Что такое манифест в искусстве
Манифест
Манифест (от латинского manifestos – явный) – одно из ключевых явлений в культуре авангарда, в силу целого ряда причин ставшее наиболее органичной формой самовыражения художников-новаторов. В 1910-е популярные в левой среде манифесты суммировали и обобщали опыт художника и его окружения, декларировали программу новых направлений, становились частью авангардистского ритуала, способом самоопределения и залогом жизнеспособности, наконец, служили своего рода закреплением авторских прав.
Манифест пришёл в русский авангард из итальянского футуризма, заимствован был не только стиль, но и способ изложения – по пунктам. И там, и здесь манифест зачастую декларировал новое направление в то время, когда ни одного произведения этого направления ещё не существовало, – задавая в пространстве текста символическое существование явлению, манифест сам становился первым произведением этого направления. Таким образом, художественное произведение или явление постепенно уравнивалось в правах с манифестом, а иногда и замещалось им (так в 1913 М.Ф.Ларионов декларировал создание никогда не существовавшего футуристического театра на страницах «Московской газеты» и журнала «Театр в карикатурах»).
Первые манифесты-листовки футуристов (1908, 1909), написанные Д.Д.Бурлюком, но опубликованные без подписи, направленные против критики молодых художников, по форме были ближе к статьям. В дальнейшем тексты становятся более краткими и афористичными и от возражений переходят в наступление. Известный призыв «сбросить с парохода современности» Пушкина, Толстого и Достоевского был сформулирован в манифесте, подписанном Бурлюком, А.Е.Кручёных, В.В.Маяковским и В.В.Хлебниковым и открывавшем сборник «Пощёчина общественному вкусу» (1912).
Неслучайно уже в названиях этих текстов часто заложено действие («Идите к чёрту», «Взял»). Манифест в глазах представителей авангарда выходил за границы литературного жанра, приравнивался к акции, поступку, жесту, становился частью «спектакля», который разыгрывали авангардисты на стыке искусства и жизни: «Во всех многочисленных шумных, а зачастую скандальных, – в форме манифестов, диспутов, лекций, выпусков сборников и альманахах и прочих – выступлениях “Гилеи” я принимал неизменное участие » (Лившиц 1989. С.550).
Стоит отметить игровую, импровизационную, эпатажную, иногда и пародийную природу этих авангардистских «акций» (как, например, футуристический грим и «всёчество», изобретённые и продекларированные в манифестах И.М.Зданевичем и Ларионовым), однако манифесты становились и отправной точкой для построения целых художественно-философских систем. Так было с брошюрой К.С.Малевича «От кубизма к супрематизму» (1915), ставшей первым «супрематическим» текстом.
Пафос отрицания и борьбы, отсутствие рефлексии определили набор лексических, смысловых, интонационных, графических приёмов, ставших общими для этого жанра (хлёсткость коротких лозунговых фраз, плакатное выделение отдельных слов, обилие восклицательных знаков, агрессивность и резкость тона, обязательное присутствие военной терминологии, текст как набор аксиом, установок и предписаний). Манифестанты говорили подчёркнуто от своего лица, это было способом отмежеваться от остальных (из письма Ларионова В.С.Барту: «На днях мы выпускаем манифест это делается для того, чтобы определённо выделить себя от всех Бурлюков, Машковых и Кончаловских » (цит. по: Н.И.Харджиев. К истории русского авангарда. Стокгольм, 1976). Тем не менее всех манифестантов объединяет как сходство темперамента, так и идеологическая близость: мотивы восхваления новаторства и прогресса, национальной художественной независимости, самоцельности искусства звучат рефреном в декларациях самых разных направлений.
Форма манифеста продолжала оставаться актуальной на протяжении всех 1920-х. Множество возникавших творческих объединений требовали сформулированных программ, адаптация к стремительно меняющейся общественно-политической жизни также предполагала документально зафиксированное прояснение позиций. В документах левого искусства того времени всё сильнее слышна призывно-лозунговая интонация, агитационно-политические клише активно используются даже там, где речь идёт о личной творческой позиции. Вместе с тем пафос отрицания и полемики сходит на нет, манифест уже не вызов противнику, но призыв к возможным союзникам. Многие манифесты теперь нацелены на решение технических, сугубо профессиональных проблем, и опыт беспредметников трансформируется в серьёзную научно-исследовательскую деятельность. С идеей объективного анализа, с поисками универсальной художественной методологии связано возникновение уникальных научно-исследовательских центров – московского Инхука и ленинградского Гинхука.
