Что такое маркетинг и менеджмент
Маркетинг-менеджмент
Маркетинг-менеджмент
Маркетинг-менеджмент — процесс принятия управленческих решений в организациях с целью удовлетворения потребностей клиентов в предлагаемом товаре.
Представляет собой анализ и планирование, реализацию и контроль за проведением различных мероприятий, которые направлены на установление, поддержание и постоянное усовершенствование обмена с потребителями ради достижения конкретных целей компании (например, увеличение доли рынка компании, получение прибыли).
Управление маркетингом (маркетинг — менеджмент) можно разделить на 4 основные направления:
Смотреть что такое «Маркетинг-менеджмент» в других словарях:
Маркетинг-Менеджмент — маркетинг, представляющий собой системную концепцию управления компанией, фирмой, включающей в себя задачи управления, планирования, контроля и координации деятельности в условиях рынка. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
маркетинг-менеджмент — 1) Управление маркетингом на различных уровнях рыночной экономики; 2) целенаправленная координация и формирование всех мероприятий фирмы, связанных с рыночной деятельностью на уровне предприятия, на уровне рынка и на уровне общества в целом; 3)… … Терминологический словарь маркетинга
Маркетинг — Основные понятия Продукт • Цена Дистрибуция • Услуга • Розница Управление брендом (англ.) Экаунт маркетинг • Этика (англ.) Эффективност … Википедия
Маркетинг из уст в уста — Маркетинг Основные понятия Продукт • Цена Дистрибуция • Услуга • Розница Управление брендом (англ.) Экаунт маркетинг • Этика (англ.) Эффективность ( … Википедия
МАРКЕТИНГ — анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических условий реализации произведенной продукции. На основе МАРКЕТИНГА предпринимателями, фирмамии предприятиями разрабатываются программы… … Финансовый словарь
МЕНЕДЖМЕНТ — [мэ; нэ], а; м. [англ. manadgement] Совокупность методов, приёмов управления производством. Теория менеджмента. * * * МЕНЕДЖМЕНТ МЕНЕДЖМЕНТ (англ. management, от manage управлять), совокупность принципов, методов управления фирмой (шире… … Энциклопедический словарь
Менеджмент — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Менеджмент (от англ. management управление, руководство, менеджмент, администрация, дирекция, умение владеть) означает разработку (моделирование), создание… … Википедия
Менеджмент (система управления) — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Менеджмент (в максимально широком смысле) руководство социально экономическими системами. Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации и управления. Взаимосвязь … Википедия
МАРКЕТИНГ В УПРАВЛЕНИИ — интегрирующая общая менеджерская функция, обеспечивающая рыночную ориентацию всех видов деятельности, участвующих в создании ценности. По П. Друкеру, это весь менеджмент, осуществляемый с точки зрения потребителя; маркетинг не есть сбыт, но… … Маркетинг. Большой толковый словарь
МЕНЕДЖМЕНТ — (англ. management; administration). Термины «М.», «управление», «администрирование» часто употребляются как син., иногда различаются. Так, об администрировании чаще говорят применительно к организациям государственного и некоммерческого сектора,… … Большая психологическая энциклопедия
Что выбрать: маркетинг или менеджмент? Чем отличается профессия маркетолога и профессия менеджера?
Тему начну с письма одного нашего будущего коллеги. Это письмо и послужило причиной написания этой записки.
Здравствуйте Павел Евгеньевич.
Я стою перед сложным жизненным выбором. В этом году мне нужно поступать в универсисет (я из Украины) но я не могу определиться с направлением. Я выбираю между маркетингом и менеджментом.
Не могли бы Вы более подробно (простыми, понятными словами) описать данные направления. Я хочу идти на эти направления поскольку не вижу себя обычной «офисной крысой», а хочу активно участвовать в жизни фирмы, компании и так далее. Я хочу получить должность на которой мое слово будет не пустым местом. Я хочу что-то решать, что-то придумывать. Может у Вас есть какие-то определенные тесты, анкеты и т.д. которые мне помогут определиться. Это очень важно для меня и я буду очень рад Вашему ответу. Заранее спасибо.
