Что такое малыш расскажешь об этом мне в тачке
Что такое малыш расскажешь об этом мне в тачке
Российский хип-хоп-исполнитель Егор Крид выпустил новое видео, полностью стилизованное под серию компьютерных игр «Grand Theft Auto» (GTA). Клип начинается с нескольких действий главного персонажа игры, которого зрители видят со спины. Сначала герой угоняет машину, а потом нападает на прохожего, которым оказывается Чипинкос.
«Я на Гроув-стрит, я на трэпе», — читает рэпер.
Поклонники творчества российского музыканта сначала решили, что выход клипа по культовой игре приурочен к 20-летию GTA 3, а также скорому релизу ремастер-трилогии GTA 3, Vice City и San Andreas. Однако, исполнив куплет новой песни «ГТА» Егор Крид объявляет об открытии своего собственного онлайн-сервера на проекте Majestic RolePlay в RAGE MP.
Новый трек российского хип-хоп-исполнителя Егора Крида «ГТА» был представлен в качестве сингла 4 ноября и пока не стал частью дискографии музыканта. Снявшийся в клипе Крида рэпер Чипинкос начал свою карьеру еще в далеком 2007 и к настоящему времени на его счету больше 30 студийных альбомов.
Напомним, что меньше месяца назад российский рэпер Егор Крид представил новый сингл «Lambo Urus». Каким получился сингл о дорогом спортивном кроссовере — читайте на ZAYCEV NEWS.
Обложка: кадр из клипа Егор Крид — ГТА / YouTube
© ООО «ЗАЙЦЕВ.НЕТ», 2004-2021
Средство массовой коммуникации «ZAYCEV.NET».
Выходные данные
125315, г. Москва, ул. Лизы Чайкиной 6
+7 (985) 211-85-11 По общим вопросам:
admin@zaycev.net По вопросам взаимодействия с Правообладателями
e-mail: legal@zaycev.net подписаться на нас:
сторону
Видео
Реклама
Внимание! В тексте могут присутствовать грамматические ошибки. Если Вы их обнаружили, Вы можете сообщить о них администрации сайта. Чтобы сообщить об ошибке, выделите неверный текст, нажмите Ctrl+Enter и в новом окне укажите правильный текст или слово. Заранее спасибо!
[Текст песни «Love is»]
Первый Куплет: Егор Крид
Голые девчонки в Tik-Tok’е, токе-токе
Пишут message на Whats App
Но мне похуй-похуй-похуй
Потому что я такой одинокий (е, е)
И думаю о тебе, ла-ла-ла
Ты пиздатая на вид, это сок (сок-сок)
Знаю, как мне развести твои ноги (твои ноги)
Придушу тебя, как будто я чокер, чокер-чокер
Наверное, это любовь, ла-ла-ла
Переход:
Baby крошит на обложку
Её папа начеку, знаешь, я немного сложный
Я сам не знаю почему, мы сияем как рок-звёзды
Я не чувствую дёсна, когда с тобой, bitch
Припев:
Что такое love is? (love is)
Расскажешь об этом мне в тачке
Что такое, что такое love is? (а-а-а)
Я клею тебя, как жвачку
Что такое, что такое love is? (love is)
Расскажешь об этом мне в тачке
Что такое, что такое love is? (у-у-у)
Я клею тебя, как жвачку
Второй Куплет: Егор Крид
Тебе очень хорошо в этих шортах (ещё-ещё)
Сука, видишь, я больной, нужен доктор (док-док)
Потому что я такой одинокий (у-у-у)
И думаю о тебе, ла-ла-ла
Снова ездишь по ушам, это шёпот (шёпот-шёпот)
Знаешь, всё в моих руках, это опыт (опыт-опыт)
Но сейчас в моих руках твоя жопа (твоя жопа)
Наверное, это любовь, ла-ла-ла
Переход:
Baby крошит на обложку
Её папа начеку, знаешь, я немного сложный
Я сам не знаю почему, мы сияем как рок-звёзды
Я не чувствую дёсна, когда с тобой, bitch
Припев:
Что такое love is? (love is)
