Что такое магнезийный фарфор
магнезиальная керамика
Смотреть что такое «магнезиальная керамика» в других словарях:
магнезиальная керамика — magnezinė keramika statusas T sritis chemija apibrėžtis Keramika, gaunama iš talko, molio, kvarco, kalcio bei bario karbonatų, cirkonio ir aliuminio oksidų. atitikmenys: angl. magnesic ceramics rus. магнезиальная керамика … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
Керамика — (греч. keramike гончарное искусство, от kéramos глина) изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганических соединений. К. получила широкое распространение во всех… … Большая советская энциклопедия
Замазка магнезиальная — – приготовляется из следующих материалов (мае. ч.): каустический или кальцинированный магнезит 1, хлористый (или сернокислый) магний 0,4, заполнитель 2,5 3 (тонкомолотый известняк, доломит, кварцевый песок, мел, просеянные на сите № 02) … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Коррозия бетона магнезиальная — – коррозия бетона в результате взаимодействия цементного камня с растворами магнезиальных солей. [СТ СЭВ 4419 83] Коррозия бетона магнезиальная – коррозия бетона в результате взаимодействия цементного камня с солями магния,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Электротехническая керамика — обширная группа используемых в промышленности керамических материалов (Стеатитовая керамика, Титановая керамика, Пьезоэлектрическая керамика, Электрофарфор), обладающих прочностью и необходимыми электротехническими свойствами (большим… … Большая советская энциклопедия
magnesic ceramics — magnezinė keramika statusas T sritis chemija apibrėžtis Keramika, gaunama iš talko, molio, kvarco, kalcio bei bario karbonatų, cirkonio ir aliuminio oksidų. atitikmenys: angl. magnesic ceramics rus. магнезиальная керамика … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
magnezinė keramika — statusas T sritis chemija apibrėžtis Keramika, gaunama iš talko, molio, kvarco, kalcio bei bario karbonatų, cirkonio ir aliuminio oksidų. atitikmenys: angl. magnesic ceramics rus. магнезиальная керамика … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
Мука доломитовая — – это карбонатно магнезиальная порода. Фракции доломитовой муки: 0 2,5 мм, с допустимым остатком на сите 3 либо 5 мм от 1 до 7% в зависимости от класса и марки. Марки доломитовой муки A, B,C. Классы 1, 2, 3, 4 для каждой марки… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Замазки — Термины рубрики: Замазки Замазка Замазка АРЗАМИТ 5 Замазка асбесто опилочно цементная Замазка казеиновая … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Виды коррозии — Термины рубрики: Виды коррозии Агрессия химическая Биокоррозия Биологическая коррозия строительного материала Внутренняя коррозия … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Вакуумные материалы — материалы, применяемые в вакуумных аппаратах и приборах. Основные требования, предъявляемые к В. м., низкое давление пара при рабочих температурах и возможность лёгкого обезгаживания. В. м. для оболочек вакуумных приборов, кроме того,… … Большая советская энциклопедия
Все о фарфоре: виды, классификация, роспись
Фарфор — это тончайшая керамика белого полупрозрачного цвета с синеватым оттенком, используемая для лепки посуды и скульптур.
Имеет второе название «поющая посуда», ударив о края которой, можно услышать мелодичный звон, как будто на дне её спрятаны тысячи бубенцов.
В наше время такие изделия являются предметами хорошего вкуса, атрибутом роскоши, это всегда «нестареющая классика», производящая впечатление не только, как предмет сервировки стола, но также и обладающая огромной ценностью.
Основой в производстве является фарфоровая масса, состоящая из глины коалин, полевого шпата и кварца.
Благодаря высокому температурному режиму обжига материал становится плотным, не имеющим пор. Изделия приобретают термическую прочность и в то же время лёгкость, не имеют подтёков и швов.
История происхождения
Родиной происхождения фарфора является Китай.
В период правления династии Тан VI-VII веках до нашей эры изготавливалась посуда в основном из нефрита, который считался довольно редким и дорогим камнем, а дешёвая глина и дерево — недолговечными.
Потребовалось несколько десятилетий, пока не была найдена в провинции Цзянси горная порода, образованная из кварца и слюды, получившая название фарфорового камня.
Первые изделия представляли из себя вытянутые кувшины с рельефным декором в голубых и зеленоватых тонах.
В IX веке до нашей эры Китай становится неофициально «фарфоровой столицей».