Маркетинг: наука и ремесло
Маркетинговым мышлением должны обладать представители довольно широкого спектра профессий. Любой, кто что-либо делает ради покупателя, с целью делать его жизнь лучше, упростить покупателю выбор товаров, помогает покупателю получить удовлетворение о услуг и товаров, которые предлагает компания, должен обладать этим особым мышлением. Думать, как маркетолог, обязательно должны:
Кто такой специалист?
Итак заниматься чем-то: продавать, перекладывать на столе бумажки, писать отчеты, планировать работу, прогнозировать результат, налаживать взаимоотношения, контакты с прессой, государственными структурами, магазинами, представителями оптовых компаний, рисовать рекламные макеты, размещать рекламу, придумывать тексты и заниматься веб-мастерингом (разработка сайтов) – вся эта разнообразная работа – это специальная работа или работа специалиста.
Специализация специалиста
В компании всех сотрудников группируют по направлениям. Традиционно направлений пять (может быть и больше и меньше):
Другие маркетингово-ориентированные специалисты, занимаясь продвижением товаров (промоушеном) могут специализироваться: один – на популяризации товаров через розничные точки продаж, другой – через продажи оптом, с использованием опыта и системы распределения других, дистрибьюторских, компаний. Опут первого специалиста не применим в работе второго.
Над каждым направлением поставлен руководитель-менеджер: начальник отдела, руководитель группы. Над всеми направлениями стоит еще одна группа менеджеров — менеджмент общего руководства. Они себя называют высший менеджмент или ТОП-менеджмент. Это особые специалисты – специалисты в управлении.
Кто такой маркетинговый специалист?
Маркетолог – это общее и собирательное понятие, означающие и специальные знания и навыки в области той или ной специализации маркетинга. Очень рекомендую прочесть заметку на полях о том, что же такое маркетинг.
Главное, что маркетолог – это философия и отношении к рыночной деятельности, это специалист в науке маркетинга и проповедник идей маркетинга! Без этого маркетолога не бывает. Убери отношение, философию и эмпатию и останется только специалист и хороший человек, только упаси Бог пускать такого в рынок! Пусть сидит в бухгалтерии, крутит гайки на заводе или управляет командой специалистов в офисе.
Кто такой менеджер?
Менеджер – это специалист в управлении. Это не специалист в маркетинге, в разработке креаливных макетов илив специфике полиграфической печати. Менеджер – это:
Рыночный (маркетинговый) менеджмент
Из всех групп в разделе «Специализация (выше) для нас с Вами интересна одна – маркетинг: реклама и продвижение. Все сотрудники этой группы призваны нести знание о товаре и о самой компании в массы — в рынок. Сотрудники занимаются разработкой самых нужных для рынка товаров и услуг, выработкой простых и доходчивых методов коммуникации с клиентами, партнерами, друзьями компании, представителями власти и т.п., со всеми, кто тем или иным образом заинтересован в товаре, может повлиять на его судьбу.
Я бы не сказал, что эта группа менеджеров — самая креативная и творческая в компании. Не меньше творчества, с кажем, в работе сотрудников отдела продаж или у разработчиков новых продуктов на производстве. Не меньше драйва они испытывают от результата своей деятельности, но я остановлюсь на работе, связанной с рынком – удовлетворением потребностей людей, которые за это удовлетворение готовы заплатить.
Менеджер без маркетинга
Итак, выучившись, студент с дипломом «менеджера» на руках может руководить! Может выбрать для себя одно из направлений и специализироваться на одном из видов менеджмента. Если менеджер, хорошо выполняя работу по финансовому планированию, руководит процессом производства или развития промышленного предприятия – он просто хорошо выполняет свою работу и он — не маркетолог. Менеджеры без маркетингового образования прекрасно руководят процессами, происходящими внутри компании, они замечательно отрабатывают менеджмент коммуникации с поставщиками и контрагентами, вот только к покупателям, клиентам, рыночным посредникам допускать менеджера без маркетингового образования и маркетингового мышления не стоит. Понятно да?
Про маркетинг и институт
Маркетингу учит только рынок!
Чему же учат в институтах?
Маркетинговые профессии?
