, окружающего причину и природу явления. Гистера, греческое слово, означающее «матка», является корнем термина «истерия». Древнегреческие врачи считали, что истерия поражает только женщин и вызывается множеством проблем с маткой.
Академические круги признали, что корни слова «истерия» оскорбительны для женщин и тормозят развитие психологии как науки. Они восходят к викторианской эпохе сексуального подавления и нелепых представлений о функциях матки. Само слово пришлось удалить, так с тех пор все и осталось.
Ясно, что идея о том, что истерия поражает только женщин, абсурдна. Во всем мире мужчины испытали пугающий тип массовой истерии, называемый коро, или тревогой по поводу сокращения гениталий. В этой ситуации некоторые из мужчин считают, что их пенисы втягиваются или полностью исчезают.
В 1976 году 350 мужчин в Таиланде полагали, что они пережили Коро в результате вьетнамского пищевого и табачного отравления. Затем в 2010 году в Южной Индии разразилась эпидемия истерии. Когда 100 мужчин из трех трудовых лагерей поверили, что испытывают Коро. Однако, возможно, худший случай произошел в Китае в 1984–1985 годах. Когда 3000 мужчин сообщили о своей панике в 16 различных регионах.
Криминальная истерия
В конце 1700-х годов в Лондоне произошла серия нападений на женщин. Газеты назвали преступника «лондонским монстром». Сталкер 18 века, преступник подходил к богатым женщинам сзади, резал их одежду и ударял ножом по ягодицам. Чтобы защитить себя, женщины носили медные юбки или подкладывали под платья медные горшки и сковороды.
Зарисовка мультфильма, который вышел в 1790 году в ответ на сообщения о лондонском чудовище. фото: www.historicmysteries.com
Атаки «Лондонского монстра» продолжались в течение двух лет, но полиция начала подозревать, что происходит что-то странное. Описание монстра сильно варьировалось от случая к случаю. Некоторые даже добавили причудливую деталь — ножи, прикрепленные к его коленям. Через два года нападения прекратились, и, хотя был арест, историки теперь задаются вопросом. Не резали ли женщины свою одежду сами и не убеждали себя, что Чудовище причинило им вред.
Медицинская истерия
Вера в измененную воду распространилась среди других групп населения, живущих рядом с другими токсичными водными путями. Люди начали пить плохую воду, что очень обеспокоило местных медиков. Которые пытались остановить ее потребление. Действительно, существовала реальная возможность распространения болезни по всей территории. Загадочным образом на следующий день люди обнаружили, что вода такая же грязная и соленая, как и до этого краткого периода приостановки веры.
Подростковая истерия
Молодые студенты часто становились объектом массовых эпидемий истерии. В мае 2006 года толпа португальских подростков сообщила о странных заболеваниях. Ситуация стала настолько серьезной, что несколько школ были закрыты перед лицом явной эпидемии.
Как оказалось, подростки, у которых изначально проявлялись симптомы, смотрели по телевизору одну мыльную оперу. В которой один из персонажей испытывал те же симптомы. Эксперты пришли к выводу, что подростки, которые первыми сообщили о своем заболевании, «заразились» симптомами вымышленного персонажа. А затем убедили других подростков поверить в то, что у них такое же заболевание.
На другой стороне земного шара старшеклассница Луизианы по имени Хелен посетила школьный танец возвращения на родину. Который последовал за традиционной игрой возвращения домой. Танец начался нормально, но в какой-то момент вечером правая нога Хелен начала сводить судорога без видимой причины. Эпизод продолжался весь танец и не прекращался на следующий день.
В конце концов, другие ученики начали страдать от того же симптома, и у учеников проявилась судорога ног аналогичного характера. Никто не мог понять причину ситуации. Некоторые родители зашли так далеко, что держали своих детей дома из-за страха, что они заразятся чем-то, что заставляло подростков страдать. Странный физический симптом продолжался некоторое время, но, как и во многих случаях массовой истерии, поведение прекратилось само по себе. Причина аномальных эпизодов остается загадкой.
