Что такое лпа в бухгалтерии

Что необходимо предусмотреть в ЛПА организации при суммированном учете рабочего времени?

В силу производственной необходимости многие организации применяют суммированный учет рабочего времени. Оплата труда при таком учете имеет множество особенностей. Расскажем, на что необходимо обратить внимание в локальных правовых актах (ЛПА) организации во избежание ошибок при начислении заработной платы.

Оплата труда работников при суммированном учете рабочего времени производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении, ином ЛПА или нанимателем (ст. 61 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК), т.е. работникам с суммированным учетом оплата труда может быть установлена:

1) на основе месячной тарифной ставки (должностного оклада).

Должностной оклад (тарифная ставка) – это фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых обязанностей за один календарный месяц, полностью отработанный, без учета компенсационных и стимулирующих выплат. При такой системе оплаты работник, выполнивший в месяце предусмотренные нормы труда, должен получить полную сумму оклада. Как именно распределены в течение каждого месяца учетного периода рабочие часы, значения не имеет;

2) на основе часовых тарифных ставок (должностных окладов).

При оплате труда на основе часовых тарифных ставок (должностных окладов) при различной занятости в течение учетного периода работник получит за каждый месяц сумму заработной платы, соответствующую фактически отработанному времени. При определении размеров оплаты труда на основе часовых тарифных ставок наниматель самостоятельно устанавливает порядок расчета часовых тарифных ставок, который, как правило, не меняется в течение календарного года (учетного периода).

Систему оплаты труда можно пересмотреть как с начала, так и в течение учетного периода. Наниматель обязан уведомить работников о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда не позднее чем за 1 месяц (ст. 65 ТК). Однако такое изменение возможно лишь с согласия работников (ст. 32 ТК).

Все изменения по оплате труда должны быть отражены в ЛПА организации, а в контракты работников – внесены соответствующие поправки.

При принятии решения о применении суммированного учета рабочего времени в организации необходимо издать ЛПА о введении суммированного учета, где необходимо определить:

• учетный период, который может определяться календарными периодами (месяц, квартал), иными периодами (часть пятая ст. 126 ТК);

• порядок оплата труда работников, работающих в режиме суммированного учета рабочего времени, и если она будет на основе часовых тарифных ставок, то установить размер часовых тарифных ставок.

При суммированном учете рабочего времени важно определить время, которое является сверхурочным. Сверхурочной считается работа, выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности (ст. 119 ТК). Время, подлежащее компенсации как сверхурочное, определяется как разница между фактически отработанным временем согласно табелю и нормой рабочего времени, установленной графиком работы за учетный период.

Работникам с повременной оплатой труда за каждый час работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, производится доплата в размере не ниже часовых тарифных ставок (ст. 69 ТК). Конкретный размер компенсации за работу в сверхурочное время организация должна определить самостоятельно, законодатель определил лишь нижний предел доплаты. Например, доплата может производиться в двойном размере часовой тарифной ставки или в размере 120 % часовой тарифной ставки.

Сверхурочная работа для работников с суммированным учетом рабочего времени определяется как работа сверх запланированной в графике работ, т.е. сравнивается фактически отработанное работником время с рабочим временем, которое является его расчетной нормой.

Кроме переработок, при суммированном учете рабочего времени работники часто работают в ночное время: ночным считается время с 22:00 до 6:00 (ст. 117 ТК). Учет ночного времени производится в табеле учета рабочего времени путем его суммирования за отчетный месяц.

Компенсация за работу в ночное время производится в размере не ниже 20 % часовой тарифной ставки (ст. 70 ТК). Конкретный размер доплаты производится в размере, установленном ЛПА нанимателя (например, размер доплаты за работу в ночное время составляет 40 % часовой тарифной ставки).

Кроме того, для работников с суммированным учетом рабочего времени в соответствии с графиком работ праздничный день может являться либо рабочим, либо выходным днем.