Более чем подробно описал знакомые мне специализации маркетинг-менеджеров вот в этой заметке. Хочется добавить, что что это в какой-то мере исчерпывающий список. Если Вы знакомы с другим менеджментом, допустим, менеджментом по организации печати визиток, то к маркетингу этот менежмент стоит столько близко, насколько философия маркетинга близка тем, кто этим процессом занимается.
Что же выбрать: маркетинг или менеджмент?
По сути верно сформулированный выбор стоит:
Если вы хотите заниматься финансовым менеджментом – ваша дорога к профессии лежит через ВУЗы с кафедрам управления финансами.
Получав диплом маркетинг-менеджера стать управляющим в ГАЗПРОМе вполне реально, хотя управленцев-экономистов или управленцев-юристов там жалуют больше.
Если хотите стать управленцев в области маркетинга, то факультеты менеджмента ВУЗов с сильной кафедрой маркетинга – это для вас. Если вас занимают преспективы: разработки нового продукта, реализации креативных идей, управление разработкой промышленного дизайна, освоение новых коммуникаций с людьми, создание новых рынков сбыта – если вам близки идеи маркетинга, то помимо специальности менеджмента вам придется освоим одну из длинного списка маркетинговых профессий. Маркетинговый факультет – все это даст, но это будет только начало. Дальше предстоит выбрать и освоить одну из маркетинговых профессий и придется стать специалистом в одном из направлений маркетинга, а позднее, и получить углубленные специальные знания – придется стать специалистом и начать стоить карьеру.
Ну вот это пока все. Появится вопросы, пишите на форуме маркетологов, в почту. Отвечу всегда, пусть и не всегда час-в-час с вашим письмом. Удачи.
Менеджмент и маркетинг: в чем разница, что выбрать
Последние 10-15 лет специальность «менеджмент» неизменно входит в топ-10 самых популярных у абитуриентов, а с недавних пор многих поступающих привлекает также направление «маркетинг». В сегодняшней статье мы разберёмся с вопросом, чем отличается менеджмент от маркетинга и какую из этих профессий лучше выбрать.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Определиться с поступлением и хорошо учиться помогут советы из нашего информационного телеграм-канала. А в специальной группе вы найдёте крутые акции и выгодные предложения для учебных работ.
Маркетинг и менеджмент: отличия, куда поступить
Расскажем кратко, чем маркетинг отличается от менеджмента и какую образовательную программу предпочесть абитуриенту.
Менеджмент и маркетинг: в чём разница
Чтобы понять разницу между специальностями, важно разобраться с определением понятий.
Менеджмент — система управления и контроля в организации, маркетинг — продвижение и реализация продукта или услуги.
Исходя из этого, выделим основные различия:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Конечная цель и менеджера, и маркетолога — увеличить прибыль компании
На какую специальность лучше поступить
При выборе направления советуем учесть несколько факторов:
Если вы собрались получать высшее образование по одной из этих специальностей, рекомендуем прочитать наши статьи со списками вузов, где обучают менеджменту и маркетингу.
Если вы хотите начать учиться по одному из этих профилей уже после 9-го класса, то учтите, что в колледжах это направление будет называться иначе. Основам маркетинга в техникумах учат по образовательной программе «реклама», а к специальности менеджмента относятся такие программы:
Выбирайте, какая профессиональная отрасль вам интереснее: производство, экономика, транспорт или искусство.
Независимо от того, какое направление вы выбрали, хорошо учиться поможет студенческий сервис. Там работают профессионалы и по менеджменту и маркетингу, и по другим специальностям.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Экономика. 10 класс
Конспект урока
Название предмета и класс: экономика, 10 класс
Номер урока и название темы: урок №15 «Менеджмент и маркетинг»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Глоссарий по теме: менеджмент, менеджер, структура предприятия, планирование, мотивация, контроль, маркетинг, маркетинговое исследование, реклама, рекламная стратегия, бизнес-план.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Современное общество отличается высокой динамичностью социальных и экономических процессов. Рыночные преобразования требуют новых подходов к организации и управлению всеми элементами хозяйственной деятельности.
