Что такое люцифер в христианстве
Кто такой Люцифер в православии и какая его история
Люцифер знаком многим, кому-то из мистических легенд и фильмов, кто-то знает его из Библии. Большинство людей знают поверхностную информацию о том, как падший с небес ангел стал правителем подземного царства, но не имеют более детального представления о его биографии и о том, почему Господь сверг его с небес.
Кто такой Люцифер по Библии: Ветхий и Новый Завет
В Ветхом Завете падший ангел именно как Люцифер не упоминается. Он присутствует на страницах книги в нескольких эпизодах как сатана и соблазняет Еву яблоком.
Еще о Библии и Ветхом Завете:
Понятие светодарующего ангела появилось уже в позднем христианстве и упомянуто впервые в Книге Исайи. По Новому Завету Люцифер не несет в себе никакого зла, наречение произошло от производных слов: «несет» и «солнце», может означать «утреннюю звезду» или «несущий свет». Таким именем Создатель нарек прекрасного серафима, который был ближе всех к Господу и стоял во главе всех серафимов.
История Люцифера по Библии гласит, что ангел не был злым, но страдал от гордыни и однажды он не смог смириться с тем, что над ним господствует Бог и воспротивился его воле. После того, как Бог создал человека, он приказал ангелам преклонить колено перед своим созданием, любить его так же как Бога — Люцифер выступил против человека.
За то, что ангел ослушался воли Божией, он перестал быть «утренней звездой» и был свержен вместе со своими единомышленниками с небес вниз. Он потерял свое Божие имя и был наречен Сатаной, а его армия — демонами.
После того, как демоны были обречены на вечное томление в подземелье, они начали соблазнять и искушать человеческие души, переманивая их на свою сторону.
Внимание! Имя Люцифер, «утренняя звезда» — ушло вместе с чином ангела, поэтому называть сатану этим именем не правильно, так как никакого света он давно уже ни для кого не несёт.
Православные молитвы от злых сил:
Мать и отец падшего ангела
Среди мистификаторов, колдунов и демонологов, сейчас стало модным рассуждать о том, кем же была мать сатаны.
История Люцифера по Библии не несет никакой информации об этом. В христианстве нет такого понятия, как мать сатаны, но во многих мифах и легендах есть выдуманные факты о биографии падшего ангела.
Важно! В Библии не может быть упоминаний о семье Люцифера, так как у всех небесных тел есть только Отец и Он — Бог, иных происхождений ангелов в православии быть не может!
В Средних веках было распространено мнение о том, что все ангелы были созданы из изначального сгустка энергии, которую наименовали Люцидой, именно так в мифологии и еретических текстах, называют мать сатаны.
Легенды о Люцифере
На сегодняшний момент в мире существует огромное множество легенд, голливудских кинокартин, оккультных книг о биографии Люцифера, его падении, семье.
Основные факты из легенд о падшем ангеле:
Существует красивая легенда о том, что Господний ангел пал из-за любви к человеческой женщине, которую он увидел с небес и был пленен ее красотой. Восстав против Бога из-за того, что он не мог быть рядом с ней, Люцифер был согнан в подземелье и не мог больше смотреть на свою возлюбленную.
Через время Бог сжалился над ним и разрешил осматривать сатане землю раз в столетие. Но, сколько бы не скитался сатана по земле в поисках и тоске — он никогда больше не смог увидеть ту женщину, так как она не могла столько прожить.
Многие теологи считают, что падение Люцифера и создание темного мира было спланировано Богом для дальнейшего развития души человеческой.
Кто такой Люцифер и что он сделал
Узнайте все самое интересное и важное о Люцифере, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Люцифер в Библии
Что означает это имя — «Люцифер»? Люцифер (в переводе с латыни — “светоносный”), или Денница (утренняя звезда), – сотворенный Богом величайший из ангелов. В определенный момент, возгордившись, захотел стать выше Бога, за что был низвержен с Небес. Люцифер – одно из имен сатаны, которое было дано ему до грехопадения.
В Библии его называют Денница (“сын зари”), в средневековом христианстве и до сих пор – Люцифером. Как утренняя звезда предваряет наступление нового дня, а заря указывает на скорый восход солнца, так и Люцифер был вестником Божьей славы.
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Книга пророка Исайи 14:12-15).
