Что такое ложный запуск авиадвигателя
Ложный запуск
Останов двигателя
Двигатели можно останавливать каждый в отдельности или оба вместе.
Останов двигателя выполняется в следующем порядке:
— после опробования силовой установки и систем вертолета выключить потребители электроэнергии, за исключением приборов, контролирующих работу силовой установки;
— повернуть рукоятку коррекции влево до упора и на режиме малого газа в течение 4—5 мин охладить двигатели. В условиях повышенной запыленности время охлаждения сократить до 1—2 мин;
— установить ручку управления вертолетом в положение на себя на одно деление по указателю ТРИММЕРЫ и рычагом стоп-крана выключить двигатель (при остановке прослушать, нет ли в двигателе посторонних шумов; при необходимости замерить время выбега ротора турбокомпрессора, которое должно быть не менее 25 с);
— после полной остановки двигателя закрыть пожарный кран и выключить подкачивающие насосы;
— перед выходом из кабины поставить на тормоз несущий винт, выключить АЗС всех потребителей и выключить источники питания.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:
1. Торможение несущего винта при боковом ветре справа более 3 м/с запрещается.
2. При останове двигателей на время более 10 мин произвести холодную прокрутку через 2 мин после останова.
В случае посадки вне аэродрома или на аэродром, на котором нет наземных источников питания, холодную прокрутку одного двигателя рекомендуется производить от генератора работающего двигателя, прокрутку которого после его останова производить от бортовых аккумуляторных батарей.
Примечание. В случае непреднамеренного останова двигателя закрытием пожарного крана вопрос о дальнейшей эксплуатации двигателя должен быть согласован с представителем завода — изготовителя двигателя.
Ложный запуск производится при необходимости проверки работы систем, участвующих в запуске, при определении оборотов раскрутки турбокомпрессора стартером от источника питания, а также при проведении консервации и расконсервации двигателя.
Ложный запуск производится в таком же порядке, как и обычный запуск, но без поджигания топлива и может быть осуществлен:
— при проведении консервации и расконсервации двигателя, а также при проверке работы систем, участвующих в запуске, — с открытым стоп-краном;
— при определении раскрутки турбокомпрессора стартером от источника питания, при проверке работы свечи зажигания пускового воспламенителя, при продувке двигателя после расконсервации — с закрытым стоп-краном.
При проведении ложного запуска с открытым стоп-краном питание агрегата зажигания должно быть отключено (отсоединен низковольтный провод агрегата зажигания).
Время цикла пусковой панели при ложном запуске такое же, как при обычном запуске.
Примечание. После ложного запуска с открытым стоп-краном необходимо произвести холодную прокрутку двигателя вышеуказанным способом.
Глава III
ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ
Руление выполнять только вперед по твердой и ровной поверхности грунта, не допуская «взвешенного» состояния вертолета. При рулении вертолет устойчив и легко управляем. Во всех случаях, когда из-за состояния грунта выполнять руление невозможно, вместо руления производить подлеты на малой высоте (см. «Полеты на малой высоте»).
Руление производить при положении рычага «шаг-газ» на нижнем упоре (1° по указателю) при правом положении рукоятки коррекции.
Перед выполнением руления летчик обязан:
— убедиться, что показания всех приборов нормальные и на пути руления нет препятствий,
— убедиться, что при температуре наружного воздуха ниже +5° С включена система обогрева ПВД,
— установить связь с командным пунктом и получить разрешение на выруливание;
— подать команду убрать колодки из-под колес шасси;
— проверить готовность экипажа к рулению по контрольной карте (приложение 7)
Для страгивания вертолета с места необходимо:
— повернуть рукоятку коррекции вправо до упора при положении рычага «шаг-газ» 1° по указателю и, не допуски перемещения вертолета, выждать, пока обороты несущего винта установятся в пределах 73-80 %,
— плавным отклонением ручки управления от себя перевести вертолет на поступательное движение.