Эпидемия смеха в Танганьике
В танзанийской школе для девочек в январе 1962 года предполагаемый эпизод массовой истерии сбил с толку школьных чиновников и медицинских экспертов. В школе три девочки начали смеяться без видимой причины. Учителя пытались остановить срыв угрозами наказания. Но девочки продолжали смеяться. Иногда девушки смеялись в течение нескольких часов, но иногда они смеялись в течение нескольких дней.
Студенты воссоздают истерику смеха, испытанную в Танганьике. фото: Twitter.com.
Вскоре почти 100 учеников школы смеялись, и это поведение распространилось на близлежащие деревни. Родители запаниковали и забрали дочерей из школ, пока ситуация не уляжется. Некоторые эксперты предполагают, что скрытые физические и психические изменения в период полового созревания могут вызвать массовую истерию среди подростков.
Религиозная истерия
Массовая истерия коснулась не только светского населения. Известны два случая, когда монахини в монастырях якобы были вовлечены в эпизоды истерии. В средневековой Франции, например, монахиня вдруг начала мяукать, как кошка. Вместо того, чтобы другие сестры пытались остановить ее от этого странного поведения, они тоже начали мяукать. Соседи поначалу недоумевали. Но когда шум начал доходить до глубокой ночи. Местные жители обратились за помощью к ближайшим военным. Солдатам удалось остановить озадачивающее поведение угрозой физической расправы.
Точно так же в Германии одинокая монахиня без видимой причины начала кусать своих религиозных сестер. Далее монахини необъяснимым образом начали кусать и других людей. Эта эпидемия распространилась на соседние женские монастыри и даже в соседние страны. В конце концов, эпизод закончился так же загадочно, как и начался.
Печально известные процессы над салемскими ведьмами также являются кандидатом на религиозную истерию. Некоторые исследователи предполагают, что одна или две молодые девушки изначально считали, что их пытали взрослые женщины, заключившие договор с дьяволом. Вскоре у нескольких других девочек началось такое же безумие симптомов. Потребовалось несколько недель и немало жестоких казней. Чтобы объявить симптомы психологическими, а не демоническими.
Массовая истерия: По одной оценке, количество смертей людей, обвиненных в колдовстве, исчисляется сотнями тысяч. Изображение: 1892 г. фото: www.historicmysteries.com
Массовая истерия животных
Другой предполагаемый случай массовой истерии связан с недавним появлением криптологического существа, известного как чупакабра. Это свирепое и загадочное животное, обитающее в тени таких мест, как Пуэрто-Рико и Мексика. Буквально означает «сосущий коз», чупакабра выпивает кровь овец и коз, нанося им сильные ранения. Однако описания зверя несколько разнятся. По некоторым данным, у этого существа чешуя, как у рептилии, оно прыгает, как кролик, и его рост составляет не менее 1,5 метра. Другие сравнивают его внешний вид с грозной породой собак.
Многие ученые не верят, что такое существо существует. Однако население многих районов, разбросанных по Карибскому морю и Мексиканскому заливу, твердо верит, что чупакабра — настоящее животное. Жители деревни часто верят сообщениям о наблюдениях, и если домашний скот умирает, они предполагают, что это произошло из-за злобного животного-криптида.
Массовая истерия в танцующей чуме
Наконец, возможно, самый печально известный случай массовой истерии произошел в Страсбурге, Франция, летом 1518 года. Все началось с того, что одна женщина танцевала на улице без видимой причины. Никто не мог ее остановить. Действительно, вместо этого к ней присоединились многие прохожие. Около месяца около 400 жителей деревни танцевали в так называемой Танцующей чуме.
В истории было множество сообщений о танцевальной истерии. фото: www.historicmysteries.com
Некоторые танцоры не пострадали. Однако другие умерли от истощения и сердечной недостаточности. Ряд политических и медицинских отчетов того времени тщательно документируют это явление. И снова странное поведение закончилось так же загадочно, как и началось.
