Что такое манеж в питере
Центральный выставочный зал «Манеж»
Манеж — это современный выставочный зал мирового уровня, демонстрирующий актуальное искусство в сотрудничестве с ведущими российскими и международными художественными институциями и кураторами.
Показать полностью. В составе наших программ – масштабные экспозиционные проекты, а также сопутствующие мероприятия: лекции, встречи с художниками, кинопоказы, перформансы и концерты.
Манеж расположен в самом центре Санкт-Петербурга: на территории, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здание выставочного зала является шедевром классицизма начала XIX века (архитектор — Джакомо Кваренги, 1807).
В 2021 году Центральный выставочный зал «Манеж» был признан «Музеем года» по версии The Art Newspaper Russia
«за умение делать зрелищные выставочные хиты, привлекающие публику и смелыми концепциями, и современным экспозиционным дизайном».
12 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» открылся масштабный выставочный проект под названием «Покой и Радость».
На выставке представлены произведения более 100 русских художников (в том числе Владимира Боровиковского и Алексея Егорова, Сильвестра Щедрина и Ореста Кипренского, Фёдора Толстого и Карла Брюллова, Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, Михаила Нестерова и Виктора Борисова-Мусатова) из коллекций 39 ведущих музеев России и зарубежья.
Куратор — Семен Михайловский, ректор Санкт-Петербургской академии художеств, координатор — Светлана Зенина.
«На экспозиции в Манеже не будет баталий, душераздирающих драм, пылких страстей, обостренных эмоций, пугающего мистицизма. Выставка «Покой и Радость» — это идиллическое повествование об искусстве, которое не вступило в эпоху тотальной трансформации.Конечно, история была полна трагедий, но мы намеренно делаем акценты на мир благожелательный и умиротворенный, где bel paese Италия — место вдохновения, а в кругу семьи — тихие домашние радости, где русские мотивы навевают пасторальные настроения, а природа полна очарования. Гармония проявляется в созвучии колорита и чистоте пропорций, в безмятежности и красоте».
Семен Михайловский, куратор
Саундтрек проекта создан композитором и пианистом Антоном Батаговым. Альбом с музыкальными произведениями, которые прозвучат на выставке, впоследствии будет издан рекорд-лейблом Fancymusic — крупнейшим издателем новой российской классической музыки.
«Концепция этого проекта сразу показалась мне очень близкой, и я с радостью согласился написать музыку, которая станет проводником по выставке. Куратор в данном случае делает то же самое, что делает современный музыкант, сочиняя музыку, в которой мы не «покоряем пространство и время», а, наоборот, слушаем гармонию покоя, просвечивающую сквозь современную суету и психоз. Италия как мечта, как образ и как источник вдохновения – и ее проекция на русское искусство. Это происходило и в живописи, и в музыке. Божественные мелодии bel canto, услышанные русскими композиторами прошлого, прорастали на русской почве совершенно иначе — не как подражание, а как новая звуковая реальность, похожая на многое, но при этом абсолютно самостоятельная, со своей магией и печальной радостью. В музыке, которую я написал для выставки «Покой и радость», «тема Италии» проходит сквозным пунктиром, как «Прогулка» в «Картинках с выставки» Мусоргского: возникая из далеких отзвуков, окрашивается в разные тона, уступает дорогу другим темам — и уходит во тьму новых времен».
Антон Батагов, композитор
Архитектурный дизайн экспозиции разработан в сотрудничестве с Агнией Стерлиговой (Planet 9) и включает несколько тематических разделов. В работах русских художников XIX века отражены образы, возвращающие нашу память к традициям прошлого, не заостряя внимание на его социальных и политических проблемах.
В рамках выставочного проекта команда Манежа также представит увлекательную просветительскую программу. Программа познакомит зрителя с историей и философией XIX века. Изучая шедевры изобразительного искусства, литературы и музыки, участники программы откроют для себя ту неповторимую эстетику, которая до сих пор остается интересной и привлекательной для наших современников.
Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге
Центральный выставочный зал (ЦВЗ) «Манеж» находится в самом центре Санкт-Петербурга на Исаакиевской площади, по-соседству с самыми знаменитыми достопримечательностями северной столицы. В последние годы он завоевал репутацию одной из самых представительных и современных экспозиционных площадок. Афиша петербургского «Манежа» наполнена культурными событиями самой разной направленности: здесь проводятся выставки, художественные мастер-классы, лекции, семинары, концертные программы и кинопросмотры.
