Что такое маркировка молочной продукции
Маркировка молочной продукции
В 2021 году в России начала действовать маркировка молочной продукции. У нее есть особенности: в процессе участвуют типографии и предприятия общепита. Разбираемся, что нужно знать о работе по новым правилам и кого они затронут.
В МоемСкладе доступны все операции с маркировкой. В том числе — приемки и продажа для розничных магазинов и общепита. Маркировка поддерживается даже на бесплатном тарифе МоегоСклада : он включает учетную систему, рабочее место кассира, мобильные приложения и аналитику. Подключите фискальный регистратор — и сразу можно продавать!
Этапы маркировки молочной продукции
Перед тем, как внедрить новые правила, в России провели эксперимент. Уже на этом этапе маркировкой молока занимались две разные системы: Меркурий и Честный Знак. Первая отвечала за сырье до того, как оно попадало на производство, а вторая отслеживала перемещения готовой продукции до продажи на кассе.
Сроки маркировки молочной продукции
В 2021 году нужно запомнить три основные даты, которые связаны со сроками маркировки молочной продукции для розницы, опта, импортеров и производителей.
Обязательства по переходу к новым способам прослеживаемости товаров начнутся в 2022 году и продолжатся в 2023-м.
Чтобы вы точно ничего не перепутали, мы собрали все важные даты в одной схеме.
Сроки маркировки молочной продукции установлены распоряжением Правительства № 3322-р. Скачайте и изучите его.
Правила маркировки молочной продукции
На все упаковки молочной продукции наносится цифровой код DataMatrix. Это маленький код, который можно напечатать сразу на упаковке или на этикетке. Чтобы его получить, производитель должен зарегистрироваться в Честном Знаке и заключить договор с оператором системы ЦРПТ.
Какая молочная продукция подлежит маркировке
Товары, которые нужно маркировать, перечислены на этой схеме с кодами ТН ВЭД и ОКПД 2.
Остатки, которые ввели в оборот до того, как участников рынка обязали наносить коды, не маркируются. Такие товары могут находиться в обороте до окончания срока годности.
Кто должен маркировать молочную продукцию
Производители наносят коды на молоко, сливки, сыры и другие продукты, а также вводят их в оборот — то есть узаконивают продажу, перевозку и хранение товаров.
Розница сообщает о приемке молочных продуктов от оптовика или ИП и продаже клиентам через онлайн-кассу. Оттуда данные уходят в ОФД, который затем отправляет их в Честный Знак.
Маркировка молока для розницы
После того, как магазин получил усиленную квалификационную электронную подпись, зарегистрировался в Честном Знаке и подготовил оборудование, он должен описать товары в каталоге.
Прежде чем вы опишете сыры, мороженое, йогурты, кефиры и другую молочную продукцию в каталоге, нужно заключить договор с Честным Знаком по данной товарной группе. До этого момента вы не сможете создавать карточки.
Все карточки, которые вы создадите в каталоге, попадут в реестр товаров. Туда же автоматически подтянутся карточки, созданные в системе GS1, если ранее вы описывали свои товары там.
Следующий шаг — заказ кодов. Требования к маркировке молока таковы, что розница может заказывать коды только когда заказанный производителем и нанесенный в типографии код поврежден и его невозможно считать сканером 2D-штрихкодов.
В МоемСкладе уже все готово для продажи молочной продукции, которая подлежит маркировке. В Кассе МойСклад теперь можно добавлять и удалять коды маркировки для товаров из этой категории. А еще выводить коды из оборота при продаже и передавать сведения в Честный Знак.
Сможет ли магазин оформить возврат маркированной молочной продукции?
Возврат продуктов питания регулирует закон «О защите прав потребителей». По нему покупатель может отнести обратно лишь некачественный товар. Это значит, что до старта обязательной маркировки молочной продукции, ее разрешается вернуть только если она оказалась испорченной.
С 1 июня магазину также не нужно возвращать в оборот некачественную молочную продукцию. Для системы мониторинга код выбывает сразу после продажи.
Как быть с маркировкой весового сыра в магазине?