Расскажешь об этом мне в тачке
Что такое, что такое love is? (а-а-а)
Я клею тебя, как жвачку
Что такое love is? (love is)
Расскажешь об этом мне в тачке
Что такое, что такое love is? (у-у-у)
Я клею тебя, как жвачку
Переход:
Е-е-е
Е
Е-е-е
Эй, что такое, что такое
Что такое, что такое
Е-е-е
Расскажешь мне в тачке
Припев:
Что такое love is? (love is)
Расскажешь об этом мне в тачке
Что такое, что такое love is? (а-а-а)
Я клею тебя, как жвачку
Что такое, что такое love is? (love is)
Расскажешь об этом мне в тачке
Что такое, что такое love is? (у-у-у)
Я клею тебя, как жвачку
By Индия — новая звезда R’n’B на русском. Вот большое интервью с ним
Сочинец Виктор Вавилов начал пару лет назад писать грустный и анемичный R’n’B. Сейчас он герой чартов и новый участник программы Radar от Spotify. Мы пообщались с Виктором о жизни и музыке в Сочи, сложном пути R’n’B в России и крутости Dopeclvb и YungRussia.
— Откуда у тебя никнейм?
— За этим никнеймом нет особой истории и смысла. Я создавал проект, и в голове крутилось слово «Индия». Я понимал, что это звучит и хорошо смотрится в текстовом виде — и нужно добавить приставку. «By Индия» прикольно выглядит — как название какого‑то бренда.
— Когда ты его придумал?
— Летом 2019 года, когда создавал паблик. По сути, это было название паблика.
— Когда ты начал заниматься музыкой?
— С 2016 года. Сначала делал биты, потом, три года спустя, я купил себе микрофон и звуковую карту и начал делать треки. Тогда началась моя история как исполнителя.
— Что тебя привело к музыке?
— В детстве я слушал рэп: каких‑то банальных персонажей вроде 50 Cent или Эминема. Мне всегда нравился этот вайб, я кайфовал от него. В 2016 году я узнал о YungRussia (рэп-комьюнити, из которого вышли Pharaoh, Boulevard Depo, Thomas Mraz и другие нынешние звезды жанра. — Прим. ред.): меня это очень сильно вдохновило — нравилось, что там были не только рэперы, но и битмейкеры и дизайнеры. Мне захотелось делать так же: писать музыку, биты — делать всю эту тему. Даже не рэповать: быть в капюшоне, когда тебя никто не знает, но твоя музыка повсюду.
— Сегодня пять лет, как нет YungRussia (разговор состоялся 23 ноября. — Прим. ред.). Как считаешь, какое влияние она оказала на нашу сцену?
— Они просто освежили ее. У них это отражалось даже в названиях проектов — трек «Fresh Soft», например. Это новая волна, которая накрыла Россию и до сих пор накрывает. Куча артистов из YungRussia сейчас в топе — это показывает влияние. После них появилось много имен, возможностей — появились артисты вроде меня, которые вдохновились ими.
Сейчас многие из них не столь известны в медийной сфере, но в андеграунде многие скажут тебе, что YungRussia — весомый объект в российской музыке.
— Кто самый недооцененный из YungRussia?
— Glebasta Spal, 100%. Это вообще без шансов. И в принципе весь Dopeclvb (уфимское объединение, входившее в состав YungRussia и давшее миру Basic Boy, i61 и Thomas Mraz. — Прим. ред.) — самый недооцененный гэнг, на мой взгляд. Помню, как ехал куда‑то, слушал один из их альбомов и думал: как круто, что я знаю эту музыку — и никто больше. Ну в моем кругу.
Это была андеграундная, нишевая музыка, но реально крутая. Даже если сейчас ее послушать, она и сейчас такая — сохранила свой вайб.
