Что такое масонство и как толстой описывает его
Масонство в романе Л. Толстого «Война и мир»
Масонство в романе Л. Толстого «Война и мир»
Историки и литературоведы не раз поднимали вопрос о том, насколько достоверно изображение масонства у Толстого и о прототипах образа Безухова. На второй вопрос сам Толстой не раз отвечал, что за исключением двух персонажей (Денисова и Ахросимовой) все остальные герои романа – вымышленные, точнее собраны по мельчайшим черточкам с очень многих конкретных людей. Даже такие исторические лица как Бонапарт и Александр описаны Толстым достаточно своеобразно. Что же касается вопроса первого, то тут достоверного и точного несомненно больше. Толстой с необычайной достоверностью пользовался источниками, а их у него было множество, и все они были превосходны. В закрытых фондах главной Российской Библиотеки и сегодня скрываются такие неисчерпаемые богатства, какими не может похвастаться ни одно другое книжное собрание мира. Специальные хранилища для одних только масонских изданий и рукописей занимают многие этажи громадного здания и это известно всем. Далеко не всем, однако, удается взглянуть на них. Во времена Толстого все это было, разумеется, доступно. Поэтому и речи, и отдельные слова – взятые всегда в кавычках – также, как и дневник Пьера, списаны дословно в библиотеке, где до сих пор хранится сборник ритуалов с автографами Толстого. Бросаются в глаза, однако, и некоторые неточности. Во-первых, сказано, что сердце Пьера «не лежало к мистической стороне масонства», причем Толстой это еще и дважды повторяет. Но в этом случае Пьер не мог бы быть учеником и почитателем Баздеева (Позднеева), который был одним из самых глубоких мистиков, не признававших масонства вне православного христианского мистицизма…
Очевидна и неправдоподобность поездки «в целях масонской тайны за границу в начале XIX в. Такая поездка могла бы иметь место только в екатерининское время. Навеяна она, очевидно, поездкой Шварца или путешествием В.И. Зиновьева, но, конечно, в XIX веке ехать было незачем…
Тем не менее, все эти неточности не существенны по сравнению с тем, как точно и проникновенно великий писатель передал главный смысл и значение принадлежности к братству вольных каменщиков. И это несмотря на то, что сам Толстой относился к масонству достаточно настороженно, поскольку в то время, когда он жил и творил, российское масонство начало вырождаться, приобретая все большие черты политических организаций будущих экстремистов – большевиков и эсеров. Толстой противопоставлял масонским поучениям философские рассуждения Платона Каратаева. Это противопоставление «каратаевской правды масонскому лабиринту лжи, которую ощущал разочаровавшийся в масонстве Пьер», звучит осуждением масонству, которое хотел высказать Толстой, проецируя, видимо, вольно или невольно современное ему российское масонство на всю историю всемирного ордена.
И все же в смысле популяризации братства вольных каменщиков эпопея Толстого сделала, вероятно, не меньше, чем вся историческая литература, и сделала так, что в кругах интеллигенции любили и ценили старое русское масонство. Глубокий читатель всегда мог понять, что метания и разочарования Пьера связаны с его личной драмой, что он сам отчасти повинен в переживаемых неудачах и ударах судьбы. И не один раз, как свидетельствует автор, масонство являлось для его героя не только источником утешения, но и давало возможность подняться на большую духовную высоту. А эти страницы написаны Толстым с такой яркостью и убедительностью, что впечатление от них не меркнет несмотря на последующие колебания и сомнения. И даже семьдесят с лишним лет советской истории, когда официальная пропаганда объявляла масонство чуть ли не главным источником мирового зла, люди продолжали читать «Войну и мир» и многие стали верить, как Пьер, после разговора с Баздеевым «в возможность братства людей, соединенных с целью поддержать друг друга на пути добродетели».