Начинается массовое производство посуды и экспорт в страны Европы и Восточной Азии.
Секрет производства многие столетия держался в строжайшей тайне, раскрыть которую удалось немецкому химику Бёттгеру.
Благодаря залежам белой глины в окрестностях Саксонии, он изготовил чашу и преподнёс её королю Августу Сильному.
С этого момента зазвучал и «саксонский фарфор». Тайна была раскрыта.
Классификация
Встречаются три вида фарфора: твёрдый, костяной и мягкий.
Они отличаются основными компонентами и температурными режимами обжига.
Производство фарфора началось именно с твёрдого вида.
Твердый фарфор
Он состоит в основном из большей части коалина и меньшей — полевого шпата, к которым добавляется кварц и песок. Благодаря такой пропорции посуда имеет хорошую прочность, ценность и популярность в производстве.
Подвергается двойному обжигу. Сначала при низкой температуре 900 градус, затем при нанесении глазури – 1350-1450 градусов.
При этом каждый этап проходит чёткий контроль качества. Иногда превышающий порог брака в 20-25%.
Данный вид фарфора имеет несколько назначений:
Костяной фарфор
Промежуточный, считается гораздо ценнее твёрдого вида фарфора. Он получается путём добавления к основной массе костяной золы.
Подвергается также двойному обжигу, но сначала при высокой температуре 1200-1300 градусов, затем температура постепенно снижается для лучшей закалки до 1050-1100 градусов. За счёт этого имеет полное отсутствие пор.
Изделия отличаются особым белым цветом, относятся к элитной категории.
Мягкий фарфор
В результате попыток создания аналога твёрдого вида керамики впервые был изобретён в Европе.
Изделия получаются сливочного цвета. Состоит из песка, селитры, толченого алебастра и глины.
Проходит разовую термообработку при 1050-1100 градусах. Керамическая масса полностью не спекается, из-за этого имеет пористую поверхность, низкую жароустойчивость, высокую чувствительность к перепаду температур, глазурь легко подвергается механическим воздействиям.
Используется в производстве художественных изделий.
Этот фарфор имеет несколько видов.
Французский – очень схож с китайским. Прекрасен для живописи и росписи позолотой предметов интерьера.
Английский – из-за добавления в состав фосфорно-кислой соли имеет структуру схожую с белым алебастром. Идеален для работ по украшению изделий драгоценными камнями.
Немецкий – состоит из глины, внешне и по качеству близок к стеклу. Из-за низкой температуры обжига роспись красками приобретает красивый блеск.
Для получения нужной формы поверхности, а также использования различных способов декорирования, используется несколько разновидностей мягкого фарфора.
Полевошпатный – содержит в основе большое содержание полевого шпата 50 %, кварцевого песка- 20% и белой глины – 30%. Проходит один этап температурного обжига, благодаря этому материал имеет высокую плотность. Отличается тяжёлым весом, невысокой прочностью и низкой стоимостью. Удобен при нанесении росписи на изделия.
Высокополевошпатный – имеет отличие в высоком содержании кварца 45% и полевого шпата 40%, наименьшим количеством глины – 15%. Из-за таких пропорций относится к категории элитных.
Так же как и полевошпатный фарфор, подвержен низким температурам обжига, открывающим большие возможности для декорирования.
Фриттовый – один из самых недорогих видов керамики.
Из-за добавления к глине сплава из солей со стеклом (фритта) проходит самый низкий из всех возможных обжигов. Имеет механическую прочность, термоустойчивость и высокую степень защиты к химическим воздействиям.
Широко используется в лепке скульптурных композиций.
Бисквитный фарфор
Еще один вид фарфора, основным отличием которого является то, что он прошел только первичный обжиг при температуре 800-1000 градусов. При этом получается шероховатая пористая структура. Материал больше по структуре напоминает качественный мрамор. Чаще всего бисквит не покрывают глазурью, оставляя матовую поверхность, напоминающий бархатную кожу. Родиной бисквита является французский городок Севр. Первые мастера начали работать в этой технике во второй половине XVIII века. По той причине, что фарфор не защищен глазурью, его не используют для производства чайных и столовых сервизов. Из него получаются великолепные статуэтки, вазы, скульптуры и элементы мебельного декора.
Роспись изделий
На протяжении не одного столетия посуда и предметы интерьера из фарфора имеют отличительные черты в технике росписи.
Подглазурная – довольно сложная и трудоёмкая в выполнении роспись и дорогостоящая.