При длительном рулении снять усилия с ручки управлении триммерами.
Скорость, руления по бетонной дорожке не допускать более 10 км/ч, в остальных случаях она не должна превышать скорости быстро идущего человека. В зависимости от окружающей обстановки и состояния грунта скорость руления регулировать отклонениями ручки управления, изменением мощности двигателей, не допуская падения оборотов несущего винта ниже 70 %, и тормозами колес.
Руление допускается при скорости ветра не более 12 м/с. При скорости ветра от 12 до 15 м/с вместо руления производить буксировку вертолета или подлет против ветра.
При рулении с боковым ветром вертолет имеет тенденцию к развороту против ветра. Разворот вертолета парировать отклонением педалей, а кренение — ручкой управления.
Развороты на рулении выполнять плавным отклонением педалей, не допуская разворотов с малым радиусом на повышенной скорости, так как при энергичных разворотах имеет место тенденция вертолета к перемещению юзом.
Для прекращения юза, возникающего при развороте, уменьшить мощность двигателей, плавно отклонить педаль в сторону юза и остановить вертолет. Дальнейшие развороты выполнять на меньшей скорости руления.
При ухудшении видимости впереди вертолета из-за пыли, или снежного вихря, поднятого несущим, винтом, остановить вертолет, для чего ручку управления взять на себя, полностью убрать коррекцию и использовать тормоза колес. Руление продолжать после восстановления видимости впереди вертолета.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:1. При появлении на рулении нарастающих колебаний вертолета уменьшить мощность двигателей до минимальной (убрать коррекцию), уменьшить скорость руления или полностью остановить вертолет. Если после этого колебания вертолета не прекращаются или продолжают возрастать, немедленно выключить двигатели.
2. При удержании вертолета от перемещения юзом или кренения дача педали в сторону, противоположную юзу или кренению, запрещается.
Ложный запуск ГТД
232. Ложный запуск ГТД
Принудительная раскрутка ротора ГТД пусковым устройством с подачей топлива в камеру сгорания при выключенной системе зажигания
Смотреть что такое «Ложный запуск ГТД» в других словарях:
ложный запуск ГТД — ложный запуск ЛЗ Принудительная раскрутка, ротора ГТД пусковым устройством с подачей топлива в камеру сгорания при выключенной системе зажигания. [ГОСТ 23851 79] Тематики двигатели летательных аппаратов Синонимы ЛЗложный запуск EN wet motoring DE … Справочник технического переводчика
«Ложный» запуск ГТД — Раскрутка ротора ГТД с подачей основного топлива или смазки в камеры сгорания при выключенной системе зажигания Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Процессы запуска ГТД — Запуск, холодная прокрутка, «ложный» запуск ГТД Источник: ОСТ 1 00381 80: Системы запуска э … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 23851-79: Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23851 79: Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения оригинал документа: 293. Аварийное выключение ГТД Аварийное выключение Ндп. Аварийное отключение ГТД D. Notausschaltung Е. Emergency shutdown F. Arrêt urgent… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОСТ 1 00381-80: Системы запуска электрические авиационных газотурбинных двигателей. Требования к методам испытаний на самолетах (вертолетах) — Терминология ОСТ 1 00381 80: Системы запуска электрические авиационных газотурбинных двигателей. Требования к методам испытаний на самолетах (вертолетах): «Бедная» граница по расходу топлива Расход топлива в процессе запуска ГТД, при котором… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Система запуска обеспечивает запуск, прекращение запуска и останов двигателя, проведение холодной прокрутки и ложного запуска и работу стартера-генератора в генераторном режиме
Агрегаты системы запуска расположены на двигателе:
— стартер-генератор СТГ-3 2-й серии;
— агрегат зажигания КР-12СИ;
— пусковая свеча СД-55АНМ;
и на вертолете (пожарный клапан, автоматическая панель запуска АПД-9В, дифференциально-минимальное реле ДМР-200Д, регулятор напряжения РН-120У, автомат защиты сети от перенапряжения АЗП-8М, выносное сопротивление ВС-25ТВ, реле максимальных оборотов РМО-16, переключатели, реле, АЗСы, сигнальные лампы).