— У тебя нет ощущения, что многие участники Dopeclvb недополучили признания и популярности, которую заслуживали?
— Конечно. Но, думаю, многое и от них зависело в этом вопросе. Тут можно рассуждать: было бы это, было бы то. Что есть, то есть.
— Ты говоришь, что в твоем кругу не слушали музыку вроде Dopeclvb. А что слушали?
— Не совсем, я не очень точно выразился. У меня были друзья, которые слушали. Я имел в виду больше одноклассников, дальних знакомых, которые не особо шарили в этом.
Что слушали в школьные годы? Мои друзья — то же, что и я. Сверстники — по-разному. Но на рэпе мало кто был в те годы. Кстати, со временем их стало больше, потому что рэп популяризировался.
— Я на Genius прочитал, что ты из Сочи. Как там с рэпом?
— Ничего не было громкого — в какой‑то момент начались тусовки, стали иногда приезжать артисты с концертами и клаб-шоу, чего не было никогда. Это, наверное, все: жесткого движа, как в других городах, не было. Краснодар, Екб, Питер, Уфа — там было круче. У нас — засуха. Максимум — тусовки и локальные рэперы, которые читали для своих друзей.
— Кажется, ты первый музыкант из Сочи, с кем я общаюсь. Забавно, что в соседнем Краснодаре было много движухи — PLC, Amchi, Big Music, Slovo. А у вас — ничего. Интересно, почему так?
— Ну вот так вот. (Смеется.) У нас курортный город. В нашем менталитете не заложена вся эта движуха с культурными явлениями — поэтому все довольно тускло.
Я не особо рефлексирую в духе: вот, в моем городе должно быть много рэперов, художников и так далее. Думаю, все должно само двигаться. Но могу сказать, что в 2021 году движуха потихоньку развивается — в город приехало много людей на постоянку, не просто отдохнуть. Будет круто, станет намного интереснее здесь жить.
— Ты любишь свой город?
— Да, это мой дом, я здесь родился. Как можно не любить свой дом? Тут есть минусы и плюсы, но дом есть дом.
— Ты говорил, что культурные явления не заложены в местном менталитете. Расскажи, в чем прикол менталитета?
— Слушай, Сочи находится рядом с Кавказом, поэтому здесь проживает много кавказских национальностей. По сути дела, этот менталитет и распространяется в большей части населения города. Современная культура в этот менталитет не особо вписывается.
На самом деле я не очень много размышлял на эту тему — я это чувствовал чисто по ощущениям. Но мне кажется, что все будет меняться.
— При этом я сам езжу часто в Сочи и вижу, как там все резко меняется в последние годы: особенно после Олимпиады. Вливаются деньги, Сочи становится южной столицей России. Как это чувствуется изнутри?
— Сильно чувствуется. Здесь улучшилась инфраструктура, город стал лучше выглядеть, часто проводят фестивали — в Олимпийском парке, на Красной Поляне.
Сочи становится большим городом — это точно. По крайней мере, по количеству людей, которые приезжают сюда. Ты выходишь в город и чувствуешь, что их стало намного больше.
— Нет ревностного отношения в духе «вот, понаехали»? Не чувствуется среди местных?
— У меня такого нет. У местных, особенно у взрослых, 100% есть. Это еще с Олимпиады началось: вот, работы нет, приезжие все забрали, что нам теперь делать? Из‑за этого происходил у людей rage, так скажем.
— Мне рассказывали, что местные в Сочи живут по принципу: любой ценой урвать как можно больше денег в сезон, чтобы потом на них чиллить в несезон?
— Есть такое. Летом появляется куча бизнесов. Цены взлетели из‑за того, что сейчас границы закрыты и все едут отдыхать в Сочи. Люди жестко отрываются летом в сфере предпринимательства.
— Не собираешься в Москву перебираться?