Примеров массовой истерии немало. Некоторые из них несколько мягкие, например, смех или танцы. Однако другие формы могут быть очень токсичными, например движение нацистов за геноцид. Что вызывает это загадочное явление? Существует множество теорий, но все еще не решено. Между тем, несомненно, в будущем будет еще больше примеров этого странного явления.
Массовая истерия
Смотреть что такое «Массовая истерия» в других словарях:
Массовая истерия (моральная паника) — – разновидность передающегося коллективного поведения, когда люди реагируют на реальное или предполагаемое событие иррациональными чувствами (чаще всего – страхом) … Словарь-справочник по социальной работе
истерия — Психическое расстройство, при котором мотивы, как будто бы не известные больному, вызывают сужение поля сознания или нарушения моторной или сенсорной функции. Этим нарушениям больной может придавать психологическую и символическую ценность. Могут … Большая психологическая энциклопедия
Истерия массовая — [гр. hyst?ra матка (медицина XIX в. приписывала И. заболеванию матки и считала И. присущей лишь женщинам)] формы массовых расстройств психики, носящие преходящий характер и имеющие локальное распространение. Для И. м. характерен активный поиск… … Психологический лексикон
Толпа — в Китае Толпа (др. греч … Википедия
Массовый психоз — это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает… … Википедия
Следы Дьявола в Девоне — Следы Дьявола. Рисунок, опубликованный в The Illustrated London News, 1855 год. Следы Дьявола в Девоне название инцидента, который, возможно, имел место в феврале 1855 года около лимана Эксе в Южном Девоне. После ночи обильного снегопада на … Википедия
Февральская революция — У этого термина существуют и другие значения, см. Февральская революция (значения). Февральская революция Часовые охраняют арестованных царских министров в Таврическом д … Википедия
Психология толпы (mob psychology) — Р. Браун определял Т. как «действующие совместно, плечом к плечу, анонимные, случайные, временные и неорганизованные общности». Т. могут подразделяться в зависимости от того, активны они или пассивны, первые при этом наз. собственно Т., а вторые… … Психологическая энциклопедия
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Только спокойствие. Психолог рассказал, чем опасна массовая истерия и как ее избежать
В магазине / Фото: ridus.ru
Россияне, обеспокоенные ситуацией с коронавирусом, атаковали магазины и сметают с полок не только антисептические средства, но и продукты: крупы, макароны, замороженные полуфабрикаты. Люди опасаются, что из-за карантина и закрытия границ возникнет дефицит продуктов, и стараются закупиться впрок. На лицо – массовая истерия, которая ни к чему хорошему не приведет, утверждают психологи. Почему паниковать вредно и как сохранить присутствие духа, если кажется, что весь мир сошел с ума, amic.ru рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии АлтГУ Светлана Даренских.
Все хорошо в меру
Чувство тревоги естественно для каждого человека и даже необходимо, говорит Светлана Даренских. Оно помогает нам не совершать необдуманные поступки, беречь себя и близких.
«Идти на красный свет и не бояться, это нездоровое состояние», – говорит психолог. Однако массовая истерия, на пороге которой мы оказались из-за пандемии коронавируса, вредит нам же самим.
«Массовая паника опасна именно импульсивными действиями, когда «сносятся» магазины, скупаются все товары. Эту ситуацию невозможно контролировать. Мы становимся загнанными, замкнутыми, начинаем подозревать каждого, кто чихнул и кашлянул. Это ненормально. Кроме того, когда человек длительное время испытывает чувство тревоги, это опасно для его здоровья. Важно всегда объективно оценивать ситуацию и обстановку, насколько актуален этот массовый страх в обществе», – отмечает Даренских.
Особенно подвержены панике пожилые люди. Именно они часто приобретают все «про запас», а в такой ситуации тем более.
