Что такое малиновый звон колоколов
Малиновый звон: может ли звук иметь цвет?
В 1967 году в СССР провели эксперимент: сделали звук видимым. Так авторы хотели продемонстрировать реально существующее явление — синестезию. Опыт назвали в честь известного русского выражения, которое символизирует приятный, бархатистый, «малиновый» звук.
Фраза вошла в обиход в XVIII веке и прочно закрепилась в лексике. Считается, что выражение «малиновый звон» придумал Пётр I. Некоторые убеждены, что за словом «малиновый» стоит реальный цвет. Неужели император был одним из тех, кто «видел» звук?
«Малиновые» колокола и чёрно-белые клавиши
Самая распространённая легенда о малиновом звоне гласит, что выражение придумал Пётр I в 1717 году. Во время визита в голландский город Мелехен император услышал колокола. Звон настолько поразил его, что он назвал звук в честь города. Но почему звон называется не мелехеновым? Второе имя города — Малин. Так его называли на французский манер. Русскому уху привычнее и приятнее. Пётр I решил увековечить имя поселения — настолько «бархатный» звук ему понравился. Император хотел заказать колокола в Россию, но был поражён, узнав, какой именно инструмент издаёт звон. Помимо колоколов в нём были клавиши. И все элементы соединялись с помощью проволоки в сложную систему.
Карильон — уникальный европейский инструмент. Звук в нём издают колокола, но в действие их приводят клавиши. Язычки и подвижные системы клавиш соединяются с помощью проволоки. Каждый колокол «настроен» на определённую тональность. В результате получается ряд, звуки в котором плавно меняются, словно ноты в октаве. В состав карильона входит не менее 23 колоколов.
Карильон
Музыку, как правило, пишут для инструмента специально. Однако на карильоне можно исполнять произведения для органа. Конструкция инструмента не ограничивает фантазию композитора. Из карильонов часто лилась музыка в стиле барокко и романтизма, даже современные произведения можно адаптировать для инструмента. Именно такой инструмент услышал Пётр в XVIII веке. Неудивительно, что произошло это в Мелехе. Город прославился как столица колокольного литья. Карильон в Мелехе и сегодня самый крупный в мире. В городе даже работает специальная школа звонарей. Карильон из Голландии есть и в России. После возвращения в Россию Пётр приказал купить точно такой же инструмент, как в Мелехене. Карильон установили в Петропавловском соборе. Интересно, что в 2003 году Бельгия и Россия выпустили специальные марки. При совмещении двух разных марок получалось изображение карильона. Только на одной был изображён инструмент в Мелехе, а на второй — карильон Петербурга.
Малиновый звон — русская метафора
Следует отметить, что не все историки согласны с голландскими корнями выражения. Согласно словарю Ожегова, малиновый звон — это звук, приятный по тембру. Ожегов добавлял в приписке, что определение относится к колоколам, бубенчикам и шпорам. В 1978 году в своей работе Николай Сергеев выступил в защиту русского происхождения выражения. Языковед настаивал, что слово «малиновый» образовалось в процессе ассоциативной замены. Таким образом, предки называли малиновым всё, что было красивым или приятным.
В конце XX века русское происхождение выражения отстаивал историк Николай Ярешко. По его мнению, на Руси существовала каноничная типизация колокольного звона. Так, главными видами считали перезвон, трезвон и проводной звон. Последний делился на несколько подвидов. Проводные звоны бывали будничными и праздничными, встречными, целодневными, свадебными, красными и малиновыми. В трактовке Ярешко малиновый звон — общее название для колокольных звуков определённой тональности. Малиновый оттенок, как символ бархатного звучания — явно славянское изобретение. Европейские народы этот цвет воспринимали иначе. Например, англичане традиционно связывали малиновый с насилием: цвет чем-то напоминал кровь. В Древнем Перу малиновая нить была символом монархии. На этих нитках завязывали узлы правления. Каждый узелок равнялся одному году.
