Что такое маневрирование в бизнесе
Особенности тактики конкурентного поведения субъектов бизнеса.
Тактическое маневрирование в бизнесе
Прежде чем приступить к детальному рассмотрению моделей и приемов конкурентного поведения субъектов предпринимательского бизнеса мы остановимся на вопросе, представляющем немалую важность для правильного понимания характера тактического поведения компаний, а также возможностей, открывающихся этим компаниям бла годаря их тактическому маневрированию в предпринимательском бизнесе. Это вопрос об особенностях тактики поведения компаний.
— необходимость систематизации базисных, страховочных и встречных приемов конкурентного поведения и их применения посред ством единой модели конкурентного поведения (оборонительной, наступательной, др.);
— необходимость осуществления тактических домашних заготовок (рабочих схем) проведения взаимосвязанных в рамках одной модели конкурентных приемов;
— необходимость осуществления приемов конкурентной борьбы одновременно против разных представителей внешнего окружения, в отношении каждого из которых следует придерживаться своей особой тактики действий;
— необходимость обеспечения постоянного опережения разнооб разных представителей внешнего окружения в целях обеспечения посто янства наличия каких-либо конкурентных преимуществ в их глазах;
— необходимость постоянного тактического маневрирования, с помощью которого предпринимательская фирма могла бы с легкостью менять модели своего поведения, а при случае и манипулировать этими моделями.
Для успешного соперничества с любыми представителями конку рентной среды субъектам предпринимательского бизнеса необходимо, прежде всего, научиться объединять тактические действия в единую систему с тем, чтобы применяемая модель конкурентного поведения не имела неразрешимых внутренних противоречий. Применяемая против определенного соперника тактическая модель конкурентного поведения всегда должна обладать определяющей направленностью (на оборони тельные действия, наступательные действия, другие конкурентные действия), которая влияет на содержание базисных, страховочных и встреч ных приемов конкуренции.
Успех тактического поведения предпринимательской фирмы в немалой степени зависит от того, в какой мере руководство данной фирмы способно создавать рабочие схемы приемов конкурентного поведения и реализовывать их против выделенных соперников в форме домашних заготовок. Действуя по алгоритмам домашних заготовок, компания получает возможность избегать тактических неожиданностей и вместе с тем – обеспечивать подобные неожиданности противникам.
Руководство такой компании осознает необходимость держать в уме, скажем, рабочие схемы оборонительных действий при проведении наступления и рабочие схемы наступательных действий при обороне конкурентных позиций. Эти должностные лица должны понимать, что конкурентный поединок – это вовсе не бой с тенью, как на тренировке по боксу. К соперникам нельзя относиться как к боксерской груше. Каждый из них может быть не только опасен потенциально обладать сильным конкурентным потенциалом, направленным навстречу. Он так же готовится к поединку, разучивает приемы конкурентного поведения, которые старается провести самостоятельно, опережая соперников.
Обеспечение тактических успехов в конкурентном поведении ста новится возможным благодаря внутреннему устройству модели конкурентного поведения как единого целого. Любая модель конкурентного поведения включает в себя сочетание всех трех известных нам функциональных групп приемов.
Между тем, объективной реакцией субъектов бизнеса на многообразие соперников является и разнообразие одновременно применяемых моделей их тактического поведения по отношению к каждому сопернику. Эти разнообразия проявляются не только внутри одной и той же видовой группы (клиенты, контрагенты, прямые конкуренты, условно-прямые конкуренты, различные группы общественности, в том числе органы власти и управления), но и между данными группами.
Стратегии конкурентного поведения всегда направлены против внешнего окружения субъектов предпринимательского бизнеса как еди ного целого. Поэтому компаниям приходится одновременно действо вать против всех без исключения прямых, условно-прямых и косвенных конкурентов и тактически. Осуществлять конкурентное поведение тактически необходимо, действительно, сразу против всех. Бездействие предпринимательской фирмы против любого из представителей внешне го окружения может быть лишь сымитировано и, тем самым, иметь отвлекающее значение.