Кто такой Люцифер — история падения
Люцифер был сотворен Богом наивысшим и любимейшим из ангелов прежде сотворения видимого мира и человека. По словам Иоанна Дамаскина, Люцифер был поставлен для охраны всей землей (Точное изложение православной веры 4.18). Бог наделил его невероятной красотой и свободной волей. В результате Люцифер начал восхищаться самим собой и возгордился. Недостаточно ему стало управления только землей, возжелал он стать выше Бога. Он решил стать властелином всего, что сотворил Всевышний. Падший ангел увлек за собой третью часть всех небесных сил.
Так началась война между сатаной и архистратигом Михаилом. В результате Люцифер и другие ангелы, принявшие его сторону, были низвержены с Небес на Землю. (Откр. 12.7-9) Люцифер стал дьяволом, а падшие ангелы – бесами. Применительно к дьяволу можно отнести ряд нарицательных имен. Например, сатана, лукавый, нечистый дух, великий дракон, змей, враг рода человеческого, отец лжи.
Дьявол возненавидел человека как существо, которое по своему духовному потенциалу способно стать выше ангелов. А также из-за того, что человек стал любимым творением Бога, Его образом и подобием. Именно сатана в облике Змея подтолкнул Адама и Еву к грехопадению (первородному греху).
Он хитростью и обманом научает людей нарушать волю Бога. Так лукавый сеет ростки греха в душах, ожесточая сердца людей. Грех всегда удаляет человека от Бога и ведет к страданиям, болезням и вечной смерти. Поэтому все люди стали страдать и умирать. И только пришествие Иисуса Христа Сына Божьего дает возможность человеку получить исцеление и спасение.
Образ в искусстве
“Благий Бог сотворил ангелов. Однако от гордости некоторые из них пали и стали бесами. Бог создал совершенное творение – человека – для того, чтобы он заменил отпадший ангельский чин. Поэтому диавол очень завидует человеку – созданию Божию. Бесы горланят: «Мы совершили один проступок, и Ты нас тиранишь, а людей, у которых на счету так много провинностей, – Ты прощаешь». Да, прощает, но люди каются, а бывшие ангелы пали так низко, что стали бесами, и вместо того, чтобы покаяться, становятся всё лукавее, всё злобнее. С неистовством они устремились на разрушение созданий Божиих. Денница был самым светлым ангельским чином! А до чего он дошел… От гордости бесы удалились от Бога тысячи лет назад, и по гордости они продолжают удаляться от Него и остаются нераскаянными” (из книги “С болью и любовью о современном человеке” Паисия Святогорца).
Стоит отметить, что в искусстве и культуре популярен образ сатаны как свободолюбивого ангела, восставшего против гнетущей власти Бога. Так, в поэме “Демон” М. Ю. Лермонтова сатана предстает как “печальный Демон, дух изгнания” и приобретает романтический ореол. Многие литературные романы (поэма Джона Мильтона «Потерянный рай») и современные фильмы (например, сериал “Люцифер”) искажают образ дьявола. Ему придаются величественные и даже благородные черты. Такое искажение не имеет ничего общего с реальностью и христианским понятием о Люцифере как о “лукавом” искусителе и “отце лжи”.
За что Бог изгнал Люцифера
Люцифер был наделен великим даром – личной свободой и способностью к самоопределению. Он мог выбирать между взаимной любовью к Богу или же эгоистической чувством к самому себе. Денница превосходил всех ангелов достоинством и красотой. Но его стремление сравняться с Богом и стать выше Него, привело его к неминуемой гибели.
Гордость (гордыня) – это грех, который лежит в основе всех поступков, неугодных Богу и преступлений. Это чувство собственного превосходства над всеми остальными, в том числе и над Господом. Именно из-за гордости началось падение самого великого из всех ангелов, именно этот грех является первопричиной других грехов.
«Нет никакой другой страсти, которая бы так истребляла все добродетели, и так обнажала и лишала человека всякой праведности и святости, как эта злая гордость: она, как всеобъемлющая некая зараза, не довольствуется расслаблением одного какого члена, или одной части, но все тело повреждает смертельным расстройством, и стоящих уже на высоте добродетелей покушается низвергнуть крайне тяжким падением и сгубить. Всякая другая страсть довольствуется своими пределами и своею целью, и хотя тревожит и другие добродетели, однако против одной главным образом направляется, ее преимущественно теснит и на нее нападает» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин “Послание к Кастору, епископу Аптскому»)
Действие дьявола в мире
И чтобы не уподобиться падшим духам, человеку следует вести непрестанную борьбу со своей гордыней. Поиск человеческой славы, похвалы, превозношения себя над другими могут возрасти до небывалых масштабов. Тогда человек перестает видеть свои грехи и это ведет к неминуемой погибели.