Если фасовка происходит в самой розничной точке, то есть прямо в торговом зале, то наносить коды на такую нарезку не нужно.
Как маркировать мороженое на развес в магазине
Есть торговая точка продает мороженое на развес, например, в рожках с шариками, ей не придется наносить коды на каждую порцию.
Когда начинается торговля маркированной молочной продукцией в интернете?
Как и в случае с розницей, для товаров со сроком годности менее 40 дней интернет-торговля начнется с 31 марта 2022 года. А для продукции со сроком годности более 40 дней с 1 июня 2022 года.
Как выводить из оборота молочную продукцию в школьной столовой
Вывод из оборота маркированной молочной продукции по причинам, которые не связаны с розничной реализацией, начнется с 1 сентября 2022 года. С этой даты нужно будет подавать сведения в Честный Знак о том, какие коды маркировки использовались и по какой из причин.
Маркировка молочной продукции с 2021 года для общепита
Кафе и рестораны принимают молоко, сыры, мороженое, кефир, йогурты и другие продукты от оптовиков или напрямую от производителей.
Чтобы приготовить блюда с любым из товаров в категории молочная продукция его нужно вывести из оборота. Для этого работникам заведений общепита придется сканировать коды и списывать их из системы по причине «для собственных нужд».
Иногда рестораны не используют молочную продукцию на кухне, а продают ее в той же упаковке, в какой получили. Это может быть мороженое на летней веранде или сливки, которые посетитель сам добавляет в кофе. Такие товары нужно продавать через онлайн-кассу и поступать с ними так же, как и в розничной торговле.
Как рознице и общепиту подготовиться к маркировке
Тем, кто хочет подготовиться к маркировке сливочного масла, сыворотки и другой молочной продукции, следует пройти те же этапы, что и представителям других отраслей:
УКЭП нужно делать на человека, который может действовать от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя без доверенности.
Как маркировать молочную продукцию с 2021 года на производстве
Наносить коды на молочную продукцию можно тремя способами.
Преимущество работы с типографией в том, что еще до передачи упаковки она сама должна проверить, считываются ли нанесенные коды. Если нет — типография обязана перевыпустить упаковку. Таким образом, для бизнеса процесс становится еще проще.
Датчик технического зрения и сканер оптимальны для всех трех способов.
Если ваша компания выбрала типографский способ, она может оплатить код уже после печати. На это отведено 180 дней. Отсчет начинается с момента отчета, в котором вы сообщите, что нанесли маркировку на упаковку. А завершается, когда вы введете продукцию в оборот.
Взаимодействие систем Меркурий и Честный Знак
Особенность маркировки молочной продукции в том, что этот процесс контролируют две разных системы. Если Честный Знак генерирует цифровые коды, то Меркурий отвечает за ветеринарные документы, без которых коды нельзя ввести в оборот.
Есть три способа взаимодействия Меркурия и Честного Знака:
Способы 2 и 3 подходят для крупных производителей, так как для них нужна интеграция по API.
Во всех способах предусмотрен обмен данными между двумя системами. Он происходит, когда производитель вводит коды маркировки молочной продукции в оборот и указывает соответствующие ветеринарные документы.
Маркировка сыра для производителей
В числе продуктов, которые в 2021 году первыми попали под маркировку по новому закону, оказались сыры. Уже с 1 июня производители обязаны наносить коды на каждую упаковку товара.
Маркировка сыра имеет особенности. Этот продукт относится к товарам с с переменным весом, что влияет на его стоимость. Поэтому в цифровом коде должна быть информация о том, сколько граммов в упаковке. В остальном сведения в DataMatrix для сыров ничем не отличаются от тех, что содержатся в кодах другой молочной продукции.
Маркировка мороженого с 2021 года
Во вторую группу товаров, которых раньше других затронули требования по передачи информации в Честный Знак, попали мороженое и различные виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао. Для их маркировки также используют цифровой код с детальной информацией о продукте.
Цифровые коды не требуются, если молочная составляющая пищевого льда окажется нулевой. Это значит, что маркировать лед, который добавляют в напитки для охлаждения, не нужно.