«Люди старшего возраста не всегда имеют доступ к объективной информации и могут отличить правду от слухов, предположений. С возрастом чувство тревожности у многих возрастает из-за всего случившегося в жизни: ухода близких людей, каких-то неприятных происшествий. И именно они часто скупают гречку и макароны, ведь в своей жизни они уже сталкивались с лишениями и дефицитом», – говорит Даренских.
Не паника, а забота
Пока нет никаких объективных причин, чтобы переживать, паниковать и набегом «брать» магазины, отмечает психолог. В Алтайском крае и ближайших к нам регионах (кроме Кемеровской области) заболевших не выявлено. А меры, которые сейчас предпринимают власти, нужно рассматривать не как причину для паники, а как заботу.
«Все, что сейчас предпринимают власти в России и Алтайском крае, это способы нас обезопасить. Когда нам мама в детстве говорила надеть шарф, она же думала не о том, что мы обязательно заболеем, а о том, как сохранить наше здоровье. Чувствуете разницу? Вот и в данном случае все меры нужно рассматривать как заботу о населении, как способ оградить людей от этого заболевания», – отмечает психолог.
Если же вы все-таки ощущаете тревогу и боитесь заразиться коронавирусом, выполняйте элементарные правила, которые рекомендуют медики: чаще мойте руки, соблюдайте личную гигиену, избегайте мест массового скопления людей.
«Это то, что обычно рекомендуют специалисты во время любой эпидемии гриппа и ОРВИ. Но тогда мы все это воспринимаем спокойно. Вот и сегодня нужно действовать так же», – говорит Светлана Даренских.
Как не поддаться истерии
Психолог советует как можно чаще «переключаться и отвлекаться», особенно если в коллективе и в кругу друзей обсуждают, какие антисептические средства купить и сколько килограммов гречки сегодня унести домой.
«Перестаньте намеренно искать информацию по телевизору и в интернете о распространении вируса, переводите тему, когда речь заходит об эпидемии, отвлекайтесь, общайтесь с теми людьми, которые настроены оптимистично. И сами старайтесь не падать духом и быть в хорошем настроении. Доказано, что такие люди меньше подвержены стрессу, тревоге, и даже болезни их обходят стороной», – подчеркивает специалист.
Но если ваше состояние из тревоги переросло панику, вы потеряли сон, аппетит, постоянно звоните родным и близким, пора обращаться за помощью. «Позвоните по телефону доверия или сходите на консультацию к психологу. Так вы сможете выйти из состояния, в которое сами себя загнали», – говорит Светлана Даренских.
Мяукающие монахини и исчезающие пенисы: что такое психические эпидемии и в чем их причина
Мы привыкли считать психическую болезнь драмой, развивающейся в индивидуальном сознании. На самом же деле такие расстройства могут охватывать целые города и быть такими же заразными, как ветряная оспа. История знает немало примеров, когда люди страдали от одинаковых бредовых идей и схожих галлюцинаций. В самых тяжелых случаях коллективная экзальтация охватывает сотни и даже тысячи человек, и массовые психозы приобретают характер эпидемии.
Танцевальная лихорадка в Средние века, массовая истерия в Танганьике и похищения пенисов в Нигерии: Роман Королев — о самых известных эпизодах коллективного помешательства.
Средневековье: танцевальная лихорадка и мяукающие монахини
В XIV–XVII веках континентальную Европу охватило явление, известное как пляска святого Витта или хореомания (от греч. χορεία «вид танца»). Сотни, тысячи и даже десятки тысяч людей одновременно начинали двигаться в такт воображаемой музыке и перемещались так из города в город, пока наконец не падали от изнеможения. Некоторые из них получали во время плясок тяжелые травмы или умирали от разрыва сердца. Самое раннее упоминание о танцевальной эпидемии датировано VII веком, и в дальнейшем вплоть до середины XVII столетия массовая истерия такого рода много раз охватывала разные уголки континентальной Европы.