Музыкальная синестезия, в том числе «малиновый» звон, — главная идея повести Владимира Короленко «Слепой музыкант». Однако писатель понимает подобное цветовосприятие не как физиологическое отклонение. По его мнению, умение видеть цвета ближе к соощущению и обострённому восприятию. Совмещение невозможного у Короленко происходит как раз на примере малинового звона. Автор оригинально описывает восприятие звука слепым музыкантом. По его словам, красный звон слышен во всех русских городах. Невысокие ноты составляют глубокий тёмный фон. На нём колеблются и прыгают ноты повыше и поярче, насыщенного малинового цвета.
Синестезия — цветной слух, который сделал звон малиновым
Цветной слух или синестезия — редкое физиологическое отклонение. Воплотить в жизнь ощущения, которые испытывает человек с синестезией, однажды попытались в СССР. Как правило, «цветным слухом» обладают музыканты. Нередко можно услышать, как они говорят о «светлом» мажоре и «тёмном» миноре, «бархатном» тембре, называют звук ярким или насыщенным. Синестезия касается не только слуха. Некоторые синестеты раскрашивают разными цветами слова и буквы.
Другие слышат звуки во время движения. Объединение звуков и цветов предполагает, что мелодии вызывают в голове у человека цветные образы. Например, малиновые переливы при звуках карильона. Может ли быть, что Пётр I обладал «цветным слухом»?
Синестезия обнаруживалась у людей в древности. Умение «видеть» звуки сначала считали мистическим даром. В XVIII веке подобную особенность признали психическим отклонением. И только в XX веке было установлено, что синестезия — физиологическая мутация. Нервы организма перепутаны так, что раздражение одной системы затрагивает другую. В результате звуки обретают цвет. Вполне вероятно, что малиновый звон — изобретение синестета. В процессе действительно мог быть замешан карильон. Только цвет «увидел» не Пётр I. За всю жизнь у императора не наблюдалось подобного отклонения. В таком случае история с городом Мелехен — красивая выдумка. Однако ни один источник не связывает происхождение малинового звона с неизвестным музыкантом.
«Цветной» звон колоколов на Спасской башне
Зачем устанавливать яркие источники света на Спасскую башню? Для того, чтобы наглядно продемонстрировать, что испытывают синестеты. В 1967 году сотрудники и студенты конструкторского бюро «Прометей» провели зрелищный эксперимент. Внутри звонницы Спасской башни установили 24 прожектора. Источники света соединили с колоколами. Каждую такую «лампу» накрыли фильтрами малинового цвета. Интенсивность звука напрямую влияла на яркость прожекторов. Благодаря этому малиновый переливался десятками оттенков. Инсталляция студентов «Прометея» наглядно демонстрировала значение русского выражения «малиновый звон».
Откуда на самом деле произошло выражение «малиновый звон» сегодня сложно сказать. По самой распространённой версии, его придумал Пётр I. Некоторые языковеды усматривают в выражении русские корни. А современная наука доказывает, что люди с уникальным отклонением — синестезией — и правда способны видеть малиновый цвет колокольного звона.
Малиновый звон: откуда на самом деле произошло это выражение
«Малиновый звон» — для кого-то это особое звучание колоколов, для кого-то — название известной песни. Что скрывается за этим выражением? И почему оно отсылает нас совсем не к знакомой всем ароматной ягоде? Без того, чтобы глубоко погрузиться в историю (причем не российскую!), тут не обойтись!
Святой Румольд
Башню собора Святого Румольда в бельгийском городке Мехелен видно издалека. Она возвышается высоко над прочими городскими постройками. В 1200 году, когда собор еще только начинали строить, планировалось, что его башня достигнет отметки в 167 метров. Это сделало бы собор самым высоким зданием в тогдашней Европе. И хотя этим планам не суждено было сбыться (по прошествии 300 лет — именно столько продолжалось возведение собора — строительство башни завершилось на высоте 97 метров) это не помешало архитектору Людовика XIV, Себастьену де Вобану, назвать её восьмым чудом света.