Производители мороженого, как и другие участники рынка молочной продукции, могут остановиться на одном из трех способов нанесения кодов: прямой, типографский или этикетирование. Выбор зависит от типа упаковки, уровня автоматизации линий и других факторов.
Если упаковка произведена после старта обязательной маркировки мороженого, но кода на ней нет, можно обратиться в типографию. Там наклеят специальные стикеры с недостающей информацией.
Состав кода маркировки молочной продукции
Код маркировки содержит:
Сколько стоит код маркировки
Во время подготовительного периода с 20 января по 1 июня 2021 года коды выдавали бесплатно. Участники должны были нанести коды и ввести в оборот товары до того, как продавцам запретят реализовывать продукцию без маркировки.
После того, как цифровые коды стали обязательными для части молочных продуктов, стоимость DataMatrix может измениться. Следите за новостями на этой странице или подпишитесь на нашу рассылку.
Постановление об утверждении правил маркировки молочной продукции
В декабре 2020 года было подписано постановление Правительства № 2099. В документе утверждены правила маркировки молочной продукции. Скачайте и прочитайте их, прежде чем начинать работу с цифровыми кодами.
Последние новости о маркировке молочной продукции с 2021 года
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе МойСклад и получите бесплатно:
Маркировка молока
и молочной продукции
Регистрация в системе Честный ЗНАК – необходимое требование
для всех участников оборота маркированной продукции
39 811
Пошаговая инструкция работы с маркировкой
Приглашаем вас присоединиться к системе Честный ЗНАК!
Зарегистрируйтесь в системе Честный ЗНАК и пройдите все необходимые шаги по подготовке вашего предприятия к маркировке, в зависимости от типа участия вашей организации. Шаги сопровождаются подробными инструкциями и видео-уроками.
Выберите тип участника оборота и начните регистрацию прямо сейчас:
Производитель/Импортер
Оптовик
Розница
HoReCa/Госучреждения
Не нашли что искали?
Задайте вопрос в службу поддержки
Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись на руководителя организации или ИП
Сертификат электронной подписи можно получить в одном из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров.
Если у вас уже есть электронная подпись, то вы можете использовать ее.
Подпись должна быть выпущена на лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица/индивидуального предпринимателя без доверенности, указанное в ЕГРЮЛ/ ЕГРИП
Установите программное обеспечение для работы с электронной подписью
Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет удостоверяющий центр, выдавший сертификат электронной подписи.
Если вы не получили инструкцию по настройке, воспользуйтесь нашей инструкцией.
Зарегистрируйтесь в системе мониторинга
Для участников, которые уже работают с маркированным товаром.
Если вы уже зарегистрированы в системе маркировки Честный знак, то для того, чтобы начать работу с молочной продукцией необходимо:
1. В разделе «Профиль» — «Данные участника» добавить товарную группу «Молочная продукция»;
2. Указать «Тип участника» для данной товарной группы: Производитель/Импортер товара, Оптовая торговля; Розничная торговля;
3. Подписать пакет документов с Оператором для активации новой товарной группы;
4. Уточнить у поставщиков решений, требуется ли обновление ПО для работы с молочной продукцией.
Не нашли что искали?
Задайте вопрос в службу поддержки
Опишите товары в каталоге
Реестр товаров, состоящий из карточек единичных товаров и наборов, формируется в Каталоге маркированных товаров (КМТ). Доступ к КМТ осуществляется из Единого личного кабинета (ЕЛК) системы маркировки «Честный ЗНАК». Описание товаров в КМТ доступно как через Личный кабинет (поштучно или массово), так и посредством подключения к программному интерфейсу API.
Участнику, имеющему активное членство в Ассоциации ГС1 РУС, доступна функциональность по созданию карточек товаров и по работе с реестром товаров сразу после перехода в КМТ. Карточки товаров, ранее созданные в системе ГС1 РУС, можно самостоятельно загрузить в КМТ, воспользовавшись одноименной кнопкой в профиле участника.