Читайте также
СЛОВО О РОМАНЕ
СЛОВО О РОМАНЕ Роман Юрия Карчевского «Схватка с чудовищами» — попытка художественного осмысления событий недавних лет, характеров людей, оказавшихся в экстремальных обстоятельствах по ту или иную сторону баррикад в пору нашествия фашистских орд на нашу страну, да и в
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Общее положение дел: Гней Помпей. — Война в Испании. — Невольническая война. — Война с морскими разбойниками. — Война на Востоке. — Третья война с Митридатом. — Заговор Катилины. — Возвращение Помпея и первый триумвират. (78–60 гг. до н. э.)
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Общее положение дел: Гней Помпей. — Война в Испании. — Невольническая война. — Война с морскими разбойниками. — Война на Востоке. — Третья война с Митридатом. — Заговор Катилины. — Возвращение Помпея и первый триумвират. (78–60 гг. до н. э.) Общий
Из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (канун 1812-го года)
Из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (канун 1812-го года) Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как всегда. Но те, которые его знали коротко, видели, что в нем произошла в нынешний день какая-то большая перемена. Он молчал все время обеда
«Сестра Толстого»
«Сестра Толстого» Я получила письмо от тетеньки Татьяны Андреевны Кузминской. Она ездила в Петербург повидаться с сыновьями и теперь возвращалась в Ясную Поляну. В Москве я должна была ее встретить и посадить на поезд, который шел в Ясную Поляну. Задача была нелегкая.
Печоринский роман Толстого
Печоринский роман Толстого I Называю так роман Толстого с В.В. Арсеньевой, — называю с некоторым упрощением: он не был «Печоринским» во всем смысле слова; но в нем было немало от лермонтовского Печорина. Выяснился вполне характер этого романа лишь теперь, после появления
1. НОВЫЙ КУРС Д. А. ТОЛСТОГО
1. НОВЫЙ КУРС Д. А. ТОЛСТОГО После отставки Н. П. Игнатьева Министерство внутренних дел с 31 мая 1882 г. возглавил Д. А. Толстой, получивший прозвание «министра борьбы». Одновременно он занял пост шефа жандармов. «Назначение министром, — явствует Мещерский, — свалилось на него
ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ
ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ Вкус к истории — самый аристократический из всех вкусов. Э. Ренан М. М. Карпович в своих «Комментариях»[3] предложил мне высказаться по вопросу о судьбе исторического романа в наши дни, в частности, ответить: «можно ли обнаружить наличие таких
Трудности посла П.А. Толстого
Трудности посла П.А. Толстого Граф Петр Андреевич Толстой прекрасно разбирался в вопросах, связанных с русско-турецкими отношениями. И это было неудивительно, так как ему пришлось двенадцать лет прожить в Константинополе. В 1702 году Петр I поручил Толстому один из самых
10. Факты биографии и фальшивые домыслы О романе Андрея Воронцова «Шолохов»
10. Факты биографии и фальшивые домыслы О романе Андрея Воронцова «Шолохов» В конце 2003 года вышел исторический роман Андрея Воронцова «Шолохов» (М.: ИТРК), в котором автор сразу сообщил, что главный герой романа «изображен не только как историческая личность, но и как
Что такое масонство, и как Толстой описывает его?
Лев Николаевич Толстой видел в масонстве весь Петербургский свет. Со всеми её пороками. Он прекрасно понимал, часто членами этого общества являются люди эгоистичные, жадные и лицемерные. Прикрываясь благородными призывами, члены этого братства, на самом деле, ничего хорошего не делали.
Чтобы показать нам все это, Толстой в своём романе, приводит Пьера Безухова к этому братству. И на его примере показывает, что эта организация не та, за которую себя выдаёт. И тем самым объясняет всем, что скрывается под маской этой организации.
Главный герой Толстого, Пьер Безухов, осознав все это, сравнивает масонство с Петербургским обществом, которое он не любит, сильно разочаровывается в масонстве и покидает его.
Вот таким образом, Толстой описывает нам Петербургское общество, в котором пришлось жить самому доброму и порядочному человеку того времени, Пьеру Безухову. Выйдя из этой организации, Пьер Безухов снова впал в отчаяние. Стал думать о том, как же дальше жить и что делать.