Но если сатана не способен к раскаянию, то человек, обладая свободной волей, может принести искреннее покаяние в своих грехах. А значит, быть прощенным Богом и войти в Царствие Небесное. Самым действенным “лекарством” от гордыни является смирение и послушание Богу, Церкви и ее уставам, послушание советам Святых Отцов и опытных священников, а также молитва и пост.
“Исповедь лишает диавола прав над человеком»
Если бы люди, по крайней мере, сходили к духовнику и поисповедывались, то исчезло бы бесовское воздействие, и они снова смогли бы думать. Ведь сейчас из-за бесовского воздействия они не в состоянии даже подумать головой. Покаяние, исповедь лишает диавола прав над человеком” (из книги “С болью и любовью о современном человеке” Паисия Святогорца).
На человека верующего, ходящего в церковь, исповедующегося и приступающего к Причастию, сатана не может негативно воздействовать. Он не обладает никакой силой и властью над человеком, который обращается к Господу за помощью и старается соблюдать Заповеди Божьи. Напротив, если человек не придает особого значения своей духовной жизни, в таком случае сатана обладает большой властью и подталкивает человека к пропасти, где царствует грех.
“— Геронда, а как еще человек может давать диаволу такие права?
— Логика, прекословие, упрямство, своеволие, непослушание, бесстыдство — все это отличительные черты диавола. Человек становится уязвим для бесовского воздействия настолько, насколько он имеет в себе перечисленные выше свойства. Однако, когда душа человека очистится, в него вселяется Святый Дух, и человек наполняется Благодатью” (из книги “С болью и любовью о современном человеке” Паисия Святогорца)
«Злые духи пали по гордости и злобе, – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский, – для всех человеков в том урок – смиряться пред Творцом, считать себя за ничто и все приписывать Творцу, и жить единственно Творцом и исполнением Его воли, и – дивны дела Твои, Господи! – то, чего не сумел и не захотел стяжать денница при всей своей мудрости…” (Из книги “Моя жизнь во Христе”, том 2).
Кто такой Люцифер?
Сергей Худиев о «сыне зари»
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Слово «Люцифер» в современном языке закрепилось для именования сатаны; именно в этом значении его использует бесчисленное количество голливудских триллеров на тему «Беспечные студенты, прочитав вслух древний манускрипт, случайно пробудили древнее проклятие, спавшее под зловещими руинами древнего замка, где некогда правил могучий чернокнижник, сожженный инквизицией. Из подвала вылез адский Люцифер и всех съел, кроме одной студентки, которая как-то перекантовалась до рассвета». В наш язык это слово попало, как легко догадаться, из английского. Его источник — классический библейский перевод Короля Иакова, где в книге Пророка Исайи 14:12 сказано «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!» В английский, в свою очередь, это слово попало из латыни, где оно означает буквально «светоносец» употребляется для именования утренней звезды, Венеры.
Обратимся к русскому переводу этой главы Пророка:
Он назван денницей, утренней звездой ради той славы, которой он обладал в то время — как утренняя звезда, Венера, на небосклоне гораздо ярче всех других звезд и видна даже тогда, когда они все пропадают из вида, так и царь вавилонский своим могуществом и великолепием затмевал всех правителей той эпохи.
Святой Люцифер Калаританский
Прямой и буквальный смысл слов Пророка именно таков — заносчивый языческий правитель пал под тяжестью своей непомерной гордыни. Но Библия — очень глубокая, многослойная книга; когда мы читаем эти слова, трудно отделаться от ощущения, что речь идет о хорошо знакомых нам тиранах не столь далекого прошлого. Под это описание подойдут и Наполеон, и Гитлер, и Сталин, и Мао Цзе Дун — много кто. Это описание не просто одного гордеца, но гордыни вообще; и поэтому уже очень давно благочестивые читатели относили эти слова Пророка к первому из гордецов — дьяволу. Дьявол сравнивается с денницей, утренней звездой, в том смысле, что он был сотворен прекрасным ангелом, исполненным света и славы, но потом низвергся во тьму преисподней, восстав против Бога в своей гордыне и властолюбии.