Работа системы запуска:
— при нажатии кнопки «ЗАПУСК» вступает в работу АПД-9В (загорается табло «АВТОМАТ ВКЛЮЧЕН»);
— через 5 с подается питание на СТГ-3 через пусковое сопротивление, пусковой насос, клапан пускового топлива и агрегат зажигания.
— через 6 с подается питание на клапан подачи пускового топлива к рабочим форсункам и клапан останова НР-9В;
— через 6,5 с шунтируется пусковое сопротивление цепи стартер-генератора, который начинает более интенсивную раскрутку ротора двигателя;
—— через 12 с снимается питание с клапана пускового топлива, агрегата зажигания и пусковой свечи, клапана подачи пускового топлива на рабочие форсунки, пускового насоса.
В процессе запуска двигателя при понижении силы тока, потребляемого стартер-генератором до 70. 50 А (что происходит при частоте вращения ротора двигателя 17000. 25000 об/мин) реле РМО-16 отключит его питание. После отключения стартер-генератора двигатель выводится на режим холостого хода (загорается табло «ОБОРОТЫ НОРМА») избыточной мощностью турбины.
Через 30 с гаснет табло «АВТОМАТ ВКЛЮЧЕН» (отключается АПД-9В).
Если в течение 20 с токовое реле не отключит стартер-генератор от бортсети и двигатель за это время не выйдет на режим холостого хода (не достигнет номинальных оборотов), то стартер-генератор и двигатель (снимется напряжение с клапана останова) будут отключены панелью запуска.
Включение стартера-генератора на бортсеть осуществляется выключателем ДМР-200Д и происходит в тот момент, когда напряжение генератора превысит напряжение бортсети. РН-120У поддерживает при этом напряжение на клеммах стартера-генератора постоянным. ВС-25ТВ регулирует уровень напряжения стартера-генератора в пределах ±10%.
Останов двигателя производится нажатием на кнопку «Останов» или выключателем предельной частоты вращения насоса-регулятора.
Ложный запуск происходит аналогично запуску двигателя, но зажигание не включается.
Холодная прокрутка производится без включения зажигания и подачи пускового и рабочего топлива.
Длительность холодной прокрутки и ложного запуска 20 с.
Управление и контроль работы АИ-9В
Органы управления и контроля работы двигателя АИ-9В размещены на средней панели электропульта. На пульте управления запуском имеются:
· переключатель рода работы «ЗАПУСК-ПРОКРУТ-ЛОЖНЫЙ ЗАПУСК»;
· табло «АВТОМАТ ВКЛЮЧЕН», «ДАВ МАСЛ НОРМА», «ОБОРОТЫ НОРМА», «ОБОРОТЫ ПРЕДЕЛ»;
· а также кнопки «ЗАПУСК» и «ВЫКЛ АИ-9В».
На этой же панели размещены указатель термометра ТСТ-282С и указатель манометра давления воздуха в системе отбора воздуха.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Системы запуска газотурбинных двигателей
Запуском авиадвигателя (АД) называется процесс вывода его на минимальный режим устойчивой работы, т.е. на режим малого газа (МГ).
Чтобы запустить двигатель необходимо выполнить условие:
Принудительно раскрутить ротор АД (за счет энергии внешних источников) и создать такую частоту вращения, при которой обеспечивалось бы необходимое количество воздуха в камере сгорания и давление воздухо-воздушной смеси
Необходимо подвести пусковое топливо
Воспламенить пусковое топливо
В очаг пламени подать топливо и обеспечить устойчивую работу авиадвигателя
Перечисленные условия выполняются специальными пусковыми устройствами: стартерами, пусковыми топливными системами, системы зажигания и аппаратуры управления.