Немного истории. Масонство зародилось в Англии в 18 веке, по некоторым данным истоки его находятся в 16-17 веках. Само слово «масон» переводится как «каменщик». К нему еще добавляется приставка «франк» и все вместе оно значит «свободный каменщик». Об этом свидетельствует и их главный символ, который представляет собой главные орудия труда каменщика: циркуль и угольник:
Основной версией появления масонства считается движение свободных каменщиков. Масонство существовало и существует как тайная организация. Ее члены делятся на определенные ячейки — ложи. Само слово «ложа» также имеет отношение к професии каменщик. Ложами раньше называли специализированные деревянные ящики, в которых каменщики хранили свой инструмент.
После Англии идеи масонства перекочевали во Францию и постепенно завоевали почти весь мир. В России масонство появилось в 19 веке. Но слишком широкого распространения так и не достигло.
Тема масонства красной нитью проходит в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Приверженность данному течению Толстой приписал Пьеру Безухову. Мятущийся, страдающий персонаж нажодит в нем успокоение, но ни одна из его проблем так и не была решена с помощью данной организации.
Примечательно, что Толстой писал в своем романе о масонстве во времена, когда оно в России уже было запрещено. Но Лев Николаевич любил писать обо всем правдиво:
«Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности».
На примере масонства Толстой показывает насколько «прогнившим» быто то общество. Знакомство Пьера с принципами масонства открывает глаза на взаимоотношения людей того времени. По законам масонства, они все считались равноправными братьями и призваны были оказывать друг другу помощь. Пьер Безухов, хорошо знавший членов масонской ложи в жизни, узнав их с другой стороны, разочаровался и в том и в другом.
Лев Толстой в своём романе «Война и мир» показал читателям различные стороны общества того времени, в том числе и познакомил нас с масонством.
Толстой в романе знакомит читателей с этим тайным обществом глазами одного из главных героев, глазами Пьера Безухова.
В трудное время для него, после своей свадьбы и дуэли, Пьер попадает в масонство. Главной целью этой тайной организации является влияние на общество, его нравственное исцеление.
Сначала Пьер проникается идеями масонства, активно участвует в жизни сообщества и даже принимает на себя роль руководителя. Но в скором времени Пьер понимает, что в сообществе не так всё безобидно, есть те, кто использует масонство в своих эгоистичных целях, с целью наживы. В скором времени Пьер разочаровался в масонстве и отошёл от него.
История масонства начинается со строительства лондонского собора св. Павла в XVII веке. Слишком долгое строительство собора (около 35 лет) послужило образованию некоего общества, созданного с целью привлечения всеобщего внимания к данной проблеме. Эти люди стали называть себя «масонами», что в переводе означает «каменщик», но к этому слову добавлялось еще «франк». Франкмасон — это «вольный каменщик». Примечательно, что в данном сообществе профессиональных каменщиков не было. Юристы были, врачи, ювелиры и представители других профессий. Чем же они занимались и почему именовали себя «каменщиками»?
Дело в том, что собирались они для того, чтобы «строить» собор мечтая и фантазируя. Со временем данная организация расширилась, стали появляться их последователи. У них возникли свои кодексы, правила. Но главным было таинство и обособленность.
В романе «Война и мир» Толстой вкладывает идеи учения масонства в деятельность своего героя Пьера Безухова, который женился на Элен Куракиной без любви и страдал от своей ошибки. В масонстве Пьер сначала находит выход для своих чистых помыслов. Он ведет активную работу по популяризации идей масонства, активно вовлекая все новых членов. Но постепенно его глаза все чаще начинают замечать, что те, кого он вовлекает, приходят сюда, относясь без должного пиетета, а лишь для того, чтобы найти побольше нужных людей и получить какую-то выгоду.
“Из-под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни”
Русское масонство, идеям которого был привержен и сам Л.Н.Толстой, очень разочаровало писателя. Поэтому, так широко поднимая эту тему в «Войне и мире», Лев Николаевич как бы выплескивает свои проблемы и разочарования. Это был своего рода «крик души» писателя.