В одних случаях помешательство длилось несколько часов, в других продолжалось месяцами. При этом пляшущие находились в бессознательном состоянии и не могли себя контролировать.
Некоторые во время танца умудрялись заниматься сексом, другие раздевались догола и делали непристойные жесты или просто прыгали как животные.
Средневековые историки также утверждают, что участники плясок святого Витта болезненно реагировали на красный цвет и могли совершать жестокие поступки при виде алой одежды.
Самая известная вспышка танцевальной лихорадки произошла в июле 1518 года в Страсбурге. Всё началось с того, что некая фрау Троффеа на протяжении нескольких дней выделывала па на центральных улицах. Постепенно к ней стали присоединяться и другие горожане. В течение первой недели их число увеличилось до 34, а затем и до 400 человек. Обеспокоенные странными событиями страсбургские власти решили дать людям танцевать до тех пор, пока они не устанут, и даже наняли музыкантов, чтобы те, не переставая, играли на городской площади. Это привело к настоящей катастрофе: несчастные бились в пароксизмах бесконечной пляски до тех пор, пока не падали замертво от истощения или сердечного приступа. Историк Джон Уоллер утверждает, что никакой современный спортсмен не смог бы вынести изнурительных нагрузок, которым они подвергали себя на протяжении многих дней.
В средневековой медицинской литературе описан еще один типичный сценарий массовой истерии. В одном из источников, например, сообщается о некой французской монахине, которая однажды начала мяукать как кошка.
Такое поведение оказалось очень заразным — вскоре ежедневные приступы мяуканья стали охватывать других сестер и иногда продолжались по несколько часов. Только пригрозив массовыми порками, духовенство смогло прекратить этот кошачий концерт.
В XV веке послушница германского женского монастыря начала кусать своих сестер. Непреодолимая тяга к этому богомерзкому занятию распространилась по всей обители, а затем и по другим монастырям Германии, Голландии и даже Рима.
Некоторые девушки демонстрировали симптомы одержимости демонами (странное поведение и использование обсценной лексики), так что приходилось призывать священника, чтобы провести обряд экзорцизма.
Исследователи обращают внимание на то, что страдавшие от истерии девушки, как правило, отправлялись в монастыри не по своей воле. Поведение, напоминающее одержимость демонами или животными инстинктами, было для их психики единственной возможностью выразить протест против нищеты, тяжелого труда и строжайшего соблюдения церковных канонов.
Нападе на нее бес, учала собакой лаять
Пока Европа постепенно избавляется от танцевальной лихорадки, Российская империя переживает настоящую эпидемию кликушества — истерических припадков, во время которых человек, якобы одержимый бесами, издает страшные и пронзительные крики. Сообщения о подобных происшествиях встречаются еще в Средневековье, но само слово «кликуша» появляется в XVII–XVIII веках, когда и начинается настоящая психическая эпидемия. Умы россиян того времени бродили под влиянием церковного раскола, что и могло спровоцировать рост истерических настроений.
«Нападе на нее бес, учала собакой лаять, и козой блекотать, и кукушкой куковать», — описывал встречу с кликушей протопоп Аввакум в своей автобиографии.
Во время таких истерических припадков люди нередко выкрикивали имя того, кто навел на них порчу и подселил беса, что в условиях сельской общины легко могло закончиться расправой над этим человеком. Еще Петр I подозревал кликуш в притворстве и требовал привлекать их к суду за лжесвидетельство и клевету. Но административными мерами пресечь беснование не удалось, и вплоть до начала ХХ века оно всё еще встречалось в русских селах.
В 1879 году в деревне Врачево Новгородской губернии кликуша обвинила крестьянку в наведении порчи и болезней на людей. Муж одной из «будущих жертв» собрал люд, «ведьму» заперли в избе и подожгли. Трех участников этого самосуда приговорили к церковному покаянию, а остальных признали невиновными.