ЦВЗ расположен в старинном здании, построенном в 1804—1807 гг. Манеж создавался по проекту выдающегося представителя «палладианского» классицизма в архитектуре Санкт-Петербурга Джакомо Кваренги. Здание предназначалось для занятий верховой ездой и репетиций парадных выездок лейб-гвардии Конного полка. Полк был создан еще 1730 г. Анной Иоанновной для охраны императорской семьи, сопровождения царственных особ и парадов. Казармы и конюшни располагались вдоль Адмиралтейского канала, и Конногвардейский манеж был построен рядом с ними.
Здание имеет строгие классические пропорции, его главный фасад, обращенный к площади, выполнен в виде восьмиколонного портика. Фронтон украшал многофигурный барельеф (не сохранился), над крышей возвышаются скульптуры античных богинь, а у входа в манеж установлены статуи Диоскуров, укрощающих коней (Диоскуры — античные герои-близнецы Кастор и Полидевк, сыновья Зевса). Историческое здание «Манежа» занимает достойное место в ряду ключевых памятников архитектуры и истории этого района Санкт-Петербурга: Исаакиевского собора, Мариинского дворца, дворца Лобанова-Ростовского, гостиниц «Англетер» и «Астория», конного монумента Николаю Ⅰ, Александровского сада и других.
Расписание выставок в Манеже
Расписание выставок на официальном сайте Манежа представлено в удобной форме календаря. В любой день можно увидеть, какие события проходят в Манеже сегодня, что посмотреть в предстоящую неделю или месяц. Ретроспективные показы сменяют выставки современного искусства; демонстрации коллекций из частных собраний петербуржцев чередуются с показами актуального искусства из разных стран. Симпозиумы, арт-медитации, уличные инсталляции, подкасты, квесты, лекции и многое другое можно найти в расписании работы ЦВЗ Санкт-Петербурга. Выставочный зал открыт ежедневно с 11:00 до 20:00 часов, в среду время работы продлено до 21:00 часа. Доступ посетителей прекращается за 1 час до закрытия.
Стоимость билетов
Обычные билеты для взрослых посетителей Манежа стоят 400 руб. Предусмотрен большой список льготных посещений, при условии предъявления соответствующих документов. Право на бесплатные экскурсии предоставлено ветеранам, инвалидам, военнослужащим, членам творческих союзов, студентам художественных учебных заведений, детям до 16 лет и другим категориям. Для студентов вузов дневной формы обучения билет стоит 150 руб., а для учащихся средних учебных заведений и пенсионеров — 100 руб.
В цокольном этаже выставочного зала работает книжный магазин «Манеж». В нем можно приобрести каталоги выставок, сувениры, книги и альбомы по теме искусства, изданные по всему миру. В кафе сети французских кондитерских «GARÇON», расположенном здесь же, угостят изысканной выпечкой и культовым чаем «Mariage Fréres». По всей территории ЦВЗ «Манеж» после регистрации гостям предоставляется высокоскоростной бесплатный Wi-Fi. В здании создана комфортная среда для лиц с ограниченными возможностями.
Посещение ЦВЗ Спб возможно только по электронным билетам, которые реализуются через сеть театральных касс Kassir.ru.
История здания Конногвардейского манежа
На протяжении долгих лет существования историческое здание несколько раз меняло свое предназначение и подвергалось масштабным перестройкам. Даже Диоскуры не всегда украшали центральный вход в Манеж. Заказанные в Италии мраморные копии Диоскуров, украшающих фонтан в Риме, доставили в Санкт-Петербург в 1817 г. А в 1844 г. по требованию духовенства Исаакиевского собора, не желавшего мириться с соседством с обнаженными античными божествами, скульптуры убрали к казармам. На свое место они вернулись только спустя 100 лет — в 1954 г.
С 1850 г. Конногвардейский манеж начинает выполнять и функции выставочного зала. Здесь проводят сельскохозяйственные и промышленные выставки, вниманию широкой публики демонстрируется живопись известных русских художников. В 1886 г. на благотворительном концерте в манеже оркестром русской императорской оперы дирижирует сам Иоганн Штраус.
После революции 1917 г. Императорской гвардии и ее конного полка не стало, а новые власти приспособили здание манежа под склад. В 30-е гг. в нем разместился гараж ОГПУ (НКВД, КГБ), а в 1967 г. манеж отдают Ленинградскому союзу художников для организации выставок. Выставочный зал открылся для публики только в 1977 г. после основательного ремонта и реставрации помещений. В те годы в Манеже показывали работы ленинградских художников и мастеров из союзных республик, организовывались выставки из зарубежных и российских музеев.
После глобальной реконструкции и монтажа современного экспозиционного оборудования в 2016 г. ЦВЗ получил возможность проведения масштабных выставок мирового уровня. Поменялась и концепция арт-пространства — теперь Манеж позиционирует себя как форум для общения и обмена опытом в области современного искусства, образовательную площадку для детей и всех интересующихся.
«Манеж» на панораме Google
Как добраться
Ближайшая станция метро к Центральному выставочному залу — Адмиралтейская на фиолетовой ветке. В хорошую погоду можно совместить дорогу к ЦВЗ «Манеж» с прогулкой по центру и пройти пешком от станций Садовая/ Сенная/ Спасская или Невский проспект/ Гостиный двор.
До остановки наземного транспорта «ул. Якубовича» ходят автобус № 70, троллейбусы № 5, 22 и маршрутки № К-169 и К-306. До ост. «Исаакиевская пл.» можно доехать автобусами № 3, 10, 22, 27. Она находится немного дальше, за Исаакиевским сквером на ул. Большой Морской.
Добраться до Манежа удобно и на такси, сделав заказ через мобильное приложение или по телефону у любого сетевого оператора — Везет, Gett, Maxim, Uber или у местных компаний.
Центральный Выставочный зал «Манеж» на видео
Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург)
Центральный Выставочный зал «Манеж»
(сокращённо
«ЦВЗ Манеж»
) — крупнейшее экспозиционное пространство в центре Санкт-Петербурга, занимающее историческое здание бывшего Конногвардейского манежа, памятника культурного наследия федерального значения, возведённого в 1804-1807 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги для выучки и парадных конных выездок Лейб-гвардии Конного полка.
Достопримечательность | |
Конногвардейский манеж | |
Центральный Выставочный зал «Манеж» | |
Страна | Россия |
Город | Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 1 |
Тип здания | конный манеж |
Архитектурный стиль | Классицизм |
Автор проекта | Джакомо Кваренги |
Строительство | 1804—1807 годы |
Статус | |
Сайт | Официальный сайт |
Строительство Конногвардейского Манежа
Во времена Петра I на месте современного Конногвардейского бульвара находился Галерный канал, по которому лес доставлялся на верфь Адмиралтейства. В начале XIX века казармы Лейб-гвардии конного полка переносят с окраины Петербурга в центр.
Для возвращавшейся с наполеоновских войн привилегированной гвардейской роты, которой покровительствовал сам император, рядом с Исаакиевским собором возводят целый комплекс: казармы для солдат и жилье для офицеров, полковой храм, а также помещение для выучки коней.
Архитектором Конногвардейского манежа стал Джакомо Кваренги, создавший в Петербурге немало прекрасных зданий. Площадку для верховой езды лейб-гвардейцев он строит в 1804-1807 гг, предусматривая, что неподалеку будут располагаться стойла. Кстати, они сохранились до наших дней на ул. Якубовича.
Кваренги пришлось решать непростую задачу: как вписать в узкое пространство бывшего канала здание с определенным функциональным назначением, при этом сохранить архитектурное и стилевое единство Исаакиевской площади?
Архитектор находит гениальный выход. Боковые фасады прямоугольного вытянутого здания оформляются просто, без излишеств, зато фасад, выходящий на площадь, декорируется в эффектном классическом стиле. Он украшается элегантным пропорциональным портиком, который венчает треугольный фронтон. На фронтоне располагались барельефы, выполненные по рисункам Кваренги, на них изображалась раздача призов после конных соревнований.
Образующий фасадный портик двойной ряд колонн подчеркивает основательность всего здания, выглядит торжественно и нарядно.
Внутренняя часть манежа представляла собой огромный зал для выучки коней и тренировок гвардейцев в верховой езде. Чтобы скакунов было удобнее заводить, ко входу пристроили пандусы.
Краткое описание
Исаакиевская площадь считается главной административной площадью Санкт-Петербурга. С юга она ограничена Мариинским дворцом, где заседает Законодательное собрание, с севера – Адмиралтейским проспектом. Организация ЮНЕСКО подтвердила уникальность архитектурного ансамбля площади, включив его в Список всемирного наследия.
Вчера видел парня в зимней куртке. Август, как август. Лето, ты был хорошем парнем, но по чисто питерском сюжету тебя убивают первым.
A post shared by Интересное в Петербурге (@walkingontheroofs) on Aug 1, 2020 at 3:03am PDT
Украшение Манежа
Только в 1817 портик был окончательно оформлен: по обе стороны от входа поставили скульптурные изображения юношей, укрощающих коней.
Живописные статуи из лучшего каррарского мрамора были скопированы с римских образцов итальянским скульптором Трискорни специально для Манежа в СПб. Фигуры изображали мифологических персонажей Кастора и Полукса, неразлучных братьев, сыновей Зевса.
Но украшали фронтальную часть мраморные изваяния недолго. Уже в 1840 по требованию священников Исаакиевского собора фигуры обнаженных язычников были переставлены в тыл, к казарменным воротам.
Лишь спустя почти сто лет, в 1954, скульптурные композиции вернулись на место.
Выставки[ | ]
Вид на Конногвардейский бульвар с Исаакиевского собора 19771978
Советское время
Во время блокады Ленинграда манеж был поврежден. После ремонтно-восстановительных работ помещение отдали ленинградским художникам для проведения выставок.
В 1973 началась масштабная реконструкция внешнего и внутреннего убранства. Этим занимались реставраторы П. Архипова, М. Братчиков, А. Тульков, они постарались вернуть Манежу на Исаакиевской площади тот вид, который задумывал Д. Кваренги. Внутренняя просторная часть превратилась в экспозиционную территорию.
Зал торжественно открыли в 1977 г, приурочив событие к 60-летию революции. Первой стала выставка «Искусство принадлежит народу».
В 2000, а затем в 2001-2003 годах фасад и скульптуры Манежа снова реставрировали.
Интересные места
Памятник императору Николаю I
Воздвигнутый по заказу наследника Александра II в 1859 году, простоял 160 лет. И хоть за это время капитальной реставрации не подвергался, но за состоянием его следили и даже проводили некоторые косметические обновления. Кроме того, в 1930 году шестиметровый памятник только по причине признания его шедевром инженерной мысли не демонтировали как неуместный при новой власти. И вот, наконец, в 2020 году начнётся его полномасштабная реставрация. В силу отсутствия первоначальных чертежей, поясняющих техническое решение при установке, памятнику потребуется обширное обследование. Оно поможет определить методики реставрации.
Как сообщили на официальном сайте Санкт–Петербурга, на все реставрационные работы памятника уйдёт не менее двух лет. Эстетический вид Исаакиевской площади при этом обещали сохранить.
Мариинский дворец
Одна из ярких жемчужин в ожерелье архитектурного ансамбля — Мариинский дворец. С декабря 1994 года в нём работает Законодательное собрание города. Построенный как подарок к свадьбе Марии Николаевны в 1839–1844 годах, он ещё в 1884 году был выкуплен казной для размещения Государственного Совета и прочих учреждений государства Российского. За сорокалетнее владение дворцом великая княжна не жаловала его. Может быть, именно этим и объяснялся открытый доступ в него практически всем желающим. Обслуге же, работающей во дворце, для проживания был выделен весь третий этаж.
При всей изящности сооружения, построенного в стиле позднего классицизма архитектором А. И. Штакеншнейдером, дворец ассиметричен. Его левое крыло на 30 метров длиннее правого.
Здание Манежа
До появления в 1870 году Александровского сада, здание Манежа просматривалось с большого расстояния и являлось связующим звеном трёх парадных площадей Санкт–Петербурга: Исаакиевской, Адмиралтейской и Дворцовой. Впрочем, с 1850 года здание приобретает известность не только как экзерциргауз, но и как площадка для проведения культурных мероприятий. По распоряжению императора Николая I в манеже проводится первая выставка. Вниманию общественности предоставлены сельскохозяйственные произведения. А поскольку Конногвардейский полк был создан в 1730 году по указу Анны Иоанновны для охраны царствующей семьи, сопровождения выездов правительства и парадных шествий, то здесь же проводились и полковые праздники. Происходило это в присутствии правящего императора, членов его семьи и большого скопления людей.
Кроме выставок и прочих общественных мероприятий в манеже проходили и концерты. Ансамбли духовых инструментов и балалаечников Конногвардейского полка считались лучшими. В 1886 году здесь с гастрольным туром выступал Иоганн Штраус.
С приходом в 1917 году новой власти, эти культурные традиции прерываются. Здание используется под склады, а с 1932 года под гараж для различных государственных структур. И только после передачи в 1967 году Манежа Ленинградскому союзу художников, выставочная деятельность возобновляется. Возведённое в 1807 году в строгих пропорциях, украшенное статуями и барельефами античных героев, перестроенное в тридцатые годы XX века, здание предстаёт в своём первоначальном виде после реставрации 2013–2016 годов.
Российский институт истории искусств — Особняк Зубова
Был построен в период с 1843 по 1845 год в стиле неоренессанс. Архитектор Гаральд Юлиус Боссе проектировал дом для графа Арсения Андреевича Закревского — русского государственного и военного деятеля. В 1851 году хозяин особняка был вынужден продать его. Граф Платон Александрович Зубов приобрёл здание на Исаакиевкой площади в 1869 году.
В 1970 году фасад в стиле флорентийского ренессанса был изменён архитектором Карлом Карловичем Шульцем по желанию нового владельца и с высочайшего утверждения императора Александра II
Сын графа Зубова, он же правнук полководца Александра Васильевича Суворова — Валентин Платонович, на собственные средства открыл в особняке Российский институт истории искусства. В 1912 году 28 летний молодой человек не только вложил деньги в открытие первого в России заведения подобного типа, но и собирал библиотеку для её студентов, заботился о достойном уровне образования российской молодёжи. А в первые годы революционных событий активно отстаивал само существование учебного заведения. Даже во время вынужденной эмиграции, Валентин Платонович неустанно радел за своё детище.
В особняке Зубова сохранены оригинальные интерьеры XIX века. А у входа в Российский институт истории искусств есть табличка, оповещающая о том, кто здесь был и работал. Среди имён указаны:
Современность Манежа
В наши дни Конногвардейский манеж – это прекрасный современный выставочный комплекс. Его площадь – более 4,5 тысяч кв.м.
На этом крупнейшем в городе экспозиционном пространстве проводятся лекции, симпозиумы, круглые столы и семинары на разнообразные актуальные темы, кинопоказы, художники дают мастер-классы, устраиваются уникальные выставки. Манеж – непременная площадка для проведения международного культурного форума.
Выставки проводятся не только внутри здания, но и занимают территорию вокруг, знакомя петербуржцев и гостей города с явлением стрит-арта.
Кроме того, Манеж в СПб – это еще и концертная площадка, на которой звучит камерный хор, джаз, народные мелодии, электроакустика и многое другое.
Центральный выставочный зал «Манеж» работает с 11 до 20 часов, а по средам до 21 ч.
Для удобства посетителей открыты кафе и книжный магазин, действует wi-fi. Для отдыха и интернет-серфинга на 1-м этаже установлены удобные скамейки-парапеты.
Где находится
Адрес
Метро
Как добраться
Исаакиевская площадь и образовавшийся вокруг неё архитектурный ансамбль, словно драгоценный алмаз в диадеме Санкт–Петербурга, удивляет и поражает красотой. И как настоящее сокровище обладает своими, до сих пор не раскрытыми временем, тайнами.
Схема площади
Дворец графа К. Г. Разумовского: архитектура
Вся архитектура Петербурга – удивительная красота, которую продумывали величайшие архитекторы веками. Множество особенностей делают здания такими прекрасными, какими они являются на самом деле. В число этих достоинств входит:
Удивительно, но дворец относится к тем немногим зданиям, архитектура которых сохранилась на долгие годы. Постройка в ходе переделок стала похода на усадьбы зарубежных царей. Она была очень красивой и величественной.
Декорации главного фасада акцентируют внимание на колонны в центре, которые построены над аркадой цокольного этажа. В дополнение использованы барельефы. Они четко прорисованы и дополняют фасад.
Садовый фасад изображен немного по-другому, но не менее чарующе: лепнина и колонны, боковые ризалиты, переплетение с мотивами главного здания. Чтобы отделить улицу и участок, была возведена каменная стена с центральными монументальными воротами.
Пристраивались новые здания, в том числе флигеля. Остался нетронутым сад, который по проекту Воронихина огражден решеткой со стороны Казанской улицы.
Растрелли, который занимался проектированием деревянного фасада здания, было доверено строительство многих шедевров архитектуры Санкт-Петербурга. В это число входит дворец императрицы Анны Иоановны, манеж между Большой Морской улицей и Невским проспектом, Летний и Зимний дворец.
Он преодолел неприязнь последующих правительниц и вошел в доверие настолько, что поручена работа над расширением Петергофского дворца, постройкой Екатерининского дворца, Строгановский дворец и многие другие.
Валлен-Деламорт, который окончил работу над будущим университетом, прибыл из Франции. Он создавал проекты загородных домов, дворцов, церквей. Здание малого Эрмитажа – одна из наилучших работ француза, которая в будущем стала местом для отдыха с гостиными, галереями, оранжереями.
Он стал первым основоположников русского классицизма, что отражалось в деталях: симметрия, торжественность, завершенность композиции.
Окна дворца украшены лепкой и красиво обрамлены. Большое количество прислуги следило за всей красотой и поддерживало чистоту. В саду росли экзотические растения, охотно делился ими и радовал прохожих обилием ароматов.