Что такое лучина в химии
Значение слова «лучина»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЛУЧИ’НА, ы, ж. 1. только ед., собир. Тонкие длинные щепки сухого дерева. Нащепать лучины для самовара. 2. Такая щепка, как материал для освещения крестьянской избы встарину. Тишина в избе. и горит лучина, издавая треск, на полати, стены разливая блеск. И. Нктн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
лучи́на
1. тонкая длинная щепка сухого дерева ◆ Платонида отчаянно вскрикнула, юркнула из-под рук свекра на пол, и в руке её блеснул топор, которым она за час перед этим собиралась щипать лучину. Лесков, «Чающие движения воды», 1867 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Потом этим инструментом, ночью, отщепил длинную лучину от ножки своей кровати. М. А. Бестужев, «Стенная азбука», 1869 г. (цитата из НКРЯ)
2. устар. такая щепка, употреблявшаяся в старину для освещения крестьянской избы ◆ В карете оставаться было сыро, и мы немедленно вошли в избу, уже освещённую горящей лучиной. С. Т. Аксаков, «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением семейной хроники», 1858 г. ◆ Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввёл меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала её. Пушкин, «Капитанская дочка», 1836 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заронить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Мир глазами химика
Учебное пособие к пропедевтическому курсу химии 7 класса
1.6. Немного о технике лабораторных работ
Чтобы работать в лаборатории, надо хорошо знать химическую посуду, оборудование и инструменты. Посуда используется стеклянная и фарфоровая. Стеклянную посуду делают из специального стекла, чтобы она не могла треснуть при нагревании. С лабораторным оборудованием и посудой мы будем знакомиться постепенно, по мере изучения химии.
А вот теперь внимание! Все то, о чем сейчас будет говориться, нельзя понять и освоить только при чтении книги. Нужно все делать своими руками.
При помощи пипетки налейте в пробирку нужное количество воды. Если нужно смешать в пробирке две или три жидкости, то каждой
Рис. 1.8. Правильное (а) и неправильное (б) перемешивание жидкости в пробирке
из них берут еще меньше, иначе их будет трудно перемешать. Смешивают жидкости в пробирке, слегка постукивая по ней пальцем (рис. 1.8, а), но ни в коем случае не встряхивая ее, закрыв отверстие пальцем (рис. 1.8, б), т. к. можно, во-первых, повредить палец, а во-вторых, загрязнить содержимое пробирки.
Если в пробирке приходится смешивать жидкость и твердое вещество, часто пользуются стеклянной палочкой (рис. 1.9). Перемешивать стеклянной палочкой надо осторожно: медленно, не стучать палочкой по стенкам пробирки, т. к. их легко пробить. Некоторые из предосторожности надевают на конец палочки маленький кусочек резиновой трубки. Это можно делать только тогда, когда работающий уверен, что содержимое пробирки не вступит в реакцию с резиной. После перемешивания стеклянную палочку нельзя класть на стол, а надо опускать ее в другую чистую пробирку. Если вы хотите использовать эту стеклянную палочку для перемешивания другой жидкости, ее нужно предварительно тщательно вымыть и высушить.
Хотя пробирка изготовлена из специального стекла, вносить ее в пламя нужно осторожно, поскольку при резком нагревании только какой-нибудь ее части она может лопнуть. Чтобы этого не произошло, пробирку сначала прогревают равномерно по всей длине и только потом нагревают ее донышко. Наблюдать за поведением нагреваемого вещества надо сбоку (рис. 1.10), через стенку, ни в коем случае не заглядывая в пробирку.
Если пробирку с раствором нужно нагреть, ее следует закрепить в держатель (рис. 1.11) или в лапку штатива (рис. 1.11, б). Штатив (рис. 1.12) используют не только для закрепления пробирок, но и для сборки более сложных приборов. Он состоит из вертикального стержня (1), ввинченного в тяжелое плоское основание (2), на котором с помощью муфт (3) закрепляются различные приспособления, например лапки (4) и кольца (5). Штативами также часто называют подставки для пробирок (рис. 1.13).