Мы помним, что в рамках полистратегического поведения субъектов предпринимательского бизнеса стратегии их конкурентного поведе ния могут применяться в комплексе, одновременно – разные. Но и внут ри одной и той же стратегии конкурентного поведения компании имеют возможность выстраивать различные тактические модели и их сочетания. Надо помнить, что плохие, некачественные приемы тактического поведения способны дезавуировать самую впечатляющую стратегию фирмы с наилучшим конкурентным статусом. Между тем, целевые ус тановки по определению параметров и содержания конкурентных дейст вий не отражают конечных целей субъекта бизнеса и не связаны непосредственно с конечными формами реализации его деловых интересов.
Осуществляя, к примеру, наступательные действия в стратегическом ядре бизнеса, предпринимательская фирма не должна забывать о возможности и необходимости применения тактической оборонительной модели конкурентного поведения при формировании соответствующей потребности. Ведь данной фирме следует опередить своих со перников во всех областях деловой деятельности или хотя бы не допус тить опережения себя ими.
Подчинение тактических мотивов конкурентного поведения фирмы его стратегическим мотивам состоит в том, что тактика действий данной фирмы должна всегда следовать за стратегией конкурентного поведения и определяться ею. Тем не менее, в жизни весьма нередко возникают отклонения тактики поведения предпринимательской фирмы от стратегии ее поведения. Это происходит в двух случаях – когда сами стратегические стереотипы конкурентного поведения фирмы содержат возможности совершения стратегических маневров, которые автомати чески проявляются и в тактике действий этой фирмы, либо когда жизнь подсказывает необходимость изменения стратегии конкурентного пове дения. И тогда тактическое маневрирование, применяемое руководством фирмы, может обогнать процесс внесения стратегических изменений в поведение фирмы.
Поскольку конкурентное противостояние субъектов бизнеса все гда осуществляется в условиях относительной неопределенности, любая фирма, бросающая вызов окружению, должна быть постоянно готова к любым тактическим неожиданностям. Эти неожиданности связаны с не соответствием реального баланса конкурентных сил соперничающих сторон предполагаемому. Приемы борьбы, намечаемые руководством компании, оказываются не вполне эффективными, либо полностью неэффективными, зато соперникам удаются собственные приемы.
Следует различать также стратегически выгодные и тактически выгодные поля конкуренции, стратегически невыгодные и тактические невыгодные поля. Тот набор методов конкуренции, который признается стратегически выгодным, может оказаться невыгодным тактически, и наоборот. Ведь тактическая выгода того или иного конкурентного поля определяется не только тем, что признается выгодным или невыгодным стратегически, но еще и представлением о степени выгодности или невыгодности данного поля, которое формируется в стане соперников.
Надо признать, что в любом случае отклонения тактики действий компании от принятой ею стратегии конкурентного поведения налицо отсутствие правильной стратегии, которая не может быть реализована с помощью адекватной тактики. Реализм руководства, принимающего ре шение о применении тактической модели конкурентного поведения фирмы, не соответствующей или не в полной мере соответствующей принятой стратегии, состоит в фактическом молчаливом признании необходимости постепенного изменения неудачной стратегии конкурентного поведения.
В данных условиях тактика конкурентного поведения неизбежно приобретает маневренный характер. Это выражается в том, что рабочие схемы применения конкурентных приемов изначально содержат возможность тактического маневрирования. Под тактическим маневром компании понимается изменение модели ее конкурентного поведения, либо приемов конкурентного поведения данной компании при сохране нии действующей модели.
Тактическое маневрирование субъектов предпринимательского бизнеса происходит в условиях неизменности конкурентных стратегий. Смена тактических поведенческих моделей не означает изменения стратегии конкурентного поведения, но она способна вывести соперников за пределы официально утвержденных и спланированных на долгосрочную перспективу стратегий.