— На кого учился?
— Экономика. Это мой профиль, по сути. Математика и обществознание — два предмета, которые я мог бы сдать на ЕГЭ. Поэтому и пошел в эту сферу.
— Давай о творчестве. Помнишь момент, когда написал первый трек?
— Да. Мне было 18 — я бы не сказал, что это полноценная песня. Я взял грустный, понятное дело, бит и что‑то начитал. Мне реально было тогда грустно — девчонка меня отвергла. Исходя из этого вайба я написал что‑то меланхоличное. У меня до сих пор на ноутбуке лежит этот проект.
— Полегчало тогда?
— (Смеется.) Блин, я не помню! Но я понял тогда, что такие ситуации — неплохой двигатель для творчества. Со временем я больше в этом убеждался.
— Ты часто грустишь?
— Последние года полтора не так часто, но все равно есть моменты, когда ты остаешься один на один с собой, задумываешься о чем‑то, и оно само на тебя нахлынивает.
Мне кажется, что в грусти есть своя польза. Ты больше начинаешь анализировать себя и свою жизнь — и в конце концов к чему-то приходишь. В конце темного тоннеля всегда есть свет.
— Справедливо. Что тебя заставляет грустить?
— Я думаю, каких‑то конкретных факторов нет. Как всегда говорила моя мама: «Что ты грустишь? У тебя все нормально, учишься в универе, еда есть, все есть». С одной стороны, ее можно понять. С другой стороны, есть же разные ситуации.
На самом деле, из‑за чего я грущу-то? Сейчас вот я посмотрел в окно, а там осенняя погода…
— У вас тоже осень?
— Да. Все опадает, деревья лысые. На самом деле не могу сказать, что конкретно меня вводит в грусть. Бывают ситуации, жизненные моменты: кто‑то тебе что‑то сказал, ты кому‑то что‑то сказал — все накапливается, и ты начинаешь углубляться в себя. Но я не скажу, что это моя проблема, — это жизненный путь, и все эти состояния — часть пути.
— Я узнал о тебе из «Рифм и панчей», которые тебя активно продвигали. Как они на тебя вышли?
— В апреле 2020-го мне в группу с 500 подписчиками написал Михаил Паньшин — и предложил поработать. Я согласился. Это было реальное предложение: он позвонил, мы пообщались по телефону, и я понял, что можно что‑то сделать.
— Несколько твоих треков попали в чарты. Как ощущения?
— Прослушивания идут, но на моей реальной жизни это пока не отражается. Мне много друзей рассказывали, как они шли по улицам и из тачек играли мои треки. А я никогда еще не слышал своих треков из тачек!
В общем, ничего особо не поменялось. Понятное дело, стал больше зарабатывать — и все. Правда, в 2022 году у нас планируются первые концерты: я думаю, что это будет прикольной историей, когда я смогу сказать, что моя жизнь поменялась.
— У тебя вообще пока концертов не было?
— Не было. Только одно клаб-шоу в Сочи: мои друзья делали вечеринку и позвали выступить. Там было порядка 150–200 человек. Это первый раз, когда люди пришли послушать целенаправленно меня. Я почувствовал этот эффект, когда ты поешь песню и слышишь, как люди тебе подпевают. Это было круто!
— Какие ощущения у тебя были в тот момент?
— Сначала волнение, необычное ощущение. Но стоило начать первый трек, я почувствовал энергию — и был в эйфории. Думаю, те, кто присутствовал на этой вечеринке, не дадут соврать, что было кайфово.
— Ты уже прикинул, сколько денег заберешь за роялти в этом квартале?
— Честно говоря, не знаю пока. Скорее всего, точно отложу. Может, куплю пару шмоток и оставлю на ход ноги.
— Ты помнишь момент, когда ты написал «Люби меня так»?
