Что такое лунная хиджра
Лунная Хиджра
эра
високосов
Исламский календарь — лунный календарь, используемый в исламе для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 г. н. э.) — даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري , ат-таквиму-л-Хиджри).
Год состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.
Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре.
Месяцы состоят из 29 или 30 дней, обычно без какого-либо видимого порядка. По традиции, первым днём нового месяца считался первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после захода солнца на небе можно было увидеть серп луны. Если серп не был виден после 29-го дня месяца, например, из-за облаков или из-за того, что луна заходила сразу после солнца и небо было ещё слишком светлым, то новый день считался 30-м днём текущего месяца. Наблюдение лунного серпа должны засвидетельствовать как минимум два заслуживающих доверия мусульманина.
Такая система до сих пор используется в некоторых странах, например, в Пакистане и Бангладеш. Однако в большинстве исламских стран пользуются астрономическими правилами, которые позволяют рассчитать начало месяцев заранее. В разных странах используются разные правила. Кроме того, разница во времени между заходом солнца и заходом луны зависит от географических координат местности. Чем западнее находится страна, тем больше вероятность, что месяц будет виден на небе. Таким образом, в разных исламских странах календари различаются и часто одни и те же религиозные праздники отмечаются в разные дни.
Содержание
Названия месяцев
В разных источниках транслитерация названий месяцев исламского календаря на русский язык может различаться.
Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами, то есть начало новой четверти — это и есть начало нового месяца. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, то есть 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других — 30. Добавочные дни месяца запрещаются, кроме единственного дня, служащего для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца. Этот день включается в месяц зуль-хиджа.
Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год, который, по самым приближенным подсчетам, равен 354 суткам. А поскольку истинная продолжительность лунного месяца не 29,5 дней, а несколько больше, то и продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354,367. Так как это не целое число, то неизбежно возникает проблема високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354 дня, и лет удлиненных — по 355 дней.
Цикл состоит из 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й. Дополнительный день добавляется к последнему месяцу. Мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой; на 11 суток, если оба года простые или високосные; и даже на 12 суток, если мусульманский год простой а солнечный — високосный.
Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время — на зимние.
Хиджра на начало XXI века
1 мухаррам 1426 г. | 10 февраля 2005 |
1 мухаррам 1427 г. | 31 января 2006 |
1 мухаррам 1428 г. | 20 января 2007 |
1 мухаррам 1429 г. | 10 января 2008 |
1 мухаррам 1430 г. | 29 декабря 2008 |
1 мухаррам 1431 г. | 18 декабря 2009 |
1 мухаррам 1432 г. | 8 декабря 2010 |
1 мухаррам 1433 г. | 27 ноября 2011 |
1 мухаррам 1434 г. | 15 ноября 2012 |
1 мухаррам 1435 г. | 5 ноября 2013 |
1 мухаррам 1436 г. | 25 октября 2014 |
1 мухаррам 1437 г. | 13 октября 2015 |
Начало каждого месяца
Каждый месяц начинается с неомении, то есть начало месяца приходится на тот день, когда серп молодой Луны, после новолуния, становится видимым с заходом Солнца. Астрономическое новолуние совсем не обязательно означает начало одного из месяцев Хиджры. Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, и хотя новолуния можно рассчитать весьма точно, действительную видимость полумесяца предсказать гораздо сложнее. Это зависит от таких факторов, как погода, оптические свойства атмосферы и место нахождения наблюдателя. Поэтому очень сложно заранее предсказать, когда начнется новый месяц.
В настоящий момент существуют два мнения по вопросу определения начала месяца: некоторые мусульмане учитывают местную видимость Луны, в то время как другие полагаются на свидетельства авторитетных людей в мусульманском мире. Ислам допускает обе возможности, но это приводит к различию времени начала месяцев.
Примечание: удвоение гласного означает удлинение.
Конвертер дат Хиджры
Дата Хиджры 9 Джумад аль-уля 1443
Число дней в году 355
День недели аль-Иснайн
Дата 13 Декабря 2021
Число дней в году 364
День недели Понедельник
Конвертер дат Хиджры. Для кого он может быть полезным? Последователей ислама в мире с каждым годом становится все больше. Как показывает статистика, в мире насчитывается более миллиарда мусульман. Соблюдающий мусульманин следует предписаниям религии и рьяно чтит свои традиции, в том числе и календарь по хиджре. Естественно, что каждый месяц мусульманского календаря имеет свое название, которое несет в себе определенный смысл.
Что такое Хиджра
В исламе данное понятие имеет многоуровневое, сложное для понимания значение. Но в историческом исполнении хиджра – это переход пророка Мухаммада из Мекки, где он родился и вырос, в Медину. По сути, это символизирует переход от зла к добру.
Именно это событие было принято за начало отсчета мусульманского лунного календаря. Случилось это уже после смерти самого пророка Мухаммада при правлении халифа Омара. Естественно, мусульманский календарь по месяцам совершенно не совпадает с общепринятым в христианском мире Григорианским. Да и пресловутый «Новый Год» по мусульманскому календарю не пересекается с традиционным западным.
Летоисчисление по хиджре
Месяцы мусульманского календаря
Название (русский) | Название (арабский) | Значение |
---|---|---|
Мухаррам | محرّم | Священный и запретный месяц, в течение которого запрещены военные походы и сражения. |
Сафар | صفر | Происходит от слова от «сафар» — жёлтый, так как в этот месяц начинают желтеть листья. |
Раби аль-авваль | رَبيع الأوّل | «Первый весенний месяц» (от слова «раби» — весна). |
Раби ас-сани | ربيع الثاني | «Вторая весна». Употребляется также вариант Рабиу аль-ахир — «последняя весна». |
Джумада аль-уля | جُمادى الأولى | «Холодный месяц». От слова «джумада» — замерзать, застывать. Также употребляется название Джумада аль-авваль. |
Джумада ас-сани | جمادى الثاني | Слово «джумада» используется для обозначения пересохших земель. Также употребляется название Джумада аль-ахир. |
Раджаб | رَجَب | «Воздержание от насилия». В этот месяц наряду с Мухаррамом запрещены военные действия и походы. |
Шабан | شَعْبان | От слова «ташаба» — распространяться, разделяться. Месяц в котором арабы отправлялись в походы и сражения по разным направлениям. |
Рамадан | رَمَضان | От слова «Ар-рамда» — раскалённый, палящий, знойный. Священный месяц мусульман, месяц ниспослания Корана и поста. |
Шавваль | شَوّال | От слова «Ташаввала» — нужда в верблюжьем молоке. Месяц кочеваний. |
Зу-ль-када | ذو القَعْدة | «Месяц оседлости». Священный месяц, в течение которого прекращались кочевания и военные действия. |
Зу-ль-хиджа | ذو الحِجّة | Месяц паломничества в Мекку. |
Значение хиджры для верующих
Необходимо отметить, что в году у мусульман существует 4 запретных месяца, которые требуют от верующего особого поведения. И знание мусульманского лунного календаря позволяет человеку четко соблюдать предписания религии и сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
В заключение стоит отметить, что определить, какой сейчас год по мусульманскому календарю, достаточно сложно. Не смотря на то, что дата начала отсчета известна – 622 год, простым вычитанием проблему не решишь, поскольку, помним, еще существует смещение по дням. Самостоятельно просчитать можно, но будет долго. Оптимальным решением является использование конвертера хиджры в григорианский календарь на нашем сайте.
О разгадке тайн мусульманского календаря
О разгадке тайн мусульманского календаря лунной хиджры
Выражения благодарности в связи с выходом в свет этой статьи достойны:
– Медведко С.Л., востоковед и журналист, г.Москва
– Сахаров Е.В., исследователь междисциплинарной школы, г.Москва
– Титов А., математик, г.Санкт-Петербург
– Хасан Ахмед Ходжа, кинематографист и пропагандист арабской культуры, г.Москва
Условные обозначения:
AUC – ab urbe condita (от основания города)
РХ – Рождество Христово
ТИ– традиционная история (традиционная версия мировой истории)
ЭГК – экстраполированный григорианский календарь
ЮК– юлианский календарь
Особенность этой статьи состоит в том, что она является буквально частью, одним-единственным, да и то не вполне полным, четвертым разделом другой статьи автора этих строк под названием «О разгадке тайн летосчисления от основания города (AUC), лунной хиджры, а также легенды начала строительства Карлова моста в Праге» ([1]). Было принято решение ее написать из соображений представления окончательно оформленной точки зрения автора по данной теме и выставить ее вместо всех предшествующих версий работы по этой теме.
1. Непосредственно разгадка тайн начала счета времени в эре лунной хиджры
Согласно традиционному материалу, изложенному как у И.А.Климишина в книге «Календарь и хронология» ([2]), так и в соответствующей статье википедии ([3]), мусульманская эра началась в новолуние, 16 июля 622 г. н.э. по юлианскому календарю (далее иногда будет обозначаться как ЮК). Именно этому дню приписывается исход пророка Мухаммада, или Магомета, из Мекки в Медину.
Откуда взялась сама эта дата, непонятно. Как и в случае с разгадок тайн иудейского летосчисления, о которых более подробно в ([4]), как и в случае c тайнами датировки эры от основания города, традиционная наука призывает относиться к этой традиции как к чему-то данному свыше и автономному, не давая ответ на этот вопрос. Со стороны автора статьи как исследователя междисциплинарной школы предпринимается попытка построения междисциплинарной естественнонаучной модели, которая показала бы наиболее вероятный путь ее возникновения, и, возможно, при этом ответ на вопрос происхождения этой даты был бы получен.
В порядке освежения информации. Традиционный мусульманский календарь сугубо лунный, и каждый солнечный год начало лунного года переносится на 10,83 суток на более ранние даты. По этой причине он, в отличие от календарей солнечного и лунно-солнечного, очень плохо подходит для описания сезонной хозяйственной жизни, в чем состоит главный его недостаток. По этой же причине в современных арабских странах он фактически вышел из повседневного обихода и используется лишь для проведения религиозных праздников.
И вскользь коснемся других вопросов, с ним связанным. Как и в солнечном календаре, там есть простые годы и високосные. С ними особых проблем не должно было возникать, ибо они были уже промерены. Не должен был также вызывать особых проблем вопрос начала следующего месяца, несмотря на разность в долготах между различными точками арабских стран: если разногласия и возникали, то хорошим путем их решения было обыкновенное необращение внимания, игнорирования факта начала нового месяца в разные дни в разных местах мусульманского мира.
Исходный импульс для предпринятой автором исследовательской деятельности исходил от 8-го тома многотомного труда ученого-энциклопедиста Николая Александровича Морозова под общим названием «Христос». Название самого 8-го тома было «Новый взгляд на историю русского государства» ([5]), а нужная информация размещалась там на стр. 241. Сейчас подробно мы на этом останавливаться не будем, так как подробный обзор будет в следующем разделе статьи. А после этого, в том же разделе, будет дан обзор основных предшествующих работ автора этих строк по данному вопросу, то есть своего рода путь становления его представлений.
Давайте попробуем смоделировать основные обстоятельства его введения, которые нам должны помочь с ответом вопрос установления наиболее вероятной даты этого события и номера года, с этим связанным.
Теперь о номере года. Как и в случае с введением христианской эры (см. [1]), этот вопрос был конвенционным, требующим коллективного обсуждения и принятия. Может быть, этот номер тоже был бы связан с временными промежутками, кратными метонову циклу. Пока давайте зафиксируем как предположение.
Ибо таков период передвижения мусульманского лунного календаря по солнечному.
Теперь мы как исследователи, зная это, проявляем вполне закономерный интерес к тому, когда же день 1-го мухарамма календаря лунной хиджры будет попадать на зимнее солнцестояние. Идеальный вариант, с решением задачи в общем случае – написать соответствующую компьютерную программу, которая добросовестно выдаст несколько решений с временным промежутком в 228 лет.
Как мы отмечали выше, нас может выручить одно обстоятельство, связанное с временными промежутками, кратными тройному метонову циклу. Более подробно о них – в большой статье ([1]), а если совсем кратко, то
а в результате преставления всех цифр, участвующих в этом равенстве, одной строкой
И тогда самым маленьким числом, которое можно составить из набора этих цифр, окажется 1357.
22.12.1357 ЭГК* = 1 мухаррама 759 года лунной хиджры
А это, в свою очередь, открывает глаза на то, что этот номер года, состоящий лишь из нечетных цифр, мог быть получен путем рассмотрения того цифрового набора, что дает тройной метонов цикл. И именно от этого момента указанный в равенстве временной промежуток в 758 лунных лет, или в 9096 синодических лунных месяцев был отсчитан вглубь веков, в итоге же и получилась дата 16.07.622 ЮК как начало счета по мусульманскому календарю.
И еще. Давайте обратим внимание на разность
Теперь для любителей формальной логики позволим себе выписать чуть ниже ряд формальных моментов. Как в детской считалке:
2. « … не просто новолуние, а новолуние в день 1 мухаррама …» (а такое один раз в 19*12 = 228 лет)
За идею этой считалки благодарность выражается математику из Санкт-Петербурга Александру Титову.
2. Небольшой экскурс в историю вопроса,
а также небольшие дополнения
2.1. Основные источники материала по этой теме
Как и в любой области исторической науки, здесь, в области календарной астрономии, касающейся истории и современного состояния лунных календарей, а также календарей, принятых в различных странах Азии, здесь есть основные, традиционные источники, а есть и нетрадиционные. И, как это что бывает, традиционные источники дали автору блок канонической информации, а нетрадиционные – импульс для занятия этой темой.
К традиционным следует причислить уже упомянутые книгу Климишина «Календарь и хронология» ([2]), а также статью из википедии ([3]). По вопросу введения календаря лунной хиджры, у Климишина есть несколько любопытных пассажей об этом:
«Как рассказывает, в частности Бируни ([7]), в далеком прошлом арабы занимались скотоводством, вели счет дням по лунному календарю. Поэтому их паломничество в Мекку – древнюю святыню арабов – происходило в определенные календарные месяцы и в различные времена года. Но куда выгоднее было совершать паломничество в такое время года, когда готовы для продажи товары – шкуры, плоды и т.д. ….
Самое занятное, не называется причина. Тем не менее, этой лунный календарь, позвольте повториться, с точки зрения хозяйственного использования отнюдь не идеален, и это навевает подозрение о том, что кто-то как-то оказался в роли провинившегося, проштрафившегося, и этот календарь, навязанным кем-то сверху, мог носить характер меры наказания.
Теперь давайте бросим взор на материал, предоставленный Морозовым. Ровно тот, который породил тот самый первый импульс, на котором фактически молниеносно была написана первая работа автора этих строк. Она была своего рода не очень медленной реакцией автора этих строк на выход в свет 8-го тома труда Н.А.Морозова «Христос» под названием «Новый взгляд на историю русского государства» ([5]) в 2001 году. Нужный материал содержался на стр. 241. Причем внимание автора этих строк привлек не сколь ее основной текст, сколь примечания к нему.
Там Морозов пытается цитировать источник под названием «Новгородская хартийная летопись», в традиционной исторической науке фигурирующий под названием «Новгородская харатейная летопись» и ведет по нему повествование. Основной его текст рассказывает о различных персонажах русских летописей и других нарративных источников, и в районе уже упомянутой 241-й страницы свет падает на хана Идику, известного также как Едигей. Сведения при этом во многом берутся из весьма популярного «Сборника материалов по истории Золотой Орды» Тизенгаузена, первого его тома ([8]). Этим сборником ставилась цель дать максимум источников по истории т.н. Золотой Орды, и в целом его можно охарактеризовать как один из самых популярных и, в известной степени этого слова, канонических, по этой теме.
В этой статье хочется воспроизвести абзац нашей ссылки, примечания к нему и предыдущий абзац. До них у Морозова примерно в течение трех страниц описываются военные похождения Идику согласно разным источникам, в том числе мусульманского биографического словаря Макризи:
«Второе сообщение.. мы находим в мусульманском биографическом словаре Макризи, но оно не имеет самостоятельного значения, так как представляет буквальную переписку только что изложенного с единственной пояснительной прибавкой: «Идику — это тот, который запретил «татарам» продавать своих детей, вследствие чего уменьшился привод их в Сирию и Египет»».
Представленный материал проливал свет на некую взаимосвязь христианского и мусульманского календарей, что, если позволить себе повториться, послужило своего рода исходным импульсом для начала исследовательского процесса. Не последнюю роль в формировании этого импульса сыграла своего рода заинтригованность ситуации, сложившаяся перед выходом в свет этого восьмого тома.
Дело было в том, что предыдущие семь томов Морозова, выпущенные издательством «Леан-Крафт» в 1997-2000 годах, были репринтными изданиями этих же книг, выпущенных в тридцатые годы, еще при жизни Морозова. Далее, согласно словам Н.И.Ходаковского, известного историка ([9]): «Но после выхода в свет седьмого тома публикация была остановлена. Это понятно – восьмой том был посвящен истории Руси». Именно поэтому выхода в свет восьмого тома ждали многие.
А после его выхода многим стало ясно, что он требует пристального изучения. И одним из самых интересных мест оказалось то, где он рассказал о мусульманском календаре. Которое и упоминается в этой статье.
2.2. Ход исследовательского процесса и выдвигаемые гипотезы
Итак, импульс от Морозова был получен, исследовательский процесс был начат, и первые его результаты не заставили себя долго ждать. Они были оформлены в первую работу автора под названием «О хронологической точке стыковки календаря лунной хиджры и юлианского календаря и что из этого может следовать» и была выставлена в Интернете в том же, 2001-м, году. Там на основании сведений из упомянутого 8-го тома получила развитие мысль Морозова о временнОй взаимозависимости, то есть синхронизации, календаря лунной хиджры и юлианского календаря.
Представленный Морозовым материал навевал мысли о том, что некогда номера лет могли записываться лишь двумя цифрами, затем неким образом путем прибавления числа 700 создавалась запись номеров этих лет в эре лунной хиджры, а путем прибавления числа 1300 создавалась запись номеров этих лет в эре от РХ, или новой эре. Ее условно можно было назвать «версией номеров столетий».
Здесь на первый план выходили вариации на темы чисел 12 и 13, связанные с особенностями синхронизации солнечного и лунного цикла. Они связаны с тем, что от одного естественного начала хозяйственного года – первого полнолуния после равноденствия до другого проходит то 12, то 13 лунных месяцев, и с этим было связано определенное время расчетов в ту эпоху. Мифопоэтика при этом сработала таким образом, что за числом 12 закрепилась репутация числа счастливого и совершенного, а за числом 13 – репутация числа несчастья. А сто лет – это как раз удобная для интерпретации продолжительность века.
Эта версия в чуть более развитом виде была отражена в ранних версиях еще одной работы автора этих строк «Становление количественных представлений о мировой хронологии. Попытка реконструкции». Сама версия реконструкции носила характер рабочей, а сама работа в разных версиях до поры до времени не предавалась широкой гласности и рассылалась узкому круг лиц. Помимо этого, изложение материала и рассуждения, связанные с ним, имели место в первой вышедшей в свет книге автора «Татаро-монголы. Евразия. Многовариантность» ([11]).
В несколько более обработанном виде этот материал попал в научно-популярную версию диссертации автора этих строк в виде книги «Как возникла глобальная хронология» ([10]), вышедшую в свет в 2010 году. Там в подразделе 5.2.1. под названием «Синхронизация мусульманской и христианской эр. Первая традиция синхронизации. Эра Диоклетиана как отражение одного из первых процессов летосчисления» высказывается и подробно рассматривается гипотеза о возможной записи одних и тех же номеров лет в разных системах счисления, в данном случае по основаниям 8 и 10, и даются пределы хронологической истинности этой гипотезы.
Это предположение родилось после рассмотрения некоторых свойств чисел, лежащих в диапазонах 720-725 и 1320-1325. Тогда вышло на поверхность удивительное равенство: если, для конкретности, число 724 из этого диапазона записать в восьмеричной системе счисления, то оно запишется ровно как 1324. Если для всех чисел в краткой форме,
Что касается подачи данного результата в третьей главе книги «Как возникла глобальная хронология» ([10], сама глава носит название «Наиболее вероятная общая схема становления глобальной хронологии с точки зрения диалектики и социологии»), то там было подчеркнут факт начала счета лет в глобальных хронологических системах с некоего большого числа, значительно превосходящего ноль. Гипотеза в целом выглядела следующим образом:
Гипотеза, высказанная в таком виде, не производила впечатление доведенной до конца, и через некоторое время, уже после выхода в свет книги «Как возникла глобальная хронология» ([10]), начался новый период всестороннего анализа большого количества данных, связанных с хронологией и историей календарей, прежде всего с системно-математической точки зрения. Основное внимание было уделено путешествию начала мусульманского года, т.е. для 1 мухарамма, по солнечному календарю. И тогда на себя обратили внимание на две строки:
1 мхрм 720 ГЛХ = 10.02.1320 ЮК
1 мхрм 721 ГЛХ = 31.01.1321 ЮК,
Которые и навеяли мысли о начале года лунной хиджры, весьма желательным с зимнем солнцестоянием. Ибо были и есть свидетельства о том, что зимнее солнцестояние для ряда календарных систем служило началом года.
Написанное чуть выше равенство положило начало цепочке математических выкладок, которая завершилась фразой «… через 38 лет это имело место попадание 1 мухаррама ровно на зимнее солнцестояние, и в этот день могло иметь место начало солнечного года! Этот день – это 13.12.1357 года ЮК, или день Нового 1358 года, или 1 мухаррама 759 год хиджры»
Именно в таком виде фигурировала гипотеза в печатной публикации в одном из номеров журнала «Мусульманский мир» ([12]) за 2015 год. А та, в которой на первый план выносятся числовые свойства тройного метонова цикла, фигурирует в этой работе.
3. Отдельные аспекты становления мировой хронологии в свете числового материала тройного метонова цикла
Раздел статьи в качестве дополнения. В более подробном виде материал представлен в статье автор этих строк «О разгадке тайн летосчисления от основания города (AUC), лунной хиджры, а также легенды начала строительства Карлова моста в Праге» ([13]).
3.1. Числовой материал тройного метонова цикла:
попытка как можно более широкого осмысления
Давайте вновь обратим внимание на равенство ретрокалькуляции начала эры лунной хиджры:
22.12.1357 ЭГК = 1 мухаррама 759 года лунной хиджры
В работе [1] было показано, что для приведения в порядок всех данных календарной астрономии, которые должны быть задействованы в синхронизации движения Солнца и Луны, был затрачен интервал от двух до трех метоновых циклов. После этого была выдвинута идея начать счет лет в эре, где номера лет превышают число тысяча. Это одним астрономам-календаристам казалось не вполне естественным, они ратовали за несколько более скромные с точки зрения величин номеров лет эры. А другие при этом могли обращать большее внимание на то, что очень большие временные промежутки оказываются на оси глобальной хронологии вообще никак не заполненными.
Еще интересно было бы отметить, что многих хронистов в XIV веке глобальная хронология, процесс становления которой еще не завершился, могла вообще не интересовать. Они делали свое привычное дело, описывая страны, государства, военные походы и жизнь мирную, в привычной для себя относительной хронологии. Их произведения, обилующие местным колоритом, могли попадать в руки к компиляторам глобальных хроник, и у тех появлялась возможность без особого труда их отнести на интересующее для себя место на хронологической шкале. Или просто продатировать в более скромной эре.
Таким образом, могла обрести популярность не только идея датировать отдельные хроники четырехзначными числами, начинающимися с двух цифр 1 и 3, и выглядящие как 13__, как это и должно быть для XIV века, но и трехзначными числами, начинающимися с цифры 7, и выглядящие как 7__, как это должно быть для VIII века. Иными словами, ряд событий, реально имевших место в XIV веке, могли быть продатированы VIII. И равенство ретрокалькуляции начала эры лунной хиджры в таком случае может служить своего рода ключом для несколько более достоверной реконструкции тех весьма далеких времен.
Поэтому мы сейчас взглянем на числовой материал, связанный с трехзначными числами, начинающимися с цифры 7 и выглядящие как 7__. Он частично продатирован в н.э., частично в эре AUC.
3.2. Небольшое дополнение, приливающее свет на историю ЮК и високосов в свете исторического материала, продатированного в эре AUC.
Можно бросить взгляд еще на историю юлианского календаря (ЮК). Его введение ТИ приписывает 45-му году до н.э., или 708 году AUC. Главным инициатором его введения считается римский император Юлий Цезарь и группа александрийских математиков во главе с Созигеном (факт, зафиксированный во многих нарративных источниках и ставший каноническим). При введении этого календаря в самом солнечном годе было не все гладко с високосами.
А теперь давайте взглянем на этот абзац в свете материала из тройного метонова цикла. Возникает желание интерпретировать эти годы, т.е. годы, фигурирующие в предыдущем абзаце как годы в эре AUC, в годах лунной хиджры. Тогда получится удивительная картина: их вероятные оригиналы лягут на годы 1347-1363, на который и приходится столь часто встречающийся в этой статье год 1357. А в свете того, что именно в этот период, как показано в этой статье, счет лет по лунной хиджре и стартовал, то мы легко можем выдвинуть предположение, что именно в эти годы был посчитан високосный цикл не только ЮК, но и календаря лунной хиджры. Предположение несколько смелое, так как данных о становлении календаря лунной хиджры у нас немного, тем не менее.
Если то же самое, применяя знаки соответствия:
747-761 AUC 747-761 ГЛХ 1349-1363 н.э.
Один небольшой момент, описанный у Климишина в «Календарь и хронология» ([2]). Он пишет, что в мусульманском календаре есть два цикла високосов: арабский и турецкий. При этом турецкий, как можно предположить, возник после захвата турками Константинополя в 1453 году. А это значит, что арабский был не таким уж распространенным, и, судя по всему, не таким уж авторитетным, что дает один очко в пользу гипотезе о его относительно недавнем введении.
Вывод. Висикосные циклы в юлианском солнечном календаре и календаря лунной хиджры были посчитаны одновременно, и это случилось в годы 1349-1363 н.э. Для ЮК это означало окончательное утверждение високосного цикла и возможность мало-мальски точного расчета пасхалий.
И если вернуться к давней гипотезе автора этих строк о синхронизации юлианского календаря и календаря лунной хиджры, то она вырисовывается в виде одновременного запуска в них високосных циклов, своего для ЮК, своего для календаря лунной хиджры.
И в порядке финального аккорда.
В качестве небольшого эпилога
Хочется повториться, что особенность этой статьи состоит в том, что она является буквально частью, одним-единственным третьим разделом статьи под названием «О разгадке тайн летосчисления от основания города (AUC), лунной хиджры, а также легенды начала строительства Карлова моста в Праге» ([13]), да и то неполным. Там есть много интересного материала по теме становления хронологии, который в этой статье выглядел бы в роли не самого тематичного.
И, разумеется, много информации под данной теме содержит научно-популярная версия диссертации автора этой статьи, вышедшая в виде книги под названием «Как возникла глобальная хронология» ([10]) и все работы, упомянутые в списке литературы.