Что такое лукавство в православии
Что такое лукавство в православии
Батюшка, что означают понятие лукавство, лукавый человек? Спасибо.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Лукавый (от слав. лука – изгиб) – одно из наименований диавола. Неоднократно упомянут в Новом Завете: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф.6:12-13); «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Ин.2:14). Этим словом в славянской и русской Библии переведено греческое poneros (плохой, дурной, скверный). Существующие наименования врага рода человеческого передают различные его свойства. Сатана (евр.satan; впервые: Иов.1:6) означает противник. Диавол (греч.- diabolos) переводится как клеветник. Русское слово лукавый указывает на нравственную искривленность, лживость, неискренность демона.
Лукавство – хитрость, коварство. Прилагательное от этого слова имеет соответствующее значение. Св. апостол Павел применяет это слово для характеристики эпохи: Господь Иисус Христос «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал.1:4-5). Лукавый век – век падшего человека, век эгоизма и страстей.
Словом лукавый пользовались святые отцы: «Лукавый князь — царство тьмы, вначале пленив человека, так обложил и облек душу властью тьмы, как облекают человека, чтобы соделать его царем и дать ему все царские одеяния, и чтобы от головы до ногтей носил он на себе все царское. Так лукавый князь облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы» (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. 2.1).
В конце времен лукавый, прельщающий людей, будет ввержен в озеро огненное и серное (Откр.20:10).
Лукавый: персонификация зла
«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главная христианская молитва – «Отче наш». Еще ее называют Господней молитвой, потому что ее в Евангелии продиктовал (Мтф. 6, 9-13; Лук. 9. 2-4) и заповедал ею молиться сам Христос.
Заканчивается она мольбой к Богу «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Интересно, что в греческом оригинале Евангелия лукавый обозначен как πονηρός (ponēros), что в переводе на русский означает «плохой», «злой», «дурной», «скверный». То есть, в этом греческом слове присутствуют преимущественно смыслы испорченности, зла, худости, а не коварства и хитрости, как в русском слове. Также и в латинском варианте молитвы (Paternoster) говорится «но освободи нас от злого (или от зла)»: Sed libera nos a malo.
Вообще слово «лука» в русском языке означает изгиб чего-либо, например, реки (не путать с именем Лука греческого происхождения). В переносном смысле наименование дьявола лукавым указывает на его нравственную искривленность и лживость.
Впрочем, в этом смысле слово «лукавый» не так уж сильно отличается от буквального значения греческого слова «дьявол» – клеветник. Коварство и хитрость, лукавство – непременные спутники клеветы.
Интересно также то, что под «злым» или «лукавым» в молитве можно понимать как дьявола, так и зло как таковое, и тогда это слово можно воспринимать просто как прилагательное «злое» (или «лукавое»). И в этом нет никакого противоречия или неясности. Дело, на мой взгляд, в том, что христианство – это религия личности и личностная. В ней добро и зло не абстрактные, внеличностные принципы на манер высших философских категорий. Богу как Личности, единственному источнику добра и бытия противостоит тоже личность – дьявол. Христу противостоит Антихрист.
(в этом греческом слове есть игра слов, оно одновременно значит и «противник Христа», и «вместо-Христос», тот, кто заступил на место Христа).
Действительно, вне Христа и признания его Богом никакое христианство невозможно, просто немыслимо. Поэтому, например, когда говорят, что в христианстве главное – это нравственность, мораль, ученик о добре, это величайшая ошибка. Не просто выхолащивание христианства, а отказ от него. Христианство – это, конечно, и учение о добре, о том, как жить по совести. Но главный источник этого учения, его носитель – это Христос. Эту мысль в нарочито парадоксальной форме выразил великий русский писатель Ф.М. Достоевский: «Если бы как-нибудь оказалось… что Христос вне истины и истина вне Христа, то я предпочел бы остаться с Христом вне истины».
Также и зло – не только абстрактная категория или просто общее понятие, у него есть конкретный носитель – дьявол и подчиняющиеся ему бесы. Неверие в них, в их реальное существование также означает настоящий отказ от христианства.
Напоследок же я процитирую высказывания Иоанна Златоуста о лукавом из «Отче наш»: «Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал: «избави нас от лукавых», но — от лукаваго,— и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол».