Характерна в основном для китайского антикварного фарфора. Рисунок наносится пером или кистью до обжига, поэтому мастеру необходимо точно рассчитать пропорции красителей и красок, для исключения растворения рисунка в глазури. Обязательно добавляют окись алюминия или каолина.
В этой технике также используют пульверизаторы и специальные подглазурные карандаши.
Надглазурная – самая простая роспись в изделии, делающая его доступным в цене.
Краски должны иметь термическую и химическую устойчивость, так как подвергаются после нанесения на глазурованную поверхность обжигу в муфельной печи.
Данная роспись чаще применяется всего в оформлении сервизов.
Декор
Особый интерес в украшении фарфора вызывает декор.
Это могут быть мини-фигуры людей и животных, цветы, завитки, элементы церковной символики и многое другое.
Отдельные элементы, изготавливаются также из фарфора, фиксируют с помощью клеевых составов.
Благодаря таким дополнениям изделия приобретают изысканный вид.
Посуда становится более изящной и хрупкой.
Заключение
Фарфор навсегда останется, связанным с историей, традициями и искусством.
Неслучайно его называют «белым золотом».
Это нестареющая ценность, которая может храниться веками и передаваться поколениями.
В наше время существует много заводов по производству фарфора не только в России, но и за рубежом.
Фарфоровые изделия способны создать тепло и уют в каждом доме.
Что такое фарфор
Под фарфором обычно подразумевается посуда и предметы декора из прочной, тонкостенной керамики белого цвета. Изделия отличаются гладкостью, тонкостью и прозрачностью черепка, а при ударе деревянной палочкой издают чистый, «поющий» звук. Фарфор, обладающий высокой художественной ценностью, до сих пор производят вручную – именно такие предметы интересны коллекционерам и признаны выгодным вложением капитала. Но правильнее всего инвестировать в антиквариат, особенно русский, он широко представлен на отечественном рынке, известен и позволяет находить действительно редкие вещи. Из европейских марок наиболее значимы французские Севр и Лимож, а также немецкие «во главе» с легендарным Мейсеном.
О материале
Три главных компонента фарфора – каолин, полевой шпат и кварц. В зависимости от их процентного соотношения, меняется прозрачность, плотность, эластичность и прочностные характеристики материала.
Кроме того, каждый производитель использует добавки, оказывающие дополнительное влияние на свойства фарфоровой массы. Среди самых распространённых:
В отличие от фаянса, майолики и других видов керамики, фарфор имеет хорошо спёкшийся черепок, без больших пор на изломе. Это обеспечивает газо- и водонепроницаемость материала, стойкость к агрессивным химическим веществам и высоким температурам. Всё твёрдые компоненты сырья перемалываются до порошкообразного состояния, что позволяет после обжига получать изделия с гладкой, словно полированной поверхностью. Тонкость помола определяется на свет: достаточно «поймать» стенками посуды солнечный зайчик. Если он ложится ровно, не выявляя впадины и бугорки или же инородные включения – качество фарфоровой продукции на высоте.
Этапы производства
Изготовление фарфора начинается с измельчения составляющих до тонкодисперсного состояния. Затем их смешивают с водой, получая пластичную массу, с влажностью 25 – 35%. Её оставляют вылёживаться для приобретения однородной структуры. В древнем Китае процесс занимал до 10 лет, современное производство выделяет на полное «созревание» 14 дней. После этого массу обрабатывают вакуум-прессом и специальными мялками, чтобы удалить образовавшиеся при брожении пузырьки воздуха. Иначе сырые изделия разорвёт при первом обжиге из-за разных коэффициентов расширения газа и твёрдого материала.
Формуют посуду и статуэтки преимущественно литьевым способом, с последующей ручной лепкой мелких деталей. Для тарелок используют также метод прессования, а для эксклюзивных авторских работ – гончарный круг. При литье гипсовые формы заполняют жидкой фарфоровой массой (шликером) и оставляют на некоторое время, пока она не осядет на стенках. «Не схватившийся» остаток удаляют. Гипс постепенно вытягивает влагу из фарфоровой массы, и она затвердевает, отделяясь от стенок.
Далее форму раскрывают и вынимают сырцовое изделие, которое нужно обработать – удалить швы, замыть мягкой губкой края, загладить возможные дефекты поверхности. На этом же этапе монтируют приставные детали, например, носики чайников, ручки чашек и так далее, добавляют лепной декор, вырезают ажурные фрагменты или процарапывают узоры, в которые затем зальют краску.