— Я долго записывал ее, пробовал по-разному и в какой‑то момент спел припев и почувствовал, что я попал. Стоит сказать, что я все сам делаю: пишу музыку, записываю, свожу. Когда я начал сводить эту песню, я понял, что первоначальный бит ей не подходит, и переписал ее с нуля.
Я написал ее в конце июня — и долго не хотел дропать. Но потом все-таки решил выложить кусочек в тикток, захотелось затестить. Потихоньку он начал форситься — так и взлетел.
— У тебя есть строчка «Я вообще преступник, так себе человек». О чем она?
— Знаешь, женщины любят обижаться на мужчин за разные поступки. Тут метафора: я для тебя настолько плохой. Что‑то такое имел в виду. У меня часто неосознанно вылетают строчки, смысл которых я понимаю уже потом.
— Когда речь идет о любовной лирике, твои песни чаще посвящены конкретному человеку или абстрактному образу?
— Иногда конкретным, иногда абстрактным. Иногда сюжеты я беру из жизни знакомых — это вдохновляет. Нет одного человека, про которого я все пишу.
— Твой альбом называется «R’n’B в твоей комнате». Генеральная идея — подчеркнуть камерность?
— Да. Основной концепт альбома — то, что эта музыка для уединения. Это главная дорога, по которой я шел, записывая этот альбом.
— Мне еще показалось, что ты слово R’n’B намеренно подчеркнул — что это не поп-музыка, а R’n’B.
— Думаю, да. На самом деле сейчас тяжело себя приравнивать к определенному жанру. На альбоме есть R’n’B, рэп, эксперименты со звуком. Но вайб в основном ар-н-бишный: основа, стержень.
— Как ты думаешь, почему у русской R’n’B-волны так долго не получалось?
— Думаю, дело в аудитории. Видимо, такой звук ей не особо интересен. Порой я думаю о всяких таких вещах, смотрю на западную музыку, популярную здесь, — и понимаю, что западные R’n’B, соул, медленная музыка не особо востребованы у нас в России. Соответственно, если делать ее на русском, то она тоже не будет залетать.
Допустим, когда в 2016 году началась эта движуха и Thomas Mraz выпустил свой микстейп (имеется в виду микстейп «May 13». — Прим. ред.), у всех были ожидания, что скоро R’n’B стрельнет, потому что аудитория была другая, она была не очень большой и более осознанной. Сейчас аудитория больше, но и слушает музыку она по принципу: нормас, качает на фоне.
Знаешь, я думаю, что все зависит от одного хита: когда будет написан хотя бы один большой хит в таком жанре, тогда все поменяется. Я не скажу, что я эксперт в этом всем — просто сужу по ощущениям.
— «Люби меня так» похож на такой хит.
— Ты не рефлексировал на эту тему: почему у тебя получилось залететь в чарты в отличие от многих твоих предшественников?
— Нет. Можно предположить, что во многом сыграл роль тикток. Возможно, потому что я еще новый, неизвестный артист. Это тоже играет роль: люди проявляют интерес.
— Как ты попал в программу Radar?
Круто, что у Spotify отдельная аудитория, обособленная от других платформ. По сути, моя музыка придет к новой аудитории — еще больше людей услышат мою музыку.
«Мне сказали, я не на той стороне». Учительницу вынудили уволиться после прямого эфира в «Инстаграме»
«До эфира руководство всегда шло мне навстречу»
— Кем вы себя сейчас ощущаете? Борцом за справедливость? Проигравшей?
— Я понимаю, что делаю что-то невероятно крутое в моей картине мира. И хочу сделать еще круче. Думала, будет страх, смешанный с адреналином и неврозом. Но я даже не переживаю по поводу финансовой стороны.
Реакция моего руководства только подкрепляет уверенность, что я все делаю правильно. Знаете, как «подкрепление нежелательного поведения» ( смеется ). Может, я ошибаюсь. Может, это плохо закончится для меня, моей карьеры. Но как же мне сейчас хорошо!