Запуск АД является важным моментом, т.к. он существенно влияет на боеготовность самолета. Исходя из этого, к системам запуска предъявляется ряд требований:
Обеспечение надёжности запуска
Минимальное время запуска
Автоматизация всех операций при запуске
Обеспечение автономного запуска
Основные этапы запуска
Процесс запуска АД может быть представлен в виде трех этапов, следующих один за другим.
На первом этапе, который осуществляется от начала раскрутки ротора до пусковой частоты вращения n1. В раскрутке ротора участвует только стартер. При n1 в камере сгорания создается расход воздуха и давление, которое является благоприятным для воспламенения топливо-воздушной смеси. В конце первого этапа включается система зажигания и пусковая топливная система. Происходит воспламенение т-в смеси, в очаг пламени впрыскивается рабочее топливо и начинает работать турбина.
На втором этапе ротор АД раскручивается под действием момента стартера и момента турбины. При частоте вращения n2 момент турбины равен:
Частота вращения n2 является такой, при которой АД работает в неустойчивом режиме. Поэтому необходимо производить дальнейшую раскрутку ротора АД до частоты сопровождения n3.
На третьем этапе. При n3 турбина имеет избыточный момент, достаточный для раскрутки ротора АД и стартер можно отключать.
От n3 до n4 турбина раскручивает ротор АД и при частоте вращения n4 двигатель выходит на режим устойчивой работы, т.е. на режим малого газа.
В некоторых двигателях все три этапа запуска не являются обязательными. Может отсутствовать третий режим.
Мощность стартера выбирается таким образом, что Мстарт.>Мстатич.
Для ускорения процесса запуска АД мощность стартера имеет следующую зависимость: для повышения скорости запуска в два раза, мощность стартера надо увеличить в четыре раза.
Особенности запуска на земле и в воздухе
Особенностью запуска в воздухе является то, что за счет набегающего потока воздуха авиадвигатель авторотирует, т.е. самовращается. Поэтому для запуска АД в воздухе достаточно подать и поджечь топливо. Для надёжного запуска на больших высотах необходимо так же осуществлять подпитку кислородом. Иногда применяют встречный запуск, т.е. на работающем АД включается пусковая топливная система, система зажигания и кислородной подпитки в момент, предшествующий возможному срыву потока в пламени камере сгорания.
При запуске АД на земле различают:
автономный запуск (от бортовых источников питания)
запуск от аэродромного источника
консервация (используется когда необходимо длительное хранение самолета. При этом вместо керосина подается масло. Осуществляется раскрутка АД, происходит смазка двигателя, система зажигания не включается.
Для облегчения запуска на земле желательно снижение Мкомпрессора. Для этого часть воздуха, проходящего через компрессор, сливается в атмосферу через клапаны перепуска воздуха, которые находятся за 2-3 ступенью компрессора.
При запуске АД на земле для исключения перегрева двигателя и облегчения запуска на самолётах с регулируемым выходным соплом, створки сопла открываются на максимальную величину.
Основные способы запуска ГТД
Основными способами запуска газотурбинного двигателя являются:
2) Турбостартерный запуск с помощью электростартера. Достигается высокая мощность при малом расходе энергии.
3) Пневматический запуск. В этом случае сжатый воздух подается либо от аэродромного источника, либо от бортового туброкомпрессора.
Методы управления электростартерами в процессе запуска ГТД
Разгон электростартера типа ГСР-СТ осуществляется ступенчато:
На первом этапе запуска в цепь якоря электростартера включается пусковое сопротивление Rп, при ток якоря и момент небольшой. В начальный момент запуска частота вращения мала, и благоприятна для выборки люфтов в схеме запуска, осуществляется безударная сцепка выходного вала стартера с валом стартера.
По мере роста частоты вращения ток в якорной цепи уменьшается:
На втором этапе пусковое сопротивление Rп шунтируется. Ток якоря резко возрастает, увеличивается частота вращения. С ростом оборотов ток якоря падает.
На третьем этапе аккумуляторные батареи с параллельного включения переключаются на последовательное, при этом напряжение возрастает с 24 В до 48 В (схема запуска 24/48). С увеличением Iя возрастают обороты, что приводит к снижению тока якоря.
На четвертом этапе в цепь параллельной обмотки возбуждения стартера включается Rдоп При этом увеличивется ток якоря, возрастают обороты вращения, это приводит к уменьшению тока якоря.
В стартерах типа СТГ, которые имеют только параллельную обмотку возбуждения, разгон в процессе запуска осуществляется плавно. При этом снижаются потери энегрии и повышается КПД при запуске АД. Плавные изменения магнитного потока в процессе запуска осуществляется с помощью угольного регулятора тока типа типа РУТ.
В отличие от угольного регулятора напряжения (УРН), в РУТ электромагнитные усилия не растягивают, а сжимают угольный столб.
Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 1140 ; Мы поможем в написании вашей работы!
САМОВЫКЛЮЧЕНИЕ И ЗАПУСК ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В ПОЛЕТЕ
При полете на больших высотах не исключена возможность самовыключения газотурбинных двигателей, что объясняется сужением диапазона устойчивой работы камер сгорания с подъемом на высоту (рис. 26.5). По мере увеличения высоты понижаются давление и температура воздуха на входе в камеры сгорания, уменьшается давление топлива перед форсунками и, следовательно, ухудшается качество распыла топлива Последнее является причиной уменьшения скорости его сгорания и повышения температуры газа, так как догорание топлива происходит ближе к турбине При этом снижается и полнота сгорания. В этих условиях на переходных режимах, особенно при резком изменении положения РУД, когда коэффициент избытка воздуха меняется в широких пределах, может произойти срыв пламени
Причиной самовыключения двигателя в полете может также явиться и помпаж компрессора. Имели место случаи самовыключения двигателей вследствие перехода в помпажиый режим при глубоком дросселировании. Известно, что у ТРД с высоконапорными осевыми компрессорами характеристика совместной работы турбины и компрессора на малых и средних частотах вращения близко подходит к границе неустойчивой работы.
Неустойчивая работа двигателя на режиме малого газа может также вызываться изменением помпажных характеристик в процессе эксплуатации двигателей или нарушением регулировки открытия ленты (клапанов) перепуска воздуха
из-за компрессора. рис 265 j>1тшв! ШС дщшона устоя-
Другими возможными при — чивой работы камер сгорания с подь — чинами самовыключения дви — ежмг на высоту гателей в полете могут явить — £K*&.SSS,. ІГЙЙЙ
ся: выключение ИЛИ отказ В emeu
работе насосов подкачки, резкие эволюции самолета особенно т кие, которые связаны с уменьшением подачи и а в КМс!“ сгорания, чрезмерное изменение положения peryj ирующей ИГ1Ы воздухозаборника, включение и выключение форсажных камер Во всех этих случаях так или иначе нарушается соотношение между количествами подаваемых в двигатель топлива и воздуха, что вызывает изменение коэффициента избытки воздуха а В тех случаях когда а выходит за пределы устойчивой работы камер сгораю] происходит срыв пламени.
Самовыключение двигателя может сопровождаться увеличением давления топлива перед форсунками и, следовательно, увеличением подачи его в камеры сгорания. Это объясняется стремлением центробежного регулятора сохранить заданное значение частоты вра щення В связи с этим при начавшемся срыве пламени в камерах сгорания п отсутствии специальных устройств не рекомендуется пытаться восстанавливать работу двигателя включением зажигания, так как это может вызвать сильный хлопок и даже разрыв камер сгорания.