Масонство зародилось в Англии как протест против бюрократии. Толчком к его возникновению стало строительство храма, которое затянулось на многие годы. Но люди, которые возомнили себя каменщиками, строящими храм, таковыми являлись только в своих мечтах. Настоящих рабочих среди них не было. Напротив, эти люди были весьма образованы и далеко не бедны.
Масонство постепенно охватило весь мир. Но данная организация была закрытой и не приветствовалась властями.
Свое отношение к масонству Толстой выражает в отношении своего героя — Пьера Безухова. Богатый наследник, но неудачник по жизни, Пьер сначала находит в масонстве свое утешение. Ведь заповеди данного общества: все люди — братья, все должны помогать друг другу, доброта, участи и т.д.
Но чем больше Пьер погружался в эту атмосферу, тем больше понимал, сколько там лицемерия, хитрости, коварства. Для большинства вельмож, состоявших там, это было лишь участие в модном течении, способ реализовать свои личные интересы.
Прогнившее и погрязшее в роскоши и безнравственности общество того периода было не способно реализовать те высокие нравственные критерии, которые масонство, собственно и несло в мир.
Само по себе Массонское собощество не несло дурного замысла. Их целью было — защищать добро. В виде добра могло выступать что угодно. любой объект.
Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.
Что такое масонство и как Толстой описывает его? 10 баллов
Масо́нство (франкмасо́нство, Freemasonry (англ.) ) — нравственно-этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде тайной международной организации с ритуалами и символикой, иллюстрирующими принципы и идеалы масонства. Название масон или франкмасон происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.
Масонство
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Масонство
Масонство
Направления
[показать]
Терминология
[показать]
Список масонов
[показать]
История масонства
[показать]
Масонские уставы
[показать]
Масонские организации
[показать]
Книги о масонстве
[показать]
Легендарные сюжеты
[показать]
Антимасонство
[показать]
Шаблон: просмотр • обсуждение • править
Масо́нство (франкмасо́нство, фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry) — движение, появившееся в 1717 году в виде тайного общества. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии, на древние конституции вольных каменщиков, их регламенты, статуты и уложения. Масонство берёт своё начало из малоизвестных истоков в конце XVI — начале XVII века, предположительно от строительных товариществ каменщиков. Название «масон» или «франкмасон» происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик [1].
Масонство административно организовано в суверенные великие ложи (в некоторых странах «великий восток»), каждая из которых руководит масонскими ложами в границах собственной юрисдикции. Численность лож, как правило варьируется от 15 до 100 человек, объединённых территориально. Местные ложи учреждаются великой ложей, которая в одной стране существует только одна. Некоторые великие ложи признают друг друга, некоторые нет, в зависимости от следования древним масонским правилам [1][2].
Существуют также организации дополнительных степеней, которые состоят из членов символических масонских лож, и которые обладают собственными независимыми органами управления. Однако, в некоторых масонских организациях символические ложи могут быть подчинены управляющим органам этих организаций [1].
Масонство символически использует инструменты строительных товариществ и легенды о строительстве Храма Соломона, чтобы выражать метафорически то, что и масонами, и их критиками описывается как «система морали, скрытая в аллегориях и проиллюстрированная символами» [3][4].
Основной версией происхождения масонства считается версия о происхождении от средневековых строительных товариществ, однако существуют теории о более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров, или — в других версиях — от ордена розенкрейцеров [5][6].
Сейчас масонство распространено по всему миру и представлено в различных организационных формах — ложах, великих ложах, верховных советах, капитулах, ареопагах, консисториях, федерациях и конфедерациях. Общая численность вольных каменщиков в мире оценивается в 4 000 000 человек [7][8][9].