Подготовленные изделия тщательно просушивают и отправляют на утильный обжиг при температуре 900 – 1000°С. Получившийся фарфор принято назвать «бисквитным». Если речь идёт о статуэтках и других лепных предметах, не несущих утилитарную функцию, их можно оставить на этой стадии или расписать и ещё раз обжечь, без применения глазури. Впервые подобный метод был применён мастерами Севрской мануфактуры и получил широкое распространение в эпоху классицизма. Кроме того, «бисквит» использовался при изготовлении головок фарфоровых кукол. Мода на них возникла во Франции, на рубеже XIX – XX века.
Глазурование и роспись
«Бисквит», скорее, исключение из правил, а большинство фарфоровых изделий после утильного обжига глазуруются. В первую очередь, это – вазы и сервизы, непосредственно контактирующие с водой, но и предметы декора покрываются особыми стекловидными составами не реже. Глазури тоже состоят из каолина, полевого шпата и кварца, но в других пропорциях. В них добавляют присадки для снижения температуры плавления и соли металлов для придания цвета, блеска или насыщенности тона.
Глазуруют предметы методом погружения, полива или с помощью пульверизатора. Проникая в микропоры черепка, суспензия прочно закрепляется, а в процессе политого обжига при 1250 – 1400°С, спекается с ним. Погружение и полив подходят для посуды и статуэток без мелких сложных деталей. Пульверизатором глазурь распыляют, чтобы получить тонкий слой, преимущественно, на ручную лепку.
Один из самых популярных способов декорирования керамики – роспись. Она может быть подглазурной и надглазурной. В первом случае рисунок наносится непосредственно на «бисквит» оксидом кобальта или меди, которые дают соответственно, синий и зелёный оттенки. Сверху керамика покрывается прозрачной глазурью. Приём кобальтовой росписи широко использовался китайскими мастерами, а затем был многократно повторён ведущими фарфоровыми заводами Европы.
По глазури художники пишут эмалями с более широкой цветовой палитрой, чем у оксидов металла. Закрепляются такие краски третьим обжигом, температура которого колеблется от 600°С до 800°С. Аналогичным образом делается отводка золотом или платиной.
Виды материала
После того, как в XIV веке венецианский купец Марко Поло познакомил Европу с китайским фарфором, неоднократно предпринимались попытки воспроизвести этот изысканный, уникальный по красоте материал. В результате появились две новые его разновидности, неизвестные мастерам Поднебесной. В современной классификации они упоминаются на равных. Но имеют разные свойства и даже состав шихты (сухой, измельчённой многокомпонентной смеси).
Твёрдый фарфор
Эту разновидность ещё называют настоящим фарфором. Она отличается самой высокой температурой обжига, составляющей 1350 – 1400°С. Материал легко узнать по белоснежному черепку, в некоторых случаях даже с лёгким голубым подтоном и прозрачности на свету. Такой фарфор был изобретён в Китае, где технологию его изготовления за несколько веков довели до совершенства, а затем начал распространяться в Японии.
Европейское производство хрупкого «белого золота» началось в XVIII веке, с основанием Мейсенской мануфактуры. Немецкий учёный Эренфрид фон Чирнхаус при содействии алхимика Иоганна Бёргера самостоятельно открыл рецепт фарфоровой массы, по свойствам напоминающей китайские образцы. Сначала её состав несколько отличался от прототипа использованием алебастра, но позже каолин стали смешивать с традиционным «дуэтом» полевого шпата и кварца. Большинство производимой сегодня тонкостенной керамики относится именно к этому виду.
Мягкий фарфор
Почти одновременно с Германией, Франция предприняла свои попытки воспроизвести «белое золото» из Поднебесной. В результате возникло несколько мануфактур, работавших с так называемой «мягкой пастой» на основе белых глин и фритты – богатого кремнезёмом сырья, спечённого при относительно низких температурах, а затем измельчённого до состояния пудры. Обжигался материал при 1250°С, был не таким прочным, как немецкие или китайские аналоги, зато превосходил их по пластичности. Также его отличал нежный сливочный цвет, придававший изделиям особую утончённость.