Рассмотрим условия запуска остановившегося двигателя в полете. В полете ротор остановившегося двигателя авторотнрует под действием энергии набегающего потока. Поэтому под запуском двигателя в полете понимается переходный процесс, при котором двигатель с режима авторотации переходит па режим малого газа за счет возобновления горения в камерах сгорания. На запуск двигателя в полете оказывают влияние давление, температура и скорость воздуха на входе в двигатель, коэффициент избытка воздуха Я качество распыла топлива форсунками. При этом, чем выше давление и температура воздуха на входе в камеры сгорания на режиме авторотации, тем благоприятнее условия смесеобразования, а следовательно, и запуска двигателя. Низкие температуры и давление, наоборот, ухудшают условия запуска. Значения этих параметров в камерах сгорания па режиме авторотации мало отличаются от их значений в заторможенном набегающем потоке воздуха и, следовательно, зависят от скорости и высоты полета. Большие скорости воздуха в камере сгорания ухудшают условия воспламенения топлива и создания устойчивою факела пламени.
На успех запуска двигателя в полете также оказывает влияние соотношение частоты вращения на режиме малого газа и частоты вращения при авторотации. При постоянной приборной скорости полета частота вращения ротора двигателя при авторотации п:,„т с увеличением — высоты возрастает, что объясняется увеличением перепада на последних ступенях компрессора н на турбине. Частота вращении на режиме малого газа пМ1. многих двигателей с системами регулирования, обеспечивающими постоянный расход топтн-
и продолжительность запуска. При этом возникает грева двигателя.
Таким образом, условия запуска в полете ухудшаются по мере увеличения высоты как из-за понижения давления и температуры воздуха на входе в камеру сгорания, так н за счет увеличения диапазона между частотами вращения пыт и Лапт Учитывая также сужение диапазона устойчивой ра боты камер сгорания, для запуска двигателей на больших высотах требуется более точная дозировка топлива Для этого нужны специальные автоматические системы При отсутствии таких систем процесс запуска двигателя на больших высотах, как правило, более
замедленный, иногда сопровождается «зависанием частоты вращения», повышением температуры и в ряде случаев помпажоч Эго вызывается обогащением топливной смеси, низкой (полнотой сгорания, малыми перепадами давления на турбине. Максимальная высота надежного запуска серийных двигателей находится в пределах 9—10 км При наличии специальных устройств оиа может быть увеличена
Образование пускового факела и воспламенение основного топлива в значительной мере зависят от эффективности пускового воспламенителя. Основным недостатком существующих воспламенителей является зависимость их работы от условий полета (давления, температуры окружающего воздуха и скорости в камере сгорания). Эффективность пускового воспламенителя зависит также от качества распыла топлива, определяемого давлением перед форсунками, типом форсунок н сортом топлива, от надежности работы системы зажигания в высотных условиях.
Улучшение условий образования пускового факела может быть достигнуто следующими способами:
надежной дозировкой подаваемого топлива;
применением свечей поверхностного разряда, обеспечивающих большее выделение тепловой энергии при меньшем пробивном напряжении;
применением ямпульсатора топлива, который обеспечивает пульсирующую подачу топлива в пусковые форсунки в тем самым улучшает условия его воспламенения, особенно при низких температурах и на больших высотах;
электрообогревом пусковых форсунок;
применением форкамервых пусковых j стройств с кислородной подпиткой.
поел, днем из mix. Ранее зывалось, что низкие Давления п температуры, а акже ы. н кие скорости воздуха на входе в камеры сгорания затруди ют создание уст turns. (j;i, кела пламени пусковыми а роиствамн, так как условия смесеобразовании при этом ухудшаются, а набегающий с большой скоростью воздушный поток сдувает появляющееся пламя
В связи с этим возникла необходимость пусковое устройство выполнять в специальной форкамере (рис. 267), работающей независимо от окружающей среды В форкамеру подают в необходимом количестве бензин и сжатый воздух от самостоятельных систем при определенных давленнях. В смесительной камере с помощью специального устройства подготавливается горючая смесь, которая поджигается свечой. Образующийся факел пламени достаточно устойчив, от динамического действия набегающего потока он защищен юбкой форкамеры. Для повышения эффективности работы форкамерного пускового устройства иа больших высотах предусматривается кислородная подпитка.
