Что такое маркетинговая политика
Что такое маркетинговая политика? И из чего она состоит?
Многих начинающих предпринимателей обуревает множество терзающих их вопросов относительно выбранной экономической деятельности.
Так, например, вступающие на дорогу бизнеса интересуются, что такое маркетинговая политика, и можно ли в предпринимательстве обойтись без нее?
Для такой экономической категории есть несколько понятий. Попробуем с ними разобраться.
Во-первых, маркетинговая политика – это стратегия, выбранная компанией, частным предпринимателем в качестве системы управления бизнесом, предполагающей тщательный учет процессов, происходящих на рынке для принятия правильных экономических решений.
Во-вторых, маркетинговая политика – это специально разработанная бизнес-программа конкретного предприятия, фирмы, предпринимателя. В компаниях их разработкой занимаются специальные отделы либо специалисты – профессиональные маркетологи.
Под маркетинговой политикой также понимают комплекс мероприятий (стратегического, тактического характера), направленных на обеспечение стабильного получения реализационной прибыли, закрепление, удержание положения на рынке, расширение круга потребителей, географического сегмента продаж, получение конкурентных преимуществ.
Чтобы понять, что такое маркетинговая политика, необходимо знать из чего она состоит. Формирование маркетинговой политики любой организации бизнеса включает в себя следующие разделы:
— сбытовая политика (строится одновременно в направлениях развития существующего рынка и поиска новых рынков для бизнеса, а также повышения конкурентоспособности);
— снабженческая политика (должна обеспечивать стабильность в поставках сырья, материалов, требуемых для осуществления предпринимательства. Возможно внедрение конкурсного, тендерного порядка их выбора.);
— ценовая (тарифная) политика (под ней понимаются общие цели, которые достичь предприниматель собирается посредством установления цен на свою продукцию).
Таким образом, недостаточно просто знать, что такое маркетинговая политика, необходимо еще иметь представления о ее роли в бизнесе и ее обязательных компонентах.
Маркетинговая политика – это важная составляющая бизнеса, без которой сегодня его продвижение и успешность просто невозможны, особенно если учитывать существующие суровые условия современной конкуренции в экономических секторах.
Что такое маркетинговая политика: разработка
Узнайте больше о целях, задачах и структуре маркетинговой политики
Маркетинговая политика — это документ, в котором описывают маркетинговую стратегию, должностные обязанности, правила продвижения и рамки поведения на рынке. В этом своде правил могут быть указаны цели бизнеса, целевая аудитория, правила продаж, ассортимент, позиционирование, методы проведения рекламных кампаний и многое другое.
Содержание
Задачи маркетинговой политики
Независимо от сферы бизнеса, маркетинговая политика определяет рыночную деятельность и описывает организацию работы компании для повышения узнаваемости бренда, а также продвижения товаров и услуг. Этот документ является основой для принятия управленческих решений. Давайте посмотрим, какие задачи ставят перед маркетинговой политикой:
Маркетинговая политика всегда основывается на миссии, видении и ценностях компании. Однако, в отличие от этих фундаментальных понятий, она может меняться вместе с долгосрочными целями бизнеса. Давайте подробнее рассмотрим элементы маркетинговой политики.
Структура маркетинговой политики
Выделяют четыре элемента маркетинговой политики: коммуникационная политика, сбытовая, товарная и ценовая. Далее мы подробнее разберем каждый из них.
Чтобы лучше понять, что собой представляет документ маркетинговой политики и как его разработать, ознакомьтесь с полезными рекомендациями в следующем разделе.
Разработка маркетинговой политики
Маркетинговая политика — это эффективный инструмент для ведения бизнеса. Чтобы этот документ стал фундаментальным руководством по организации рыночной деятельности, важно сделать его максимально подробным. Ниже вы ознакомитесь с пошаговым планом, который поможет вам в создании маркетинговой политики.
Регулярно пересматривайте свою маркетинговую политику, чтобы она соответствовала выбранным целям компании и была достаточно полной для принятия стратегических решений.
Маркетинговая политика
Маркетинговая политика — это свод законов, определяющий и оправдывающий основную идею бизнеса, цели бизнеса в отношении рынка, фиксирующий основные рамки рыночного поведения и определяющий стратегию маркетинга.