На анонсе фрагмент картины Фра Беато Анджелико «Страшный суд»
Лукавство
. Кто желает, чтобы труды и дела его не погибли, тот скоро должен отражать от себя. лукавство и злобу (прп. авва Исаия, 59, 49). Источник.
Кто обращается с братом своим лукаво, тот не избежит печали сердечной (прп. авва Исаия, 59, 49).
Кто говорит одно, а в сердце своем имеет другое в лукавстве, все служение такого тщетно (прп. авва Исаия, 89, 317).
Простота и немерение себя (вменение себя ни во что) очищают сердце от лукавства (прп. авва Исаия, 89, 317). Источник.
. Невидение лукавства в человеке, рождает любовь (прп. авва Исаия, 89, 318). Источник.
Не могу умолчать о лукавстве и вороватости полипа, который всякий раз принимает цвет камня, к которому легко пристает; почему многие рыбы, без опасения плавая, приближаются к полипу, точно как к камню, и делаются готовою добычею хитреца. Таковы нравом те, которые угождают всякой преобладающей власти, каждый раз сообразуются с обстоятельствами, не держатся постоянно одного и того же намерения, удобно делаются то тем, то другим, с целомудренными уважают целомудрие, с невоздержанными невоздержны, в угодность всякому переменяют расположение. От таких людей нелегко уклониться и спастись от наносимого ими вреда, потому что задуманное ими лукавство глубоко закрыто личиною дружбы. Людей такого нрава Господь называет волками хищными, которые являются в одеждах овчих (см.: Мф. 7, 15 ). Бегай на все изворотливого и многоличного нрава, домогайся истины, искренности и простоты (свт. Василий Великий, 5, 112).
. Скрытное лукавство вредоноснее предъявленного. Поэтому если бы знали мы клеветников, то удобнее избежали бы их невоздержных языков и недобрых расположений. (свт. Василий Великий, 7, 9). Источник.
. Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым и предлагая это другому, как приманку, тем самым приводит в исполнение свой умысел (свт. Василий Великий, 9, 214). Источник.
. Лукавый никогда не бывает в мире, но всегда в смятениях, всегда исполнен раздражительности, коварства и гнева, всегда подсматривает за ближним своим, всегда наушничает, всегда завидует, всегда соперничает, всегда ожесточается; получая приказ, противоречит ему; выслушав повеление, извращает его; после доброго совета делает худо; заключив условие, нарушает его; кто его любит, над тем издевается; кто заслуживает одобрение, теми гнушается; кто показывает успехи, теми недоволен; вразумления ставит ни во что, братий развращает, простодушных притесняет, кротких отдаляет от себя, великодушных осмеивает, пред сторонними лицемерит, одному на другого клевещет, всякому идет наперекор, принимает участие в ссорах, доводит человека до раздражения, помогает в мщении, готов на злоречие, с приятностью говорит о других худо, скор на оскорбления, в многословии силен, усерден в нанесении другим ударов, к произведению мятежа первый помощник, в псалмопении же немощен, в посте расслаблен, для всякого доброго дела не имеет ни сил, ни понятливости, к духовным беседам неспособен, потому что всякое беззаконие заградит уста его ( Пс. 106, 42 ) (прп. Ефрем Сирин, 30, 18–19). Источник.
. У лукавого нрава есть некие особые признаки, и кто имеет их, тому невозможно быть сыном Божиим, нося в себе образ противоположного естества. Угодно ли знать отличительные свойства лукавого нрава? Это – зависть, ненависть, клевета, кичливость, любостяжательность, страстное пожелание, недуг славобесия; сим и подобными сему чертами отличается образ сопротивника. Посему, если подобными сквернами очернивший душу будет призывать отца, то какой отец услышит его? Очевидно, состоящий в родстве с призвавшим, а этот отец – не небесный, но преисподний. Признаки близости с кем носит на себе человек, тот и признает несомненно родство свое с ним (свт. Григорий Нисский, 18, 412). Источник.
Лукавый человек, конечно, опаснее зверя. Зверь, не имея разума, не находит зла против человека, потому что он не соображает и не пользуется указаниями ума и хитрости, а лукавый человек, владея разумом, пользуется им в своих целях и, когда хочет, при его помощи изобретает ловушки (свт. Иоанн Златоуст, 48, 829–830).
. Как от горького корня и ветви, и листья, и цвет, и плоды – все горькое, так и у лукавого человека и походка, и взгляд, и вид, и действия – лукавы (свт. Иоанн Златоуст, 48, 830).
Весьма точно знаешь, что лукавство во всяком случае доводит до наказания. Посему лукавства избегай, старайся же стать добрым, и Божия долготерпения не почитай непопечительностью, потому что Господь изведет овец на самый строгий суд (прп. Исидор Пелусиот, 62, 221–222). Источник.
. Кто поступает лукаво, тот не ожидай, что обезвинится ( Притч. 16, 5 ), прогневляя Господа (прп. Нил Синайский, 73, 171). Источник.
Лукавство есть искусство или, лучше сказать, безобразие бесовское, которое потеряло истину и думает утаить это от многих (прп. Иоанн Лествичник, 57, 159).
Лукавый – диаволу соименник и сообщник; потому и Господь научил нас называть диавола лукавым. (прп. Иоанн Лествичник, 57, 159). Источник.
. Сколь удобно праводушным людям измениться в лукавых, столь трудно лукавым переродиться в простосердечных (прп. Иоанн Лествичник, 57, 160). Источник.
Лукавство происходит от возношения и от гнева (прп. Иоанн Лествичник, 57, 184). Источник.
Никто не будь лукав и двоесердечен, одно имея в сердце, а другое говоря, чтобы не быть пораженным грозным приговором священнопевца Давида, который говорит: потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый ( Пс. 11, 4 ) (прп. Феодор Студит, 92, 69–70).
. Лукавство пред собою самим – самое злое из всех лукавств (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 186). Источник.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Что означает лукавство?
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Лукавство в православии имеет давнее значение. Слово «лукавый» произошло от славянского «лука» (изгиб), что есть одним из наименований диавола. Оно не раз упомянуто в Новом Завете, в частности в самой известной молитве «Отче наш».Само по себе оно указывает на нравственную искривлённость, лживость, и неискренность. А «диавол» переводится как клеветник.О том,что значит лукавство и какие признаки лукавства существуют, далее в статье.
Лукавый человек
Человек лукав.И таким его сделала греховность. Лукавство впиталось во всё его существо: проникло в разум, слова, чувства, дела. Он врёт постоянно:
Затем оправдывает себя за всё сказанное и сделанное, пытаясь найти «наигранную» правильность своим решениям. Человек просто болен неправдой и лукавством, и эту тайну невозможно исследовать до конца.
Святые о лукавстве
О лукавстве, хитрости и коварстве в Библии сказано много. Практически все святые высказывали своё мнение об этом самом неприятном качестве человеческой души. Ибо именно оно разрушает её изнутри и несёт негативное влияние в мир окружающий.
Часто в своих сказаниях преподобные используют прилагательное от этого слова, которое также имеет соответствующее значение в каждом библейском высказывании.
Апостол Павел
Святой апостол Павел применял его для характеристики эпохи, говоря о том, что Иисус «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века». Лукавый век есть временем, когда живёт падший человек, время всепоглощающего эгоизма и непримиримых страстей.
Макарий Великий
Таким словом часто пользовались святые отцы, в частности преподобный Макарий Великий, нарекая на то «лукавый князь есть царство тьмы», которая пленила человека, облекла властью его душу, дабы сделать царём во всех деяниях и словах. Тем самым душа человеческая и доселе во грехе, а всё его существо осквернено и не имеет свободы ни в помыслах, ни в уме, ни в теле.
Святой Василий
Святитель Василий рассматривал лукавство как изобретательность на злые умыслы. Это происходит, когда человек, прикрываясь добрыми мыслями и делами,предлагает это же другому, как приманку. Выгода, корысть, себялюбие – и только хитростью, без малейшего намёка на искренние намерения со своей стороны.
Симеон Богослов
Преподобный Симеон Богослов не раз писал о том, что нельзя предаваться беспечности и бездействию, ибо они и порождают лукавство, а от него рождается всякое зло.
В Библии огромное количество размышлений об этом качестве духа людского. Ясно одно, лукавство – грех. И спорить с этим нет причин, ведь всё, что порождено от лукавого, несёт только плохое. А человек в праве сам выбрать путь, по которому идти. И каждый такой выбор есть выбором всей жизни – правда, искренность и преданность Богу или себялюбие, враньё и эгоизм. От греха не рождается вера, а она есть смысл всего бытия.
С лукавым по лукавству его (Библия)
В благодарность за избавление от врагов царь Давид прославил Господа песней, в которой, в частности, было сказано: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его» (2 Царств 22:26,27; ср. Псалтирь 18:26 [17:27]).
Притча об истине лжи и лукавстве:
С незапамятных времён у дороги, что ведёт из порта Трёх Земель к старому городу Алый – столице волшебной страны Сказка, жила лужа по имени Дёма. Её отец майский дождь и мать утренняя роса с самого рождения не помнили свою дочь, ребёнка случайной, мимолётной любви, а Дёма не помнила их.
Проходили дни, года, Дёма росла, набираясь сил и мудрости, из дня в день слушая торговцев, что везли свои товары или путников, путешествующих налегке. Обрывки слов, смех, плач, даже кровь,– её жизнь состояла из этого.Дёма встречала и провожала каждого, от каждого получала крупицы нового. Но вместе с тем не замечала: как из-под колёс телег, ног людей поднималась пыль и грязь, находились такие, что даже кидали в неё мусор. Поверхность Дёмы стала давно уже не прозрачна, а чистый воздух вокруг сменился ужасным запахом гнили.
А через дорогу напротив пророс молодой Лютик, шутник, ветер принёс его семечко с дальнего поля и бросил, посмеявшись, на обочину. Лютик не был красив, и никто не обращал на него внимания, но однажды утром Дёма, очнувшись от сна, вместо лютика увидела Розу. Белый, прекрасный цветок.
Проходивший мимо ранний путник остановился, поражённый и удивлённый его красотой, ласкал нежные листья и улыбался своим мыслям. На прощание он, совсем близко приблизившись к цветку, вдохнул его аромат:
— Так прекрасен его запах!
Жаль,что его портит вонь от лужи напротив – с сожалением пробормотав, ушёл, улыбаясь и что-то напевая сам себе.
— «Вонь от лужи»!? Я? … я не могу, нет! – Дёма плакала и провела этот день в горьких мыслях, каждый, кто прошёл мимо, сказал, как она безобразна и противна.
— А я? Я грязная и смердящая лужа – и вновь тихо заплакала.
— Но если он, то и я тоже могу обернуться кристальной! Радовать и давать живительную влагу утомлённым дорогой путникам! Но это значит лгать? Жизнь в обмане каждый день! Как это низко и подло! Нет, никогда – решила она и облегчённо заснула.
Так минули дни, люди по-прежнему улыбались цветку и бранились на Дёму, только один путник задумчиво посмотрел на неё, не обронив ни слова ушёл. До заката он вернулся, держа за узды запряжённую в телегу лошадь. В телеге через края ссыпался речной песок, человек сноровисто принялся за работу и до темноты от лужи не осталось и следа.
Настала ночь, Лютик грустил, он не мог понять, как можно ставить выше всего свои «никчёмные» принципы и не приносить радости и пользы другим.
Подумаем, как часто мы пытаемся показаться людям лучше, чем мы есть на самом деле. Но задумаемся, насколько то, что мы делаем нужно Богу, как мы при этом выглядим в Его глазах…
ЛУКАВСТВО
Лукавый человек, во-первых, обманывает собственную душу: лукавство его обращается на главу его, как написано в псалмах: «злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» ( Пс. 7, 17 ). Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым – дружба с диаволом (82, 21).
Отвергни око лукавое, стяжи око простое. Преподобный Антоний Великий (82, 24).
Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым, приводит в исполнение свой умысел (8, 214).
Не могу умолчать о лукавстве полипа, всякий раз принимающего цвет камня, к которому легко пристает. Поэтому многие рыбы, плавая без опасения, приближаются к полипу, как будто к камню, и делаются его добычей. Таковы нравом те, которые угождают всякой преобладающей власти, каждый раз сообразуются с обстоятельствами, не держатся постоянно одного и того же намерения, легко приспосабливаются к тем и другим: с целомудренными уважают целомудрие, с невоздержанными – невоздержны, в угоду всякому переменяют расположение. От таких людей не легко уклониться и спастись от наносимого ими вреда, потому что задуманное ими лукавство глубоко прикрыто личиной дружбы. Людей такого нрава Господь называет волками хищными, которые являются в одеждах овчих ( Мф. 7, 15 ). Избегай изворотливого и многоликого нрава, стремись к истине, искренности и простоте. Святитель Василий Великий (4, 112).
У лукавого нрава есть особые признаки; кто имеет их, тому невозможно быть сыном Божиим, нося в себе образ противоположного естества. Угодно ли знать отличительные свойства лукавого нрава? Это зависть, ненависть, клевета, кичливость, корысть, страстное пожелание, недуг славолюбия. Этими и подобными этому чертами отличается образ противника. Поэтому если очернивший себя подобными сквернами будет призывать Отца, то какой отец услышит его? Очевидно, состоящий в родстве с призывающим, а это отец не Небесный, но преисподний. Святитель Григорий Нисский (17, 412).
Лукавый никогда не бывает в мире, но всегда в смятении, всегда исполнен раздражительности, коварства и гнева, всегда подсматривает за ближним, всегда наушничает. вразумления ставит ни во что, братий развращает, простодушных притесняет, кротких отдаляет от себя, великодушных осмеивает, перед посторонними лицемерит (25, 18).
Лукавый одному на другого клевещет, всякому идет наперекор, принимает участие в ссорах, доводит человека до раздражения, помогает в мщении, готов на злоречие, с приятностью говорит о других худо. Лукавый скор на оскорбления, в многословии силен, усерден в нанесении другим ударов, первый содействует раздорам. Лукавый издевается над тем, кто любит; кто заслуживает одобрения, теми гнушается; кто показывает успехи, теми недоволен. Лукавый всегда завидует, всегда соперничает, всегда ожесточается; получив приказ, противоречит ему; выслушав повеление, извращает его; после доброго совета поступает плохо. Лукавый в псалмопении немощен, в посте расслаблен, для всякого доброго дела не имеет ни сил, ни понятливости, к духовным беседам не способен, потому что «всякое нечестие заграждает уста свои» ( Пс. 106, 42 ). Преподобный Ефрем Сирин (25, 18).
Кто желает, чтобы его труды не погибли, тот должен сразу же отражать от себя лукавство и злобу (34, 49).
Кто обращается с братом своим лукаво, не избежит печали сердечной. Преподобный авва Исаия (34, 49).
Лукавый человек, конечно, опаснее зверя. Зверь, не имея разума, не имеет зла против человека. а лукавый человек, владея разумом, пользуется им в своих целях и, когда хочет, при его помощи изобретает ловушки (39, 829).
Как от горького корня и ветки, и листья, и цветок, и плоды – все горькое, так и у лукавого человека и походка, и взгляд, и вид, и действия лукавы (39, 830).
Лукавые помыслы отлучают человека от Господа (49, 355).
Кто поступает лукаво, прогневляя Господа, пусть не ожидает, что будет прощен. Преподобный Нил Синайский (49, 355).
Насколько просто искренним людям измениться в лукавых, настолько же трудно лукавым переродиться в чистосердечных (57, 160).
Лукавство происходит от возношения и от гнева (57, 184).
Лукавый человек – соименник и сообщник диаволу, потому что и Господь научил нас называть диавола лукавым (57, 159).
Лукавство есть. бесовское безобразие, которое потеряло истину и думает утаить это от многих. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 159).
Когда усилия диавола совмещаются с нашим самооправданием, тогда диавол становится более крепким, более вредит, более действует. Ибо когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая по видимости добро, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Ибо как можем мы постичь волю Божию или взыскать ее, если верим себе и держимся своей лукавой воли? (58, 71).
Лукавое сердце – корень и источник греха. Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 25).
Велика Благость Божия и человеческая жестокость. Кто испросил себе отсрочку и получил прощение долга, тот, когда у него попросили отсрочки, не только не дал, но и заключил в тюрьму своего должника, не столько ему задолжавшего, сколько должен был сам: сам был должен десять тысяч талантов, а тот пятьдесят динариев. Потому евангельское слово, сравнивая человеческую доброту с Божией Благостию, справедливо назвало ее злом: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим. ». Не всю природу обвиняет оно во зле (да не будет этого!), ибо написано: «Благотвори, Господи, добрым» ( Пс. 124, 4 ), и еще: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе» ( Мф. 12, 35 ), но только сравнивая благость человеческую с Божией, назвало ее злом. Ибо далее сказано: «. тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф. 7, 11 ). Преподобный Исидор Пелусиот (115, 645).
ДВОЕДУШИЕ
Скрытое лукавство вредоноснее явного. Потому что, если бы знали клеветников, легче избежали бы их несдержанных языков и недобрых расположений. Святитель Василий Великий (6, 9). Источник.
Никто пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: «Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый» ( Пс. 11, 4 ). Преподобный Феодор Студит (69, 63).
Анания, оскорбивший Духа Святого двоедушием и лицемерием, не остался без наказания ( Деян. 5, 1–6 ). Наказание, какому подвергся он, без сомнения, чрезвычайное, и в обычной жизни не случается видеть примеры подобного наказания за двоедушие. Но это бывает не потому, чтобы нынешние лицемеры были виновны менее Анании, а только по милосердию Божию, ожидающему от них исправления и покаяния. И горе им, если не воспользуются этим милосердием! Наступит время воздаяния, когда Господь «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор. 4, 5 ), когда за всякое праздное слово, тем более за слово и дело лицемерное, люди подпадут строжайшей ответственности перед Богом. Поэтому пусть каждый ограждает себя страхом Суда Божия, чтобы хранить себя и в слове, и в деле от лицемерия и двоедушия. Пусть, по крайней мере, страх удерживает нас от греха, от которого бессильны удержать нас другие, более сильные побуждения. Виссарион, епископ Костромской (114, 209–211).
ЛИЦЕМЕРИЕ
Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя напоказ. (7, 6). Источник.
Тот лицемер, кто напоказ принимает чужое лицо; будучи рабом греха, надевает маску свободного (7, 6). Источник.
Не видишь ли, какое зло – лицемерие? Оно – плод зависти, потому что двоедушие бывает в людях по большей части от зависти. Скрывая в глубине ненависть, завистники притворяются любящими и подобны подводным скалам, прикрытым водой и причиняющим неосторожным непредвиденное зло. Святитель Василий Великий (7, 165). Источник.
Не смешон ли стал бы для тебя ворон. если бы он, окрасившись белым, стал представлять из себя лебедя. И если человек низких нравов величается благородством, заслужит ли он уважение? Святитель Григорий Богослов (15, 212). Источник.
Авва Аполлос не одобрял носивших вериги и принимавших вид особенного внешнего благоговения. Такие люди, говорил он, делают это напоказ и впадают в лицемерие. Лучше постом утомить тело, а добродетели творить втайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерия. Авва Аполлос (82, 69).
. В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным, и были наиболее опасны (ему). душевные страсти, особенно высокоумие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (82, 69).
Всеми силами старайся не произносить устами одного, имея Другое в сердце (82, 144). Источник.
Тяжко состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба (82, 144). Источник.
Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы (82, 185). Источник.
Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия. Преподобный авва Исаия (82, 190). Источник.
Только если почитатели Бога проводят добродетельную жизнь, прославляют Его словами и делами. Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его и через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении о мире величие Его открывается и неверующим в Него (39, 740).
«Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» ( Лк. 13, 15 ). Справедливо называет начальника синагоги лицемером, ибо он показывал себя хранителем Закона, а внутренне был хитрецом и завистником: не потому негодует, что нарушается суббота, а потому, что прославляется Христос. Святитель Иоанн Златоуст (116, 157). Источник.
Все обращают внимание не на то, что мы говорим, а на то, что делаем, и по делам произносят приговор, если не явно, то в сердце. Поэтому надо иметь и жизнь, соответствующую слову, и правила жизни, согласные с учением, чтобы, побеждая на словах, не быть побежденными в делах (50, 98).
Не словами. надо очаровывать слушателей, но деятельностью вести за собой видящих жизнь твою. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 278).
Что такое лицемерие? По слову Христову, лицемеры уподобляются «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф. 23, 27 ). Лицемеры – «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» ( Мф. 23, 24 ), то есть малые грехи замечающие, а великие ставящие ни во что. Лицемер тот, кто собственный прибыток считает выше закона совести; лицемер тот, кто иное содержит в сердце, иное на языке, кто имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. Лицемер тот, чья сущность разодрана надвое, тот, кто сам с собою не согласен. Лицемер – выродок, имеющий образ человеческий, а мысли бесовские. Он закрывает от нас истину или, еще хуже, выдает ложь за истину, обман за мудрость, хитрость за благоразумие, обиду другого за правосудие, развращенность за похвальную благопристойность, а тем смешивает Небо с землей и все дела человеческие заполняет мраком и извращением. Платон, митрополит Московский (105, 356–357).
Называешь Бога Отцом, Господом, Царем, Защитником и Помощником, как в молитве Господней, псалмах и прочих песнях верные Ему молятся и поют; хорошо, это признак веры. Верным Он – Отец, Господь, Царь, Защитник и Помощник. Но смотри, стараешься ли Ему, как Отцу, проявлять послушание и подобный Ему нрав иметь? Сын подобен Отцу. Работаешь ли Ему, как Господу своему? Не работаешь ли маммоне ( Мф. 6, 24 ) и прочим идолам? Не царствует ли над тобою грех, когда Царем своим Его называешь? Не ищешь ли защиты и помощи у сынов человеческих и прочего создания? Слышишь, что Бог об устном исповедании, но не исходящем от сердца, с которым сердце не согласуется, говорит через пророка: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф. 15, 8 ; Ис. 29, 13 ). – Говоришь: «Верую. во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия», – хорошо. Но приемлешь ли сердцем Его святое Евангелие? Следуешь ли Его учению, написанному в Евангелии? Не стыдишься ли смирения, нищеты, терпения Его? Несешь ли крест свой, который всем верным предлагает Он: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф. 16, 24 ). Святитель Тихон Задонский (104, 909–910).
«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» ( Лк. 12, 1 ). Отличительная черта лицемерия – делать все напоказ. Действовать на глазах других не есть еще лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно. Потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании быть только замеченными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а то, что это видно другим, – необходимое следствие дел, совершаемых внешне. Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а только показать себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда имеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытая цель пользоваться и выгодами подобной репутации, тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий, чего требует Господь, когда заповедует беречься «от закваски фарисейской». Делай добро по желанию добра другим, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься – и избежишь лицемерия. Святитель Феофан Затворник (107, 371–372).
Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейские; учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера (108, 420). Источник.
Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего (108, 422). Источник.
Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели (111, 68). Источник.
Лицемер, страдая не очень заметными для людей страстями. прикрывает их лицемерием и притворством, неспособен признать себя грешником, как неспособен к этому сатана (111, 277).
Лицемер, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами людей личину добродетели (111, 275). Источник.
Осуждение ближнего – признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия (111, 278). Источник.
Мы все – грешники. Всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (111, 278). Источник.
Когда мы (монахи Нитрийской пустыни) пришли, блаженный Иоанн Ликопольский приветствовал нас, обращаясь к каждому с веселым лицом, а мы прежде всего попросили его помолиться о нас. Потом он спросил, нет ли с нами кого-нибудь из клириков? Мы отвечали, что нет. Но он, осмотрев всех, узнал, что между нами есть диакон. Диакон скрывал свой сан по смирению, считая себя, в сравнении с такими святыми, едва достойным имени христианина, не только этого сана. Указав на него рукой, преподобный сказал: «Вот диакон». Когда же он продолжал отказываться, святой, взяв его за руку, облобызал его и, вразумляя, сказал: «Чадо! не отвергай благодати Божией и не лги, отрицая дар Христов. Ложь чужда Христу и христианину, будь она сказана по малому или по важному поводу. Если даже для доброй цели говорят ложь, и это не похвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от диавола ( Ин. 8, 44 )». Диакон принял кроткое обличение старца. Лавсаик (74, 132–133).
ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ
Как же избежать страсти человекоугодия и слабости к похвалам человеческим? Несомненной уверенностью в присутствии Божием, постоянной заботой об угождении Богу и пламенным желанием блаженств, обетованных Господом. Ибо никто перед очами Владыки не старается об угождении подобному себе рабу к бесчестию Владыки и своему осуждению (8, 195). Источник.
Какая это «клеть», в которую Господь повелевает войти молящемуся? Клетью обычно называется пустая и отдельная комната, в которую кладем, что хотим сохранить, или в которой можно скрыться, по сказанному у пророка: «Пойди, народ мой, войди в покои твои. укройся» ( Ис. 26, 20 ). А смысл заповеди выявляет самый предмет разговора, потому что она обращена к страждущим от недуга человекоугодия. Поэтому, если кого беспокоит этот недуг, он прекрасно делает, устраняясь и уединяясь в молитве, пока не будет в состоянии приобрести навык не обращать внимания на похвалы людские, а взирать только на Бога, по примеру сказавшего: «как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему» ( Пс. 122, 2 ). Но если кто по благодати Божией чист от этого недуга, то ему нет необходимости скрывать прекрасное. Научая этому, сам Господь говорит: «Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5, 14–16 ). Тот же смысл заповеди о милосердии и о посте ( Мф. 6, 1–18 ), и вообще о всяком деле благочестия (115, 634). Источник.
Чем обличается человекоугодник? По отношению к хвалящим его он проявляет усердие, а для порицающих не хочет ничего сделать. Святитель Василий Великий (18, 195). Источник.
Христос принял оплевание ради нас, чтобы мы презирали человекоугодие и славу мира сего (34, 73). Источник.
Горе тому, кто старается и словом, и делом снискать благосклонность людей, а нерадит о правде и справедливости (34, 191).
Горе человекоугодникам, ибо они не могут угодить Богу (34, 195).
Заботься о том, чтобы ради человекоугодия не погубить награды за труды твои, ибо делающий что-либо напоказ лишается воздаяния. Преподобный авва Исаия (34, 216).
О как вкрадчива и как незаметна страсть человекоугодия; она обладает и мудрыми! Ибо действия прочих страстей сразу видны и приводят к плачу и смиренномудрию. А человекоугодие прикрывается словами и образами благочестия, так что людям, которых оно обольщает, трудно рассмотреть его обличья. Какие обличья человекоугодия? Мать этих проявлений и первое из них есть неверие, а за ним, как порождение его, следует: зависть, ненависть, лесть, ревность, ссоры, лицемерие, лицеприятие, служение лишь на виду, оклеветание, ложь, ложное благоговение и подобные этим и не легко различимые и темные страсти. Но хуже всего то, что некоторые восхваляют все это искусными словами как добро, и вред, заключающийся в этом, прикрывают. Если хочешь, то я обнажу отчасти и коварство их: коварный человекоугодник, советуя одному, строит козни другому; хваля одного, порицает другого; уча ближнего, хвалит себя; принимает участие в суде не для того, чтобы судить по справедливости, но чтобы отомстить врагу; обличает с ласкательством, пока, укоряя врага своего, не будет принят им; клевещет, не называя имени, чтобы прикрыть свою клевету; убеждает нестяжательных, чтобы они сказали, в чем имеют нужду, как бы желая даровать им это, а когда они скажут, говорит о них, как о просящих; перед неопытными хвалится, а перед опытными смиреннословит, уловляя похвалу от тех и от других; когда хвалят добродетельных, негодует и, начиная другой рассказ, устраняет похвалу; осуждает правителей, когда они отсутствуют, а когда присутствуют, хвалит их в глаза; издевается над смиренномудрыми и подсматривает за учителями, чтобы укорить их; уничижает простоту, чтобы выказать себя премудрым; добродетели ближних оставляет без внимания, а проступки их сохраняет в памяти. Коротко говоря, всячески уловляет удобный случай и раболепствует лицам, обнаруживая многообразную страсть человекоугодия; покушается скрыть свои злые дела интересом к чужим. Истинные же христиане не так поступают, но, напротив, по чувству милосердия оставляют без внимания чужие злые дела, а свои явно открывают перед Богом. Потому и осуждают их люди, не знающие их намерения; ибо они не столько стараются угождать людям, сколько Богу. (Служа людям, по заповеди, не раболепствуют из-за похвал). Итак, благоугождая Богу, они уничижают себя – за то и за другое ожидают их награды от Господа, Который сказал: «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» ( Притч. 29, 23 ). Преподобный Марк Подвижник (66, 527).
Человекоугодник заботится о том, чтобы внешне вести себя хорошо и заслужить доброе слово льстеца, подкупая зрение и слух тех, которые услаждаются или удивляются только видимым и слышимым и добродетель определяют только тем, что чувствуют. Человекоугодие есть проявление добрых нравов напоказ перед людьми и для людей. Преподобный Максим Исповедник (68, 279).
Человекоугодием уничтожается не только любовь к Богу, но и самое памятование о Боге. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (111, 257). Источник.
Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов «Настольной книги священнослужителя», издание Московской Патриархии.