— Когда вы готовили этот прямой эфир, вы предполагали, что это может закончиться увольнением?
— Обычно руководство «Инстаграм» не смотрит, это только сейчас все на меня подписались в срочном порядке. До этого всем было все равно. Но, тем не менее, у меня мелькала такая мысль. Я озвучивала ее мужу: «Саша, меня точно уволят!» Мы посмеялись, он сказал, что будет меня содержать, и забыли об этом.
— Под эфиром комментарии родителей с благодарностями. Люди пишут, насколько ценна эта информация. За что вас уволили, если, по сути, детям стало учиться легче?
— Я тот же вопрос задавала руководству. Когда мне сказали «Вы понимаете, что вы поступили неправильно?», я сказала: «Нет». В моей картине мира это правильно. И слова благодарности от родителей это подтверждают.
Ирина Астафьева, дефектолог, тьютор. Фото: vkontakte.com
Но всегда есть другая сторона. В данном случае это деньги. Не в прямом смысле, что кто-то кому-то что-то платит. Просто это еще одна ставка тьютора. Ее надо получить, комитет должен на это выделить средства, нужно найти человека. И с одной стороны, для района 20-25 новых ставок — это много. А для того, кто устраивается на эту должность, — это очень маленькие деньги. Тьютор получает 31-37 тысяч минус налог, и ставка 25 часов. На эту должность приходит, в основном, молодежь, чтобы просто стартануть. И если это грамотные, знающие люди, они очень быстро уходят в учителя. Текучка в нашей школе невероятная.
Тьютор должен обладать таким количеством компетенций, которые в данный момент не получить в государственном образовательном учреждении.
Он приходит в школу с педагогическим и психолого-педагогическим образованием, и этой базы не достаточно. Дальше надо вкладывать средства в себя, чтобы быть хорошим специалистом. В идеале он должен обладать навыками ABA-терапии, а это невероятно дорогое удовольствие, навыками ведения и поддержки альтернативной коммуникации. Например, у меня впереди международная сертификация. Я за это отдам 25 тысяч рублей своих денег. Все методики в нашей школе внедрялись за счет людей, которые самостоятельно где-то обучались.
— Как администрация относилась к этим внедрениям?
— В том-то и дело! До этого случая у меня была стопроцентная поддержка администрации. Мало того, что я учитель в школе, я еще руководитель методического отделения учителей «9.2». Это возможность как раз помогать учителям осваивать новые методики, альтернативную коммуникацию, чтобы ребенок мог обратиться к любому педагогу школы, и тот бы его понял. Я передавала свои знания, и мне всегда шли навстречу ровно до этого эфира. Никогда ни в чем не отказывали. Руководство прекрасно понимало, что я делаю очень много, а доплаты за это фактически нет.
«Тьютор нужен не только детям с РАС»
— После эфира на директора легла дополнительная ответственность и требования?
— Не совсем. Еще до эфира я рассказала своим родителям, как им получить тьютора. И восемь моих учеников получили заключение комиссии о необходимости тьютора. Администрации теперь надо этих тьюторов искать, это сложно. Я их искренне понимаю. Более того, я разговаривала со своими родителями, объясняла. От родителей не поступило ни одной жалобы на то, что тьюторов до сих пор нет. Все прекрасно понимают, что это не сиюсекундное дело. Не будет так, что нам прописали, и тут же появились и ставка, и компетентный человек. Но как только администрации пришлось шевелиться, начались вопросы.
После этого эфира в «Инстаграме» у меня огромный отклик от родителей, благодарности. Они пишут, что воспользовались той инструкцией, которую я даю, и им прописали тьютора.
Теперь они будут приносить в школу это заключение и требовать его. Не в нашей школе, в других, понимаете? Это работает, это положено по закону, и родители имеют на это право.