Таким образом именование «Люцифер», «светоносец», применимо к сатане до его падения — именовать его Люцифером после этого было бы неточно. Традиция такого именования — довольно поздняя, и в первоначальном, латинском употреблении слово «lucifer» значит просто «утренняя звезда» или «светило», часто не имея никакого отношения к сатане. Например, латинский церковный гимн Lucis largitor splendide, обращенный, очевидно, ко Христу, содержит строчку «Tu verus mundi lucifer» (Ты — истинный Светоносец миру). Многие благочестивые христиане в первые века Церкви носили имя «Люцифер». Так звали, по крайней мере, двоих Епископов, причем один из них, святой Люцифер из Кальяри, был канонизирован.
Наверное, нам не стоит использовать слово «Люцифер» для именования сатаны — во-первых, теперь-то он уже точно никакой не светоносец, во вторых, не стоит обижать благочестивых людей, которые носили это имя, а в третьих — не стоит связываться с голливудской традицией люциферических страшилок, которые в духовном отношении могут сбивать с толку.
Противник наш диавол, увы, совершенно реален, только он имеет очень мало отношения к голливудским спецэффектам, внезапно вырастающим клыкам, диким завываниям, сине-зеленым рожам и тому подобному. Его цель — вовлечь нас в грех, и прежде всего, в тот же грех, который низверг с неба его самого, в гордыню; но также и во все остальные. Он не собирается демаскировать себя спецэффектами, и предпочитает действовать тайком и обманом.
А если, случайно, в зловещих руинах древнего замка, овеянных мрачными легендами, Вы найдете древнюю рукопись, испещренную таинственными знаками — ну, что же, отнесите ее в местный краеведческий музей, пусть специалисты разбираются.
Кто такой Люцифер в православии и какая его история: раскладываем по полочкам
Люцифер – это одна из самых противоречивых и загадочных фигур, как в религии, так и в мифологии. В одних источниках – он воплощение зла, в других – носитель светлой энергии, эпический герой.
Согласно Библии, Люцифер, как и все ангелы, не имел матери. Их сотворил Господь Бог.
Кто такой Люцифер по Библии
Древнее название планеты Венеры
Люцифер, льющий свет из сосуда. Гравюра Г. Х. Фрезза, 1704
Слово Lucifer состоит из латинских корней lux «свет» и fero «несу».
Древние римляне словом «Венера» называли одну из богинь. Планету Венеру, которая видима только во время утренней или вечерней зари, древние римляне считали двумя разными планетами. Соответственно, «утреннюю звезду» называли Люцифером (греч. Фосфор — «светоносец» или Эосфор — «зареносец», в зависимости от того, всходила она перед Солнцем или после него), тогда как «вечернюю звезду» — Веспер (греч. Геспер).
Люцифер часто изображался в поэзии и у мифографов как предвестник рассвета.
Овидий считал Люцифера сыном Авроры (греч. Эос).
Во втором веке мифограф Псевдо-Гигин писал о Венере:
Четвёртая звезда — это Венера, называемая Люцифером. Некоторые утверждают, что это Юнона. Во многих описаниях говорится, что она также называется Геспером. Кажется, это самая большая из всех звёзд. Некоторые считают, что он является сыном Авроры и Кефала, который превзошёл многих в красоте настолько, что даже соперничал с Венерой, и, как говорит Эратосфен, по этой причине его называют звездой Венеры. Она видна как на рассвете, так и на закате, и поэтому правильно называть и как Люцифер, и как Геспер.
Упоминания у Вергилия:
— Энеида, кн. 2, 801. 8, 590. Пер. С. А. Ошерова
— Буколики, VIII, 16-17. Пер. С. В. Шервинского
Мать и отец падшего ангела
Среди мистификаторов, колдунов и демонологов, сейчас стало модным рассуждать о том, кем же была мать сатаны.
История Люцифера по Библии не несет никакой информации об этом. В христианстве нет такого понятия, как мать сатаны, но во многих мифах и легендах есть выдуманные факты о биографии падшего ангела.
Важно! В Библии не может быть упоминаний о семье Люцифера, так как у всех небесных тел есть только Отец и Он — Бог, иных происхождений ангелов в православии быть не может!
В Средних веках было распространено мнение о том, что все ангелы были созданы из изначального сгустка энергии, которую наименовали Люцидой, именно так в мифологии и еретических текстах, называют мать сатаны.
