Что такое любостяжание в православии
Стяжательство: что это за грех?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Многостяжание и любостяжание — разновидности страсти сребролюбия
Стяжательство, или многостяжание является одной из разновидностей страсти сребролюбия, которая в свою очередь относится к одному из семи смертных грехов.
Андрей Шишки. «Ростовщик»
Значение слова
Потому и нужно «отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой» (Иоанн Златоуст). По словам апостола Павла:
Отношение к богатству в православном христианстве
По словам преподобного богоносного отца Ефрема Сирина нужно придерживаться святоотеческого правила, смысл которого в том, что мера приобретения не должна быть больше потребности человека.
Накопление денег и имущества сверх необходимого
Сребролюбием называется страсть души человека к обладанию деньгами и имуществом сверх необходимого при определенных условиях.
П о мнению святых отцов страсть сребролюбия является не естественной для души человека, потому что она чужеродна человеческой природе. Этим и отличается от других страстей. Страст ь блудная и чревоугодие присущи людям по природе, так как ч еловек имеет плоть. А сребролюбие – другая болезнь, подступает к человеку извне, но если ее однажды допустить в сердце, то она может стать самой опасной, которую сложно побороть.
Берегись этой язвы, которая и душу и тело навечно умерщвляет (1 Кор.6,10; Еф.5,5).
Е сли учесть, что сегодняшнее общество – это общество потребления материальных благ, удовольствий, развлечений, то для удовлетворения этих потребностей нужно все больше и больше денег. Даже д етей со школьной скамьи учат быть успешными, чтобы в будущем занимать высокие должно сти и зарабатывать много денег.
Отчего же усиливается страсть сребролюбия? По мнению христианского учителя и проповедника Иоанна Златоуста:
«От тщеславия и крайней беспечности. Страсть к деньгам сильнее и неистовее других страстей и может причинить большие скорби. Сребролюбцы не наслаждаются и тем, что имеют, как потому что не уверены в своей безопасности, так и потому, что устремлены тому, чего еще не получили».
Страсть к преумножению богатства актуальна и сегодня. Л юди превыше духовных ценностей ставят материальные. Когда молодых людей, недавно создавших семью, спрашивают: «Когда родите?» Они отвечают: «Сначала надо на ноги встать, пожить для себя».
Что говорит Евангелие о материальных благах
Е ще одна притча о сребролюбии (Лк.16:19 – 31). В этой притче богатей с помощью промысла Божьего имел достаток и мог легко помочь нищему, который лежал у ворот его дома и был бы рад хоть крошкам с его стола. Но в сердце сребролюбца нет любви, а потому глух о оно к чужим страданиям.
В чем заключается корень всех зол
«Сребролюбие является причиной всех зол: корыстолюбия, скупости, черствости, неверия (или вероломства), человеконенавистничества, грабежа (или агрессивной алчности), неправды, жадности, ростовщичества, обмана, лжи, клятвопреступления и всего сходного с этими пороками».
Из-за страсти к деньгам совершают ся бесчисленные злодеяния. О бман, воровство, конфликты, нарушения прав человека, преступления в различных сферах, войны, убийства, нарушение законов государственных и Божьих. Сребролюбие разрушает семейные узы, разбивает дружбу между друзьями и даже целыми народами, из-за него предают Отечество, измен яют своему войску.
Жадность, корыстолюбие, тщеславие, мшелоимство, алчность, жестокость, подлость – это приобретенные страсти, которые присовокупляются в связи с укоренением в человеке сребролюбия.
Откуда берется сребролюбие изначально? Зар одиться эта страсть может по нескольким причинам:
Господь знает нужду каждого человека: кому, сколько, чего и в какой жизненный момент потребно. П роблема в том, что люди не доверяют Господу. И з-за маловерия надеются только на свои силы и вязнут в страстях.
Что делать, если стяжательство укоренилось в сердце
З аботиться о стяжании духовных даров, а не земных.
Б лагодарить Бога за то, что есть.
Не роптать на Господа, а довериться Ему.
Не стремиться к богатству (не стяжать) .
Т очно определить меру приобретения.
Ведь грех, когда сверх меры, когда на «черный день», когда про запас. А если подкопить на паломническую поездку или в санаторий на лечение – это не грех.
И сцелять себя с помощью подаяния.
Ярким примером нестяжания и милосердия можно считать золотопромышленника Сибирякова Иннокентия Михайловича(1860г.). С юнос ти он занимался меценатством. С т р оил обители и храмы, музеи и библиотеки, больницы и приюты. Он финансово помогал университетам, гимназиям, Русскому Географическому обществу, поддерживал научные и литературные проекты, выделял пособия рабочим.
Что такое любостяжание в православии, как побороть этот грех
Любостяжание считается одним из основных пороков, растлевающих человечество. Многие проповеди священников направлены против этого греха, они обличают его, указывая на обширность распространения в современном обществе.
Что это такое
Для более точного толкования следует обратиться к этимологии и тексту Священного Писания.
Происхождение слова
Термин взят из церковнославянского языка, образуется из двух слов: «любо» и «стяжать».
«Стяжать» по толковому словарю Т.Ф. Ефремовой означает:
Словосочетанием «любовь к стяжательству» переведено греческое слово πλεονεξία (плеонексия), которое встречается в разных местах Нового Завета. Так термин появился в русском языке.
Значение понятия
В наше время это слово считается уже устаревшим, поэтому в большинстве современных словарей его толкование отсутствует. Несмотря на это, термин часто употребляют в быту. Он носит негативный характер и обозначает чрезмерную любовь к деньгам и любому имуществу. Основные религии, особенно православное христианство, осуждают страсть к богатству.
Значения слова «любостяжание»:
Упоминания в Библии
Данная проблема многократно рассматривается в Священном Писании. Вопрос раскрывается на примере аналогичных пороков.
В Библии сказано, что люди, не берущие взяток и презирающие любую корысть, будут «обитать на высотах», а в жизни у них всегда будет все необходимое. Апостол Павел четко определяет страсть к стяжанию как идолопоклонство и сравнивает такого грешника с блудником и нечистым. Об этом говорит и Христос в Евангелии от Матфея, что нельзя служить богатству и Господу одновременно, «ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть».
Связь с лихоимством
Страсть к наживе характеризуется не только желанием обладать богатством, но и многократно приумножать его, забывая о законности методов и моральной стороне поступков. Речь идет о ресурсах «сверх меры». Человек начинает «стягивать» к себе все подряд, а не только необходимые для жизни блага (одежда, обувь, продукты питания).
Проблема такого индивида состоит в том, что стяжательство окутывает все его мысли, заставляя страстно желать обогащения, доводя до невротических состояний или вовсе лишая рассудка. Человек начинает пренебрегать жизнью близких, их чувствами. Смысл жизни у него сводится к владению как можно большим количеством денег или имущества.
Несмотря на смысловое сходство, у этих двух терминов есть небольшое семантическое отличие: любовь к стяжательству — это страсть, а лихоимство — это конкретные действия в угоду собственному обогащению. Отличие в толковании невелико, поэтому слова можно использовать как синонимы.
В данном видеоролике дается более полное определение этого понятия.
Почему это — грех
Любостяжание в православии считается идолопоклонством. Деньги и богатство выступают как идолы, а поклонение им и есть грех. Проповедники называют страсть к стяжательству «злой матерью всех зол», они считают это омрачением души. Такие люди не умеют вовремя остановиться, сказать себе «хватит», они не знают границ, рядом с ними не может быть любви. В своей страсти идолопоклонник все дальше уходит от Бога, теряет свое лицо и способствует духовной деградации окружающих.
Как бороться с грехом
Решить проблему позволяет опыт православных святых, которые на практике помогают всем желающим избавиться от порока. Святитель Иоанн Златоуст считает, что самое главное — это захотеть избавления от греха, потому что все зависит от желания человека. Любой порок оставляется с трудом, но осознание ошибочности своего пути может сильно в этом помочь.
Необходимые действия для исцеления:
Примеры в литературе
В художественной литературе существует множество персонажей, чьей главной страстью является стяжательство. Зачастую описано проявление крайней формы этого качества, когда полностью теряется и исчезает личность человека. Вместо нее рождается некое существо, отдаленно напоминающее изначальный образ Божий.
Одним из ярких примеров является произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души»:
Миф о царе Мидасе доносит до читателей мысль о том, как губительна может быть страсть к стяжательству. За свою услугу древнегреческому богу Дионисию повелитель пожелал обладать предметом, превращающим в золото все, к чему он прикоснется. Это и стало проклятием Мидаса, от которого царь едва не умер.
Видео о толковании понятия в Библии
Данное видео посвящено толкованию смысла понятия «любостяжание».
Грех любостяжания и борьба с ним
Слово «любостяжатель» и «любостяжание» встречается в Новом Завете в Евангелиях и посланиях апостола Павла. Для современного человека это определение не совсем точно и мешает понять весь смысл текста.
Существует теория, что это слово изобрели сами переводчики на Синодальный текст Писания, поскольку точного термина не было в русском языке. Что же на самом деле любостяжание и почему оно опасно для верующего?
Определение
Слово любостяжание изредка заменяется синонимом лихоимство, потому что греческое слово «πλεονεξία» или плеонексия переводится именно так. Это можно проследить и в тексте Священного Писания: первое послание Коринфянам 6:10, Римлянам 1:29 и Колоссянам 3:5. Так что не будет ошибки использовать оба слова.
Есть несколько вариантов толкования данного понятия:
Любостяжание является страстным желанием не только иметь богатство, но и приумножать, не обращая внимание на моральность или законность методов. Причем речь идет не о необходимых для жизни человека благах (продукты питания, минимум одежды или обуви), но о богатстве «сверх меры», т.е. определенном капитале. Человек начинает любить «стягивать» к себе все, до чего может дотянуться.
Читайте о других грехах в православии:
Проблема такого человека в том, что богатство заполонило все мысли, он страстно желает обогащения и эта страсть сводит с ума. Он пренебрегает жизнь близких и их чувствами, Богом и христианской моралью, единственное желание — иметь как можно больше денег или имущества. Несмотря на синонимичность понятий любостяжание и лихоимство у них есть незначительное семантическое отличие:
То есть любостяжатель только начал накапливать имущество, а лихоимец уже обманывает людей ради этого. Семантическое отличие этих понятий невелико, так что не будет ошибки использовать их синонимично. Данный грех (независимо от определения) относится к идолопоклонству, поскольку человек сознательно выбирает страсть по материальным предметам, а не по Господу.
Идол — это некий предмет, который вызывает у человека чувство поклонения, обожания. А когда деньги стоят на первом месте и вызывают страстное желание ими обладать, это и есть поклонение. Человек служит богатству, а не своему Создателю и тем самым становится идолопоклонником.
Апостол Павел четко определяет любостяжание как идолопоклонство (послание к Колоссянам, третья глава) и сравнивает такую персону с блудником и нечистым. Об это говорит и Христос, упоминая в Евангелии от Матфея (6 глава), что нельзя служить богатству и Господу одновременно, потому что служба одному из них будет поверхностная.
Православное понимание
Любостяжание — это не просто забота о своем имуществе, это страстное попечение о приобретении, которое затмевает не только всякую меру, но и заботу о близком. Человек становится жадным и алчным, отвергает всякое милосердие и попирает близких людей.
Многие противники веры говорят, что «вера требует быть нищим» — это не так.
Важно! Церковь не против, чтобы человек работал и зарабатывал, она побуждает к труду, как и сам Господь. Но когда стремление заработать становиться одержимостью — вот против этого Церковь и протестует.
Писание говорит: «Сребролюбие — корень всех бед» в Притчах Соломоновых. Любостяжание является отраслью корня, ведь начинается оно из любви к деньгам. Именно из страстной любви к финансам и вырастает корень любостяжания. Писание призывает верующих заботиться о душе и отвергать страсть по финансам во множестве мест: послания Колоссянам, Ефесянам, Притчи и Евангелия.
Православие называет любовь к материальному грехом, потому что духовная подоплека — идолопоклонничество. Любовь к некоему предмету — это и есть создание идола. И первым признаком этого является переступание через милосердие и готовность навредить другому человеку в погоне за наживой. К лихоимцам относятся все ростовщики, нечестные продавцы, которые настраивают весы неправильно, мошенники и прочие негодяи.
В чем разница поклонения идолам и живому Богу? Почему первое должно верующим отвергаться, а второе поощряться? Потому что служение Господу требует принести в жертву собственные жизни и желания, а поклонение идолу — чужие. То есть служа Богу, верующие жертвуют своими жизнями, а идолопоклонники — приносят в жертву близких. Так и страстно жаждущие наживы жертвуют чужими целями и имуществом ради собственного обогащения.
Любой грех произрастает из одного семени: какая-то мысль попадает в голову и человек уже не может от нее избавиться. Он ходит с ней, поливает ее своими желаниями и рано или поздно из нее вырастает целое дерево и начинает приносить плоды. Любостяжание начинается с мысли побольше заработать, чтобы позволить себе больше.
Потому начинают приходить мысли о том, что зачем людям, которые не могут правильно распорядиться деньгами, вообще нужны средства? Или что небольшой обман на весах не представляет ничего страшного. И со временем из этих, казалось бы, незначительных мыслей вырастают мошенники и воры, для которых милосердие совсем чуждо. Вместо служения Творцу и людям, человек начинает служить своей страсти и предает всех.
Как бороться с грехом
Как оставить страсть по деньгам, как побороть любостяжание? Любой грех можно оставить, было бы для этого желание. Как желание подогревает и усиливает страсть по финансам, так желание усиливает страсть по Господу.
Важно! Есть один выход из любого порока — возжаждать Господа и стремиться к Его познанию так сильно, чтобы эта страсть вытеснила все прочие.
Преимущества человека заключается в свободном выборе, который подарил нам Отец Небесный, поэтому всегда можно захотеть и избавиться от любого порока, который поразил сердце и мысли.
Что необходимо для оставления этого греха? Для начала:
Читайте о православной вере:
Любой грех оставляется с трудом, ведь побороть его всегда сложнее, чем начать делать. Но осознание своего неправильного пути может помочь в этом. Необходимо понять, что богатство — это всего лишь пустота, его не возьмешь с собой после смерти (несмотря на то, что предки пытались), оно не согреет ночами и не поддержит в трудностях, как близкий человек.
Если посмотреть на деньги и материальные блага с позиции вечности, то это всего лишь пустота. Сегодня оно есть. А завтра человека не стало и лишняя машина ему больше просто не нужна.Необходимо понять, что эта жизнь лишь маленький незначительный кусочек перед целой вечностью, в которой не будет ничего материального. С такой позиции можно осознать суетность и ничтожество финансов.
Важно! В вечной жизни есть богатство, которое ждет людей, и оно не материальное — это спасение и вечная жизнь, которую подарил нам Иисус Христос. И только это богатство важно! К нему надо стремиться и зарабатывать его добрыми делами, познанием Творца и милостью по отношению к остальным людям. И это лишь важно!
Часть 7. Сребролюбие
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Культ золотого тельца
Несчастен будет этот человек, которого безумные родители с детства будут натаскивать, ориентировать на успех, карьеру, богатство. Он никогда не найдет настоящей дружбы, не найдет любви, веры, ведь их нельзя купить за деньги.
Сребролюбие, служение материальному есть идолопоклонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу» (хотя, конечно, любая страсть – идол): «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24), то есть богатству.
Почему тяжело спастись богатому?
Служение материальным благам особенно отводит человека от духовных ценностей. Его душа замещается другим, он становится в полном смысле слова материалистом. Помыслы и думы о земных благах и ценностях не оставляют место для духовного. Вот почему сказано: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23).
Богу в нашем сердце нужно место, чтобы за что-то удержаться в душе человека. Тогда человеку можно помочь. А если сердце, душа заняты только материальным? Это не значит, что спастись нищему, бедному легко. Нищета тоже может породить множество пороков: зависть, самолюбие, уныние, ропот и т.д. Но в Евангелии сказано о трудностях спасения для богатого. И из истории видно, что и Христос, и апостолы были очень бедны, не имели, где главу преклонить. Бедных христиан было гораздо больше. Хотя среди святых были люди и весьма богатые: Авраам, цари Давид, Соломон, императоры, князья… Не богатство само по себе является грехом, а отношение к нему. Все, что нам Господь дает: таланты, богатство – не наше. Мы управители, приставники над всем этим, это – Божие. И мы должны не только вернуть то, что нам дано, но и вернуть с процентами, приумножить, используя эти дары на помощь ближним и для спасения души.
Но часто бывает не так, материальные ценности занимают настолько господствующее положение в умах людей, что о Боге, о душе, о ближних они почти не вспоминают. Верующему бывает очень не просто общаться с человеком мирским. Он говорит только о земном, материальном.
В Евангелии мы находим немало притчей – кратких историй – о богатых и богатстве. Некоторые из них говорят о правильном отношении к богатству, а некоторые очень наглядно, образно показывают безумие людей, живущих только земными, тленными ценностями.
В Евангелии от Луки есть такой рассказ: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: “Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих”. И сказал: “Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись”. Но Бог сказал ему: “Безумный! В сию ночь душу твою возьму у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?”. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 16–21). Святой праведный Иоанн Кронштадтский, толкуя эту притчу, как бы вопрошает богача: Что ты безумствуешь, говоря: «Некуда мне собрать плодов моих»? Как некуда? Вот тебе житницы – руки бедных: преподай дары благости Божией, данные для многих, многим бедным и получи за это от Господа прощение грехов и велию милость; поступив таким образом, ты поступишь сообразно с волей Божией, ибо Господь дает нам избытки для вспоможения бедным, «ибо милостивии сами помилованы будут».
В притче этой вовсе не осуждается богатство, а осуждается отношение к нему богача. Он всю жизнь прожил в кутежах и веселии, и даже стоя на пороге смерти, так и не понял, зачем Бог дал ему это имение. А оно дается только для одного: чтобы материальные сокровища превращать в духовные, нетлеющие. Помогать нуждающимся, делать добрые дела, украшать храмы и вообще спасать душу данным тебе богатством. Но для богатого человека все это ох как непросто. Жизнь в довольстве и неге засасывает, делает нечувствительным к чужой боли. Проблемы, боль нуждающихся, обездоленных становятся бесконечно далеки. Человеку, не испытавшему, что такое бедность, лишения, сложно понять голодного. Не случайна пословица «Сытый голодного не разумеет».
Приведу пример, который частично объясняет эту мысль. Для верующего человека молитва, праздничная, воскресная служба, общение с братьями по вере – радость. А попробуйте заставить стоять три часа на праздничной всенощной человека не только непривычного, но и неверующего. Он и получаса не простоит – весь изведется и измучается.
Как-то я был приглашен отслужить панихиду на кладбище. Собралась родня, и когда я хотел уже начать, вдруг почти все родные и друзья, за исключением трех старушек, отошли на несколько метров, повернулись спиной и закурили. Я попросил их не курить рядом с могилой и принять участие в заупокойной молитве, но они лишь отошли подальше и продолжили перекур. Притом около могилы я заметил несколько бутылок со спиртным и закуску. Видимо, молодых людей интересовала только эта часть мероприятия. Но Бог насильно никого не спасает. Каждый сам выбирает – быть ему с Богом или вне Его.
Не очерстветь сердцем
Но все-таки таких людей, как евангельские богачи, довольно мало, ведь большинство людей далеко не богаты. Если бы эти притчи относились только к богатым, они бы не были записаны в Евангелии, ибо в притчах Господь обращается ко всем людям, а значит, и к нам тоже.
Жить только земными интересами, не помнить о смерти, забыть о ближних можно не только имея большое стяжание. Просто сытая жизнь более к этому располагает. Когда у человека скромный достаток, он может перестать помогать нуждающимся, оправдывая себя тем, что нужно кормить семью: самим, дескать, мало. Сейчас, когда все вокруг говорят про экономический кризис, многих охватывает страх, тревога за грядущий день. И очень важно нам всем сейчас не очерстветь сердцем, подобно богачу из притчи. Помнить про тех Лазарей, которым еще хуже, чем нам. Милосердного, щедрого Господь никогда не оставит без пропитания. В духовной жизни есть такой замечательный принцип, даже закон: «Рука дающего не оскудеет». Человека, который помогает другим, Господь всегда вознаграждает с избытком даже в земной жизни. Но для этого, конечно, нужно иметь веру и решимость.
«Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (Пс. 36: 25–26), – говорит псалмопевец Давид. Конечно, здесь не обещается какое-то большое богатство и благосостояние, но ясно одно: без средств к пропитанию и всего необходимого человек милостивый не останется.
Если супруги хотят иметь много детей (то есть делают свой выбор в пользу духовного богатства), они также никогда не останутся без помощи Божией. Есть такая пословица: «Если Бог дал ребенка, даст и на ребенка». Один многодетный папа рассказывал, что с каждым новым чадом благосостояние их семьи не только не уменьшалось, а, наоборот, росло. Бог посылает помощь многодетным самыми разными путями. В Евангелии сказано: «Не заботьтесь и не говорите: “что нам есть?” или “что нам пить?” или “во что одеться?”. Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 31–33). Многодетные христиане ищут не комфортной, праздной жизни, а именно Царства Божия; они живут не для себя, а для детей, растят и воспитывают их, не жалея времени и сил, и потому «остальное прилагается им».
Сребролюбие и другие грехи
Любостяжание, служение «золотому тельцу», порождает многие пороки. Убийство, грабежи, обман – это то, что очень часто лежит в основании большого богатства. Заработать большое имение честным трудом очень непросто. Человек, одержимый сребролюбием, ради денег готов если не на все, то очень на многое.
Мы все удивляемся, куда пропали хорошие, добрые талантливые фильмы и телепередачи, почему сейчас так мало одаренных писателей, пробуждающих в людях благородные чувства? Почему с экранов на нас льется сплошной поток секса, насилия, агрессии и нецензурной брани? Одна из главных причин в том, что искусство стало коммерческим. Киностудии, издательства, телеканалы хотят вернуть свои инвестиции с большой прибылью. Для этого их продукция должна устраивать массовую аудиторию и вызывать интерес. В фильм вложили 40 тысяч долларов – нужно получить не менее 70. Очень сложно собрать полные залы, показывая действительно хорошую картину. Приятным и очень редким исключением стал фильм «Остров» Павла Лунгина, рассказывающий о покаянии и возрождении человеческой души.
На властителях человеческих дум – писателях, журналистах, кинематографистах – лежит огромная ответственность. «Как слово наше отзовется?». Ведь снятое или написанное ими становится достоянием миллионов людей. И если человек творческий совершает свое дело из сребролюбия, тщеславия, а душа его преисполнена нечистоты, он способен соблазнить множество людей. И что самое страшное, если он действительно талантлив, его разрушительное дело продолжается и после его смерти.
У И.А. Крылова есть одна не очень известная, но очень поучительная басня. Сюжет ее таков. По смерти в ад попадают два человека: Разбойник и Сочинитель. Первый, понятное дело, грабил людей, а второй:
И вот под котлом, где сидел Разбойник, был разведен большой костер, а под Сочинителем огонек еле-еле горел. Прошли века, и под Разбойником огонь давно погас, а «под Сочинителем он злей с часу на час». Взывая к властителям ада, Сочинитель стал вопрошать: «За что такая несправедливость?». И вот какой последовал ответ:
И далее показана ужасная картина разрушительного действия книг Сочинителя: юноши, восставшие против «супружества, начальства, власти» и впавшие в безверие, целая страна, доведенная до погибели мятежами и раздорами под влиянием его сочинений и т.д.
«А сколько впредь еще родится
От книг твоих на свете зол!».
Ныне получил очень большое распространение еще один порок, порожденный сребролюбием, – игромания. Люди проигрывают в казино, в игровых автоматах подчас все свое имущество, доходят до разорения, иногда до самоубийства. Игроком движут две страсти: алчность и азарт, жажда риска, острых ощущений. И вторая, как правило, берет верх: человек не может вовремя остановиться и попадает в полную зависимость от нее.
Совершенно точно установлено, что игромания, пристрастие к азартным играм является такой же зависимостью, как наркомания и алкоголизм, и очень трудно поддается лечению.
В современном мире мы видим немало примеров человеческого сребролюбия «в особо крупных размерах». Одним из таких примеров является московское строительство. Несколько лет назад власти Москвы заявили, что все ветхие пятиэтажки будут снесены к 2010 году, а на их месте будут построены большие, комфортабельные дома. Началось строительство. В районе, где я живу, в Измайлово, стройка идет особенно бурно, так как район перспективный, зеленый, рядом парк. Ломались трехэтажные, пятиэтажные дома, а на их месте возводились дома в 18 и 30 этажей. Но, видимо, никто не подумал, что район просто не рассчитан на такое огромное население. Количество поликлиник, школ, детских садов, линий городского транспорта и прочего остается прежним. Все дворы, все улицы, прилегающие к новостройкам, оказались забитыми машинами. На улицах вдоль домов автотранспорт припаркован в два ряда, и между ними узкий проезд, где автомобили разъезжаются по очереди. Пробки, заторы… В метро не войти, на наземный транспорт невозможно сесть. И это только одна сторона проблемы. Жить в 30-этажных небоскребах очень небезопасно. А если пожар на 30-м этаже? Нет у нас таких пожарных лестниц. Квартирный вопрос, который, как известно, «испортил москвичей», конечно же, не был решен. В новостройки переселяют жителей снесенных домов, и только небольшой процент жилья отдается очередникам. Остальной жилищный фонд продается по цене в несколько тысяч долларов за квадратный метр. Люди многие годы стоят в очереди на жилье, живут в ужасных условиях, а Москва перенаселяется. В чем проблема? В сребролюбии. Недвижимость в Москве – это золотое дно, это миллиарды долларов. И вообще жизнь в столице из-за ужасных пробок, перенаселенности, плохой экологии просто стала невозможной. А всему виной человеческое сребролюбие.
У сребролюбия есть два вида: расточительность, транжирство и, наоборот, скупость, жадность. В первом случае человек, имея богатство, безумно тратит его на развлечения, удовлетворение своих потребностей, роскошную жизнь. Во втором случае он может жить очень бедно, во всем себе отказывать, но служить богатству как идолу, копить, собирать и не с кем не делиться. Чахнуть, как Кощей, как Скупой рыцарь, над своим златом.
Известный американский миллионер Джон Рокфеллер, обладая огромным богатством, жил как бедняк. Он довел себя до полного нервного и физического истощения из страха, что его бизнес потерпит крах, и он лишится хоть части своего богатства. Он тяжело болел, соблюдал строжайшую диету, так как не мог ничего есть. Правда, справедливости ради надо сказать, что во второй половине жизни Рокфеллер коренным образом пересмотрел свои взгляды и начал тратить большие суммы на благотворительность.
Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.
Борьба с любостяжанием
Как бороться со страстью сребролюбия? Воспитывать в себе противоположные добродетели:
– милосердие к бедным, нуждающимся;
– попечение не о земных ценностях, а о стяжании духовных даров;
– размышление не о вопросах меркантильных, земных, а о духовных.
Добродетель не придет сама собой. Человек, имеющий расположенность к сребролюбию, скупости, жадности, должен понуждать себя, заставлять делать дела милосердия; употреблять богатство на пользу своей душе. Например, когда мы подаем милостыню, нужно подавать ее не так: «На тебе, Боже, что нам не гоже», а чтобы это была настоящая жертва, а не формальность. А то иной раз получается, что мы отдали нищему какую-то мелочь, которая просто тянет нам карман, и еще ждем, что он будет нам за это благодарен. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9: 6).
Понуждая себя делиться, отдавать, помогать другим, мы сможем избавиться от сребролюбия и жадности. Мы поймем, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), что, раздавая, мы можем получить большую радость и удовлетворение, чем копя и собирая ценности, которые нам самим порой приносят очень мало пользы.
Многие задаются вопросом: кому подавать милостыню, ведь иногда возникают сомнения в честности просящего, в том, что он употребит нашу помощь во благо? Здесь нет единого мнения святых отцов. Одни полагают, что нужно подавать всем просящим, ибо Господь Сам знает, просит человек искренне или обманывает, и на нас не будет греха; подавать как Самому Христу. Другие говорят, что творить милостыню нужно с большим рассуждением. Мне кажется, что истина где-то посередине. Конечно, мы в любом случае не прегрешим, даже если подадим нечестному человеку. «Профессиональные нищие» были во все века, и во времена Спасителя тоже. И те не менее и Господь, и апостолы раздавали милостыню нищим. Но если у нас нет уверенности в человеке, можно подать ему небольшую сумму, а более щедрую помощь оказать действительно нуждающимся. Вокруг нас столько горя, что среди наших знакомых и родных наверняка есть такие люди. Хороший совет содержится в житии праведного Филарета Милостивого. Этот святой прославился своим нищелюбием и милосердием. Он имел три ящика, наполненных порознь золотыми, серебряными и медными монетами. Из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго – лишившиеся средств, а из третьего – те, кто лицемерно выманивал деньги.