Работа не производится в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими (ст. 147 ТК). Работа в государственные праздники и праздничные дни оплачивается не ниже чем в двойном размере (часть первая ст. 69 ТК). При этом для работников, получающих месячный оклад, оплата производится в размере не ниже одинарной часовой тарифной ставки (оклада) сверх месячного оклада, если работа производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не ниже двойной часовой тарифной ставки (оклада) сверх месячного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы (часть третья ст. 69 ТК).

Источник

Как и зачем бухгалтеру вести забалансовые счета: проводки, оценка, инвентаризация

Что такое лпа в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое лпа в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое лпа в бухгалтерии. Картинка про Что такое лпа в бухгалтерии. Фото Что такое лпа в бухгалтерии

О них часто забывают и считают неважными — еще бы, ведь забалансовые счета не фигурируют в отчетах и не оказывают влияние на финансовые результаты. Но на самом деле их тоже нужно контролировать, а в конце года проводить инвентаризацию, как и по другим счета бухучета. Разберемся с загадочными забалансовыми счетами: что на них отражается, зачем они нужны и как их закрыть.

Что такое — забалансовый счет?

Как и следует из названия — это счета, не учитываемые в балансе. На них отражаются сведения об имуществе, которое не является собственностью организации, но находится в ее распоряжении, или об отдельных обязательствах.

Учет на этих счетах ведется без двойной записи. Для проводок используются только Дебет и Кредит соответствующего счета. По дебету — получение имущества, обязательства, по кредиту — их списание, выбытие матценностей, прекращение обязательств.

Счета за балансом предназначены для контроля и учета, поэтому не стоит относится к ним легкомысленно. Например, при выездной проверке у вас могут запросить данные по забалансу и аналитике учтенного там имущества. Кроме того, такую информацию могут попросить и учредители. Допустим, заходят уточнить какая недвижимость, по какой оценке, где именно сдана предприятием в аренду.

Для управленческого учета эти данные тоже важны — без них точных сведений о положении организации не получить.

Если вас это не пугает, то может в качестве мотивации выступит штраф за недостоверную или искаженную информацию учета: для должностного лица (директора и / или главного бухгалтера) — от 5 до 10 тыс. руб. (ст. 15.11 КОАП РФ).

Виды забалансовых счетов и учет на них

На счете 001 «Арендованные основные средства» отражается имущество, полученное в аренду.

С учетом того, что с 2022 года вступает в силу ФСБУ 25/2018 нужно учесть некоторые нюансы.

Что касается аренды автомобилей, то их обычно арендуют на срок менее года и их учет никак не изменится.

По собственным ОС, переданным в аренду, учет ведется на счете 011, в разрезе арендаторов, договоров и имущества.

Здесь нужно учитывать, например, товары, которые поступили в организацию, но она еще не получила на них право собственности.

Пример : организация купила партию бумаги для МФУ на перепродажу, оплатила 50% стоимости поставщику 01 ноября 2021 года. По договору право собственности на товар переходит к покупателю после полной его оплаты. Еще 50% стоимости партии покупатель перечислил 16 ноября 2021 года. В период с 1 по 15 ноября товар учитывался за балансом по Дебету счета 002.

Также на счете 002 учитываются те МПЗ, которые списаны в бухучете, но по факту продолжают использоваться. Например, компания купила и списала в расходы недорогой инструмент. Хотя фактически его стоимость в БУ равна нулю, сам инструмент рабочие будут использовать долгое время. Его учет ведется по Дебету счета 002, а при списании отражается по Кредиту счета.

А еще для учета собственных МПЗ, которые продолжают эксплуатироваться после списания в бухгалтерском учете, можно открыть и отдельный забалансовый счет. Закон этого не запрещает.

Есть и другие счета, связанные с учетом имущества:

На них учитывают имущество, которое другая организация, ИП или физлицо передало для проведения каких-то манипуляций. Права собственности нет, а учесть материалы, товары или оборудование как-то надо, чтобы не потерялось. Аналитика ведется по контрагентам, договорам и самому имуществу.

