Что такое макрух у мусульман
Что такое макрух?
В лексическом значении слов «макрух» означает нечто нежелательное, неприятное и нехорошее. В терминологии фикха слово «макрух» означает те действия, совершение которых является нежелательным и порицаемым, но при этом данные действия не являются харамом.
Все то, что не нравится Аллаху Всевышнему и Его посланнику, а также аннулирует вознаграждение, полученное за совершение поклонения, является макрухом. Как известно харам – это то, совершение чего категорически запрещено в исламе.
Тогда как макрух, это так же запрещенное действие, но данный запрет не столь категоричен, как в случае с харамом, и опирается косвенные доказательства. Совершение действий, считающихся макрухом, считается грехом.
Между харамом и макрухом существуют точки соприкосновения. Оба этих понятия обозначают запрещенные или как минимум отвратительные и мерзкие поступки. Однако к категории харам относятся те действия, которые категорически запрещены Аллахом Всевышним.
В качестве примера можно привести следующий аят:
«Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, ведь если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (ан-Ниса 4/23).
Тогда как запретность макруха не столь категорична. То, что то, или иное действие является макрухом, следует из некоторых выражений содержащихся в аятах и хадисах. Например, в следующем хадисе можно видеть разделение действий на харам и макрух:
«Поистине, Аллах Всевышний запретил неуважительное отношение к матерям; закапывание живьем ваших дочерей; и требование того, на что у вас нет прав. Так же Аллах Всевышний считает отвратительным (макрухом) злословие, задавание большого количества вопросов, а так же порчу имущества» (Бухари, Рикак, 22).
Макрух делится на два вида:
Между дозволенным и запретным: что такое халяль, харам и макрух?
В Исламе существует баланс между дозволенным и запретным. Пищевые запреты, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и те, кто исповедует другие религии, связаны с тем, чтобы показать людям, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться.
В арабском языке существуют термины, определяющие, что является дозволенным, а что — запрещенным: халяль (араб. حالل ) — «дозволенное, разрешенное», харам (араб. حارم ) — «запретное, запрещенное». Для мусульман это не просто термины, но четкие правила, определенные Кораном (Священной книгой мусульман), которым безоговорочно следуют верующие. Эти правила касаются действий, предметов, продуктов питания, а также отношений между людьми.
В данной статье мы хотели бы раскрыть тему продуктов питания, определяемых как дозволенные, запретные и сомнительные с точки зрения Ислама, а также более детально рассмотреть значение каждого из этих терминов.
Халяль — дозволенные вещи и действия в Исламе. Что касается продуктов питания, то определение халяль — это в первую очередь подтверждение соответствия нормам Ислама. Халяльный продукт не должен содержать запрещенных компонентов: свинины, крови, алкоголя, мертвечины и того, что было забито не с именем Аллаха.
Некоторые категории продуктов питания априори являются дозволенными к употреблению мусульманами: это овощи, фрукты, ягоды, орехи, мед, злаковые, рыба, а также молоко и кисломолочные продукты в чистом виде. Для остальных продуктов важно, чтобы в их составе не было запрещенных компонентов.
Особые требования предъявляются к мясу и мясным продуктам, например, колбасным изделиям, чтобы такая продукция считалась халялем.
Продукты, запрещенные для мусульман, подпадают под определение харам, что в переводе с арабского означает «запретное». Есть продукты питания, которые при любых обстоятельствах остаются харамом. Как мы отметили выше, это — свинина, алкоголь, мертвечина, кровь и то, что было забито не с именем Аллаха. Также в данную категорию входят хищные животные (волк, лиса, собака, кошка, медведь) и хищные птицы (сокол, ястреб), как сказано в Коране.
Бывает так, что в процессе производства халяльный продукт приобретает статус харам. Скажем, если его производят совместно с запрещенными продуктами — например, используются ножи и другие предметы, соприкасавшиеся с харамом и после этого тщательно не вымытые, — в этом случае изначально дозволенный продукт приобретает статус запрещенного. Тем не менее в Исламе перечень запрещенного весьма невелик, в то время как разрешенное — практически безгранично.
Макрух (араб. مكروه ) — «сомнительное», требующее дополнительного исследования. Это «переходная зона» между запрещенными и дозволенными действиями, по определению исламской этики. Понятие макрух относится и к продуктам питания. В эту категорию попадают такие продукты, как желатин и кармин (краситель Е120), а также пищевые добавки, происхождение которых неизвестно. Например, пищевые добавки могут быть как животного, так и растительного происхождения — в таком случае требуется дополнительное исследование данного продукта.