«Наиболее частая и типическая форма кликушного припадка состоит в том, что кликуша начинает „кричать на голоса“ — симптом, от которого болезнь и получила свое название. Иногда кликуша произносит бессмысленные звуки с различными переливами и интонацией… Крик этот напоминает всхлипывание, голоса животных, собачий лай или кукуканье, очень часто он прерывается громким иканием или рвотными звуками… В других случаях кликуша сразу начинает выкрикивать определенные слова…
Содержание выкрикиваемых слов весьма различно. Чаще всего она кричит: „Ой, лихо мне, ой тяжко, страда-а-аю“ и т. д.
В случаях, бывших под моим наблюдением, кроме описанных явлений, я должен отметить еще особенное кривляние лица во время кликушного припадка. Действительно, наблюдая кликушу во время припадка, можно поражаться иногда теми отвратительными гримасами, которые она проделывает» — так описывает этот феномен знаменитый психиатр Бехтерев в книге «Внушение и его роль в общественной жизни».
ХХ век: кусачие жуки и исчезающие пенисы
Одна из самых известных массовых истерий Новейшего времени охватила в 1962 году жителей Танганьики — небольшого государства в Восточной Африке, которое впоследствии вошло в состав Танзании. Приступы заразительного хохота начались 30 января у трех девочек, а вскоре от них сотрясались уже 95 из 159 воспитанниц миссионерского интерната в деревне Кашаша в возрасте от 12 до 18 лет. Истерические взрывы смеха продолжались от нескольких часов до 16 дней. Хотя со стороны могло показаться, что всем этим детям очень весело, сами они испытывали страдания. Приступы хохота сменялись плачем и криками, сопровождались жалобами на проблемы с дыханием, метеоризмом, обмороками и сыпью.
На учителей эпидемия не распространялась, но они могли только развести руками и констатировать, что в таком состоянии ученицы точно не способны сосредоточиться на уроках. 18 марта школу закрыли.
Обучавшиеся там девочки разъехались по домам, и эпидемия смеха проникла в новые населенные пункты. В апреле и мае 1962 года 217 жителей деревни Ншамба (преимущественно юных) сотрясались от приступов конвульсивного хохота. Охватила истерия и среднюю школу для девочек в Рамашанье, затронув 48 учениц. В результате руководству интерната в Кашаше выставили иск за то, что оно позволило «носителям инфекции» разъехаться по близлежащим населенным пунктам и распространить ее.
Полтора года спустя эпидемия сошла на нет так же внезапно, как и появилась. За это время было закрыто 14 школ и около тысячи человек обратились с жалобами на «попавшую в рот смешинку».
Ученые находили разные объяснения произошедшего в Танганьике. Например, социолог Роберт Бартоломью и психиатр Саймон Уэссели выдвинули гипотезу культурно обусловленной эпидемической истерии. Они обращали внимание на то, что в этой стране обществом в то время правили суровые старейшины, придерживавшиеся крайне консервативных взглядов, а эпидемия охватывала преимущественно учащихся миссионерских школ. Разительный контраст между тем, что они слышали дома и на уроках, мог вызвать такую истерику.
Кристиан Хемпельман, в свою очередь, писал, что в начале 1960-х Танганьика только-только завоевала независимость, и ученики испытывали сильный стресс, связанный с огромными ожиданиями, которые на них возлагали учителя и родители.
По его мнению, массовая истерия для людей с низким социальным статусом оставалась единственным способом заявить, что в обществе что-то пошло не так.
В том же 1962 году загадочная болезнь, сопровождавшаяся сыпью, лихорадкой, головокружением и рвотой, охватила работников текстильной фабрики на юге США. Сотрудница, первой пожаловавшаяся на эти симптомы, уверяла, что ее укусил майский жук. Вскоре от них же начали страдать еще 59 женщин и трое мужчин, многих пришлось госпитализировать. Чтобы справиться с нашествием агрессивных жуков, на завод вызвали энтомологов, но те обнаружили там лишь пару безобидных насекомых, чьих сил и коварства было явно недостаточно, чтобы учинить такие бедствия.