Собор святого Румольда (Мехелен)
Казалось бы, какое отношение имеет эта средневековая башня к теме нашей статьи? Самое прямое. Именно в этом местечке и родился много столетий назад знаменитый «малиновый звон». Но обо всем по порядку.
Святой Румольд, в честь которого был построен собор в Мехелене, провел большую часть жизни на Британских островах. Его происхождение, равно как и точное время рождения и смерти, неизвестно. По одним данным, он родился и вырос в Ирландии, по другим был сыном шотландского короля. С уверенностью можно сказать только то, что свой подвиг он совершал в период между шестым и восьмым столетиями. После смерти епископа города Дублина, Румольд, по внушению ангела, явившегося во сне местному священнику, был поставлен на дублинскую кафедру. Однако вскоре он покинул Ирландию и отправился на континент проповедовать Евангелие язычникам.
По дороге святой совершил множество чудес и исцелений. Однажды к нему обратились супруги, которые очень хотели, но не могли иметь детей. По молитвам Румольда у них родился сын. Вскоре произошло несчастье — мальчик утонул в реке. Родители были безутешны, но святой опять помолился, и ребенок, как гласит предание, воскрес. В благодарность родители подарили Румольду участок земли в заболоченной местности во Фландрии, на котором он построил небольшую часовню. Его жизнь завершилась мученической кончиной. Румольд был убит местными язычникам за проповедь Евангелия, а его останки были помещены в построенную им часовню. Вскоре у мощей святого стали совершаться многочисленные чудеса. Тысячи паломников приходили, чтобы поклониться им и прославить Господа. Образовавшееся вокруг часовни поселение росло, и к началу XI века здесь появился город Мехелен, или по-французски — Малин.
Итак, выражение «малиновый звон» происходит не от названия ягоды, а от названия фламандского города. Но при чём тут колокольный звон?
Город колоколов
В средневековой Европе колокола было принято устанавливать на высоких зданиях — сторожевых башнях или соборах, чтобы их было слышно издалека. Колокол звонил и во время опасности — при пожаре или нападении врагов, — и по праздникам, и в ознаменование важных городских событий.
В XI–XIII веках к колоколам, которых становилось всё больше, начали прикреплять четыре верёвки (две для ног, две для рук). Эту конструкцию стали называть «карильоном» или «кадрильоном» от французского слова quatre — четыре. Звонарь, сидевший на табуретке, с помощью веревок приводил в движение прикреплённые к ним металлические языки, которые ударяли по внутренней поверхности колокола. Примерно так же звонят сейчас в колокола в православных храмах. Вдобавок к этому отдельно от больших колоколов на деревянных этажерках подвешивали до тридцати-сорока маленьких колокольчиков разных форм — круглой, цилиндрической, плоской. Музыканты били по колоколам молоточками, и получалась целая мелодия. Это делалось для того, чтобы «добавить игры» большому колоколу.
В 1510 году карильон соединили с клавиатурой. По клавиатуре ударяли кулаком, каждый колокол был настроен на определённую ноту. Кто придумал прикрепить к верёвкам от колоколов рычаги, соединённые с клавиатурой, а позднее и с педалями для ног, уже не известно. Очевидно одно — новый инструмент был изобретён в Мехелене.
Именно Мехелен был известен по всей Европе своим колокольным звоном. Сюда по реке Дейле поставляли руду, здесь плавили металл, отливали колокола и настраивали их до чистейшего звонкого звука. Это была ювелирная работа. Ведь, если ошибиться в толщине, колокол будет звучать фальшиво. Все колокола различались по нотам, и каждый следующий колокол был тяжелее колокола предыдущей ноты на девять килограммов.
Изготовление колоколов на заводе в Инсбрук, Австрия. Фото: europe-today.ru
К XIX веку на башне святого Румольда установили два музыкальных инструмента: басистый, томный карильон семнадцатого столетия соседствовал с обладающим более звонким, кристально-чистым звуком карильоном XIX века. Оба весили сорок тонн и вмещали сорок девять колоколов. У самого большого колокола было даже своё имя — Сальвадор.
Насладиться звучанием полного мехеленского карильона можно было, стоя рядом с собором святого Румольда. Карильон, как и колокола на многих городских башнях, играл в установленное время. Однако, в отличие, например, от московских курантов, он звучал не каждые пятнадцать, а каждые семь с половиной минут!
Малиновый звон в Петербурге
О знаменитых мехеленских карильонах узнал сам император Пётр Первый — любитель всего европейского и в особенности голландского. Из Мехелена в Петербург он привёз карильон, который установили на Петропавловской крепости. С тех пор, скорее всего, в русском языке и возникло выражение «малиновый звон». Так говорили о чистом мягком звоне колоколов, звук которых можно было бы сравнить только с удивительным звучанием мехеленских (или малинских) карильонов.
Карильон в Петропавловской крепости. Фото: Visit Petersburg
И только в сентябре 2001 года на Петропавловской крепости установили новый карильон. С тех пор он, наряду с православной звонницей, радует горожан своей музыкой. Создать инструмент и набрать нужную для этого сумму помог Йо Хаазен, директор. Мехеленской карильонной школы! Влюбившись в русскую культуру, он решил помочь Петербургу вновь услышать чудесный звук карильонов.
Малиновый звон
Есть несколько версий происхождения этого выражения.
Основная: словосочетание «мали́новый звон» никакого отношения к соответствующим ягоде и цвету не имеет. Происходит от названия города Мехелен, расположенном теперь во Фламандском регионе Бельгии, который по-французски называется Malines (Мали́н), где в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов. С тех времён на Руси стали так называть красивый, переливающийся звон (сочетание «мали́новый звон» имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон»).
В других версиях фигурируют языковое (малиновый — красный — красивый, прекрасный) происхождение (В. Н. Сергеев), и «цветной слух» — синестезия.
История
Уже к XVII веку Мехелен стал европейским центром колокольного литья и колокольной музыки, каковым и остаётся до сих пор. Здесь и сейчас делают знаменитые карильоны. Первый карильон России, заказанный во Южных Нидерландах Петром I, соответствовал мехеленскому (малиновому) стандарту. В 2003 году Россия и Бельгия совместно выпустили две марки (сцепку), изображающие собор Св. Румольда в Мехелене и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (в нём был установлен первый карильон России).
В культуре
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Малиновый звон» в других словарях:
Малиновый звон — МАЛИНОВЫЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
малиновый звон — (иноск.) приятный, стройный звон колоколов Ср. Ударили в соборный колокол густой, малиновый гул его разлился по необъятному пространству. Мельников. В лесах. 3, 3. Ср. Малиновый колокольчик шлепнет колечком в край и снова прилип и молчит. … … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Малиновый звон — Малиновый звонъ (иноск.) пріятный, стройный звонъ колоколовъ. Ср. Ударили въ соборный колоколъ густой, малиновый гулъ его разлился по необъятному пространству. Мельниковъ. Въ лѣсахъ. 3, 3. Ср. Малиновый колокольчикъ шлепнетъ колечкомъ въ край… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Малиновый звон — особое звучание церковных колоколов, мелодичное, бархатное, мягкое, ангельски прекрасное. Существует несколько объяснений происхождения этого названия. По одной версии оно возникло от сравнения звона с излюбленной народом ягодой малиной и ее… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Малиновый звон — Разг. Одобр. 1. Приятный, спокойный, мягкий по тембру звон колоколов, колокольчиков, бубенцов. 2. Устар. Мелодичное позвякивание шпор. БМС 1998, 206 … Большой словарь русских поговорок