В том-то вся история, что «лжи как таковой не было, но мы не договаривали», назовем это так. Комиссия говорит: «Тьютор положен только детям с РАС». Нет, не только с РАС, а детям с нарушением социального взаимодействия. А нарушение социального взаимодействия, как вторичная проблема, может возникать при любом нарушении. У слабовидящего ребенка тоже может быть нарушение социального взаимодействия. Поэтому, повторюсь, тьютор даже к диагнозу не привязан.
Второй лайфхак, который был в этом эфире, тоже интересный. В Петербурге очень сложно получить диагноз РАС. Сейчас у нас появились методики для диагностики РАС. Раньше их не было в России, они американские. Их привезли, начали грамотно диагностировать. И выяснили, что у половины детей, которые сидят в классах для детей с интеллектуальными нарушениями, есть РАС. А аутизм корректируется по-другому, понимаете?
Фото: скриншот прямого эфира @vyhod_v_normy
Что такое «аутизм»? Нарушения социального взаимодействия, в первую очередь, нарушения коммуникации. Если ребенок не может взаимодействовать с другим человеком, как мы можем узнать, какой у него интеллект? Этот дурацкий тест Векслера, который используют наши комиссии? Я только что была в Сочи на конференции, посвященной инклюзивному образованию. И там руководитель федерального ресурсного центра ПМПК говорил, что этот тест нельзя использовать для аутистов. А у нас в Петербурге его до сих пор проводят. Петербургская школа психиатрии стоит отдельно от всей страны.
Чтобы получить заключение комиссии, чтобы получить диагноз РАС, не обязательно идти в психоневрологический диспансер по месту жительства! Можно пойти к любому лицензированному психиатру. И его заключение имеет точно такой же вес. Нужно просто взять и распечатать дополнительно его лицензию. Все. И отказать не имеют права. Вот об этом мы и говорили на эфире.
— То есть вся инструкция для родителей укладывается буквально в несколько шагов?
— Да, это две строчки. Сделайте так, так и так. И это работает.
Самое главное, что это же не я им тьютора прописала. Я сказала, что есть такая возможность. А решает все равно комиссия, нужен ребенку тьютор или нет.
И это не мой опыт, не мое видение. Это документ «Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий». Он выложен на сайте pmpk.rf (Федеральный ресурсный центр ПМПК. — Прим. ред. ). Это официальный документ в свободном доступе. Мы его взяли, прошерстили. Там есть четкая табличка: кому нужен тьютор и какая у него должна быть функция.
Комиссия может отказать, хотя реально у них нет оснований. Когда на комиссию приходит мамочка с ребенком, которая не понимает, что она делает, для чего и как, ей говорят: «У вас нет диагноза РАС, вам не положен тьютор». Комиссия привязывается к диагнозу и не дает тех заключений, которые должна бы давать. Потому что это просто дорого, и все это знают. Наш заместитель по коррекционной работе сидит в этой комиссии. А председатель общается с комитетом. «Денег нет, не выписывать!» И все!
«Мой ученик берет парту и кидает»
— Как ваши коллеги отнеслись к увольнению?
— Подходили ко мне и на ушко говорили: «Ты — молодец». Обстановка очень тяжелая. У меня есть хроническое заболевание, по которому я могу достаточно легко уйти на больничный. Я пошла в поликлинику, мне дали. Потому что до этого были совершенно невыносимые дни.
Но я четко понимаю, что не несу ответственности за действия других людей. Я сделала то, что должна была сделать. Поступила правильно. А то, что директор дурит сейчас, это ее выбор. Сейчас там еще одна девочка дорабатывает до Нового года и увольняется. Сил нет работать там. Совершенно адские условия.
Представьте стандартный школьный класс, поделенный пополам гипсокартонной перегородкой, потому что нет места. И в каждой половинке кабинета находятся два класса.
Норма для детей с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями — пять человек в классе. У нас было девять с аутизмом. Они просто уходят или убегают, или падают на пол и начинают истерить. У нас с помощниками всего шесть рук на троих, а детей девять. Дойти до столовой уже целое приключение. И в этих условиях мы умудряемся корректировать поведение детей, насколько это возможно.