Ведущим производителем мягкого фарфора до сегодняшнего момента остаётся Севрская фабрика. Мягкий (или фриттовый) фарфор используют преимущественно для скульптурной пластики, где проявляются его лучшие качества. Невероятно красив он в «бисквите», напоминая роскошный паросский мрамор. Благодаря этому сходству, неглазурованные изделия получили название «париан».
Костяной фарфор
В Англии к мягкой пасте попробовали добавлять золу из костей крупного рогатого скота. Компонент с высоким содержанием природного фосфата кальция, значительно повышал прочность изделий при относительно невысокой (1200 – 1250°С) температуре обжига. Пионером подобной технологии стал владелец фарфоровой фабрики Макс Фрай, а доработал её и дал подробное описание в 1796 году известный английский керамист Джосайя Споуд.
До конца XIX века костяной фарфор изготавливался только в одной стране. Его так и называли – английским. Материал считается самым прочным и позволяет изготавливать уникальную посуду, толщиной в бумажный лист. Определить костяной фарфор несложно – изделия из него лёгкие, почти невесомые и прозрачные, так что сквозь стенки видны пальцы руки. Цвет не чисто белый, а с тёплым, молочным оттенком. Содержание золы в изделиях доходит до 50%. Костяной фарфор считается элитным и маркируется надписью «Bone China». Его единственный недостаток – малая пластичность, не позволяющая изготавливать скульптуры и лепной декор.
«Bone China» предназначен исключительно для высококачественной посуды. В настоящее время помимо английских предприятий костяной фарфор производят в Японии и на Императорском (Ломоносовском) заводе в Санкт-Петербурге.
Лучшие производители сегодня
Лидерами мирового рынка тонкостенной керамики по-прежнему остаются немецкие, японские, английские и французские производители. В среднем ценовом сегменте стоит обратить внимание на чешские бренды. Российская продукция отличается высоким качеством и художественностью, но дорогая, что не всегда оправдано.
Китайский фарфор, раньше служивший эталоном и вдохновлявший производителей всего мира, сегодня стал синонимом ширпотреба и фальсификата. В этой стране нет торговых марок, зарекомендовавших себя в секторе элитной керамики.
Если хочется идеального соответствия цены и качества, стоит обратить внимание на Лиможский фарфор. Бренд объединяет по географическому признаку несколько известных французских предприятий: Bernardaud, Haviland, Royal Limoges и другие. Их чайные и столовые сервизы с утончённой ручной росписью или декоративные фигурки, станут лучшим украшением любого интерьера, а также подарком к знаковому торжеству, например, на свадьбу, юбилей и новоселье.
Советы по выбору
Настоящий европейский фарфор – удовольствие не из дешёвых, поэтому его часто подделывают и не только в секторе антиквариата.
Определить категорию изделия: фарфоровый ли это шедевр или низкосортная, а, возможно, и небезопасная для здоровья подделка, можно по нескольким признакам:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Он проводит экскурсии «Невский проспект: От дома до дома». Раснер Вячеслав Романович. Сохраните е.
2 июня 2018 года в 10:47 госпитализирована с адреса ул.Есенина, 32, корп. 2 (Санкт-Петербург, Выбо.
Поможем маленькому котику? Срочный репост! Друзья, мы же все любим котиков, правда? Нужен макс.
Помочь лиру-котику! Есть котики на фотках, есть котики на улицах. Есть небольшая категория котик.
—Ссылки
—Метки
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
Фарфор, история, разновидности, технология, маркировка.
Фарфо́р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур) — самая благородная керамика. Фарфоровая посуда — это белая прочная посуда, характеризующаяся удивительной лёгкостью и прозрачностью. Отличить посуду из фарфора от изделий из других видов керамики можно по чёткому продолжительному звону, который она издаёт при ударе.
Разновидности и технология производства
В основном фарфор производится из каолина, глины, кварца и полевого шпата. Немного терминологии:
Каолин – белая глина, которая образуется при выветривании полевых шпатов. В составе имеет минерал коалинит, и широко используется в промышленности.
Кварц — еще один из самых распространённых минералов в земной коре, породообразующий минерал большинства магматических и метаморфических пород. Входит в состав других минералов в виде смесей и силикатов. В общей сложности массовая доля кварца в земной коре более 60%.
Обычно проводят два обжига фарфоровых изделий: первый на «утиль», второй – «политой». Первый обжиг на «утиль» имеет целью спечь изделие и обеспечить ему определенную пористость и прочность, достаточную для глазурования водной суспензией. Второй обжиг необходим для расплавления глазури на поверхности изделия и осуществления ее взаимодействия с материалом черепка.