малиновый звон — Очень приятный, мягкий по тембру звон колоколов, колокольчиков, бубенцов … Словарь многих выражений
◘ малиновый звон — Приятный, мягкий по тембру звон (о звоне колоколов, позвякивании бубенчиков, шпор). ► Тут были пошевни, запряженные лихими тройками, украшенными лентами и бубенчиками с малиновым звоном. // Салтыков Щедрин. Помпадур и помпадурши //* … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
малиновый — Malines <фламандское Mecheln. См. Малин. ♦ Малиновый звон. Особенно мелодичный, красивый перезвон колоколов, делавшихся первоначально в этом городе. С исчезновением же этих русских элефантов<лошадей тяжеловозов> исчезли целые орды… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЗВОН — до неба. Башк. О широком обсуждении чего л. СРГБ 1, 153. Звон наводить/ навести. 1. Жарг. мол. Звонить по телефону кому л. БСРЖ, 221. 2. Жарг. шк. Шутл. Давать звонок. ВМН 2003, 54. Кимвальный звон. Книжн. Устар. Ирон. О словах и выражениях,… … Большой словарь русских поговорок
МАЛИНОВЫЙ — МАЛИНОВЫЙ, ая, ое. 1. см. малина 1. 2. Густо красный с фиолетовым оттенком, цвета малины. Малиновые щёки. • Малиновый звон приятный, красивый, мягкий по тембру звон (о звоне колоколов, бубенчиков). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
Что означает выражение «малиновый звон»?
Каждый русский человек знает выражение «малиновый звон». Оно относится к колокольному звону, который очень мелодично и звонко раздается с колоколен, где трудятся талантливые звонари. Не с каждой церкви можно его услышать, не каждый умеет извлечь из колокола звуки, подходящие под это определение.
Именно поэтому считается, что малиновый звон – это редкое и незабываемое ощущение благостного и незабываемого звука колоколов.
Почему малиновый?
Был проведен очень интересный опрос – почему звон называют именно малиновым? Люди, которые постоянно приходят в храм, с улыбками охотно отвечали на этот вопрос, но… все ответы оказались неверными.
Большинство считают, что этот звон такой же сладкий, как малина, ягода, растущая в русских садах и лесах. Другие считают, что он так назван из-за того, что раздается на рассвете или закате солнца, когда небо окрашивается в малиновый цвет.
Но, оказывается, происхождение слова «малиновый» к ягоде не имеет никакого отношения. И вообще, имеет заграничное, бельгийско-французское происхождение.
История малиновых колоколов
Святой Румольд был английским проповедником, который рассказывал о Евангелии и вере Христовой язычникам. Его служение проходило примерно в 8 веке. На территории современной Бельгии он совершил немало чудес, благодаря которым привлекал на свою сторону и обращал в православие многих людей. Св. Румольд исцелял больных и даже воскрешал мертвых.
Так, одной бесплодной паре, обратившейся к нему, проповедник своими молитвами помог родить сына. Но через несколько лет маленький мальчик утонул в реке. Родители снова обратились с последней надеждой к святому, и он воскресил ребенка. В благодарность за чудеса супружеская пара, владевшая землями во Фландрии, подарила ему участок. Священник построил часовню, в которой служил и где принимал верующих.
Фото: Flickr.com
В 12 веке городке Мехелен начали строить собор в честь Святого Румольда. Этот собор имел очень высокую башню — колокольню. Строился он 300 лет, однако планируемой высоты башни в 167 метров так и не достиг. Но и 97-метровая башня была по тем временам настоящим чудом.
На башне собора Святого Румольда были установлены колокола. С каждым столетием их становилось все больше, а качество их – все выше. Колокола объединяли в особые группы, которые называются карильоны. В каждом карильоне находилось 49 колоколов разной величины и разной тональности. Карильоны постоянно совершенствовались и усложнялись, пока не стали особыми музыкальными инструментами, состоящими из колоколов, приводимых в действие педалями и клавиатурой. Именно так они выглядят в настоящее время.