Если Участник не является членом Ассоциации ГС1 РУС, то создание карточек товаров в российском диапазоне префиксов (460-469) не доступно до момента вступления в Ассоциацию. Заявку на вступление в Ассоциацию ГС1 РУС можно заполнить и отправить в профиле участника КМТ, подписав её УКЭП. Для участников оборота маркированных товаров согласованы льготные условия членства в Ассоциации.
Заполнив все обязательные атрибуты в карточке товара, её необходимо направить на проверку и, по результатам положительного решения, подписать карточку УКЭП. Заполненная и подписанная карточка становится доступна для всех операций в системе маркировки «Честный ЗНАК».
Более подробно с функциональностью КМТ можно ознакомиться в пользовательских инструкциях (доступны в меню «Помощь») и видео-уроках на странице «Обучающий центр»
Обязательная маркировка молока и молочной продукции
В 2021 году в России начала действовать обязательная маркировка молочной продукции. Это значит, что производители обязаны наносить на молочные продукты маркировку, а продавцы — сообщать в систему «Честный ЗНАК» о приемке и выбытии.
Рассказываем, кому, когда и что нужно делать, чтобы успешно встроиться в систему маркировки молочной продукции с 2021 года.
Зачем вводят маркировку молочной продукции
Снизить процент контрафакта и фальсификата. Каждый товар будет иметь свой уникальный код, следовательно, можно будет проследить весь его путь от производства до розничной продажи или списания. О каждом этапе движения товара участники оборота обязаны сообщать единой информационной системе «Честный ЗНАК».
Если кто-то изготовит молоко «втемную», без соответствующих сертификатов, он не сможет нанести на него маркировку. А значит, не сможет продавать его через магазины — только неофициально, без кассы и чека. Но потребитель легко сможет об этом узнать, если увидит, что у товара нет кода маркировки. Либо проверит код и увидит, что он фальшивый.
Кроме того, маркировка интегрирована с системой МЕРКУРИЙ, которая связана с сертификацией производства молочной продукции. Это значит, что маркированная продукция будет гарантированно иметь ветеринарный сертификат.
Дать потребителю больше информации о товаре. В код маркировки зашиты данные о продукте, включая его срок годности. Потребитель может отсканировать код и убедиться, что срок на упаковке верный, а продукт не испорчен.
Здоровая конкуренция. Маркировка молока и молочных продуктов полезна не только потребителям. Честные производители и продавцы тоже в плюсе — им не придется конкурировать с продавцами контрафакта, которые из-за низкого качества товара часто снижают цены.
Потребитель может скачать приложение «Честный ЗНАК», отсканировать код маркировки, получить полную информацию о товаре и пожаловаться, если она отличается от информации на упаковке
Какие молочные продукты подлежат маркировке
Кто должен внедрять маркировку
Производители и импортеры. На них — ввод продукции в оборот. Для этого производители и импортеры заказывают коды маркировки, изготавливают на их основе средства идентификации, наносят их на продукцию и передают в систему маркировки отчет о нанесении кодов, а также вводят продукцию в оборот.
Дистрибьюторы. Их задача — грамотно зафиксировать движение маркированного товара на своем участке: приемку, перемещения между складами, отгрузку. О каждом таком шаге нужно передавать информацию в «Честный ЗНАК».
Розница. Задача магазина — зафиксировать движение товара на своем участке: приемку, перемещение, выбытие, например, продажу через кассу. И списание, если товар испортится.
Сроки маркировки молочной продукции
Сроки для производителей:
Сроки для продавцов:
Что делать с остатками. Если к началу маркировки в ассортименте останутся старые, немаркированные товары, маркировать их не нужно. Можно продавать без маркировки до истечения срока годности.
Как продавать молочную продукцию
После того, как все этапы маркировки будут запущены, работа с ней для розничного магазина будет выглядеть так.
Приемка. Вы получаете от поставщика партию молочной продукции. Вместе с ней через электронный документооборот вам приходит УПД — универсальный передаточный документ от поставщика. В нем содержатся коды маркировки на продукцию. В случае скоропортящейся продукции в УПД будут только артикулы и объем.