Рис. 1.11. Держатели для пробирок (а) и пробирка, закрепленная в держателе (б)
Рис. 1.12. Штатив для крепления химической посуды и приборов (а); пробирка, закрепленная в лапке (б):
1 – вертикальный стержень; 2 – основание; 3 – муфты; 4 – лапка; 5 – кольцо
Заметим, что пробирку в держателе или в лапке штатива закрепляют около самого отверстия (см. рис. 1.11, б, рис. 1.12, б). Закрепите пустую пробирку в держателе. Другую пробирку закрепите в лапке штатива. Внимание! Не забудьте, что стекло пробирки хрупкое, ее легко раздавить в лапке, если сильно затянуть винт. Поэтому все время при завинчивании проверяйте, не слишком ли туго вы его затянули. Делайте это осторожно, постепенно. Как только пробирка перестанет выпадать из лапки, завинчивание следует прекратить.
Пробирке, укрепленной в лапке штатива, можно придать любое положение, пользуясь винтами муфты. Можно ее поднять повыше или опустить, придать ей наклонное или даже горизонтальное положение, а можно установить ее вертикально. Сделайте это, чтобы научиться работать винтами штатива.
Кроме пробирок и штативов очень важны в химической лаборатории нагревательные приборы, т. к. при проведении опытов вещества часто приходится нагревать. Это прежде всего спиртовка (рис. 1.14), состоящая из резервуара (2) со спиртом, в который опущен фитиль (1). Верхний конец фитиля выходит наружу через трубку держателя. Сверху спиртовка закрывается колпачком-крышкой (3). Для того чтобы воспользоваться спиртовкой, надо снять с нее колпачок и поджечь фитиль. Горящую спиртовку нельзя передвигать, потому что есть риск разлить находящийся в ней спирт; он может загореться и тем самым вызвать пожар. Гасить спиртовку следует, закрывая ее колпачком. Нельзя дуть на пламя, потому что при этом пламя может проскочить внутрь спиртовки.
Конечно, если в вашем распоряжении имеется не спиртовка или газовая горелка, а электронагреватель, то его мощность можно регулировать, добиваясь нужной для нагрева температуры. Но на открытом пламени спиртовки или горелки тоже можно регулировать нагрев. Для этого нужно знать строение пламени. Его лучше всего изучать на примере пламени свечи.
Опыт 1.3. Для опыта нам понадобятся свеча и тонкая деревянная лучинка. Зажжем свечу и внимательно рассмотрим ее пламя (рис. 1.15, а). Мы видим, что оно неоднородно. Около самого фитиля пламя почти не светится, а вот средняя широкая часть его светится ярче всего. Наружная часть пламени опять более бледная, а над факелом можно иногда заметить идущую вверх струйку сажи. Возьмем лучинку и внесем ее на 3 с в пламя, как бы разрезая его лучинкой поперек (рис. 1.15, б). Рассмотрим после этого лучинку. Замечаем, что она обуглилась в двух местах (1), соответствующих наружной части пламени. Это значит, что наружная часть – самая горячая.
Рис. 1.15. Исследование пламени свечи: а – строение пламени; б – внесение лучинки в пламя; в – выведение паров парафина с помощью трубки из центра пламени:
1 – места обугливания лучинки
Теперь возьмем тонкую стеклянную трубочку и внесем ее одним концом в нижнюю часть пламени, а у другого конца попробуем зажечь выходящие газы (рис. 1.15, в). Удалось ли вам это сделать? Если они загорелись, то, следовательно, внутри пламени собираются несгоревшие пары парафина, из которого сделана свеча, и эта часть пламени – самая холодная.
Средняя часть пламени – самая яркая, потому что в ней находятся раскаленные частицы углерода, входящего в состав парафина и образующегося в свободном состоянии на определенной стадии реакции горения парафина. Однако тот факт, что лучина обуглилась только в наружной части пламени, указывает на то, что внутри пламени средняя часть не самая горячая. Струйка сажи вверху говорит о том, что образующийся в результате разложения парафина углерод не весь сгорает из-за недостатка кислорода.