Кто такой Люцифер в православии
В христианстве
В Новом Завете «утренняя звезда» была эпитетом Иисуса Христа (Отк. 22:16; 2Пет. 1:19).
Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.
Иероним Стридонский в V веке в переводе Вульгаты использует латинское слово lucifer для обозначения «утренней звезды» и как метафору. Слово было написано со строчной буквы, а не с заглавной Lucifer как имя собственное. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже во множественном числе.
Эпитет lucifer применяется к Иисусу в праздничных гимнах Exsultet и в гимне Илария Пиктавийского, содержащем фразу: «Tu verus mundi lucifer» («Ты — истинный светоносец мира»).
Византийская церковная поэзия уподобляет и деву Марию «звезде, являющей солнце» («Акафист богородице», VI или VII век).
Святитель Григорий Богослов в IV веке писал о своём брате, святом Кесарии: «О, Кесарий мой — досточтимое имя — как утренняя звезда блистал ты тогда при дворе царском, занимая первое место по мудрости и кроткому нраву, имея у себя многих сильных друзей и товарищей».
Книга Исаии
В Библейской книге пророка Исаии стих 14:12 приводятся слова, осуждающие царя Вавилона, с использованием этого слова как эпитета. Некоторые христианские писатели связали слово «Люцифер» этого стиха с дьяволом, что стало источником популярного мотива о падшем ангеле и низвержения Сатаны с небес на землю.
В иудейском оригинале использовано слово הֵילֵל בֶּן-שָׁחַר («блистающий сын Шахара», в значении «сияющий, сын утра»). Это обращение относится к планете Венера как к утренней звезде, и обычно так и переводится с иврита. Также конкорданция Стронга трактует оригинальное слово иврита как «сияющий, носитель света, утренняя звезда — Люцифер».
В Септуагинте слово הֵילֵל переведено на греческий язык как ἐωσφόρος, название «утренней звезды» со строчной буквы.
Слово переведено в церковнославянских переводах как «денница, восходящая заутро» и в синодальном переводе как «денница, сын зари»:
Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы.
Для понимания контекста стиха необходимо взглянуть на главу 14, в которой встречается фраза «Люцифер» или «утренняя звезда». Она содержит пророчество о смерти вавилонского царя, угнетающего евреев, начинаясь со слов:
3 И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был,4 ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!
Далее, в саркастическом стиле, царь сравнивается с «утренней звездой», чем отмечается его высокое политическое значение:
Для неназванного «царя Вавилона» был предложен широкий спектр отождествлений. Они включают правящего современника пророка Исаии, таковым был царь Ахаз, упоминаемый в этой (14:24–28) и в других главах Исаии, лояльный Ассирии и ведший враждебную иудаизму религиозную политику, и умерший в этот год ассирийский царь Тиглат-Пилезер. Также включают более позднего Навуходоносора II, под которым начался вавилонский плен евреев, Набонида, Валтасара (последний правитель Вавилона, сын и соправитель Набонида, по Библии — Навуходоносора), ассирийских царей: Тиглат-Пилезера, Саргона II и Сеннахирима. В стихах 18-20 говорится, что этот царь Вавилона не будет похоронен достойно другим царям, что некоторые исследователи тоже интерпретируют как указание на Навуходоносора II.
Есть мнение, что «царь Вавилона» был не конкретным правителем, а собирательным образом всех вавилоно-ассирийских правителей. А также, что пророчество говорит об отдалённом от жизни пророка времени.
Как сатана или дьявол
Ассоциация стиха с персонификацией зла, названной дьяволом, развивалась вне основного талмудического иудаизма, отвергающего веру в мятежных или падших ангелов. Происходило это в псевдоэпиграфике и христианских писаниях, особенно в апокалиптической литературе.
Также существует мнение, что слова Откровения Иоанна Богослова «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, … низвержен на землю» (Отк. 12:7–9) взяты из этого стиха.
Ориген в III веке истолковал эти стихи Ветхого Завета как описывающие дьявола; но, поскольку он писал на греческом, а не на латыни, он не отождествлял дьявола с именем «Люцифер». В то же время, Ориген применял это слово к Иоанну Крестителю, говоря, что тот предвозвещает Христа, как утренняя звезда предвозвещает Солнце. В том же веке, Тертуллиан, писавший на латыни, трактовал стих «взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:14) как слова дьявола и связывал с падением с неба Сатаны, но «Люцифер» не входил в число многочисленных имен и фраз, которые он использовал для описания дьявола. Даже в IV—V веке во времена латинского писателя Аврелия Августина «Люцифер» ещё не стал общим именем для дьявола.