Но когда ты живешь в осознании, что ты делаешь «хоть что-нибудь», это ненормально. Я знаю, что могу дать детям. Знаю, что каждый из них может взять. Я умею с этим работать и хочу дать максимум. Почему я должна работать в совершенно невообразимых условиях? Почему дети должны чаще показывать нежелательное поведение? Почему они должны страдать от всех этих сложностей, отсутствия коммуникации из-за того, что нет постоянного тьютора, помощника? Одному это сложно сделать в классе, где девять человек. Это же не детки, которые сели и сидят. У меня есть пацан, который просто берет парту и кидает.
— Парту. Берет, поднимает и швыряет.
— Я думала, я ослышалась.
— Нет, это реально так. И это не потому, что ребенок такой. А потому, что я не могу оказать ему ту помощь, которую могла бы в других условиях. И у него случаются эти приступы.
В школах часто учителя просто получают свою зарплату, ничего не делают. А родители не жалуются. В наших школах так: если нет жалобы — на учителя, на обстановку, на отсутствие тьютора — ничего не будет меняться. А дети — это не тот случай, когда можно оставаться равнодушными.
— Это ваша позиция, что родители должны жаловаться?
— Да! Потому что история с переговорами ни к чему никогда не приводит. Я всем родителям говорю: «Не просто жалуйтесь, а вообще все вопросы директору, даже самые простые и бытовые, задавайте в письменном виде». Иначе это просто «поговорили». Я слышу постоянно: «Когда у нас появится тьютор?» — «Мы ищем, все хорошо».
И эта история может длиться годами. Но как только написали в комитет, тут же, по мановению волшебной палочки, появился человек. Я не знаю, как так происходит. Это вопрос не только про жалобы. Это вопрос про все возможные действия. Я считаю, если есть что-то, что положено по закону, ты имеешь право это получить. Иначе не надо было прописывать, тогда отменяйте этот закон.
«Я могу сделать что-то еще»
— Вы сказали, что чувствуете себя воодушевленной. Что для вас станет хорошим продолжением этой истории?
— Мне начали писать родители: «Ирина, мы хотим вас к себе в класс». Потом я стала получать звонки от завучей и директоров других школ. Один даже из Самары звонил и предложил оплатить переезд. Меня позвали в одну коррекционную школу и в несколько ресурсных классов. В общем, есть предложения. Но я об этом пока еще не думала.
Мне кажется, что я смогу сделать еще что-то. Есть идея провести серию просветительских эфиров или вебинаров.
Родители не могут быть готовы к тому, что у них рождается особый ребенок. Они не в курсе своих прав и возможностей.
И вынуждены тратить время на поиск средств помощи, обивать пороги разных организаций в поисках диагнозов, методик. Я могу дать родителям инструкцию, как, куда они должны пойти, чтобы получить диагноз, бесплатную, платную помощь.
Они приходят и спрашивают: «Где мы можем дополнительно позаниматься?» А многие и не спрашивают. А по факту это входит в должностные обязанности учителя: информирование родителей об их возможностях в вопросах коррекции и реабилитации. И учителя должны знать, что в районном центре помощи семьи и детям можно получить бесплатные услуги, что родители имеют право оформить инвалидность, и все остальное. Это экономия родительского времени и ранняя коррекция.
Кроме этого, я могу рассказать о тех методиках, которые использовала в школе: ABA-терапии, поведенческом подходе, структурированной среде. Все знают, что это существует, это не секрет. Но в родительском сознании это история про занятия со специалистом. А на самом деле смысл в том, что родители вникают в суть и живут в этом режиме. Им один раз надо разобраться, и после этого станет легче.
Я понимаю, что могу это сделать. А если могу, то почему нет? Эта мысль меня очень вдохновляет сейчас.