Маркетинговая политика – это надстройка над всей рыночной деятельностью компании. Маркетинговая политика является частью общей политики бизнеса и описывает только совокупность правил, взглядов и устремлений компании в отношении ее рыночной деятельности. Политика фиксирует маркетинговый подход компании, когда «удовлетворение потребностей рынка» является основополагающим мерилом всей деятельности компании, – от принципов создания самого бизнеса, выбора вектора развития, до создания продуктов и реализации товаров и услуг.
Цель маркетинговой политики – формирование рыночного сознания владельцев, маркетологов, другого исполнительного менеджмента компании.
Бизнес и экономика не создают ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни эстетических или политических идей. Идеи, нормы поведения, как и сами рыночные отношения создают люди. Часто сиюминутная выгода, мысль, устремление, способны повлиять кардинальным образом на их устремления, привести к достижению как положительных, так и отрицательных – разрушительных результатов. Политика маркетинга фиксирует правила деятельности компаний, бизнесменов, менеджмента, в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими устоями, условиями и общественными, в том числе, и рыночными законами.
С одной стороны политика маркетинга определяет рыночную деятельность. С другой, маркетинговая политика, являясь надстройкой, – вторична, зависима от базиса – стратегии бизнеса, стратегии маркетинга – от рыночных целей, которые ставит перед собой компания и от тех средств, которые она применяет для достижения целей. Политика маркетинга может как соответствовать базису – стратегии, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя маркетинговое развитие компании.
Отсутствие маркетинговой политики – причина блуждания компании от одной новой «идеи» до очередной, причина для неоправданных расходов, паразитирования или пожирания одних бизнес-направлений другими, отсутствия внятного и понимаемого рынком позиционирования.
Задачи маркетинговой политики:
Основными элементами политики маркетинга любой компании являются:
Политика маркетинга
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие, цель и задачи политики маркетинга
Под политикой маркетинга понимают свод принципов, который определяет и оправдывает основную бизнес-идею, цели компании относительно рынка, а также фиксирует основные границы рыночного поведения и разработки маркетинговой стратегии.
Маркетинговая политика является определенным планом, согласно которому строится программа деятельности предприятия по продвижению продукции и услуг и способствует определению основных направлений дальнейшего развития компании.
Маркетинговая политика является основной составляющей управления маркетингом на предприятии. Она требует четкой разработки и реализации планов в области товарной, ценовой, сбытовой стратегий и стратегии продвижения.
Политика маркетинга – это часть общей политики бизнеса, которая описывает комплекс правил, взглядов и направлений развития организации в отношении ее деятельности на рынке. Политика определяет маркетинговый подход предприятия, при котором удовлетворение потребностей рынка считается основополагающим критерием деятельности компании.
Цели маркетинговой политики заключаются в достижении максимально высокого потребления продукции компании, максимально высокой удовлетворенности потребителей, повышении прибыли и представлении широкого выбора товаров на рынке.
Данные цели достигаются за счет маркетингового цикла, который включает следующие этапы:
С одной стороны, маркетинговая политика определяет деятельность компании на рынке, с другой – она является зависимой от бизнес-стратегии предприятия, тех целей, которые оно ставит перед собой и тех инструментов, которые оно использует достижения поставленных целей.
Основные задачи маркетинговой политики:
Готовые работы на аналогичную тему
Основные элементы политики маркетинга
К основным элементам политики маркетинга относят следующие:
Товарная политика предполагает, что компания должна постоянно расширять ассортимент предлагаемой продукции, поскольку потребности и запросы потребителей растут. Также это необходимо делать для поддержания конкурентоспособности.
Для того, чтобы быть успешной на рынке организация обязана показывать рынку, что она следует в ногу с НТП, использует инновационный подходов в процессе производства товаров. Компания должна опережать потребности, идти на шаг вперед конкурентов.
Ценовая политика – это политика предприятия относительно стоимости производимой продукции. Это деятельность компании на рыночных ценовых нишах, а также поиск оптимального соотношения цена-качество для самой организации и потребителей.
Сбытовая политика подразумевает деятельность по доведению товара до потребителя. Для этого следует определить, какие каналы сбыта будет использовать компания: прямые или косвенные. Последний вариант предполагает реализацию продукции через посредников (дилеров, дистрибьюторов, торговых агентов). Также предприятие принимает решение об открытии интернет-магазина, т.е. организация не только офлайн, но и онлайн продаж своих товаров.