Для улучшения формовочных свойств сырья фарфоровая масса, шедшая на изготовление знаменитого китайского фарфора «яичной скорлупы», т.е. изделий с очень тонкими стенками, выдерживалась в закрытом состоянии в земле по 100 летВ наши дни глину могут подвергать летованию, особенно если она малопластична. Для этого выкопанную глину в виде небольших кусков раскладывают на земле грядками, которые периодически поливают водой, и перелопачивают. В таком состоянии в течение нескольких лет глина подвергается воздействию воды, солнца, мороза и значительно улучшает свои свойства. Для изготовления тонких гончарных работ глину отмучивают в воде от примесей, отделяют грубые фракции и после частичного обезвоживания гноят в подвалах в течение нескольких месяцев.
В качестве эталона для оценки белизны фарфора используют свежеосажденный сульфат бария BaSO4. Белизна характеризуется интенсивностью рассеивания света, которая регистрируется фотометром.
Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.
Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.
Твердый – с небольшими добавками плавня (полевого шпата) и потому обжигаемый при сравнительно высокой температуре (1380. 1460°C). Масса классического твердого фарфора состоит из 25% кварца, 25% полевого шпата и 50% каолина и глины.
Мягкий – с повышенным содержанием плавней, обжигаемый при температуре 1200. 1280°C. Кроме полевого шпата в качестве плавней используют мрамор, доломит, магнезит, жженую кость или фосфорит. С увеличением содержания плавней возрастает количество стекловидной фазы и потому улучшается просвечиваемость фарфора, но снижаются прочность и термостойкость. Глина сообщает фарфоровой массе пластичность (необходимую для формования изделий), но снижает белизну фарфора.
Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).
Фарфоровые изделия весьма разнообразны по своему химическому составу, по свойствам и назначению. Несколько наиболее известных типов фарфора и их характерные особенности:
Фарфор бисквитный – матовый, без глазури. Существует мнение, что бисквитным его называют по причине двукратного обжига. Приставки «бис» и «би» во многих языках означают два. При производстве фарфора сначала производят обжиг, который называют утильным, а затем следует обжиг при глазуровании. Бисквитный фарфор также обжигается дважды, но второй раз без глазури. В настоящее время технология производства бисквитного фарфора может и не включать второго обжига. В эпоху Классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия.
Фарфор костяной – мягкий фарфор, непременной составной частью которого является зола костей крупного рогатого скота, состоящая главным образом из фосфата кальция. В настоящее время ее иногда заменяют природными фосфатами кальция. Изготовленные из костяного фарфора изделия характеризуются высокой белизной, просвечиваемостью и декоративностью. Специалисты считают, что костяной фарфор начал производить И. Спод в 1759 г. в окрестности г. Сток-он-Трет (Англия). В нашей стране изделия из костяного фарфора высокого качества выпускает фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге.
Особое место в классификации фарфора занимает китайский фарфор. История фарфора и история Китая неразрывно связаны. В древности для изготовления посуды в Китае использовали в основном нефрит. Но это был слишком дорогой материал. Результатом долгих поисков китайскими мастерами замены нефрита становится фарфор, материал доступнее и проще в обработке. Нефрит остался в Китае священным камнем, а фарфор практически сразу покорил китайских правителей.
Из всего китайского фарфора особо выделяют белый. Тайна его уникальной хрупкости и в то же время прочности заключается в сырье, из которого он производится. Провинция Цзянси оказалась богата так называемым фарфоровым камнем, горной породой состоящей из кварца и слюды. Преобразовав все компоненты в порошок и добавив каолин, получали массу, которую хранили много лет, чтобы она приобрела необходимую пластичность. Особый матовый блеск достигался нанесением глазури несколькими слоями, разной прозрачности.
Китайский фарфор прославился своей необычайной тонкостью и невесомостью, стенки чашек такие хрупкие, что напоминают яичную скорлупу. Получившая популярность на родине, сначала в высших кругах, а после и среди всего населения, китайская керамика еще до н.э. стала экспортироваться в сначала в Индию, Японию и Африку; и лишь в XVI веке в Европу.
Подробнее о китайском фарфоре.
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.
При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.
Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780—850 градусов.
При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.
Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После для работы тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный и жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар — и разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи — чуть пожиже. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.
Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, платиновая и серебряная краска (или Аргентин).