Менеджмент возник в начале XX века и уже через несколько десятилетий стал влиятельной общественной силой. С появлением транснациональных корпораций, сравнимых по экономическому потенциалу с отдельными государствами, роль менеджеров приобрела колоссальное значение.
Менеджмент – это деятельность по управлению и координации работы предприятия и его подразделений, включая коллектив руководителей предприятий.
К принципам менеджмента относятся закономерности и требования, выполнение которых обеспечивает эффективную работу предприятия:
Основные принципы менеджмента влияют на достижение предприятием экономических целей – повышение эффективности производства за счёт снижения себестоимости продукции (материалоёмкости, трудоёмкости, общепроизводственных затрат) и получение прибыли.
Менеджер – это лицо, занимающее управленческую должность и наделённое полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
В зависимости от размера фирмы, иерархия менеджмента делится на уровни:
высший – президент компании, генеральный директор, председатель совета директоров;
средний – заместители руководителя, руководители крупных структур – отделов, цехов;
низовой – руководители первичных подразделений – бригад, секторов, участков.
Современный управленец – это не просто должностное лицо, а человек, который поведёт команду вперёд и приумножит прибыль, именно поэтому он должен обладать знаниями в области экономики и управления, уметь ставить цели и эффективно решать актуальные задачи, проявлять инициативу, самостоятельность, быть справедливым и неравнодушным к сотрудникам. Качество работы менеджера отражается как на финансовых, так и на производственных результатах предприятия, а кому-то из них приносит мировую известность. Ли Якока (США) успешно работал у Генри Форда II, но после определённых разногласий перешёл в руководство Chrysler, где сумел буквально реанимировать автомобильную компанию, находившуюся на грани банкротства. Лесли Ричард Гровс (США) руководил в 1942 году Манхэттенским проектом по созданию ядерной бомбы. Он не имел никакого отношения к науке, но, как никто, гениально управлял процессом её создания. Маргарет Уитмен (США) превратила компанию eBay в огромную торговую интернет-площадку. Билл Гейтс (США) создал компанию по производству программных продуктов Microsoft Corporation, которая сегодня является гигантом бизнеса.
Основные функции менеджмента
XXI век называют веком потребления – всё вокруг нас связано с покупкой и потреблением товаров, нам навязывают культуру потребления, сами мы – потребители. Маркетологи всего мира ищут всё новые способы того, как ещё глубже залезть в наши головы и понять, что нам нужно. Почему значимость маркетинга в наше время стала настолько важна? Попробуем разобраться…
Маркетинг – это деятельность, направленная на формирование и удовлетворение рыночного спроса.
Маркетолог – это сотрудник предприятия, который занимается анализом спроса на производимый товар и рынки сбыта товара, разрабатывает мероприятия по увеличению сбыта.
Говард Шульц (США) основал компанию Starbucks, стратегию её маркетинга.
Амансио Ортега (Испания) создал и продвинул бренд одежды Zara.
Алан Малали (США) вернул компании Ford статус транснациональной.
Тадаси Янаи (Япония) разработал сверхтонкий пуховик ТМ Uniglo.
Основные элементы маркетинга отражены в концепции маркетинг-микса или модели 4Р: продукт (product), цена (price), место (place) и продвижение (promotion).
Продукт – это конкретный товар или услуга, которую фирма предлагает потребителям. Определение конкурентных преимуществ товара, контроль за его качеством, разработка бренда и упаковки – вот примерный перечень составляющих этого элемента.
Цена – регулятор потребительского спроса. Определение оптимальной и разумной цены – важнейший элемент маркетинга, поскольку потребитель, обдумывая целесообразность покупки, не станет приобретать товар по завышенной цене, а слишком низкая цена, скорее всего, вызовет сомнения в качестве продукта.
Место – это канал, с помощью которого будет приобретаться товар, и неважно, будет ли это обычный магазин или онлайн-площадка, главное, чтобы это было удобно целевой аудитории, на которую рассчитывает производитель.
Продвижение – это комплекс мер по информированию потребителей о достоинствах товара, побуждению желания купить именно этот продукт. Продвигать продукцию на рынок можно с помощью промо-акций, бесплатной раздачи образцов, «сарафанного радио» или канала молвы. Рассмотрим, как на продвижение товара влияет реклама.