Вскоре в Мехелене (Малине) было открыто производство лучших колоколов в Европе. Когда Петр 1 узнал об этом чудесном инструменте, то заказал карильон для Петропавловской крепости, где он и был установлен. Разумеется, звон, который издавали колокола, изготовленные в Малине, стали называть малиновым звоном.
Вскоре это название в России перешло и на другие колокола, не карильоны, а традиционные русские звонницы, где звонари сумели не только повторить механический звон, но и превзойти его.
Какова же судьба карильона, привезенного Петром 1 в Санкт-Петербург? Она не очень удачная. Сначала ударом молнии инструмент был поврежден, а затем и вовсе переплавлен в годы становления советской власти.
Символ России
Эта странная бельгийская история малинового звона совершенно не мешает нам, русским православным людям, считать мелодичный колокольный звон своим национальным признаком и достоянием. Даже песня, которую исполнил певец Юрий Гнатюк, романтично рисует картину русских равнин, над которыми слышны звуки колоколов.
И сегодня на Петропавловской крепости звучит карильон, установленный в 2001 году. Самое замечательное в этом факте то, что помог собрать, настроить и научить пользоваться инструментом директор Мехеленской карильонной школы Йо Хаазен. Большой любитель русской культуры, он с удовольствием оказал услугу Петербургу, чтобы восстановить малиновый звон над Невой.
Эта история совершенно замечательная. Через 13 веков, после мученической кончины Святого Румольда, православные верующие наслаждаются малиновым звоном – символом Руси.
Малиновый звон: откуда на самом деле произошло это выражение и почему вкусная ягода здесь ни при чем?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
«Малиновый звон» — для кого-то это особое звучание колоколов, для кого-то — название известной песни. Что скрывается за этим выражением? И почему оно отсылает нас совсем не к знакомой всем ароматной ягоде? Без того, чтобы глубоко погрузиться в историю (причем не российскую!), тут не обойтись!
Святой Румольд
Башню собора Святого Румольда в бельгийском городке Мехелен видно издалека. Она возвышается высоко над прочими городскими постройками. В 1200 году, когда собор еще только начинали строить, планировалось, что его башня достигнет отметки в 167 метров. Это сделало бы собор самым высоким зданием в тогдашней Европе. И хотя этим планам не суждено было сбыться (по прошествии 300 лет — именно столько продолжалось возведение собора — строительство башни завершилось на высоте 97 метров) это не помешало архитектору Людовика XIV, Себастьену де Вобану, назвать её восьмым чудом света.
Казалось бы, какое отношение имеет эта средневековая башня к теме нашей статьи? Самое прямое. Именно в этом местечке и родился много столетий назад знаменитый «малиновый звон». Но обо всем по порядку.
Святой Румольд, в честь которого был построен собор в Мехелене, провел большую часть жизни на Британских островах. Его происхождение, равно как и точное время рождения и смерти, неизвестно. По одним данным, он родился и вырос в Ирландии, по другим был сыном шотландского короля. С уверенностью можно сказать только то, что свой подвиг он совершал в период между шестым и восьмым столетиями. После смерти епископа города Дублина, Румольд, по внушению ангела, явившегося во сне местному священнику, был поставлен на дублинскую кафедру. Однако вскоре он покинул Ирландию и отправился на континент проповедовать Евангелие язычникам.