Подтверждение УПД. Просканируйте коды маркировки на упаковках и в УПД. В случае скоропортящейся продукции просканируйте обычные штрихкоды и оцените объем. Если все совпадает, подпишите УПД с помощью ЭЦП. С этого момента право собственности на товар переходит вам: информация об этом уходит в систему «Честный ЗНАК» автоматически. Теперь товар смело можно продавать, ошибок и накладок не будет.
Продажа. На кассе при продаже молока отсканируйте 2D-сканером код маркировки. Это нужно и в случае скоропортящейся продукции, и в случае продукции с длительным сроком хранения. Касса автоматически передаст сведения из кода в ОФД, а тот — в «Честный ЗНАК». В системе происходит выбытие кода маркировки, и с этих пор молоко считается выбывшим из оборота.
Что нужно магазину для работы с маркировкой
Усиленная квалифицированная электронная подпись. С ней вы регистрируетесь в системе «Честный ЗНАК» и будете подписывать УПД. Получить ее можно в аккредитованных центрах.
Софт для работы с маркированными товарами. Кассовая программа и товароучетная система, которые умеют работать с маркировкой. Может понадобится обновить ваш старый софт, либо купить новый. У АТОЛ выбытие маркированных товаров поддерживает кассовый софт Frontol и Artix.
2D-сканер штрихкодов на кассе и в месте приемки. Местом приемки может быть касса, и тогда достаточно одного проводного или беспроводного 2D-сканера.
Терминал сбора данных. Это карманные компьютеры со встроенным сканером, которые полностью заменяют кассу во время приемки маркированных товаров, а еще помогают быстрее проводить переоценку товаров, инвентаризацию склада, вести учет алкогольной продукции по ЕГАИС.
Онлайн-касса, поддерживающая работу с маркировкой. Как минимум, это означает, что касса должна фиксировать выбытие маркированной продукции и передавать ее код в «Честный ЗНАК». Но лучше, чтобы касса позволяла также принимать маркированный товар: тогда не придется обустраивать отдельное рабочее место для приемки. Например, это может смарт-терминал SIGMA, если подключить к нему дополнительный модуль «Маркировка».
Договор с ОФД о передаче данных в «Честный ЗНАК». Онлайн-касса передает информацию о коде маркировки не напрямую в «Честный ЗНАК», а через оператора фискальных данных. Если вы уже пользуетесь кассой, то скорее всего договор с ОФД у вас есть. Проверьте, входит ли в него передача сведений о коде маркировки в государственную систему мониторинга маркированных товаров. Если нет, попросите оператора включить эту услугу в ваш договор.
Штрафы за нарушение правил маркировки молочной продукции
Согласно ст. 15.12 КоАП РФ:
Все штрафы сопровождаются конфискацией продукции.
Маркировка молочной продукции: как подготовиться рознице и общепиту
С 31 марта 2022 года магазины, кафе, рестораны, столовые будут продавать молочку с маркировкой по новым правилам. Пока они касаются молока и молочных изделий со сроком годности до 40 дней. Сначала срок был установлен на 1 декабря, но потом его продлили до 1 января 2022 года, а вчера перенесли на 31 марта 2022 года. Рассказываем, как изменятся правила продажи, как подготовиться и какие штрафы можно получить за нарушение.
Для чего нужна маркировка на молочной продукции
Таким образом государство борется с контрафактной продукцией. Недобросовестные производители выводят на рынок нелегальный продукт, изготовленный с нарушением ГОСтов и ТУ. Например, под видом цельного молока реализуют раствор из сухого порошка низкого качества, добавляют пальмовое масло для нужного процента жирности, не указывают точный состав на этикетке и т.д.
Закон о маркировке защищает не только интересы конечного потребителя, но и представителей малого бизнеса. Небольшие магазины, рестораны или кафе не всегда могут закупаться у крупных и проверенных поставщиков. Поэтому есть риск приобрести партию некачественного продукта и получить жалобу от клиента. Маркировка даёт уверенность в том, что состав и срок годности действительно соответствуют указанному на упаковке.