Золотые краски низким процентом содержания золота более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине).
Данный вид декора фарфоровой посуды вделан непосредственно в материал самого предмета граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Фарфоровая посуда либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формуются отдельно и потом наклеиваются.
Состав твердого фарфора приблизительно в VI веке изобрели китайцы, однако этот производственный секрет хранился в строгой тайне. Высокой степени совершенства китайский фарфор достигает в XV и XVI веке, и в XVI же веке благодаря португальским мореплавателям большое количества китайских изделий попадает в Европу.
Около 1500 года производство фарфора усваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веке голландцы, захватывая их с собой по пути из гавани Арита в провинции Хицэн. По названию главной гавани, где грузились товары, этот фарфор называли «имари». Черепок японского фарфора по качеству уступает китайскому, но декор его значительно богаче и разнообразнее. Помимо красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.
От случая к случаю попадая в Европу начиная с XIII века, китайский фарфор вставлялся европейскими ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах.
Во второй половине XV века в Италии делаются первые попытки подражать фарфору. В 1575 году по воле великого герцога тосканского Франческо I ди Медичи устраивается мануфактура мягкого фарфора в знаменитых флорентийских садах Боболи. Так называемый фарфор Медичи по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором. Мануфактура действовала до первой четверти XVII века включительно.
Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д’Антреколя, содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известны широкой общетсвенности только в 1735 году.
Письмо Франсуа Ксавье д’Антреколя о технологии производства китайского фарфора, 1712 г., опубликовано Дюальдом в 1735 г.
Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, — тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, — возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты Бёттгера по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.
Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, — мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.
Вместе с Бёттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.
В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.
В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.
Более тысячи различных экспериментов было выполнено Виноградовым за время его работы на, как её тогда называли, “порцелиновой фабрике”.
В работах Виноградова по организации фарфорового производства в России значительный интерес представляют его поиски “рецепта” фарфоровой массы. Эти работы относятся преимущественно к 1746-1750 гг., когда он усиленно искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д. Наиболее ранний из всех обнаруженных сведений состав фарфоровой массы имеет дату 30 января 1746 г. Вероятно, с этого времени Виноградов приступил к систематической экспериментальной работе по нахождению оптимального состава русского фарфора и продолжал ее в течение 12 лет, до своей смерти, т.е. до августа 1758г.
С 1747 г. Виноградов приступает к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, хранящимся в музеях и носящим его марку и дату изготовления (1749г. и более поздние годы). В 1752 г. заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию рецептуры первого русского фарфора и организации технологического процесса его производства.
Следует обратить внимание на то, что, составляя рецепт, Виноградов старался по возможности зашифровать его. Он не пользовался русским языком, а применял итальянские, латинские, древнееврейские, и немецкие слова, пользуясь кроме того, их сокращением. Это объясняется тем, что ему давались специальные указания о необходимости засекречивать работу, насколько это возможно.
Успехи Виноградова по изготовлению фарфора на порцелиновой фабрике в это время были уже столь значительны, что 19 марта 1753 г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые “пакетовые табакерки” от частных лиц.
Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля.
В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор. Фабрика достигла больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него. В заключение необходимо отметить, что немалое участие в создании самобытного фарфора в России принял и М.В.Ломоносов, хотя доля его участия в этом деле была несравненно меньше, чем Д.И.Виноградова. Что, впрочем, не помешало впоследствии назвать Императорский завод именно именем Ломоносова, а не Виноградова.
Маркировка фарфоровых изделий
Оригинальные марки впервые в Европе были введены на мейсенской мануфактуре в 1723-24 годах. Вслед за этим начали маркировать свои изделия и другие фабрики. Марки, как правило, были синими подглазурными и размещались на дне изделия. Долгое время наличие или отсутствие марки предоставлялось на усмотрение самих производителей фарфора и лишь в последней трети XVIII века в основных странах-изготовителях (Франция, Германия, Австрия) маркировка стала обязательной, причем, марки должны были регистрироваться в соответствующих государственных службах.
Если изделие не маркировано, то приходится определять его по способу исполнения, форме, характеру черепка, цвету глазури и стилю декора. Знаки маркировки фарфора и фаянса собраны в специальных справочниках и каталогах.
Рубрики: | Архитектура, скульптура, куклы/Фарфор, столовое серебро |
Метки: фарфор история фарфора виды фарфора как делают фарфор chinese porcelain столовая утварь
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю