Что такое людус в риме
Что такое людус в риме
Сине миссионе (sine missione)- схватка, в которой побежденный гладиатор не мог ждать пощады, один из гладиаторов должен был умереть на арене.
Станс миссус (stans missus)- завершение боя гладиаторов ничьей. Оба противника покидали арену стоя.
Сублигакул (subligaculum)- набедренная повязка гладиатора.
Суппозитиций (suppositius)- свежий гладиатор. который должен был биться с уже уставшим гладиатором, только что одержавшим победу.
ГЛАДИАТОРЫ (gladiаtores; от лат. gladius – «меч»), в Древнем Риме вооруженные бойцы, сражавшиеся друг с другом на арене амфитеатра.
Бои гладиаторов ведут свое происхождение от этрусских погребальных игр. Римляне заимствовали у этрусков этот обычай, заменив им человеческие жертвоприношения, издревле являвшиеся составной частью похоронного обряда. Согласно римскому историку Титу Ливию, первый поединок гладиаторов в Риме состоялся в 264 до н.э. на похоронах Децима Юния Брута. Постепенно такие состязания утрачивали свою связь с погребальным культом и к 1 в. до н.э. превратились в зрелище, имевшее как развлекательную, так и воспитательную функцию (поддержание воинственного духа у народа). У магистратов, глав римской исполнительной власти (эдилов, преторов и др.) вошло в обыкновение организовывать гладиаторские бои при вступлении в должность или же по поводу важных политических событий. С середины 1 в. до н.э. для проведения игр стали строить амфитеатры – специальные арены круглой или овальной формы, обрамленные рядами сидений. Число сражавшихся на арене постоянно возрастало: их количество являлось знаком политического престижа. Так, Юлий Цезарь, заняв в 65 до н.э. должность эдила, выставил триста двадцать пар бойцов. Популярность игр была огромна; их распространению не помешало даже потрясшее Римскую республику восстание Спартака (74–71 до н.э.), инициаторами и движущей силой которого были гладиаторы.
В эпоху Империи роль устроителей гладиаторских игр перешла от магистратов к принцепсам. Состязания приобрели особый размах и превратились в целые сражения – пешие, конные и даже морские; в последнем случае арену заливали водой. В боях, организованных Октавианом Августом (30 до н.э. – 14 н.э.), участвовало ок. 10 тыс. чел. Состязания, устроенные Траяном (98–117) по случаю покорения Дакии, продолжались 123 дня. При Нероне (54–68) на арену выходили знатные матроны и сенаторы, Домициан (81–96) организовывал бои между женщинами и карликами и даже проводил состязания ночью при свете факелов. Некоторые императоры покровительствовали отдельным гладиаторам: Тит (79–81), например, провозгласил себя поклонником «фракийцев». Коммод (180–192) настолько пристрастился к играм, что сам многократно участвовал в них. Уже в 1 в. н.э. это увлечение охватило всю Римскую империю; в каждом крупном городе имелся свой амфитеатр. В Италии, помимо римского Колизея, сохранились развалины амфитеатров в Сутриуме (совр. Сутри), Путеолах (совр. Поццуоли), Луке (совр. Лукка), Помпеях, Вероне, Пестуме, Альбе Помпее (совр. Альба), Отрикуле (совр. Отриколи), Сиракузах, Агригенте (совр. Агридженто), Катане (совр. Катания); в Греции – в Аргосе и Коринфе; во Франции – в Форуме Юлия (совр. Фрежюс), Августодуне (совр. Отен), Немаусе (совр. Ним), Арелате (совр. Арль), Медиолане (совр. Сент) и т.д. Гладиаторские состязания проводили и зависимые от Рима правители. Так, иудейский царь Ирод Агриппа I (37–44) устроил в амфитеатре Берита (совр. Бейрут) сражение двух отрядов по 700 чел. в каждом.
К концу 3 в. гладиаторские игры столкнулись с серьезным противником в лице христианской церкви, идеологи которой (Тертуллиан и др.) резко осуждали подобную практику. Константин Великий (306–337) был первым римским императором, кто попытался законодательно запретить их (326). Окончательно они были упразднены в 404 указом западно-римского императора Гонория (395–418).
Отбор и подготовка гладиаторов. Большинство гладиаторов рекрутировалось среди военнопленных; критерием отбора являлись физическая сила и ловкость. Контингент бойцов пополнялся также за счет провинившихся рабов и преступников. В гладиаторы записывались и свободнорожденные из числа неимущих (auctorati), которые давали клятву, что позволяют «сечь себя розгами, жечь огнем и убивать железом».
Обучение гладиаторов осуществлялось в специальных школах (ludi gladiatorii) – частных, общественных (городских) или государственных (императорских). Самые первые из них возникли в Кампании еще в начале 1 в. до н.э. Школами руководили управляющие (ланисты), в распоряжении которых находили
Школы и подготовка гладиаторов
Гладиаторские школы ( люди ) бывали частными и императорскими. Первые находились в ведении частных предпринимателей. Собственники гладиаторских школ, как правило, принадлежали к классу сенаторов, в то время как упvравляющие ( ланисты ) могли быть свободнорожденными, вольноотпущенниками или даже рабами. Ланиста закупал или нанимал подходящих людей, соответствующим образом их готовил, а затем продавал или сдавал внаем организаторам игр. В период Империи появились императорские гладиаторские школы (ludi imperiali). Они существовали наряду с частными. Императорскими люди управляли чиновники-прокураторы.
Школы гладиаторов, вероятно, возникли вскоре после распространения гладиаторских игр. Однако первое упоминание о школе гладиаторов относится лишь к концу II века до н.э.: в 105 г. до н.э. консул Публий Рутилий Руф использовал учителей фехтования ( докторов ) из школы Гая Аврелия Скавра для обучения своих солдат искусству фехтования. Эта школа, вероятно, располагалась в Капуе. В Капуе же находилась и известная благодаря восстанию Спартака школа Гн. Лентула Батиата. Цезарь также владел школой гладиаторов в Капуе, однако предпочитал отдавать гладиаторов на обучение «в дома римских всадников и даже сенаторов, которые хорошо владели оружием». В письмах он настойчиво просил следить за обучением каждого гладиатора и часто лично руководил их занятиями. Позднее он построил также гладиаторскую школу в Равенне. Гладиаторы из основанных им школ позднее славились своей подготовкой на всю Империю и получили название «юлианцы».
Существование гладиаторских школ в Риме прослеживается, по крайней мере, до середины I века до н.э., когда организаторы заговора против Цезаря хотели воспользоваться услугами гладиаторов из расположенной поблизости школы. С конца I века н.э. в Риме было уже четыре императорские школы. Самой значительной была Большая школа (Ludus Magnus), расположенная рядом с Амфитеатром Флавиев (Колизеем). Здесь тренировались все типы гладиаторов. Подземный проход соединял эту школу с Колизеем. Таким образом, гладиаторы могли появляться на арене незаметно для народа.
Другие школы имели конкретную специализацию: Утренняя школа (Ludus Matutinus) была предназначена для подготовки венаторов и бестиариев (отсюда происходит и название, ведь венацио было частью утренней программы); в Галльской школе (Ludus Gallicus) готовили мирмиллонов ; а Дакийская школа (Ludus Dacicus) приняла военнопленных, предназначенных для арены, после войны Домициана с даками.
До настоящего времени сохранилось здание только одной из этих школ (Ludus Magnus), развалины которого можно видеть рядом с Колизеем. Здание, построенное из кирпича, вероятно, было трехэтажным. Внутри располагался дворик с портиком и четырьмя фонтанами по углам. Дворик имел вид маленького амфитеатра, на 9 ступенях его трибун могло разместиться около 1200 зрителей. В центре северной и южной сторон были трибуны для особо важных гостей. На арену вели два входа, расположенные по главным осям амфитеатра. Центральную часть восточной стороны занимало большое помещение с колоннами, которое, как считают, было святилищем культа императора. В каморках на других сторонах жили гладиаторы. Предположительно здесь могло разместиться до 1000 гладиаторов.
Помимо Рима, Капуи и Равенны, известны люди и в других городах Италии: Помпеях, Ноле, Эсте, Пренесте. Много гладиаторских школ было и за пределами Италии, например в Британии, Галации, Каппадокии, Ликии, Памфилии, Киликии, Кипре, Понте, Пафлагонии, Галлии, Бретане, Испании, Германии и Реции, а также в Александрии в Египте.
Члены одной гладиаторской школы образовывали «фамилия гладиатория» (familia gladiatoria), обычно называвшуюся по имени хозяина. В скромных представлениях часто выступали представители только одной гладиаторской школы. Соответственно, бой проходил между товарищами одной «семьи». Только в играх, проводимых с большим размахом, участвовало несколько гладиаторских школ.
Обучение включало освоение не только технических навыков фехтования, но и психологическую подготовку. Например, многие гладиаторы из школы Калигулы были признаны плохими бойцами, так как не могли смотреть на атакующий их меч без рефлекторного зажмуривания.
От палуса происходит и название четырех рангов гладиаторов: примус палус (primus palus), секундус палус (secundus palus), терциус палус (tertius palus) и квартус палус (quartus palus). Однако известность и, соответственно, рыночная стоимость гладиаторов определялась в первую очередь победами в настоящих боях. Поэтому на каждого гладиатора имелся подробный архив записей, в котором отмечалось число его побед, поражений и, главное, сколько раз он получал высшую награду — лавровый венок. Эта информация указывалась в программе игр и на надгробных памятниках гладиаторов. Кроме того, каждому гладиатору после его первого боя выдавалась табличка (tessera gladiatoria), в которой указывалось его имя, хозяин, а также число боев и побед.
4 школы гладиаторов
В Древнем Риме считали деньги и знали, что гладиатор, который умеет сражаться, стоит гораздо дороже. Поэтому школы гладиаторов готовили из пленников настоящих суперзвезд своего времени. О четырех таких школах мы расскажем прямо сейчас.
1. Школа гладиаторов Ludus Magnus
Сейчас Ludus Magnus — часть городского пейзажа Рима. Место, где она находилась, стало центром разросшегося Рима и сейчас на улицу Via Labicana ходит обычный итальянский трамвай. Кстати, это совсем недалеко от Колизея.
А когда-то Ludus Magnus была крупнейшей гладиаторская школа античности. Не зря ее название переводится как «Большой полигон».
Полигон действительно был большим. Многоэтажное здание, сложенное из кирпича, снабженное колоннами и подземным ходом в Колизей. Имелась и своя собственная тренировочная арена.
Внутри школа гладиаторов имела весьма своеобразную планировку, основой которой были клетки. Обычные клетки для рабов.
На первом этаже располагалось 14 таких клеток по 20 квадратных метров каждая. В каждой клетке проживали примерно по 10 гладиаторов, а общее число клеток в школе гладиаторов Ludus Magnus составляло 130 штук. Спали гладиаторы на полу.
2,3. Школы гладиаторов Ludus Dacicus и Gallicus Ludus
Эти две школы своими названиями говорят о племенах даков и галлов – врагах Рима.
Даки – фракийское племя, которое проживало на Нижнем Дунае – там, где сейчас расположены Румыния и Молдова. Галлы – кельты, которые обосновались на территории современных Франции, Германии, Италии.
Поскольку и с даками и с галлами Рим воевал, то легионы регулярно пополняли невольничьи рынки рабами. Самых способных к войне ждали школа гладиаторов и арена. Со временем, помимо даков и галлов, в обеих школах стали появляться рабы других национальностей, а названия сохранились.
4. Школа гладиаторов Ludus Matutinus
Название школы можно перевести как «утренний полигон», поскольку ее ученики – назовем гладиаторов этим совершенно мирным словом – сражались исключительно по утрам. Именно утром на арене Колизея проходили бои людей с животными.
Подготовка воинов, умеющих побеждать зверей – преимущественно, африканских, и была главной целью школы гладиаторов Ludus Matutinus
В Ludus Magnus (также известный как гладиаторские Училище Великого ) был самым крупным из гладиаторских школ в Риме. Он был построен императором Домицианом (годы правления 81–96 гг. Н. Э.) В конце I века н. Э., Наряду с другими строительными проектами, выполненными им, такими как три другие гладиаторские школы по всей Римской империи. Учебная школа расположена прямо к востоку от Колизея, в долине между Эсквилинскими и Целийскими холмами, районе, уже занятом республиканскими и августовскими структурами. Хотя есть останки, которые можно увидеть сегодня, они относятся к реконструкции, имевшей место при императоре Траяне (годы правления 98–117), когда самолет Людуса был поднят примерно на 1,5 метра (4 фута 11 дюймов). Людус Магнус был по сути гладиаторской ареной, где гладиаторы со всей Римской империи жили, ели и тренировались, проходя гладиаторскую подготовку в рамках подготовки к битвам на гладиаторских играх, проводимых в Колизее.
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология
Место расположения
Людус Магнус располагался прямо к востоку от Колизея, чтобы обеспечить гладиаторам доступ к их основным местам боев. Хотя он не выровнен в осевом направлении с Колизеем, он лежит к северу от него, вдоль площади Колизея между древней Виа Лабициана и Виа ди Сан Джованни. Людус Магнус был расположен здесь, чтобы облегчить связь между этими двумя зданиями через подземную галерею, соединяющую два здания. Дорожка с входом шириной 2,17 м, которая начиналась под амфитеатром и доходила до Лудуса в его юго-западном углу.
История
Классический
Ludus Magnus претерпел различные реконструкции при последующих императорах во время Римской империи. Например, при Траяне были предприняты изменения, в результате которых уровень тротуара был поднят на 1,4 м, что дало нам структуру, которую можно увидеть сегодня. Адриан также внес некоторые изменения, поскольку в конце второго века постройка была повреждена пожаром. А затем Каракалла также позаботился о некоторых ремонтах и модификациях во время своего правления, а другие дополнения происходили под неясным покровительством на протяжении всей активной жизни Людуса Магнуса.
В поздней античности гладиаторская школа вместе с Колизеем в значительной степени вышла из употребления из-за отсутствия потребности общества в гладиаторских играх как форме развлечения, когда гладиаторские бои были объявлены вне закона в пятом веке нашей эры. Здание было заброшено в шестом веке нашей эры. века, когда это пространство использовалось для размещения небольшого кладбища. К середине шестого века за этой территорией больше не ухаживали, и было построено множество церквей, так как население продолжало уменьшаться.
Постклассический
Архитектура
Точки доступа располагались бы вдоль Виа Лабикана, по которой можно было бы спускаться по ступенькам до уровня пола арены ниже уровня улицы.
Был центральный двор, который служил ареной и был окружен колоннадами в тосканском стиле со всех четырех сторон, с фонтанами по бокам каждого угла.
Размер арены был относительно средним (хотя и немного меньше, чем у Колизея), примерно 63 м в длину и 42 м в ширину. Пещера, окружающая арену, была рассчитана на девять ступеней с опорной системой из бетонных сводов над бетонными стенами, облицованными кирпичом. Чтобы попасть в пещеру, нужно подняться по небольшой лестнице. Затем были парадные входы, расположенные вдоль длинного входа, с меньшими ящиками, расположенными на малой оси. Были также подземные камеры, которые, вероятно, использовались для хранения. Фундамент пещеры также был поднят на 2,75 м над ареной с прямоугольным портиком, окружающим его с колоннами на двух этажах, нижним из неофрезерованного травертина в тосканском стиле и предположительно ионическим верхом без сохранившихся капителей для подтверждения, а ионическая колонна сама по себе принадлежит более поздний ремонт, чем оригинальная конструкция. По бокам портика были проемы для различных небольших прямоугольных комнат, которые служили жилыми помещениями для гладиаторов, а также лестницы, ведущие на второй этаж. У нас также есть свидетельства наличия второго ряда небольших пространств, расположенных за прямоугольными комнатами вдоль северной и южной сторон с выходом на улицу, которые, вероятно, использовались как магазины в древности.
В северо-западном углу портика отреставрирован один из четырех небольших треугольных фонтанов. Он расположен в промежутках между изогнутой стеной пещеры и колоннадой. Между двумя кирпичными стенами остался цементный блок, сходящийся под острым углом.
Большая часть конструкций из кирпичной кладки также изначально была покрыта мраморными плитами, которые позже были сняты.
Хотя остатков верхних этажей не хватает, предполагалось, что второй этаж повторял план первого в общей планировке и использовании, в то время как третий этаж, вероятно, имел открытую галерею в свете портика. Также предполагалось, что существовал большой осевой зал, окруженный со всех трех сторон колоннадами с пятью входами, служившими сакрарием или вооружением.
Свидетельство
Текстовый
Археологические
Как жили, сражались и умирали римские гладиаторы.
Гладиаторы были звездами Римской Империи. Но какой была жизнь, и что на самом деле представлял собой бой гладиаторов? Как рабы арены сражались и выживали на протяжении столетий? Гладиаторские бои, несомненно, отличались от тех, что показывают в кино. Поскольку миф часто более интересен, чем реальность, порой сложно отличить правду от вымысла, особенно такой далекой от нас истории, как история Древнего Рима. К счастью есть подтвержденные исторические свидетельства, объясняющий реальную ситуацию того, что происходило на арене. И это безумно интересно.
Гладиаторы Древнего Рима
Гладиаторы — это не просто рабы, которые сражаются друг с другом. Они были финансовыми вложениями, религиозными инструментами и способом для богатых римских аристократов завоевать расположение народа. В римской культуре настолько укоренились обычаи арены, что несколько римских императоров сами принимали участие в гладиаторских боях. Нерон, например, участвовал в гонках на колесницах.
Гладиаторские бои начались на траурных церемониях
Гладиаторы не всегда использовались для предоставления общедоступных жестоких зрелищ. На самом деле изначально это была роскошь, которая была позволена только самым богатым римлянам. В ритуале, заимствованном у этрусков, гладиаторские бои были обязательной частью похорон богатых аристократов. Римляне верили, что пролитая во время боя кровь очищает душу умершего и готовит его к загробной жизни. По мере развития Римской цивилизации гладиаторские бои стали зрелищем, доступным каждому, благодаря проводимым государственным играм.
Некоторым гладиаторам завязали глаза
Смерть развлечения — это повторение. И в бесконечных поисках новых трюков, чтобы возбудить интерес толпы, кто-то решил, что это хорошей идеей будет завязать гладиаторам глаза. Называемые андабатами, гладиаторы с ограниченным зрением носили шлемы без глазных отверстий. Они также сражались без доспехов, одетые только в сандалии и набедренные повязки. Эти парни не были гладиаторами, прошедшими соответственную подготовку, а были преступниками, приговоренными к смерти для развлечения публики.
Драки с животными были редкостью
Животные, используемые на арене, включают львов, крокодилов и слонов. Эти поединки обычно были открытием гладиаторских игр. В некоторых случаях животных натравливали друг на друга.
Гладиаторы женщины
В древнем Риме не было ничего необычного в том, чтобы увидеть женщин, сражающихся на арене. К первому столетию они регулярно участвовали в гладиаторских играх, хотя женщины-гладиаторы не воспринимались так серьезно, как их коллеги-мужчины. Обычно их использовали в пародийных поединках, например, когда император Домициан устраивал драки между женщинами и гномами. Однако были женщины, которые участвовали в охоте на животных. В 200 году нашей эры император Септимий Север запретил женщинам участвовать в играх.
В Колизее происходили морские сражения
Гладиаторы не всегда сражались на сухом песке арены. Иногда Колизей заливали водой для симуляции морских сражений. Эта практика была начата Юлием Цезарем, который соорудил озеро специально для водных сражений, хотя это озеро было доступно только самым богатым зрителям. В одном из крупнейших гладиаторских морских сражений, проходившем на озере Юлия Цезаря, 3000 человек сражались на 12 римских галерах.
Не каждый гладиаторский поединок заканчивался смертью
Гладиаторы могли молить о пощаде
К сожалению, многие гладиаторские поединки все-таки действительно заканчивались смертью. Когда гладиатор был серьезно ранен, у него была возможность попросить пощады. Если Гладиатор признает свое поражение и поднимет палец вверх, есть шанс, что его жизнь будет сохранена. Право решать — жить гладиатору или умереть принадлежало арбитру гладиаторского поединка, если присутствовал император, он всегда был арбитром. Арбитры часто учитывали реакцию толпы. Решения о жизни и смерти находятся в руках арбитров и людской толпы.
Римские императоры иногда сражались на арене
Не секрет, что рабы, к которым относились и гладиаторы в Риме были низшим слоем общества, когда дело касалось социального положения. Не смотря на то, что люди любили гладиаторов ни кто не пожелал бы открыто общаться с ними. По этому, прыжок римского Императора на арену был не слыханным унижением для него самого и вековых устоев всей Римской Империи. Некоторые императоры, такие как Калигула и Тит, вступали в бой на арене с презренными рабами. Самым печально известным из таких неугомонных был Коммод. Вообразив себя божественным воином народа, Коммод часто участвовал в постановочных сражениях, в которых само собой перевес был в его пользу, но в конце концов, он был убит.
Гладиаторы владели многими видами оружия
Гладиаторы разделялись по разным признакам
Две основные группы были тяжелобронированными и легкобронированными гладиаторами, но и они были разбиты на группы, основанные на оружии и специфических качествах брони. Гладиаторы также классифицировались по уровню их опыта. Новобранцев и ветеранов часто отделяли друг от друга. Естественно, самые лучшие и опытные гладиаторы были оставлены напоследок.
Отказ от боя всегда заканчивался плохо
Доспехи гладиаторов находились под влиянием различных культур
Гладиаторы происходили из всех рас и культур, которых коснулась Римская Империя, и у многих были доспехи, свидетельствующие об их происхождении. Шпангенхельмы, например, носили тяжелые шлемы германского происхождения, а германские гладиаторы вообще носили самые тяжелые доспехи, какие только можно было увидеть на арене. Калкриец, маска для лица, прикрепляемая к шлему, также была атрибутом германских гладиаторов. Греческие гладиаторы и другие жители восточных областей Римской империи обычно носили самые легкие доспехи. Гладиаторы мирмилло, также известные как рыбаки-гладиаторы, имели на шлемах гребень в форме рыбы.
Были гладиаторы, которые сражались сетями
Бои с участием лошадей и колесниц были очень популярны
Эсседари были классом гладиаторов, которые специализировались на боях в колесницах. При этом Гладиаторы не устраивали гонки, это было совершенно другим развлечением в Древнем Риме. Эсседари часто выступали в реконструкциях знаменитых сражений, в которых римляне использовали колесницы, например, против британской королевы-воительницы Боудики.
Гладиаторские бои обычно велись один на один
Хотя на гладиаторской арене, безусловно, происходили масштабные сражения, большинство поединков не были столь масштабными. Обычный гладиаторский поединок представлял собой простую драку между двумя бойцами на открытой арене. В конце концов, гладиаторы были чрезвычайно дороги, поэтому выставление многих из них одновременно требовало больших денег. Масштабные матчи приберегались для особо торжественных случаев или только для самых богатых зрителей.
Как жили, сражались и умирали римские гладиаторы.: 7 комментариев
Мы знаем, что во времена проведения первых боев гладиаторы в основном набирались из числа личных рабов умершего, в честь которого совершался погребальный обряд. Тех рабов, которых раньше просто приносили в жертву, теперь заставляли сражаться между собой. Часто умирающий оставлял завещание, в котором было указано, каких рабов надо использовать в качестве гладиаторов и сколько денег должны потратить его наследники на развлечение народа, пришедшего отдать дань уважения покойному. Один патриций указал в своем завещании, что гладиаторами, которые должны будут сражаться на его мунусе, должны быть несовершеннолетние мальчики-рабы, которых он купил для своих сексуальных утех. Однако юность предполагаемых жертв и вопиющая несправедливость завещания заставили магистратов изменить его. Вместо юных мальчиков были выбраны юноши постарше.
Публий Корнелий стал одним из важных персонажей «Истории Рима от основания города», созданной Титом Ливием во времена Августа. Ливий в значительной степени опирался на Полибия, но в его сочинении есть и новые по сравнению с «Всеобщей историей» эпизоды из биографии Публия Корнелия. В частности, Сципион здесь стал одним из спасителей остатков римской армии после каннской катастрофы, «судьбой назначенный быть вождём в этой войне» Для Сенеки Сципион был образцом старинной воздержанности и республиканских добродетелей: в изображении Сенеки Публий Корнелий проявил «необычайную скромность и верность долгу», уйдя в добровольное изгнание, чтобы не угрожать свободе сограждан. «Ведь дело дошло до того, что либо Сципион ущемил бы свободу, либо свобода — волю Сципиона». Посетив усадьбу, в которой Публий Корнелий провёл последний год своей жизни, Сенека восхищался скромностью жилья и умеренностью его владельца, который мылся в тесной баньке не чаще, чем раз в восемь дней