Кроме того, в этом вопросе выбор зависит от того, какого мазхаба придерживается мусульманин. Например, если это маликитский мазхаб, то кармин и желатин (свиной) для его последователей будут разрешены, поскольку считается, что произошел процесс истихаля: превращение одного вещества в другое в результате процесса, при котором происходит необратимое изменение свойств исходного вещества и таким образом превращение запретного/нечистого в чистое и дозволенное. Если же мусульманин следует нормам ханафитского, шафиитского или ханбалитского мазхабов, то кармин и желатин будут запрещены к употреблению. Более подробно об этом можно узнать, дополнительно прочитав о процессе истихаля.
Также есть мнение, что под категорию макрух подпадает всё, что человеку неприятно. То есть если какой-то продукт, например, морепродукты, человеку неприятно употреблять в пищу, значит данный продукт является сомнительным.
Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют».
Что касается сомнительного, то речь идет о дозволенных и запретных вещах и действиях, которые не очевидны, о которых люди не имеют представления. Ученые рассуждают о действиях и вещах подобного рода, исходя из определенных аятов Корана или на основании хадисов Пророка (мир ему и благословение). Поэтому для человека лучше следовать мнению ученых и придерживаться одного мазхаба, поскольку ни в Коране, ни в Сунне Пророка (мир ему и благословение) нет конкретных указаний относительно того, что подпадает под категорию макрух.
«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (Коран 2:172)
Что такое макрух?
Макрух с точки зрения ислама
Вопрос от Валентины:
В лексическом значении слов «макрух» означает нечто нежелательное, неприятное и нехорошее. В терминологии фикха слово «макрух» означает те действия, совершение которых является нежелательным и порицаемым, но при этом данные действия не являются харамом.
Все то, что не нравится Аллаху Всевышнему и Его посланнику, а также аннулирует вознаграждение, полученное за совершение поклонения, является макрухом. Как известно харам – это то, совершение чего категорически запрещено в исламе.
Тогда как макрух, это так же запрещенное действие, но данный запрет не столь категоричен, как в случае с харамом, и опирается косвенные доказательства. Совершение действий, считающихся макрухом, считается грехом.
Между харамом и макрухом существуют точки соприкосновения. Оба этих понятия обозначают запрещенные или как минимум отвратительные и мерзкие поступки. Однако к категории харам относятся те действия, которые категорически запрещены Аллахом Всевышним.
В качестве примера можно привести следующий аят: «Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, ведь если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (ан-Ниса 4/23).
Тогда как запретность макруха не столь категорична. То, что то, или иное действие является макрухом, следует из некоторых выражений содержащихся в аятах и хадисах. Например, в следующем хадисе можно видеть разделение действий на харам и макрух: «Поистине, Аллах Всевышний запретил неуважительное отношение к матерям; закапывание живьем ваших дочерей; и требование того, на что у вас нет прав. Так же Аллах Всевышний считает отвратительным (макрухом) злословие, задавание большого количества вопросов, а так же порчу имущества» (Бухари, Рикак, 22).
Макрух делится на два вида:
Макрух
Дословно слово «макрух» обозначает что-то отталкивающее, противное или неприятное. Исламское право этим термином обозначает совершение такого нежелательного действия, от которого мусульманину лучше отказаться, чем совершить его. И к понятию «макрух» в исламе, и к понятию «харам» синонимом будет являться слово «грех».
Макрух в исламе не содержит столько категоричного запрета, но в ряде выражений, которые можно встретить в некоторых аятах и хадисах, указывается на то, что определенное действие является макрухом. В хадисе от Бухари, глава «Рикак», 22 говорится, что Аллах запрещает определенные действия, среди которых упоминается неуважительное отношение к матерям, закапывание живьем дочерей, а также требование чего-то, на что человек не имеет прав. Далее там говорится, что Всевышний Аллах относит к категории макруха, то есть «считает отвратительным» порчу имущества, задавание вопросов в большом количестве и злословие.
Виды макруха
Макрух принято подразделять на два вида – тот, который близко к хараму, или макрух-тахриман, а также макрух-танзихан, который подразумевает какие-то нежелательные действия, которые ближе к мубаху. Если человек намеренно совершает макрух-тахриман, то он совершает грех, а если совершает макрух-танзихан, то грехом это считаться не будет. Кто не признает положений хадиса из категории макрух-тахриман, не считается вероотступником, согласно мнению богословов ханафитского мазхаба.
Разница между макрух-тахриманом и макрух-танзиханом также заключается в том, что макрух-тахриман имеет доказательства в каком-то из исламских первоисточников.