Лучина
Лучи́на (лучь, драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева. Берёзовая лучина долгие века на Руси была единственным источником света в деревенских избах и домах.
Освещение жилья весною и летом почти не практиковалось. Начиная с благовещенья (25 марта ст. ст.) и до Ильина дня (20 июля ст. ст.), местами и до Успенья (15 августа ст. ст.), избы не освещались, так как, по старинному поверью, «после благовещенья грех зажигать огонь».
В старой восточнославянской деревне лесной и лесостепной полос до середины, а местами и до конца XIX в. почти единственным видом освещения жилища (как в древности у народов Западной Европы и придунай- ских славян) служила лучина. В захолустных местностях и особенно в бедняцких жилищах этот способ освещения удерживался до Октябрьской революции. На изготовление лучины шли сосна, береза, осина, дуб, клен, ясень. Для получения тонких (около 70 см длиной) лучин полено — «лучевое», «лучйнное» — распаривали в печи: клали его поверх ведерного чугуна с кипящей водой или на под истопленной печи, потом надкалывали рядами с одного конца топором в глубину сантиметров на 15 и затем «драли лучинины» руками. Березовые поленья высушивали на печи и в печи и затем щепали лучину большим ножом («косарь», «косырь», «лучёвник», «лучинник») или обломком косы. На Севере щепали лучины шириной в 3—4 см и толщиной до 1 см.
Полученную лучину сушили под шестком, где находилась довольно большая ниша — подпечье, там же хранили кухонный инвентарь.
Использование
Древние славяне верили, что вещая сила живет в угольке, связке дров, в кочерге, в лучине. Поэтому, в старину огонь добывали старики и старухи из сухого дерева, а молодая невестка или сын зажигали лучиной новый огонь — затапливали им печи в избах и банях, на посиделках зажигали свечи или лучину.
Описание лучины можно встретить в письме валаамского старца по поводу намерений издать его письма. «В то время керосина не было еще, по ночам в избе работали с лучинкой. Я наблюдал за огнем, лучинку вставлял в светец, а угольки падали в приготовленный ушат с водой.» Зажигая лучину, на Руси говорили: «Святой огонешек, дайся нам!» Так как символ чистоты душевной — огонь не терпит ничего нечистого.
Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь, полная таких же забот и тревог, была еще впереди.
Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века, хотя и были оттеснены более современными средствами освещения типа свечей, керосиновых и масляных ламп, а позднее и электрическим освещением. Также лучина используется для розжига костров и самоваров.
В монастырском обиходе приготовление пищи обставлялось соответствующим ритуалом. Разжигание огня на кухне происходило так: утром повар отправлялся в храм, перед царскими вратами клал три земных поклона и просил огня у священника. Тот зажигал лучину от лампады у алтаря. Ею и воспламеняли дрова на кухне.
Горящую лучину или свечу должно было гасить благоговейно: пламя задувать губами, нагар снимать пальцами, а уцелевший остаток бережно класть на место; погасить же огонь как попало, т. е. ударить лучину об пол или затоптать ее ногою — считалось большим грехом, за который раздраженная стихия отплатит пожаром в доме нечестивца.
Любопытно, что лучина могла входить в состав натуральных оброков.