Реклама – открытое оповещение фирмой потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы (Современный экономический словарь http://www.ebk.net.ua/Book/Ses/r/0486.htm).
Существуют следующие виды рекламы:
Телевизионная реклама – самый универсальный и массовый инструмент. Обладает сильным одновременным визуальным, звуковым и эмоциональным воздействием на потенциального потребителя, но дорога в производстве и трансляции. Так, реклама аромата Chanel с участием Николь Кидман побила рекорды по стоимости – 33 млн. долл. Многие телезрители негативно относятся к рекламным роликам, прерывающим просмотр фильмов и программ.
Реклама в прессе – газеты и журналы уже имеют свою целевую аудиторию, контакт с потребителем у печатной продукции более длительный, причём журнальная реклама отличается более высоким качеством выполнения, возможностью размещения образцов товара. Например, компания Peugeot, рекламируя безопасность автомобилей, предлагает читателю ударить по странице журнала, при этом на следующей странице срабатывает крошечная подушка безопасности. Пресса обладает низкой оперативностью в изменении макета и выхода рекламы, а зачастую и её однообразием.
Наружная реклама – это реклама, размещаемая на улице в форме баннеров, щитов, афишных тумб, постеров, растяжек и т.д. Она охватывает большую аудиторию, достаточно зрелищная, имеет чёткие границы рекламного воздействия и возможность нестандартного предъявления. Так, например, компания-производитель чая создала декоративный рекламный объект в виде кружки, а фирма по производству бритв – большеформатный станок, способный убрать любую растительность. Недостатками наружной рекламы являются необходимость контролировать состояние рекламных конструкций, их подверженность атмосферным явлениям и достаточно высокая стоимость изготовления.
Реклама на транспорте отличается возможностью размещения информации как снаружи, так и внутри транспортных средств, мобильностью и высоким уровнем воздействия. Но такая реклама недолговечна, мало информативна, не обладает целевой аудиторией.
Реклама на радио – самый общедоступный канал проникновения, обладающий высокой сменяемостью информации, повторяемостью и небольшой ценой. Но, как правило, люди невнимательно слушают радио, часто переключаются на другие радиостанции.
Реклама в Интернете динамично развивается, имеет в арсенале звуковые, визуальные эффекты, корректируется в кратчайшие сроки, достигает целевой аудитории, но ограничена как размерами размещаемых баннеров, так и количеством пользователей Интернета.
Рекламная стратегия – это комплексная программа продвижения товара на рынке с помощью специально созданного рекламного продукта. Существуют два основных вида рекламных стратегий.
Рационалистические стратегии направлены на определение преимуществ по сравнению с другими товарами. Например, «“Tide” или кипячение?» «“Xerox”. Мы научили мир копировать». «“Fairy”. Лучше других справляется с жиром. Даже в холодной воде».
Эмоциональные стратегии рассчитаны на побуждение к покупке через ассоциации, образы и чувства, связанные с конкретным товаром. Так, часы марки Omega связаны с образом актера Пирса Броснана (Джеймс Бонд), а обувь марки Вестфалика – с образом певицы Валерии. «Шоколад Milka. Один кусочек – и вы в альпийском мире» – слоган вызывает ассоциации с красивым природным объектом.
Резюме теоретической части
Менеджмент и маркетинг – важнейшие инфраструктурные элементы современной экономики, посредством которых предприятия достигают главной экономической цели – устойчивого получения прибыли. В совершенстве владея знаниями о принципах менеджмента и маркетинга, выдающиеся управленцы приводят компании к финансовому успеху, а производимые товары и услуги становятся достоянием всего мира. Грамотно составленный бизнес-план и правильно организованная рекламная компания – основные механизмы реализации бизнес-идеи.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Соберите пазл из компонентов модели маркетинга 4Р. Подписи присутствуют как на русском, так и на английском языке.
Для выполнения этого задания необходимо повторить основные элементы маркетинга, заметить, что в английском эквиваленте все элементы начинаются с буквы «Р», и переместить соответствующие кусочки в единое целое.
Ответ: на рисунке 1.