Макрух-тахриман
Под категорию харама ханафитский мазхаб относит такие вещи или деяния, на запретность которых напрямую указывает Коран, сунна-мутаватир или сунна-машхур. Если же о запрете какого-либо деяния говорится в единичных хадисах-ахад, то такие запретные деяния относят под категорию «макрух». Совершить макрух-тахриман значит совершить грех, и если мусульманин воздержится от совершения такого действия, это будет его богоугодным деянием. Один из явных примеров макрух-тахримана – это если мужчина носит шелковую одежду либо вкушает питье или пищу из посуды из золота.
Макрух-танзихан
Более легким видом макруха является макрух-танзихан, за который не накажут человека, если он будет совершен, но если мусульманин воздержится от совершения этого греха, то это будет его богоугодным деянием. В первоисточниках Ислама довольно редко упоминается такой вид макруха, и его можно отнести к таким повелениям сунны-ахад, в которых не предоставляются категоричные запреты. Примером такого может стать хадис, где говорится: «Тот, кто съел лук или чеснок, пусть не приходит в мечеть, а сидит у себя дома». Есть суннитские мазхабы, которые относят макрух-тахриман к категории харама, то есть запретного, и лишь те из деяний, на которые не существует категорического запрета, указанного в Сунне или Коране, считают макрухом.
Многие ученые-правоведы, к которым не относятся ханафиты, допускают харамность на основе «предположительного довода» (далиль занни), то есть в хадисах от единичных передатчиков «хабару вахид», а ханафиты же относят к макрух-тахриман такие деяния, которые в хадисах категории «хабару вахид» указываются в категоричной форме. Ханафиты считают, что макрух-танзихан – это такие деяния, которые не столь категорично указываются.
Формы запрета в Коране
Запреты Всевышнего Аллаха можно подразделить на несколько форм.
Харам лигайрихи предполагает дозволенные действия, которые стали запретными по каким-то определенным обстоятельствам. Примером такого может являться аурат мусульманки – такой запрет был введен с той целью, чтобы возможность смотреть на открытые части тела женщины не привела к прелюбодеянию. Но этот запрет снимается для мужа после того, как между супругами заключается брак.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Что означает «макрух» в ханафитском мазхабе?
Вопрос:
Что значит «макрух» в ханафитском мазхабе? Какие у него виды? Что это за виды? Как это выводится из источников Шариата? Например, если мы возьмем хадис: «Выравнивайте ряды, или Аллах разведет ваши сердца», – здесь речь о нежелательности, запретности или о чем?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Макрух (или караха) в языке означает «не любить», «испытывать неприязнь». И этим словом обозначают действие, которое не одобряется в Шариате.
Есть два вида макруха:
Макрух танзихан
Макрух танзихан, или караха танзихийя, обозначает действие, которое не одобряется в Шариате, однако наказание за этот поступок не полагается. И это ближе к дозволенному (мубах), чем к недозволенному (харам).
Примеры:
1) Использовать слишком воды при совершении омовения или, наоборот, использовать слишком мало воды.
3) Не делать гусль по пятницам.
4) Не читать тасмийю (бисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим) в начале омовения.
5) Не пользоваться сиваком в начале омовения.
Правило:
Тому, кто воздержится от такого поступка, полагается награда, однако тот, кто совершает его, не будет наказан. Тем не менее, совершать такие действия регулярно – возмутительно.
Макрух тахриман
Макрух тахриман, или караха тахримийя, содержит в себе повеление воздерживаться от некого поступка, что выведено на основе размышления (далиль занни). Это ближе к запретному (харам). И можно сказать, что макрух тахриман – полная противоположность ваджибу.
Примеры:
1) Откладывать намаз аср до того времени, когда солнце меняет цвет.
2) Совершать различные составляющие намаза слишком быстро, например, быстро исполнить два земных поклона с коротким промежутком между ними.
3) Пост в день Ид аль-Фитр.
4) Пользоваться золотыми и серебряными приборами (как для мужчин, так и для женщин).
5) Продавать и покупать во время азана на пятничную молитву.
Правило:
Если человек не воздерживается от совершения таких поступков, это грех – и за него положено наказание в вечной жизни, однако это наказание меньше того, которое полагается за совершение запретного (харам). Если человек не совершает таких поступков, ему полагается награда за это. Тот, кто отрицает недозволенность этого действия, не выходит из Ислама, в отличие от человека, который отрицает недозволенность харама.
Примечание:
В ханафитском мазхабе, если слово «макрух» употреблено без пояснения (мутлакан), обычно это означает макрух тахриман. Это общий принцип, из которого есть исключения.
Все вышесказанное, главным образом, взято из книги великого ученого, шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды (да помилует его Аллах), – из введения к его трактату по ханафитскому фикху «Фатх баб аль-инайя шарх Китаб ан-Нукайя».
А Всевышний Аллах знает лучше.
[Муфтий] Мухаммад ибн Адам
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.