Малевич, П.Н.Филонов, П.А.Мансуров, А.В.Грищенко и А.В.Шевченко, Наум Габо и Н.А.Певзнер также были авторами ярких художественных манифестов.
Что такое манифест в искусстве
Школа галерейного дела и арт-бизнеса запись закреплена
1. Манифесты Дадаизма:
— Хуго БАЛЛЬ. Манифест к первому вечеру дадаистов в Цюрихе. 1916.
— Рихард ХЮЛЬЗЕНБЕК. Дадаистский манифест 1918 года.
— ГОЛЛИШЕВ, ХАУСМАН, ХЮЛЬЗЕНБЕК. Что такое дадаизм и какие цели он ставит себе в Германии? 1919.
2. TRISTAN TZARA. “Dada Manifesto 1918” (англ.)
Здесь стоит вспомнить еще «Манифест каннибала» Франсиса Пикабиа:
Встаньте! Вы все обвинены!
Встаньте как под Марсельезу или Боже Храни Короля.
Только дада не пахнет, ибо дада… ничто, ничто, ничто.
Дада как ваши надежды… ничто.
Дада как ваш рай… ничто.
Дада как ваши идолы… ничто.
Дада как ваши политиканы… ничто.
Дада как ваши герои… ничто.
Дада как ваши художники… ничто.
Дада как ваши религии… ничто.
Шипите? Кричите? Выбиваете мне зубы? Что еще?
Я все равно буду говорить. Вы – полоумны.
Через три месяца мои друзья и я будем продавать вам
наши картины за несколько франков.
3. ФИЛИППО ТОМАЗО МАРИНЕТТИ. Манифест Футуризма. 1909.
4. АНДРЕ БРЕТОН. Манифест сюрреализма 1924 года.
5. Сборник «Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века».
Манифесты
Библиография:
От символизма до Октября, Сб., сост. Бродским Н. Л. и Сидоровым Н. П., М., 1924 (изд. 2-е, Литературные манифесты, М., 1930); Эйхенгольц М. Д., Манифесты литературные, ст. в «Словаре литературных терминов», изд. Френкеля, т. I, М., 1925.
Полезное
Смотреть что такое «Манифесты» в других словарях:
Манифесты — одна из форм правовых актов и правового регулирования периода абсолютизма. Издавались только монархом и были обращены ко всему населению и всем учреждениям … Краткий словарь историко-правовых терминов
Манифесты (художественно-литературные) — МАНИФЕСТЫ (ХУДОЖЕСТВЕННО ЛИТЕРАТУРНЫЕ). Такое название носят теоретические произведения художников слова их высказывание о характере и задачах своей поэтической деятельности, поэтического творчества, вообще. Термин «Литературный манифест» вошел в … Литературная энциклопедия
Манифесты (художественно-литературные) — МАНИФЕСТЫ (ХУДОЖЕСТВЕННО ЛИТЕРАТУРНЫЕ). Такое название носят теоретические произведения художников слова их высказывание о характере и задачах своей поэтической деятельности, поэтического творчества, вообще. Термин «Литературный манифест»… … Словарь литературных терминов
МАНИФЕСТЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ — МАНИФЕСТЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ, программные сочинения, формулирующие эстетические принципы литературного направления, течения, школы. Термин вошел в литературный обиход в XIX в.; он условен, весьма широк и применим к целому ряду явлений от… … Литературный энциклопедический словарь
Манифесты против воинской повинности — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/13 октября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия
ФУТУРИЗМ — (от лат. будущее) одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начался с опубликования в париж. газете “Фигаро” 20 февр. 1909… … Энциклопедия культурологии
Гаджиев, Асиф Аббас оглы — Гаджиев Асиф Аббас оглы азерб. Asif Abbas oğlu Hacıyev Дата рождения: 3 апреля 1960(1960 04 03) (52 года) Место рождения: Марнеули … Википедия
Европейская биеннале современного искусства «Манифеста» — «Манифеста» европейская биеннале современного искусства. Содержание 1 История 2 Места проведения «Манифесты» 3 … Википедия
Манифеста — У этого термина существуют и другие значения, см. Манифест (значения). Манифеста (Manifesta) европейская биеннале современного искусства. Содержание 1 История 2 Места проведения «Манифесты» … Википедия
Орден розенкрейцеров — Статья содержит ошибки и/или опечатки. Необходимо проверить содержание статьи на соответствие грамматическим нормам русского языка … Википедия
Манифесты (художественно-литературные)
Полезное
Смотреть что такое «Манифесты (художественно-литературные)» в других словарях:
Манифесты (художественно-литературные) — МАНИФЕСТЫ (ХУДОЖЕСТВЕННО ЛИТЕРАТУРНЫЕ). Такое название носят теоретические произведения художников слова их высказывание о характере и задачах своей поэтической деятельности, поэтического творчества, вообще. Термин «Литературный манифест»… … Словарь литературных терминов
Манифесты — заявления писателей о характере и задачах своего творчества, а также литературы и искусства в целом. В литературных М. в декларативной форме выражается идеология писателя и основы его художественного метода. Лозунги М. необходимо учитывать при… … Литературная энциклопедия
Течение (художественно-литературное) — ТЕЧЕНИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННО ЛИТЕРАТУРНОЕ), поэтическая группировка, отмеченная большим или меньшим единством приемов художественного оформления у входящих в нее писателей. Характерным признаком художественно литературного течения является его… … Литературная энциклопедия
Течение (художественно-литературное) — ТЕЧЕНИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННО ЛИТЕРАТУРНОЕ), поэтическая группировка, отмеченная большим или меньшим единством приемов художественного оформления у входящих в нее писателей. Характерным признаком художественно литературного течения является его… … Словарь литературных терминов
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия
ИСКУССТВО — форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру предпосылка худож. деятельности в… … Энциклопедия культурологии
Критика — ТЕОРИЯ. Слово «К.» означает суждение. Не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Судить это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем нибудь, анализировать какой либо объект, пытаться понять его смысл, приводить… … Литературная энциклопедия
Пролеткульт и экспрессионизм — Пролеткульт (сокращение ходового выражения “пролетарская культура”, ставшего впоследствии широко распространенным термином первоначально для обозначения членов группы “Вперед” А.Луначарского*, А.Богданова, Ф.Калинина, возникшей в 1913) был… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Манифест жизни художника
В истории искусств есть такое явление, как манифесты художников и художественных течений. Особенно это было популярным в первой половине 20 века, когда в современном искусстве постоянно появлялись новые школы и направления. Каждый новый «…изм» рождался на свет с манифестом, где были подробно описаны критерии и идеалы, которым будут следовать художники в своем творчестве.
Это мне показалось интересным, и я мысленно поставила себе заметку найти и прочитать какой-нибудь манифест при удобном случае.
Вселенная откликнулась на желание автобиографией Марины Абрамович, личность которой мне очень интересна. И в одной из глав книги был изложен Манифест жизни художника, написанный Мариной. В интернете я нашла более подробную и в некоторых моментах ошеломляющую версию, но не знаю, стоит ли ей доверять, поэтому делюсь отрывком из книги.
Манифест жизни художника Марины Абрамович:
Художник не должен лгать ни себе, ни другим.
Художник не должен красть идеи других художников.
Художник не должен идти на компромисс с самим собой и арт-рынком.
Художник не должен убивать других живых существ.
Художник не должен делать из себя идола…
Художник не должен влюбляться в другого художника.
Отношение художника к тишине:
Художник должен понимать тишину.
Художник должен создавать пространство тишины для входа в свою работу.
Тишина похожа на остров посреди бушующего океана.
Отношение художника к одиночеству:
Художник должен оставлять время, чтобы побыть в одиночестве в течение долгого времени.
Одиночество очень важно
Вне дома, вне студии, вне семьи, вне друзей.
Художник должен много времени проводить у водопада.
Художник должен много времени проводить у извергающегося вулкана.
Художник должен много времени проводить, наблюдая за быстро бегущей рекой.
Художник должен много времени проводить, смотря на горизонт, смотря на океан и небо.
Художник должен много времени проводить, смотря на звезды в ночном небе.
Очень интересно узнать ваше мнение об этом. И какие правила жизни художника есть у вас?