Рисунок 1 – Пример решения задания практического модуля
2. Выберите верный ответ. Как называется процесс побуждения себя и других к деятельности для
достижения личных целей и целей организации:
Для выполнения этого задания необходимо повторить основные принципы менеджмента и установить, что смысл слова «побуждение» и есть мотивация. На основании этого умозаключения выбрать правильный ответ – Б и ввести его вручную с клавиатуры.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Всё большее усложнение совремённого производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений – менеджмент (анг. management – управление).
Менеджмент – система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли, т. е. это деятельность по разработке планов, определению того, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное, а также формирование рабочих процедур (механизма по управлению) и осуществление контроля.
Соответственно, менеджер – профессиональный управляющий.
· Маркетинговый – управление реализацией товаров, т. е. сбытом товаров.
· Финансовый – управление финансами.
· Производственный – управление и организация производством.
· Транспортный – регулирование поставок.
· Административный – регулирование делопроизводства.
Возникновение и развитие менеджмента является результатом:
1. Создания акционерных обществ, в которых управление отделяется от собственности на капитал. Они требуют управления особой группой доверенных лиц, которые не являются собственниками, но способны обеспечить прибыль в интересах акционеров (слишком большие объёмы управления).
2. Усложнение технологий требует профессионального управления.
3. Обострение конкуренции (требует организации заинтересованного участия всех сотрудников фирмы).
Заинтересовать менеджеров в такой работе можно: высокой оплатой, возможностью покупать акции этой фирмы.
Следовательно, если раньше выживание фирмы зависело от снижения затрат, то теперь для этого необходим высококвалифицированный менеджмент.
Для успешного осуществления менеджмента необходимо соблюдать следующие принципы:
— Гуманизация производственных отношений (учёт запросов индивидуума, индивидуального потенциала каждого рабочего).
— Долевого партнёрства (предполагаёт сплочение разных групп работников во имя процветания фирмы).
— Экономического децентрализма. Делается ставка на самостоятельность каждого звена фирмы в принятии административно-хозяйственных решений.
В итоге менеджмент рассматривает предприятие не столько как технологическую систему, сколько как социальную подсистему рыночной экономики.
Основные направления менеджмента:
— Выявление микросоциальной структуры предприятия (социально-профессиональное разделение людей – как на них воздействовать, по культурно-образовательному уровню, по уровню квалификации, демографический подход, национальные праздники).
— Формирование малых целевых групп.
— Подбор «неформальных» групп.
Поэтому менеджмент – это эффективная теория социальной организации производства, основанная на экономико-социологических исследованиях.
Производство в рыночной экономике имеет две цели – получение прибыли как непосредственную и удовлетворение потребностей как конечную, подчинённую первой цель. Практика показала, что получить прибыль, не удовлетворяя потребностей, невозможно. Для развитой рыночной экономики значимость обеих целей постепенно выравнивалась. Конкуренция заставила всех производителей заботиться об общественной полезности товаров, а, следовательно, перейти от работы на неизвестный рынок к выявлению структуры и объёма платежеспособного спроса. Такая возможность появляется на достаточно высокой ступени развития. Для этого необходимо иметь организации по изучению рынков, финансовые ресурсы, статистику и др. Необходимость диктуется сложностью и высокой стоимостью современных технологий.
Маркетинг (анг. market – рынок) – это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия.
Американский экономист Ф. Котлер определяет маркетинг как «вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».[2]
Основу маркетинга составляют лозунги-правила:
— производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится;
— выявляйте потребности и удовлетворяйте их;
— любите клиента, а не товар.
Основные принципы маркетинга:
— Всестороннее исследование потребностей рынка.
— Сегментация рынка (сегмент – разделение) – разделение потребителей на однородные группы – сегменты (например: подростки, молодёжь, женщины).
— Адаптивность (приспособляемость) и мобильность (быстрое реагирование) управления в зависимости от меняющихся требований рынка.
— Инновация – постоянная разработка новых технологий и товаров.
— Разработка прогнозов конъюнктуры и развития НТР и др.
Любому управлению, в т. ч. и маркетингу присущи функции:
Специфические функции маркетинга:
1. Комплексное исследование рынка, что включает анализ работы фирм-покупателей, фирм-конкурентов, нейтральных фирм и главное – изучение потребностей рынка.