Дело в том, что тактическое маневрирование компаний базируется на трех главных принципах относительной автономии тактики по отношению к стратегии. Первым принципом является соответствие моделей конкурентного поведения стратегическим стереотипам конкурентного поведения.
Мы видим, что каждый из стратегических стереотипов конкурент ного поведения субъектов предпринимательского бизнеса имеет свои наиболее характерные тактические проявления. Отдельным стратегиче ским стереотипам (стратегия механической монополизации, стратегия интегрирующей консолидации, стратегия дезинтегрирующего разъединения, стратегия обособления бизнеса, стратегия компромиссного сотрудничества) соответствует одна характерная модель конкурентного поведения, другим (стратегия простого разъединения, стратегия кооперативной солидарности) – ряд моделей одновременно.
Вторым принципом относительной автономии тактики конку рентного поведения субъектов бизнеса по отношению к их стратегии яв ляется возможность применения руководством предпринимательской фирмы тактических моделей поведения, которые не являются характер ными для данного стратегического поведенческого стереотипа. В случае необходимости компания вполне может применить, к примеру, модель тактического согласия в процессе реализации стратегии механической монополизации или модель тактического наступления в процессе реали зации стратегии компромиссного сотрудничества.
Для первой из названных выше групп стратегических стереотипов любой отход от характерной для данной стратегии модели тактического поведения фирмы означает совершение данной фирмой тактического маневра. Для второй группы стратегических стереотипов возможности совершения фирмой тактического маневрирования гораздо уже, но они все равно имеются. Надо подчеркнуть, что одна из названных выше тактических моделей конкурентного поведения, а именно отвлекающая мо дель всегда имеет маневренный характер, она не является своей ни для одного из изученных нами стратегических стереотипов конкурентного поведения.
Третьим принципом относительной автономии тактики конку рентного поведения субъектов бизнеса по отношению к их стратегии является необходимость соотнесения тактики действий компании (корпо ративной тактики) с тактикой действий отдельных подразделений ком пании, особенно тех, которые имеют возможность представлять данную компанию во внешних коммуникациях, а также с тактикой действий от дельных сотрудников компании, включая ее руководителей. Тактическое поведение всех указанных субъектов отношений должно быть однородным. Однако сама данная однородность не создается решениями высших менеджеров исключительно в соответствии с их волеизъявлени ем на основании выбранной стратегии конкурентного поведения. Она обеспечивается исходя из реального разделения обязанностей между со трудниками предпринимательской фирмы, их деловой и профессиональной специализации, в том числе и во внешних коммуникациях фирмы.
Объединяющим началом формирования единой тактики действий является организационная структура компании. Осуществляя тактиче ские маневры, субъекты предпринимательского бизнеса вынуждены постоянно корректировать свою внутреннюю организационную структуру, меняя тактическую расстановку внутренних подразделений компании и отдельных сотрудников. Изменчивость организационной структуры бизнеса становится особенно важной именно в условиях, когда компания, еще не решившаяся на смену стратегии конкурентного поведения, сталкивается с необходимостью быстрой смены тактической модели по ведения.
Тактическое маневрирование легко обнаруживается в ходе сопер ничества компаний с любыми представителями своего внешнего окружения. Так, разные группы потребителей продукции демонстрируют различия в поведенческой мотивации и динамике потребительских предпочтений. Поэтому сегментирование рынков сбыта товаров и услуг является важной предпосылкой дифференциации тактики конкурентного поведения компаний по отношению к разнообразным потребительским группам. Тактическое поведенческое разнообразие действующих субъ ектов предпринимательского бизнеса при создании, поддержании и развитии ими связей с клиентами имеет определяющее значение в процессе реализации ими любой из известных нам стратегий конкурентного пове дения.