Однако создание надежного факела пламени нс может решить полностью проблему запуска двигателей на больших высотах, так как после зажигания основного топлива разгон двигателя с частоты вращения при авторотации до частоты вращения на режиме малого газа, как указывалось выше, весьма затруднен. Это вынуждает в ряде случаев при останове двигателя на большой высоте снижаться до высоты надежного запуска Это пока является слабым местом существующих систем запуска двигателей в полете Решение этой проблемы возможно или путем разработки систем запуска с возможностью обеспечения подкрутки ротора двигателя в полете до необходимой частоты вращения, или применения систем регулирования, обеспечивающих частоту вращения на режиме малого газа пмг с подъемом на высоту постоянной
В заключение рассмотрим действия пилота при запуске выключенного ТРД в полете. Запускать в полете разрешается только исправный двигатель, когда экипажу известна причина его остановки и то, что запуск не угрожает безопасности полета. После выключении двигателя должна быть прекращена подача топлива переводом рычага управления двигателем в положение «Стоп» Если полет производился иа больших высотах, необходимо снизиться н » в зону высот надежного запуска для данного типа летать П0Н, И аппарата, установить рекомендуемые в руководстве по лет. ного плуатации скорость полета и частоту вращения гірн авто»0’1 ЭКС
•івіігатепя Перед запуском убедиться, что пожарный кран открыт, после чего нажать кнопку «Запуск в воздухе», через 3—5 с перевести рычаг управления двигателем из положення «Стоп» в положение «Малый газ». О характере процесса запуска двигателя судят по росту частоты вращения и значению температуры газа
Обычно в начальный период запуска горение топлива происходит при малых значениях и (богатых смесях), поэтому после воспламенения топлива и незначительного увеличения частоты вращения может возникнуть явление «зависания» частоты вращения, сопровождающееся высокими значениями температуры газа В связи с этим при запуске двигателя в полете рекомендуется ручная корректировка подачи топлива путем перемещения рычага управления двигателем из положения «Малый газ» в направлении положения «Стоп» и обратно Этим пилот подбирает оптимальную подачу топлива. Кнопку «Запуск в воздухе» отпускают, когда частота вращения уверенно растет После выхода двигателя на режим малого газа рекомендуется поработать на нем не менее одной минуты, а затем уже устанавливать необходимый для полета режим.
В том случае, когда в течение минуты с момента нажатия иа кнопку «Запуск в воздухе» частота вращения не увеличивается, запуск двигателя прекращают (отпускают кнопку) и убирают рычаг управления двигателем в положение «Стоп». Перед повторной попыткой запуска необходимо снизиться на меньшую высоту почета, двигатель продуть на режиме авторотации продолжительностью не менее 30 с и повторить запуск. Ранее отмечалось, что чем ниже высота полета, тем лучше условия дли запуска двигателей в полете. Однако по соображениям безопасности полетов на высотах ниже 2 км производить запуск двигателя не рекомендуется.
При запуске турбовинтового двигателя в почете выполняют в основном те же операции, что н для ТРД. Необходимо убедиться, что выключатель снятия винтов с упора находится в положении «Винт на упоре». После включения кнопки «Запуск в воздухе» через 3— 5 с винт выводят из флюгерного положения и по достижении частоты вращения, указанной в инструкции для данного тнгщ летательного аппарата, кнопку флюгирования отпускают.
Учитывая, что в процессе вывода впита из флюгерного положения и запуска двигателя появляется отрицательная тяга, отчего будет создаваться крен и разворачивающий момент в сторону за пускаемого двигателя, необходимо заранее создать крен (8—10°) в противоположную сторону, а в процессе запуска парировать разворачивающий момент.