Пример : Дебет 004 — 5 000 рублей, приняты товары комиссионером для продажи по стоимости, указанной в передаточном акте от комитента. Кредит 004 — 2 000 рублей, проданы товары по договору комиссии, списание на основании отчета комиссионера.

Кроме того, сейчас БСО могут быть и электронными. Те же билеты, к примеру. Можно ли рассматривать коды маркировки в качестве БСО? Нет. Затраты на коды — операционные, учитывать коды за балансом не нужно.

По счету 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» ведется учет неисполненных вашими должниками обязательств, срок — 5 лет после списания. Зачем учитывать такие безнадежные долги? Вот примеры нескольких причин:

По истечение пяти лет долг списывается проводкой Кредит 007.

Вовремя проводите сверки с контрагентами. Подписанный акт сверки — согласие дебитора с долгом и продление срока исковой давности. Проще и быстрее всего проводить сверку через ЭДО.

По счетам 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» и 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» собирается информации о наличии и движении различных гарантийных обязательств и обеспечений.

Примерами могут служить: залог имущества по договору займа, обеспечение при участии в госзакупках, гарантийные обязательства при продаже оборудования и т.д.

В случае если по данным бухучета размер гарантии нельзя установить, то сумма определяется на основании условий договора.

Инвентаризация забалансовых счетов

К концу года по всем счетам стоит провести проверку, инвентаризацию числящегося на них имущества и обязательств. Если обнаружены неточности, нужно внести корректировку, если имущество, подлежащее учету, отсутствует — составить акт и бухгалтерскую справку и списать его.

Например, бухгалтер обнаружил, что инструменты, которые числились на счете 002 успели прийти в негодность, сломаться и были сданы в металлолом. Нужно составить бухгалтерскую справку, указать в ней подтверждающие документы (акт сдачи в металлолом, заключение эксперта о поломке и др.) и сделать проводку Кредит 002 по списанному инструменту.

Как вы догадались, на 31 декабря на забалансовых счетах может быть остаток. Он обязательно должен быть дебетовым. Если у вас остаток в кредите забалансового счета — что-то пошло не так.

Важные нюансы по имуществу, учитываемому на забалансовых счетах:

Онлайн-Спринтер — для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в срок по актуальным формам. Загружайте или создавайте отчеты прямо в сервисе, проверяйте их перед отправкой, проводите сверки с ФНС.

Источник

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.

Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.

Законодательное регламентирование и основные определения бухучета

На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.

Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.

Основные определения бухгалтерского учета

Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:

Кто может заниматься бухучетом

На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:

Причины необходимости ведения бухучета

Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.

В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:

Цели бухучета

Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:

Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.

Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.

Объекты бухгалтерского учета

Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:

Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.

Основные задачи бухгалтерского учета

Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:

Основополагающие принципы бухгалтерского учета

В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:

1С:Бухгалтерия 8

«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!

Источник

Корпоративная мобильная связь: организуем использование

Организация планирует обеспечить работников SIM-картами и мобильными телефонами. Какие правила стоит установить для использования корпоративной мобильной связи (КМС)? Как оформить передачу SIM-карт и мобильных телефонов работникам? Разбираемся в материале.

1. В каком документе установить правила использования КМС

Законодательством не установлено, в какой именно форме следует закреплять правила использования КМС в организации. Варианты документов могут быть следующими:

приказ руководителя организации (по основной деятельности). Отдельные объемные по своему содержанию вопросы могут предусматриваться в приложениях к нему (например, список лиц, которым предоставляется КМС, и т.д.).

При издании приказа следует помнить о правилах делопроизводства. Приказ нужно зарегистрировать в журнале регистрации (подп. 139.9 п. 139, ч. 1, 2 подп. 142.3 п. 142 Инструкции по делопроизводству). В журнал вносится запись о приказе, которой присваивается очередной порядковый номер. Данный номер затем переносится на сам приказ в качестве его регистрационного индекса. Как правило, в регистрационном индексе приказа по основной деятельности дополнительные условные обозначения (в частности, литеры «ОД») не проставляются, поскольку являются излишними. Вместе с тем использование подобных литер нарушением не будет. Если приказ будет иметь приложение, то в основном тексте приказа нужно сделать указание наподобие «согласно приложению», «приложение 1» и т.п. Отдельную отметку о наличии приложения (в виде «Приложение: на 2 л. в 1 экз.») в конце приказа ставить не нужно (ч. 12 п. 56 Инструкции по делопроизводству);

— ЛПА организации. Например, Положение об использовании корпоративной мобильной связи. Отдельные вопросы допускается прописать в отдельно изданном приказе или приложении к ЛПА. Это целесообразно делать, если в дальнейшем предполагается возможное частое изменение таких положений или они значительные по объему. К примеру, лимиты на использование КМС, перечень работников, которые будут обеспечиваться КМС, и т.п.

При разработке ЛПА также нужно соблюдать правила делопроизводства. В частности, ЛПА подлежит регистрации (абз. 4 ч. 1 п. 18, п. 139 Инструкции по делопроизводству).

Помимо этого, во внутренней документации организации может быть предусмотрено, что такой документ следует:

утвердить руководителю организации (ч. 17 п. 52 Инструкции по делопроизводству);

согласовать. Например, с юридическим отделом и отделом по учету заработной платы (п. 59, 61 Инструкции по делопроизводству).

Чтобы работники знали о правилах использования КМС, а также от них можно было требовать исполнения установленных правил, с разработанным приказом или ЛПА под подпись нужно ознакомить:

— работников, которым будет предоставлено право пользования КМС;

— работников, чью трудовую деятельность затронули данные правила (в частности, ответственного за выдачу SIM-карт и мобильных телефонов).

Варианты оформления такого ознакомления могут быть следующими (ч. 13 п. 99 Инструкции по делопроизводству):

— оформление отметок об ознакомлении в самом приказе или ЛПА (на лицевой или оборотной стороне);

— составление отдельного документа — листа ознакомления. Он прилагается к приказу или ЛПА. Составление отдельного листа ознакомления целесообразно, когда с приказом необходимо ознакомить большое количество работников.

Наниматель может самостоятельно решить, в каком документе закрепить правила использования КМС — приказе или ЛПА. Ввиду большого объема вопросов, которые целесообразно урегулировать, как правило, такие правила закрепляются в ЛПА. Однако дальнейшее внесение в него корректировок может стать более затратным по времени. Например, ввиду необходимости согласования.

Далее в статье документ, в котором закреплены правила использования КМС, независимо от его вида, мы будем именовать документом о КМС.

2. Что предусмотреть в документе о КМС

Законодательство не регламентирует, какие именно правила использования КМС должны быть определены в организации. На наш взгляд, в документе о КМС целесообразно установить:

1) категории работников, которые будут обеспечиваться КМС. В частности, это могут быть работники, которым в силу своей профессиональной деятельности необходимо часто совершать звонки: менеджеры по продажам, специалисты по работе с клиентами и т.п. В зависимости от возможностей и потребностей организации может быть установлено, что КМС обеспечиваются:

— некоторые категории работников. В данном случае устанавливается перечень должностей служащих (профессий рабочих) либо пофамильный перечень. На наш взгляд, чтобы в дальнейшем не пришлось вносить корректировки в установленные правила (например, в случае увольнения или перевода сотрудника), лучше прописать наименования должностей (профессий), а не фамилии;

— все работники организации. В таком случае перечень работников не составляется. В правилах можно прописать, что КМС обеспечиваются все работники организации.

Пример 1

Корпоративной мобильной связью обеспечиваются лица, занимающие следующие должности служащих (профессии рабочих):

специалиста отдела продаж;

Пример 2

Корпоративной мобильной связью обеспечиваются все работники ООО «Полоса»;

2) порядок выдачи корпоративных SIM-карт, мобильных телефонов. Целесообразно определить лицо, ответственное за выдачу средств КМС, а также указать, что при их передаче составляется акт или иной документ, подтверждающий выдачу такого имущества работнику. Данный документ необходим для отражения передачи имущества в бухгалтерском учете.