По-разному ведут себя и контрагенты одной и той же компании, хотя они и вынуждены как-то приспосабливаться к особенностям стра тегии и тактики ее конкурентного поведения. Поэтому процесс фактиче ского вхождения субъектов предпринимательского бизнеса в цепочки ценностей осуществляется ими с помощью своих тактических приемов.
Действия поставщиков продукции и партнеров по совместному бизнесу всегда должны находиться под неусыпным контролем предпринимателей. На поверхности деловой жизни просматриваются такие причины повышенного внимания компаний к своим контрагентам, как возможность увеличения теми цен на поставляемые товары или ухудшение качества и сокращения числа полезных свойств этих товаров. В первом случае компания, утрачивая тактический контроль действий контрагентов, лишается такого существенного конкурентного преимущества, как возможности снижения цен на свою собственную продукцию, а во втором случае происходит ухудшение качественных и ценностных показателей данной продукции.
Появление товаровзаменителей, известное нам, согласно классификации М. Портера, как одна из сил конкуренции, ограничивающих возможности конкурентного позиционирования субъектов бизнеса, содержит угрозу для сбыта не всей представленной на рынке товарной продукции. Как известно, на товарных рынках представлены следующие товарные группы:
– товары первой необходимости активного спроса;
– товары первой необходимости пассивного спроса;
– товары социального статуса с альтернативой;
– товары социального статуса с постоянно действующей потребностью.
Реальная угроза со стороны товаро-взаменителей может присутст вовать только на рынке товаров социального статуса с альтернативой, так как потребности, обычно удовлетворяемые данными товарами, могут быть удовлетворены и их заменителями. Товары первой необходимости (электроэнергия, питьевая вода, тепло, горячая вода в процессе оказания коммунальных услуг, др.) по своей природе не имеют альтернативы, их заменить иными продуктами деловой деятельности невозможно. Что касается товаров социального статуса с постоянно дейст вующей потребностью, то и здесь, по определению, не существует това ровзаменителей, способных удовлетворить ту же самую потребность. Действительно, альтернативой компьютеру не могут стать калькулятор, телевизор, игровая приставка, пишущая машинка или проигрыватель ла зерных дисков.
Для сбыта указанных групп товаров угроза со стороны товаровзаменителей не возникает. Поэтому тактические модели конкурентного поведения фирм, бизнес которых выстраивается вокруг данных продук тов деловой деятельности, исключают противодействие рассматривае мой силе конкуренции. Другое дело, что товары социального статуса с альтернативой могут формировать основную часть номенклатуры продукции компании. В этом случае тактика ее действий окажется зависи мой от угрозы сбыта продукции со стороны конкурентов, предлагающих рынку товарызаменители.
Тактика конкурентного поведения каждого субъекта предприни мательского бизнеса адаптируется и к законодательной и правопримени тельной практике органов государственной власти и управления страны юрисдикции и международных организаций. В каждой стране с рыночно ориентированной экономикой реализация стратегий конкурентного поведения с помощью тактических моделей может отличаться весьма существенно, особенно в условиях, когда макроэкономические решения имеют непредсказуемый и неопределенный характер.
Но самое важное для формирования разнообразия способов реали зации стратегических поведенческих стереотипов компаний посредст вом моделей их тактического конкурентного поведения, а также для оп ределения руководством компаний границ и содержания тактических маневров состоит в различиях между прямыми соперниками, действую щими в одной продуктовой или отраслевой группе.
Совокупность одновременно, либо последовательно применяемых приемов тактического конкурентного поведения, включая любое такти ческое маневрирование, называется тактическим комбинированием субъектов предпринимательского бизнеса. Тактическое комбинирование проявляется посредством разработки тактических комбинаций – конструкций конкурентного поведения, внутри которых компания обеспечивает непротиворечивое сочетание рабочих схем проведения тактических приемов, их оперативного планирования и осуществления.
Вся совокупность приемов конкурентного поведения всегда явля ется частью различных тактических комбинаций, применяемых субъектами предпринимательского бизнеса. Конкурентные приемы и маневры в большинстве случаев переплетаются между собой, образуя своеобраз ный тактический клубок. Распутать этот клубок, распознать и выявить все его нити – дело, которое должно стать чрезвычайно трудным для противников.
Характерным примером комбинации различных тактических приемов конкурентного поведения является диверсификация бизнеса. О направлениях и технологии диверсификации можно прочитать в специальных изданиях. Для нас важно лишь указание на то, что диверсифика ция бизнеса не имеет исключительной связи ни с одной из существующих стратегий конкуренции. Такие действия базируются на сочетании элементов разных стратегий. Сочетаются в ней и различные тактические поведенческие модели. Диверсификация бизнеса независимо от своего содержания (вхождение в родственные или в неродственные области де ловой деятельности, диверсификация вперед или назад) всегда на чинается с тактического маневрирования, в котором мы способны обна ружить элементы наступления, вхождения в новый бизнес, обороны, контрнаступления и отвлекающих действий. Далее необходимость ее системного проведения обусловливает модификацию конкурентной стратегии диверсифицируемого субъекта бизнеса.
Итак, мы выяснили, что приемы конкурентной борьбы, в том чис ле и домашние заготовки соперников применяются как составные части моделей конкурентного поведения, в том числе и в процессе тактиче ского маневрирования и комбинирования субъектов предприниматель ского бизнеса. Теперь подошло время обратиться к самому содержанию приемов и моделей конкурентного поведения, о чем и пойдет речь в нижеследующих параграфах нашего учебника.
Что такое налоговый манёвр. Объясняем простыми словами
Налоговый манёвр — это перераспределение налоговой нагрузки: снижение одних налогов за счёт увеличения других.
Как правило, такие изменения происходят в пределах одной отрасли экономики. Самый известный налоговый манёвр последних лет — это снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30 до 0% в 2019–2024 годах при одновременном повышении для нефтяников налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Главные цели налогового манёвра:
Пример употребления на «Секрете»
«В какой-то период нефтяные компании даже снижали переработку, так как параметры налогового манёвра подталкивали их экспортировать сырьё, тем более цены на нефть на мировом рынке растут».
(Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков о том, как ослабевший рубль обеспечил нефтяникам миллиардные прибыли.)
Критика
Критики налогового манёвра отмечают, что из-за него повышаются цены на бензин — в них закладывается рост стоимости нефти на внутреннем рынке, а она дорожает за счёт увеличения НДПИ. В результате возникает ситуация, когда бензин в России стоит дороже, чем, например, в США.
Высокие цены на бензин выдавливают с рынка независимые сети АЗС, которые сами не производят топливо, а закупают его на оптовой бирже.
Значительные изменения в налоговом законодательстве проводятся и в других отраслях. Например, с 2022 года планируется увеличить НДПИ в металлургической отрасли. А с начала 2021 года в России действует закон о льготах для IT-отрасли, по которому налог на прибыль для российских разработчиков снизился с 20 до 3%, а страховые взносы — с 14 до 7,6%. Эти изменения также называют налоговым манёвром.
Компенсировать выпадающие доходы в IT-сфере хотят за счёт иностранных компаний. Одно из предложений Минцифры — обязать иностранные фирмы, которые заказывают ПО у российских программистов, платить за россиян налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Подобный опыт уже есть: ещё в 2017 году в России ввели «налог на Google». Он затронул иностранные IT-компании, которые продают в России электронные услуги через интернет — игры, фильмы, музыку, программы, предоставляют облачное хранение данных, получают доход от рекламы и т. д. Google, Microsoft, Apple, Facebook и другие IT-гиганты платят с продаж НДС по ставке 16,67%.
Налоговый маневр в IT: условия, ограничения, преимущества
Под налоговым маневром следует понимать совокупность льгот для бизнесов, работающих в сфере информационных технологий. Меры налоговый поддержки сформулированы в Федеральном законе от 31.07.2020 № 265-ФЗ. Они действуют бессрочно.