1 История
1.1 Предыстория
2 Принципы и деятельность
2.1 Ритуалы и символизм
2.2 Высшая Сущность и книга священного закона
2.3 Масонские степени
2.4 Опознание
2.5 Обязательства
2.6 Ландмарки
3 Масонское учение
4 Организационная структура
4.1 Масонская ложа
4.2 Масонские должности
4.3 Организации дополнительных степеней
5 Требования к вступающим в масонские ложи
5.1 Требования к кандидатам
5.2 Религиозные убеждения
5.3 О ритуале посвящения
6 Регулярное масонство
7 Либеральное масонство
8 Масонство и женщины
9 Благотворительность
10 История масонства в России
10.1 Масонство в XVIII—XIX веках
10.2 Масонство в начале ХХ века
10.2.1 Великий восток народов России
10.3 Масонство в современной России
11 Запрещение масонства
11.1 Масонские ложи в концентрационных лагерях
11.2 Масонство и Холокост
11.3 Масонство в теориях заговоров
12 Масонство в кино
13 Масонство в литературе
14 См. также
15 Примечания
16 Литература
17 Ссылки
Тема масонства в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Нравственно-философский аспект
Разделы: Литература
Введение
Кто они – масоны? Почему споры о масонстве продолжаются и сегодня? Чем же оно привлекало великих людей? Каковы нравственные стороны философии масонства и его влияние на формирование мировоззрения людей прошлых эпох и современности? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к истории маонства.
Символами масонства стали орудия труда каменщика: мастерок, отвес, циркуль, угольник, белый фартук. Во главе каждой ложи стоял мастер, венерабль. Управляющий целым союзом назывался гроссмейстером или Великим Мастером. Появились и первые теоретики масонства: Андерсен и Даугулье, которые подвели под масонство философскую базу, начали создавать его теорию и структуру. 24 июня 1717 г. в лондонской пивной “Гусь и гридирон” состоялось собрание делегатов 4 лож “свободных каменщиков”, которые избрали Великую ложу Англии.
Вскоре масонство перекинулось во Францию и другие европейские страны. Появились традиции, новая символика, масоны придумали себе новую историю, восходящую от строительства храма Соломона. Главным строителем этого храма был назначен Адонирам, который был убит за то, что не раскрыл магическое слово, сказанное ему царем Соломоном. Это имя бога Иегова. Эта легенда об Адонираме лежит в основе посвящения в степень мастерства в масонских ложах.
Со временем в ложи стала вступать родовитая знать – придворные и лорды, но тогда нарушился главный принцип масонского устава – неучастие в политической жизни страны.
Масонство из чисто английского явления превратилось в международную организацию. И европейские государи опасались того, что “братья”, нередко занимающие высокие посты в правительствах, могут действовать, исходя из интересов ордена в пользу других держав.
Масоны проповедовали всеобщую религию. Вот как говорилось о ней в “Новой книге уставов”: “В наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех, это та всеобщая, всех объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем не называлось наше вероисповедание”.
В России первые масонские ложи появились в 30-е годы 18 века. В орден вступали по самым разным причинам. Для одних это была дань моде – их привлекала внешняя сторона масонства. Другие видели в нем чистое, высокое нравственно-философское учение и посвящали всю свою деятельность постижению законов братства. Русское масонство ставило перед собой задачу “познания тайны бытия” через христианскую терпимость и “обязательность работы соборной”, которая включала в себя самосовершенствование, духовное творчество, просвещение, строительство человеческого счастья. Изучение масонских символов, хранение масонских тайн, особенности братских отношений вносили мистическое настроение в орден.
“Золотым веком” для русских масонов было царствование Екатерины II. По данным исследовательницы Т.А.Бакуниной- Осоргиной (публикация 1939 г.), в разных городах страны с 1760 до начала 1790-х гг. работало около 100 масонских лож разных систем. Две трети из них действовали в Санкт-Петербурге и Москве.
С воцарением в 1801 г. Александра I начался “серебряный век русских масонов”. В ложи вновь хлынули тысячи дворян, офицеров, чиновников и др. Масоны проявили себя настоящими патриотами во время войн с Наполеоном и заграничного похода русской армии в 1813 г. После войны, во время которой создавались “военно-походные ложи”, масонство еще более расширилось. Именно в масонских ложах начали интересоваться политикой будущие декабристы.
В то же время подавляющее большинство масонских лож придерживались консервативных взглядов. В ложах, как и в 18 в., почти половина членов являлись иностранными подданными. Поворот Александра I к реакционной политике в начале 1820-х гг.привел к тому, что все тайные общества, а среди них прежде всего масонские ложи, были в России запрещены. Этот запрет подтверждали и все последующие императоры.
Масонская традиция в России, насчитывавшая 90 лет, прервалась. Но отдельные представители русской дворянской интеллигенции стали вступать во время пребывания за границей в английские, итальянские и особенно французские ложи. В 1880-х гг. во французских ложах разных систем насчитывались уже десятки русских подданных. И не следует забывать, что российские масоны внесли выдающийся вклад в развитие русской культуры и общественной жизни второй половины XVIII и первой четверти XIX в., в европеизацию страны, в формирование армии и государственного аппарата. Демократические идеалы масонов способствовали смягчению нравов и зарождению народолюбивой идеологии русской интеллигенции.
Главным в философии масонов был и есть человек, его духовное состояние и гармоничное развитие. Взаимопомощь среди членов ордена со временем превратилась в систему благотворительности. Масоны строят и содержат больницы, клиники, научно-исследовательские центры. Филантропические фонды существуют благодаря добровольным взносам членов братства и различным пожертвованиям. В дореволюционной России по инициативе масонов открывались богадельни, школы, воспитательные дома. Но благотворительность – лишь часть деятельности ордена, направленной на благо человечества.
Прогресс общества возможен только при отсутствии войн между государствами и внутри них. А потому вольные каменщики выступают против разрешения конфликтов насильственным путем. Каждый из братьев может и должен принести пользу, пробудив в себе самые лучшие качества. Масоны всех направлений считают: приобретение знаний в естественных и гуманитарных науках, долгая и терпеливая самоподготовка помогут им создать равноправный и справедливый общественный строй, некий храм свободы, равенства и братства.
Нравственно-философские аспекты романа Л.Н.Толстого “Война и мир”.
Роман Л.Н.Толстого “Война и мир” вышел в свет в то время, когда масонские общества в России давно уже были запрещены. Но события романа переносят нас в первые десятилетия XIX века, когда масонство в России процветало. Известно, что Михаил Илларионович Кутузов был масоном, он искал в братстве возможность осмыслить и постичь мир. Его масонская история начинается с 1779 г.: в немецком городе Регенсбург он стал причастен к таинствам ордена. Позже, путешествуя по Европе, Кутузов вошел в ложи Франкфурта и Берлина, а по возвращении в Россию в 1783 г. его признали ложи Петербурга и Москвы. Михаил Илларионович пользовался большим авторитетом среди масонов различных степеней. При посвящении в седьмую степень шведского масонства Кутузову присвоили орденское имя Зеленеющий Лавр и девиз “Победами себя прославить”. Этому девизу вполне соответствовала жизнь полководца.
Более 30 лет Кутузов отдал братству, именно он остановил Наполеона, демона насилия и властолюбия в понимании вольных каменщиков, осуществив тем самым основную цель ордена – достижение мира и спокойствия. В романе Толстого Кутузов уже человек с состоявшимися убеждениями, его не мучают сомнения так, как это происходит с Пьером Безуховым, которого как раз волнуют вопросы нравственного самоусовершенствования. Носителем этих идей в романе “Война и мир” является Иосиф Алексеевич Баздеев, который произвел на Пьера сильное впечатление своей страстной проповедью. Образ Баздеева написан с реального лица – Иосифа Алексеевича Поздеева, очень популярного среди московских масонов. Это обстоятельство, по-видимому, и заставило оставить без изменения имя и отчество персонажа и внести незначительные изменения в его фамилию.
Любимые герои Л.Н. Толстого проходят сложный духовный путь в мучительных поисках истины. Увлекаются ложными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.
Приход Пьера к масонству стал важным событием, поскольку это поможет найти выход его внутренним метаниям. Он “думал, думал, думал и думал”, – сообщает автор. Но чем больше он думал, тем “темнее, запутаннее и безнадежнее представлялись ему прошедшее, будущее и, главное, настоящее”.