По дороге святой совершил множество чудес и исцелений. Однажды к нему обратились супруги, которые очень хотели, но не могли иметь детей. По молитвам Румольда у них родился сын. Вскоре произошло несчастье — мальчик утонул в реке. Родители были безутешны, но святой опять помолился, и ребенок, как гласит предание, воскрес. В благодарность родители подарили Румольду участок земли в заболоченной местности во Фландрии, на котором он построил небольшую часовню. Его жизнь завершилась мученической кончиной. Румольд был убит местными язычникам за проповедь Евангелия, а его останки были помещены в построенную им часовню. Вскоре у мощей святого стали совершаться многочисленные чудеса. Тысячи паломников приходили, чтобы поклониться им и прославить Господа. Образовавшееся вокруг часовни поселение росло, и к началу XI века здесь появился город Мехелен, или по-французски — Малин.
Итак, выражение «малиновый звон» происходит не от названия ягоды, а от названия фламандского города. Но при чём тут колокольный звон?
Город колоколов
В средневековой Европе колокола было принято устанавливать на высоких зданиях — сторожевых башнях или соборах, чтобы их было слышно издалека. Колокол звонил и во время опасности — при пожаре или нападении врагов, — и по праздникам, и в ознаменование важных городских событий.
В XI–XIII веках к колоколам, которых становилось всё больше, начали прикреплять четыре верёвки (две для ног, две для рук). Эту конструкцию стали называть «карильоном» или «кадрильоном» от французского слова quatre — четыре. Звонарь, сидевший на табуретке, с помощью веревок приводил в движение прикреплённые к ним металлические языки, которые ударяли по внутренней поверхности колокола. Примерно так же звонят сейчас в колокола в православных храмах. Вдобавок к этому отдельно от больших колоколов на деревянных этажерках подвешивали до тридцати-сорока маленьких колокольчиков разных форм — круглой, цилиндрической, плоской. Музыканты били по колоколам молоточками, и получалась целая мелодия. Это делалось для того, чтобы «добавить игры» большому колоколу.
В 1510 году карильон соединили с клавиатурой. По клавиатуре ударяли кулаком, каждый колокол был настроен на определённую ноту. Кто придумал прикрепить к верёвкам от колоколов рычаги, соединённые с клавиатурой, а позднее и с педалями для ног, уже не известно. Очевидно одно — новый инструмент был изобретён в Мехелене.
Именно Мехелен был известен по всей Европе своим колокольным звоном. Сюда по реке Дейле поставляли руду, здесь плавили металл, отливали колокола и настраивали их до чистейшего звонкого звука. Это была ювелирная работа. Ведь, если ошибиться в толщине, колокол будет звучать фальшиво. Все колокола различались по нотам, и каждый следующий колокол был тяжелее колокола предыдущей ноты на девять килограммов.
К XIX веку на башне святого Румольда установили два музыкальных инструмента: басистый, томный карильон семнадцатого столетия соседствовал с обладающим более звонким, кристально-чистым звуком карильоном XIX века. Оба весили сорок тонн и вмещали сорок девять колоколов. У самого большого колокола было даже своё имя — Сальвадор.
Насладиться звучанием полного мехеленского карильона можно было, стоя рядом с собором святого Румольда. Карильон, как и колокола на многих городских башнях, играл в установленное время. Однако, в отличие, например, от московских курантов, он звучал не каждые пятнадцать, а каждые семь с половиной минут!
Малиновый звон в Петербурге
О знаменитых мехеленских карильонах узнал сам император Пётр Первый — любитель всего европейского и в особенности голландского. Из Мехелена в Петербург он привёз карильон, который установили на Петропавловской крепости. С тех пор, скорее всего, в русском языке и возникло выражение «малиновый звон». Так говорили о чистом мягком звоне колоколов, звук которых можно было бы сравнить только с удивительным звучанием мехеленских (или малинских) карильонов.
И только в сентябре 2001 года на Петропавловской крепости установили новый карильон. С тех пор он, наряду с православной звонницей, радует горожан своей музыкой. Создать инструмент и набрать нужную для этого сумму помог Йо Хаазен, директор. Мехеленской карильонной школы! Влюбившись в русскую культуру, он решил помочь Петербургу вновь услышать чудесный звук карильонов.