Как выглядит маркировка
Это двумерный код Data Matrix, в котором зашифрована информация о реализуемой продукции: изготовитель, наименование продукции, дата изготовления, срок годности и прочие сведения. Его наносят на этикетку или непосредственно на упаковку.
Какие продукты нужно выводить из оборота через кассу
Согласно Правилам в перечень маркируемой молочки со сроком годности не более 40 дней вошли:
Что потребуется для продажи маркированной молочной продукции
Регистрация в системе «Честный ЗНАК». Обязательна для всех, кто связан с реализацией маркированных товаров. Розница и общепит подключаются, чтобы передавать данные о выбытии кодов маркировки. Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК» можно прямо через кассу. Такую возможность поддерживают, например, модели Эвотор, Вики, Касса Ф.
Подключение к системе «Меркурий». Это система ветеринарного контроля товаров. Предприниматель должен быть зарегистрирован в ней, если торгует товарами животного происхождения.
Оборудование. Тем, кто ещё не продавал маркированные товары, потребуются:
Подключение к электронному документообороту (ЭДО). Нужно, чтобы принимать маркированные товары от поставщика. Через ЭДО партнёры обмениваются документами на товар. В этой статье мы рассказывали как подключить и настроить ЭДО.
Как рознице и общепиту выводить молочную продукцию из оборота
Продажа в розничных магазинах
Схема реализации молочной продукции будет следующей:
Код маркировки выбывает из оборота и больше нигде не числится. Пробить через кассу ещё раз один и тот же товар не получится.
Продажа в общепите
Правила и сроки выведения кодов из оборота зависят от того, использует ли общепит молочную продукцию как сырьё или в первозданном виде продаёт клиенту.
Кафе, рестораны и столовые, которые покупают молочку исключительно для кухни, обязаны передавать информацию о выбытии кода только с 1 сентября 2022 года.
При этом выводить коды нужно не через кассу, а в личном кабинете на сайте «Честный ЗНАК» с признаком «Для собственных нужд предприятия». Сделать это нужно в течение трёх дней после вскрытия тары. Отражать маркировку в чеке при продаже готовых блюд не нужно.
А если в общепите продают, например, фасованный сыр или сливки в индивидуальных пакетиках, то их нужно выводить из оборота через кассу как в магазине с 31 марта 2022 года.
Нюансы, о которых нужно знать
При продаже маркированной молочки могут возникнуть проблемы:
Как выводить из оборота развесной товар
Рассмотрим на примерах.
Магазин продает сыр на развес и продавец делит головку на части. Наносить маркировку на каждый отрезанный кусок не нужно. Код маркировки нужно выводить в личном кабинете «Честный ЗНАК» в течение трёх дней после нарезки. При этом указывайте причину «Продажа на развес». Упаковку сыра не выкидывайте. При продаже частей головки сыра будете считывать с неё штрихкод и марку.
Следующий этап маркировки
С 1 сентября следующего года хозяин магазина или точки общепита обязан будет принимать продукцию по товарно-транспортной накладной, которая в электронном виде поступит в товароучётную систему. Он может возложить эту обязанность и на другого сотрудника. Если магазинов несколько, то принять партию сможет администратор или кассир. Чтобы сделать это, нужно отсканировать код на групповой упаковке и подтвердить операцию.
До 1 декабря 2022 года сканировать можно только общую тару, где находится молочная продукция. Это называется групповой приёмкой товара. После этой даты нужно пробивать марку и принимать каждую упаковку молочки отдельно.
Штрафы за непробитие маркированной молочной продукции
Помимо штрафов предусмотрена конфискация молочки, на которой отсутствуют коды маркировки.
С декабря 2021 года начинает действовать статья 15.12.1 КоАП со штрафами за нарушение порядка и сроков предоставления сведений о приёмке или выбытии кодов в ГИС МТ. Штраф для юридических лиц составит 50-100 тысяч рублей, для должностных лиц — 1-10 тысяч рублей.
Маркировка коснётся всех участников оборота молочной продукции. Рекомендуем подготовиться заранее, не дожидаясь марта.