Проведя более детальное исследование и опросив пострадавших, медики пришли к выводу, что имеют дело со случаем массовой истерии. Большинство «укушенных» женщин работали сверхурочно, должны были содержать ребенка или испытывали другие жизненные трудности, но делали вид, что у них всё в порядке. Это, по мнению медиков, снижало их стрессоустойчивость. Свою роль в распространении истерии сыграла и пресса, сообщившая об атаке ядовитых насекомых.
В период с 1973 по 1978 год по крайней мере шесть вспышек массового психоза были зарегистрированы на фабриках Сингапура. Одни работники жаловались на охвативший их без причины холод и страх, другие утверждали, что в них вселился дух или джинн, третьи кричали и вели себя агрессивно. Транквилизаторы этим людям не помогали, а попытки знахарей изгнать демонов только вредили. К счастью, спустя неделю симптомы, как правило, исчезали сами собой.
Нигерийский психиатр Санни Илечукву еще в 1975 году сообщал о нелепом случае из своей практики, когда полицейские привели к нему мужчину, утверждавшего, что у него украли пенис. В 1990-х годах такие жалобы приобрели массовый характер. Воры гениталий, «свирепствовавшие» в то время в нигерийских городах, якобы, дотронувшись до человека, могли похитить у него половой орган. Чтобы наказать незнакомца, случайно задевшего кого-то в общественном месте, зачастую собирались агрессивные толпы, и некоторые такие случаи даже заканчивались линчеванием.
Когда же недоумевавшие врачи справедливо указывали «пострадавшим» на то, что гениталии на месте, «потерпевшие» утверждали, что это не их половой орган, он стал другим, уменьшился в размерах, был заменен духом пениса, вернулся на место только что или что его удалось возвратить, избив похитителя.
Приезжавшие в те годы в Лагос туристы могли наблюдать странную картину: нигерийские мужчины идут по улице, вцепившись рукой в гениталии, а женщины прижимают грудь к телу, чтобы ее тоже не похитил и не уменьшил проклятый колдун.
Психические эпидемии до сих пор продолжают вспыхивать в разных странах при не менее диковинных обстоятельствах. Так, некоторые ученые уверены, что исключительно психогенный характер носили жалобы сотрудников американского посольства на Кубе: они утверждали, что недруги истязают их акустическими атаками. Правительство США, впрочем, предпочло от греха подальше эвакуировать большинство своих дипломатов, а вскоре на загадочные аудионападения стали жаловаться и сотрудники американского посольства в Китае.
В августе 2019 года девочкам, обучавшимся в средней школе малайзийского султаната Келантан, начало являться «лицо чистейшего зла», заставляя их кричать от ужаса. То, что больше похоже на сюжет молодежного хоррора, на самом деле имеет вполне рациональное объяснение. Академик Афик Нур предположил, что вспышку коллективных галлюцинаций вызвали строгие исламские обычаи заведения (Келантан считается одним из самых консервативных штатов страны) и обстановка, в которой находились девочки. Пространство вокруг школы было засажено густыми деревьями, а они в малайзийском фольклоре считаются традиционным местом обитания злых духов и призраков. После того как их вырубили, страшные видения прекратились.
Список таких историй можно продолжать еще долго. В него пришлось бы добавить и «похищения пришельцами», и десятки тысяч обращений к врачам ипохондриков, «обнаруживших» у себя симптомы птичьего гриппа или сибирской язвы. Бредовые идеи могут развиваться как вследствие повышенной внушаемости людей, так и из-за невыносимых условий жизни, когда коллективная одержимость становится единственным способом сбежать от реальных проблем. По всей видимости, до тех пор, пока человек поддается внушению, мы будем узнавать о новых и всё более странных эпизодах массовой истерии.