Тесно связана со сбытовой политикой логистика. Это организация управления складскими запасами и системой поставок продукции. Компания принимает решения относительно доставки продукции до потребителя на основе базисных условий поставок, оптимизации транспортных и складских расходов.
Продвижение – это поиск способов стимулирования покупок, политика повышения продаж продукции. Это деятельность компании, которая определяет и устанавливает правила продвижения товаров с использованием ATL (традиционная реклама) и BTL (нестандартные способы) технологии.
В компании должен быть информационный центр, который собирает всю необходимую информацию о ее внешней и внутренней среде. Эти сведения обрабатываются, анализируются и предоставляются в форме отчетов для принятия соответствующих решений.
Разработка маркетинговой политики
Разработка политики маркетинга играет значимую роль в деятельности предприятия. Она необходима для обеспечения эффективности мероприятий, которые проводит компания, а формирование политики маркетинга как процесса зависит от самой организации маркетинговой деятельности на предприятии, его целей и задач.
Разработка политики маркетинга включает следующие действия:
На процесс разработки маркетинговой политики влияет ряд факторов:
Процесс разработки политики маркетинга состоит из нескольких этапов:
Политика маркетинга компании
Маркетинговая политика (политика маркетинга) – одно из наиболее неоднозначных маркетинговых понятий. Ни в российской, ни в зарубежной научной литературе нельзя найти четкого определения, однако, нет ни одной компании, которая работала бы без нее. Что же она и себя представляет и какие задачи помогает решать, описано в данной статье.
Вы узнаете:
Даже гуру маркетинга Филип Котлер не трактует этот термин, переходя сразу же к его элементам – товарной, сбытовой, ценовой и коммуникационной политикам. Нередко можно встретить понимание маркетинговой политики как плана маркетинговой деятельности компании. Но такой подход является неверным, поскольку есть понятие «маркетинговый план», именно оно включает перечень всех мероприятий, запланированных на определенный период.
Обобщая представленную в статьях и книгах информацию и опираясь на практический опыт, можно дать следующее определение. Маркетинговая политика – это правила, определяющие суть и границы рыночного поведения и маркетинговой деятельности компании, исходя из стоящих перед ней операционными и стратегическими целями. Она фиксируется в виде одноименного документа и является частью общей (корпоративной) политики компании.
Какие задачи решаются с ее помощью:
Таким образом, политика маркетинга – это правила игры бизнеса на рынке, регламентирующие маркетинговую деятельность и формирующие базис для принятия управленческих решений. Если она отсутствует, предприятие может терять драгоценное время в попытках заниматься всем и сразу и нести неоправданные расходы, не приводящие к желаемому результату. Кроме того, эффективность маркетинговой деятельности снижается за счет непонятной системы распределения бюджетов между брендами, товарными категориями или направлениями бизнеса и отсутствия четкого позиционирования как конкретных брендов, так и бизнеса в целом.
В отличие от миссии, видения и системы ценностей, которые являются более фундаментальными и пересматриваются только в случае кардинальных изменений во внешней среде или в целях, политика маркетинга может меняться с частотой, соответствующей изменению долгосрочных целей и приоритетов бизнеса. При этомона всегда базируется на корпоративных и маркетинговых целях и стратегии, миссии, видении и ценностях бизнеса.
Маркетинговая политика не может существовать изолированно. Она всегда разрабатывается на основе следующего базиса (рис. 1):
Рис. 1. База для разработки маркетинговой политики
Маркетинговая политика включает в себя четыре элемента, соответствующие комплексу маркетинга (рис. 2).
Рис. 2. Элементы маркетинговой политики
Рассмотрим отдельно каждую политику.
Она преследует две цели:
Данная политика определяет правила и принципы работы по всем вопросам, касающимся ключевого элемента комплекса маркетинга, на котором базируется вся деятельность компании. В зоне ее ответственности находятся:
Товарная политика может касаться одного из трех направлений (рис. 3).
Рис. 3. Направления товарной политики
В рамках работы с существующей продукцией она является базисом для принятия решений о выведении позиций из ассортимента, модификации существующих товаров и услуг (изменение размера упаковки и рецептуры или скорректированный способ оказания привычной услуги) или рестайлинга упаковки или самого товара. Все эти действия ориентированы преимущественно на существующих потребителей, но могут привлечь внимание и тех, кто раньше не приобретал товары и услуги компании.
Разработка новых брендов может происходить в рамках существующих и новых товарных категорий. Все действия в этой сфере направлены на существующих и новых потребителей товаров и услуг компании.
Разработка новинок реализуется в рамках создания новых брендов, в линейке существующих брендов, в существующих или новых товарных категориях. Как и в предыдущем случае, новая продукция ориентирована на обе категории потребителей.
Ее целью является определение правил установления конкурентоспособных цен на новую и при необходимости корректировка цен на существующую продукцию.
Ценовая политика определяет правила и принципы по трем направлениям (рис. 4).
Рис. 4. Направления ценовой политики
Ценовое позиционирование определят, в каком сегменте находится продукция компании и каким образом ее цена соотносится с ценами конкурентов в выбранном ценовом сегменте. В том случае, когда конкуренты поднимают или снижают цены, например, при существенных изменениях на сырьевом рынке, компания должна пересматривать свои цены в рамках выбранного позиционирования. Это позволят избежать потери доходности, если ее цены будут ниже цен конкурентов, или потери продаж, если цены останутся выше конкурентных.
Пример позиционирования на рынке молока приведен в таблице 1. В данном случае представлены основные бренды молока без разделения на стерилизованное и пастеризованное. В рамках реального позиционирования рекомендуется делать его в максимальной детализации – в данном случае отдельно по каждому виду молока.
Пример ценового позиционирования на рынке Санкт-Петербурга
Сегмент | Позиционирование на рынке Санкт-Петербурга |
Низкий ценовой сегмент | -12% от средней цены и менее Пискаревское (домик и пакет), Клевер, Простоквашино (пэт), То, что надо, Экомилк, Молоко (Дмитровский МЗ) |
Средний ценовой сегмент | ±12% от средней цены Домик в деревне, Свежее, Большая кружка, Сударыня, Parmalat, Вкуснотеево, Свитлогорье, Простоквашино (крышка), Домик в деревне (крышка и клапан), Веселый Молочник, Брест-Литовское, Правильное молоко, Бабушкина крынка, Афанасий живое |
Высокий ценовой сегмент | +12% от средней цены и более Valio, Вологодское, Домик в деревне (бутылка), Деревенское |
Установление цен на новые товары и услуги предполагает:
Компания может установить цены на новинки, понимая себестоимость и зная ценовое позиционирование и ожидания по доходности, также фиксируемые в политике. Например, для брендов среднего ценового сегмента маржинальность может составлять не менее 40% при соблюдении позиционирования относительно ключевых конкурентов.
Корректировка цен на существующую продукцию проводится в случае ее модификации и изменения рыночной ситуации, например, при демпинге конкурентов или при резком изменении цен на сырье. Ситуации корректировки также должны быть прописаны в политике.
Ценовые акции являются временным снижением цен, осуществляемым с целью стимулирования спроса на товары или услуги компании. Это могут быть сезонные скидки, ответ на акции конкурентов, распродажа стоков, преференции для постоянных клиентов и т.п. Все причины, по которым может проводиться снижение цены, определяются ценовой политикой.
Ее целью является увеличение продаж товаров и услуг компании за счет выстраивания эффективной системы, включающей в себя четыре направления (рис. 5).
Рис. 5. Направления сбытовой политики
Она отражает все вопросы, связанные с доведением информации о компании и ее предложениях до целевой аудитории. Ее инструментами являются реклама, PR, стимулирование продаж (потребителей и посредников), событийный маркетинг, промо-маркетинг, сувенирная продукция, рекламная полиграфия, интернет-маркетинг, мобильный маркетинг, вирусный маркетинг, партизанский маркетинг и другие способы и подходы, позволяющие «достучаться» до потребителей.
Коммуникационнаяполитика задает границы при решении следующих задач:
Она определяет правила:
Подводя итоги статьи, хочу порекомендовать вам в обязательном порядке прописать маркетинговую политику, если в вашей компании ее еще нет. Ее наличие существенно облегчает жизнь не только маркетологам, но и остальным подразделениям, взаимодействующим с отделом маркетинга по перечисленным выше вопросам. Если же у вас уже есть маркетинговая политика, рекомендую проверить ее полноту и актуальность уже приведенных в ней положений, чтобы они соответствовали действующим на данный момент целям и стратегии.