Светец
Украина, где в северной лесостепной части главным освещением также служила лучина (Волынь, Черниговщина, северные районы Киевщины и Харьковщины, почти до самых степей), не знала великорусского светца; здесь втыкали лучину в отверстие в обмазанной глиной стене; вбивали в стену железную «бабку» — нечто вроде подковы, только гораздо тоньше, с расщелиной для вставки лучинок; делали небольшие переносные лучинодержатели: скатывали комок глины, продавливали в нем несколько отверстий для вставления лучины и обжигали; изготовляли скйльник — в деревянный обрубок вставлялась палка с двумя железными крючками, в каждый крючок всаживалось по лучине с таким расчетом, чтобы, когда догорела одна, то зажечь другую. В Белоруссии также втыкали лучину прямо в стену или делали висячий светец — деревянный крюк с железными тисками для вставки лучиниц. На севере Черниговщины, в Волынском полесье и во многих местностях Белоруссии вплоть до коллективизации удерживался прибор, называемый лучник, лушник, свяцёльник (белор.) или світник, світич, світоч, світач, посеет (укр.). Он состоял из двух частей: подставки (для лучины), которую ставили на пол сбоку от входной двери, и суживающейся кверху вытяжной трубы над ней (для дыма), проходящей сквозь потолок и крышу; собственно эта вторая часть — труба — и называлась лучником (белор.) и бовдуром (укр.). Подставкой служил пень с поставленным на нем черепком или гладким камнем либо шест различной высоты; нижний конец шеста врубали в обрезок доски или обрубок дерева, на верхнем конце имелась железная решетка, на которой горело несколько коротких лучин или смолье, т. е. сердцевина смолистого дерева или расщепленные корни сосны. Иногда вместо подставки под отверстие бовдура вдалбливали ручкой в стену небольшую деревянную лопатку и на нее ставили черепок, на котором жгли смолье. Трубу изготовляли из выдолбленного ольхового ствола; иногда нижнюю ее часть, приходящуюся внутри хаты и имеющую форму раструба, выплетали из лозы или сшивали в виде конусообразного мешка из холста (внизу натягивали на обруч) и приделывали узкой верхней частью к выводной трубе (иногда сколоченной из досок). Все сооружение для безопасности от искр вымазывали глиной снаружи и внутри.
В фольклоре
В. М. Максимов. Бабушкины сказки. 1867
В русском языке есть выражение «Жив курилка». По мнению авторов Словаря русской фразеологии, этот оборот является осколком традиционной игровой формулы. Эта народная игра заключалась в передаче зажжённой или тлеющей лучины из рук в руки до тех пор, пока она не гасла. Игра сопровождалась песней:
Жив, жив курилка!
Жив, жив, да не умер.
А у нашего курилки
Ножки долгеньки,
Душа коротенька.
Под курилкой в этой песне подразумевается горящая лучина (от древнерусского глагола курити — «разжигать, раскладывать огонь, тлеть, едва гореть»). У древних горящий огонь ассоциировался с жизнью, а угасание огня — со смертью. Оборот «Жив курилка!» давно утратил связь с игрой. Теперь это просто одно из многих и многих устойчивых выражений, которое произносится с оттенком иронии, насмешки. Но, во времена наших предков, лучина с тлеющей головкой воспроизводила представления об умирающем и воскресающем божестве, требуюшим жертвоприношения. Поэтому оказалась возможна замена человека лучиной, и обряд, пусть ослабленный с точки зрения эффективности, продолжал существовать в ненаказуемой форме, сохраняя исходный смысл, а с забвением последнего выродился в детскую игру.
В песне «То не ветер ветку клонит» (стихи С. Стромилова, музыка А. Варламова) есть такая строфа:
Извела меня кручина,
Подколодная змея.
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!
Лучина в гаданиях и обрядах
Вера в то, что папоротник цветет раз в году, исходит, видимо, от того, что крестьяне, постоянно наблюдающие за природой, заметили, что цветут все растения, кроме одного, которое «не пускает цвету». Но они знали также, что всякое растение для размножения должно цвести, и происходит это, по их разумению, раз никто не видит, ночью; когда цветет все, — накануне Ивана Купала. А за зловеще светящийся цветок принимали, вероятно, светлячок, который дает фосфоресцирующий цвет, тем более что он даже носит имя Иванове. Но это слишком прозаическое объяснение, а все связанное с купальной ночью представляется на редкость романтическим. И прежде всего — обряд опускания в речные воды венков с зажженными свечами и лучиной. Завивали венки из Ивана-да-Марьи, чисто купального цветка, лопуха, богородицкой травы и медвежьих ушек. Если венок потонет сразу — суженый разлюбит. У кого венок дальше всех поплывет — будет счастливее всех, а у кого лучина или свеча дольше всего горит — проживет самую долгую жизнь.
Сосудов и кринок с напитками и кушаньями не советовали оставлять непокрытыми, опасаясь, чтобы нечистая сила не осквернила их; если нечем покрыть, то должно по крайней мере перекрестить или положить сверху две лучины накрест. Лучину, обмотанную куделью, клади в колыбель – от нечисти.Выходя из амбара, хозяин ломал лучины и клал обломки крест-накрест поверх зерна, отпугивая нечисть от запасов.
Кое-где соблюдался обычай бегать по полям с зажженными лучинами – для предохранения дойных коров от злых волшебниц. При пропаже коровы, теленка или овцы, если поиски оказывались тщетными, заонежане «рыли кресты», т. е. складывали кресты из лучины на лесных тропинках, произнося при этом соответствующее заклинание.
На Беларуси, накрыв стол, принято обнести его трижды зажженной лучиной, что являлось отголоском обряда окуривания, отогревания покойника.
Ивановские костры (ночь на Ивана Купалу), собственно, не что иное, как царь или князь-огонь, или живой огонь, добываемый посредством трения двух кусков дерева. Его почитают доныне между нашими поселянами за лучшее средство для прекращения моровых болезней и скотского падежа. Решивши на мирской сходке употребить это суеверное средство, все жители села в одно время тушат у себя всякого рода огни, в печах и даже перед святыми иконами, и, собравшись потом на высоком месте вне села, начинают добывать новый, живой огонь, зажигают им большой костер, через который прогоняют весь скот, а потом и разносят этот огонь по всем избам, затапливают им печи и зажигают лучины, свечи и лампады.
Самое добывание живого огня, как и зажигание Ивановских костров, поручается обыкновенно старикам, которые, как видно из этого обряда чисто общинного быта и из вышеупомянутой песни, исполняли должность жреца в общественном богослужении языческой России.
Поговорки
Дедовские свечки, лучинки с печки.
Не видал ты меня в красный день да при лучине.
Ни дров, ни лучины — живем без кручины.
Никого не бей лучиной: сухота нападет.
Из лучины не скласть полена.
Коли лучину вдоль, поперёк не расколешь.
Кручина иссушит в лучину.
Лучина с верою, чем не свеча?
Лучина трещит и мечет искры, к ненастью.
Лучина трещит, пыл с визгом по лучине, к морозу.
Не видал ты меня в красный день, да при лучине.
Посмотреть на него в красный день в белой рубашке да при лучинке.
Пошли наши лучинушки плясать!
Придет кручина, как нет ни дров, ни лучины.
Хоть лучинка, да мужчинка.
Щепай, дивчина, лучину, не держи кручину!
Лучинушка-лучина
Чем больше мы овладеваем знаниями т.н. квантовой физики, тем более понятными нам становятся технологии прошлого. И даже всем известный «свет лучины» обретает новый смысл и понимание… (ИНФОРМАЦИЯ ЭКСТРА-УРОВНЯ!)
Что такое светец, полагаю, подавляющему большинству читателей представлять не надо. Это нехитрое устройство предназначалось для освещения жилья, как сейчас говорят, эконом-класса. По сути это некая стоящая или подвешиваемая металлическая конструкция, в которой закрепляли деревянную лучину и поджигали. Получаемый таким образом свет и являлся конечным продуктом. Многочисленные писатели и поэты упоминали в своих произведениях, как длинными зимними вечерами крестьянки при свете лучин заготавливали пряжу, напевая свои песни. В домах классом выше и народ был богаче, по этому светец там не использовали, но могли позволить себе свечи. Это звучит, конечно, романтично, но у здравомыслящих людей сразу вызывает скептицизм.
Несмотря на очевидность технической несостоятельности подобной идеи использования светца, очень многие люди в настоящее время пытались реконструировать этот процесс получения света при помощи лучины. И все в один голос по итогам утверждали – это нонсенс. Во-первых, свет получался очень неяркий, во-вторых, лучина прогорала очень быстро, в третьих, при длительном использовании лучины небольшое помещение наполнялось дымом. Это ещё не говоря о пожарной безопасности. Пожаров в те времена боялись больше, чем эпидемий. Как же тогда работал тот самый светец?
Версий на этот счёт также много. Защитники теории деревянных лучин на полном серьёзе заявляют, что в данном случае использовался специальный вид дерева. И при заготовке лучин их пропитывали специальным составом. Звучит правдиво, но в этом случае проще использовать обычную масляную лампу примитивной конструкции, с фитилём. Они тоже как будто бы использовались также массово, как и светец. А когда у нас вообще деревянные щепки стали называть лучинами? По сложившейся традиции, процитируем самого великого классика русского языка.
Данный поэт превыше всякой критики, но в данном случае всё же хочется сказать пару слов. Прочитайте внимательно весь стих. Это, кстати, единственный случай, когда поэт в своих произведениях упоминает слово “лучина” (по крайней мере, по версии Google). И почему вдруг он ведёт стих ровными четверостишиями, а в конце вдруг обрывает одно наполовину? Возможно, утомился от тяжёлого поэтического труда и уснул недописав, а потом забыл. Возможно, был случай, аналогичный мультфильму “Трое из Простоквашино”, когда две нижних строки приписал кто-то другой. Но скорее всего, стихотворение было полным, просто далее поэт написал про лучину то, что сейчас обывателю знать совсем не обязательно. Эти строки очень аляповато удалили, оставив другую половину четверостишия на месте. И ведь действительно, какая горящая деревянная щепка может быть на мчащейся тройке? Нонсенс. Скорее всего, деревянная щепка стала лучиной уже гораздо позже смерти поэта, когда реконструкторы истории начали адаптировать имеющиеся факты под прошлое для поколения с перезагруженной памятью. А до этой перезагрузки лучинами называли совсем другие вещи. А какие?
Как мы помним, при качестве изоляции проводов конца 19 века любое использование их таким вот образом привело бы к замыканию очень скоро. Там совершенно нет изолированных проводов. А те самые жгутики были обычной голой медной (или латунной) проволокой, служили они для перемещения вверх-вниз непонятного подвеса (про него была в той статье отдельная история). В этом подвесе и был секрет фокуса горения ламп, но об этом позже.
Для особо сомневающихся приведу ещё одно фото.
Это и есть тот самый загадочный “молочный шар”, который упоминался во всех трудах по описаниям систем иллюминаций 17,18 и 19 веков. Вероятно, на него ссылался в своих произведениях Ломоносов. И ещё много кто его описывал. Взгляните, как он подключен. Просто два неизолированных провода, присоединённые к корпусу люстры. И эти два провода были нужны только для связки таких шаров в гирлянды.
Вифлеем, интерьер храма, 19 век
Вероятно, этот шар и послужил прообразом современных осветительных приборов “под старину”, встречающихся в российских городах повсеместно, например в метро. Только на проволоки его не подвешивают, а устанавливают на бронзовые колонны. Это тоже своего рода светец. Ну или забытая ныне энергетика прошлого.
И всё же, какая стихия давала свет в подобных приборах? Вопрос по прежнему остаётся открытым. Современная наука объясняет горение таких электроприборов тем, что питающая сеть создаёт ионизацию находящегося внутри ламп инертного газа, а та в свою очередь вызывает свечение. Вроде бы просто и понятно, но антикварный аукцион выдаёт новые интересные вещи.
Это обычный демонстрационный прибор электрических эффектов. Вероятно, он являлся оборудованием для школьных опытов по физике того времени или просто детской игрушкой. В его основе лежало свечение “трубок Гейслера“, которые по сути были газоразрядными лампами, в электрическом поле. А это электрическое поле в свою очередь создавала катушка Румкорфа. Ничего в общем необычного, если бы не этикетка, лежащая внизу этого лота.
Оказывается, все эти трубки ни много, ни мало вакуумные. Если перевести на обычный язык, то в них ничего нет. Ни инертных газов, ни капель ртути, ни люминофорных напылений на стенках, как в современных осветительных приборах. Вообще ничего. Конечно же, идеального вакуума в рукотворном виде не бывает, и будем считать, что здесь внутри трубок был сильно разреженный воздух.
Декоративность таким трубкам придавали только цветом стекла, из которого их изготавливали. И свет горящего в них вакуума (звучит вызывающе) при обычном прозрачном стекле был всегда одинаковым.
Что горело таким красивым светом в этом самом вакууме?
В центре этой архитектурной композиции (см. ниже) на каком-то из соборов мы можем увидеть такую же деталь, только в очень укрупнённом виде. Не знаю, как она называется в архитектуре (архитекторы, вам слово). Понятное дело, после некой “революции” с этой детали полностью исчезли настоящие вазы. Собственно, они исчезли и с подавляющего большинства подобных архитектурных деталей по всему миру. Их заменили бутафорскими вазами, статуями, или даже просто оставили пустое место. И если мы мысленно оголим металлосвязи из этой части собора и представим на ней те же вазы вместо херувимов и непонятного предмета в центре, то мы снова получаем светец (взгляните на фото утюга выше). Вопрос – что стояло в нише этой архитектурной детали ранее, вместо статуи? С боков стоят колокола, что в общем понятно (это отдельный вопрос). Они привлекали внимание людей акустическим сигналом. А в этой нише стояло нечто более грандиозное. Если там стоял огромный прожектор, то на площади перед этим зданием всегда было светло как днём. А если стояло какое-нибудь устройство для воздействия на мозг человека, то даже описывать происходившее вокруг не берусь. Кстати, если кто-нибудь был в Милане, в главном соборе Дуомо, и обратил внимание на ниши внутри, не даст соврать – статуи в них поставили настолько топорно, что местами выпиливали часть ниши. Статуи были сняты явно с другого места и не было возможности найти другие.
В первоначальном виде на подобных архитектурных деталях всегда стояли вазы, примерно как на этом фото. Что же в них было? А то же самое, что и в плойках, в гирях самоваров и в подвесах на люстре (см. выше). Там было вещество, которое вызывало возмущение всех тех непонятных стихий, которыми искусно управлял в своё время господин Румкорф, присоединяя свою катушку к металлосвязям подобных зданий (это та самая батарея, которой нет ни на одном рисунке). И результатом этого возмущения были энергетические проявления. В данном случае согласно фото благодаря вазам горела вывеска, расположенная на фасаде дома прямо под ними. Это тоже был своего рода светец. Не исключено, что горела не только вывеска, а все осветительные приборы внутри здания. И кроме них, грелись утюги и прочие предметы, для этого предназначенные. Как говорится, масштабность действия не имеет значения, если всё идёт по плану. Неужели это всё планировали обычные люди с подручными средствами, не имея учёную степень?
Тут, пожалуй, давайте начнём с того, что люди до этой самой непонятной “революции” не усложняли себе жизнь и не загромождали свой мозг ненужной информацией. Все указанные выше стихии, которыми они добивались подобных чудес, были им хорошо известны. В каком виде они их изображали и как классифицировали, нам доподлинно сейчас не известно. Из того, что у нас есть сейчас, имеется только Периодическая таблица химических элементов. Понятное дело, сейчас в ней обозначения этих стихий совершенно нет. Имеется много споров о том, что современная Периодическая таблица ещё совсем недавно была в некотором роде урезана, и из неё исчезли те самые химические элементы, взаимодействие которых мы и понимаем сейчас как те самые стихии. А давайте проведём небольшую творческую работу и попробуем эти химические элементы воссоздать. Естественно, воссоздать условно, используя символику известной настольной игры.
Кстати, домино подобного рода, на 8 значений, в 19 веке вовсю использовалось. Подтверждений этому достаточно много.
В тех же аукционах антиквариата имеется множество подобных наборов домино, которые с такой особенностью почему-то называют военными (“military domino set”). Терзают смутные сомнения, что в штабах тех армий не только играли в домино, но и делали им что-то другое наряду с картами и курвиметрами. Ну да ладно, теперь начнём думать.
Допустим, все наши стихии создаются химическими элементами, расположенными в порядке их активности согласно периодической таблицы. Слева – самый неактивный и самый лёгкий элемент, который не участвует в химических реакциях. Справа – самый тяжёлый и активный элемент. Наверное, больше всего на эту роль подходит теплород. В реакциях горения углеводородов, например, он замещается кислородом, и выделяется, что говорит о его свойствах вступать в химические реакции где-то там, в недрах земли, при определённых условиях.
Где-то в этом же ряду, наверное, присутствует тот самый “электрон”. Не зря же в почти официальных определениях кислотного аккумулятора он участвует в реакциях как почти самостоятельный химический элемент.
И где-то наверное рядом с ним в левую сторону присутствуют светород, магнитород и другие *-роды, о которых мы можем только догадываться. Естественно, их свойства с уменьшением веса изменяются, они теряют возможность вступать в реакции и их энергетический потенциал уменьшается. Ну и какую-то часть из них человек способен распознать органами чувств, а какую-то – нет (или мы сами так для себя считаем).
Допустим, что все эти вещества в равной степени растворены в окружающем пространстве, и их общее количество в элементарном объёме составляет константу (собственно, как и сумма очков в наборе домино). Это имеется даже в том вакууме, о котором было указано выше. Каждое из этих веществ может взаимодействовать друг с другом механически, например повышение концентрации одного вещества в движении вытесняет вещество с более высоким номером, и наоборот. И таким образом, при направленном движении этих веществ в материалах с разными условиями проходимости концентрация одних веществ уменьшается, а других наоборот, пополняется извне. Это и есть та самая радиантная (лучевая) энергия в радиантных трубках (надпись на той самой трубке Геслера). Всё давно уже было известно.
Пополнение определённых веществ, осуществляемое циклически, и вызывает энергетическое проявление – нагрев, освещение и т.п., что мы в общем и наблюдаем на такой конструкции, как светец.
Таким образом, меняя взаимный баланс этих веществ в средах с разными свойствами, мы имеем пополнение отдельных веществ в том же объёме за счёт внешнего проникновения. К примеру, за счёт изменения концентрации “электронов” в реостате за счёт его более высокого по отношению к проводам сопротивления в него начинает извне поступать теплород, и далее в реостате происходит то, что всем хорошо известно.
Каждое из этих веществ может взаимодействовать друг с другом, и в электрической цепи именно это и происходит. Итоговый баланс этого полного взаимодействия мы и наблюдаем в виде измеряемых параметров. И взаимодействие каждой пары веществ обозначено в тех же самых костях домино. Наверное, любую (даже однопроводную) электрическую цепь можно представить в виде замкнутой цепи из домино. И не просто представить, а смоделировать. Чем, собственно, древние мастера и занимались, не имея четырёхэтажных дифференциальных уравнений и званий профессуры. Неспроста имеются даже наборы домино, где кроме точек есть ещё и направление. Владея забытыми секретами этой с позволения сказать игры, они могли составить абсолютно любую электрическую цепь. Естественно, зная при этом, какому материалу и узлу соответствует определённая кость домино. Сравнивать при этом наш уровень развития, полагаю, бессмысленно. Это то же самое, как например возбудить аккумулятором все 8 стихий и принять их накопление лампой накаливания, в которой только одна из стихий – свет – является полезной. В домино это будет выглядеть как замкнутая цепь из трёх костяшек – “пусто:7”-“7:1”-“1:пусто” (аккумулятор-лампа-провод). Это стрельба из пушки по воробьям. Представить ассоциацию с домино сложно, но попробуйте. Чуть сложнее в домино будет выглядеть накопление светорода в лампе накаливания при помощи вилки Авраменко. Впрочем, будем считать это в части домино чушью, крамолой и фантазией автора.
А всё же, какие количественные параметры какой среды измерялись подобными приборами?