2. Анализ производственно – сбытовых возможностей предприятия.
3. Разработка стратегии и программы маркетинга.
4. Осуществление политики направленной на повышение конкурентоспособности фирмы (изощрение в рекламе: часы – 40-этажный небоскрёб).
5. Осуществление сбыта, сбытовой политики (организация складов, наём посредников и т. д.).
Отдел или служба маркетинга – одно из главных управленческих звеньев современной фирмы, координирующее её рыночную деятельность и во многом определяющее производственную, техническую и финансовую политику фирмы.
Рассмотрим последовательностьмаркетинговой деятельности:
1. Проводятся комплексные исследования рынка.
2. Определяется программа маркетинга. Она включает политику товарную, ценовую, сбытовую (фосстис – коммуникационная политика), в т. ч. кадровую и сервисную (обслуживание). Эта программа состоит из бюджета расходов; оценки эффективности (например: разработка политики сервиса и насколько она эффективна); меры контроля.
3. Составляется план работы предприятия.
4. Определяется план НИОКР по производству новых товаров, а также возможности их серийного производства.
5. Определение сбытовой политики, которая включает товарную рекламу; престижную рекламу; стимулирование сбыта; организация выставок, ярмарок; определение товарного знака, фирменного стиля, сувениров, упаковки, техобслуживания.
В зависимости от сферы и объекта применения различают следующие виды маркетинга:
· Внутренний и международный маркетинг.
· Маркетинг по различным видам товаров и услуг.
· Маркетинг в сфере некоммерческой деятельности.
Маркетинг может ориентироваться на:
— потребителя в целом или отдельную категорию потребителей.
В последние три десятилетия активно идёт процесс демассификации маркетинга. Массовый маркетинг сохраняется: товар без каких-либо изменений предлагается для потребления всем покупателям сразу (например: кока-кола). Однако все большее значение и распространение получает товарно-дифференцированный маркетинг (сбыт товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке для разных категорий покупателей. Развивается дифференциация товаров и для разных возрастных групп.
При поиске и выборе соответствующей ниши рынка различают вертикальный и горизонтальный маркетинг.
Вертикальный маркетинг ориентируется на вертикальную нишу рынка. В этом случае фирма ведёт поиск возможностей определённого товара или группы функционально близких товаров в разных группах потребителей. Этот вид маркетинга впервые был открыт в американской компании IBM, производящей вычислительную технику. Она стремилась приспособить свою продукцию к конкретным потребностям потребителей в тех отраслях, где использовались эти машины.
Горизонтальный маркетинг, ориентированный на горизонтальную нишу, стремится удовлетворить потребности на весь комплекс товаров и услуг. Такой вид маркетинга используют, как правило, многоотраслевые концерны и конгломераты. С этой целью при реализации товара предлагаются дополнительные услуги для потребителей независимо от того, существует ли между этими товарами или услугами взаимосвязь.
Большое значение в маркетинговой деятельности приобретает кредитование покупателей, послепродажное техническое обслуживание и поставка запасных частей. Составной частью маркетинга становится дизайн, при помощи которого продукция данной фирмы выделяется среди технически одинаковых изделий.
В каждом явлении есть не только позитивные, но и отрицательные черты. Система маркетинга может быть использована для агрессивного навязывания товаров потребителю, без которых он мог бы обойтись, для продажи некачественных или небезопасных в обращении товаров. Маркетинг успешно функционирует, когда существует противодействие его отрицательным тенденциям, в частности организации потребителей.
Таким образом, маркетинг – это система организации и управления деятельностью фирмы по разработке (конструированию) новых видов товаров, их производству и сбыту на основе изучения рынка и потребностей потребителей с целью получения прибыли.
По мере перехода к рыночной экономике появляется возможность для развития маркетинговых отношений в Украине. С целью дальнейшего улучшения маркетинговой деятельности в Украине весной 1993 г. создан Украинский государственный научно-исследовательский институт маркетинга и внешнеэкономической информации.
[1] Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М., 1982. – С.170.
[2] Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990. – С. 47.