Во время таких размышлений, когда Пьер был погружен “в высший склад мыслей, до которых может достигнуть человек”,- в этот момент в комнату вошел незнакомый человек. Это был старый масон Баздеев, который пришел к Пьеру, чтобы обратить его. Он сразу начал разговор о масонстве, предложил ввести Пьера в “братство вольных каменщиков”, где он обретет успокоение. В проницательном взгляде масона Пьер “почувствовал надежду и успокоение”. Через неделю был назначен прием Безухова “в Петербургскую ложу Северного сияния”. Пьер был принят в ложу с соблюдением всех ритуалов. Новая жизнь вселила в Пьера новые силы, и после посвящения в масоны он был “весел и сдержан, как бы подтрунивая над всем миром, зная истину”.
Со дня приема в “братство масонов” для Пьера началась “новая жизнь – деятельности и довольства собою”. Вскоре Пьер, поддержанный братьями-масонами в своих давних намерениях, поехал по имениям “с целью весьма ясно определенной: облагодетельствовать своих двадцать тысяч душ крестьян”.
Смысл жизни Пьер находит в философии нравственного самоусовершенствования как средстве устранения зла в себе и мире. Почему же Пьер, будучи атеистом и считая религию “несправедливою”, вступает в масонское общество? Потому что привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправить тем самым человеческий род и “противоборствовать злу, царствующему в мире”. И он искренне принял новое учение и верил в него. Пьер воспринимал масонство не как религиозную секту с ее внешней обрядностью, а как “лучшее единственное выражение лучших, вечных сторон человечества”. Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал. У него было так много сомнений и колебаний, что он потянулся к тем, кто имел веру и убежденность в чем-то: “Пьер с замиранием сердца… испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни”. Итак, желание обрести что-то устойчивое, цель жизни для себя приводит Пьера в масонство…
Известны слова Л.Н.Толстого о том, что он не видит существенной разницы между основными принципами своего учения и философскими идеями масонства.
Мысли Толстого о победе над злом и об осуществлении христианского идеала всеобщего братства созвучны идеалам масонства о нравственном совершенствовании каждого человека.
…Итак, “Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устраивал ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож… Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, насколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге… ”, – повествует Толстой. Вскоре Пьер убеждается, что многие масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми, которых там было много. “ Из-под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни”. Пьер видел, что многие представители высшего общества, располагавшие не меньшим богатством, чем он, и принесшие масонскую клятву отдать все свое имущество для ближнего, уклонялись от внесения даже грошевой милостыни, и в его душу стали закрадываться сомнения. “В чаду своих занятий и увлечений Пьер, однако, по прошествии года начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из-под его ног, чем тверже он старался стать на ней”. Пьер начал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Он не сомневался в масонстве, но подозревал, что “русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника”. Чтобы разобраться во всем, он едет за границу. Там он получает доверие многих высокопоставленных лиц, проникает во многие тайны, возводится в высшую степень, а в Россию привозит план ордена. Весь этот план был основан на том, “чтоб образовать людей твердых, добродетельных, связанных единством убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель”. В Петербурге он выступил перед “братьями”, говорил долго, но речь его произвела не столько сильное впечатление, сколько волнение и принята была холодно. Предложения его не были приняты, и Пьер, не дожидаясь формальностей, вышел из ложи и уехал домой.
Вскоре последовало полное разочарование: масоны так много говорили о “служении ближнему своему” и так далеки были от практической деятельности, что Пьер окончательно убедился в их паразитическом образе жизни. Он понял, что масонство было для них приятным и забавным времяпровождением, а не серьезным делом. И он покидает общество “вольных каменщиков” навсегда.
Пьеру не удалось довести работу по самоусовершенствованию до конца. Идеи масонов, которые были, как казалось, близки ему, не сумели помочь ему в разрешении всех его проблем, а деятельность его не дала должных результатов.
Нравственно-философские аспекты современного масонства.
Какой будет философия масонства в будущем? Станет ли она влиятельной идеей современности или масонство будет привлекать к себе лишь тайнами и загадочными ритуалами? На все эти вопросы сможет ответить лишь время.