Закон вступил в силу 1 января 2021 года. Рассказываем, какие существенные изменения появились в Налоговом кодексе и как их оценивает IT-сообщество.
Как снизился налог на прибыль
Ключевым изменением в Налоговом кодексе стало существенное снижение ставки налога на прибыль — теперь IT-компании платят 3 % вместо прежних 20 %. Чтобы применять льготный режим, нужно соответствовать особым требованиям.
Для разработчиков ПО
Пониженную ставку могут применять российские компании, которые разрабатывают и реализуют программное обеспечение, оказывают услуги по его модификации, адаптации, установке, тестированию и сопровождению. Важно соблюсти три требования.
1. Нужно получить государственную аккредитацию компании в сфере IT. Подготовьте заявление о предоставлении аккредитации и справку о деятельности компании за подписью руководителя. Затем отправьте документы в министерство связи и массовых коммуникаций — лично в отделении в Москве, по почте с описью вложения на адрес «125375, г. Москва, Тверская д.7» или на портале Госуслуг.
Услуга предоставляется в течение 30 дней. В ответ на заявление вы должны получить выписку из реестра аккредитованных организаций, где будет указан ваш номер. Передавать документы в налоговую и фонды не нужно, министерство известит их самостоятельно в течение недели. Но будьте готовы предоставить выписку, если налоговая решит проверить правомерность использования IT-маневра вашей организацией.
Поддерживать среднесписочную численность сотрудников в компании — 7 человек или больше. Если компания не новая, то такая же численность по отчетам должна быть в течение 9 месяцев до начала перехода на пониженную налоговую ставку.
Более 90 % выручки должно относится к IT. Причем четко определены критерии доходов. Под IT-деятельностью понимают продажу ПО и баз данных, отчуждение исключительных прав на программы и базы, их разработку, адаптацию, модификацию, установку, тестирование и обслуживание.
Обратите внимание: в IT-доходы нельзя включать доходы от распространения рекламы, размещения предложений о продаже или покупке для клиентов, поиска информации о потенциальных продавцах. Проще говоря, продавцы рекламы в интернете, даже с использованием рекламных сервисов, под льготную ставку не попадают.
Для проектировщиков и разработчиков «железа»
Еще один получатель льгот — компании, которые проектируют и разрабатывают изделия электронной компонентной базы и электронной продукции. Требования к ним аналогичные, только вместо регистрации аккредитации нужно попасть в реестр министерства промышленности и торговли РФ.
Чтобы это сделать, отправьте в ГИС Промышленности копию устава организации, справку о наличии лицензионных соглашений на торговые марки систем проектирования, свидетельство о регистрации топологии интегральных схем или подтверждение постановки на бухучет результатов собственной разработки. Весь перечень нужной документации и порядок включения в реестр приводится в Постановлении Правительства от 31.12.2020 РФ № 2392.
В остальном так же — не меньше 7 человек в штате и 90 % доходов получены от IT-деятельности.
Обратите внимание: больше нельзя применять возможность амортизации в отношении электронно-вычислительной техники — раньше это было прописано в п. 6 ст. 259 НК РФ, но новый закон отменил этот пункт. Зато появилась возможность записать расходы на покупку ЭВМ в качестве материальных расходов в налоговую базу.
Как сократились страховые взносы
Условия получения аналогичны перечисленным в разделе выше — льготы доступны IT-компаниям, которые есть в реестрах, получают 90 % дохода от IT и держат в штате минимум 7 человек.
С 1 января пониженные тарифы составили:
Опрошенные нами представители IT-отрасли считают, что подобная льгота должна подстегнуть бизнес к выходу из зоны «серых» зарплат.
Callibri с 2015 года аккредитована в качестве IT-компании. Аккредитация — довольно простая процедура с минимальными требованиями. Главное — попасть в ОКВЭД, держать от 7 человек в штате и иметь 90 % доходов именно от IT-деятельности. За счет этой аккредитации мы получали хороший бонус, взносы с зарплаты уменьшились со стандартных 32,2 % до 14,2 %. С 2021 года эту льготу «прокачали», теперь с зарплаты мы платим всего лишь 7,6 %. Это выгодно.
Если человек на руки получает 100 000 руб., то обычная компания с учетом НДФЛ заплатит со счета 152 000, а IT-бизнес сейчас потратит только 124 000 руб. Любая IT-компания должна платить «белую» зарплату, это ненамного дороже, чем оплата в конверте.
Иван Шкиря
CEO компании «Гудок» и основатель сервиса Callibri
Какие изменения произошли с НДС
До 2021 года от НДС освобождались операции по передаче прав на любое ПО и любые базы данных. Причем речь шла как об лицензионных и сублицензионных, так и о договорах об отчуждении исключительных прав. С 1 января порядок изменился, льготы стали иными.
С 2021 года не платить НДС могут компании, которые включили ПО в специальный реестр российского ПО. Правила его формирования регулируются Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236. Для попадания в реестр нужно подать заявление в Минкомсвязи — это делают на специальном ресурсе с помощью аккаунта Госуслуг.
Чтобы ПО включили в реестр, нужно соблюсти несколько условий.
Прежде чем ПО включат в реестр, его проверят на предмет соответствия правилам в Экспертном совете при Минкомсвязи России. Все правила есть в Постановлении № 1236. Еще можно ориентироваться на методические рекомендации Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ.
Самое страшное в налоговом маневре — отмена льготы по уплате НДС. На реальном рынке просто взять и повысить цены на 20 % невозможно, рынок такое не простит. А исходящего НДС, за счет которого можно снизить выплаты в бюджет, у IT-компаний практически нет.
Структура наших расходов такая: ФОТ, услуги подрядчиков, которые все на УСН, офис, который тоже часто на УСН, маркетинг, который частично на УСН. Я посчитал, что без льготы мы бы смогли компенсировать не более 15 % от упавшего сверху НДС.
Нам повезло, мы смогли попасть в реестр российского ПО, чтобы не платить НДС. Потратили на это три месяца. Нас действительно проверяли, заставили упростить установку сервиса, превратить его в такое решение, которое буквально бабушка сможет установить с дискеты.
Но льготы по НДС подходят далеко не всем. Например, в реестр не смогут попасть разработчики сайтов или софта под заказ.
Иван Шкиря
CEO компании «Гудок» и основатель сервиса Callibri
Еще одно ограничение — права на ПО не должны включать в себя права на распространение рекламы или получению доступа к ней, а также на размещение предложений о покупке или продаже или поиска информации о потенциальных покупателях или продавцах.
Таким образом, льготы по НДС теперь недоступны IT-компаниям, которые являются торговой площадкой или сервисом по размещению рекламы, а также компаниям, которые продают ПО с рекламными баннерами.
Если условия не соблюдены, применяется стандартный порядок налогообложения — НДС 20 %, при отсутствии у компании других льгот.
Разъяснения Минфина с примерами
Совместно с IT-компаниями, ФНС и Минцифры разработал Письмо от 18.12.2020 № 03-07-07/111669, в приложении к которому приводятся примеры конкретных ситуаций.
В документе ведомство обращает внимание на то, что указанные кейсы в части применения пониженных ставок по прибыли и страховым взносам распространяются только налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов), которые реализуют собственные программы ЭВМ и баз данных, то есть являются их разработчиками.
Примеры, которые приведены в письме, касаются следующих налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):
Коротко о плюсах и минусах налогового маневра в IT
Налоговый маневр повышает конкурентоспособность IT-компаний за счет льгот на налоги и взносы:
При этом есть и минусы — отменены льготы по НДС, если только компания не занесет свое ПО в реестр российских разработок. Если этого не сделать, придется платить стандартную ставку в 20 %.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.