В то же время понимание стиха, как метафоры относящейся к царю Вавилона, продолжало существовать среди христиан. Так, в V веке Феодорит Кирский писал, что Исаия называет царя «утреннею звездой».
Некоторое время спустя, эпитет «утренняя звезда» стал писаться с заглавной буквы как имя дьявола. Например, с заглавной буквы пишется это слово в Библии короля Якова, изданной в 1611 году: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!». Стих начинает ассоциироваться со стихом Евангелия от Луки: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18).
В это время появляются знаменитые художественные произведения по христианской тематике: в начале XIV века поэма «Божественная комедия» Данте, в 1654 году — «Люцифер» Вондела, в 1667 — «Потерянный рай» Милтона. В «Божественной комедии» Люцифер описан как вмёрзший в лёд в самой глубине ада. Он имеет 3 пасти, и там грызёт предателей и изменников, из которых величайшие — Иуда Искариот, Брут и Кассий.
Таким образом, Lucifer стал синонимом Сатаны и дьявола в церковной и популярной литературе.
В настоящее время есть ряд христианских деятелей, включая последователей движения «King James Only», считающих, что стих книги Исаии относится исключительно к дьяволу, и осуждающих современные переводы.
Тем не менее, в переводах Библии используются синонимы «утренней звезды», а не «Люцифер» как имя собственное. Таковы русские переводы, и переводы на другие языки, включая французский, немецкий, португальский, испанский. В современных английских переводах слово переводится как «утренняя звезда», «дневная звезда», «Дневная звезда», «сияющий» или «сияющая звезда».
В «Толковая Библия» стихи трактуются относительно к царю, и отмечается, что «видеть здесь указание на будущее падение Сатаны, кажется, нет никаких оснований». Джон Кальвин сказал: «Изложение этого отрывка, которое некоторые дали, как если бы оно ссылалось на Сатану, возникло из-за невежества: поскольку контекст ясно показывает, что эти утверждения следует понимать в отношении царя вавилонян». Мартин Лютер, основатель лютеранства, также считал грубой ошибкой отсылать этот стих дьяволу.
Некоторые трактовки
В иудейской традиции
Согласно иудейским верованиям, Сатана, как и в христианстве, по своей силе не равен Богу. Он служит Ему как обвиняющий ангел, и не имеет своей воли. Создатель позволяет Сатане присутствовать в мире людей для того, чтобы была возможность выбирать между добром и злом.
Иногда у иудеев Сатана выступает как обезличенное зло, а иногда – в более заметной роли. Нередко его именуют Самаэль или Сатанаил. Его ассоциируют с ангелом смерти и с плохими качествами людей. Но иногда его наделяют собственной индивидуальностью.
В христианстве
Христианское учение рассматривает всякое обращение к сатане в гаданиях и в колдовстве, как большой грех и безумие. Оно считает все дерзости демонов немощными, то есть бессильными против веры, подкреплённой молитвами. И в православии, и в католичестве отречение от Сатаны происходит во время обряда крещения. Небольшое количество христиан считает, что притча о Люцифере не что иное, как просто аллегория. К ним, например, относятся Гоббс и Ньютон.
В исламе
В исламе сатану называют Иблис. В данной религии история Иблиса очень напоминает историю Люцифера в христианстве. Он был очень умным джинном, и Всевышний вознёс его до чина ангела и присоединил к этому кругу. Сначала Иблис был верующим, но затем перестал слушаться приказов Бога и был проклят им.
В сатанизме
Среди приверженцев сатанизма существуют следующие мнения. Сатана является олицетворением тёмных сторон человека, его худших качеств. Он «сидит» в каждом из нас. Перед людьми стоит задача, узнать его и «вытащить» на свет. Сатанинская сущность является главной для человека, она несёт в себе мощь и силу. За него нужно испытывать гордость, а не стесняться его. Нужно культивировать зло в себе, поклоняясь ему в сатанинских храмах, произнося магические заклинания и принося жертвы. Для большинства сатанистов Дьявол является символом, олицетворяющим природную силу, противостоящую Богу.