Пример 3

Предоставление средств корпоративной мобильной связи осуществляется у главного бухгалтера с оформлением акта приема-передачи;

3) правила использования корпоративных SIM-карт. В частности, установить:

— время, в течение которого допускается использовать КМС. Например, в течение рабочего дня по будням. Отметим, что работникам, которым установлен ненормированный рабочий день, нецелесообразно устанавливать допустимое время использования КМС;

— запрет на использование КМС в личных целях;

— запрет на передачу средств КМС (SIM-карт и мобильных телефонов) третьим лицам;

— возможность использования КМС в заграничной командировке (роуминг) и т.д.;

4) порядок возврата корпоративных SIM-карт и мобильных телефонов. В частности, установить, какому уполномоченному должностному лицу и в какие сроки работник обязуется вернуть данное имущество, если он увольняется или переводится на другую должность, при занятии которой КМС не предоставляется.

Пример 4

В случае перевода работника на должность, не включенную в перечень должностей, обеспечиваемых корпоративной мобильной связью, исключения должности работника из вышеуказанного перечня работник обязан в течение 5 рабочих дней сдать по акту приема-передачи выделенные ему средства корпоративной мобильной связи.

В случае увольнения работника он обязан не позднее дня увольнения сдать по акту приема-передачи выделенные ему средства корпоративной мобильной связи.

Возврат средств корпоративной мобильной связи осуществляется главному бухгалтеру.

Если организация желает обеспечить постоянный контроль использования работниками КМС, то в документе о КМС можно предусмотреть:

— лимиты на использование КМС и порядок возмещения расходов, осуществленных сверх лимита. Устанавливать такие лимиты не стоит, если организация будет использовать безлимитный тариф мобильной связи. В ином случае лимиты можно определить, чтобы работники знали ограничения, то есть предел расходов на мобильную связь, которые будет нести сама организация. В последующем, если работник допустит превышение установленного лимита, у организации будет основание для удержания из его зарплаты стоимости сверхлимитных разговоров.

Обратите внимание, что не всегда целесообразно требовать от работника возмещения перерасходованных средств. Например, если работник превысил лимит в результате проведения переговоров, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Такие моменты также целесообразно оговорить в документе о КМС.

Пример 5

Лимит расходов на корпоративную мобильную связь устанавливается на месяц в размере 25 руб. Не использованный в течение установленного периода остаток лимита аннулируется.

В случае превышения установленного лимита в результате проведения переговоров, связанных с исполнением должностных обязанностей, работник должен письменно обосновать необходимость проведения данных переговоров в объяснительной записке на имя главного бухгалтера.

При превышении установленного лимита сумма расходов, не подтвержденная производственной необходимостью, возмещается из личных средств работника. Возмещение перерасходованных средств на использование мобильной связи осуществляется работником путем внесения денежных средств в кассу организации в течение 10 дней с момента окончания месяца.

Невнесение средств для оплаты перерасхода лимита является основанием для невыделения лимита на следующие периоды и для взыскания таких средств с заработной платы работника в порядке, установленном законодательством;

— порядок ведения учета использования работником КМС. Такой учет необходим, к примеру, чтобы организация могла выявить нарушения, в частности превышение установленных лимитов, использование КМС в нерабочее время или для личных целей. Для этого может использоваться детализация звонков оператора мобильной связи по каждому абонентскому номеру, в которой содержится информация о номерах абонентов, времени соединения и продолжительности звонков и т.д.

Пример 6

Учет расходования средств на использование мобильной связи ведет главный бухгалтер на основании данных, в том числе детализации звонков, предоставляемых оператором мобильной связи.

В случае выявления факта превышения лимита на использование КМС главный бухгалтер информирует об этом работника путем рассылки уведомления по электронной почте. Неполучение уведомления работником не освобождает его от возмещения перерасхода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *